Чем отличается контракт отсрочки

Обновлено: 30.06.2024

Трудовые отношения с работником оформляются путем заключения трудового договора (на неопределенный срок, срочного) или контракта. Рассмотрим, чем контракт отличается от других видов трудового договора, и выясним, когда нанимателю лучше заключить с работником контракт, а когда — другой трудовой договор.

Трудовой договор и контракт: соотношение понятий

Исходя из предусмотренной законодательством классификации, все трудовые договоры можно разделить на два вида :

1) на неопределенный срок (бессрочный) — когда в трудовом договоре не оговорен срок его действия;

2) срочный — заключается на срок до 5 лет. Законодательство содержит случаи, когда заключается срочный трудовой договор, в частности:

— на время выполнения определенной работы, когда время ее завершения невозможно определить;

— на время выполнения сезонных работ;

— на период отсутствия основного работника, за которым сохраняется место работы (должность/профессия), и др.

По общему правилу срочный трудовой договор заключается, когда работника невозможно взять на постоянное время и заключить с ним трудовой договор на неопределенный срок. Поскольку исходя из характера такой работы и условий ее выполнения предстоящая работа носит временный характер .

На заметку
В отдельных случаях срочный трудовой договор можно заключить по соглашению сторон и тогда, когда работа носит постоянный характер. К примеру, когда работник поступает на работу :
— по совместительству;
— к работодателю, который является ИП или микроорганизацией.

Контракт является разновидностью срочного трудового договора . При этом он по сравнению со срочным трудовым договором имеет ряд отличительных особенностей. Их мы рассмотрим ниже по тексту.

Схематично положение видов трудовых договоров можно представить следующим образом :


Схема 1. Положение видов трудовых договоров

Основные отличия контракта от иных видов трудового договора

Поскольку контракт — вид трудового договора, то общие требования к порядку заключения договора, изменения и прекращения, а также к регулированию отношений между работником и нанимателем относятся и к контракту. Вместе с тем контракт имеет отличия от других видов трудовых договоров и некоторые особенности .

Отличия контракта в сравнении с другими трудовыми договорами (срочным и на неопределенный срок) представлены в следующей таблице:

Напомним, что периодичность и конкретные дни выплаты зарплаты должны быть конкретизированы в трудовом договоре (контракте).

— за отсутствие на рабочем месте без уважительных причин;

— неисполнение им (несвоевременное исполнение) трудовых обязанностей.

При этом не имеет значения в данном случае, привлекался ли работник к дисциплинарной ответственности.

— умышленно и без уважительных причин не исполняет трудовые обязанности более 3 часов в течение рабочего дня.

Например, с беременной женщиной, матерью, которая находится в декретном отпуске или только вернулась на работу после него, и др.

В каких случаях нанимателю лучше выбрать контракт

Полагаем, для нанимателя контракт может быть предпочтителен перед другими видами трудовых договоров, когда он хочет:

1) взять работника на постоянную работу минимум на год. При этом наниматель заинтересован, чтобы работник отработал весь срок и не уволился раньше времени.

Напомним, работник по контракту не может уволиться по своему желанию. Трудовые отношения с работником по контракту завершаются по общему правилу в связи с истечением срока его действия .

Случаи, когда работник может инициировать свое увольнение раньше окончания контракта: по соглашению сторон или по требованию работника. Однако в первом случае нужно получить согласие нанимателя, а во втором — найти уважительные причины для расторжения контракта. При отсутствии того и другого работнику придется отработать весь срок контракта ;

2) больше мотивировать работника добросовестно трудиться и не нарушать производственно-технологическую, исполнительскую и трудовую дисциплину. Полагаем, контракт стимулирует работника быть добросовестным дополнительными мерами поощрения и наказания. Думаем, такую мотивацию также дают требования законодательства к срокам продления (заключению нового) контракта с добросовестными работниками в случае решения нанимателя продолжить с ними трудовые отношения по истечению срока действия контракта;

3) выплачивать зарплату работнику один раз в месяц, что возможно только при заключении контракта. Например, такая необходимость может быть, когда у нанимателя нет возможности делать это чаще .

Обратите внимание!
С некоторыми работниками обязательно заключаются только контракты. К примеру, с руководителями госорганизаций и госслужащими .

Когда другой вид трудового договора уместнее контракта

У нанимателя могут возникнуть ситуации, когда ему возможно будет целесообразнее выбрать другие виды трудовых договоров вместо контракта, в частности:

1) срочный трудовой договор, когда работник нужен :

— на срок менее 1 года.

Контракт можно заключить минимум на 1 год. Если контракт заключен на меньший срок, истечение такого срока — это не основание для увольнения работника. В данном случае трудовые отношения с работником по контракту продолжаются до окончания минимального годичного срока ;

— на срок, который ограничен временем выполнения определенных работ или наступлением какого-либо события.

Контракт нежелательно заключать на срок до завершения работ или до какого-либо события. Точный календарный период работы неизвестен в данных случаях. Событие может произойти, а работы могут завершиться раньше, чем истечет срок контракта. Тогда наниматель окажется в трудной ситуации. Ведь ему придется решить, как поступить с работником, в работе которого он больше не нуждается;

2) договор на неопределенный срок, когда работник требуется на постоянной основе на длительный период. Особенно когда такой период будет составлять более 5 лет.

Заключение договора на неопределенный срок избавит нанимателя от необходимости отслеживать срок действия договора, поскольку в таком договоре его нет . Нанимателю также не придется заниматься продлением договора (заключением нового) при истечении его срока.

На заметку
Законодательством установлены предусматривающие все необходимые условия и сведения примерные формы:
— трудового договора;
— контракта нанимателя с работником.
Для некоторых категорий работников предусмотрены специальные примерные формы контрактов, к примеру: с руководителем госорганизации, с временным управляющим и др.

Под условиями приема понимаются правила, установленные для проведения процедуры отбора кандидата для прохождения военной службы по контракту и его приема в воинских частях.

Порядок отбора кандидатов из числа военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, на военную службу по контракту установлен статьей 6 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237.

Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву и изъявивший желание поступить на военную службу по контракту, подает рапорт по команде.

Кроме того, военнослужащие по призыву, получившие до призыва на военную службу высшее или среднее профессиональное образование имеют право на заключение данного контракта без учета срока прохождения ими военной службы по призыву.

Вместе с рапортом военнослужащий представляет:

  • заполненную по установленной форме и подписанную анкету поступающего на военную службу по контракту;
  • автобиографию, написанную от руки в произвольной форме (в 2-х экземплярах);
  • заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих уровень образования;
  • заверенные в установленном порядке копии свидетельств о браке
  • и свидетельств о рождении детей (при наличии);
  • копию свидетельства о рождении;
  • копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • служебную характеристику с последнего места работы (учебы, службы).
  • заверенную в установленном порядке копию трудовой книжки (при наличии);
  • выписку из домовой книги (при наличии);
  • фотографии размером 9 х 12 см (анфас).

Рапорт военнослужащего, проходящего военную службу по призыву и изъявившего желание поступить на военную службу по контракту, регистрируется и принимается командиром воинской части к рассмотрению.

Командир воинской части рассматривает рапорт военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и принимает по нему решение в сроки, определенные Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации для рассмотрения предложений военнослужащих (статья 116 ДУ ВС – до 30 суток со дня регистрации, в исключительных случаях срок может быть продлен, но не более чем на 30 суток, с уведомлением об этом военнослужащего, подавшего обращение).

Военнослужащий, рапорт которого принят к рассмотрению, является кандидатом.

Рапорт военнослужащему может быть возвращен по основаниям, установленным пунктом 5 статьи 5 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237:

  • при вынесении в отношении его обвинительного приговора и назначении наказания, ведении в отношении его дознания, предварительного следствия или передаче уголовного дела в суд;
  • при наличии у него неснятой или непогашенной судимости за совершение преступления;
  • если это лицо отбывало наказание в виде лишения свободы;
  • если это лицо подвергнуто административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ (до окончания срока,
  • в течение которого это лицо считается подвергнутым административному наказанию).

Соответствие кандидата требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, определяется аттестационной комиссией воинской части.

  • при признании его по результатам медицинского освидетельствования ограниченно годным к военной службе, временно негодным к военной службе или негодным к военной службе;
  • при отнесении его по результатам профессионального психологического отбора к четвертой категории профессиональной пригодности;
  • при признании его не соответствующим требованиям для поступающих на военную службу по контракту по уровню образования, квалификации или физической подготовки.

По рассмотрении рапорта командир воинской части дает указания:

  • о проведениии медицинского освидетельствования;
  • о проведении с ним мероприятий по профессиональному психологическому отбору ;
  • о проверке соответствия уровня его образования (наименование мероприятия должно иметь формат ссылки, при нажатии на которую происходит переход в соответствующий раздел на данной странице), квалификации и физической подготовки;
  • о рассмотрении его кандидатуры аттестационной комиссией воинской части.

Медицинское освидетельствование кандидата проводится в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. № 565.

По результатам медицинского освидетельствования дается заключение о годности кандидата к военной службе по следующим категориям:

А - годен к военной службе;

Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;

В - ограниченно годен к военной службе;

Г - временно негоден к военной службе;

Д - негоден к военной службе.

В отношении граждан, изъявивших желание проходить военную службу по контракту, выносится заключение о годности их к военной службе на воинских должностях по конкретным ВУС, а при необходимости, к прохождению военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и местностях с неблагоприятными климатическими условиями.

С кандидатами, признанными по состоянию здоровья годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями, профессиональная подготовленность которых соответствует квалификационным требованиям по избираемым ими воинским должностям (ВУС), проводятся мероприятия по профессиональному психологическому отбору.

Мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводятся специалистами по профессиональному психологическому отбору в соответствии с Руководством по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 января 2000 г. № 50.

При проведении профессионального психологического отбора оцениваются уровень интеллектуального развития, психологическая готовность к прохождению военной службы, быстрота мышления, коммуникабельность и другие профессионально важные для военной службы качества обследуемых граждан.

Мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводится с использованием методов социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования.

Справочно: В соответствии со статьей 8 Руководства по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации социально-психологическое изучение предусматривает оценку условий воспитания и развития личности, ее военно-профессиональной направленности, организаторских способностей, особенностей общения и поведения в коллективе, образовательной и профессиональной подготовленности.

Психологическое и психофизиологическое обследование позволяет оценивать познавательные психические процессы (ощущение, восприятие, память, мышление), внимание, психологические особенности личности (способности, характер, темперамент), свойства нервной системы (силу, подвижность, лабильность, уравновешенность, динамичность), психомоторики и нервно-психическую устойчивость.

Социально-психологическое изучение проводится с использованием следующих основных методов: изучение документов, наблюдение, опрос (беседа, анкетирование).
Основным методом психологического и психофизиологического обследования является профессионально-психологическое испытание (тестирование), в том числе с использованием технических средств профотбора.

Профессиональная пригодность определяется относительно конкретной воинской должности, на замещение которой планируется военнослужащий.
По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности кандидата к военной службе по контракту на конкретных воинских должностях:

а) рекомендуется в первую очередь - первая категория;

б) рекомендуется - вторая категория;

в) рекомендуется условно - третья категория;

г) не рекомендуется - четвертая категория.

Справочно: Под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

Уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

В соответствии со статьями 9 и 260 Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. № 200, физическая подготовленность граждан, поступающих на военную службу по контракту, оценивается по результатам и условиям выполнения трех упражнений, которые выполняются, как правило, в спортивной форме одежды в течение одного дня согласно приложению № 20 к указанному Наставлению.

Граждане вправе выбрать для выполнения по одному из упражнений на каждое физическое качество (выносливость, сила и быстрота).

В случае невыполнения минимального норматива в одном из упражнений, требования к поступающим на военную службу по контракту считаются не выполненными.

Требования
к физической подготовленности граждан, поступающих
на военную службу по контракту

Физические упражнения

Минимальные требования для категорий военнослужащих (мужчины до 30 лет)

41_12.jpg

В настоящее время в наших Вооруженных Силах проходит службу более семи тысяч сержантов и солдат по контракту, в том числе более шести с половиной тысяч — на соответствующих должностях. Это весомая доля личного состава белорусской армии. И с каждым годом армия становится все более профессиональной. Чем привлекает граждан военная служба по контракту?

На отечественном рынке труда Вооруженные Силы — неизменно стабильный остров. На военную службу по контракту принимают не только мужчин, но и женщин, которых в армии более двух тысяч. Контрактники, будем их так называть, служат во всех видах и родах войск. Наибольшее их число в ВВС и войсках ПВО — 29 %. На втором месте сухопутные войска — 24 %. Далее расположились специальные войска — 20 %, а замыкают наш топ силы специальных операций Вооруженных Сил, в которых служат 12 % контрактников.

Этому есть объяснение: на вооружение нашей армии поступают все более современные, сложные комплексы вооружения и техники, требующие глубоких знаний и навыков. Без квалифицированных специалистов они будут мертвы. Наиболее популярны среди контрактников должности младших командиров и должности в боевых подразделениях. Женщин привлекают должности специалистов связи, медицинского профиля и штабных работников.

Причина роста популярности военной службы по контракту — в высоком общественном статусе, солидном социальном пакете, перспективах сделать успешную карьеру. Мы собрали десять основных фактов, оказывающих решающую роль при выборе гражданином военной службы по контракту в качестве престижной профессии.

Факт первый

Достойная заработная плата, конкурентная на отечественном рынке труда.

Практически любой сайт трудовых вакансий выдаст нам такие размеры зарплат рабочих специальностей: грузчик, охранник — от 600 рублей; столяр, электромонтер — от 700 рублей; водитель, экспедитор, слесарь — от 800 рублей. До средней зарплаты по республике они явно недотягивают. Но при этом и высшего образования эти специальности не требуют.

Каков же размер оплаты труда контрактника?

Ежемесячная заработная плата военнослужащего называется денежным довольствием. Оно состоит из нескольких компонентов: должностного оклада, оклада по воинскому званию, прогрессивной надбавки за выслугу лет, премии, надбавок за особые условия службы (связанных с большой физической и психологической нагрузкой, эксплуатацией боевых машин, выполнением специальных задач), а также единовременного денежного вознаграждения. Сюда же приплюсовываются надбавки, зависящие от классной квалификации военнослужащего, допуска его к государственным секретам. Если же по должности военнослужащий использует иностранный язык, то за это тоже доплачивают. И, наконец, за отличие по службе военнослужащий может получать дополнительную премию.

В ходе учений, полевых выходов и других мероприятий боевой подготовки, проводимых в отрыве от места постоянной дислокации, военнослужащим выплачиваются так называемые полевые деньги.

Вместе с тем военнослужащим компенсируются командировочные расходы по действующим в стране расценкам.

И это не все. Ежегодно военнослужащим выплачивается единовременное пособие на оздоровление в размере двух окладов денежного содержания (должностной оклад плюс оклад по воинскому званию), а также материальная помощь в размере 0,3 оклада денежного содержания в связи с непредвиденными материальными затруднениями.

Перейдем к простой арифметике.

Возьмем для примера две распространенные воинские должности: водителя грузового автомобиля и его начальника — командира отделения. Пусть оба прослужили только один месяц. Всего за первый месяц службы водителю начислят 825 рублей, а командиру отделения — 870. Ежегодная выплата на оздоровление и материальная помощь составят: для водителя — 962 рубля, для командира отделения — 1038. Представив эти деньги в помесячном исчислении, получим начисленное среднемесячное денежное довольствие водителя уже в сумме 900 рублей, командира отделения — почти 960 рублей. А старшине роты с выслугой более 10 лет начисляют в месяц без малого 1130 рублей.

С 1 февраля 2020 года действующий базовый оклад военнослужащего составляет 220 рублей. 10 таких окладов — это 2200 рублей, а 35 — целых 7700 рублей. Это внушительная сумма. Упрощенно: водитель, прослуживший пять лет и продливший контракт еще на пять лет, будет иметь на протяжении этого времени среднемесячное денежное довольствие почти в 1040 рублей. И это без надбавки за выслугу лет. Можно взглянуть на эти деньги и с другой точки зрения. Получив разово почти восемь тысяч рублей, впору всерьез задуматься о жилищном строительстве, приобретении автомобиля, оплате учебы и других жизненных благах.

И, наконец, в случае возникновения чрезвычайных семейных и других обстоятельств военнослужащий один на один с проблемой не останется. Он может рассчитывать на материальную помощь, размер которой будет определен, исходя из реальных потребностей.

Факт второй

Строительство жилья, денежная компенсация за аренду квартиры.

Наличие жилья — важнейший фактор стабильного морально-психологического состояния военнослужащего. Заметьте: контрактники в казармах не живут.

Не обеспеченные собственным жильем военнослужащие принимаются на учет нуждающихся жилищными комиссиями воинских частей. По достижении пяти и более лет выслуги они имеют право на льготный кредит для строительства жилья.

Военнослужащим и их семьям в соединениях и воинских частях предоставляется благоустроенное общежитие либо возможность арендовать жилье. Если контрактник снимает квартиру, ему положена денежная компенсация. Размер компенсации за наем помещений дифференцированный и зависит от статуса населенного пункта. Так, в районном центре контрактнику будет компенсировано 78 рублей, в областном центре — 116 рублей, а в столице — 194. При этом семейным военнослужащим выплачивается на каждого члена семьи дополнительно 19,38 или 60 рублей компенсации соответственно статусу города или поселка.

Факт третий

Бесплатное обеспечение вещевым имуществом. Продовольственное обеспечение.

Каждый военнослужащий-контрактник носит военную форму одежды. Она подразделяется на повседневную и боевую. Комплект формы одежды контрактника практически соответствует номенклатуре, предусмотренной для офицерского состава и прапорщиков, значительно отличается от обмундирования военнослужащих срочной службы.

Норма обеспечения вещевым имуществом сержантов и солдат, проходящих военную службу по контракту, предусматривает бесплатную выдачу 27 наименований предметов военной формы — от головного убора до обуви по сезону. Кроме этого, бесплатно выдаются кокарды, эмблемы, шевроны и другая фурнитура.

В зависимости от вида и рода войск, конкретной должности и специфики выполняемых задач контрактники обеспечиваются специальной, а также рабочей формой одежды и необходимым снаряжением. Количество дополнительных предметов может превышать два десятка наименований.

Выезжая на практические занятия по боевой подготовке на полигон, контрактники обеспечиваются трехразовым горячим питанием. О качестве питания говорят цифры. Если мы сравним данные о потреблении основных продуктов питания в домашних хозяйствах, опубликованные на сайте Национального статистического комитета, с нормами общевойскового пайка, то увидим, что по уровню потребления мяса и мясных продуктов военнослужащие не отличаются от основной массы населения, а вот по таким позициям, как яйца куриные, потребляют почти в два раза больше, рыбы едят более чем в два раза, а потребление овощей вообще превосходит в три раза! Так что на полигоне контрактник голодным не останется, да и о готовке думать не придется.

Факт четвертый

Бесплатное медицинское обслуживание военнослужащих и членов их семей. Санаторно-курортное обеспечение.

Каждый военнослужащий в обязательном порядке подлежит государственному страхованию жизни и здоровья. В соединениях и воинских частях действуют медицинские службы, в составе которых современные медицинские пункты и лазареты.

К услугам контрактников — 432‑й Главный военный клинический медицинский центр и три военных госпиталя, оснащенные передовой медицинской техникой и оборудованием, в интересах военнослужащих работает 9‑я стоматологическая поликлиника столицы.

А для тех, кто нуждается в медицинской реабилитации, готов распахнуть двери Лепельский военный санаторий Вооруженных Сил Республики Беларусь, расположенный между двумя чистейшими глубоководными озерами Бобрица и Щибот.

Военную службу по контракту можно пройти взамен срочной военной службы.

Подобная практика распространена и у наших соседей — в Российской Федерации и Украине. Правда, установлен минимальный срок первого контракта — два года. Но посудите сами: полтора года срочной службы в казарме или два года контрактной, на своих хлебах, — это, как говорится, большая разница.

Конечно, молодые люди могут устроиться на контрактную службу как после службы по призыву, так и до ее окончания. Граждане, получившие высшее образование, тоже могут пойти на службу по контракту взамен срочной службы.

Еще одно важное изменение в военном законодательстве внесено в порядок распределения, перераспределения, направления на работу выпускников учебных заведений, возмещения затраченных государством средств на их подготовку и целевой подготовки специалистов, утвержденного соответствующим постановлением Совета Министров от 12 июля 2018 года № 527.

В частности, изменения коснулись возможности перераспределения выпускников при изъявлении желания добровольно поступить на военную службу по контракту. Кроме того, действует законодательная норма, в соответствии с которой гражданин освобождается от возмещения затраченных на его подготовку средств из республиканского (местного) бюджета в случае заключения контракта на военную службу. Это касается и лиц, проходивших целевую подготовку. Договор о такой подготовке перезаключается в порядке, определяемом Министерством обороны.

Факт шестой

Возможность продвижения по службе, назначения на высшие должности, исходя из результатов служебной деятельности и имеющегося образования, повышения уровня образования.

На военную службу по контракту гражданин поступает в том воинском звании, в котором он состоял в запасе, а если впервые, то ему присваивается воинское звание рядовой. При этом у него есть возможность продвигаться по службе и получать очередные воинские звания в зависимости от занимаемой должности. А это значит, что солдаты и сержанты, проходящие военную службу по контракту, при определенных условиях могут стать прапорщиками и даже офицерами.

Уже сегодня на должностях прапорщиков проходит службу около 600 контрактников, а на должностях офицерского состава — около 100.

Контрактники имеют возможность поступать в военные учебные заведения, а также обучаться в высших учебных заведениях нашей страны без отрыва от службы. Порядок поступления в учебные заведения установлен законодательством Республики Беларусь.

Факт седьмой

Насыщенная интересная боевая подготовка.

Ежегодно в Вооруженных Силах страны проводится более одной тысячи мероприятий боевой подготовки различного масштаба: учения, полевые выходы, боевые стрельбы, пуски ракет, в том числе за пределами Беларуси. Белорусские военнослужащие давно освоили полигоны Российской Федерации — Ашулук, Телемба, Алабино, Струги Красные…

Не следует забывать и о том, что все военнослужащие в течение года занимаются в системе профессионально-должностной подготовки. Дважды в год сдают контрольные занятия по физической подготовке. Так что контрактник гарантированно находится в отличной физической форме…

Факт восьмой

Военнослужащие, проходящие службу по контракту, получают право на пенсию за выслугу лет.

Например, у командира отделения в звании старший сержант при выслуге в 30 лет по состоянию на 1 февраля 2020 года размер пенсии составит более 510 рублей.

Факт девятый

Регламент служебного времени. Отпуска.

Разумеется, военнослужащий может привлекаться к дежурству, несению службы в суточном наряде, к выполнению мероприятий мобилизационной и боевой подготовки. В каждом конкретном случае ему предоставляется время для отдыха такой же продолжительности.

Контрактнику ежегодно в соответствии с планом отпусков предоставляется основной отпуск от 30 до 45 суток в зависимости от календарной выслуги лет: менее 10 лет — 30 суток; от 10 до 15 лет — 35 суток; от 15 до 20 лет — 40 суток; 20 лет и более — 45 суток. По желанию военнослужащий может разделить отпуск на части.

Кроме основного, контрактнику может быть предоставлен и социальный отпуск продолжительностью до 10 суток по семейным и другим обстоятельствам.

Факт десятый

Отбор и прием на военную службу по контракту в Вооруженные Силы проводятся в порядке, определяемом Министерством обороны Республики Беларусь. Поступить на службу по контракту может любой гражданин добровольно, если он соответствует предъявляемым требованиям. Кандидату необходимо пройти медицинское освидетельствование и мероприятия по профессионально-психологическому отбору.

На военную службу по контракту может быть принят гражданин, признанный по состоянию здоровья годным к военной службе. По результатам профессионально-психологического отбора выносится заключение о пригодности гражданина к военной службе по контракту на конкретной воинской должности. Кроме этих требований, кандидат должен соответствовать требованиям по уровню образования, профессиональной и физической подготовке. Большим подспорьем для кандидатов является положительная характеристика общественных организаций, руководителей предприятий и учреждений, учебных заведений.

Граждане, соответствующие перечисленным требованиям, могут добровольно поступать на военную службу по контракту на должности солдат, сержантов, старшин впервые — в возрасте до 35 лет; солдаты, сержанты, и старшины запаса, ранее уволенные с военной службы по ряду оснований, — в возрасте до 40 лет. В отдельных случаях кандидаты старше 40 лет могут быть приняты на военную службу по решению министра обороны Республики Беларусь.

Определение соответствия граждан требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, возлагается на аттестационные комиссии воинских частей. Первый контракт заключается на два года, затем он может быть продлен на срок от трех до пяти лет.

Наиболее распространенным основанием для отказа в приеме на военную службу по контракту является отсутствие в Вооруженных Силах вакантных воинских должностей согласно профилю подготовки гражданина или полученной им военно-учетной специальности. Нельзя не упомянуть и то, что контракт о прохождении военной службы не может быть заключен с гражданами, в отношении которых осуществляется уголовное преследование, отбывавшими наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях по приговору суда либо имеющими судимость.

Поступая на военную службу по контракту, граждане выбирают стабильность, конкурентный уровень оплаты труда, широкие возможности для самореализации, достойный уровень жизни и высокий социальный статус защитника Отечества. Служба в армии позволяет молодым людям найти свое место в жизни, построить карьеру.

Приоритетными направлениями комплектования должностей военнослужащими по контракту являются воинские должности сержантского состава, водителей и других высококвалифицированных специалистов, способных эксплуатировать современные интеллектуальные виды вооружения, военной и специальной техники.

Да, в нашей стране сохраняется смешанный принцип комплектования должностей сержантов и солдат. Это позволяет системно готовить мобилизационный резерв, осуществлять передачу военных компетентностей из поколения в поколение.

И, безусловно, деятельность органов государственного и военного управления по укреплению социальной защиты военнослужащих-контрактников будет непрерывно совершенствоваться, идти в ногу с тенденциями поступательного развития Республики Беларусь.



1. Договор или контракт?

Регламент оформления сделок прописан в 44-ФЗ и в ГК РФ: понятие "контракт" должно использоваться в тех закупках, где одним из агентов является государственная структура. Таким образом, органы власти, а также организации, управляющие внебюджетными государственными фондами, и казенные учреждения должны заключать государственные контракты.

Что касается понятия "договор", то данный вид документов подписывают, как правило, ИП и другие физические лица.

При этом речь идет о неписаной, как говорится, исторически сложившейся традиции, которая юридически не подтверждена: т.е., с точки зрения права разницы между понятиями "контракт" и "договор" нет. Оформление документа, регистрирующего процедуру закупки, не определяется видом или объектом тендера.

Скорее, речь идет о профессиональном сленге, свидетельствующем о принадлежности его носителя к сословию предпринимателей, а это тоже дорогого стоит.

С формальной точки зрения договор и контракт структурированы идентично, включая в себя следующие основополагающие элементы:

    1) преамбула с указанием наименований контрагентов сделки;
    2) объект закупки;
    3) условия поставки;
    4) форма оплаты;
    5) мера ответственности сторон;
    6) форс-мажорные обстоятельства;
    7) иные подробности (по усмотрению сторон);
    8) реквизиты контрагентов закупки.

Для того чтобы упростить задачу заказчика по выбору формы оформления сделки, Министерство экономики и развития выпустило разъяснение за номером №Д28и-1889 от 30 сентября 2014 года. В нем рекомендовано всем бюджетным учреждениям страны по любым видам закупок заключать гражданско-правовые договоры.

Если заказчиком выступает муниципальное предприятие, которое осуществляет закупку от имени муниципального образования, то рекомендуется оформлять взаимоотношения с поставщиком посредством заключения муниципального контракта.

Для поставщика такой вопрос вообще не встаёт на повестке дня: что ему заказчик предоставит, то он и подпишет, договор, так договор, контракт, так контракт. Тем более, что и в законодательстве о КС нет регламента на этот счет, главное, чтобы все нужные условия и реквизиты были прописаны:

1) мера ответственности победителя торгов по поставке ТРУ;

2) мера ответственности заказчика по оплате исполненной закупки:

3) действия сторон в условиях конфликтных и форс-мажорных обстоятельств;

4) причины, по которым участники освобождаются от взятых на себя обязательств;

5) сведения о контрагентах сделки.

Однако, как мы уже отмечали, сферы экономики и юриспруденции не терпят многозначности и неопределенности. В результате регламент на употребление этих терминов, при всей их лингвистической и юридической равнозначности, все-таки был введен специальным разъяснением Министерства экономического развития России под номером Д28и-1889 от 2014 г.

Заключайте выгодные контракты как единственный поставщик, напрямую без участия в тендерах!

2. Чем отличается договор от контракта по 44 ФЗ

2) муниципальные органы и государственные организации, уполномоченные проводить торги от имени муниципального образования.

Государственные контракты по 44-ФЗ заключают:

1) государственные организации и казенные учреждения;

2) внебюджетные фонды, проводящие торги от лица РФ или регионального субъекта РФ.

3. Особенности контрактной документации по 223-ФЗ

В тексте 223-ФЗ практически отсутствует слово "контракт" как термин или понятие. В итоге особые государственные заказчики оформляют исключительно договоры.

4. Выводы

2) Тендерная и судебная практика показывает, что требования к оформлению и содержанию контракта, как правило, выше, в том числе и у контролирующих органов.

3) Выбор формы основного закупочного документа обуславливается не столько характером тендерной сделки, сколько правовым статусом государственного заказчика. Например, один и тот же поставщик, заключая идентичную сделку до 100 тысяч рублей с областной администрацией в качестве заказчика заключит муниципальный контракт, а с техникумом подпишет гражданско-правовой договор.

4) Согласно ст. 3 44-ФЗ: государственный или муниципальный контракт — это договор, заключенный от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования государственным заказчиком для решения государственных или муниципальных проблем.

5) Государственный контракт имеет ряд специфических особенностей:

- обязательная ответственность поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрактных обязательств;

- указание порядка и сроков оплаты;

- условие денежного обеспечения исполнения контракта;

- требование о информировании заказчика о привлекаемых субподрядчиках;

Эти специфические черты контрактной документации учтены в шаблонах 9 типовых контрактов, размещенных в библиотеке Единой информационной системы (ЕИС).

Читайте также: