Чем правовой статус добровольца отличается от статуса наемника

Обновлено: 16.05.2024

Украинская хунта планируют использовать наёмников частной военной компании .
Все эти люди являются сотрудниками частной военной компании "Greystone Limited" - дочки знаменитой "Xe Services LLC" - бывшей "Blackwater USA". Всего прибыло уже до 300 человек.

Правовой статус наемника

Содержание понятия "наемник" раскрывается в ст. 47 Дополнительного протокола I. В соответствии с этой статьей наемник - это лицо, которое специально завербовано на месте или за границей для для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте, и фактически принимает непосредственное участие в военных действиях, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и с такими же функциями из числа личного состава вооруженных сил данной стороны. Наемник не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте. Он не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, и не послан государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица из состава его вооруженных сил.

Приведенное определение позволяет установить более четкое отличие наемника от добровольца, а также провести различие между наемниками и военными советниками, не принимающими непосредственного участим в военных действиях и направленными на службу в иностранную армию по соглашению между государствами.

Согласно упомянутой выше статьи, наемник не имеет права на статус комбатанта или военнопленного. За свои действия он несет уголовную ответственность.

Таким образом, Дипломатическая конференция 1974-1977 гг. проявив достаточно либеральное отношение к комбатантам, участвующим в борьбе за независимость, отказала наемникам в праве на защиту, за исключением тех прав, которые предоставляются в силу основных норм, защищающих любое лицо, затронутое вооруженным конфликтом.

В декабре 1989 г. в рамках ООН была принята Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников. В отличие от Дополнительного протокола I, Конвенция 1989 г. к категории наемников относит не только лиц, непосредственно участвующих в вооруженных конфликтах, но и, что существенно важно, лиц, завербованных для участия в заранее запланированных актах насилия, направленных на свержение правительства какого-либо государства, подрыв его конституционного порядка или нарушение его территориальной целостности и неприкосновенности.

Согласно Конвенции, государства не должны заниматься вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников, в том числе в целях, противоречащих праву народов на самоопределение, как оно толкуется международным правом, и обязаны запрещать и предотвращать подобные действия.

Конвенция 1989 г. вводит ряд новых составов преступлений, связанных с наемничеством. Преступными и подлежащими наказанию в соответствии с Конвенцией являются действия не только самих наемников, но и лиц, осуществляющих вербовку, использование, финансирование и обучение наемников, а также попытки совершения указанных действий и соучастие в их совершении.

Каждое государство-участник Конвенции обязано установить его юрисдикцию над любым из приведенных выше преступлений, если обвиняемый в преступлении находится на его территории и оно не выдает его другому государству, обращающемуся с требованием о выдаче преступника.

Егоров С.А. Вооруженные конфликты и международное право. М., 1999.

Введение

Наемник - человек, который принимает участие в вооруженном конфликте, руководствуясь желанием получить материальное вознаграждение.

1. История

Первым упоминанием о военных наемников считается "Анабасис" греческого автора Ксенофонта. В этом произведении рассказывается о 10 тысяч греческих наемников, воевавших в рядах армии персидского царя Кира Младшего против его брата Артаксеркса. Когда персидское войско показалось после гибели Кира, греческие наемники отказались сложить оружие и отправились через земли воинственных племен и успешно добрались до Черного моря.

Вообще профессия наемного воина была довольно распространенной в античные времена, особенно в Древней Греции.

Расцвет профессии наемника пришелся на эпоху Средневековья. В раннем Средневековье свои услуги древним правителям предлагали дружины викингов. Известный норвежский король Харальд III Суровый долгое время служил начальником охраны византийского императора и участвовал во многих битвах.

Классическим примером наемников были швейцарцы, которые прославились упорством на поле боя, благодаря чему удовольствием нанимали в свои армии монархи Европы. В ХV - XVII веках большую роль в вооруженных конфликтах играли ландскнехты - самостоятельные отряды наемников. В отличие от средневековых рыцарей с их кодексом чести, ландскнехты стали символом грязных способов ведения войны, они охотно грабили и убивали мирное население. Свои отряды ландскнехты называли бандами, с тех пор это название стало общепризнанной для обозначения организованной группы людей, которая занимается разбоем. Срок мародер - ушел от имени одного из капитанов отряда ландскнехтов.

В VXII веке начались так называемые "полеты диких гусей" - так называли свой путь в континентальную Европу отряды ирландских наемников. Они воевали не только в Европе, но и в Новом Свете.

Услуги наемников стали вновь необходимы в 60-х годах ХХ столетия, когда началась деколонизация Африки. В странах, где исчезла колониальная администрация, и не существовало собственной армии, началась война за власть между племенными группировками. В этой ситуации наемники, которые были хорошо вооружены и имели опыт ведения войны, были очень мощной силой в борьбе с конкурентами. Известными наемниками тех лет были француз Боб Денар и британец Майкл Хоар. Они со своими отрядами коммандос приняли участие в нескольких военных переворотах в Африке. Но в конце ХХ века африканские страны создали собственные армии и спецподразделения, поэтому спрос на наемников значительно уменьшился.

2. Наемники в наше время

2.1. Причины использования наемников в наше время

Новые средства и методы ведения войны сделали свели на нет эффективность массовых мобилизационных армий. На первый план, как во времена средневековья вышел профессиональный военный - эксперт в современных видах вооружений и техники. С другой стороны общество развитых стран очень болезненно воспринимает гибель солдат регулярной армии в чужих странах. Потери же наемников никто не считает, поскольку эти люди знают чем рискуют, когда идут воевать за материальное вознаграждение. Кроме того, в конечном счете содержание наемников обходится государству дешевле, чем содержание контингента регулярной армии. Хотя зарплата наемников в несколько раз выше, чем у кадровых военных, они получают ее только в течение короткого срока определенной военной операции. Кроме того, в случае гибели или увечья солдата армии государство выплачивает семье погибшего крупные страховые суммы, предоставляет льготы на образование и лечение и т.д.. В случае же гибели наемника, государство этим не занимается.

2.2. Скандалы связанные с наемниками

Плохую репутацию получили сотрудники одной из крупнейших частных военных компаний - Blackwater. В 2007 году они устроили стрельбу в центре Багдада, жертвами которой стали 17 гражданских. После этого инцидента Blackwater сменила название на Xe Service, что позволило ей составить новый контракт с Пентагоном на сумму около 0,5 миллиарда долларов на обучение иракских военных. Виновниками другого громкого скандала стали сотрудники фирмы ArmourGroup, охранявших американское посольство в Кабуле. В 2009 году выяснилось, что они устраивали пьяные оргии на территории дипломатического представительства.

3. Правовой статус наемников

Согласно дополнительному протоколу к Женевских конвенций от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I), от 8 июня 1977 года, наемником считается лицо, которое:


  • специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы участвовать в вооруженном конфликте;
  • фактически принимает непосредственное участие в военных действиях;
  • принимает участие в военных действиях, руководствуясь, главным образом, желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций , входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;
  • не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
  • не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;
  • не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

Наемник не имеет права на статус комбатанта или военнопленного.

Из этих законодательных актов можно увидеть, что наемник отличается от профессионального военного и иностранного добровольца тем, что он воюет исключительно ради материального вознаграждения. Таким образом, например воиныФранцузского иностранного легиона не является наемниками. Хотя там могут служить граждане любых стран, но это подразделение входит в состав регулярной французской армии и солдаты получают такой же размер зарплаты, как и французские военные.

Украинское законодательство запрещает своим гражданам принимать участие в вооруженных конфликтах с целью получения материального вознаграждения. В частности статьей 447 Уголовного кодекса Украины предусмотрено следующее наказание:


  • вербовка, финансирование, материальное обеспечение, обучение наемников с целью использования в вооруженных конфликтах других государств или насильственных действиях, направленных на свержение государственной власти или нарушение территориальной целостности, а также использование наемников в военных конфликтах или действиях - наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет.
  • участие без разрешения соответствующих органов государственной власти в вооруженных конфликтах других государств с целью получения материального вознаграждения - наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

Литература

Паноян Джемма,
студент международно-правового факультета Московского государственного института международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО)

На наш взгляд, данное исследование особо интересно тем, что оно подразумевает сравнение явлений антагонистических по своей природе, а именно наёмничество, как преступление международного характера и добровольное вступление в ряды сражающихся. Однако нас, в данном случае интересует сравнение данных понятий не с моральной, а с правовой точки зрения проблемы.

Анализируя нормы МГП, можно выделить следующие группы комбатантов:
— состав вооруженных сил государства: согласно ч.2 ст.43. Первого Дополнительного Протокола от 1977 года, лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте (кроме медицинского и духовного персонала), являются комбатантами, т.е. имеют право принимать непосредственное участие в вооруженных действиях. Данное положение, следует дополнить ст. 3 Гаагской Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года, согласно которой, вооруженные силы воюющих сторон могут состоять из сражающихся и не сражающихся.
— лица, соответствующие критериям комбатанта: в классической трактовке МГП принято указывать 4 признака, отличающих комбатантов, установленных в Гаагской Конвенции 1907 года и Женевских Конвенциях от 1949 года. Так, помимо состава вооруженных сил, комбатантами считаются также ополчения и добровольческие отряды, если они удовлетворяют всем нижеследующим условиям:
• имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных,
• имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак,
• открыто носят оружие,
• соблюдают законы и обычаи войны.
— lev?e en masse: население незанятой территории, которое при приближении противника добровольно берется за оружие для борьбы с вторгающимися войсками и которое не имело *204 времени сформироваться в регулярные войска, если оно носит открыто оружие и соблюдает законы и обычаи войны.
— лица, имеющие право на статус военнопленного: также, в широком смысле слова, к категории комбатантов можно отнести лиц, имеющих право, в случае попадания во власть противника на статус военнопленного (ст. 4 Женевской Конвенции об обращении с военнопленными от 1949 года).

2. НАЕМНИЧЕСТВО. История. Современное правовое регулирование.
Непосредственно институт наемничества появился еще в древние века, когда Египетское государство привлекало в свою армию воинов из Ливии. Подобная практика была распространена и на Руси, так, согласно Соловьеву, князь Игорь при походе на Царьгород укрепил свое войско печенегами [5]. Со временем институт наёмничества лишь укреплялся, и вновь о нем заговорили в связи с распадом колониальных систем (в связи с событиями в Конго, Анголе, Бенине и.т.д.). *206

Что же касается карабахского конфликта, согласно Г.Д. Демояну, чеченцы и афганские моджахеды вербовались Азербайджаном для участия в вооруженном конфликте [7].
С точки зрения правового регулирования, сам по себе институт наемничества считается противоправным. В связи с этим был принят ряд международно-правовых документов, как универсального, так и регионального характера.

Документы универсального характера:
Важным, с доктринальной точки зрения, документом в данной области является Конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году. Однако, Конвенция еще не вступила в силу.

Также к данной группе актов следует отнести Первый Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года. Собственно, статья 47 данного Протокола дает определение наемника.

Следует подчеркнуть значение актов, принимаемых ООН, непосредственно не связанных с наёмничеством. К их числу могут быть отнесены Резолюция об основных принципах правового режима комбатантов, борющихся против колониального и иностранного господства и расистских режимов (1973 г.), Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государства (1981 г.) и др. *207

Документы регионального характера:
Ряд актов, запрещающих наёмничество был принят Организацией Африканского Единства (ОАЕ), например, такие как – Резолюция о наемниках, одобренная Генеральной Ассамблеей ОАЕ в Киншасе в 1968 году, Декларация о деятельности наемников в Африке от 1971 года, и др.

Ч. 2 ст. 47 ДП 1
Наемник – это лицо, которое:
a) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;
b) фактически принимает непосредственное участие в военных действиях; *208
c) принимает участие в военных действиях, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;
d) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
e) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;
f) не послано государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

Наемник
Наемник не входит в состав вооруженных сил государства.
Государство, на стороне которого наемник участвует в вооруженном конфликте несет ответственность за сам факт его привлечения.
Значение материального фактора. Вознаграждение наемника гораздо выше выплачиваемого комбатантам того же ранга, входящим с личный состав вооруженных сил.

Доброволец
В то время как доброволец входит в личный состав вооруженных сил государства. При этом, воюющая сторона ответственна за все действия, совершенные лицами из состава ее вооруженных сил. (ст. 3 IV Гаагской конвенции 1907 года.)
Добровольцу также может выплачиваться материальное вознаграждение, однако, так как он входит в состав вооруженных сил государства, то оно будет таким же как и у лиц того же ранга.

Что же касается схожих положений в правовом статусе наемников и добровольцев, то здесь можно говорить об:
— отсутствии правовой связи с государством, находящимся в конфликте (т.е. гражданство или постоянное проживание на территории государства). Данный критерий является обязательным для наемников, и, в то же время, доброволец может быть гражданином иного государства;
— ни наемники, ни добровольцы не направлены государством для выполнения официальных функций, что позволяет их отличить от военных советников. Последние действуют на основании межгосударственных соглашений. *211

Заключение.
Рассмотрев статус наемников и добровольцев и сравнив их правовое положение можно сделать следующие выводы- несмотря на общие характерные черты, свойственные обеим группам, существенным различием между их правовым статусом является критерий законности участия в вооруженном конфликте.

Таким образом:
• добровольцы являются законными комбатантами, следовательно, они не могут быть привлечены к ответственности за факт участия в вооруженном конфликте и, в случае захвата противником, они будут считаться военнопленными. Отвественность за нарушения МГП добровольцами в ходе вооруженного конфликта будет нести государство, на стороне которого они воюют, а также сами добровольцы в рамках индивидуальной отвественности.
• наемники являются преступниками и подлежат привлечению к ответственности за свою деятельность как таковую. При этом, к ответственности должно быть также привлечено государство, использующее наемников в ходе вооруженного конфликта.

Традицию новогоднего телевизионного обращения к народу ввел Леонид Брежнев, первым с бокалом шампанского в руке снялся Борис Ельцин, а Владимир Путин перенес поздравление на свежий воздух. Подробности.

Главные события 2022 года в политике

Как победили Гитлера под Москвой

Украина готовится к войне

Города России украсились к празднованию Нового года и Рождества

Главный вход на территорию ВДНХ выглядит сегодня именно так – с большими светящимися цифрами 2022. Москва и многие другие крупнейшие города России искусно украшены к празднованию Нового года. Как это сделано – в репортаже газеты ВЗГЛЯД

Украинские авиастроители представили первый серийный Ан-178

В Ленобласти открыли мемориальный комплекс в честь Александра Невского

В Марий Эл открыли новое здание государственной филармонии

В Йошкар-Оле прошло торжественное открытие нового здания Марийской государственной филармонии имени Якова Эшпая, до этого работники филармонии 39 лет располагались в пристрое.

  • Лучше предыдущего
  • Хуже предыдущего
  • Таким же
  • Приглашать гостей
  • Ходить в гости
  • Не хожу в гости и не приглашаю их

Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Главная тема

Видео


Окончание строительства

энергетический кризис

государственный ориентир

переговоры путина и байдена

критерий истины

реальный сценарий

разные ценности

на ваш взгляд

Уже почти неделю обсуждаемая тема с гибелью российских добровольцев в Сирии помимо привычных вопросов – что произошло? кто виноват? – вызвала очередную волну дискуссии о необходимости легализации частных военных компаний.

Реальность осознают – и принимают – практически все.

Неофициальные российские ЧВК действуют под негласным, но жестким контролем государства – и в его интересах. Их задействуют в ситуациях, когда невозможно или нежелательно использование кадровой российской армии, в частности, в наземных операциях в Сирии.

В данном вопросе Россия позаимствовала опыт других стран, в первую очередь США (но не только), которые активнейшим образом используют ЧВК в своих военных операциях за границей.

Другое дело, что в России по тем или иным причинам пока никак не решается вопрос с переводом деятельности ЧВК на легальные рельсы, что в очередной раз и стало предметом обсуждения в последние дни.

Однако общественная дискуссия этой недели вскрыла еще одну очень важную тему.

Правда заключается в том, что у нас не только государство не определилось в своем отношении к ЧВК.

В российском обществе также нет консенсуса по данному вопросу. Причем это касается не столько людей, которые осуждают российскую внешнюю политику (их позиция вполне ясна и логична), сколько тех, кто поддерживает внешнеполитическую линию Кремля.

Российские чэвэкашники – они кто? Добровольцы? Или наемники?

Понятна позиция государства, которое делает вид, что понятия не имеет об их существовании. Для того эта система и создана.

Но как к ним относиться рядовым гражданам? Сочувствовать и сопереживать? Или равнодушно пожимать плечами – люди знали, на что идут и чем рискуют, какие к государству претензии?

Ведь формально наших чэвэкашников действительно можно назвать наемниками. Люди отправились воевать в другую страну, ведомые авантюризмом, склонностью к военному делу и стремлением заработать. Они с открытыми глазами подписываются на условия этой работы – российское государство не несет за них ответственности и при случае открестится от них.

Вот только есть одно ключевое обстоятельство – это действительно российские в полном смысле этого слова ЧВК.

На эту тему

И ничего удивительного, что среди российских солдат удачи так много убежденных патриотов, воевавших в Донбассе, которые отправились в Сирию по принципиальным соображениям: раз России это надо – значит надо.

В результате вполне понятно, почему российское общество оказалось до некоторой степени расколото этим новым феноменом и не может пока до конца определиться в своем отношении к нему.

С одной стороны, вроде обычные наемники, традиционно в нашей стране являющиеся предметом презрения. А с другой стороны – солдаты, воюющие исключительно за Россию и там, где надо России.

Деньги? Ну, вообще-то кадровые военнослужащие тоже не бесплатно служат. Так в чем тогда разница между российскими военными и российскими чэвэкашниками? И есть ли эта разница?

Отсюда возникает другой, еще более сложный вопрос: есть ли – и может ли быть в принципе – разница между солдатами, отправленными страной на войну? Могут ли солдаты, сражающиеся и погибающие на войне за свою страну, в глазах общества подразделяться на сорта, как осетрина у Булгакова на разные типы свежести?

На ваш взгляд

Какую позицию должно занимать государство по отношению к российским добровольцам, отправляющимся на войну в Сирию?

И опять-таки, это вопросы не к государству. У него свои соображения и оно действует так, как ему удобнее и выгоднее. И это вопросы не к самим российским чэвэкашникам, которые осознанно делают свой выбор служить и воевать именно под такими условиями, и в итоге они никому не предъявляют претензий.

Это все вопросы именно к российскому обществу.

Америку не волнуют проблемы и потери ЧВК Academy, ранее известной как Blackwater, по правительственным контрактам в Ираке, Афганистане и далее по списку. Более того, эта компания за два десятилетия своей деятельности стала современным символом грязного наемничества, и публично от нее стараются дистанцироваться, чтобы не нести репутационных потерь.

Другие материалы автора

В свою очередь, российскому обществу придется понять и определиться, волнуют ли его проблемы и потери российских ЧВК, выполняющих задачи там, где это надо России и куда она их отправляет.

Военные действия ведутся вооруженными силами воюющих государств, В праве вооруженных конфликтов вооруженные силы делятся на две категории лиц:

сражающиеся, или комбатанты и несражающиеся, или некомбатанты.

Комбатанты — это лица, входящие в состав вооруженных сил воюющего государства, которые имеют право принимать участие в военных действиях.

Правовой статус комбатанта включает:

1) право применять военное насилие;

2) быть объектом применения военного насилия вплоть до физического уничтожения;

3) право на обращение с ним как с военнопленным при попадании в руки неприятеля.

Военное насилие не применяется к комбатанту в случае его ранения или попадания в плен.

По мере развития и совершенствования права вооруженных конфликтов расширялся круг лиц, относящихся к комбатантам.

Так, в соответствии с положениями Женевских конвенций 1949 г. к таким лицам относятся:

- личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в вооруженном конфликте;

- личный состав ополчения и добровольческих отрядов, входящих и не входящих в состав вооруженных сил;

- личный состав организованных движений сопротивления и партизанских формирований, если они отвечают следующим условиям:

а) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных;

б) имеют определенный и явственно видимый издали отличительный знак;

в) открыто носят оружие;

г) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны;

- члены экипажей торговых судов и гражданской авиации, которые непосредственно участвуют в военных действиях;

- население неоккупированиой территории, которое берется за оружие, если оно открыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны.

Новеллой современного международного права является отнесение партизан и участников национально-освободительных войн к комбатантам.

К некомбатантам относятся лица, входящие в состав вооруженных сил воюющей стороны, оказывающие ей всемерную помощь в достижении военных успехов, но непосредственно не участвующие в военных действиях.

Основная черта правового статуса некомбатанта — это неучастие в боевых действиях.

Некомбатантами являются военный духовный и медицинский персонал, интенданты, военные корреспонденты и юристы и др.

С одной стороны, эти лица не могут быть объектом военных действий противника, а с другой — они могут применять имеющееся у них оружие только в целях самообороны и охраны вверенного им имущества.

В силу этого некомбатанты имеют право на покровительство со стороны неприятеля, если окажутся у него в руках.

Деление участников вооруженных конфликтов на комбатантов и некомбатантов связано с разным объемом прав и обязанностей у них во время военных действий, что влияет на режим военного плена.

Среди лиц, участвующих в вооруженных конфликтах, также выделяются военные разведчики и военные шпионы, добровольцы и наемники, парламентеры.

Военный шпион (лазутчик) — это лицо, которое, действуя тайным образом или подложным предлогом, собирает или старается собрать сведения в районе действия одного из воюющих государств с намерением сообщить таковые противной стороне (ст. XXIX Приложения к Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г.).

Не считается шпионом лицо из состава вооруженных сил стороны, находящейся в военном конфликте, если оно собирает или пытается собирать от имени этой стороны информацию на территории, контролируемой противником, и при этом носит форменную одежду своих вооруженных сил или не действует обманным путем либо преднамеренно не прибегает к тайным методам.

Указанное лицо признается, таким образом, военным разведчиком.

При попадании в руки неприятеля во время собирания разведывательных сведений или попытки их собирания на него распространяется статус военнопленного.

Во время вооруженных конфликтов на стороне воюющих держав принимают участие добровольцы.

Ввиду того, что эти частные лица из нейтральных государств добровольно вступают в состав вооруженных сил одной из воюющих держав, они, с одной стороны, становятся законными комбатантами, а с другой — утрачивают статус лица нейтрального государства.

При этом ответственность за их действия несет воюющее государство, на стороне которого они сражаются.

В вооруженных конфликтах могут принимать участие и наемники.

Согласно п. 2 ст. 47 Дополнительного протокола 1 к Женевским конвенциям 1949 г. наемник — это любое лицо, специально завербованное на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду, и которому обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, выплачиваемое комбатантам того же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны.

Наемник не входит в личный состав вооруженных сил воюющей стороны. Он не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте.

Не являются наемниками военные советники, официально направляемые на службу в иностранные вооруженные силы на основе межгосударственного соглашения. Военные советники непосредственного участия в военных действиях не принимают.

В 1968 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 2465, в которой объявлялось, что практика использования наемников против движений за национальное освобождение и независимость является уголовно наказуемым деянием, а сами наемники — преступниками.

В 1989 г. под эгидой ООН была заключена Конвенция о запрещении вербовки, использования, финансирования и обучения наемников.

В Конвенции наемничество признано серьезным преступлением, которое затрагивает интересы всех государств.

Согласно данной Конвенции государства не должны осуществлять вербовку, использование, финансирование и обучение наемников, в том числе в целях, противоречащих праву народов на самоопределение, как оно толкуется международным правом. Государства обязаны запрещать и предотвращать такие действия.

Конвенция 1989 г. признает преступными действия, совершаемые не только самими наемниками, но и лицами, участвующими в их вербовке, использовании, финансировании и обучении, а также попытки совершения указанных действий и соучастие в них. Государства — участники Конвенции 1989 г. обязаны либо предать виновных суду, либо их выдать заинтересованной стороне.

Наемничество является уголовно наказуемым деянием по законодательству Украины (ст. 63' УК Украины).

Особый правовой статус во время вооруженных конфликтов имеют парламентеры, т.е. лица, специально уполномоченные военным командованием воюющей стороны на ведение переговоров с военным командованием неприятеля.

По положениям Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. парламентер и сопровождающие его трубач, горнист или барабанщик, лицо, несущее флаг, и переводчик пользуются правом неприкосновенности. Отличительный знак парламентера — белый флаг.

Парламентер может быть принят военным командованием неприятеля либо отослан обратно, однако в любом случае ему должна быть обеспечена безопасность возвращения в расположение своих войск.

Во время второй мировой войны германское военное командование не всегда обеспечивало неприкосновенность парламентеров, нарушая тем самым законы и обычаи войны.


Современная военная мысль в развитых государствах большое внимание уделяет использованию услуг частных компаний для выполнения различных функций, ряд из которых традиционно считался привилегией военных.

К.П. Саврыга,

Ключевые слова: наемники, частные военные и охранные компании, международное гуманитарное право, Женевские конвенции.

Традиционно исследование проблемы статуса частных военных и охранных компаний начинается с решения вопроса о наемниках. Чтобы определиться со статусом наемников, необходимо выявить признаки, которым должно соответствовать лицо для получения данного статуса, и установить содержание этого статуса.

Рассматривая статус наемников, обратимся к международным договорам о законах и обычаях войны и общепризнанным нормам международного права.

Международные договоры и конвенции. Анализ статуса наемников стоит начать с изучения Гаагских конвенций 1899 и 1907 годов (далее — Гаагские конвенции). Несмотря на то, что эти нормативные правовые акты напрямую не обращаются к вопросу о статусе наемников, V Гаагская конвенция 1907 года касается очень близкой темы, а именно нейтралитета. Так, ст. 5 этой конвенции налагает на нейтральную сторону ответственность за неисполнение ст. 4, которая запрещает нейтральным государствам разрешать вербовать и формировать военные подразделения для одной из воюющих сторон. Статья 17 этой же конвенции гласит, что лицо, поднявшее оружие как наемник, не может рассчитывать на защиту как нейтральное лицо, соответственно, статус наемников ничем не отличался от статуса членов вооруженных сил воюющих сторон.

Следующим этапом в развитии правового регулирования наемничества являются Женевские конвенции 1949 года и Дополнительные протоколы к ним 1977 и 2005 годов. В этих документах пониятие наемничества также не получило должного закрепления. Однако это явление было в некоторой степени урегулировано Первым дополнительным протоколом к Женевским конвенциям 1977 года, посвященном исключительно международным вооруженным конфликтам [1] (далее — Протокол I). Несмотря на то, что ряд стран не подписали его, Международный комитет Красного Креста считает нормы, изложенные в ст. 47 данного документа, общими нормами международного права [22, р. 391—395].

Согласно нормам ст. 47 Протокола I:

«1. Наемник не имеет права на статус комбатанта1 или военнопленного.

2. Наемник — это любое лицо, которое:

а) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;

b) фактически принимает непосредственное участие в военных действиях;

с) принимает участие в военных действиях, руководствуясь, главным образом, желанием получить личную выгоду, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее вознаграждение, обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и функций, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;

d) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

e) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;

Статья 47 не только закрепляет критерии определения статуса наемника, но и устанавливает последствия приобретения этого статуса. Так, лицо, признанное наемником, не имеет права на получение статуса военнопленного. Ряд исследователей считает, что данная статья касается лишь узкой группы лиц, которые не удостоены статуса комбатанта [24, р. 23; 23, р. 90]. Согласно ст. 47(2)(e) Протокола I наемниками считаются лица, которые не являются членами вооруженных сил воюющих сторон, значит, они не могут быть удостоены статуса комбатанта. Таким образом, мы можем говорить о том, что данная статья носит скорее информационный характер, нежели закрепляет реальный правовой статус наемника.

Наемники и частные военные и охранные компании. В первую очередь необходимо рассмотреть цель найма частных военных и охранных компаний, ибо, согласно Протоколу I, сотрудники таких организаций могут быть признаны наемниками лишь в том случае, если они наняты, чтобы участвовать в вооруженном конфликте. Причем если условия контракта предусматривают охрану военного объекта или военнослужащего — должностного лица, сотрудники частных военных и охранных компаний будут считаться наемниками независимо от того, будут они использовать силу против комбатантов противоположной стороны в военных целях или только в целях самозащиты или охраны объекта от обычных преступников [15, р. 122]. Однако в каждом конкретном случае необходимо обращать внимание на правила ведения боя, регулирующие применение силы конкретными сотрудниками. Отмечается, что лишь незначительное количество сотрудников частных военных и охранных компаний выполняет обязанности, квалифицируемые как участие в военных действиях [31, р. 54—67].

Тем не менее, факты их непосредственного участия в военных действиях справедливо вызывают обеспокоенность международного сообщества [11]. Так, ст. 8 Проекта Междуна-родной конвенции о контроле, надзоре и мониторинге за частными военными и охранными предприятиями закрепляет не только запрет на такое участие, но и обязанность государств не допускать этого [4]. Важно также, что статус наемника приобретает только сотрудник частной военной и охранной компании, который не является гражданином стороны, находящейся в конфликте, или лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте. Однако не ясно, применяется ли данный критерий по отношению к стране инкорпорации компании, или по отношению к гражданству сотрудников компании.

Полагаем, необходимо принимать во внимание гражданство сотрудников частной военной и охранной компании. В противном случае получится, что сотрудники частной военной и охранной компании с гражданством Великобритании или США, принимавшие участие в международном конфликте в Ираке, не будут считаться наемниками, в отличие от своих германских или южно -африканских коллег.

— в организации, финансировании, вооружении, тренировке группы военнослужащих, состоящей из лиц или включающей лиц, не являющихся гражданами государства, где должны быть применены эти вооруженные силы, с личной корыстной целью;

— во вступлении или в попытке вступления в вышеуказанные силы;

— в дозволении указанным выше силам пребывать на своей территории, предоставлении транспорта или иной помощи [19].

Вторым документом, регулирующим вопросы статуса наемников, является Конвенция Организации африканского единства об уничтожении наемничества в Африке 1977 года [26] (далее — Конвенция 1977 года). И хотя ст. 1.1 данной Конвенции почти полностью копирует ст. 47 Протокола I, в ней есть существенное уточнение: для квалификации лица в качестве наемника указание на чрезмерно высокое материальное вознаграждение за его услуги не обязательно, достаточно лишь факта их оплаты (независимо от суммы).

Наемник — это лицо, специально завербованное на месте или за границей для участия в совместных насильственных действиях, направленных на свержение правительства или подрыв конституционного порядка государства иным образом, либо подрыв территориальной целостности государства. Принимая участие в таких действиях, это лицо:

— руководствуется главным образом желанием получить значительную личную выгоду и побуждается к этому обещанием выплаты или выплатой материального вознаграждения;

— не является ни гражданином, ни постоянным жителем государства, против которого направлены такие действия;

— не направлено государством для выполнения официальных обязанностей;

— не входит в личный состав вооруженных сил государства, на территории которого совершаются такие действия.

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство сотрудников частных военных и охранных компаний не подпадает под определение наемников. Более того, пока общие нормы международного права, которые регулировали бы вопрос об использовании наемников, отсутствуют, окончательно урегулированным можно считать лишь вопрос о статусе наемников jus in bello, но не jus ad bellum.

1. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов от 8 июня 1977 г. (Протокол I). 1125 UNTS 3.

2. Документ Монтрё о соответствующих международно-правовых обязательствах и передовых практических методах государств, касающихся функционирования частных военных и охранных компаний в период вооруженного конфликта. UN Docs A/63/467. 17 сентября 2008 г.

3. Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников. Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 04.12.1989 № 44/34.

4. Международная конвенция о контроле, надзоре и мониторинге за частными военными и охранными организациями. UN Docs. A/HRC/15/25,2 июля 2010 г.

5. Использование наемников как средство нарушения прав человека и противодействия осуществлению права народов на самоопределение UN Docs. A/Res/65/203, 21 декабря 2010.

6. Астафьев Ю.Н. Наемничество — преступное орудие колонилисткой политики// Советское государство и право. 1978. № 11.

7. Волеводз А.Г. Проблемы, принципы и перспективы международно-правового регулирования деятельности частных военных и охранных предприятий // Вестник МГИМО. 2010. № 3.

8. Волеводз А.Г. О перспективах международно-правового регулирования деятельности частных военных и охранных предприятий // Международ-ное уголовное право и международная юстиция. 2010. № 2.

9. Новикова Д.О. Проблемы использования частных военно-охранных компаний при проведении военных операций США // Вестник МГИМО. 2010. № 3.

10. Небольсина М.А. Частные военные и охранные компании в Ираке и Афганистане: аспекты деятельности и механизмы контроля // Ежегодник ИМИ. 2011.

12. Burmester H. The Recruitment and Use of Mercenaries in Armed Conflicts // The American Journal of International Law. Vol. 72. No. 1.

13. Cameron L., Chetail V. Privatizing War: Private Military and Security Companies under Public International Law. Cambridge University Press, 2013.

14. Canny N.A. Mercenary World: A Legal Analysis of International Problem of Mercenarism (2003) // University College Dublin Law Review. 3.

15. Chesterman S. From mercenaries to market: the rise and regulation of private military companies. Oxford University Press, 2010.

16. Clapham A. Human Rights Obligation of Non - State Actors. Oxford University Press, 2006.

17. Diplock Committee, Report of the Privy Counsellors Appointed to Inquire into the Recruitment of Mercenaries (UK Cmnd., 1976).

18. Dickinson L. Public Law Values in a Privatized World // Yale Journal of International Law, 2006, № 31.

19. Draft Convention on the Prevention and the Suppression of Mercenarism, International Committee of Inquiry on Mercenaries in 1976.

20. Fallah K. Corporate Actors: the Legal Status of Mercenary in Armed Conflict. — International Review of the Red Cross. 2006. Vol. 88, 863.

21. Francioni F., Ronzitti N. War by contract: human right, humanitarian law and private contractors. Oxford University Press, 2011.

22. Henckaerts J. - M., Doswald - Beck L. Customary International Humanitarian Law: Vol. 1: Rules. ICRC. Cambridge University Press, 2005.

23. Kalshoven F., Zegveld L. Constraints on the Waging of War: An introduction to International Humanitarian Law. 3rd. Ed., ICRC, 2003.

24. Keith K.J. The Present State of International Humanitarian law // Australian Yearbook of International Law. 1985. Vol. 9.

25. North Sea Continental Shelf cases (Germany v. Denmark and Germany v. Netherlands) (1969) ICJ Rep. 3.

26. OAU Convention for the Elimination of Mercenaries in Africa, O.A.U. Doc. CM/433/Rev.L.

27. Parodi F. Les sociétés militaires et de sécu­rité priv­ées // ­Hamant ­H. ­ed. ­Les men­aces con­tre ­la ­paix ­et ­la sécu­rité inter­na­tio­na­les: ­aspects actu­els. 2010. Insti­tut ­de ­recherche ­en ­droit inter­na­tio­nal ­et europ­éen ­de ­la Sor­bon­ne.

28. Percy S. Security Council and the Use of Private Force // Lowe V., Roberts A., Welsh J., and Zaum D. The United Nations Security Council and War. The Evolution of Thought and Practice since 1945. Oxford University Press, 2010.

29. Sandoz Y., Swinarsky C., Zimmermann B. (ed) Commentary on the Additional Protocols of 8 June 1977 to the Geneva Convention of 12 August 1949. ICRC. Geneva: Martinus Nijhoff Publisher, 1987.

30. Singer P.W. Corporate Warriors: the Rise of Privatized Military Industry and its Ramification for International Security // International Security. 2002. Vol. 26.

31. Singer P.W. Corporate Warriors: The Rise of the Privatized Military Industry. Updated Edition. Cornell, 2007.

Чтобы получить короткую ссылку на статью, скопируйте ее в адресной строке и нажмите на "Укоротить ссылку":

Читайте также: