Чем является направление несовершеннолетнего в сувузт

Обновлено: 28.06.2024

Цель работы - теоретический анализ норм, регулирующих общественные отношения, связанные с реализацией принудительной меры воспитательного воздействия, предусмотренной ч. 2 ст. 92 УК РФ, и деятельностью специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.
Цель исследования обусловливает и круг взаимосвязанных задач, решение которых и составляет содержание настоящей работы:
определить понятие, цели и правовую природу указанной меры;
дать характеристику правовых основ реализации указанной меры, выявить ее положительные стороны и недостатки;
определить роль специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа в предупреждения преступлений среди несовершеннолетних.

Файлы: 1 файл

направление в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа несовершеннолетних осужденных.doc

В преступности несовершеннолетних в России в последние годы прослеживаются неблагоприятные тенденции: увеличение удельного веса преступности несовершеннолетних в преступности в целом, преобладание в структуре подростковой преступности доли тяжких преступлений, рост групповой и рецидивной преступности несовершеннолетних. Обусловлено такое положение в преступности несовершеннолетних не только негативными социальными процессами, но и несовершенством системы предупреждения преступности данного вида.

Важной мерой предупреждения преступности несовершеннолетних является уголовная ответственность. Уголовное наказание может служить основанием закрепления у несовершеннолетнего негативных, криминальных установок, что достигается утратой положительных и приобретением криминальных связей. В качестве альтернативной меры принудительного воспитательного воздействия на несовершеннолетних в случаях совершения ими общественно опасного деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также при совершении уголовного преступления, в законодательстве и практике рассматривается помещение несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органа управления образованием.

В настоящее время в России функционируют 60 специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, расположенных в 47 субъектах РФ, в том числе и в Тверской области. Помещение в данные учреждения, являясь принудительной мерой воспитательного воздействия, может рассматриваться в контексте реализации принципа максимального содействия благополучию несовершеннолетнего, поскольку указанная мера направлена на ресоциализацию несовершеннолетнего преступника.

Проблемы, возникающие при назначении и реализации принудительной меры воспитательного воздействия, предусмотренной ч. 2 ст. 92 УК РФ, недостаточная исследованность указанной меры, особенно на стадии ее назначения, делают особо актуальным исследование указанной меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. Данная проблема в науке разработана очень слабо. Имеются лишь отдельные публикации, посвященные этой теме, в связи с этим анализу такой меры, как помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа уделяется явно недостаточное внимание. Все изложенное обусловило выбор темы исследования, его цели и задачи.

Цель работы - теоретический анализ норм, регулирующих общественные отношения, связанные с реализацией принудительной меры воспитательного воздействия, предусмотренной ч. 2 ст. 92 УК РФ, и деятельностью специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.

Цель исследования обусловливает и круг взаимосвязанных задач, решение которых и составляет содержание настоящей работы:

  • определить понятие, цели и правовую природу указанной меры;
  • дать характеристику правовых основ реализации указанной меры, выявить ее положительные стороны и недостатки;
  • определить роль специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа в предупреждения преступлений среди несовершеннолетних.

ПОМЕЩЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПРАВОНАРУШ ИТЕЛЯ В СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Согласно уголовному законодательству несовершеннолетнему правонарушителю, совершившему общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом, могут быть назначены принудительные меры воспитательного воздействия. Часть 2 ст. 87 УК РФ позволяет рассматривать их как одну из мер уголовно-правового характера.

Освобождение судом от наказания несовершеннолетнего осужденного и применение к нему такой меры уголовно-правового воздействия, как помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, предусмотрено ч. 2 ст. 92 Уголовного кодекса РФ. Она применима только в отношении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, совершившего преступление средней тяжести или тяжкое преступление.

Несмотря на то, что направление несовершеннолетних осужденных в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа не имеет в судебной практике широкого распространения, ч. 2 ст. 92 УК РФ все же реально используется судами при рассмотрении уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних. Например, в 2011 г. в России условное осуждение было назначено 59%, реальное лишение свободы - 24,2% от общего числа осужденных подростков. Только 1,2% несовершеннолетних, освобожденных от наказания, помещены в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, еще 1,4% - назначены иные принудительные меры воспитательного воздействия 2 . Причин такой низкой востребованности принудительных мер воспитательного воздействия несколько. Одна из них - существующее состояние законодательной базы, регламентирующей назначение и непосредственное исполнение данных мер. Содержание нормативных актов, определяющих эти процедуры и в первую очередь касающихся исполнения принудительных мер воспитательного воздействия, не отвечает требованиям, которые должны предъявляться к ним: лаконичность, ясность, полнота, исключение двусмысленности, использование единой терминологии. Поэтому необходимы тщательная проработка компонентов различных уровней и восполнение содержания нормативной базы, регламентирующей их реализацию.

Порядок применения данной меры регламентируется ч. 2 - 5 ст. 92 УК РФ. Основанием помещения несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием является следующая совокупность условий, установленных законом.

Во-вторых, осужденному несовершеннолетнему назначено наказание в виде лишения свободы. Таким образом, если несовершеннолетний осужден к иным видам наказания, то в зависимости от категории совершенного преступления правовые последствия могут быть различными:

- при осуждении за совершение преступления средней тяжести суд может либо освободить от наказания с применением мер воспитательного воздействия, предусмотренных ч. 2 ст. 90 УК РФ, либо назначить несовершеннолетнему наказание, учитывая положения уголовного закона;

- при осуждении за совершение тяжкого преступления суд может лишь назначить ему наказание в соответствии с требованиями, установленными УК РФ.

Следовательно, помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием рассматривается законодателем как мера, альтернативная не любому виду наказания, а именно лишению свободы.

В-третьих, признано, что подросток нуждается в особых условиях воспитания, обучения и требует специального педагогического подхода. Нуждаемость в коррекции поведения как одно из необходимых условий освобождения подростка от наказания и помещения его в СУВУЗТ устанавливается до принятия судом окончательного решения с учетом требований ч. 1 ст. 421 УПК РФ. Социальная и нравственная запущенность подростков при наличии отрицательного влияния на них со стороны неблагополучной семьи или ближайшего окружения, развитие у них криминальных и иных антиобщественных навыков, ориентаций, привычек, с одной стороны, и незавершенность процесса формирования личности, возможность его корректирования путем целенаправленного, организованного и систематического воздействия - с другой, являются теми обстоятельствами, учет которых позволит принять справедливое и обоснованное решение о форме реакции со стороны государства на совершенное подростком преступление 3 .

Таким образом, помещение несовершеннолетнего в специальное учебно- воспитательное учреждение служит неким компромиссом между применением принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ч. 2 ст. 90 УК РФ, и наказанием в виде лишения свободы, достижение которого подчинено принципам справедливости и целесообразности применения мер уголовно-правового характера в каждом конкретном случае совершения преступления подростком.

Проведенный анализ законодательства и подзаконных актов, регламентирующих направление в специальные учебно- воспитательные учреждения закрытого типа несовершеннолетних осужденных, освобожденных от наказания в соответствии с ч. 2 ст. 92 УК РФ, позволяет сформулировать следующие выводы:


Указанные учреждения организуют психолого-медико-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних и участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними; осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществляют их медицинское обеспечение, получение ими начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Помещение несовершеннолетнего в учреждение закрытого типа применяется как принудительная мера воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода.

В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в соответствии с законодательством об образовании могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от 11 до 18 лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода в случаях, если они: не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность; достигли возраста, предусмотренного частями первой или второй статьи 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, и не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими; осуждены за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления и освобождены судом от наказания в порядке, предусмотренном частью второй статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Основаниями содержания несовершеннолетних в специальных учебно- воспитательных учреждениях закрытого типа являются: постановление или приговор суда.

Несовершеннолетний может быть направлен в специальное учебно- воспитательное учреждение закрытого типа до достижения им возраста 18 лет, но не более чем на три года.

Несовершеннолетние, их родители или иные законные представители, уклоняющиеся от явки в суд, могут быть по постановлению судьи подвергнуты приводу. Поэтому указанным лицам изначально необходимо разъяснить, что в случае уклонения от явки в суд они могут быть подвергнуты приводу.

До рассмотрения судьей материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа такие лица могут быть направлены на срок до 30 суток в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел на основании постановления судьи

В случае необходимости завершения освоения несовершеннолетним соответствующих образовательных программ или завершения профессионального обучения продление срока пребывания его в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа по истечении срока, установленного судом, либо по достижении несовершеннолетним возраста 18 лет осуществляется по постановлению судьи по месту нахождения учреждения только на основании ходатайства несовершеннолетнего.

Досрочное прекращение пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа в случае, если по заключению психолого-медико-педагогической комиссии указанного учреждения несовершеннолетний не нуждается в дальнейшем применении этой меры воздействия или у него выявлены заболевания, препятствующие содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа.

В случаях самовольного ухода несовершеннолетнего из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа, невозвращения его в указанное учреждение из отпуска, а также в других случаях уклонения несовершеннолетнего от пребывания в указанном учреждении суд по месту нахождения специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа на основании представления администрации учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения учреждения вправе восстановить срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно- воспитательном учреждении закрытого типа.

— нуждающихся в особых условиях воспитания, в Рос. Федерации учебные заведения для лиц, совершивших социально опасные деяния (правонарушения или преступления, но освобождённых по возрасту от уголовной ответственности) (см. Преступность несовершеннолетних, Уголовная ответственность несовершеннолетних). Находятся в ведении Министерства образования РФ. К С.у.-в.у. относятся специальные общеобразовательные школы и специальные ПТУ (создаются с 1964 раздельно для мальчиков и девочек). Подразделяются на два вида: открытого и закрытого типа.

К учреждениям открытого типа относятся специальные общеобразовательные школы; специальные ПТУ и другие учреждения для несовершеннолетних от 8 до 18 лет. Дети принимаются в эти учреждения на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, заключения медико-педагогической комиссии и с согласия несовершеннолетних, достигших 14-летнего возраста, их родителей или законных представителей. Осн. задачи С.у.-в.у. открытого типа: исправление и социальная реабилитация детей и подростков, их общее и профессиональное обучение. К С.у.-в.у. закрытого типа относятся: специальные общеобразовательные школы; специальные профессиональные училища, специальные (коррекционные) образовательные учреждения. В учебно-воспитательные учреждения закрытого типа направляются дети в возрасте от 11 до 18 лет: по постановлению судьи - несовершеннолетние, не подлежащие уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность, и несовершеннолетние, достигшие возраста уголовной ответственности, но не подлежащие ей вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, что не позволяло в момент совершения общественно опасного деяния в полной мере оценивать фактический характер и общественную опасность своего действия или бездействия или руководить им; по приговору суда - несовершеннолетние, осуждённые за совершение преступления средней тяжести и освобождённые от наказания в соответствии со статьёй 92 Уголовного кодекса РФ. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа предназначены для несовершеннолетних, имеющих нарушения в психофизическом развитии и (или) заболевания.

Специальные ПТУ предназначены для подростков и юношей 14-18 лет. Воспитанники содержатся в училище от одного до 3 лет. Переведённым из специальных школ время пребывания в школе засчитывается в 3-летний срок содержания в специальном ПТУ. После 18 лет воспитанники могут оставаться в ПТУ в порядке исключения для завершения обучения и закрепления результатов исправления, но не более чем на один учебный год. Учащиеся, доказавшие своё исправление примерным поведением и хорошей учёбой, до окончания срока пребывания могут переводиться в ПТУ общего типа или трудоустраиваться. Не исправившиеся подростки, а также поступившие в ПТУ с достаточной профессиональной подготовкой направляются на работу в учебные производственные мастерские и продолжают обучение в общеобразовательной школе. По типу воспитательных систем специальные ПТУ находятся между обычными ПТУ и воспитательными колониями. Для воспитанников специальных ПТУ устанавливается сокращённая рабочая неделя и оплата труда в таком же размере, как и взрослым рабочим при полной продолжительности рабочей недели. По окончании обучения воспитанникам присваивается производственная квалификация и выдаётся аттестат (свидетельство) без указания, что документы получены в специальных ПТУ. За качество производственного обучения и воспитания отвечают мастера производственного обучения и преподаватели.

В С.у.-в.у. обеспечивается круглосуточный надзор и контроль за поведением воспитанников, исключающий возможность их свободного выхода за пределы учреждения. Воспитывающий характер педагогического режима заключается в целесообразно продуманной организации жизни подростков, развитии социально полезных интересов, гуманном отношении к каждому воспитаннику в сочетании с высокой требовательностью и дисциплиной. Применяются методы убеждения, принуждения, поощрения и т.п. Воспитанникам разрешается получение и отправление писем, посылок. Активно используется самоуправление. Создаются общественные попечительские советы. Администрация и педагогический коллектив обязаны поддерживать связь с родителями (переписка, личные беседы, родительские собрания и др.).

Подготовка кадров воспитателей, учителей, мастеров для С.у.-в.у. ведётся в Коломенском педагогическом институте.

Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека . 2006 .

Специальные учебно-воспитательные учреждения для несо­вершеннолетних правонарушителей можно разделить на следу­ющие виды:

• специальные общеобразовательные школы;

• специальные профессиональные училища;

• специальные (коррекционные) общеобразовательные шко­лы и специальные (коррекционные) профессиональные учили­ща для детей и подростков с отклонениями в развитии (задер­жкой психического развития и легкими формами умственнойотсталости), совершивших общественно опасные деяния.

Как правило, создаются отдельные учреждения для мальчи­ков и для девочек. Однако при наличии соответствующих усло­вий возможно создание смешанных учреждений с совместным содержанием и обучением мальчиков и девочек.

Учреждения могут быть открытого и закрытого типа.

Основной функцией специального учебно-воспитательного учреждения для несовершеннолетних правонарушителей явля­ется обеспечение их психологической, медицинской и социаль­ной реабилитацией, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) обще­го и профессионального образования.

Учреждение открытого типа выполняет профилактическую функцию и создается для детей и подростков:

— с устойчивым противоправным (девиантным) поведением;

— подвергшихся любым формам психологического насилия;

— отказывающихся посещать общеобразовательные учреждения, испытывающих трудности в общении с родителями.

Учреждение открытого типа может быть государственным, муниципальным или негосударственным.

Учреждение закрытого типа создается для несовершеннолет­них с делинквентным поведением, т. е. совершивших обществен­но опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и тре­бующих специального педагогического подхода. Учреждение закрытого типа может быть только государственным.

Использование специальных учебных заведений в профилак­тике правонарушений несовершеннолетних — одно из направ­лений деятельности органов внутренних дел.

Основной задачей указанных учреждений является коррек­ция поведения, обучение и подготовка к общественно полезной деятельности несовершеннолетних путем применения к воспи­танникам педагогических методов с обязательным охватом об­щеобразовательным и профессиональным обучением и привле­чением их к труду. При этом проведение воспитательной, куль­турно-массовой и спортивной работы сочетается с определен­ным режимом содержания.

В том случае, если возникает необходимость направления несо­вершеннолетнего правонарушителя в специальное учебное заве­дение, сотрудники ОППН оформляют заявку на получение путе­вки для такого ребенка, которая направляется в Комиссию по де­лам несовершеннолетних и защите их прав при соответствующей Администрации (районной, городской и др.). Комиссия рассмат­ривает заявку, выносит постановление о направлении несовершеннолетнего правонарушителя в специальное учреждение (11-14 лет — в специальные школы, 14-18 лет — в специальные профессио­нальные училища) и выписывает ему путевку.

Благодаря введению такой формы работы с воспитанниками появилась реальная возможность сокращать сроки пребывания несовершеннолетних в специальных учебных заведениях. Это имеет очень большое значение, поскольку число таких учебных заведений ограниченно и они не могут сегодня принять на пе­ревоспитание всех правонарушителей, которые в этом нужда­ются.

Кроме того, для более эффективного использования возмож­ностей по своевременной изоляции подростков-правонаруши­телей с помощью направления их в специальные учебно-воспи­тательные учреждения необходимо пересмотреть перечень ме­дицинских противопоказаний, который на сегодняшний день не позволяет изолировать значительное количество несовер­шеннолетних, в результате чего они очень скоро попадают на скамью подсудимых, а затем и в места лишения свободы.

Индивидуаль­ная социально-педагогическая деятельность с подростком в колонии по его реабилитации.

Учитывая положение Конвенции ООН по правам ребёнка, отражающую лишь ми­нимальные стандартные правила, касающиеся отправления правосудия в отношении несовер­шеннолетних, лишённых свободы, международ­ная тюремная реформа "РRI" считает, что надлежа­щее правосудие в отношении несовершеннолетних не может существовать без действий системы обра­зования и социальной поддержки. Помочь подрост­кам, нарушившим закон, сталь законопослушными взрослыми людьми гораздо больше в состоянии родители, учителя, социальные работники и педа­гоги, психологи, нежели милиция, суд и тюрьма.




В каждом муниципальном подразделении существует комиссия по делам несовершеннолет­них, которая в соответствии с законодательством наделена довольно большими карательными пол­номочиями в решении судьбы несовершеннолет­них. Однако репрессивные меры воздействия не всегда оказывают должное влияние на профилак­тику девиантного поведения подростков. И концепция развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года предполагает гуманизацию закона по отношению к несовершеннолетним

. Вот по­чему социально-педагогическая отечественная и международная практика с этой возрастной груп­пой предлагает ненасильственные методы соци­ально-профилактической работы: помочь детям в трудоустройстве, обустроить желающих учиться, привлечь к административной ответственности родителей, нарушающих права ребёнка и т. п. В этих случаях комиссия для оказания конструктивной помощи подростку (а это возможно при условии учёта всех обстоятельств правонарушения) может воспользоваться более полной информацией о нём в отделе профилактики правонарушений несовер­шеннолетних но месту жительства, где своих по­допечных инспекторы отдела знают в лицо.

Главной задачей стано­виться безопасность подростка, защита его пра­ва, сознательный уход от карательных мер, с це­лью сохранения его достоинства и возможности самому преодолеть возникшие жизненные затруд­нения.

В результате у подростков формируется уважение к милиции и инспекторам отделов, где он может, в случае необходимости, рассчитывать на помощь и защиту от дальнейшего влияния взрослых (вовлечение в криминал, алкоголизация, наркомания, совращение и т.п.

Создаются центры профилактики безнадзорности и наркозависимос­ти несовершеннолетних" - служ­бы профилактики правонарушений среди несовер­шеннолетних и молодёжи.

Поставлены следующие задачи:

· оказание помощи несовершеннолетним пра­вонарушителям, находящимся в социально опасном положении, в разрешении жизненных проблем, воз­никших вследствие совершения преступления;

· выявление и устранение причин и условий, которые приводят к совершению преступления, а следовательно, проведение реальной профилакти­ки рецидивной преступности и реальное оздоров­ление подрастающего поколения;

Для реализации действий в данном направ­лении более десяти специалистов по социальной работе отдела по взаимодействию с судами зани­мались социальным сопровождением несовер­шеннолетних правонарушителей.

В решении этих проблем участвуют различ­ные специалисты, включая социальных работ­ников, психологов, психотерапевтов, инспекто­ров, работающих в различных социальных службах.

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по защите прав детей поможет по вопросам помещения несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, а также разъяснит о переводе ребенка в обычную школу. Смотрите видео, чтобы узнать о нас больше

Кого могут поместить в спецшколу или ЦВСНП?

В соответствии с действующими правовыми нормами, в спецшколы (специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей ГУ МВД России по Свердловской области) помещаются несовершеннолетние граждане с 11 лет, совершившие противоправные действия или иным образом неоднократно нарушившие действующее законодательство и признанные требующими особого воспитания:

  • совершившие преступление, но не достигшие возраста уголовной ответственности;
  • совершившие преступления, однако не такие лица не могут быть привлечены к уголовной ответственности вследствие определенного психологического развития;
  • определенные судом в спецшколу за совершение преступлений не ниже средней тяжести.

Определение в спецшколу может быть осуществлено только по решению суда (постановление судьи или приговор).

Кроме того, действующее законодательство предусматривает помещение несовершеннолетних, совершивших преступление в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, реализующие адаптированные основные образовательные программы в случае, если несовершеннолетний:

  • имеет легкую степень умственной отсталости;
  • имеет задержку психологического развития.

Как не допустить помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение?

Помещение несовершеннолетнего в спецшколу

В первую очередь, необходимо установить факт совершения преступления или доказать отсутствие состава в нем.

Ключевое значение заключается в определении всех составляющих преступления как события:

  • установить сам факт противоправного деяния несовершеннолетнего
  • определить наличие обстоятельств, исключающих преступность самого деяния несовершеннолетнего: крайняя необходимость (спасение чужой жизни), необходимая оборона (спасение своей жизни), обоснованный риск, принуждение и др.
  • возраст несовершеннолетнего в момент совершения преступления
  • психологическое состояние несовершеннолетнего, возможно назначить соответствующую психологическую экспертизу в рамках защиты
  • исследовать обстоятельства, при которых совершено преступление
  • действия пострадавшего, иных лиц, совершенных в момент преступления
  • выявить наличие рецидива (неоднократности) совершения преступлений или иных противоправных действий несовершеннолетним
  • предоставить суду доказательства необоснованности выбора меры воздействия в виде определения в спецшколу

ПОЛЕЗНО: если вина не признается, нужно доказывать непричастность ребенка к содеянному деянию, читайте подробнее по ссылке, а также смотрите видео

Порядок помещение несовершеннолетнего в специальное учебно воспитательное учреждение закрытого типа

  1. При невозможности привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности и наличия оснований определения его в специальную школу, прокурор или начальник ОВД обращается в комиссию по делам несовершеннолетних с просьбой рассмотреть возможность направления несовершеннолетнего в спецшколу и, при наличии таких оснований, предоставить соответствующее ходатайство.
  2. Начальник ОВД или прокурор направляет в суд следующий комплект документов:
  • все материалы прекращенного уголовного дела или же документы по отказу в возбуждении уголовного дела
  • ходатайство о помещении несовершеннолетнего в спец школу и постановление комиссии по делам несовершеннолетних
  • характеристики с места работы и учебы несовершеннолетнего
  • материалы обследование жилья несовершеннолетнего
  • сведения из ОВД, в которых содержатся сведения о всех правонарушениях и преступлениях несовершеннолетнего
  • медицинское заключение о состоянии здоровья несовершеннолетнего и отсутствии основания, препятствующих направлению несовершеннолетнего в спецшколу

Обжалование направления несовершеннолетнего в спецшколу

Поскольку производство по помещению несовершеннолетнего в спецшколу является особой категорией административных дел, то сроки на обжалование таких решений суда существенно снижены.

Так, в соответствии с нормами КАС РФ, срок подачи апелляционной жалобы в коллегию по административным делам составляет 10 дней со дня принятия судом такого решения. Апелляционная жалоба должна подаваться через суд, принявший решение о помещении несовершеннолетнего в спецшколу.

Содержание апелляционной жалобы:

  • в верхней правой части листа указывается суд, в который подается жалоба, суд, принявший решения в рамках первой инстанции, стороны дела, государственные органы, участвовавшие в суде, адреса указанных лиц, номер дела;
  • посередине: апелляционная жалоба;
  • во вводной части кратко описывается результаты рассмотрения дела судом первой инстанции;
  • далее, жалобщик должен указать в чем именно он не согласен с решением суда первой инстанции, какие нарушения были допущены судом при рассмотрении дела;
  • жалобщику следует привести нормы законодательства, которые были нарушены судом и к каким именно материальным и процессуальным нарушениям они привели;
  • в просительной части жалобщик должен указать, что он просит отменить решение суда первой инстанции;
  • к жалобе следует приложить документы, подтверждающие обстоятельства, изложенные в жалобе и иные, предусмотренные действующим законодательством.

ПОЛЕЗНО: читайте подробнее про обжалование решения суда, а также заказывайте у нас составление жалобы

Как забрать ребенка из спецшколы закрытого типа?

Действующее законодательство предусматривает несколько оснований для прекращения пребывания несовершеннолетнего в спецшколе:

  1. Прекращение пребывания ввиду ухудшения здоровья как физического, так и психологического. Так, например, если вследствие нахождения несовершеннолетнего в спецшколу у него развилось или обнаружилось ранее не выявленное психологические расстройство, перечень которых установлен действующим законодательством, руководитель такого образовательного учреждения направляет в суд соответствующее ходатайство.
  2. В связи с исправлением несовершеннолетнего. В случае, если поведение несовершеннолетнего свидетельствует о его исправлении (хорошие оценки, отсутствие замечаний со стороны администрации учебного заведения, положительная характеристика).
  3. В случае, если будет установлено, что преступление, послужившее причиной направления несовершеннолетнего в спецшколу было совершено другим лицом.
  4. Достижение совершеннолетия.

Законные представители несовершенно имеют право обратиться к руководству исправительного учреждения с просьбой обратиться с ходатайством в суд о прекращении нахождения несовершеннолетнего в спецшколе.

Для принятия положительного решения в связи с таким обращением необходима положительная характеристика несовершеннолетнего, а также наличия иных причин, позволяющих считать, что помещение несовершеннолетнего в спецшколу в момент обращения является необоснованной мерой.

Адвокат по помещению детей в спецшколы в Екатеринбурге

Звоните нам уже сегодня, поможем: профессионально, на выгодных условиях и в срок.

Отзыв о нашем адвокате по уголовным делам


Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры"


Отзывы о нас

Отзыв по уголовным делам

Отзыв по гражданским делам

Отзыв по банкротству физических лиц

Отзыв по сопровождению бизнеса

Как до нас добраться?

г. Екатеринбург, пер. Отдельный, 5

остановка транспорта Гагарина

Трамвай: А, 8, 13, 15, 23

Автобус: 61, 25, 18, 14, 15

Троллейбус: 20, 6, 7, 19

Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Помещение несовершеннолетнего в спецшколу
Помещение несовершеннолетнего в спецшколу
Помещение несовершеннолетнего в спецшколу

Читайте также: