Чем отличается кадастр от реестра экологическое право

Обновлено: 07.07.2024

Административная ответственность предусмотрена за совершение экологического правонарушения (проступка) при отсутствии состава преступления и применяется к юридическим и физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность. Данная ответственность выражается в наложении штрафа, изъятии продукции и технических средств совершения экологического правонарушения, лишении лицензии на пользование природными ресурсами или ведение предпринимательской деятельности, связанной с экологопользованием, с одновременным возмещением вреда, причиненного окружающей среде.

Административная ответственность регулируется Кодексом об административных правонарушениях, специальным экологическим законодательством субъектов РФ, т. е. принятыми ими актами, содержащими как перечни составов экологических правонарушений, так и указания о возможности привлечения виновных к административной ответственности. Основаниями административной ответственности являются наличие в деянии признаков состава экологического проступка, а также вина субъекта ответственности (физического или юридического лица), наличие правовой нормы, установившей запрет и содержащей санкцию за нарушение.

Административная ответственность за экологические правонарушения имеет ряд специфических особенностей:

– ответственность может наступить только за конкретные правонарушения, указанные в законе как административные;

– субъектами ответственности по ней могут быть любые лица (как юридические, так и физические), которые в соответствии с законодательством ответственны за административные проступки;

– ответственность применяется в соответствии с компетенцией специального уполномоченного органа или должностного лица;

– применяется в определенном процессуальном порядке (сбор доказательств, протоколы нарушений, рассмотрение дел и т. д.);

– применяются только предусмотренные законом взыскания, возможно освобождение от них при малозначительности проступка;

– предусматривается дифференциация ответственности для должностных лиц;

– наложение штрафа и других взысканий не освобождает виновных от устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного вреда, включая упущенную выгоду.

Экологические проступки в зависимости от обстоятельств рассматриваются: судьями, мировыми судьями, органами ветеринарного и фитосанитарного надзора, надзора в сфере природопользования, экологического, технологического и атомного надзора, органами охраны территорий государственных природных заповедников и национальных парков, органами гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды, государственного земельного контроля, органами, осуществляющими государственный надзор за соблюдением правил на различных видах транспорта, органами пограничной службы ФСБ РФ, органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, здравоохранения и социального развития и органами внутренних дел в зависимости от вида административного экологического правонарушения, судьями гарнизонных военных судов и комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в зависимости от субъекта нарушения.

Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды

Органы государственного управления экологопользования и охраны окружающей среды в зависимости от их компетенции можно подразделить на органы общего и специального управления, или органы общей и специальной компетенции.

Органы общей компетенции выделены в особый вид в силу того, что решение вопросов в сфере охраны окружающей среды, во-первых, не является специальной функцией этих органов, а во-вторых, решения данных органов распространяются на всех граждан и различные учреждения, предприятия и организации, находящиеся в пределах территории юрисдикции органов общего управления.

Компетенция органов этой подсистемы определена в Конституции РФ и конституциях субъектов Федерации (базовая), а также в общих и специальных актах экологического законодательства, в которых имеются главы о полномочиях соответствующих субъектов. К органам общей компетенции относятся Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Деятельность Президента РФ и Правительства РФ в сфере экологического управления сосредоточена на определении и реализации экологической политики, нормотворчестве, стратегическом и ином крупномасштабном планировании, определении приоритетности задач охраны окружающей среды, обеспечении экологической безопасности и рационального природопользования, общем руководстве и управлении природоохранительной деятельностью, на общем контроле за ними.

Подсистема органов экологического управления специальной компетенции имеет более сложную структуру и выполняет более разнообразные функции. Ее образуют многочисленные органы федеральной исполнительной власти и их территориальные (и межрегиональные) органы.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. федеральное министерство:

– является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности;

– самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за некоторыми исключениями;

– осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.

– является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Может иметь статус коллегиального органа;

– в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты.

– является федеральным органом исполнительней власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением по контролю и надзору. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа;

– в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты;

– ведет реестры, регистры и кадастры.

Данная подсистема включает в себя также межведомственные, правительственные и ведомственные комиссии.

Государственные кадастры и реестры природных ресурсов.

Понятие и виды кадастров

Кадастры – это систематизированная система сведений о количественном и качественном состоянии природных ресурсов, их экономической, экологической оценке и социальном значении, а также о составе и категориях пользователей. Кадастры служат основой планирования и информационного обеспечения использования и охраны окружающей среды, в целом управления ими.

Порядок ведения кадастров устанавливается в основном или федеральным законом, или постановлениями Правительства.

На сегодняшний день в РФ существуют следующие виды кадастров, имеющих статус государственных и формируемых в зависимости от объекта учета – природного ресурса:

1) земельный кадастр – это систематизированный свод получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков документированных сведений о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель РФ и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектах. Документы земельного кадастра делятся:

– на основные – Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты;

– вспомогательные – книги учета документов, выданных сведений, каталоги координат пунктов опорной межевой сети;

– производные – документы, содержащие перечни земель, находящихся в собственности РФ, ее субъектов, муниципальных образований, доклады о состоянии и об использовании земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры и иные справочные аналитические документы. Для надлежащего учета земель и ведения кадастра Указом Президента РФ была создана Федеральная служба земельного кадастра РФ, в результате административной реформы 2004 г. преобразованная в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости;

2) лесной кадастр – свод сведений о правовом режиме лесного фонда, количественном и качественном состоянии лесов РФ, в том числе о составе древесных пород, возрастном составе леса, групп и категорий защитности, экономической оценке и др.;

3) кадастр животного мира – систематизированные сведения о географическом распространении, численности, составе, хозяйственном использовании, мерах охраны, о среде обитания объектов животного мира;

4) водный кадастр – это систематизированный свод данных о водных объектах и их водных ресурсах, их использовании, категориях пользователей;

5) кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых включает систематизированные сведения по каждому месторождению о количестве и качестве основных и совместно залегающих ископаемых, условиях их разработки, геоэкономической оценке;

6) кадастр особо охраняемых природных территорий – свод данных о статусе, географическом положении и границах, режиме особой охраны, природопользователях, научной, экологической и иной ценности этих территорий;

7) кадастр отходов включает сведения об отходах с учетом их опасности, источниках образования, мерах по использованию, местах размещения и т. п.;

8) территориальные кадастры природных ресурсов и объекта содержат данные о местоположении, количестве и качестве природных ресурсов, их социально-экономическую и экологическую оценку. Они носят комплексный характер, так как отражают сведения о всех природных ресурсах на территории субъекта РФ.

Существует два вида регистрации: обязательная и добровольная.

Случаи регистрации и ведения реестров (регистров), предусмотренные российским законодательством:

– Государственный реестр объектов размещения отходов и Федеральный классификационный каталог отходов;

– государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов, на основании которой предоставляется разрешение на их производство, применение, реализацию, транспортировку, хранение, уничтожение, рекламу, ввоз и вывоз;

– регистрация генно-инженерно-модифицированных организмов проводится на основе заявления о деятельности по созданию, использованию, выпуску в окружающую среду, о совершении сделок, в том числе внешнеторговых, предметом которых являются такие организмы, путем анализа сведений о биобезопасности, проведении экспертизы, принятия решения о биобезопасности, внесения в реестр и выдачи свидетельства. Государственная регистрации может быть аннулирована в случае выявления негативного воздействия модифицированного организма на окружающую среду, подтвержденного экспертизой;

– государственная регистрация наркотических и психотропных, лекарственных средств, предназначенных для человека и животных, обязательна для производства, продажи и применения их на территории РФ;

– регистрация потенциально опасных химических и биологических веществ является обязательной. Государственной регистрации подлежат все производимые в РФ и ввозимые из-за рубежа вещества природного и искусственного происхождения (кроме пестицидов, агрохимикатов и лекарственных средств, наркотических и психотропных средств, в отношении которых регистрация осуществляется в ином порядке);

– государственная регистрация лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате Чернобыльской и других радиационных катастроф инцидентов;

– государственная регистрация новых пищевых продуктов.

Данный список существующих реестров и регистров не является исчерпывающим.

Тем не менее, в соответствии с действующим российским законодательством, государственные кадастры природных объектов и их ресурсов ведутся по отдельным видам природных ресурсов и по территориям. Их ведение возлагается на соответствующие государственные (муниципальные) природоохранные и иные органы.

В настоящее время в Российской Федерации ведутся следующие кадастры: земельный; водный; лесной; месторождений и проявлений полезных ископаемых; объектов животного мира; природно-заповедных объектов; лечебно-оздоровительных ресурсов природы к прочие. Для каждого из них устанавливается своя структура и порядок ведения, а также специально уполномоченный в этой области государственный орган.

Водный кадастр. Правовой основой его ведения является Водный кодекс Российской Федерации, в частности, его ст.79. Государственный водный кадастр представляет собой свод данных о водных объектах, их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях. Этот кадастр ведется в Российской Федерации также по единой системе и основывается на данных государственного учета вод.

Предоставление водопользователями в специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда данных, подлежащих включению в государственный водный кадастр, является обязательным.

На основе государственного водного кадастра осуществляется государственное управление в области использования и охраны водных объектов. Ведение кадастра осуществляется специально уполномоченными на это государственными органами — МПРиЭ России и Росгидрометом.

Порядок ведения водного кадастра определяется водным законодательством Российской Федерации. В рамках водного кадастра производится паспортизация рек и озер, имеющих экологическое, экономическое, рекреационное значение. Специально уполномоченный государственный орган управления использованием и охраной водного фонда обязан обеспечить доступ к информации, содержащейся в государственном водном кадастре, в порядке, установленном водным законодательством РФ.

Лесной кадастр. Правовой статус государственного лесного кадастра определен Лесным кодексом РФ, в частности, его ст. ст. 67-68. Он содержит в себе перечень сведений о количественном и качественном состоянии лесов России по их видам (сосна, ель, береза, пихта, лиственница, кедр, дуб, бук и др.), по категории защищенности (особо охраняемые леса первой группы, прочие леса первой группы, леса второй, третьей группы), по видам лесных пользований (основным — заготовка древесины и живицы, побочным — сбор грибов и ягод, сенокошение, пастьба скота, раскорчевка пней, заготовка лекарственного сырья и т.п.), по воспроизводству лесов.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется федеральным органом управления государственным фондом недр (МПР России). Он формируется на основе геологической информации, предоставляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, а также на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу. Порядок предоставления такой информации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Кадастровые данные необходимы в момент проведения конкурса (аукциона) на разработку разведанного месторождения полезных ископаемых. При этом размер начальной ставки платежа за пользование недрами, предлагаемый собственником недр (в лице государственного органа) определяется с помощью кадастровой информации о выставленном на конкурс месторождении.

Своеобразным кадастром природных ресурсов служит Красная книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных. Включение вида в Красную книгу означает повсеместное его изъятие из хозяйственного оборота и полный запрет на какое-либо использование. Она ведется МПР России. Порядок ведения Красной книги определяется Правительством Российской Федерации, так же как и ведение государственного кадастра объектов животного мира. При этом на ведомственном урс этот порядок соответствующим образом конкретизируется.

Порядок ведения государственного кадастра ООПТ устанавливается Правительством России, а правила разрабатываются специально уполномоченным в этой сфере органом — МПРиЭ (ранее Госкомэкологии и Рослесхоз) России. Этот же орган и ведет его. По ООПТ регионального значения, являющимся собственностью субъектов РФ, — кадастр ведется органами исполнительной власти этих субъектов, а по особо охраняемым природным территориям местного значения, являющимся собственностью муниципальных образований, — органами местного самоуправления.

К прочим кадастровым документам следует отнести документы учета опасных производственных объектов (ОПО) и в том числе предприятий-Загрязнителей окружающей среды, опасных веществ и отходов — по составу и токсичности, а также разрешений на их ввоз, учетные формы для горных отводов и лицензий на водопользование, зоологических коллекций и биологических добавок к пище.

К природным лечебным ресурсам относятся: минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний, организации отдыха. Курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Все это должно быть учтено в государственном реестре, ведение которого возложено на специально уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган (Минздрав России).

Еще одним ведомством, имеющим отношение к реестрам (регистрам) в сфере охраны окружающей среды, является Госгортехнадзор России, который ведет Реестр опасных производственных объектов. Это же ведомство занимается Реестром (регистром) горных отводов совместно с МПРиЭ России. Данное Министерство имеет отношение и к регистрации зоологических коллекций, распорядительных лицензий на водопользование, а также ввозимых в Россию ядовитых веществ.

Формы государственного статистического наблюдения и отчетности.

Для достижения этой цели необходимо решение комплекса задач: определение способов и организация получения учитываемой информации (ее сбор, обработка и анализ); разработка системы показателей и методов их исчисления; характеристика наличия, качества, состояния, размещения (территориальная привязка) природных ресурсов, источников воздействия на ОС и ущербов, ей наносимых, эффективности природоохранных мероприятий, а также прямых и косвенных последствий антропогенной деятельности для природы и здоровья, жизнедеятельности людей.

Государственное статистическое наблюдение ведется под руководством Государственного комитета РФ по статистике (Роскомстата), осуществляющего межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере государственной статистики совместно с иными специально уполномоченными в области охраны окружающей среды государственными органами, которым учитываемую информацию предоставляют как юридические лица-природопользователи, так и государственные органы по принадлежности. Министерство природных ресурсов РФ (МПР) начинает играть ведущую роль в экологическом учете ему (в соответствии с указом Президента РФ №867 от 17.05.2000 г.) переданы функции Рослесхоза по учету лесопользования и функции Госкомэкологии России по учету вредных воздействий (выбросов, сбросов и отходов) на окружающую среду.

Роскомстат и его территориальные подразделения собирают экологически значимую информацию по утверждаемым этим государственным комитетом формам статистического наблюдения, которых в сфере природопользования и охраны ОС сегодня насчитывается более 60, из них число приоритетно используемых — около 30 (в зависимости от отрасли природопользования или вида деятельности хозяйствующего субъекта).

Отличие реестров, кадастров регистров природных ресурсов и сведений о состоянии окружающей среды.

Регулирование осуществляется как на федеральном так и на региональном уровне, при этом основные положения закреплены федеральным законодательством в зависимости от предмета регулирования.

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ

Статья 20. Государственный кадастр отходов

1. Государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов.

Статья 4. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий

Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1

Статья 30. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народно-хозяйственных целях.

Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ

Статья 14. Государственный учет и государственный кадастр объектов животного мира

В целях обеспечения охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания осуществляется государственный учет объектов животного мира и их использования, а также ведется государственный кадастр объектов животного мира.

ВК РФ Статья 31. Государственный водный реестр

1. Государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.

ЛК РФ Статья 91. Государственный лесной реестр

1. Государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.

ЗК РФ Статья 70. Государственный кадастровый учет земельных участков

Соответственно исходя из понятий определенных федеральным законодательством следует, что кадастр природных ресурсов включает в себя комплексно показатели технического, организационного, экономического, экологического, характера, которые в свою очередь формируют количество и качество самого природного ресурса, определяют систему включающую в себя категорию а также состав пользователей природных ресурсов. в нему в частности относятся кадастр: земельный, месторождений полезных ископаемых, объектов животного мира, особо охраняемых природных территорий, отходов.

Реестры природных ресурсов, а точнее природных объектов, это документ содержащий в себе информацию касающуюся окружающей среды, и систематизирующий в себе документированную информацию о природных ресурсах (объектах), как они используются пользователями или собственниками, к ним относятся лесной и водный.

Посмотреть три формы и написать в чем отличие.

Форма государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых.

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 7 декабря 2015 года N 526

Об утверждении Порядка составления и ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых

Форма государственного водного реестра

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 29 мая 2007 года N 138

Об утверждении формы государственного водного реестра

Форма государственного лесного реестра

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 15 января 2019 года N 10

Об утверждении Порядка ведения государственного лесного реестра и внесении изменений в Перечень, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, утвержденные приказом Минприроды России от 11 ноября 2013 г. N 496

Отличие в том, что государственный кадастр включает в себя именно общие показатели комплексного характера, т.е. характеризующие природный ресурс как объект технический, организационный, экономический, экологический, а реестр включает в себя именно документированную информацию касающуюся конкретного природного ресурса (объекта).

Принципы: взять общие принципы и принципы из экологического права и соотнести какие принципы подходят к данному заданию

В рамках данного задания:

Такие принципы экологического права как:

охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, ответственность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, независимость контроля в области охраны окружающей среды, приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды, обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, обязательность проведения в соответствии с законодательством РФ проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды, учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

соотносятся с такими общими принципами права как:

принцип законности, принцип единства прав и обязанностей.

Экологическое право учебник

5.4. Государственные кадастры и реестры

природных ресурсов и объектов

Государственным кадастром природных ресурсов называется свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих качество и количество природного ресурса, состав и категории пользователей. Данные кадастров служат обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных воздействий. На основе кадастров проводится денежная оценка природного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению нарушенного состояния природы. Важно, чтобы данные о качественных характеристиках природных ресурсов, содержащиеся в соответствующих кадастрах, служили основой при принятии решения о предоставлении природного ресурса в пользование.

Кадастры ведутся по отдельным видам природных ресурсов и по территориям. В соответствии с экологическим законодательством ведется государственный земельный кадастр, государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых, государственный кадастр объектов животного мира, государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, государственный кадастр отходов. Особой разновидностью кадастра редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных можно рассматривать Красную книгу РФ.

Наряду с кадастрами отдельных природных ресурсов и объектов в экологическом законодательстве предусмотрено ведение территориальных кадастров природных ресурсов и объектов.

Государственные реестры природных объектов — новая форма информационных документов об окружающей среде. ^ представляет собой систематизированный свод документированных сведений о природных объектах, об их использовании, охране, собственниках, пользователях.

В Российской Федерации ведется государственный лесной реестр и государственный водный реестр.

Государственный земельный кадастр содержит сведения о земельных участках; территориальных зонах; землях и границах территорий, на которых осуществляется местное самоуправление; землях и границах субъектов РФ; землях и границах Российской Федерации.

На всей территории Российской Федерации ведение государственного земельного кадастра осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках.

Сведения о состоянии и об использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий. При этом в отношении каждой категории земель применяется определенный перечень сведений о земельных участках.

Ведутся кадастры соответствующими государственными органами управления использованием и охраной природных ресурсов и объектов. Работу по формированию территориальных кадастров природных ресурсов и объектов на подведомственной территории организуют органы исполнительной власти субъектов РФ. Для этого они могут создавать территориальные кадастровые центры.

Радиационно-гигиенический паспорт организации и территории.

Декларация безопасности промышленного объекта

Экологический паспорт предприятия, декларация безопасности промышленного объекта и радиационно-гигиенический паспорт организаций и территорий — относительно новые правовые формы информационного обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды.

^ представляет собой комплекс данных об уровне использования предприятием природных ресурсов и степень его воздействия на окружающую среду. Требования по ведению такого паспорта предусмотрены ГОСТом 17.0.0.04-90, введенным в действие 15 октября 1990 г. Паспорт разрабатывается предприятием за счет собственных средств и утверждается его руководителем после согласования с территориальным органом Министерства природных ресурсов РФ.

В паспорте должны содержаться:

— общие сведения о предприятии и его реквизиты;

— краткая природно-климатическая характеристика района расположения предприятия;

— краткое описание технологии производства и сведения о продукции, балансовая схема материальных потоков;

— сведения об использовании земельных ресурсов; о рекультивации земель;

— характеристика сырья, используемых материальных и энергетических ресурсов;

— характеристика выбросов в атмосферу; водопотребления и водоотведения; отходов;

— сведения о транспорте предприятия;

— сведения об эколого-экономической деятельности предприятия.

Оценка радиационной безопасности осуществляется по следующим основным показателям:

— характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды;

— анализ обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и выполнения норм, правил и гигиенических нормативов в области радиационной безопасности;

— вероятность радиационных аварий и их масштаб;

— степень готовности к эффективной ликвидации радиационных аварий и их последствий;

— анализ доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех источников ионизирующего излучения;

— число лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз облучения.

Порядок разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций, территорий утвержден Постановлением Правительства РФ от 28 января 1997 г.

^ является документом, содержащим разнообразную, в том числе экологически значимую информацию о промышленном объекте. Его появление обусловлено частыми авариями на промышленных объектах, влекущими порой тяжелые экономические, социальные и экологические последствия. Декларация безопасности призвана служить инструментом предупреждения и подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях на промышленных объектах.

а) сведения о месторасположении, природно-климатических условиях размещения и численности персонала промышленного объекта;

б) основные характеристики и особенности технологических процессов и производимой на промышленном объекте продукции;

в) анализ риска возникновения на промышленном объекте чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение источников опасности, оценку условий развития и возможных последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе выбросов в окружающую среду вредных веществ;

г) характеристику систем контроля за безопасностью промышленного производства, сведения об объемах и содержании организационных, технических и иных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

д) сведения о создании и поддержании в готовности локальной системы оповещения персонала промышленного объекта и населения о возникновении чрезвычайных ситуаций;

е) характеристику мероприятий по созданию на промышленном объекте, подготовке и поддержанию в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также мероприятий по обучению работников промышленного объекта способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;

ж) характеристику мероприятий по защите персонала промышленного объекта в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, порядок действий сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

з) сведения о необходимых объемах и номенклатуре резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

и) порядок информирования населения и органа местного самоуправления, на территории которого расположен промышленный объект, о прогнозируемых и возникших на промышленном объекте чрезвычайных ситуациях.

окружающей природной среды в Российской Федерации

Разработка доклада осуществляется Министерством природных ресурсов РФ с участием заинтересованных министерств, ведомств, других государственных организаций и Российской академии наук, предоставляющих для этого необходимую информацию, аналитические материалы и оценки, включая прогнозы и рекомендации по экологической безопасности.

Государственные доклады содержат обширный перечень разнообразной информации по следующим разделам:

1) Качество природной среды и состояние природных ресурсов (атмосферный воздух; поверхностные, подземные, морские воды; почвы и земельные ресурсы; использование полезных ископаемых и охрана недр; леса и растительный мир; животный мир; радиационная обстановка; особые виды воздействий на окружающую среду; климатические особенности года, природные катастрофы и стихийные бедствия; влияние загрязнения окружающей среды на состояние здоровья населения);

2) экологическая оценка состояния территорий (особенности состояния окружающей среды в республиках, краях, областях, городах и промышленных центрах; особо охраняемые природные территории);

3) воздействие на окружающую среду народного хозяйства (использование природных ресурсов отраслями народного хозяйства и их воздействие на окружающую среду; электроэнергетика, атомная энергетика, нефтедобывающая промышленность и др., всего около 20 отраслей). Здесь же дается характеристика проблем обращения с отходами производства и потребления, экологических последствий промышленных аварий и катастроф;

4) государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды (природоохранительное законодательство и санкции за его нарушение; нормативное обеспечение деятельности в области охраны окружающей среды; государственные программы, обеспечение экологической безопасности; экономическое регулирование природопользования; финансирование природоохранной деятельности и природоохранные мероприятия; организация деятельности и система органов государственного регулирования и контроля природопользования; экологический мониторинг; государственная экологическая экспертиза; международное сотрудничество и межгосударственные экологические проблемы; наука и техника в решении проблем охраны окружающей среды; информационно-просветительская деятельность; общественное экологическое движение).

Доклад должен содержать рекомендации по осуществлению вытекающих из анализа организационных, правовых и экономических мер в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

1. Понятие экологического нормирования.

Система экологических нормативов

Объективно в процессе общественного развития человек не может не воздействовать на состояние окружающей среды. Так, он не может не извлекать минеральные ресурсы, не может не забирать воду, и пока по экономическим и техническим соображениям не может не выбрасывать в природную среду загрязняющие вещества. Проблема заключается в том, чтобы при этом были установлены научно обоснованные пределы таких воздействий, исходя из долгосрочных общественных интересов в сохранении количественных и качественных свойств и характеристик природы. Эта цель достигается с помощью экологического нормирования, что и определяет место экологических нормативов в механизме экологического права.

Под экологическим нормированием понимается установление уполномоченными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями законодательства.

В систему экологических нормативов входят:

— нормативы качества окружающей среды;

— нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды;

— нормативы допустимого изъятия природных ресурсов.

Аннотация: Статья посвящена информационной основе отраслевой и региональной системы управления рациональным природопользованием - государственным кадастрам (реестрам) в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Выделяются и описываются основные виды, цели и функции государственных кадастров (реестров) в сфере охраны окружающей среды и природопользования. В статье автор анализирует положения действующего российского законодательства, особенно останавливаясь на нормах Конституции Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Водного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации и специальных федеральных законов. Также автор анализирует особенности ведения государственных кадастров (реестров) в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Особое внимания уделено проблемам создания и совершенствования системы эффективного управления и рационального использования природных ресурсов и охраной окружающей среды.

Ключевые слова: кадастр (реестр), природопользование, природные ресурсы, окружающая среда.

Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества [1].

В связи с ограниченностью природных ресурсов появилась необходимость повышения экологических требований к экономике. Противостояние экономики и экологии должно решаться в современных условиях при помощи кадастров (реестров) природных ресурсов, которые устанавливают меры по материально-техническому и финансовому обеспечению, платежи за использование природных ресурсов и др.

Ефимова И.А. дает следующее понятие «…кадастр (реестр) в широком смысле слова — систематизированный свод данных, включающий качественную и количественную опись объектов и явлений, а в ряде случаев и с их экономической оценкой. Он содержит эколого-экономическую оценку с приложением картографических и статистических материалов, а также рекомендации по использованию объектов и явлений, предложения по их охране [2, с.335] и т. д.

Основой рационального природопользования являются сведения, находящиеся в кадастре (реестре) природных ресурсов. На их базе определяется оценка природного ресурса в денежных выражениях, его продажная цена, система мер по восстановлению окружающей среды.


Необходимая предпосылка при реализации всех экологических функций государства — это регистрация и учет природных ресурсов, так как её осуществление возможно лишь при наличии достоверной информации о природных ресурсах и окружающей среде.

С помощью кадастров (реестров) определяется допустимый уровень эксплуатации природно-ресурсного потенциала в масштабах всего государства, на региональном и местном уровне. На основе кадастровых сведений можно планировать разработку месторождений полезных ископаемых, использование земель и устанавливать размер платы за землю, а также решать многие другие задачи в сфере обеспечения рационального природопользования.

Кадастры (реестры) природных ресурсов выполняют функцию реальной информационной базы для принятия экологически законных и обоснованных управленческих решений в сфере природопользования с учетом преимуществ социально-экономического развития как регионов, так и страны в целом, а также сохранения окружающей среды. При этом существующие государственные кадастры (реестры) в сфере природопользования в первую очередь должны стать основой формирования информационной системы о природных ресурсах территорий Российской Федерации.

Учёт и регистрация природных ресурсов осуществляется по районам областям, регионам и т.п., конкретным природопользователям или собственникам природных ресурсов. Сведения о количественном и качественном состоянии природных ресурсов систематизируются в свод документированных сведений – кадастр (реестр).

Государственным кадастром природных ресурсов называется свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих качество и количество природного ресурса, состав и категории пользователей.

Совокупность информации о природных ресурсах и объектах окружающей среды систематизируется, обновляется и вносится в так называемую кадастровую систему.

Кадастр (реестр) на сегодняшний день ведется во всех странах мира. Понятие кадастра неразрывно связано с понятием учета, оценки и регистрации состояния, рационального использования природных ресурсов, экологии, а также предполагает формирование однородных по своим условиям территориальных единиц, их картографирование, количественное и качественное описание.

Кадастры (реестры) ведутся по отдельным видам природных ресурсов, объектам окружающей среды и по соответствующим территориям.

Деятельность органов, которые выполняют функции по ведению кадастров в сфере охраны окружающей среды и природопользования, а также порядок их деятельности, определяется специальными нормативно-правовыми актами.

Сведения, находящиеся в кадастрах, лежат в основе рационального использования природных ресурсов, а также охраны окружающей среды. На основе данных, которые находятся в кадастрах (реестрах), проводится денежная оценка природных ресурсов, объектов, устанавливается его цена для продажи, а также разрабатывается система мер и процедур по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.

Государственные кадастры природных ресурсов представляют собой систему сбора, систематизации, хранения, обработки и отображения пространственно-координированных данных о состоянии природных ресурсов, анализа этих данных для эффективного использования при решении управленческих, производственных и научных задач, связанных с охраной, восстановлением и сохранением природных ресурсов на территории Российской Федерации [4].

К целям деятельности государственных кадастров (реестры) в сфере охраны окружающей среды и природопользования можно отнести: предоставление своевременных и достоверных данных о состоянии природных ресурсов органам государственного управления, общественным организациям, юридическим и физическим лицам и др.; экономическая оценка природного ресурса; учет и регистрация природных ресурсов, унификация способов накопления, хранения и обработки информации на основе использования современных информационных средств; формирование системы мер по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.

Выделяют два вида государственных кадастров (реестров) в сфере охраны окружающей среды и природопользования: территориальные и отраслевые. Территориальные кадастры (реестры) — это кадастры (реестры), которые ведутся в отдельной территории и охватывают все элементы окружающей среды в данной территории, а отраслевые кадастры (реестры) ведутся уже по отдельным элементам [5].

Статья 36 Конституции Российской Федерации закрепляет общие принципы землепользования.

Правовое регулирования государственного лесного реестра осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации. В статье 91 устанавливается, что государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах [7].

Ведение государственного лесного реестра осуществляется непрерывно путем внесения в него документированной информации, отражающей сведения о лесах, а также документально подтвержденные изменения сведений о лесах, установленные при проведении лесоустройства и государственной инвентаризации лесов, в результате осуществления мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению, использования лесов, стихийных бедствий, при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на лесные участки, на основании документов, предусмотренных частью 2.1 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации.

Немало важным также является то, что Государственный кадастр животного мира ведут органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые осуществляют переданные Российской Федерацией полномочия в данной области по охране и использованию животного мира, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Огромное значение для сохранения природной среды имеет государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых. Он ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче.

Социально-экономическое развитие Российской Федерации требует повышенного внимания к проблемам создания и совершенствования системы эффективного управления и рационального использования природных ресурсов и охраной окружающей среды. Информационной основой системы управления рациональным природопользованием являются кадастры природных ресурсов отраслевые и комплексные территориальные.

Только на основании кадастров (реестров), которые содержат экономическую оценку природных ресурсов можно принимать обоснованные решения о целесообразности функций по управлению природными ресурсами.

Правовые нормы, регулирующие деятельность государственных кадастров (реестров) в сфере охраны окружающей среды и природопользования являются самостоятельным правовым институтом, находящимся внутри института Государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Деятельность по ведению кадастров природных ресурсов является одной из важнейших функций государства. Правовой институт природоресурсовых кадастров является неотъемлемой составной частью экологического права.

Читайте также: