Чем преимущественно осуществляет теплопередача в воде при нагревании

Обновлено: 04.07.2024

Контрольная работа по физике Тепловые явления для учащихся 8 класса с ответами. Тест включает в себя 4 варианта, в каждом по 8 заданий.

1 вариант

1. Теплообмен путём конвекции может осуществляться

1) в газах, жидкостях и твёрдых телах
2) в газах и жидкостях
3) только в газах
4) только в жидкостях

2. Перед горячей штамповкой латунную болванку массой 3 кг нагрели от 15 до 75 °С. Какое количество теплоты получила болванка? Удельная теплоёмкость латуни 380 Дж/(кг · °С)

1) 47 кДж
2) 68,4 кДж
3) 760 кДж
4) 5700 кДж

3. Если при атмосферном давлении 100 кПа конденсирует­ся 200 г паров некоторого вещества при 100 °С, то в ок­ружающую среду передаётся количество теплоты, рав­ное 460 кДж. Удельная теплота парообразования этого вещества приблизительно равна

1) 2,1 · 10 8 Дж/кг
2) 2,1 · 10 7 Дж/кг
3) 2,3 · 10 6 Дж/кг
4) 2,3 · 10 4 Дж/кг

4. На рисунке представлен график зависимости темпера­туры нафталина от времени при нагревании и охлажде­нии. В начальный момент нафталин находился в твёр­дом состоянии. Какой участок графика соответствует процессу отвердевания нафталина?

5. С помощью психрометрической таблицы определите разницу в показаниях сухого и влажного термометра, если температура в помещении 20 °С, а относительная влажность воздуха 44 %.

Психрометрическая таблица для 5 задания

1) 7 °С
2) 20 °С
3) 27 °С
4) 13 °С

6. Тепловая машина за цикл получает от нагревателя 50 Дж и совершает полезную работу, равную 100 Дж. Чему равен КПД тепловой машины?

1) 200%
2) 67%
3) 50%
4) Такая машина невозможна

7. Установите соответствие между физическими величи­нами и формулами, по которым эти величины определяются. К каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую позицию второго.

А) Количество теплоты, необходи­мое для кипения жидкости
Б) Удельная теплота сгорания топ­лива
В) Количество теплоты, выделяе­мое при охлаждении вещества

8. В калориметр с водой бросают кусочки тающего льда. В некоторый момент кусочки льда перестают таять. Пер­воначальная масса воды в сосуде 330 г, а в конце про­цесса масса воды увеличивается на 84 г. Какой была начальная температура воды в калориметре? Удельная теплоёмкость воды 4200 Дж/(кг · °С), удельная теплота плавления льда 330 кДж/кг.

2 вариант

1. На Земле в огромных масштабах осуществляется круго­ворот воздушных масс. Движение воздушных масс свя­зано преимущественно с

1) теплопроводностью и излучением
2) теплопроводностью
3) излучением
4) конвекцией

2. Перед горячей штамповкой латунную болванку массой 2 кг нагрели от 150 до 750 °С. Какое количество тепло­ты получила болванка? Удельная теплоёмкость латуни 380 Дж/(кг · °С)

1) 32 Дж
2) 456 кДж
3) 1050 кДж
4) 760 кДж

3. Сколько энергии необходимо для плавления куска же­леза массой 4 кг, взятого при температуре плавления? Удельная теплота плавления железа 27 кДж/кг.

1) 108 Дж
2) 108000 Дж
3) 6,75 Дж
4) 6750 Дж

4. На рисунке представлен график зависимости температуры эфира от времени при нагревании и охлаждении. В начальный момент эфир находился в жидком состоянии. Какой участок графика соответствует процессу кипения эфира?

5. Влажный термометр психрометра показывает темпера­туру 16 °С, а сухой 20 °С. Определите, пользуясь пси­хрометрической таблицей, относительную влажность воздуха.

Психрометрическая таблица для 5 задания

6. Тепловой двигатель получает за цикл от нагревателя 200 Дж теплоты и отдаёт холодильнику 150 Дж. КПД двигателя равен

7. Установите соответствие между физическими величи­нами и формулами, по которым эти величины определяются. К каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую позицию второго.

А) Количество теплоты, необходи­мое для плавления кристалли­ческого тела
Б) Удельная теплоёмкость вещества
В) Количество теплоты, выделяемое при сгорании топлива ­

8. Воду массой 500 г при температуре 95 °С налили в теплоизолированный сосуд, где находился твёрдый нафталин при температуре 80 °С. После установления теплового равновесия температура воды оказалась равна 80 °С, при этом весь нафталин перешёл в жидкое состояние. Пренебрегая потерями тепла, оцените, сколько граммов нафталина находилось в сосуде. Удельная теплоёмкость воды равна 4200 Дж/(кг · °С), удельная теплота плавления нафталина 150 кДж/кг, температура плавления нафталина 80 °С.

3 вариант

1. Благодаря какому виду теплопередачи (преимущественно) в летний день нагревается вода в водоёмах?

1) Конвекция
2) Теплопроводность
3) Излучение
4) Конвекция и излучение

2. Металлический брусок массой 400 г нагревают от 20 °С до 25 °С. Определите удельную теплоёмкость металла, если на нагревание затратили 760 Дж теплоты.

1) 0,38 Дж/(кг · °С)
2) 760 Дж/(кг · °С)
3) 380 Дж/(кг · °С)
4) 2000 Дж/(кг · °С)

3. Какое количество теплоты потребуется для плавления 40 г белого чугуна, нагретого до температуры плавления? Удельная теплота плавления белого чугуна 14 · 10 4 Дж/кг

1) 3,5 кДж
2) 5,6 кДж
3) 10 кДж
4) 18 кДж

4. На рисунке изображён гра­фик зависимости темпера­туры нафталина от времени при нагревании и охлажде­нии. В начальный момент времени нафталин находился в твёрдом состоянии. Какая из точек графика соответствует началу отвердевания нафталина?

5. Относительная влажность воздуха в помещении равна 60%. Разность в показаниях сухого и влажного термо­метра 4 °С. Пользуясь психрометрической таблицей, определите показание сухого термометра.

Психрометрическая таблица для 5 задания

1) 18 °С
2) 14 °С
3) 10 °С
4) 6 °С

6. Чему равен коэффициент полезного действия паровой турбины, если полученное ею количество теплоты равно 1000 МДж, а полезная работа составляет 400 МДж?

7. Установите соответствие между физическими величи­нами и формулами, по которым эти величины определяются. К каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую позицию второго.

А) Количество теплоты, необходи­мое для парообразования жид­кости
Б) Удельная теплота сгорания топ­лива
В) Количество теплоты, выделяе­мое при охлаждении вещества

8. В стакан калориметра, содержащий 177 г воды, опусти­ли кусок льда, имевший температуру 0 °С. Начальная температура калориметра с водой равна 45 °С. После того как весь лед растаял, температура воды и калориметра стала равна 5 °С. Определите массу льда. Теплоёмкостью калориметра пренебречь. Удельная теплоёмкость воды равна 4200 Дж/(кг · °С), удельная теплота плавления льда 330 кДж/кг.

4 вариант

1. В металлическом стержне теплопередача осуществляет­ся преимущественно путём

1) излучения
2) конвекции
3) теплопроводности
4) излучения и конвекции

2. Для нагревания 100 г алюминия от 120 до 140 °С потребовалось 1800 Дж теплоты. Определите по этим данным удельную теплоёмкость алюминия.

1) 0,9 Дж/(кг · °С)
2) 9 Дж/(кг · °С)
3) 360 Дж/(кг · °С)
4) 900 Дж/(кг · °С)

3. Масса серебра 10 г. Какое количество теплоты выделит­ся при его кристаллизации, если серебро находится при температуре плавления? Удельная теплота плавления серебра 88 кДж/кг.

1) 880 000 Дж
2) 8,8 кДж
3) 880 Дж
4) 88 кДж

4. На рисунке представлен график зависимости темпе­ратуры эфира от времени при его нагревании и охла­ждении. В начальный мо­мент эфир находился в жидком состоянии. Какая точка графика соответствует началу процесса кипения эфира?

5. С помощью психрометрической таблицы определите показания влажного термометра, если температура в по­мещении 16 °С, а относительная влажность воздуха 62%.

Психрометрическая таблица для 5 задания

1) 20 °С
2) 22 °С
3) 12 °С
4) 16 °С

6. Рабочее тело тепловой машины получило 70 кДж теп­лоты. При этом холодильнику передано 52,5 кДж теп­лоты. КПД такой машины

7. Установите соответствие между физическими величи­нами и формулами, по которым эти величины определяются. К каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую позицию второго.

А) Количество теплоты, необходи­мое для плавления вещества
Б) Удельная теплота парообразова­ния
В) Количество теплоты, выделяе­мое при сгорании топлива

8. Твёрдый нафталин находится в теплоизолированном сосуде при темпера туре 80 °С. В сосуд наливают расплав­ленный нафталин массой 600 г, начальная температура которого равна 100 °С. С некоторого момента времени кусочки нафталина в сосуде перестают плавиться, а масса жидкого нафталина достигает 700 г. По результа­там этого эксперимента определите удельную теплоём­кость жидкого нафталина. Удельная теплота плавления нафталина 150 кДж/кг. Температура плавления нафта­лина 80 °С.

Ответы на контрольную работу по физике Тепловые явления
1 вариант
1-2
2-2
3-3
4-4
5-1
6-4
7-154
8. 20 °С
2 вариант
1-4
2-2
3-2
4-3
5-3
6-1
7-532
8. 210 г
3 вариант
1-3
2-3
3-2
4-3
5-2
6-3
7-513
8. ≈ 0,085 кг
4 вариант
1-3
2-4
3-3
4-2
5-3
6-3
7-215
8. 1250 Дж/(кг · °С)


1. Существуют три вида теплопередачи: теплопроводность, конвекция и излучение.

Теплопроводность можно наблюдать на следующем опыте. Если к металлическому стержню с помощью воска прикрепить несколько гвоздиков (рис. 68), закрепить один конец стержня в штативе, а другой нагревать на спиртовке, то через некоторое время гвоздики начнут отпадать от стержня: сначала отпадет тот гвоздик, который ближе к спиртовке, затем следующий и т.д.


Это происходит потому, что при повышении температуры воск начинает плавиться. Поскольку гвоздики отпадали не одновременно, а постепенно, можно сделать вывод, что температура стержня повышалась постепенно. Следовательно, постепенно увеличивалась и внутренняя энергия стержня, она передавалась от одного его конца к другому.

2. Передачу энергии при теплопроводности можно объяснить с точки зрения внутреннего строения вещества. Молекулы ближнего к спиртовке конца стержня получают от неё энергию, их энергия увеличивается, они начинают более интенсивно колебаться и передают часть своей энергии соседним частицам, заставляя их колебаться быстрее. Те, в свою очередь передают энергию своим соседям, и процесс передачи энергии распространяется по всему стержню. Увеличение кинетической энергии частиц приводит к повышению температуры стержня.

Важно, что при теплопроводности не происходит перемещения вещества, от одного тела к другому или от одной части тела к другой передается энергия.

Процесс передачи энергии от одного тела к другому или от одной части тела к другой благодаря тепловому движению частиц называется теплопроводностью.

3. Разные вещества обладают разной теплопроводностью. Если на дно пробирки, наполненной водой, положить кусочек льда и верхний её конец поместить над пламенем спиртовки, то через некоторое время вода в верхней части пробирки закипит, а лёд при этом не растает. Следовательно, вода, так же как и все жидкости, обладает плохой теплопроводностью.

Ещё более плохой теплопроводностью обладают газы. Возьмём пробирку, в которой нет ничего, кроме воздуха, и расположим её над пламенем спиртовки. Палец, помещённый в пробирку, не почувствует тепла. Следовательно, воздух и другие газы обладает плохой теплопроводностью.

Хорошими проводниками теплоты являются металлы, самыми плохими — сильно разреженные газы. Это объясняется особенностями их строения. Молекулы газов находятся друг от друга на расстояниях, больших, чем молекулы твёрдых тел, и значительно реже сталкиваются. Поэтому и передача энергии от одних молекул к другим в газах происходит не столь интенсивно, как в твёрдых телах. Теплопроводность жидкости занимает промежуточное положение между теплопроводностью газов и твёрдых тел.

4. Как известно, газы и жидкости плохо проводят теплоту. В то же время от батарей парового отопления нагревается воздух. Это происходит благодаря такому виду теплопроводности, как конвекция.

Если на дно колбы с водой аккуратно через трубочку опустить кристаллик марганцево-кислого калия и нагревать колбу снизу так, чтобы пламя касалось её в том месте, где лежит кристаллик, то можно увидеть, как со дна колбы будут подниматься окрашенные струйки воды. Достигнув верхних слоёв воды, эти струйки начнут опускаться.

Объясняется это явление так. Нижний слой воды нагревается от пламени спиртовки. Нагреваясь, вода расширяется, её объём увеличивается, а плотность соответственно уменьшается. На этот слой воды действует архимедова сила, которая выталкивает нагретый слой жидкости вверх. Его место занимает опустившийся вниз холодный слой воды, который, в свою очередь, нагреваясь, перемещается вверх и т.д. Следовательно, энергия в данном случае переносится поднимающимися потоками жидкости (рис. 69).

Подобным образом осуществляется теплопередача и в газах. Если вертушку, сделанную из бумаги, поместить над источником тепла (рис. 70), то вертушка начнёт вращаться. Это происходит потому, что нагретые менее плотные слои воздуха под действием выталкивающей силы поднимаются вверх, а более холодные движутся вниз и занимают их место, что и приводит к вращению вертушки.

Теплопередача, которая осуществляется в этом опыте и в опыте, изображенном на рисунках 69, 70, называется конвекцией.


Конвекция — вид теплопередачи, при котором энергия передаётся слоями жидкости или газа.

Конвекция связана с переносом вещества, поэтому она может осуществляться только в жидкостях и газах; в твёрдых телах конвекция не происходит.

5. Третий вид теплопередачи — излучение. Если поднести руку к спирали электроплитки, включённой в сеть, к горящей электрической лампочке, к нагретому утюгу, к батарее отопления и т.п., то можно явно ощутить тепло.

Если закрепить металлическую коробочку (теплоприёмник), одна сторона которой блестящая, а другая чёрная, в штативе, соединить коробочку с манометром, а затем налить в сосуд, у которого одна поверхность белая, а другая чёрная, кипяток, то, повернув сосуд к чёрной стороне теплоприёмника сначала белой стороной, а затем чёрной, можно заметить, что уровень жидкости в колене манометра, соединённом с теплоприёмником, понизится. При этом он сильнее понизится, когда сосуд обращён к теплоприёмнику чёрной стороной (рис. 71).


Понижение уровня жидкости в манометре происходит потому, что воздух в теплоприёмнике расширяется, это возможно при нагревании воздуха. Следовательно, воздух получает от сосуда с горячей водой энергию, нагревается и расширяется. Поскольку воздух обладает плохой теплопроводностью и конвекция в данном случае не происходит, т.к. плитка и теплоприёмник располагаются на одном уровне, то остаётся признать, что сосуд с горячей водой излучает энергию.

Опыт также показывает, что чёрная поверхность сосуда излучает больше энергии, чем белая. Об этом свидетельствует разный уровень жидкости в колене манометра, соединённом с теплоприёмником.

Чёрная поверхность не только излучает больше энергии, но и больше поглощает. Это можно также доказать экспериментально, если поднести включённую в сеть электроплитку сначала к блестящей стороне тенлоприёмника, а затем к чёрной. Во втором случае жидкость в колене манометра, соединённом с теплоприёмником, опустится ниже, чем в первом.

Таким образом, чёрные тела хорошо поглощают и излучают энергию, а белые или блестящие плохо испускают и плохо поглощают её. Они хорошо энергию отражают. Поэтому понятно, почему летом носят светлую одежду, почему дома на юге предпочитают красить в белый цвет.

Путём излучения энергия передаётся от Солнца к Земле. Поскольку пространство между Солнцем и Землёй представляет собой вакуум (высота атмосферы Земли много меньше расстояния от неё до Солнца), то энергия не может передаваться ни путём конвекции, ни путём теплопроводности. Таким образом, для передачи энергии путём излучения не требуется наличия какой-либо среды, эта теплопередача может осуществляться и в вакууме.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ

Часть 1

1. В твёрдых телах теплопередача может осуществляться путём

1) конвекции
2) излучения и конвекции
3) теплопроводности
4) конвекции и теплопроводности

2. Теплопередача путём конвекции может происходить

1) только в газах
2) только в жидкостях
3) только в газах и жидкостях
4) в газах, жидкостях и твёрдых телах

3. Каким способом можно осуществить теплопередачу между телами, разделёнными безвоздушным пространством?

1) только с помощью теплопроводности
2) только с помощью конвекции
3) только с помощью излучения
4) всеми тремя способами

4. Благодаря каким видам теплопередачи в ясный летний день нагревается вода в водоёмах?

1) только теплопроводность
2) только конвекция
3) излучение и теплопроводность
4) конвекция и теплопроводность

5. Какой вид теплопередачи не сопровождается переносом вещества?

1) только теплопроводность
2) только конвекция
3) только излучение
4) только теплопроводность и излучение

6. Какой(-ие) из видов теплопередачи сопровождается(-ются) переносом вещества?

1) только теплопроводность
2) конвекция и теплопроводность
3) излучение и теплопроводность
4) только конвекция

7. В таблице приведены значения коэффициента, который характеризует скорость процесса теплопроводности вещества, для некоторых строительных материалов.


В условиях холодной зимы наименьшего дополнительного утепления при равной толщине стен требует дом из

1) газобетона
2) железобетона
3) силикатного кирпича
4) дерева

8. Стоящие на столе металлическую и пластмассовую кружки одинаковой вместимости одновременно заполнили горячей водой одинаковой температуры. В какой кружке быстрее остынет вода?

1) в металлической
2) в пластмассовой
3) одновременно
4) скорость остывания воды зависит от её температуры

9. Открытый сосуд заполнен водой. На каком рисунке правильно изображено направление конвекционных потоков при приведённой схеме нагревания?


10. Воду равной массы нагрели до одинаковой температуры и налили в две кастрюли, которые закрыли крышками и поставили в холодное место. Кастрюли совершенно одинаковы, кроме цвета внешней поверхности: одна из них чёрная, другая блестящая. Что произойдёт с температурой воды в кастрюлях через некоторое время, пока вода не остыла окончательно?

1) Температура воды не изменится ни в той, ни в другой кастрюле.
2) Температура воды понизится и в той, и в другой кастрюле на одно и то же число градусов.
3) Температура воды в блестящей кастрюле станет ниже, чем в чёрной.
4) Температура воды в чёрной кастрюле станет ниже, чем в блестящей.

11. Учитель провёл следующий опыт. Раскалённая плитка (1) размещалась напротив полой цилиндрической закрытой коробки (2), соединённой резиновой трубкой с коленом U-образного манометра (3). Первоначально жидкость в коленах находилась на одном уровне. Через некоторое время уровни жидкости в манометре изменились (см. рисунок).


Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам проведённых экспериментальных наблюдений. Укажите их номера.

1) Передача энергии от плитки к коробке осуществлялась преимущественно за счёт излучения.
2) Передача энергии от плитки к коробке осуществлялась преимущественно за счёт конвекции.
3) В процессе передачи энергии давление воздуха в коробке увеличивалось.
4) Поверхности чёрного матового цвета по сравнению со светлыми блестящими поверхностями лучше поглощают энергию.
5) Разность уровней жидкости в коленах манометра зависит от температуры плитки.

12. Из перечня приведённых ниже высказываний выберите два правильных и запишите их номера в таблицу.

1) Внутреннюю энергию тела можно изменить только в процессе теплопередачи.
2) Внутренняя энергия тела равна сумме кинетической энергии движения молекул тела и потенциальной энергии их взаимодействия.
3) В процессе теплопроводности осуществляется передача энергии от одних частей тела к другим.
4) Нагревание воздуха в комнате от батарей парового отопления происходит, главным образом, благодаря излучению.
5) Стекло обладает лучшей теплопроводностью, чем металл.

Теплообмен — это самопроизвольный (т. е. совершаемый без принуждения) процесс передачи теплоты, происходящий между телами с разной температурой .

Теплообмен — это самопроизвольный (т. е. совершаемый без принуждения) процесс передачи теплоты, происходящий между телами с разной температурой.

Можно сказать, что теплообмен — один из способов изменения внутренней энергии тела. Различают три вида теплопередачи: теплопроводность, конвекцию и лучистый теплообмен.

Термодинамика Теплообмен

Теплопроводность.

Теплопроводность — это вид теплопередачи, при котором происходит непосредственная передача энергии от частиц (молекул, атомов) более нагретой части тела к частицам его менее нагретой части.

Рассмотрим ряд опытов с нагревом твердого тела, жидкости и газа.

Закрепим в штативе толстую медную проволоку, а к проволоке прикрепим воском или пластилином несколько гвоздиков. При нагревании свободного конца проволоки в пламени спиртовки воск плавится, и гвоздики постепенно отпадают от проволоки. Причем сначала отпадают те, что находятся ближе к пламени, затем по очереди все остальные. Объясняется это следующим обра­зом. Сначала увеличивается скорость движения тех частиц металла, которые находятся ближе к пламени. Температура проволоки в этом месте повышается. При взаимодействии этих частиц с соседними скорость последних также увеличивается, в результате чего повышается температура следующей части проволоки. Затем увеличивается скорость движения следующих частиц и т. д., пока не прогреется вся проволока.

Следует помнить, что при теплопроводности само вещество не перемещается вдоль тела, пере­носится лишь энергия.

Рассмотрим теперь теплопроводность жидкостей. Возьмем пробирку с водой. Положим в нее кусочек льда и станем нагревать верхнюю часть пробирки. Вода у поверхности скоро закипит. Лед же на дне пробирки за это время почти не растает. Значит, у жидкостей теплопроводность невелика, за исключением ртути и жидких металлов.

Это объясняется тем, что в жидкостях молекулы расположены на больших расстояниях друг от друга, чем в твердых телах.

Исследуем теплопроводность газов. Сухую пробирку наденем на палец и нагреем в пламени спиртовки донышко. Палец при этом долго не чувствует тепла.

Это связано с тем, что расстояние между молекулами газа еще больше, чем у жидкостей и твердых тел. Следовательно, теплопроводность газов еще меньше.

Итак, теплопроводность различных веществ различна.

Наибольшей теплопроводностью обладают металлы, особенно серебро и медь. Если теплопроводность различных веществ сравнивать с теплопроводностью меди, то окажется, что у железа она меньше примерно в 5 раз, у воды — в 658 раз, у пористого кирпича — в 848 раз, у свежевыпавшего снега — почти в 4000 раз, у ваты, древесных опилок и овечьей шерсти — почти в 10 000 раз, а у воздуха она меньше примерно в 20 000 раз. Плохой теплопроводностью обладают также воло­сы, перья, бумага, пробка и другие пористые тела. Это связано с тем, что между волокнами этих веществ содержится воздух. Самой низкой теплопроводностью обладает вакуум (освобожденное от воздуха пространство). Объясняется это тем, что теплопроводность — это перенос энергии от одной части тела к другой, который происходит при взаимодействии молекул или других частиц. В пространстве, где нет частиц, теплопроводность осуществляться не может.

Конвекция. Конвективный теплообмен.

Конвекция (от лат. convectio — доставка) — это перенос массы в результате перемещения газа или жидкости.

Существуют различные виды конвекции. Мы рассмотрим свободную и вынужденную конвекции.

Свободная конвекция в газе или жидкости возникает тогда, когда имеются небольшие области, в которых плотность отличается от плотности основной окружающей их массы вещества. Тогда в условиях земного тяготения под действием силы Архимеда эти области начинают переме­щаться. Примером свободной конвекции является всем известное движение воздуха в помещении, в котором топится печь, имеется радиатор или другой источник тепла.

Поясним сказанное на примерах.

Поместив руку над горячей плитой или горящей электрической лампочкой, можно почувствовать, что над ними поднимаются теплые струи воздуха. Небольшая бумажная вертушка, пос­тавленная над пламенем свечи или электрической лампочкой, под действием поднимающегося нагретого воздуха начинает вращаться.

Это явление можно объяснить таким образом. Часть воздуха, которая соприкасается с теплой лампой, нагревается, расширяется и становится менее плотной, чем окружающий ее более холодный воздух. Под действием архимедовой (выталкивающей) силы эта более теплая часть воздуха начинает подниматься вверх. Ее место заполняет холодный воздух. Через некоторое время, прогревшись, этот слой воздуха также поднимается вверх, уступая место следующей порции воздуха, и т. д. Это и есть конвекция. В результате перемещения более теплых слоев воздуха происходит перенос тепла (т. е. энергии), или конвективный теплообмен.

Точно так же переносится энергия и при нагревании жидкости. Нагретые слои жидкости, менее плотные и поэтому более легкие, вытесняются вверх более тяжелыми, холодными слоями. Холодные слои жидкости, опустившись вниз, в свою очередь, нагреваются от источника тепла и вновь вытесняются менее нагретой жидкостью. Благодаря такому движению жидкость равномерно прогревается. Это становится наглядным, если на дно колбы с водой бросить несколько кристалликов марганцовокислого калия, который окрашивает воду в фиолетовый цвет.

Вынужденная конвекция вызывается внешним механическим воздействием на среду. Примерами ее являются обычное перемешивание жидкости ложечкой, движение воздуха в комнате под действием вентилятора, течение жидкости в трубе под действием гидронасоса и т. д. Физические процессы, происходящие при вынужденной конвекции, связанной с движением тел с большими скоростями в атмосфере, моделируются в аэродинамических трубах, где воспроизводится обтека­ние неподвижных моделей потоком воздуха.

Таким образом, конвективный теплообмен может осуществляться в газообразной и жидкой среде при условии, что имеется разность температур между частями этой среды. Для осуществле­ния эффективного конвективного теплообмена в земных условиях в жидкостях и газах их следует прогревать снизу. Если их прогревать сверху, конвекция не происходит, ведь теплые слои и так находятся сверху и опуститься ниже холодных, более тяжелых, они не могут.

В отсутствие силы тяжести (в ракете, спутнике, межпланетном корабле) конвекция наблюдаться не будет. Следовательно, пользоваться там, например, спичками и газовыми горелками нельзя: продукты сгорания затушат пламя.

Конвекция в твердых телах происходить не может, поскольку частицы в них колеблются около определенной точки, удерживаемые сильным взаимным притяжением. В связи с этим при нагревании твердых тел потоки вещества в них образовываться не могут. Энергия в твердых телах передается теплопроводностью.

Лучистый теплообмен.

Лучистый теплообмен — это теплообмен, при котором энергия переносится различными лучами.

Это могут быть солнечные лучи, а также лучи, испускаемые нагретыми телами, находящими­ся вокруг нас.

Так, например, сидя около костра, мы чувствуем, как тепло передается от огня нашему телу. Однако причиной такой теплопередачи не может быть ни теплопроводность (которая у воздуха, находящегося между пламенем и телом, очень мала), ни конвекция (так как конвекционные потоки всегда направлены вверх). Здесь имеет место третий вид теплообмена — лучистый теплообмен.

Возьмем небольшую, закопченную с одной стороны, колбу.

Термодинамика Теплообмен

Через пробку в нее вста­вим изогнутую под прямым углом стеклянную трубку. В эту трубку, имеющую узкий канал, введем подкрашенную жидкость. Укрепив на трубке шкалу, получим прибор — термоскоп. Этот прибор позволяет обнаружить даже незначительное нагревание воздуха в закопченной колбе.

Если к темной поверхности термоскопа поднести кусок металла, нагретый до высокой температуры, то столбик жидкости переместится вправо. Очевидно, воздух в колбе нагрелся и расши­рился. Быстрое нагревание воздуха в термоскопе можно объяснить лишь передачей ему энергии от нагретого тела. Как и в случае с костром, энергия здесь передалась не теплопроводностью и не конвективным теплообменом. Энергия в данном случае передалась с помощью невидимых лучей, испускаемых нагретым телом. Эти лучи называют тепловым излучением.

Лучистый теплообмен может происходить в полном вакууме. Этим он отличается от других видов теплообмена.

Излучают энергию все тела: и сильно нагретые, и слабо, например, тело человека, печь, электрическая лампочка. Но чем выше температура тела, тем сильнее его тепловое излучение. Излученная энергия, достиг­нув других тел, частично поглощается ими, а частично отражается. При поглощении энергия теплового излучения превращается во внутреннюю энергию тел, и они нагреваются.

Светлые и темные поверхности поглощают энергию по-разному. Так, если в опыте с термоскопом повернуть колбу к нагретому телу сначала закопченной, а затем светлой стороной, то столбик жидкости в первом случае переместится на большее расстояние, чем во втором (см. рисунок выше). Из этого следует, что тела с темной поверхностью лучше поглощают энергию (и, следовательно, сильнее нагреваются), чем тела со светлой или зеркаль­ной поверхностью.

Тела с темной поверхностью не только лучше поглощают, но и лучше излучают энергию.

Способность по-разному поглощать энергию излучения находит широкое применение в техни­ке. Например, воздушные шары и крылья самолетов часто красят серебристой краской, чтобы они меньше нагревались солнечными лучами.

Если же нужно использовать солнечную энергию (например, для нагревания некоторых прибо­ров, установленных на искусственных спутниках), то эти устройства окрашивают в темный цвет.

Контрольная работа по физике Тепловые явления для учащихся 8 класса с ответами. Тест включает в себя 4 варианта, в каждом по 8 заданий.

1 вариант

1. Теплообмен путём конвекции может осуществляться

1) в газах, жидкостях и твёрдых телах
2) в газах и жидкостях
3) только в газах
4) только в жидкостях

2. Перед горячей штамповкой латунную болванку массой 3 кг нагрели от 15 до 75 °С. Какое количество теплоты получила болванка? Удельная теплоёмкость латуни 380 Дж/(кг · °С)

1) 47 кДж
2) 68,4 кДж
3) 760 кДж
4) 5700 кДж

3. Если при атмосферном давлении 100 кПа конденсирует­ся 200 г паров некоторого вещества при 100 °С, то в ок­ружающую среду передаётся количество теплоты, рав­ное 460 кДж. Удельная теплота парообразования этого вещества приблизительно равна

1) 2,1 · 10 8 Дж/кг
2) 2,1 · 10 7 Дж/кг
3) 2,3 · 10 6 Дж/кг
4) 2,3 · 10 4 Дж/кг

4. На рисунке представлен график зависимости темпера­туры нафталина от времени при нагревании и охлажде­нии. В начальный момент нафталин находился в твёр­дом состоянии. Какой участок графика соответствует процессу отвердевания нафталина?

5. С помощью психрометрической таблицы определите разницу в показаниях сухого и влажного термометра, если температура в помещении 20 °С, а относительная влажность воздуха 44 %.

Психрометрическая таблица для 5 задания

1) 7 °С
2) 20 °С
3) 27 °С
4) 13 °С

6. Тепловая машина за цикл получает от нагревателя 50 Дж и совершает полезную работу, равную 100 Дж. Чему равен КПД тепловой машины?

1) 200%
2) 67%
3) 50%
4) Такая машина невозможна

7. Установите соответствие между физическими величи­нами и формулами, по которым эти величины определяются. К каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую позицию второго.

А) Количество теплоты, необходи­мое для кипения жидкости
Б) Удельная теплота сгорания топ­лива
В) Количество теплоты, выделяе­мое при охлаждении вещества

8. В калориметр с водой бросают кусочки тающего льда. В некоторый момент кусочки льда перестают таять. Пер­воначальная масса воды в сосуде 330 г, а в конце про­цесса масса воды увеличивается на 84 г. Какой была начальная температура воды в калориметре? Удельная теплоёмкость воды 4200 Дж/(кг · °С), удельная теплота плавления льда 330 кДж/кг.

2 вариант

1. На Земле в огромных масштабах осуществляется круго­ворот воздушных масс. Движение воздушных масс свя­зано преимущественно с

1) теплопроводностью и излучением
2) теплопроводностью
3) излучением
4) конвекцией

2. Перед горячей штамповкой латунную болванку массой 2 кг нагрели от 150 до 750 °С. Какое количество тепло­ты получила болванка? Удельная теплоёмкость латуни 380 Дж/(кг · °С)

1) 32 Дж
2) 456 кДж
3) 1050 кДж
4) 760 кДж

3. Сколько энергии необходимо для плавления куска же­леза массой 4 кг, взятого при температуре плавления? Удельная теплота плавления железа 27 кДж/кг.

1) 108 Дж
2) 108000 Дж
3) 6,75 Дж
4) 6750 Дж

4. На рисунке представлен график зависимости температуры эфира от времени при нагревании и охлаждении. В начальный момент эфир находился в жидком состоянии. Какой участок графика соответствует процессу кипения эфира?

5. Влажный термометр психрометра показывает темпера­туру 16 °С, а сухой 20 °С. Определите, пользуясь пси­хрометрической таблицей, относительную влажность воздуха.

Психрометрическая таблица для 5 задания

6. Тепловой двигатель получает за цикл от нагревателя 200 Дж теплоты и отдаёт холодильнику 150 Дж. КПД двигателя равен

7. Установите соответствие между физическими величи­нами и формулами, по которым эти величины определяются. К каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую позицию второго.

А) Количество теплоты, необходи­мое для плавления кристалли­ческого тела
Б) Удельная теплоёмкость вещества
В) Количество теплоты, выделяемое при сгорании топлива ­

8. Воду массой 500 г при температуре 95 °С налили в теплоизолированный сосуд, где находился твёрдый нафталин при температуре 80 °С. После установления теплового равновесия температура воды оказалась равна 80 °С, при этом весь нафталин перешёл в жидкое состояние. Пренебрегая потерями тепла, оцените, сколько граммов нафталина находилось в сосуде. Удельная теплоёмкость воды равна 4200 Дж/(кг · °С), удельная теплота плавления нафталина 150 кДж/кг, температура плавления нафталина 80 °С.

3 вариант

1. Благодаря какому виду теплопередачи (преимущественно) в летний день нагревается вода в водоёмах?

1) Конвекция
2) Теплопроводность
3) Излучение
4) Конвекция и излучение

2. Металлический брусок массой 400 г нагревают от 20 °С до 25 °С. Определите удельную теплоёмкость металла, если на нагревание затратили 760 Дж теплоты.

1) 0,38 Дж/(кг · °С)
2) 760 Дж/(кг · °С)
3) 380 Дж/(кг · °С)
4) 2000 Дж/(кг · °С)

3. Какое количество теплоты потребуется для плавления 40 г белого чугуна, нагретого до температуры плавления? Удельная теплота плавления белого чугуна 14 · 10 4 Дж/кг

1) 3,5 кДж
2) 5,6 кДж
3) 10 кДж
4) 18 кДж

4. На рисунке изображён гра­фик зависимости темпера­туры нафталина от времени при нагревании и охлажде­нии. В начальный момент времени нафталин находился в твёрдом состоянии. Какая из точек графика соответствует началу отвердевания нафталина?

5. Относительная влажность воздуха в помещении равна 60%. Разность в показаниях сухого и влажного термо­метра 4 °С. Пользуясь психрометрической таблицей, определите показание сухого термометра.

Психрометрическая таблица для 5 задания

1) 18 °С
2) 14 °С
3) 10 °С
4) 6 °С

6. Чему равен коэффициент полезного действия паровой турбины, если полученное ею количество теплоты равно 1000 МДж, а полезная работа составляет 400 МДж?

7. Установите соответствие между физическими величи­нами и формулами, по которым эти величины определяются. К каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую позицию второго.

А) Количество теплоты, необходи­мое для парообразования жид­кости
Б) Удельная теплота сгорания топ­лива
В) Количество теплоты, выделяе­мое при охлаждении вещества

8. В стакан калориметра, содержащий 177 г воды, опусти­ли кусок льда, имевший температуру 0 °С. Начальная температура калориметра с водой равна 45 °С. После того как весь лед растаял, температура воды и калориметра стала равна 5 °С. Определите массу льда. Теплоёмкостью калориметра пренебречь. Удельная теплоёмкость воды равна 4200 Дж/(кг · °С), удельная теплота плавления льда 330 кДж/кг.

4 вариант

1. В металлическом стержне теплопередача осуществляет­ся преимущественно путём

1) излучения
2) конвекции
3) теплопроводности
4) излучения и конвекции

2. Для нагревания 100 г алюминия от 120 до 140 °С потребовалось 1800 Дж теплоты. Определите по этим данным удельную теплоёмкость алюминия.

1) 0,9 Дж/(кг · °С)
2) 9 Дж/(кг · °С)
3) 360 Дж/(кг · °С)
4) 900 Дж/(кг · °С)

3. Масса серебра 10 г. Какое количество теплоты выделит­ся при его кристаллизации, если серебро находится при температуре плавления? Удельная теплота плавления серебра 88 кДж/кг.

1) 880 000 Дж
2) 8,8 кДж
3) 880 Дж
4) 88 кДж

4. На рисунке представлен график зависимости темпе­ратуры эфира от времени при его нагревании и охла­ждении. В начальный мо­мент эфир находился в жидком состоянии. Какая точка графика соответствует началу процесса кипения эфира?

5. С помощью психрометрической таблицы определите показания влажного термометра, если температура в по­мещении 16 °С, а относительная влажность воздуха 62%.

Психрометрическая таблица для 5 задания

1) 20 °С
2) 22 °С
3) 12 °С
4) 16 °С

6. Рабочее тело тепловой машины получило 70 кДж теп­лоты. При этом холодильнику передано 52,5 кДж теп­лоты. КПД такой машины

7. Установите соответствие между физическими величи­нами и формулами, по которым эти величины определяются. К каждой позиции первого столбца подберите соответ­ствующую позицию второго.

А) Количество теплоты, необходи­мое для плавления вещества
Б) Удельная теплота парообразова­ния
В) Количество теплоты, выделяе­мое при сгорании топлива

8. Твёрдый нафталин находится в теплоизолированном сосуде при темпера туре 80 °С. В сосуд наливают расплав­ленный нафталин массой 600 г, начальная температура которого равна 100 °С. С некоторого момента времени кусочки нафталина в сосуде перестают плавиться, а масса жидкого нафталина достигает 700 г. По результа­там этого эксперимента определите удельную теплоём­кость жидкого нафталина. Удельная теплота плавления нафталина 150 кДж/кг. Температура плавления нафта­лина 80 °С.

Ответы на контрольную работу по физике Тепловые явления
1 вариант
1-2
2-2
3-3
4-4
5-1
6-4
7-154
8. 20 °С
2 вариант
1-4
2-2
3-2
4-3
5-3
6-1
7-532
8. 210 г
3 вариант
1-3
2-3
3-2
4-3
5-2
6-3
7-513
8. ≈ 0,085 кг
4 вариант
1-3
2-4
3-3
4-2
5-3
6-3
7-215
8. 1250 Дж/(кг · °С)

1. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение

2. Способы изменения внутренней энергии

3. Виды теплопередачи. Теплопроводность.

•Теплопроводность - перенос энергии от
более нагретых участков тела к менее
нагретым за счет теплового движения и
взаимодействия микрочастиц (атомов,
молекул, ионов и т.п.), который приводит
к выравниванию температуры тела.
Не сопровождается переносом вещества!
Этот вид передачи внутренней энергии характерен как
для твердых веществ, так и для жидкостей и газов.

4. Закипание воды в бумажном стакане

5. Виды теплопередачи. Теплопроводность.

• Теплопроводность различных веществ разная.
• Металлы обладают самой высокой теплопроводностью,
причем у разных металлов теплопроводность отличается.
• Жидкости обладают меньшей теплопроводностью, чем твердые
тела, а газы меньшей, чем жидкости.

6. Теплопроводность различных веществ

7. Лучший изолятор - воздух

Лучший изолятор воздух
• Теплоизоляционные материалы
замедляют движение молекул.
• Молекулы медленнее всего
движутся в сухом воздухе.
• Поэтому, при производстве
строительных материалов
используют основной принцип –
удержание воздуха в порах или
ячейках материала
• Вот так выглядят при увеличении:
ПЕНОПЛАСТ
Базальтовая вата
Пеностекло

8. Виды теплопередачи. Конвекция.

• Конвекция - вид теплопередачи, при котором энергия передается
потоками (струями) вещества.
• Характерна для жидкостей и газов.

9. Конвекционные потоки при нагревании воды

10. Конвекция при нагревании льда в пробирке

11. Принцип действия комнатного отопления

12. Виды теплопередачи. Излучение.

• Излучение - вид теплопередачи, при
котором энергия передается с помощью
электромагнитных волн
(преимущественно инфракрасного
диапазона).
• Может происходить в вакууме

13. Нагревание излучением

14. Светлые и темные поверхности тел поглощают излучение по-разному.

15. Все виды теплопередачи одновременно!

16. Рассмотрим задачи:

17. 1. В кастрюле с водой, поставленной на электроплиту, теплопередача в воде осуществляется преимущественно

18. 2. При выполнении измерений теплоемкости тела при помощи калориметра можно получить более точный результат, если в пространстве

между двумя сосудами
калориметра находится:
A) вакуум;
Б) воздух;
B) вода.
1) 1
2) 2
3) 3
4) во всех случаях А—В точность измерений одинакова

19. 3. Как нагревается вода в чайнике, стоящем на электрической плите?

•1. Нагревание воды в чайнике осуществляется в основном
за счет поглощения излучения электрической плиты.
•2. Нагревание воды в чайнике осуществляется только
•за счет явления теплопроводности.
•3. Нагревание воды в чайнике происходит за счет явления
теплопроводности и конвекции.
•4. Нагревание воды в чайнике происходит только за счет
конвекции.

20. 4. В одинаковые сосуды с холодной водой опустили нагретые до 1000С сплошные шары одинакового объема, в первый сосуд — из меди,

а во второй
— из цинка. После достижения
состояния теплового равновесия
оказалось, что в сосудах установилась
разная температура. В каком из
сосудов окажется более высокая
температура?
1. В первом сосуде, так как удельная теплоемкость меди
больше удельной теплоемкости цинка.
2. В первом сосуде, так как плотность меди больше плотности
цинка.
3. Во втором сосуде, так как удельная теплоемкость цинка
больше удельной теплоемкости меди.
4. Во втором сосуде, так как плотность цинка больше
плотности меди.

21. 5. В комнате на столе лежат пластмассовый и металлический шарики одинакового объема. Какой из шариков на ощупь кажется

холоднее?
Ответ поясните.
•1. Металлический шарик на ощупь кажется холоднее.
•2.Теплопроводность металлического шарика больше
теплопроводности пластмассового. Теплоотвод от
пальца к металлическому шарику происходит
интенсивнее, это создает ощущение холода.

22. 6. Религиозные люди утверждают, что лишь в день Пасхи солнце при восходе ≪играет≫ (диск солнца колеблется, меняет свою форму и

Читайте также: