Как зарегистрироваться федеральная нотариальная палата

Обновлено: 30.06.2024

В 2020 году начал функционировать новый онлайн-сервис на портале Федеральной Нотариальной Палаты (ФНП). Благодаря этому сервису миллионы граждан смогут совершать некоторые нотариальные действия удаленно, не выходя из дома.

К примеру, через сервис можно узнать, есть ли на транспортном средстве обременения, что очень удобно перед покупкой машины. Полученный на запрос документ будет оснащен цифровой печатью и иметь ту же юридическую силу, что и обычные документы, заверенные по общим правилам. Как можно зарегистрироваться на сайте ФНП и какими функциями можно там пользоваться?

Особенности сервиса

На официальном сайте федеральной нотариальной палаты предусмотрена возможность регистрации граждан с целью совершения нотариальных действий в удаленном режиме. Любой гражданин может зарегистрироваться на сайте, создать свой личный кабинет и воспользоваться услугами нотариусов, не выходя из дома.

Целью создания сервиса ФНП является оказание людям и организациям нотариальной помощи в тех случаях, когда личное присутствие нотариуса необязательно.

Справка! Нотариально заверенный электронный документ имеет ту же юридическую силу, что и документ, выполненный на бумажном носителе. В случае необходимости электронный документ можно перевести в бумажную форму, посетив нотариуса.

Кстати, после создания заявки, можно отметить, что получение документа желательно в бумажном виде. Но в таком случае придется лично посетить нотариуса, удостоверившего подлинность документа.

Сервис ФНП был разработан в помощь людям, ведь не у всех есть возможность лично посетить нотариальную контору. С появлением онлайн-портала ФНП у граждан появилась возможность запрашивать и оформлять нотариальные документы. Именно поэтому сервис пользуется большим спросом, ведь ежедневно тысячи людей подают заявки на различные нотариальные действия.

На практике возможны случаи, когда нескольким сторонам нужно заверить подлинность и законность какой-либо сделки, однако обе стороны проживают в разных городах и физически не могут встретиться. Для таких случаев предусмотрено удаленное удостоверение сделок несколькими нотариусами.

Каждая из сторон обращается к своему нотариусу и предъявляет документы, которые необходимо заверить. Нотариусы, в свою очередь, с помощью видеосвязи связываются друг с другом, совершают необходимую процедуру в онлайн-режиме и обоюдно удостоверяют сделку. Такой способ очень удобен для людей, заключающих сделки, но проживающих в разных городах страны.

Функции ЛК

Сервис ФНП удобен в пользовании и обладает простым, понятным интерфейсом. Зарегистрироваться на портале нотариальной палаты сможет любой гражданин, имеющий регистрацию на портале Госуслуг. На сервисе можно оформлять нотариальные действия, которые возможны без личного присутствия нотариуса.

Существует определенный перечень нотариальных действий, которые доступны в удаленном режиме и которыми можно воспользоваться через сервис ФНП.

  1. Совершение исполнительной надписи считается внесудебным методом защиты интересов кредиторов. Такой вид нотариального действия возможен, если с момента исполнения обязательства прошло не более двух лет.
  2. Выписка из реестра оповещений о залогах имущества. Такое действие распространяется только на движимое имущество (транспортные средства). Обычно гражданин нуждается в дополнительной информации перед покупкой или арендой движимого имущества. Выписка из реестра выглядит установленным образом и удостоверяется нотариусом. Выписка содержит только актуальные сведения.
  3. Дистанционное обеспечение доказательств. По просьбе гражданина нотариус может произвести осмотр документов, удаленно допросить свидетелей. Доказательства, полученные нотариусом, могут использоваться в судах или других инстанциях.
  4. По просьбе гражданина нотариус удаленно может конвертировать электронный документ с одного формата в другой без потери юридической силы конвертируемого объекта. . Нотариус вправе самостоятельно перевести и заверить документ, переведенный на другой язык. Либо может воспользоваться услугами переводчика.
  5. Принятие электронных документов на хранение. Такая процедура возможна по просьбе как гражданина, так и представителя организации. Составляется опись в электронном виде, которая содержит информацию обо всех документах, переданных на сохранение нотариусу.
  6. Принятие на депозит безналичных денежных средств для расчетов по сделке либо для исполнения определенных обязательств. В некоторых случаях, лицо может передать безналичные деньги нотариусу, чтобы он уже смог внести деньги на счет второй стороны или на счет взыскателя.
  7. Передача электронных документов другим гражданам или организациям. По просьбе заинтересованного лица нотариус может принять электронные документы для дальнейшей их передачи другому гражданину или организации.

Гражданин или представитель организации вправе воспользоваться только вышеперечисленными нотариальными действиями удаленно. Все остальные нотариальные действия возможны только при личном посещении нотариуса, поскольку требуется проверка факта волеизъявления сторон, разъяснение правовых последствий. Выполнение остальных нотариальных действий удаленно считается нарушением прав заявителя или других заинтересованных лиц.

Справка! Если гражданин сомневается или не уверен, может ли нотариальное действие быть совершено в удаленном порядке, он может позвонить в ближайшую нотариальную контору и проконсультироваться.

Как оформить регистрацию

Прежде, чем совершать нотариальные действия удаленно, необходимо пройти соответствующую регистрацию на портале федеральной нотариальной палаты.

фото 191_15

Пошаговая инструкция регистрации на сервисе ФНП:

фото 191_16

В личном кабинете можно просмотреть свой профиль, в котором содержится вся информация о пользователе:

  1. фамилия, имя, отчество;
  2. дата рождения;
  3. номер контактного телефона;
  4. действующий адрес электронной почты;
  5. паспортные данные;
  6. сведения о СНИЛС;
  7. данные ИНН.

Как пользоваться

Благодаря простому и удобному интерфейсу сервиса ФНП, пользоваться личным кабинетом легко. В личном кабинете можно просматривать данные пользователя, отслеживать информацию о созданных заявках, получать уведомления от нотариусов.

Создавать заявки в личном кабинете не сложно, достаточно ознакомиться с правилами пользования портала. Некоторые пользователи не знают, как можно корректно составить и оформить заявку.

Алгоритм действий по созданию новой заявки:

  1. Необходимо перейти на сайт ФНП, после чего зайти в личный кабинет.
  2. В личном кабинете высветятся нотариальные действия, которые можно совершить дистанционно, не выходя из дома.
  3. Пользователю надлежит выбрать интересующее его действие и кликнуть на него. После чего откроется новое окно для создания соответствующего заявления.
  4. Составление заявления по определенному действию уникально. Помимо внесения личных данных, необходимо вписать иную информацию, которая высветится при заполнении заявления.
  5. После того, как заявление будет полностью составлено необходимо его подписать. Сделать это можно с помощью персонифицированной электронной подписи. Неподписанные заявления рассмотрению не подлежат. Изготовлением и выдачей электронных подписей занимаются специальные удостоверяющие центры. Нужно обратиться в любой удостоверяющий центр и заказать электронную подпись.

Внимание! После того, как заявление будет составлено и подписано, его можно отправлять. Все заявки распределяются между нотариусами. Поскольку заявитель указывает свое местоположение, то заявка отправляется тому нотариусу, который находится в одном субъекте с заявителем.

После того, как нотариус получит заявку, он в течение суток выставляет заявителю сумму и счет для оплаты нотариальной услуги. Заявитель обязан внести оплату на указанный счет. После внесения оплаты нотариус в течение пяти дней совершает нотариальное действие, указанное в заявке. По каким-либо причинам нотариус может отказать в совершении нотариального действия. В таком случае сумма оплаты будет возвращена на счет заявителю в течение суток.

Заключение

Сервис ФНП направлен на получение юридической помощи гражданам и организациям. Теперь любой гражданин может зарегистрироваться на сайте ФНП, создать свой личный кабинет и подавать заявки на совершение определенных нотариальный действий в удаленном режиме. Такой способ очень удобен для занятых лиц, у которых нет времени на личное посещение нотариуса или для граждан, имеющих проблемы со здоровьем.

Какие документы регламентируют нотариат онлайн

Работу нотариусов в России по-прежнему регулируют Основы законодательства РФ о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (далее – Основы). Но с 29 декабря 2020 года Федеральный закон от 27.12.2019 № 480-ФЗ внёс в Основы многочисленные изменения и дополнения. Они направлены на:

  • оптимизацию нотариальной деятельности;
  • повышение востребованности нотариальной защиты прав граждан и юридических лиц в условиях развития цифрового общества.

В развитие положений о нотариусах онлайн приказ Минюста России от 30.09.2020 № 232 утвердил:

  • порядок направления заявления о совершении нотариального действия удаленно;
  • порядок оплаты нотариального действия, в т. ч. с использованием электронных средств платежа;
  • порядок возврата заявителю платежа за совершение нотариального действия удаленно;
  • порядок взаимодействия заявителя или его представителя, обратившихся за совершением нотариального действия удаленно, и нотариуса.

Эти регламенты также одобрены решением правления Федеральной нотариальной палаты (ФНП) от 16.09.2020 № 16/20.

Что нового в законе о нотариусах с 29.12.2020

В части взаимодействия с нотариусами по электронным каналам это следующее:

  • обеспечение возможности автоматизированной проверки нотариального документа на действительность по машиночитаемой маркировки, размещенной на нём (с использованием ЕИС);
  • формирование правил взаимодействия единой информационной системы нотариата (далее – ЕИС) с иными информационными системами (при совершении нотариальных действий нотариусы получают через ЕИС сведения из других информационных систем и проверяют в этих системах сведения, представленные обратившимся лицом);
  • установление права нотариуса при отсутствии документа, удостоверяющего личность, или при наличии сомнений в личности устанавливать её посредством единой биометрической системы;
  • обеспечение возможности представления сведений об открытии наследственного дела по Интернету (ежедневно и круглосуточно);
  • развитие возможности удаленного обращения за совершением нотариального действия;
  • установление возможности удостоверения сделки двумя и более нотариусами;
  • уточнение порядка совершения нотариусом отдельных действий.

Только за январь-октябрь 2020 года бизнес и граждане 2,8 млн раз обратились к нотариусу, чтобы перевести бумажный документ в цифровую форму, сохранив его юридическую силу, или наоборот (кроме документов, удостоверяющих личность и договоров в простой письменной форме – это ограничено законом).

С 29.12.2020 расширен спектр нотариальных действий, которые могут быть совершены в электронной форме удаленно. То есть, без личной явки обратившегося лица к нотариусу. Сюда входят, например, следующие нотариальные действий и услуги:

  • свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой;
  • передача документов физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;
  • принятие в депозит денежных средств;
  • взыскание денежных сумм или истребование имущества от должника по исполнительной надписи нотариуса;
  • депонирование нотариусом безналичных средств или бездокументарных ценных бумаг;
  • обеспечение доказательств в виде осмотра сайта;
  • выдача выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества;
  • совершение исполнительной надписи в виде электронного документа;
  • принятие на хранение электронных документов.

Само собой, выбрать между обращением онлайн или личной явкой к нотариусу – это право заявителя. Никаких требования к проверке нотариусом такого волеизъявления нет.

Как подать нотариусу заявление онлайн

Заявитель направляет нотариусу через ЕИС заявление о совершении нотариального действия с приложением установленных законом документов – в электронной форме или скан-образов. Затем нотариус изготавливает нотариальный документ в электронной форме и направляет обратившемуся. Либо по просьбе заявителя может выдать его на бумаге.

Заявление нотариусу онлайн можно передать сайт Госуслуг. При этом личность заявителя в этом случае установят путем проверки:

  • его регистрации в Единой системе идентификации и аутентификации при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
  • усиленной квалифицированной электронной подписи обратившегося лица.
  • личный кабинет ЕИС нотариата;
  • веб-сервиса ЕИС.

Для подачи заявления его форму заполняют в одном из указанных сервисов.

Нужно выбрать место совершения действия – нотариальный округ или субъект РФ. И заявление поступит первому в очереди нотариусу. О его принятии придёт уведомление. Но могут попросить поменять место, если нотариусов в очереди не было.

Порядок оплаты и сроки

После получения нотариусом заявления и документов он укажет размер платы за услуги (нотариальный тариф), реквизиты для денежного перевода, способы оплаты. Уведомление о ее поступлении придёт на адрес электронной почты из заявления, а также через сайт Госуслуг или сервисы ЕИС.

Не позднее 5 рабочих дней со дня получения подтверждения оплаты заявителю направят нотариальный документ либо мотивированное постановление об отказе в совершении нотариального действия или о его отложении.

При отказе нотариуса он вернет деньги в течение 10 дней со дня вынесения соответствующего постановления.

Несколько нотариусов

Урегулирован порядок удостоверения сделки с привлечением 2-х и более нотариусов – новая ст. 53.1 Основ. Она устанавливает общие положения такого порядка, в частности:

  • создание нотариусами в электронной форме проекта сделки посредством ЕИС;

подписание экземпляра сделки в электронной форме электронной подписью участника сделки и каждого из удостоверивших ее нотариусов (до этого каждая сторона в присутствии своего нотариуса заверит экземпляр сделки простой электронной подписью и распишется на бумажном экземпляре);

  • обеспечение неизменности текста сделки в электронной форме средствами ЕИС;
  • регистрацию посредством ЕИС удостоверенной сделки в реестре регистрации нотариальных действий.

Этот способ удобен, когда стороны находятся в отдалённых друг от друга регионах России.

Договор, который заверили несколько нотариусов, будет считаться заключенным в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами.

Порядок удостоверения сделки двумя и более нотариусами очень востребован российским бизнесом, учитывая большую территорию России. Подобная практика уже не первый год успешно реализуется во Франции, позволяя участникам сделки значительно экономить свое время и средства.

Заключение

Хранить такую электронную версию документа можно на любом носителе или устройстве – флешке, планшете, телефоне. Если же адресату нужен документ в бумажном формате, то любой ближайший нотариус переведет документ обратно в бумажную форму, удостоверит и отдаст на руки.

  • либо не откроется впоследствии;
  • либо УКЭП нотариуса открепится от него.

По мнению руководителя Министерства цифрового развития, уже в 2021 году у граждан может появиться возможность создавать и хранить в мобильном приложении цифровые двойники основных документов. В т. ч. удостоверяющих личность.

Согласно статье 55 Основ после удостоверения договора, на основании которого возникает право на недвижимое имущество (долю в праве собственности на недвижимое имущество), подлежащее государственной регистрации, нотариус обязан незамедлительно, но не позднее окончания рабочего дня или в сроки, установленные сторонами в договоре, представить в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган регистрации прав, если стороны сделки не возражают против подачи такого заявления нотариусом.

Вместе с тем законодательством не определены требования к способам фиксирования возражений сторон сделки на представление нотариусом документов в орган регистрации прав. Представляется, что при наличии возражений сторон нотариус может зафиксировать это в тексте удостоверяемой сделки или в протоколе фиксирования.

При этом следует отметить, что в рамках статьи 55 Основ к таким договорам, на основании которых возникает право на недвижимое имущество, относятся, в частности, договоры купли-продажи, дарения, залога недвижимого имущества (ипотеки).

Порядок представления нотариусом документов на государственную регистрацию прав после выдачи им свидетельств о праве на наследство по закону, по завещанию, о праве собственности на долю в общем имуществе супругов установлен статьями 72, 73, 75 Основ. Так, после выдачи указанных свидетельств нотариус обязан незамедлительно, но не позднее окончания рабочего дня представить в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган регистрации прав.

Таким образом, после выдачи указанных свидетельств у лиц, обратившихся за совершением таких нотариальных действий, нет возможности самостоятельно подать документы на государственную регистрацию прав, поскольку это исключительная обязанность нотариуса.

При наличии невозможности представить заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган регистрации прав в электронной форме, за которую нотариус не отвечает, нотариус представляет их в орган регистрации прав в форме документов на бумажном носителе не позднее двух рабочих дней со дня удостоверения договора, а в случае, если такой срок определен сторонами в договоре, не позднее двух рабочих дней по истечении такого срока и не позднее двух рабочих дней со дня выдачи соответствующего свидетельства (статьи 55, 72, 73, 75 Основ).

Перечень не зависящих от нотариуса причин, при наличии которых предоставление заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов в орган регистрации прав в электронной форме является невозможным, утвержден приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 28.12.2018 N 303 (далее - Перечень).

По мнению Федеральной нотариальной палаты, закон устанавливает приоритетность направления указанных документов в электронной форме и лишь при невозможности направления документов в такой форме устанавливает дополнительное полномочие нотариуса по представлению их в форме документов на бумажном носителе по общему правилу в срок не позднее двух рабочих дней.

Исходя из положений Перечня, по мнению Федеральной нотариальной палаты, нотариус считается исполнившим свою обязанность, если он, подписав усиленной квалифицированной электронной подписью сформированный в электронной форме комплект документов, направил его в орган регистрации прав посредством единой информационной системы нотариата.

Порядок оплаты государственной пошлины нотариус согласовывает с заявителем до выдачи свидетельства и удостоверения договора.

Также нотариус может самостоятельно произвести оплату государственной пошлины с компенсацией расходов по ее оплате заявителем в соответствии со статьей 22 Основ. Так, согласно части восьмой статьи 22 Основ при осуществлении нотариусом, занимающимся частной практикой, обязанностей и полномочий, предусмотренных законодательством в связи с совершением нотариального действия, нотариусу оплачиваются необходимые для осуществления этих обязанностей и полномочий расходы, в том числе расходы по оплате государственных пошлин, в связи с получением информации и документов, предоставляемых за плату.

При этом нотариусу следует иметь в виду возможность истребования произведенных им расходов с обратившегося за совершением нотариального действия лица, в том числе, в судебном порядке.

Следует отметить, что в дела нотариуса (к соответствующему договору или в наследственное дело) помещается образ электронного документа на бумажном носителе (распечатка). Хранить выписку из ЕГРН в электронном виде на рабочем месте или на серверах единой информационной системы нотариата нотариус не обязан.

Полагаем возможным также обратить внимание на проблему, возникающую в связи с тем, что объект недвижимого имущества не поставлен на кадастровый учет.

С 01.02.2019 могут возникать вопросы, связанные с тем, что действующее правовое регулирование не позволяет нотариусу подать пакет документов в орган регистрации прав в электронной форме без указания кадастрового номера объекта недвижимости.

В целях выработки механизма подачи документов на государственную регистрацию прав были проведены рабочие совещания с представителями Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, в результате которых достигнуты договоренности относительно порядка действий нотариуса и наследников. В частности, в рамках оформления наследственного правопреемства лицо, принявшее наследство, вправе обратиться как заинтересованное лицо в орган регистрации прав с заявлением на внесение в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимого имущества при подтверждении своего статуса документом, выданным нотариусом. После внесения в ЕГРН указанных сведений и выдачи свидетельства о праве на наследство на объект недвижимого имущества нотариус представляет заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в электронном виде в орган регистрации прав.

В отношении сделок с недвижимым имуществом, которое не поставлено на кадастровый учет, проблема может быть решена несколькими способами:

- разъяснением нотариусом необходимости постановки объекта недвижимости на кадастровый учет до нотариального удостоверения сделки;

- отказом участников сделки от представления заявления о государственной регистрации права на объект недвижимости нотариусом и самостоятельной подачей участниками сделки для одновременной постановки объекта на кадастровый учет и государственную регистрацию права;

- отказом нотариуса от нотариального удостоверения сделки в отношении объекта недвижимости, не состоящего на кадастровом учете, поскольку государственная регистрация права на объект недвижимости, основанного на такой сделке, без одновременной постановки на кадастровый учет невозможна.

В 2020 году начал функционировать новый онлайн-сервис на портале Федеральной Нотариальной Палаты (ФНП). Благодаря этому сервису миллионы граждан смогут совершать некоторые нотариальные действия удаленно, не выходя из дома.

К примеру, через сервис можно узнать, есть ли на транспортном средстве обременения, что очень удобно перед покупкой машины. Полученный на запрос документ будет оснащен цифровой печатью и иметь ту же юридическую силу, что и обычные документы, заверенные по общим правилам. Как можно зарегистрироваться на сайте ФНП и какими функциями можно там пользоваться?

Особенности сервиса

На официальном сайте федеральной нотариальной палаты предусмотрена возможность регистрации граждан с целью совершения нотариальных действий в удаленном режиме. Любой гражданин может зарегистрироваться на сайте, создать свой личный кабинет и воспользоваться услугами нотариусов, не выходя из дома.

Целью создания сервиса ФНП является оказание людям и организациям нотариальной помощи в тех случаях, когда личное присутствие нотариуса необязательно.

Справка! Нотариально заверенный электронный документ имеет ту же юридическую силу, что и документ, выполненный на бумажном носителе. В случае необходимости электронный документ можно перевести в бумажную форму, посетив нотариуса.

Кстати, после создания заявки, можно отметить, что получение документа желательно в бумажном виде. Но в таком случае придется лично посетить нотариуса, удостоверившего подлинность документа.

Сервис ФНП был разработан в помощь людям, ведь не у всех есть возможность лично посетить нотариальную контору. С появлением онлайн-портала ФНП у граждан появилась возможность запрашивать и оформлять нотариальные документы. Именно поэтому сервис пользуется большим спросом, ведь ежедневно тысячи людей подают заявки на различные нотариальные действия.

На практике возможны случаи, когда нескольким сторонам нужно заверить подлинность и законность какой-либо сделки, однако обе стороны проживают в разных городах и физически не могут встретиться. Для таких случаев предусмотрено удаленное удостоверение сделок несколькими нотариусами.

Каждая из сторон обращается к своему нотариусу и предъявляет документы, которые необходимо заверить. Нотариусы, в свою очередь, с помощью видеосвязи связываются друг с другом, совершают необходимую процедуру в онлайн-режиме и обоюдно удостоверяют сделку. Такой способ очень удобен для людей, заключающих сделки, но проживающих в разных городах страны.

Функции ЛК

Сервис ФНП удобен в пользовании и обладает простым, понятным интерфейсом. Зарегистрироваться на портале нотариальной палаты сможет любой гражданин, имеющий регистрацию на портале Госуслуг. На сервисе можно оформлять нотариальные действия, которые возможны без личного присутствия нотариуса.

Существует определенный перечень нотариальных действий, которые доступны в удаленном режиме и которыми можно воспользоваться через сервис ФНП.

  1. Совершение исполнительной надписи считается внесудебным методом защиты интересов кредиторов. Такой вид нотариального действия возможен, если с момента исполнения обязательства прошло не более двух лет.
  2. Выписка из реестра оповещений о залогах имущества. Такое действие распространяется только на движимое имущество (транспортные средства). Обычно гражданин нуждается в дополнительной информации перед покупкой или арендой движимого имущества. Выписка из реестра выглядит установленным образом и удостоверяется нотариусом. Выписка содержит только актуальные сведения.
  3. Дистанционное обеспечение доказательств. По просьбе гражданина нотариус может произвести осмотр документов, удаленно допросить свидетелей. Доказательства, полученные нотариусом, могут использоваться в судах или других инстанциях.
  4. По просьбе гражданина нотариус удаленно может конвертировать электронный документ с одного формата в другой без потери юридической силы конвертируемого объекта. . Нотариус вправе самостоятельно перевести и заверить документ, переведенный на другой язык. Либо может воспользоваться услугами переводчика.
  5. Принятие электронных документов на хранение. Такая процедура возможна по просьбе как гражданина, так и представителя организации. Составляется опись в электронном виде, которая содержит информацию обо всех документах, переданных на сохранение нотариусу.
  6. Принятие на депозит безналичных денежных средств для расчетов по сделке либо для исполнения определенных обязательств. В некоторых случаях, лицо может передать безналичные деньги нотариусу, чтобы он уже смог внести деньги на счет второй стороны или на счет взыскателя.
  7. Передача электронных документов другим гражданам или организациям. По просьбе заинтересованного лица нотариус может принять электронные документы для дальнейшей их передачи другому гражданину или организации.

Гражданин или представитель организации вправе воспользоваться только вышеперечисленными нотариальными действиями удаленно. Все остальные нотариальные действия возможны только при личном посещении нотариуса, поскольку требуется проверка факта волеизъявления сторон, разъяснение правовых последствий. Выполнение остальных нотариальных действий удаленно считается нарушением прав заявителя или других заинтересованных лиц.

Справка! Если гражданин сомневается или не уверен, может ли нотариальное действие быть совершено в удаленном порядке, он может позвонить в ближайшую нотариальную контору и проконсультироваться.

Как оформить регистрацию

Прежде, чем совершать нотариальные действия удаленно, необходимо пройти соответствующую регистрацию на портале федеральной нотариальной палаты.

фото 191_15

Пошаговая инструкция регистрации на сервисе ФНП:

фото 191_16

В личном кабинете можно просмотреть свой профиль, в котором содержится вся информация о пользователе:

  1. фамилия, имя, отчество;
  2. дата рождения;
  3. номер контактного телефона;
  4. действующий адрес электронной почты;
  5. паспортные данные;
  6. сведения о СНИЛС;
  7. данные ИНН.

Как пользоваться

Благодаря простому и удобному интерфейсу сервиса ФНП, пользоваться личным кабинетом легко. В личном кабинете можно просматривать данные пользователя, отслеживать информацию о созданных заявках, получать уведомления от нотариусов.

Создавать заявки в личном кабинете не сложно, достаточно ознакомиться с правилами пользования портала. Некоторые пользователи не знают, как можно корректно составить и оформить заявку.

Алгоритм действий по созданию новой заявки:

  1. Необходимо перейти на сайт ФНП, после чего зайти в личный кабинет.
  2. В личном кабинете высветятся нотариальные действия, которые можно совершить дистанционно, не выходя из дома.
  3. Пользователю надлежит выбрать интересующее его действие и кликнуть на него. После чего откроется новое окно для создания соответствующего заявления.
  4. Составление заявления по определенному действию уникально. Помимо внесения личных данных, необходимо вписать иную информацию, которая высветится при заполнении заявления.
  5. После того, как заявление будет полностью составлено необходимо его подписать. Сделать это можно с помощью персонифицированной электронной подписи. Неподписанные заявления рассмотрению не подлежат. Изготовлением и выдачей электронных подписей занимаются специальные удостоверяющие центры. Нужно обратиться в любой удостоверяющий центр и заказать электронную подпись.

Внимание! После того, как заявление будет составлено и подписано, его можно отправлять. Все заявки распределяются между нотариусами. Поскольку заявитель указывает свое местоположение, то заявка отправляется тому нотариусу, который находится в одном субъекте с заявителем.

После того, как нотариус получит заявку, он в течение суток выставляет заявителю сумму и счет для оплаты нотариальной услуги. Заявитель обязан внести оплату на указанный счет. После внесения оплаты нотариус в течение пяти дней совершает нотариальное действие, указанное в заявке. По каким-либо причинам нотариус может отказать в совершении нотариального действия. В таком случае сумма оплаты будет возвращена на счет заявителю в течение суток.

Заключение

Сервис ФНП направлен на получение юридической помощи гражданам и организациям. Теперь любой гражданин может зарегистрироваться на сайте ФНП, создать свой личный кабинет и подавать заявки на совершение определенных нотариальный действий в удаленном режиме. Такой способ очень удобен для занятых лиц, у которых нет времени на личное посещение нотариуса или для граждан, имеющих проблемы со здоровьем.

Читайте также: