Чем отличается правовой режим коммерческой тайны от правового режима служебной тайны

Обновлено: 04.03.2024

Секрет производства широко применяется предпринимателями в самых разных сферах и может дать некоторое преимущество перед конкурентами. Бремя защиты сведений, являющихся ноу-хау, в первую очередь, лежит на правообладателе. В этой связи следует знать, что необходимо для признания информации ноу-хау и какие меры могут быть предприняты и считаются достаточными для его дальнейшей защиты.

В соответствии со статьей 1465 ГК РФ ноу-хау признаются сведения любого характера - производственные, технические, экономические, организационные и другие о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам.

При этом к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель сведений принимает раз-умные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны. Из такого определения следует не-сколько выводов о том, что такое ноу-хау и что необходимо для обладания им:

В первую очередь, это сама информация или, по-другому, сведения, из любой области и любого характера - от рецепта приготовления блюда до способа использования химических веществ или схемы механизма.

В другом постановлении содержится информация о признании в качестве ноу-хау совершенно различных сведений. Так лицензиат попытался оспорить лицензионный договор, заключенный с туристическим агентством.

Наталия Люзина

Партнер, руководитель управления правовой защиты

Необходимо уведомить сотрудников о режиме коммерческой тайны и заключить с ними соглашение о конфиденциальности

Он полагал, что позиции, указанные в договоре, не имеют отношения к ноу-хау, так как такие сведения находятся в свободном доступе. В договоре в качестве секрета производства было указано следующее:

  • двухдневная стажировка, включающая обучение обработки входящих заявок, обучение продажам в офисе, работе с CRM-системой и обучение туристическим продуктам и нюансам туристической деятельности;
  • инструкция по подбору подходящего офиса;
  • дизайнерские решения для оформления офиса (Брендбук) (доступ свободный);
  • список необходимой мебели, организационной техники с рекомендованными ценами; содействие по заключению договоров с банками-партнерами, выраженное в предоставлении лицензиату списка банков-партнеров;
  • создание серии одностраничных сайтов в сети интернет, направленных на продвижение услуг лицензиата в городе по адресу места нахождения истца;
  • настройка в сети Интернет контекстной рекламы;
  • передача инструкций и необходимых макетов для оффлайн продвижения (продвижения услуг на рынке без использования сети Интернет);
  • подробные инструкции по найму персонала;
  • должностные инструкции для всех категорий сотрудников; подробные инструкции по созданию продающей группы в социальных сетях;
  • серия созданных истцом вебинаров для дистанционного обучения его сотрудников;
  • дистанционное внедрение CRM- системы;
  • размещение информации об офисе истца на главном сайте истца;
  • организация потока потенциальных кандидатов для собеседований.

Суд же указал, что данные сведения являются секретом производства предпринимательской деятельности в сфере оказания туристических услуг и имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность при оказании туристических услуг.

Во-вторых, сведения должны иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность, иными словами представлять коммерческий интерес для третьих лиц.

В-третьих, сведения не должны быть доступны третьим лицам, а наоборот, должны быть закрытыми для всех посторонних.

И последнее, обладатель таких сведений, должен соблюдать меры, направленные на сохранение их в тайне.

При соблюдении всех этих требований на сведения распространяется законодательство о ноу-хау, а обладатель ноу-хау получается на него исключительное право. Исключительное право по своей сути можно представить как полную монополию его обладателя. И в данном случае, если вникнуть в суть понятий, которые дает законодатель и доктрина, можно увидеть возможность для рассуждений о правильности или неправильности отнесения ноу-хау к сфере интеллектуальной собственности.

Здесь видится возможность столкновения интересов разных правообладателей и отсутствие возможности осуществить реальную защиту своего права, так как оно принадлежит сразу нескольким лицам. Раскрытие сведений, составляющих ноу-хау одним правообладателем, влечет как таковое прекращение права на ноу-хау другого правообладателя. В таком случае отсутствует реальная возможность защитить свое право, так как нарушителя нет, но есть правообладатель, который распорядился своим правом на секрет производства путем его разглашения.

Кроме того, если говорить о правовой охране ноу-хау, мы также увидим особый режим, отличный от режима охраны исключительных прав. В целях защиты исключительных прав создается монополия для запрета использования объекта интеллектуальной собственности всеми третьими лицами. В случае же с правом на ноу-хау, создается запрет на сам доступ к объекту. При чем создается данный запрет не законодательно, а путем применения мер по охране самим правообладателем. В связи с этим защита такого объекта осуществляется особым способом и существенно отличается от защиты иных объектов интеллектуальной собственности.

Это принципиально важный вопрос, который волнует каждого, кто имеет отношение к предпринимательской деятельности. Право для предпринимателя это, в первую очередь, возможность защитить свой труд.

Меры соблюдения конфиденциальности

Законодатель указывает на то, что правообладатель должен принимать разумные меры для соблюдения конфиденциальности сведений, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.

Для начала стоит остановиться на том, что такое режим коммерческой тайны.

Коммерческая тайна - режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке или получить иную коммерческую выгоду. Информация, составляющая коммерческую тайну, и есть ноу-хау. Кроме дефиниции коммерческой тайны законодатель раскрывает и меры по охране таких сведений. В их число входят:

Кроме вышеперечисленных мер, необходимо также уведомить сотрудников о режиме коммерческой тайны и заключить с ними соглашение о конфиденциальности. В таком случае, при разглашении сведений составляющих коммерческую тайну работника ждет как дисциплинарная ответственность вплоть до увольнения, так и полная материальная ответственность.

В отношениях с иными субъектами предпринимательской деятельности при взаимодействии по поводу секрета производства также следует заключать соглашение о неразглашении конфиденциальной информации, указывая ответственность, которая наступит в случае нарушения такого соглашения.

В соответствии с законом нарушитель исключительного права на секрет производства, в том числе лицо, которое неправомерно получило сведения, составляющие секрет производства, и разгласило или использовало эти сведения, а также лицо, обязанное сохранять конфиденциальность секрета производства, обязано возместить убытки, причиненные нарушением исключительного права на секрет производства, если иная ответственность не предусмотрена законом или договором с этим лицом.

Кроме такой меры как установление режима коммерческой тайны можно также воспользоваться мерами технической защиты: криптографические методы защиты, идентификация по электронной подписи, шифрование данных, использование ключей доступа к данным.

Ранее законодательно был установлен только один метод защиты ноу-хау. Это установление режима коммерческой тайны. Сегодня способы защиты правообладатель может устанавливать на свое усмотрение, главное, чтобы таких мер было достаточно для того, чтобы признавать какие-либо сведения ноу-хау.

Меры по защите являются достаточными в случае, если исключается доступ к такой информации без согласия обладателя и обеспечивается возможность ее использования третьими лицами, которым предоставлено право такого использования без нарушения секретности.

На сегодняшний день ноу-хау является ценным нематериальным активом. Если сравнивать ноу-хау с иными объектами интеллектуальной собственности, можно выделить достаточно преимуществ

На сегодняшний день ноу-хау является ценным нематериальным активом. Если сравнивать ноу-хау с иными объектами интеллектуальной собственности, можно выделить достаточно преимуществ. В первую очередь это возможность сохранить любую информацию в тайне. Законодатель довольно широко обозначил понятие ноу-хау, что позволяет причислять к этому объекту практически любые сведения. В случае же с патентованием каких-то технических решений в виде изобретений придется доказать их новизну, и, кроме того, пройти длительную процедуру регистрации. В процессе регистрации сведения, составляющие такое техническое решение, разглашаются, они помещаются в открытые реестры, доступ к которым не ограничен.

Подводя итог следует отметить, что ноу-хау составляет большую ценность для правообладателя, но только в том случае, если он предпринимает все необходимые и разумные меры по его охране, так как в противном случае, теряется как ценность объекта, так и сам объект.

Режим коммерческой тайны — это совокупность мер, которые позволяют компании защитить информацию, относящуюся к конфиденциальной. Статья поможет определить, как ввести такой режим на предприятии.

Содержание понятия

это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке или получить иную экономическую выгоду.

Вводить режим секретности нужно с учетом того, что коммерческая тайна ООО может быть представлена только в виде информации, а не в форме конкретных документов. И охраняются конкретные данные, а не бумаги, где они указаны.

  • содержащиеся в учредительных документах и документах, дающих право осуществлять предпринимательскую деятельность;
  • о численности и составе работников;
  • о системе оплаты труда и условиях труда;
  • о задолженностях по заработной плате и социальным взносам;
  • о показателях производственного травматизма.

Отметим, что список в законе неполный, и по решению госорганов информация, относящаяся к коммерческой тайне на конкретном предприятии, может стать общедоступной.

В отношении каких сведений можно вводить режим тайны? Некоторые из них перечислены в таблице.

  • о применяемых оригинальных методах управления предприятием;
  • о подготовке, принятии и исполнении отдельных решений руководства предприятия по организационным, производственным, научно-техническим и иным вопросам.
  • об обороте средств;
  • о финансовых операциях;
  • о состоянии банковских счетов;
  • об уровне доходов;
  • о долговых обязательствах.
  • о структуре, составе, материально-техническом состоянии;
  • о порядке и состоянии организации охраны, пропускном режиме, системе сигнализации.

Наука и техника, производство

  • о структуре производства, производственных мощностях, типе и размещении оборудования, запасах сырья, материалов, комплектующих и готовой продукции;
  • о целях, задачах, программах перспективных научных исследований;
  • о точных характеристиках создаваемых изделий и параметрах разрабатываемых технологических процессов;
  • об условиях экспериментов и оборудовании, на котором они проводились;
  • о материалах, из которых изготовлены отдельные детали;
  • об особенностях конструкторско-технологического и художественно-технического решений, дающих положительный экономический эффект;
  • о способах защиты от подделки;
  • о состоянии программного и компьютерного обеспечения.

Как ввести режим

Чтобы утвердить режим коммерческой тайны на предприятии, воспользуйтесь пошаговой инструкцией, включающей семь шагов.

Шаг 1. Определить, что такое коммерческая информация, причем именно в вашей организации, и прописать перечень сведений, которые должны охраняться. Дополнительно можно перечислить документы, где содержатся такие данные.

Шаг 2. Издать приказ, в котором назначить ответственных.


Шаг 3. Утвердить порядок обращения с информацией ограниченного доступа, издать Положение о коммерческой тайне и контролировать его соблюдение;


Шаг 4. Вести учет работников по должностям, которые получили доступ к тайной документации. При этом они должны подписать письменное обязательство по сохранению всей секретной информации, иначе работник сможет доказать в суде, что не знал, что в его руках оказалась коммерческая тайна и он должен был обеспечивать ее конфиденциальность.


Шаг 5. Заключить с работниками и контрагентами соглашения о правилах использования сведений, имеющих ограниченный доступ, и их неразглашении в течение определенного периода;

Шаг 7. Создать условия для защиты данных, например, закупить и установить сейфы, системы видеонаблюдения, программную защиту.

Описанные меры — минимальный набор мероприятий, который предусмотрен законом. Если что-то забыть и не провести, суд или антимонопольный орган решит, что режим коммерческой тайны введен не был, а значит, за разглашение или передачу секретной информации никто не будет наказан.

Наказание за разглашение

Работники, которые подписали соглашение о неразглашении, а затем допустили утечку секретной информации (осознанно или нет, не важно), могут быть привлечены к дисциплинарной, материальной или даже уголовной ответственности. Но владельцу сведений придется доказать, что был введен режим секретности, и сведения надежно защищались.

К материальной ответственности можно привлечь, если есть доказательства причинения вреда и можно оценить его размер. Размер санкций будет определяться в зависимости от нанесенного ущерба.

Что касается уголовной ответственности, то она наступает только по решению суда. Если владелец информации сможет доказать незаконный сбор, разглашение и использование его данных, по ст. 183 УК РФ нарушителю грозит:

  • штраф до 1 миллиона рублей или в размере дохода за период до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет;
  • либо исправительные работы продолжительностью до 2 лет;
  • либо принудительные работы на срок до 3 лет;
  • либо лишение свободы продолжительностью до 3 лет.

Наказание будет более суровым, если разглашение тайны повлекло тяжкие последствия.

Раскрытие понятия коммерческой, государственной и служебной тайн, а также признаков их отличающих. Рассмотрение правового режима защиты тайн и оснований возникновения ответственности за их нарушение. Описание критериев отнесения сведений к тайне.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 01.06.2016
Размер файла 26,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

по дисциплине: Правоведение

тема: Понятие государственной, служебной и коммерческой тайны

Глава 1. Государственная тайна

1.1 Понятие государственной тайны и её секретность

1.2 Защита государственной тайны

Глава 2. Коммерческая и служебная тайны

2.1 Понятие служебной тайны и её защита

2.2 Понятие коммерческой тайны

2.3 Режим коммерческой тайны и ответственность за нарушение режима коммерческой тайны

Список используемой литературы

Рассматриваемые в нашем реферате тайны существовали всегда. А поскольку в настоящее время мы можем наблюдать недостаточное правовое регулирование защиты этих тайн, отсутствие общего и чёткого определения некоторых тайн, то соответственно существуют и проблемы, связанные с использованием информации, составляющей какую-либо тайну. Эти проблемы могут выражаться в продаже информации, составляющей тайну, предоставлении ложной информации, составляющей какую-либо из рассматриваемых нами тайн, укрытии информации. Необходимость изучения данного вопроса состоит в том, что хорошее правовое регулирование защиты рассматриваемых тайн, определённый понятийный аппарат, создание непротиворечащих друг другу нормативных актов, послужат развитию экономики страны, политических, внешнеполитических отношений, более лучшей организации безопасности Российской Федерации.

Опираясь на нормативно-правовые акты, такие как Федеральные Законы, Гражданский Кодекс, мы видим, что в законодательстве существуют некоторые нестыковки, противоречия. Из статей профессоров и кандидатов юридических наук мы замечаем, что они видят и говорят о проблемах, связанных с защитой коммерческой, государственной и служебной тайн, предлагают методы решения этих проблем.

Цели и задачи реферата состоят в том, что, во-первых, понять вообще, что такое коммерческая, государственная и служебная тайна и какие различия существуют между ними, во-вторых, определить их роль в правовых отношениях, в-третьих, выявить и проанализировать проблемы, стоящие перед органами государственной службы, а также попытаться найти методы их решения.

Глава 1. Государственная тайна

1.1 Понятие государственной тайны

1) сведения в военной области;

2) сведения в области экономики, науки и техники;

3) сведения в области внешней политики и экономики;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

Основным критерием отнесения сведений к государственной тайне является необходимость обеспечения обороны безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации.

Данный Перечень содержит сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности государства, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Основным критерием при отнесении сведений к тому или иному грифу секретности служит степень тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.

Сведениям, которые составляют государственную тайну и требуют наибольшую защиту, присваивается гриф "особой важности"; требующим меньшую степень защиты - "совершенно секретно", затем "секретно".

Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности утверждены Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. № 870.

Данные Правила являются обязательными для исполнения органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, при разработке ими развернутого перечня сведений, подлежащих засекречиванию.

Перечень должен определять степень секретности конкретных сведений, а его структура - учитывать ведомственную или отраслевую специфику.

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения указанных сведений.

Количественные и качественные показатели ущерба безопасности РФ определяются в соответствии с нормативно-методическими документами, которые утверждаются руководителями органов государственной власти, наделённые полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, и согласованными с Межведомственной комиссией по защите государственной тайны.

К сведениям особой важности следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам РФ в одной или нескольких из перечисленных областей.

К совершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики РФ в одной или нескольких из перечисленных областей.

К секретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений, составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности РФ в этом случае считается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации в военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной области деятельности.

Таким образом, отнесение сведений, составляющих государственную тайну, к той или иной степени секретности зависит от того, в насколько широкой сфере может быть причинен ущерб безопасности государства.

1.2 Защита государственной тайны

1) Межведомственную комиссию по защите государственной тайны;

2)органы федеральной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю и их органы на местах;

3) органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

На первом месте среди органов защиты государственной тайны находится Межведомственная комиссия по защите государственной тайны. Данный орган носит над ведомственный характер и занимается исключительно вопросами защиты государственной тайны в отличие от других органов защиты государственной тайны, в функции которых входит исполнение также иных обязанностей согласно их основному профилю.

Решения Межведомственной комиссии по защите государственной тайны, принятые в соответствии с ее полномочиями, являются обязательными для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами. Руководство деятельностью Межведомственной комиссии осуществляет Президент Российской Федерации, что подчеркивает особую важность и значимость данного органа.

В ч. 3 ст. 7 Закона "О федеральной службе безопасности" также указано, что граждане РФ, допущенные к сведениям об органах федеральной службы безопасности, составляющим государственную тайну, несут за их разглашение ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Нарушение законодательства о государственной тайне может совершаться как умышленно, так и неосторожно. За умышленное нарушение законодательства о государственной тайне в виде государственной измены, шпионажа, разглашения государственной тайны предусмотрена уголовная ответственность ст. ст. 275, 276, 283 УК РФ соответственно. Также уголовная ответственность предусмотрена и за такое деяние, как утрата документов, содержащих государственную тайну, ст. 284 УК РФ. Однако это преступление совершается с неосторожной формой вины. Нарушение правил защиты информации, и незаконная деятельность в области защиты информации могут совершаться как умышленно, так и неосторожно и влекут административную ответственность, предусмотренную ст. ст. 13.12, 13.13 КоАП РФ.

Таким образом, рядовой человек, не знакомый с перечнем министерства, ведомств и других субъектов, наделённых правом засекречивания, не в состоянии определить, что есть государственный секрет, а что нет. Парадоксальная вещь: кража мешка картошки или мелочи из кармана уголовным законодательством более урегулирована, чем противоправная распродажа гостайны стоимостью в миллионы и миллиарды долларов. Правоохранительная система в связи с правовой неурегулированностью пока не может расставить барьеры для предотвращения утечки гостайны и госсекретов. Безнаказанность истинных виновных способствует совершению подобных преступлений снова и снова.

Глава 2. Коммерческая и служебная тайны

2.1 Понятие служебной тайны и её защита

В соответствии со ст. 139 ГК РФ "тайна" есть определенная неизвестная широкому кругу лиц информация. Строго говоря, "тайной" считается и такая информация, которая вообще никому неизвестна; в этом случае "тайна" есть нечто непознанное. Но такая ("абсолютная") тайна здесь не рассматривается. В данном случае анализ ограничивается лишь такой информацией, которая стала известна одному лицу, но неизвестна другим лицам. Такая ("относительная") тайна имеет своего владельца - для него указанная информация не является тайной; но она остается тайной для других лиц.

Более сложно дать определение понятию "служебная тайна". Проще говоря, служебная тайна - это информация, доступ к которой ограничен органами государственной власти и федеральными законами (сведения об усыновлении, вкладах граждан в различного рода банки, характере заболеваний пациентов и т. д.). Согласно ст.139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну (в данном случае служебной тайне) в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель примет меры к охране её конфиденциальности.

Неопределённость понятия неизбежно порождает многообразие его толкования. Так, комментируя ст.139 ГК РФ, Л.А. Тратенбергц Комментарий к ч.1 ГК РФ под общей ред. Садикова О.Н. Консультант Плюс критически относится к распространению признаков коммерческой тайны на служебную, справедливо считая их разноплановыми понятиями. Поскольку информация, функционирующая в режиме служебной тайны, может не иметь действительной или потенциальной коммерческой ценности, и её обладатель принимает меры к охране конфиденциальности не столько в силу её ценности, сколько в силу служебной обязанности.

Правовая защита информации в режиме служебной тайны основана на системе уголовных и административных санкций за преступления и правонарушения, объектом которых оказывается обращение с этой информацией. Это касается не только распространения, но и других видов противоправных действий. Так, в Уголовном кодексе РФ Уголовный кодекс РФ № 63-ФЗ от 13.06.1996г. (в редакции 28.12.2004г.) имеются составы, которые устанавливают уголовную ответственность за не предоставление информации, в том числе и сведений, функционирующих в режиме служебной тайны. Ст.140 УК РФ - отказ гражданину предоставить информацию - охраняет положения ст.24 Конституции РФ - право на информацию, непосредственно затрагивающую законные права и интересы граждан. Нарушение этого права может проявляться не только в отказе, но и в предоставлении неполной или заведомо ложной информации. Часть 2 ст.287 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счётной Палате РФ лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или её субъекта. Объективная сторона может выражаться в неправомерном отказе, в уклонении от предоставления информации, в предоставлении заведомо ложной информации, неполной информации. Другая группа составов предусматривает уголовную ответственность за нарушение режима функционирования информации в электронном виде. Это преступления в сфере компьютерной информации. Неправомерный доступ к ней со стороны (ст.272 УК РФ) может проявляться со стороны их сотрудников, органов исполнительной власти и может выражаться, например, в просмотре закрытой информации или даже внесении изменений в базу (банк) данных, в программное обеспечение.

Таким образом, приходится констатировать: законодатель, уделяя значительное внимание правовому регулированию вопросов технической и криптографической информации См. постановления Правительства от 15.06.2002г. №526, от 23.09.2002г. №691, утверждающие Положения о лицензировании деятельности по данным видам защиты информации. См. также ст.138 УК РФ, устанавливающую уголовную ответственность за деятельность по распространению средств технической защиты информации без соблюдения установленных лицензирующим органом требований., функционирующей в режиме служебной тайны, выводит из сферы действия административных и уголовных санкций исключительно значимую и объёмную её часть - служебную информацию ограниченного доступа. Это противоречит положениям Доктрины информационной безопасности, Утверждена Президентом РФ от 09.09.2000г., которая в качестве одной из значимых целей определяет создание системы информационной безопасности информационных ресурсов и систем органов государственной власти.

2.2 Понятие коммерческой тайны

1) по субъекту, устанавливающему перечень сведений, относимых к служебной или коммерческой тайне;

2) по сфере использования.

2.3 Режим коммерческой тайны и ответственность за нарушение режима коммерческой тайны

тайна коммерческий государственный защита

1) виды информации, которые могут быть отнесены к коммерческой тайне;

2) перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну;

3) порядок отнесения сведений к информации, составляющей коммерческую тайну;

4) порядок предоставления информации, составляющей коммерческую тайну;

5) меры по охране коммерческой тайны.

1) меры, вводимые локальным актом юридического лица. К ним относится определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну; установление порядка обращения с этой информацией, т.е. ограничение доступа к ней; учёт лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну;

2) меры договорно-правового характера, регулирующие отношения по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых, в том числе предпринимательских, договоров;

Говоря о возникновении и пределах ответственности за нарушение режима коммерческой тайны (нарушение может выражаться в разглашении коммерческой тайны, передаче информации третьим лицам, а также в использовании информации в личных целях), следует различать 3 ситуации:

1) лицо получило доступ к коммерческой тайне в результате своих противоправных действий;

2) контрагент нарушил режим коммерческой тайны, к которой он имел доступ на основе договора о передаче коммерческой тайны;

3) работник нарушил режим служебной коммерческой тайны, к которой он имел доступ.

1) разглашение имело место в период трудового договора;

2) разглашение имело место после прекращения (или расторжения) трудового договора.

Главная проблема, на мой взгляд, недоработанные нормативно-правовые акты, будь то Федеральный Закон или какая-либо статья ГК РФ. Существуют явные противоречия и нестыковки в формулировках, также имеют место нечёткие, расплывчатые определения.

Таким образом, Правительству РФ надо доработать некоторые нормативно-правовые акты, принять новые законы, дать конкретные определения, установить меру ответственности за разглашение той или иной тайны.

Список используемой литературы

4. Базарова С. Шпион с классификатором // Ваше право. - 2002 г. - №39. - с.13.

7. Пыхтин С.В. Правовой режим коммерческой тайны // Закон. - 2005 г. - №2. - с.94-99.

Подобные документы

Правовой институт коммерческой и служебной тайны - один из старейших методов охраны собственности. Понятие служебной и коммерческой тайны в Гражданском кодексе. Несогласованность норм защиты коммерческой тайны. Отсутствие правовой регламентации.

реферат [24,6 K], добавлен 14.01.2009

Коммерческая, государственная и служебная тайна: определение, способы защиты и существующие между ними различия. Роль перечисленных видов тайн в правовых отношениях. Проблемы, стоящие перед органами государственной службы и возможные методы их решения.

реферат [26,4 K], добавлен 05.05.2009

Понятие коммерческой тайны. Описание отличительных признаков этой сферы права и сущности конфиденциальной информации. Понятия, средства применения и инструменты отстаивания конфиденциальности. Специфика защиты коммерческой тайны на предприятиях.

курсовая работа [143,8 K], добавлен 16.11.2014

Полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне, их защиты. Перечень сведений, составляющих государственную тайну. Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию.

курсовая работа [51,4 K], добавлен 10.12.2010

Система и правовые основы регулирования защиты государственной тайны. Перечень должностных лиц наделенных полномочиями по отнесению сведений к ней. Степени и грифы секретности. Принципы отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивания.

курсовая работа [42,2 K], добавлен 12.12.2013

Сравнение понятия "государственная тайна" с аналогичным понятием в других странах. Правовой механизм ограничения доступа к государственной тайне. Критерии отнесения информации к данной категории. Санкции, применяемые за нарушение государственной тайны.

реферат [60,3 K], добавлен 10.06.2014

Общие вопросы защиты предпринимательской информации. Сущность порядка отнесения сведений к коммерческой тайне предприятия. Режимные меры, направленные на предотвращение утечки сведений, составляющих предпринимательскую тайну. Коммерческий шпионаж.

Чтобы обезопасить секретные сведения компании от разглашения, можно придать им статус коммерческой тайны. Рассказываем, как это сделать.


Что такое коммерческая тайна

Коммерческая тайна — это информация, которую компания не разглашает, чтобы увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить или улучшить своё положение на рынке либо получить любую другую коммерческую выгоду. Засекретить можно рецепт блюда или напитка, рыночную стратегию и тактику ведения бизнеса, списки клиентов и поставщиков, принципы ценообразования.

Коммерческой тайной, может быть всё, что вы считаете важным скрыть, за исключением:

  • Информации, которая содержится в учредительных документах ИП или юрлица и государственных реестрах;
  • Сведений о составе имущества государственного или унитарного предприятия и учреждения, об использовании ими средств госбюджетов;
  • Кадровой информации: о численности и составе штата, об условиях и охране труда, наличии вакансий и т. д.;
  • Сведений о задолженностях работодателей по зарплатам и социальным отчислениям;
  • Информации о доходах и выплатах некоммерческих организаций, а также об их размере и структуре, использовании бесплатного труда граждан (волонтёров, например);
  • Сведений о представителях предприятия, которые могут действовать без доверенности;
  • Условий конкурсов и аукционов по приватизации государственного и муниципального имущества;
  • Важных для общественности фактов: о загрязнении окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановке, противопожарной безопасности, качестве продуктов питания и выявленных в них нарушениях требований безопасности и т. п.;
  • Сведений о нарушениях предприятием или его руководством законодательства и привлечении за это к ответственности.
  • Другой информации, которую по закону нельзя скрывать. Например, банки обязаны публиковать финотчетность.

Все указанные данные засекречивать нельзя.

Обладатель коммерческой тайны обязан раскрывать её полиции, суду и иным госорганам по требованию. Запрос властей должен быть официально оформлен и подписан руководителем структуры, содержать причину и сроки удовлетворения требования. Госорганы, в свою очередь, обеспечивают сохранность информации от конкурентов.

Обладатель коммерческой тайны — это лицо, которое на законном основании владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, и ограничивает доступ к этой информации. Только обладатель тайны вправе раскрывать её государству. Власти могут обязать рассекретить сведения руководителя предприятия или ИП, но не работников. Сотрудники не должны разглашать коммерческую тайну даже по официальному запросу.

Как оформить коммерческую тайну

Как защитить коммерческую тайну

Что можно прописать в соглашении или в положении:

1

Запрет передавать коммерческую тайну и раскрывать публично без согласия руководства организации;

2

Запрет использовать полученную информацию для другой деятельности, если это может нанести ущерб организации.

Например, сотрудник не может использовать производственный секрет компании, решив открыть своё дело, — даже после увольнения.

3

Обязанность работника обращаться в полицию и ставить в известность руководство при попытках шпионажа или шантажа с целью получить доступ к коммерческой тайне.

4

Обязанность незамедлительно сообщать об утечке информации или утере носителей, на которых она хранится, возможных рисках разглашения и причинах, по которым сведения уже стали известны другим.

Если сотрудник, допущенный к коммерческой тайне, потерял флешку с секретной информацией, он должен сразу поставить в известность руководителя, чтобы тот успел предотвратить утечку данных.

5

Условия и сроки хранения коммерческой тайны после увольнения или выхода на пенсию.

6

Санкции за разглашение коммерческой тайны.

Ответственность за разглашение коммерческой тайны

Считается , что работник, который получил секретные сведения непосредственно от их обладателя, получил их легально. Однако, если вы нигде не зафиксировали, что он ознакомлен с коммерческой тайной, вы не сможете привлечь его к ответственности. Поэтому заключайте с работниками соглашения и берите расписки.

Для работы над проектом Пётр Семёнович привлекает Владимира и знакомит его с секретными данными, не заключая соглашений и не беря расписок. Владимир передаёт их конкурентам. Но наказывать его не за что, ведь причастность к секретным сведениям ничем не подтверждается. Без документов, обязывающих хранить коммерческую тайну, привлечь работника к ответственности практически невозможно.

Ответственность за раскрытие коммерческой тайны может быть дисциплинарной, административной, гражданско-правовой и уголовной.

Вы можете объявить проговорившемуся сотруднику выговор, оштрафовать или уволить — это дисциплинарное взыскание. Если работник оформлялся не трудовым договором, а ГПХ, то с него можно взыскивать убытки в рамках гражданского законодательства.

По гражданскому праву можно требовать возмещения убытков, полученных из-за разглашения коммерческой тайны, и с других лиц: компаний-партнёров, приглашённых специалистов, госучреждений. То есть вы можете предъявить к ним претензию или обратиться в суд и требовать денежных компенсаций.

Уголовная ответственность наступает в следующих случаях:

  • Кто-то умышленно пытается завладеть вашей коммерческой тайной незаконным путём: похищает документы, подкупает или шантажирует сотрудников и так далее. Наказание нарушителю — до 2 лет лишения свободы или штраф до 500 000 рублей.
  • Банковскую, налоговую или коммерческую информацию разгласил сотрудник, который получил её легально. Наказание — до 3 лет лишения свободы или штраф до 1 000 000 рублей.
  • Кто-то умышленно разгласил коммерческую тайну в корыстных целях, и это причинило крупный ущерб фирме — до 5 лет лишения свободы или штраф до 1 500 000 рублей.

Насколько серьёзна утечка информации, определит суд или следствие, если вы подадите заявление в полицию.

Специалистов, которым по долгу службы открыли коммерческую тайну, и они её разгласили, можно привлечь к административной ответственности и наложить взыскания, если тяжесть нарушения не подходит под уголовную статью. Штраф в таком случае составит: до 1 000 рублей — для граждан, до 5 000 рублей — для должностных лиц и адвокатов.

Если кто-то случайно или по ошибке получил доступ к коммерческой тайне и разгласил её, не подозревая о том, что нарушает закон, он не несёт ответственности за это. Однако вы можете после этого обязать его хранить информацию в секрете, и повторное разглашение не останется безнаказанным.

Короче

-

Режим коммерческой тайны может ввести любая компания. Засекречивать можно что угодно, кроме тех сведений, которые по закону нельзя скрывать.

-

-

Если госорганы направляют мотивированное требование раскрыть коммерческую тайну, её обладатель обязан это сделать.

-

Разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, влечёт за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность.

Читайте также: