Дайте определение бюджета как правовой категории раскройте понятие консолидированный бюджет

Обновлено: 25.06.2024

Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

Как экономическая категориябюджетпредставляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования, рас­пределения и использования государственного и муниципаль-ного централизованного фонда денежных средств.

Как правовой актбюджет- это основной финансовый план образова­ния, распределения и использования централизованного денежного фонда государственного или муниципального обра­зования, разрабатывается и утверждается в форме федеральных законов, в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований (ст. 11 Бюджетного кодекса РФ). Такой финансовый план закрепляет юридичес­кие права и обязанности участников бюджетных отношений.

По временному принципу бюджеты могут быть годовыми (в том числе, в периоды экономических трудностей - квартальными, полугодовыми), среднесрочными - на три года и т.д.

Роль бюджета состоит в том, что он:

1) создает финансовую основу реализации экономической, финансовой и социальной политики, выступает средством и методом финансового механизма государства;

2) концентрирует бюджетные средства, предназначены для создания необходимых условий:

• функционирования органов государственной власти и местного само-управления;

• осуществления международной деятельности государства, в том числе реализация международных договоров, возврат и предоставление кре­дитов, выполнение международных обязательств по охране окружаю­щей природной среды, культурные и информационные связи;

• национальной обороны, правоохранительной деятельности и обеспечения национальной безопасности государства, функционирования федеральной судебной системы;

• фундаментальных исследований и содействия научно-техническому про­грессу;

• развития промышленности, энергетики и строительства, развития сельского хозяйства, транспорта, дорожного хозяйства, ин­форматики, рыночной инфраструктуры;

• предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

• развития образования, культуры, искусства и средств массовой инфор­мации, здравоохранения;

• осуществления социальной политики и т. д.;

3) обеспечивает равномерность экономического развития регионов, целесообразного размещения производительных сил;

4) позволяет маневрировать финансовыми ресурсами для решения приоритетных и первоочередных задач;

5) обеспечивает создание финансовых резервов.

Таким образом, вся финансовая системагосударства функционирует в непосредственной взаимосвязи с бюджетом. Бюджет определяет, на решение каких задач направлено внимание государства в определенный промежуток времени, реализуетсяэкономическая политика страны.

15. Виды бюджетов: консолидированный, федеральный, региональный, местный; чрезвычайный и минимальный

Бюджетный кодекс РФ устанавливает виды и характеристики бюджетов.

Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (ст. 6 Бюджетного кодекса). Консолидированный бюджет используется для расчетов и анализа.

Разработка консолидированных бюджетов возложено на соответствую­щие исполнительные органы власти, для расчета баланса финансовых ресурсов соответствующего государственного или административно-территориального образования. В отличие от самостоятельных бюд­жетов они утверждению не подлежат и правовыми актами не являются.

Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств - обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам веде­ния Российской Федерации.

Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации(без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов) образуют консолидированный бюджетРоссийской Федерации.




Региональный бюджет(бюджет субъекта Российской Федерации) - форма образования и расходования денежных средств, в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств- обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам веде­ния субъекта Российской Федерации.

Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертовмежду этими бюджетами), образуютконсолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Местный бюджет - бюджет муниципального образования - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательствсоответствующего муниципального образования.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенцийиз бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджетмуниципального района.

В бюджетной практике использовались понятия:

Чрезвычайный бюджет – бюджет с особым правовым режимом, введение которого регламентируется специальным законом о введении чрезвычайного положения в стране (регионе) для финансирования мероприятий по ликвидации последствий катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных событий.

Минимальный бюджет – расчетная единица, утверждению не подлежит и правовым актом не является, отражающая минимальный объем финансовых ресурсов, необходимых соответствующему органу власти для реализации своих функций и задач, отнесенных к предметам его веде­ния.

Минимальные государственные социальные стандарты - государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвоз­вратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально до­пустимом уровне на всей территории РФ.

Минимальная бюджетная обеспеченность - минимально допустимая сто­имость государственных или муниципальных услуг в денежном выраже­нии, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов.

16.Бюджетное право: понятие, предмет, субъекты, правоотношения, нормы, бюджетное законодательство.

Бюджетное право основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие:

• структуру бюджетной системы Российской Федерации;

• перечень бюджетных доходов и расходов;

•порядок распределения их между различными видами бюджетов;

• бюджетные права Российской Федерации и ее субъектов, административно-территориальных единиц;

• регламент бюджетного процесса;

• порядок формирования и использования государственных внебюджет-ных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества.

Предметом бюджетного праваявляются отношения, возникающие между субъектами бюджетного права в связи с образованием, распределением и использованием централизованных фондов бюджетных и внебюджетных средств соответствующих образований и органов власти.

Вкачестве субъектов бюджетного права РФ выступают;

1.Государство, государственные и административно-территориальные об­разования:

• Российская Федерация в целом;

• субъекты РФ - республики, края, области, автономная область и авто­номные округа; города Москва и Санкт-Петербург;

• местные административно-территориальные образования - города, рай­-
оны, села, поселки и т.д.

2. Государственные и местные органы власти:

• представительные органы государственной власти и местного самоуп­равления;

• исполнительные органы власти и местного самоуправления.

Бюджетное право регулирует правоотношения возникающие между субъектами в процессе:

формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные.

Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной си­стемы Российской Федерации, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами и т. д.

К бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентиру­ющие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, а также порядок составле­ния и утверждения отчета об исполнении бюджета.

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы бюджетного права, образуют бюджетное законодательство:

1. Частично нормы бюджетного права содержатся вКонституции РФ (статьи 71 и 72 определяют компетенцию Российской Федера­ции и сферу совместной деятельности Российской Федерации и ее субъектов в области бюджета, в статях 101, 104, 106, 114 установлен общий порядок рассмотрения, утверждения бюджета.), законодательстве об органах местного самоуправления, государственных внебюджетных фондах и др.

2. Непосредственно бюджетные отношения регулируются Бюджетным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, регулирующими бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции (Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и д.р.).

3. Международные договоры Российской Федерации, если ими установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации (применяются правила международного договора). Международные договоры Российской Федерации применяются к бюджетным правоотношениям, за исключением случаев, когда из международных договоров следует, что для их применения требуется издание внутригосударственных актов.

Акты бюджетного законодательства Российской Федерации не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом РФ или федеральным законом. Закон о бюджете принимается на финансовый год и вступает в силу со дня подписания. Закон о бюджете подлежит опубликованию немедленно после его принятия и подписания в установленном порядке.

Читайте также: