Сколько дел о коррупции возбуждено в 2020 году

Обновлено: 01.06.2024

Подводя итоги уходящего года, вспоминаем основные события в сфере предупреждения и борьбы с коррупцией в России и за рубежом.

Разразившаяся в этом году пандемия COVID-19 повлияла на многие сферы жизни, в том числе и на сферу противодействия коррупции: на фоне возросших специфических рисков коррупции международные организации (ГРЕКО, ООН, ОЭСР и иные) стремились сформировать рекомендации по их минимизации, а страны – принимали меры по борьбе с коррупционными проявлениями.

Международное сотрудничество

Отразилась пандемия и на международном сотрудничестве: хотя некоторые мероприятия, например, первая встреча Антикоррупционной рабочей группы G20, успели состояться до введения карантинных мер, многие заседания были отложены на неопределенный срок или перенесены в онлайн-формат.

Так, в октябре – впервые в истории G20 – состоялась встреча руководителей государственных органов, ответственных за координацию национальной антикоррупционной политики, в ходе которой, среди прочего, была поддержана инициатива Саудовской Аравии по созданию Глобальной оперативной сети правоохранительных органов по борьбе с коррупцией.

Доклады, отчеты, рейтинги

Однако карантин не парализовал деятельность международных организаций: за год было подготовлено немало аналитических и иных материалов, касающихся вопросов противодействия коррупции.

Кроме того, Международный консорциум журналистов-расследователей опубликовал результаты своего расследования связей крупнейших финансовых институтов с отмыванием доходов, мошенничеством и иными финансовыми преступлениями, основанного на утечке данных FinCEN.

Зарубежные страны: государственный сектор

В зарубежных странах, несмотря на пандемию, за прошедший год был принят ряд важных шагов по предупреждению коррупции в государственном секторе.

В Абхазии введена обязанность декларирования доходов и активов, в Малайзии – необходимость публикации в открытом доступе деклараций членов Парламента.

В Казахстане установлен полный запрет на получение подарков государственными служащими, в законодательстве Украины и Бразилии появились положения, касающиеся защиты заявителей, а в Мексике и Армении введена возможность конфискации незаконно нажитого имущества.

Кроме того, в Ватикане был принят нормативный акт, устанавливающий меры по предупреждению коррупции в государственных закупках.

Заметно трансформировали свое антикоррупционное законодательство сразу несколько стран Балканского полуострова: в Сербии вступил в силу новый антикоррупционный закон, в Словении был уточнен порядок работы и полномочия Комиссии по предупреждению коррупции, особенности получения подарков и некоторые иные положения антикоррупционного законодательства, а в Хорватии – выпущено руководство по регулированию конфликта интересов.

В целом ряде стран были внесены изменения в порядок применения мер ответственности за коррупционные преступления: так, в Индонезии появился единый алгоритм определения надлежащего наказания в зависимости от объективных сторон преступления, в Колумбии осужденным к лишению свободы запретили отбывать половину срока наказания под домашним арестом, в Казахстане установили ответственность должностных лиц – вплоть до увольнения – за совершение коррупционных преступлений их подчиненными.

Отдельными странами также принимались меры, направленные на совершенствование проводимых расследований коррупционных преступлений: в Украине в тестовом режиме запущена электронная система, позволяющая следить за ходом расследований уголовных дел, в Южной Корее был создан специальный орган для расследования случаев коррупции среди высокопоставленных должностных лиц, в Узбекистане – Антикоррупционное агентство, наделенное, среди прочего, функциями проведения административных расследований по делам о коррупционных правонарушениях.

Кроме того, Европейское бюро по борьбе с мошенничеством заявило о планах по созданию независимой международной прокуратуры Европейского Союза, которая будет заниматься расследованием, судебным преследованием и вынесением решений по делам об уголовных преступлениях, затрагивающих финансовые интересы ЕС.

Зарубежные страны: бизнес-сектор

В этом году на нашем портале произошли важные изменения: теперь тема противодействия коррупции будет рассматриваться нами не только с точки зрения принимаемых мер регулирования в государственном секторе, но и в контексте борьбе с коррупцией в бизнес-секторе. Это связано с тем, что все больше стран вводят ответственность организаций, в том числе уголовную, за подкуп иностранных должностных лиц (например, в этом году уголовная ответственность юридических лиц за коррупцию была введена в Малайзии), растет количество соответствующих дел, и, как следствие, увеличивается риск для компаний, в том числе российских, попасть под санкции зарубежных стран.

Особой активностью в части принятия мер, направленных на предупреждение коррупции в коммерческом секторе, за прошедший год отметилась Франция: в стране были выпущены рекомендации по проведению проверок компаний при слияниях и приобретениях, руководство в отношении подарков и знаков гостеприимства, а также руководство об особенностях разбирательств в делах о подкупе иностранных должностных лиц. Все это происходит на фоне того, что, начиная с резонансного разбирательства против Airbus (в начале 2020 года компания была привлечена к ответственности за подкуп иностранных должностных лиц правоприменителями Великобритании, Франции и США; общая сумма санкций превысила $3,6 млрд, большая часть которых – $2 млрд – были выплачены Франции), страна претендует если не на ведущую, то как минимум на существенную роль в делах о транснациональном подкупе.

Не стоит забывать и про еще одну заметную фигуру в делах о зарубежной коррупции – Бюро по расследованию случаев серьезного мошенничества Великобритании. В этом году ведомство выпустило два значимых документа: руководство по оценке комплаенс-программ организаций и руководство по использованию DPA, которые могут использоваться организациями бизнес-сектора в качестве ориентира при разработке своих комплаенс программ. С той же целью организации могут ознакомиться с рекомендациями по разработке комплаенс-программ, принятыми в Коста-Рике, и Кодексом по предупреждению коррупции в бизнес-секторе, опубликованным Институтом противодействия коррупции Швеции.

Россия

Главной новеллой российского антикоррупционного законодательства в прошедшем году стало введение обязанности государственных служащих декларировать цифровые финансовые инструменты и цифровую валюту: так, с 1 января по 30 июня 2021 года лица, поступающие на государственную службу, а также служащие, переходящие на должности, включенные в перечень, обязаны будут подавать уведомление об имеющихся у них цифровых финансовых активах, цифровой валюте, цифровых правах и утилитарных цифровых правах, а с июля 2021 года такие сведения будут включаться в справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Антикоррупционный портал

Помимо новостей, за прошедший год на нашем портале был опубликован ряд собственных аналитических материалов и заметок.

Москва


Главная
Приволжский федеральный округ
Оренбургская область


02 Февраль 2021 года О состоянии коррупционной преступности в 2020 году

Органы прокуратуры в силу возложенных законом полномочий координируют борьбу правоохранительных структур с преступностью и одним из опасных ее ответвлений – коррупцией. В 2020 году работа по пресечению коррупционных преступлений строилась по тем же принципам.

В 2020 году количество преступлений коррупционной направленности сохранилось практически на прежнем уровне (увеличилось на 0,5%). Удельный вес преступлений данной категории в общей структуре преступности составил 2% (2019 год – 2%), коэффициент преступности на 100 тысяч населения - 28% (2019 год – 27,6%).

За анализируемый период правоохранительными органами области выявлено 549 преступлений коррупционной направленности (2019 год – 546).

На сегодняшний день с такими показателями по общему количеству выявленных преступлений коррупционной направленности Оренбургская область занимает 5 позицию в Приволжском федеральном округе. Выше показатели – в Республиках Башкортостан, Татарстан, Самарской области и Пермском крае.

Наиболее подверженными коррупционным проявлениям оставались такие сферы деятельности, как освоение бюджетных средств (105 преступлений), в том числе выделенных в рамках целевых программ, ЖКХ (2019 год – 27), а также правоотношения, связанные с осуществлением правоохранительной деятельности (2019 год – 173).

На территории области за отчетный период совершено 92 (2019 год – 63) преступления коррупционной направленности в крупном или особо крупном размерах либо с причинением крупного ущерба, удельный вес которых от общего количества предварительно расследованных составил 19,2% (2019 год – 12,9%).

В результате принятых органами прокуратуры совместно с правоохранителями мер обеспечена возможность полного возмещения ущерба, причиненного коррупционными преступлениями. Так, до направления уголовных дел в суд наложен арест на имущество на сумму около 174 млн. рублей (при причиненном ущербе в 84,2 млн. рублей). Сумма ущерба, возмещенная на стадии следствия, составила 32,9 млн рублей или 39,1%, из них добровольно возмещено 17,4 млн. рублей, изъято имущества, денег и ценностей на сумму 15,5 тыс. рублей.

Выявление взяточничества в целом по области снизилось на 22,1% и в абсолютных цифрах составило 246 преступлений (2019 год – 316), половина из них – мелкое взяточничество. В общем составе преступлений, связанных со взяточничеством, факты получения взяток составили 17,1%, дачи взяток – 27,6%, посредничества во взяточничестве – 5,3%.

Общая сумма полученных взяток по области составила около 63 млн. рублей (2019 год – более 12 млн. рублей), средняя сумма полученной взятки – почти 1,5 млн. рублей (2019 год – 124,5 тыс. рублей).

Общая сумма переданных взяток по области составила более 1,1 млн. рублей (2019 год – более 2,6 млн. рублей), средняя сумма данной взятки – 17,2 тыс. рублей (2019 год – 28,6 тыс. рублей).

За анализируемый период правоохранительными органами выявлено 13 преступлений по факту посредничества во взяточничестве (2019 год – 23).

Половина преступлений по фактам получения взяток (21 из 42) выявлены на территории г. Оренбурга. По три преступления данной категории выявлено в г. Новотроицке, Сорочинском городском округе и Илекском районе, 4 – в Октябрьском районе г. Орска, по 2 – в Новосергиевском и Светлинском районах, по одному – в Александровском, Оренбургском и Сакмарском районах.

За 2020 год судами области рассмотрено 214 (2019 год – 259) уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности в отношении 224 (2019 год – 277) лиц, из них с вынесением обвинительных приговоров – 194 (2019 год – 242) дела в отношении 203 (2019 год – 256) лиц.

Основным видом наказания, назначенным лицам, осужденным по делам коррупционной направленности в 2020 году, явился штраф. К нему приговорено 164 лица (80,7% от общего числа осужденных за коррупционные преступления) (2019 год – 175). При этом размер штрафа многократно превышал размер полученного винов­ным преступного дохода. Наказание в виде реального лишения свободы назначено 30 (2019 год – 35) лицам.

Работа органов прокуратуры и правоохранительного блока по предупреждению, выявлению и пресечению коррупционных преступлений продолжается.

Подводя итоги уходящего года, вспоминаем основные события в сфере предупреждения и борьбы с коррупцией в России и за рубежом.

Разразившаяся в этом году пандемия COVID-19 повлияла на многие сферы жизни, в том числе и на сферу противодействия коррупции: на фоне возросших специфических рисков коррупции международные организации (ГРЕКО, ООН, ОЭСР и иные) стремились сформировать рекомендации по их минимизации, а страны – принимали меры по борьбе с коррупционными проявлениями.

Международное сотрудничество

Отразилась пандемия и на международном сотрудничестве: хотя некоторые мероприятия, например, первая встреча Антикоррупционной рабочей группы G20, успели состояться до введения карантинных мер, многие заседания были отложены на неопределенный срок или перенесены в онлайн-формат.

Так, в октябре – впервые в истории G20 – состоялась встреча руководителей государственных органов, ответственных за координацию национальной антикоррупционной политики, в ходе которой, среди прочего, была поддержана инициатива Саудовской Аравии по созданию Глобальной оперативной сети правоохранительных органов по борьбе с коррупцией.

Доклады, отчеты, рейтинги

Однако карантин не парализовал деятельность международных организаций: за год было подготовлено немало аналитических и иных материалов, касающихся вопросов противодействия коррупции.

Кроме того, Международный консорциум журналистов-расследователей опубликовал результаты своего расследования связей крупнейших финансовых институтов с отмыванием доходов, мошенничеством и иными финансовыми преступлениями, основанного на утечке данных FinCEN.

Зарубежные страны: государственный сектор

В зарубежных странах, несмотря на пандемию, за прошедший год был принят ряд важных шагов по предупреждению коррупции в государственном секторе.

В Абхазии введена обязанность декларирования доходов и активов, в Малайзии – необходимость публикации в открытом доступе деклараций членов Парламента.

В Казахстане установлен полный запрет на получение подарков государственными служащими, в законодательстве Украины и Бразилии появились положения, касающиеся защиты заявителей, а в Мексике и Армении введена возможность конфискации незаконно нажитого имущества.

Кроме того, в Ватикане был принят нормативный акт, устанавливающий меры по предупреждению коррупции в государственных закупках.

Заметно трансформировали свое антикоррупционное законодательство сразу несколько стран Балканского полуострова: в Сербии вступил в силу новый антикоррупционный закон, в Словении был уточнен порядок работы и полномочия Комиссии по предупреждению коррупции, особенности получения подарков и некоторые иные положения антикоррупционного законодательства, а в Хорватии – выпущено руководство по регулированию конфликта интересов.

В целом ряде стран были внесены изменения в порядок применения мер ответственности за коррупционные преступления: так, в Индонезии появился единый алгоритм определения надлежащего наказания в зависимости от объективных сторон преступления, в Колумбии осужденным к лишению свободы запретили отбывать половину срока наказания под домашним арестом, в Казахстане установили ответственность должностных лиц – вплоть до увольнения – за совершение коррупционных преступлений их подчиненными.

Отдельными странами также принимались меры, направленные на совершенствование проводимых расследований коррупционных преступлений: в Украине в тестовом режиме запущена электронная система, позволяющая следить за ходом расследований уголовных дел, в Южной Корее был создан специальный орган для расследования случаев коррупции среди высокопоставленных должностных лиц, в Узбекистане – Антикоррупционное агентство, наделенное, среди прочего, функциями проведения административных расследований по делам о коррупционных правонарушениях.

Кроме того, Европейское бюро по борьбе с мошенничеством заявило о планах по созданию независимой международной прокуратуры Европейского Союза, которая будет заниматься расследованием, судебным преследованием и вынесением решений по делам об уголовных преступлениях, затрагивающих финансовые интересы ЕС.

Зарубежные страны: бизнес-сектор

В этом году на нашем портале произошли важные изменения: теперь тема противодействия коррупции будет рассматриваться нами не только с точки зрения принимаемых мер регулирования в государственном секторе, но и в контексте борьбе с коррупцией в бизнес-секторе. Это связано с тем, что все больше стран вводят ответственность организаций, в том числе уголовную, за подкуп иностранных должностных лиц (например, в этом году уголовная ответственность юридических лиц за коррупцию была введена в Малайзии), растет количество соответствующих дел, и, как следствие, увеличивается риск для компаний, в том числе российских, попасть под санкции зарубежных стран.

Особой активностью в части принятия мер, направленных на предупреждение коррупции в коммерческом секторе, за прошедший год отметилась Франция: в стране были выпущены рекомендации по проведению проверок компаний при слияниях и приобретениях, руководство в отношении подарков и знаков гостеприимства, а также руководство об особенностях разбирательств в делах о подкупе иностранных должностных лиц. Все это происходит на фоне того, что, начиная с резонансного разбирательства против Airbus (в начале 2020 года компания была привлечена к ответственности за подкуп иностранных должностных лиц правоприменителями Великобритании, Франции и США; общая сумма санкций превысила $3,6 млрд, большая часть которых – $2 млрд – были выплачены Франции), страна претендует если не на ведущую, то как минимум на существенную роль в делах о транснациональном подкупе.

Не стоит забывать и про еще одну заметную фигуру в делах о зарубежной коррупции – Бюро по расследованию случаев серьезного мошенничества Великобритании. В этом году ведомство выпустило два значимых документа: руководство по оценке комплаенс-программ организаций и руководство по использованию DPA, которые могут использоваться организациями бизнес-сектора в качестве ориентира при разработке своих комплаенс программ. С той же целью организации могут ознакомиться с рекомендациями по разработке комплаенс-программ, принятыми в Коста-Рике, и Кодексом по предупреждению коррупции в бизнес-секторе, опубликованным Институтом противодействия коррупции Швеции.

Россия

Главной новеллой российского антикоррупционного законодательства в прошедшем году стало введение обязанности государственных служащих декларировать цифровые финансовые инструменты и цифровую валюту: так, с 1 января по 30 июня 2021 года лица, поступающие на государственную службу, а также служащие, переходящие на должности, включенные в перечень, обязаны будут подавать уведомление об имеющихся у них цифровых финансовых активах, цифровой валюте, цифровых правах и утилитарных цифровых правах, а с июля 2021 года такие сведения будут включаться в справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Антикоррупционный портал

Помимо новостей, за прошедший год на нашем портале был опубликован ряд собственных аналитических материалов и заметок.

Фотобанк Moscow-Live / Вячеслав Акишин

Фотобанк Moscow-Live / Вячеслав Акишин

Больше всех коррупционных преступлений среди российских чиновников в прошлом году совершили сотрудники правоохранительных органов.

Как следует из доклада Генпрокурора РФ Игоря Краснова для Совета Федерации, из 10879 должностных лиц, совершивших преступления коррупционной направленности в 2020 году, 17,4% составили лица, занимавшие должности в правоохранительных органах (1897 человек).

Далее идут чиновники в системе Минобороны России (12,3%), в органах исполнительной власти всех уровней (8,9%), в органах законодательной власти всех уровней (0,6%).

Наибольший прирост (на 30,1%) совершивших такие преступления в 2020 году зафиксирован среди занимавших должности в системе Минобороны РФ.

Кроме того, в 2020 году была пресечена преступная деятельность 27 чиновников, замещающих государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ, 68 руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, 61 члена правительств субъектов РФ и руководителей региональных министерств, 59 глав муниципальных образований, 10 высших офицеров Вооруженных сил и Федеральной службы войск национальной гвардии, 22 руководителей территориальных подразделений правоохранительных органов.

Ущерб от коррупционных преступлений за год - 58,4 млрд рублей

По данным Генпрокурора РФ, ущерб от коррупционных преступлений в России за год составил 58,4 млрд рублей. Это 11,4% от суммы ущерба, причиненного всеми видами преступлений.

В докладе отмечается, что в минувшем году "незначительно увеличилась сумма добровольно возмещенного материального ущерба от преступлений коррупционной направленности". В 2020 году она составила 4,2 млрд рублей, в 2019 году - 4,1 млрд рублей.

В то же время более чем в два раза увеличилась стоимость изъятого имущества, денег и ценностей обвиняемых в коррупции (в 2020 году она составила 3,9 млрд рублей, а в 2019 году - 1,5 млрд рублей). Стоимость имущества, на которое наложен арест, выросла на 33% (в 2020 году - 24,3 млрд рублей, в 2019 году - 18,2 млрд рублей). Иски о возмещении ущерба от коррупционных преступлений предъявлены в прошлом году почти всеми прокурорами субъектов РФ.

Треть коррупционных преступлений, выявленных в 2020 году, приходится на сферу государственного управления и обеспечения военной безопасности, говорится в докладе генпрокурора РФ. "Анализ деятельности правоохранительных органов показывает, что коррупцией остаются поражены практически все сферы экономической деятельности. Наибольший процент преступлений коррупционной направленности (32,8%, или 7 462 преступления) из всех таких деяний приходится на сферу государственного управления и обеспечения военной безопасности, обязательного социального обеспечения", - отмечается в документе.

19,9% (4 521) составляют преступления, совершенные в сфере деятельности по обеспечению общественного порядка и безопасности, 14,1% (3 217) - образования, 8% (1 823) - здравоохранения, 5,4% (1 221) - финансовой деятельности, 5,1% (1 160) - строительства, 4,9% (1 106) - транспорта, сообщает ТАСС.

Больше всего коррупционеров раскрыто в Приволжском и Центральном федеральных округах

Большинство коррупционных преступлений за прошлый год пришлось на Приволжский и Центральный федеральные округа - 21,2% и 17,3% соответственно.

Далее идут Южный (10%), Сибирский (8,7%), Уральский (8,6%), Северо-Кавказский (7,2%), Северо-Западный (5,9%) и Дальневосточный (4,8%) федеральные округа.

Из доклада Генпрокуратуры следует, что почти половину преступлений коррупционной направленности составляют взятки. "Как и в предыдущие годы, в структуре коррупционной преступности наибольший удельный вес имеют преступления, связанные со взяточничеством (47,2%)", - указано в документе.

В 2020 году число преступлений, связанных с получением взятки возросло на 4,7% - с 3 988 до 4 174. На 15% стало больше фактов дачи взяток. В то же время случаи мелкого взяточничества сократились на 2,5% (с 5 408 до 5 274). При этом доля мелкого взяточничества в структуре взяток составляет более трети (в 2020 году - 36,3%).

Также в прошлом году возросло количество преступлений коррупционной направленности, совершенных организованной группой или преступным сообществом - с 1 136 до 1 252, или на 10,2 %. Кроме того, в 2020 году количество преступлений коррупционной направленности, совершенных в крупном или особо крупном размере либо причинивших особо крупный ущерб, увеличилось на 14,3% - с 5 408 до 6 180, удельный вес таких преступлений составил 22%.

Читайте также: