Чем служит ситуационные план в страховании

Обновлено: 02.07.2024

Итак, ситуационный план земельного участка – это графический документ, выполненный в виде схемы, в котором отображается местоположение участка, его адрес и окружающие объекты: дороги, здания, мосты, административные объекты, коммуникации, а также параметры окружающих объектов. Специальных условных обозначений для ситуационного плана не разработано. План необходим для проведения инженерных коммуникаций, получения разрешения на строительство, ландшафтного дизайна, согласования проекта реконструкции, может входить в комплект судебных документов, может потребоваться для сделок с имуществом.

В зависимости от назначения, вам может потребоваться составление подробного плана или общего схематичного. Подробность плана регулируется в том числе его масштабом. Для подведения коммуникаций (газ, электричество) обычно делается план в масштабе 1:2000, при этом обязательно указывать имеющиеся коммуникационные сети вокруг участка, а также на нем, необходимо обозначить предполагаемую точку подключения.

План в масштабе 1:1000 дает общую информацию об участке и инженерных сетях, обычно такой план делается на основе имеющейся старой топосъемки.
Самый распространенный масштаб ситуационного плана 1:500, поэтому, если сомневаетесь – делайте его. Этот масштаб плана необходим при проектировании и строительстве.


Важно! В Градостроительном кодексе РФ в статье 48, пункт 4 указывается, что документы для архитектурно-строительного проектирования должны быть разработаны специалистами, перечислены также случаи, когда и при каких условиях это может сделать сам застройщик.
В частности, там указано, что самостоятельно выполненный документ не может рассматриваться как официальный источник информации, и все работы, имеющие отношение к безопасности людей должны выполняться специалистами.

В чем отличие ситуационного от градостроительного и кадастрового планов?

Какие документы потребуются для получения СПЗУ?

  • точный адрес объекта,
  • его кадастровый номер,
  • ваш паспорт,
  • выписка из ЕГРН, подтверждающая собственность на землю.

Необходимо будет заполнить заявление в установленной форме. Если заявление подает не собственник участка, потребуется нотариально заверенная доверенность.
Помимо государственных служб, ситуационный план может быть изготовлен геодезистами или кадастровыми инженерами при проведении топографической съемки участка. При этом, если стоимость составления ситуационного плана невелика, то стоимость топографической съемки зависит от параметров участка и его размеров, а также назначения и подробности плана. В этом случае стоимость работ будет включать выезд геодезистов и камеральные работы.


Стоимость работ:
Частный участок до 100 соток Большие участки
от 14 000 руб. Масштаб Га Цена
1 : 500 1-10 Га от 9 000 руб.
11-50 Га от 8 000 руб.
51-100 Га от 7 000 руб.

Дополнительные расходы:
Удаленность от МКАД 0-20 км 20-60 км 60-120 км
0 руб. 500 руб. 1000 руб.
Согласование с эксплуатирующими организациями: МОЭСК; Газовая служба; Ростелеком; Воентелеком; Теплосети; Водоканал и т.д. от 5000 руб. каждая организация, не считая стоимость госпошлин и официальных платежей

Ситуационный план для благоустройства.

В случае, если вы планируете работы по благоустройству на своем участке, не требующие согласований и разрешений государственных служб, вы можете выполнить ситуационный план самостоятельно, или прибегнуть к помощи дизайнеров.
В этом случае рекомендуется отметить на плане будущую игровую зону или зону отдыха, планируемые посадки и дорожки. В качестве основы такого плана прекрасно подойдет топографическая съемка участка в масштабе 1:500, выполнявшаяся ранее. Вам придется самостоятельно внести все изменения, произошедшие на участке за прошедшее с момента съемки время.

Построение плана земельного участка специалистами Топо-Су

Наша компания осуществляет разработку любых изыскательских документов для оформления строительства, реконструкции, подключения инженерных сетей. Возможно выполнение работ в сжатые сроки, выполнение срочного межевания участка, составление его ситуационного плана.

Для того чтобы подарить, продать, передать в наследство или провести другую операцию с земельным участком, он должен быть надлежащим образом оформлен, иметь кадастровый номер, пройти межевание.

Являясь собственником земельного участка, вы всегда можете рассчитывать на профессиональную помощь специалистов нашей компании. Значительный опыт, накопленный в ходе проведения подобных работ на различных объектах, а также высокая квалификация позволяют обеспечивать предсказуемый результат в минимальные сроки.

  1. Общие данные: номер, площадь землеотвода, границы территории, целевое назначение земли и прочая информация, представленная в текстовом виде.
  2. Графический раздел плана, включающий данные:
    • о границах участка;
    • о подключаемом объекте (если объект подключается к инженерным сетям);
    • о подземной части;
    • о сносимых постройках (если есть);
    • о действующих постройках в границах территории (если есть);
    • о номере створа и т.п., с обозначением инженерной сети к которой происходит подключение;
    • об улицах, прилегающих к объекту.

Заказывая план земельного участка в нашей компании, вы получаете полностью готовый, соответствующий действующей нормативно-правовой базе документ в кратчайшие сроки.

Переход нашей страны к рыночным отношениям возложил на руководителей большую ответственность за экономическое состояние их предприятий.Лишившись централизованного управления,фирмы получили полную самостоятельность в хозяйственной деятельности.Они сами выбирают направления деятельности,определяют номенклатуру производства и виды оказываемых услуг, совершают любые сделки,которые не противоречат действующему законодательству.В целях снижения риска потерь каждая фирма нуждается в разработке такого документа внутри фирмы,который бы обосновывал предполагаемые решения, цели,стратегию.

Оглавление

Введение
1.Сущность планирования
2.Планирование в страховой компании
3.Стратегия деятельности страховой компании
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Стратегическое и оперативное планирование в страховых компаниях.doc

Еще одной важнейшей функцией страховой системы является дополнение,а иногда и замена государственной системы социального страхования и обеспечения.

Система налогообложения страховой деятельности должна обеспечивать увеличение поступлений в бюджетную систему и способствовать оптимизации страхового рынка.

Современный этап социально-экономического развития требует проведения такой налоговой политики, которая принимала бы во внимание как необходимость активизации экономической деятельности,так и реальную возможность налогоплательщика,то есть — страховых компаний. Для этого необходимо учесть общие положения по регулированию налогообложении зарубежных страховых компаний, а также особенности действующего российского законодательства в этой области.

При этом главной задачей реформировании режимов налогообложения страховых операций является стимулирование реального спроса на страховые услуги.

Таким образом,основными целями развития страхового дела остаются разработка и реализация мер по удовлетворению потребностей в страховой защите населения,организаций и государства,которые являются стимулом расширения предпринимательской деятельности и аккумулирования долгосрочных инвестиционных ресурсов для развития экономики государства.Основными задачами по развитию страхового дела являются формирование законодательной базы рынка страховых услуг, развитие обязательного и добровольного видов страхования,создание эффективного механизма государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью,стимулирование перевода сбережений населения в долгосрочные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного страхования жизни, а также поэтапная интеграция национальной системы страхования с международным страховым рынком.

3. Стратегия деятельности страховой компании

Стратегия развития страховщика— это последовательность действий,направленных на обеспечение долгосрочной, устойчивой прибыльности компании и,соответственно,роста ее капитализации.Поэтому в основе выработки стратегии должна находиться экономическая оценка эффективности принимаемых решений. Стратегия включает в себя рыночное репозиционирование и изменение внутренней структуры компании. Рыночное позиционирование— это выбор потребительских групп, на которые в основном будет ориентироваться страховщик при продвижении своих услуг,а также ряда страховых продуктов,предлагаемых рынку. Внутренние реформы в компании предполагают изменение технологий работы с клиентами,системы сбора и обработки информации,а также технологии принятия решений и их исполнения на основании информационных потоков. Рыночное позиционирование и организация страховой компании —связанные задачи, которые и должны решаться совместно в рамках разработки стратегии.

Так как страхование относится к сфере услуг,то его будущее лучше всего прогнозировать на основании данных по перспективам развития экономики в целом или ее отдельных отраслей, если речь идет о специальных сегментах страхового рынка. Так, опыт показывает,что имеется прямая корреляция между ВВП страны и сборами страховой премии, что дает возможность определять будущее рынка более или менее точно на основании макроэкономического прогноза. Развитие рынка страхования за счет средств населения лучше всего прогнозировать на основании его увязки с доходами граждан.Разумеется,здесь необходимо учитывать возможность внеэкономических влияний, например,изменений нормативного режима страхования,способных существенно изменить лицо рынка.

В силу неопределенности будущего и множественности гипотез, экономический и, соответственно,страховой прогноз, сделанный в чисто вероятностной форме, будет слишком расплывчатым.Поэтому прогнозирование развития рынков лучше всего проводить в форме трех сценариев —наиболее вероятного,имеющего максимальную вероятность реализации,пессимистического и оптимистического.Они формируются экспертным путем и им присваиваются свои значения вероятности реализации— например, 50, 25 и 25 процентов.В сценарии развития рынков входит прогноз их емкости(платежеспособный спрос) по географическим и социально-экономическим сегментам,конкурентность,а также потенциальные требования потребителей к наполнению и качеству страховых услуг. Из общего перечня сценариев формируется одна наиболее вероятная гипотеза развития страхового рынка, а также несколько вспомогательных,менее реальных.Вероятности их реализации оцениваются экспертным путем.

На втором этапе формирования стратегии оценивается нынешнее состояние страховщика— его сильные и слабые стороны,а также цели развития компании в части используемых технологий и организационного устройства исходя из необходимости соответствовать требованиям конкурентной борьбы на страховых рынках. Далее определяется величина расходов по вариантам составляющих стратегии развития компании— стоимость работ по переводу структуры и технологий,используемых страховщиком,из нынешнего состояния в целевую точку.Оценивается также прибыльность их реализации— доход, который может получить страховщик,заняв целевое место на рынке.Соотношение потенциальных доходов и расходов с учетом вероятности осуществления вариантов развития рынков в результате дает стратегию развития страховщика.При этом принимаемые решения должны быть достаточно гибкими — для того, чтобы адаптироваться к возможным непредусмотренным изменениям на страховом рынке.

Кроме того,саморегулирование позволяет более гибко реагировать на потребности страхователей в более качественных страховых услугах. Саморегулирование— это не просто красивые и модные слова,не имеющие практического применения.Не останавливаясь на работе Всероссийского союза страховщиков,которая ведется сейчас для преобразования в саморегулируемую организацию,подчеркну две новых области приложения этого метода регулирования.

Во-первых существуют более 40 видов обязательного страхования. Вместе с тем реализация основных направлений развития обязательного страхования, заложенных в концепции,к которым относятся усиление контроля за проведением обязательного страхования,введение новых видов обязательного страхования,создание централизованных гарантийных фондов, представляется весьма проблематичной.

И здесь страховое сообщество,в том числе и орган страхового надзора попадает в юридическую коллизию. С одной стороны,вид страхования может называться обязательным,если по его ведению есть федеральный закон. Пока существует только три таких вида:обязательное медицинское страхование,обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств и обязательное страхование военнослужащих.

Вместе с тем,выход из данной тупиковой ситуации может быть найден при помощи механизмов саморегулирования,столь популярных сейчас в разных секторах экономики России, в том числе и в страховании.

Басаков М.И. Менеджмент. – М.: Дашков и К, 2005. – 128с.

Михалева Е.П. Менеджмент. – М.: Юрайт, 2004. – 175с.

Пивоваров К.В. Бизнес-планирование. – М.: Дашков и К, 2005. – 164с.

Современный менеджмент: теория и практика. / Под ред. А.Г.Комарова, Г.Г. Муфтиева. – СПб.: Питер, 2004. – 432с.

Современный рынок страхования. // Финансовая газета № 26, 2004 г.

1 Пивоваров К.В. Бизнес- планирование. – М.: Дашков и К, 2005. – 164с.

2 Современный менеджмент: теория и практика. / Под ред. А.Г.Комарова, Г.Г. Муфтиева. – СПб.: Питер, 2004. – 432с.

3 Михалева Е.П. Менеджмент. – М.: Юрайт, 2004. – 175с.

4 Басаков М.И. Менеджмент. – М.: Дашков и К, 2005. – 128с.

5 Современный рынок страхования. // Финансовая газета № 26, 2004 г., с. 1.

Ситуационным планом называют схему участка и территории вокруг него.

Ситуационным планом называют схему участка и территории вокруг него. На плане отмечают:

  • дома и вспомогательные строения;
  • инженерные коммуникации (газификация, электроснабжение);
  • особенности ландшафта;
  • уровни освещённости в различных точках;
  • дороги, транспортные развязки и т. п., расположенные рядом с участком;
  • благоприятные и неблагоприятные объекты поблизости.

Этот документ делится на такие части:

  • Проектная – это изображение территории в виде схемы.
  • В аналитическую часть входит описание объектов и их отдельных частей, а в отдельных случаях – и дополнительные схемы.
  • Инсоляционная содержит описание освещённости в различных частях участка. Эта информация важна при планировании строительства домов или вспомогательных сооружений, планировании посадок и т. п.

ситуационный план для газификации

В некоторых случаях обычного ситуационного плана недостаточно. Потребуется делать его с привязкой к местности. В нём указываются и подробно поясняются все коммуникации как на самом участке, так и вокруг него. Выделяют такие виды:

  • Для подключения электросетей. Обозначены не только все здания и строения, но и линии электропередач, идущие к ним.
  • Для газификации. Также подробно указывается расположение сетей на участке (если они там есть) и на соседних территориях.

Такие документы, как правило, требуются для подключения, реконструкции или других серьёзных изменений в инженерных сетях.


Такие планы должны быть согласованы с компаниями, которые занимаются обслуживанием соответствующих коммуникаций.

Зачем нужен?

купля-продажа частного дома

Ситуационного плана недостаточно для полного цикла строительства и согласования. Но он может быть полезен на промежуточных этапах и в некоторых других случаях:

  • При сделках с участком, например, купле-продаже. Он позволяет покупателю лучше представить окружение.
  • Для лучшего планирования построек, зданий и других объектов.
  • Используется в ландшафтном дизайне. Здесь важны как освещённость, к которой чувствительны многие растения, так и возможность расположения тех или иных объектов и зон на территории.
  • При проведении реконструкций. Например, он позволяет узнать, насколько смещён фундамент.
  • Он служит основой для разработки проектной документации для строительства, так как по этому плану происходит ориентирование на местности.
  • При проведении межевания и уточнения границ служит отправной точкой для измерений.

В каких случаях необходимо заказывать?

Иногда ситуационный план входит в состав обязательной документации:

  • Для проведения электросети.
  • Для подключения к газопроводу.
  • Для получения разрешения на строительство на своём участке.

Какую информацию содержит?

ситационный план участка

Рассмотрим подробнее, что должно содержаться в этом документе. К обязательной информации относится:

  • Указание на стороны света.
  • Адрес участка.
  • Имеющиеся здания и строения с указанием количества этажей.
  • Планирующиеся и незавершённые постройки.
  • Инженерные сети: электрические, газопровод, трубопровод и т. п.
  • Виды планирующихся работ.
  • Заметные особенности рельефа.
  • Зоны освещённости территории.
  • Благоприятные и неблагоприятные точки как в пределах участка, так и за его границами. К ним относятся свалки, заводы, крупные магистрали, парки, водоёмы и т. п.
  • Охранные зоны, если они есть.
  • Указание на линии застройки.
  • Названия расположенных рядом улиц.


Кроме того, должны быть указаны данные о заказчике. Это полное ФИО и паспортные данные для частного лица.

А для компании необходимо указать полностью название и представителя. Также указывается организация, выдавшая план, и исполнитель. Последний ставит свою подпись.

В отдельных случаях вносится и другая информация. План для подключения электропередач дополнительно содержит информацию:

  • Об использующемся оборудовании, в том числе приборах учёта.
  • Об электрокабелях: марки, сечение, диаметр, и т. п.
  • Схема пролегания кабелей и систем заземления.
  • Для газификации понадобится план с указанием, где именно расположен газопровод относительно этой территории.

Важные моменты

масштаб ситуационного плана

ситуационный план земельного участка по кадастровому номеру онлайн

как выглядит ситуационный план земельного участка

ситуационный план земельного участка для газификации

Как и где заказать?

Ситуационный план участка выдаётся местными органами самоуправления. Для получения нужно подать заявление с приложенными документами. Обратиться можно:

  • лично в часы приёма, предварительно узнав их, например, на сайте органа;
  • через представителя, оформив на него доверенность у нотариуса;
  • в любом офисе МФЦ;
  • по почте, заказным письмом с описью вложения; (можно воспользоваться сайтом Росреестра или госуслуг, но после регистрации на нём).

заказ читуационного плана

Заявление составляется в свободной форме, но в нём обязательно нужно указать такие сведения:

  • О заявителе.
  • Кадастровый номер и адрес участка, его площадь и вид использования.
  • Дата подачи.
  • Цель, то есть для чего именно нужен данный документ (от этого зависит, какую именно информацию нужно будет включить).
  • Если обращается гражданин, нужно указать его ФИО, паспортные данные и телефон для связи. Если запрос формирует компания, указывается её полное название и данные доверенного лица.

К заявлению прилагается:

  • Паспорт.
  • Документ, доказывающий право собственности на участок. Это может быть свидетельство или выписка из ЕГРП или ЕГРН.


Срок изготовления ситуационного плана не должен быть больше трёх дней. Местные власти предоставляют данную услугу бесплатно. В случае отказа его можно обжаловать в досудебном порядке или уже в суде.

план земельного участка

В некоторых регионах органы власти не составляют такие планы. В этих случаях придётся обращаться в коммерческие организации. У них обязательно должна быть лицензия на проведение соответствующих работ. Коммерческим фирмам придётся заплатить. Потратить понадобится:

  • Для небольших участков под индивидуальное строительство – от 3 до 7 тысяч рублей.
  • Для крупных территорий (и, как правило, для коммерческого использования) – от7 до 15 тысяч за гектар.

Ситуационный план содержит информацию об объектах, расположенных на участке, и о его взаимосвязи с окружающими территориями. Он может быть полезен собственникам как небольших участков для личного проживания, так и более крупных, предназначенных для коммерческих объектов.

В большинстве регионов такой план можно получить в местных органах самоуправления. Срок изготовления – три дня, выдаётся документ бесплатно. Если муниципальной властью подобные услуги не оказываются, придётся обратиться в коммерческие организации.

Содержание работы
Файлы: 1 файл

кур.планирование.doc

Есть ряд критериев, которые принимаются в процессе оценки стратегии:

количественные: доля рынка, рост объема продаж, уровень затрат и эффективности производства и сбыта, текучесть кадров, невыходы на работу, чистая прибыль;

качественные: способность привлечь высококвалифицированных менеджеров, расширение объема услуг клиентам, углубление знания рынка, снижение риска опасностей, использование возможностей.

При реализации или изменении стратегии руководство должно учитывать ее взаимосвязь со структурой организации и объединить формирование структуры управления и планирование. Структура всегда должна основываться на стратегии и обеспечивать ее эффективность настолько, насколько это возможно в конкретной ситуации.

1.2 Бизнес-план как элемент стратегического планирования

Бизнес-план является составной частью стратегического плана. Бизнес-планирование и стратегическое планирование - не тождественные понятия.

Стратегический план определяет основные цели и направления деятельности организации и формирует пути их достижения. Реализация идей стратегического плана требует разработки комплекса различных аспектов. На стадии стратегического планирования составляются еще 2 относительно самостоятельных плана: инноваций и инвестиций. В них идеи нововведений, сформированные в процессе составления стратегического плана, получают дальнейшую детальную проработку. Все три плана различаются уровнем детализации информации о планируемых нововведениях.

Можно ответить, что связи процессов стратегического планирования, инновационного и инвестиционного мало изучены. К сожалению, в большинстве случаев эти понятия отождествляются. Наиболее перспективным можно считать тот, при котором планирование инноваций и инвестиций рассматриваются как процедура стратегического планирования.

Поскольку и инновации, и инвестиции подразумевают долгосрочное вложение средств, и инновационные, и инвестиционные решения в большинстве своем являются стратегическими решениями.

Общедоступной формой представления отдельных элементов и направлений стратегического инвестиционного плана выступает бизнес-план. Бизнес-план - это самостоятельный документ, характеризуемый своими целями, задачами, структурой.

    1. Отличие от текущего плана социально-экономического развития предприятия бизнес-плана заключается в:
    2. структуре;
    3. он учитывает не только внутренние, но и внешние цели и условия организации;
    4. по целям: текущий план охватывает все аспекты деятельности организации за 1 год, а бизнес-план - только инвестиционные;
    5. по периоду действия: план социально-экономического развития составляется каждый год, а бизнес-план - когда требуется оценить и реализовать какое-то инвестиционное решение (0,5; 1; 1,5; 3; 5 лет).

В сопоставлении с инновационным планом можно отметить, что научно-технические идеи инновационного плана в инвестиционном плане расширяются и детализируются по организационным, маркетинговым и финансовым аспектам.

По отношению к инвестиционному плану бизнес-план может выступать как документ, представляющий собой план разработки и реализации соответствующей части инвестиционного проекта.

Инвестиционный проект - это совокупность документов, характеризующих проект от его замысла до достижения заданных показателей эффективности и показывающий, как правило, прединвестиционную, инвестиционную, эксплуатационную и ликвидационную стадии его реализации. Стратегический инвестиционный план организации может включать несколько, связанных между собой или нет, инвестиционных проектов.

Близким по сути к бизнес-плану выступает технико- эксплуатационное обоснование (ТЭО). ТЭО содержит предпроектную проработку инженерно-конструкторных, технологических и строительных решений, сравнение альтернативных вариантов и обоснование выбора конкретного способа осуществления проекта. Главным отличием ТЭО от бизнес-плана является то, что ТЭО - это специфический плановый документ для создания и развития крупных промышленных объектов. Особый акцент в нем сделан на производственно-техническую часть, в то время как рыночные проблемы остаются менее раскрытыми. ТЭО более узко в спектре охвата вопросов, чем бизнес-план, но более глубоко детализировано в технико-производственном отношении. ТЭО предназначен для специалистов, бизнес-план - для широкого пользования. Место бизнес-плана в системе стратегического плана можно схематично представить следующим образом (рис. 1)

Стратегический план предприятия бизнес-план Стратегический план инвестиционного проекта № 1 бизнес-план инвестиционного проекта № 2 бизнес-план инвестиционного проекта № 3 бизнес-план

Рис.1. Место бизнес-плана в системе стратегического плана

Существует множество определений бизнес-плана. Более полное отражение его назначения и целей можно показать в следующей формулировке.

Бизнес-план - основной документ, позволяющий детально изложить, обосновать и оценить возможности инвестиционного проекта для создания нового или расширения действующего производства (услуги).

Данное определение четко отражает главную цель бизнес-плана, состоящую в том, чтобы дать целостную системную оценку перспективности проекта, выработанного стратегического решения. Бизнес-план составляется для обоснований инвестиций при расширении действующего производства или создании нового продукта (услуги).

Другие цели разработки бизнес-плана могут быть различными:

    1. привлечение инвесторов;
    2. привлечение партнеров;
    3. определение степени реальности достижения намеченных результатов;
    4. убеждение сотрудников компании в возможности достижения поставленных целей.

Бизнес-план предусматривает решение стратегических и тактических задач, а именно:

    1. обоснование экономической целесообразности инвестиционного решения в рамках выработанной стратегии предприятия;
    2. оценка финансовых, материальных, трудовых производственных ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия;
    3. определение источника и форм финансирования реализации выбранного стратегического решения;
    4. подбор работников, способных реализовать данный план;
    5. организация работ по реализации разработанного бизнес-плана.
    6. Назначение бизнес-плана можно рассматривать в следующем:
    7. Бизнес-план служит обоснованием для предлагаемого бизнеса и оценки возможных результатов.
    8. Бизнес-план - неотъемлемый элемент стратегического планирования.
    9. Бизнес-план - выступает как средство для получения инвестиций.
    10. Бизнес-план - инструмент внутрифирменного планирования.
    11. Бизнес-план - реклама для предлагаемого бизнеса.

Таким образом, между бизнес-планом и стратегическим планом существуют следующие отличия:

. Стратегический план включает весь комплекс общих целей предприятия, а бизнес- план только одну, которая связана с созданием нового вида деятельности или развитием существующего.

. Стратегический план включает различные типы стратегии, а бизнес-план ориентирован только на развитие.

. Стратегический план - это планы с растущим горизонтом времени и постоянной корректировкой. Бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки, по истечении которых работа над бизнес-проектом завершается.

. Стратегический план создается для собственного использования, а бизнес-план чаще всего для поиска источников финансирования, то есть для внешних инвесторов и кредиторов.

. В бизнес-плане функциональные составляющие (план производства, маркетинга и др.) имеют гораздо более весомое значение, чем в стратегическом.

1.3 Основные этапы разработки управленческих решений

Процесс принятия решений при кажущейся простоте очень непрост. В нем достаточно много тонкостей и подводных рифов, хорошо знакомых профессиональным менеджерам. В каждой организации осуществляется разработка управленческих решений. И в каждой организации практика разработки и принятия управленческих решений имеет свои особенности, определяемые характером и спецификой ее деятельности, ее организационной структурой, действующей системой коммуникаций, внутренней культурой. Тем не менее, имеется общее, характерное для любого процесса принятия решений, где бы он ни осуществлялся. Это тот единый стержень, который формирует технологию разработки и принятия решений, используемую в любой организации. Как мы уже говорилось выше, одной из отличительных черт теории принятия решений является наличие в ней методов, позволяющих обрабатывать как количественную, так и качественную (неколичсственную) информацию.

При этом в процессе принятия решений большое внимание уделяется использованию методов экспертного оценивания, предназначенных для работы как с количественной, так и с качественной информацией. Основное назначение экспертных технологий - повышение профессионализма, а следовательно, и эффективности принимаемых управленческих решений.

Проблемам, связанным с принятием управленческих решений, сегодня посвящена обширная литература. Возможны разные способы представления процесса принятия решений, в основе которых различные подходы к управлению: системный, количественный, ситуационный и т.д. Основное внимание уделим ситуационному подходу, поскольку он наиболее полно отражает проблемы, возникающие при управленческой деятельности, универсален и, по существу, содержит основные методы, связанные с принятием управленческих решений и используемые в других подходах. Рассмотрим основные этапы процесса принятия управленческих решений. Блок-схема процесса управления представлена на рис. 2.

1. Получение информации о ситуации

2. Определение целей

3. Разработка оценочной системы

4. Анализ ситуации

5. Диагностика ситуаций

6. Разработка прогноза развития ситуации

7. Генерирование альтернативных вариантов решений

8. Отбор основных вариантов управляющих воздействий

9. Разработка сценариев развития ситуации

10. Экспертная оценка основных вариантов управляющих воздействий

11. Коллективная экспертная оценка

12. Принятие решения

13. Разработка плана действий

14. Контроль реализации плана

15. Анализ результатов развития ситуации после управленческих воздействий

Рис. 2. Основные этапы разработки управленческих решений

Подготовка решений осуществляется на основании всей совокупности информации о ситуации, ее тщательного анализа и оценок. В приведенной выше укрупненной блок-схеме представлены основные этапы принятия решения и их технологическая последовательность. Рассмотрим их.

Подготовка к разработке управленческого решения.

. Получение информации о ситуации. Получаемая информация о ситуации принятия решения должна быть достоверной и достаточно полной. Недостоверная либо недостаточно полная информация может приводить к принятию ошибочных и неэффективных решений. Однако не меньшие трудности возникают и при наличии избыточной информации, поскольку возникает проблема отбора информации, действительно представляющей интерес и важной для своевременного принятия эффективного управленческого решения. Целесообразной при получении и обработке информации о ситуации принятия решения является подготовка аналитического материала, отражающего основные особенности и тенденции развития ситуации. Естественно, что такой аналитический материал должен готовиться специалистами, обладающими достаточными знаниями и опытом в области, к которой принадлежит ситуация принятия решения.

. Определение целей. Только после их определения можно осуществлять определение факторов, механизмов, закономерностей, ресурсов, влияющих на развитие ситуации. Разработаны и используются методы формирования деревьев цели, позволяющих определить иерархическую структуру системы целей, и деревьев критериев, позволяющих оценить степень достижения целей. Деревья целей широко используются при программно-целевом планировании структурами федерального уровня, концернами, промышленно-финансовыми группами, фирмами при разработке крупномасштабных проектов и программ. Четкое определение цели является неотъемлемой составляющей процесса управления. Большое значение имеет определение приоритетности целей, поскольку опыт показывает, что при реальном управлении приходится осуществлять выбор.

. Разработка оценочной системы. В процессе выработки управленческого решения большое значение имеет адекватная оценка ситуации, различных ее аспектов, учитывать которые необходимо при принятии решений, приводящих к успеху. Для адекватной оценки того или иного аспекта ситуации нередко оказывается целесообразным формирование индексов, или индикаторов, характеризующих состояние ситуации в зависимости от изменения значений факторов, определяющих ее развитие (индекс Доу-Джонса - индекс акций, позволяющий оценить движение биржевых ресурсов, характеризует состояние активности на бирже).

Читайте также: