Чем опасны разрывы отношений политики и морали права и морали науки и морали

Обновлено: 02.07.2024

Во все времена люди задавались вопросом о необходимости объединения политики и морали. В этом отношении существуют два принципиально разных варианта:

  • Подчинить мораль интересам политики.
  • Подчинить политику морали.

Первый вариант используется наиболее часто, особенно это касается государств, где правит авторитаризм и тоталитарный режим. Современные условия человеческого общества диктуют свои правила, где общество представляет собой единство морали и политики, основываясь на правовых нормах. Выставляя гарантией высокий уровень демократии и либерализма общественной жизни.

Главная задача, которая стоит перед нравственной философией в современном обществе относительно политики, заключается в установлении нравственных границ и связей между истинной нравственностью и умной политикой.

Политика и нравственность отношений в обществе

При этом некоторые мыслители отмечают, что наделяя человека высоко духовными качествами, можно в определённых условиях оставить человека безоружным перед лицом нравственности. Это может особенно проявиться в житейских ситуациях, например, при встрече с откровенной наглостью: "Совесть не позволит нравственному человеку пустить в ход такие средства, применение которых может дать решающий перевес над ним его противнику, обладающему менее чуткой совестью. Это относится также и к жизни народов, и это надо принять в соображение, когда вопрос идёт об отношении политики и морали" – так высказывался В. Виндельбанд.

В современном обществе политик может взять на себя слишком большие права, в силу того, что он имеет определённую силу власти и не должен сообразовываться с нравственными нормами, приступить границы дозволенного. Такая ситуация однозначно доведёт общество до плачевного результата. Политик, наделённый мудростью, все свои решения будет принимать, опираясь на нормы морали, будь то политические или социальные вопросы.

Однако, исторически так сложилось и существует этому множество подтверждений, что политика – дело грязное, она несовместима с моралью и нравственностью, и занимает в обществе место противоположное добру.

Н. Макиавелли утверждал, что государственная мораль отличается от морали отдельного человека, и государь, желающий удержаться в своём кресле, может и не быть добродетельным, но непременно должен приобрести умение казаться или не казаться таковым, смотря по обстоятельствам.

Это он оправдывал тем, что во всех действиях людей, кроме трудностей успеха, есть ещё всегда рядом с добром и зло, так тесно с ним связанное, что невозможно пользоваться одним, не подвергаясь другому. Это доказывают все поступки людей. Таким образом, добро достигается с трудом, разве только если счастие настолько благоприятствует вам, что превозмогает это обыкновенное и естественное неудобство.

Морально-нравственная составляющая политических отношений

Общественные мыслители давно усвоили, что необходимо чётко отделять политические критерии от моральных. Но не стоит забывать об их единстве.

Ж.-Ж. Руссо говорил, что осуждения требуют те деятели политики, которые действуют по формуле "цель оправдывает средства" не стоит обращать внимание на мелочи. Императив всегда должно быть на возвышенности нравственных санкций – быть правильным, непорочным и не возлагать на себя возможностей больше необходимого. Всё это самые важные отличительные черты мудрого государственного правителя.

Однако стоит помнить, что политика допускает некоторые хитрости, в случае её союза с представлениями о большом разуме или великих делах – ухищрения в политической сфере не оскорбляют её, если это не вероломные нападки, в результате которых страдает народ. Никакая политика просто не представляется без элементарного лукавства, в этом вся её суть.

Тот, кто встал на путь политического деятеля, должен понимать, что к этой деятельности необходимо подготовиться интеллектуально, морально и нравственно. Политика – сложная и тонкая деятельность, которая требует высокого уровня организации и ответственности. Как и любой другой деятельности политике можно научиться, но потратить на это придётся немало времени. Глупо полагать, что для занятия политикой требуется всего лишь предприимчивость, напористость, ловкость ума и высокий уровень ораторского мастерства.

А если, говорит И. А. Ильин, найдется много доверчивых глупцов, так на то им и глупость дана, чтобы доверять и плестись в хвосте более бойких болтунов.

Последствием неправильного понимания политики и есть современная реальность, в которой множество совершенно необразованных глупцов, которые с трудом понимают основные принципы политической деятельности, занимают должности политических чиновников. Он не правильно формулируют насущные вопросы, неверно их решают, но зато вдоволь болтают.

Поддельные решения, которые основываются на возможностях властей, постепенно внедряются в общественное сознание и создают ложные воззрения, которые основательно оседают в умах людей.

Ярчайший пример – идеи марксизма-ленинизма. Её сторонники были уверены, что они познали истину, но со временем оказавшись в тоталитарно безумном мире, стало ясно, насколько эти идеи ложны.

Подводя итоги, стоит сказать словами И. Канта: "Истинная политика не может сделать шага, не присягнув заранее морали. так как мораль разрубает узел, который политика не могла развязать, пока они были в споре".

Правда и честность – лучшие политические принципы. Невозможно не соблюдать нормы морали и права и при этом быть популярным среди народа.

Политика может по-разному воздействовать на общество: как служить орудием массового насилия в интересах господствующего меньшинства, так и выступать инструментом защиты свободы и прав граждан, поддержания в обществе порядка, законности и социальной справедливости. Гуманистическая роль политики в обществе обеспечивается через ее ориентацию на нормы морали.

Мораль (или нравственность) является особой сферой общественной жизни, основанной на оценке любых поступков и действий с точки зрения добра (блага) и зла, справедливости и несправедливости и т.п. Идеи гуманизма, т.е. отношения к каждому человеку как к высшей ценности, составляют ядро, общечеловеческое содержание морали.

Соблюдение норм и требований морали не утилитарно для отдельных индивидов, не сулит им какой-либо непосредственной личной выгоды или пользы. Нравственное поведение отличают бескорыстность, высокогуманная мотивация. В то же время мораль утилитарна для всего человечества. Она — условие сохранения человеческого рода, отражает многовековой опыт человеческого общения и фиксирует те требования, выполнение которых необходимо обществу и всему человечеству. В моральном сознании эти требования становятся убеждениями, внутренними критериями оценки личностью собственных и чужих поступков. Как показывает опыт истории, аморализм приводит, в конечном счете, как к разрушению личности, так и к деградации всего общества.

Взаимоотношение политики и морали является одной из тех вечных проблем, которая всегда стояла перед человечеством. При этом четко прослеживаются две основные линии понимания взаимоотношения политики и морали. Первая - это единство, слитность политики и морали и вторая - разделение политики и морали. Так, еще в античные времена Платон и Аристотель рассматривают политику и мораль как единое целое. Платон, в частности, в политике видел искусство извлечения нравственного состояния души граждан. Он полагал, что от того, какое место в душе человека занимают моральные добродетели и каково их содержание, во многом зависит характер государства.

Аристотель исходил из того, что политика вместе с этикой и экономикой составляют практическую философию, которая имеет своей целью выработку законов в интересах справедливости, т.е. общей пользы для всех граждан. Он утверждает принципы приоритета общего над частным и умеренности как нравственного идеала в политике. Политикой должны заниматься самые достойные граждане

Другая линия взаимоотношения политики и морали заключалась в их разграничении и обосновании приоритетности той или другой. Ярким представителем данного направления следует признать Н. Макиавелли. В своих сочинениях он стремился обосновать необходимость создания сильной государственной власти, используя для этого любые средства и пренебрегая общепринятыми моральными нормами. Н. Макиавелли исходил из принципа, что цель определяет выбор средств, и нравственность их выбора определяется нравственностью самой цели. Государь, по его мнению, может прибегать к таким средствам, как обман, коварство, вероломство. Высшей ценностью у него выступают интересы государства, ради достижения которых нравственно оправданы все средства. Использование зла политиком неизбежно, принципы добра не приводят к искомому результату, поскольку он действует среди других людей, придерживающихся других норм морали. Тем самым Н. Макиавелли изгоняет этику из политической деятельности, которая только мешает политическому деятелю исполнять свой долг.

Мораль и политика как специализирующиеся на регуляции поведения людей секторы общества имеют как общие черты, так и отличия. Обе этих сферы вырастают из единого источника - противоречия между индивидуальностью и уникальностью человека, с одной стороны, и его коллективистской природой - с другой.

Мораль представляет собой внутриличностный способ удержания человека от опасных для общества искушений, разрешения противоречий между индивидом и всей общностью. Первоначально, на заре цивилизации небольшие человеческие коллективы - род, племя, могли обойтись без политики, регулируя взаимодействие людей и обеспечивая общественный порядок с помощи обычаев, традиций, различного рода табу и вырастающей на основе всего этого морали, а также таких естественноисторических институтов социального контроля, как семья, община, церковь. Преобладание неполитического регулирования в обществе предполагало социальное равенство, а, следовательно, низкий уровень конфликтности, сравнительную немногочисленность общностей людей и весьма простые формы их взаимодействия.




Когда же с усложнением общества и ослаблением традиционных форм социального контроля ритуально-нравственные формы регулирования поведения людей оказались недостаточными, появились государство и особый вид деятельности по регулированию поведения людей с помощью специального аппарата принуждения, т.е. политика.

Таким образом, главные общественные функции морали и политики совпадают. Политика, как и мораль, имеет основание претендовать на защиту общего блага и социальной справедливости, хотя очень часто она далека от выполнения этих гуманных задач. Политика возникает вследствие регулятивной недостаточности морали как ее специфическое дополнение. Не случайно, отражая этот факт, мыслители древности рассматривали политику как одну из ветвей этики. Политика выступает как бы формой объективации, внешнего выражения и материализации механизмов нравственного самоконтроля.

Несмотря на отмеченные и некоторые другие элементы общности, политика имеет принципиальные отличия от морали. Одной из важнейших из них является конфликтность политики. Как уже отмечалось, политика представляет собой деятельность по разрешению социальных конфликтов, затрагивающих все общество и требующих применения власти. Мораль же характеризует ординарные, повседневные отношения между людьми, частным случаем в ходе которых могут возникать конфликтные взаимодействия, обычно не достигающие политической остроты.

Непосредственным источником политики являются экономические и другие насущные интересы людей, причем в первую очередь интересы крупных социальных групп: наций, классов, слоев и т.п. Непосредственным же источником морали выступают общечеловеческие, а также другие коллективные ценности, следование которым не сулит индивиду личной выгоды. Поэтому соперничество моральных и политических мотивов поведения - это борьба, прежде всего материальных личных интересов и духовных ценностей.

Многие императивы морали носят характер идеалов, с которыми следует сообразовывать свои действия, но которые в реальной жизни едва ли кому-нибудь удается достичь. Так, например, едва ли можно найти человека, который за всю свою жизнь ни разу не слукавил, говорил лишь одну правду или же в соответствии с христианскими нравственными заповедями возлюби каждого своего ближнего как самого себя.

В отличие от абстрактно-нормативного характера нравственных императивов, требования политики конкретны и обычно облечены в форму законов, нарушение которых влечет за собой реальные наказания.

Политика направлена вовне и целесообразна, т.е. ориентирована на достижение определенных целей, результатов. Мораль оценивает субъективное, внутреннее переживание поступков. Для нее важны не столько достигнутый результат, сколько сам поступок, его мотивы, средства и цели, независимо от того, достигнуты они или нет.

Мораль всегда индивидуальна, ее субъект и ответчик - отдельный человек, делающий свой нравственный выбор. Политика же носит групповой, коллективный характер. В ней индивид выступает как часть или представитель класса, нации, партии и т.п. Его личная ответственность как бы растворяется в коллективных решениях и действиях. Политика ситуативна. Ориентируясь на успех, она призвана учитывать реальную ситуацию, все факторы, способные повлиять на достижение целей. Моральные же требования в своей основе универсальны и, как правило, независимы от конкретной обстановки.

Наряду с моралью и правом в обществе действует ряд других социальных регуляторов, важнейшим среди которых является политика. Поскольку общественные отношения, которые включаются в сферу политики, находятся также под влиянием морали, неизбежно возникает вопрос о связи и соотношении этих регуляторов.

Основной вопрос политики — это вопрос о власти, ее завоевании, использовании и удержании. После завоевания власти возникает естественная необходимость в том, чтобы обеспечить ее устойчивость, стабильность, чему служит система права и весь механизм государства, в том числе правоохранительные органы, являющиеся органами государства, реализующими его политическую волю, а если учесть, что их деятельность в той или иной мере затрагивает интересы каждого гражданина, она не может быть исключена из сферы морального контроля. Поэтому вопросы взаимосвязи политики и морали представляют для их сотрудников практический интерес.

Апеллируя к историческому опыту, они доказывают, что государственные интересы выше любых других, а потому власть имеет право не считаться с моралью. Для политика важен практический результат, для моралиста — оценка этого результата и средств его достижения. Следовательно, мораль и политика изначально несовместимы.

Абсолютизация первой позиции лишает ее реализма и делает практически непригодной. Крайняя форма второй позиции отдает откровенным цинизмом, когда политический интерес выдается за высшую ценность. Если согласиться с тем, что политика изначально безнравственна и по своей природе не может быть иной, следует признать право власть предержащих на безнравственные действия, если это отвечает их интересам, и обязанность граждан смириться с этим. Но в таком случае государство лишается надежного ориентира, так как именно мораль призвана служить компасом в мире человеческих отношений.

В конце XX в. возникли новые подходы в понимании соотношения политики и морали как отражения грозящей человечеству мировой катастрофы перед лицом глобальных проблем.

Суть этих подходов состоит в необходимости преодолеть извечные противоречия между политикой и моралью посредством соединения усилий политиков, общественных деятелей, ученых и всех, способных оказывать влияние на общественное развитие, во имя выживания человечества и человека как биологического вида. Это получило выражение в утверждении приоритета общечеловеческих ценностей над групповыми (государственными, классовыми, национальными и т.п.). Приоритет общечеловеческих ценностей — это единство политических и моральных требований, отражающих как интересы отдельного человека, так и интересы всего человечества.

Понимание того, что нормы справедливых и гуманных отношений между людьми, политическими партиями, нациями, религиозными конфессиями и государствами должны стать основой политической жизни, все больше пробивает себе дорогу и завоевывает позиции. Реальным проявлением этого понимания соотношения политики и морали стало принятие международно-правовых документов, закрепляющих основы правового положения личности, основы межгосударственных отношений.

Чтобы выяснить соотношение морали и политики, необходимо рассмотреть их взаимосвязь, через призму которой можно увидеть их единство и различие.

Взаимосвязь морали и политики проявляется прежде всего в их функциях как по отношению к обществу, так и по отношению друг к другу. Мораль и политика едины в том, что они являются регуляторами общественных отношений. Они направляют поведение людей в соответствии с теми или иными общественными интересами — в этом состоит их основная социальная функция.

По отношению к политике мораль выступает, с одной стороны, инструментом ее сдерживания, самоограничения, инструментом социального контроля за деятельностью политиков. Не случайно в развитых демократических государствах к политике и политикам предъявляются высокие нравственные требования.

Достаточно вспомнить хотя бы политические скандалы и отставки политиков из-за нарушения ими нравственных норм. Связь американского президента Билла Клинтона с Моникой Левински едва не стоила ему его поста. А скандальные похождения бывшего российского министра юстиции Ковалева и бывшего Генерального прокурора Скуратова привели к их отставке. Попытки политиков уклониться от нравственного контроля свидетельствуют о слабости их позиций, стремлении оправдать аморальные действия.

С другой стороны, функция морали — быть ориентиром, побудителем политической активности. Нравственность — это концентрированный исторический опыт общения людей, который показывает пути решения сложных жизненных ситуаций. Политика, решая задачи регулирования общественных отношений, не может отказаться от этого опыта, закрепленного в нравственных нормах.

Исходя из этого опыта, мораль требует от политики направлять свои идеи, цели, практические действия на реализацию сущности человека, принципов гуманизма и справедливости.

Моральным критерием политических действий является их способность обеспечить свободное развитие и удовлетворение жизненных потребностей граждан с целью достижения всеобщего блага. Для политики не могут быть безразличны существующие в обществе моральные ценности, поскольку они отражают настроения масс, пользуются их поддержкой. Поэтому политики вольно или невольно вынуждены учитывать нравственное состояние общества, существующие в нем моральные нормы и обычаи. Не случайно политические действия, в том числе неблаговидные, нередко пытаются нравственно обосновать. Политика, не имеющая нравственной поддержки масс, обречена на провал. Не случайно в ходе предвыборных кампаний кандидаты на политические посты создают себе имидж высоконравственных личностей, стоящих на защите интересов народа.

На ход политической жизни большое влияние оказывает моральный фактор как способность и готовность населения реализовывать политическую волю. В политических действиях участвуют конкретные люди, обладающие чувствами, желаниями, волей, настроениями, поэтому их духовный подъем, убежденность в правоте своего дела, инициатива являются мощным катализатором их действий.

Вот почему политики стараются использовать моральный фактор населения для обеспечения поддержки проводимой ими политики, а также снятия противодействия ей. Именно моральный фактор народа, нацеленный на кардинальные изменения в обществе, помог М.С. Горбачеву во второй половине 1980-х годов провозгласить перестройку.


Нравственная атмосфера общества также существенно влияет на политическую деятельность, так как эта атмосфера ослабляет или укрепляет сложившуюся политическую и криминогенную обстановку в обществе.

Политика, в свою очередь, влияет на создание условий для утверждения в обществе нравственных отношений, усвоения и выполнения моральных норм. От политики во многом зависит нравственная атмосфера в обществе. Политика способствует изменению моральных норм, накладывает существенный отпечаток на характер нравственных воззрений людей. Ослабление политических позиций, политические кризисы, как правило, приводят к росту аморализма и преступности. И напротив, стабильная политическая система способствует укреплению нравственной

По мере развития общества потребность в единстве моральных и политических норм возрастает. Это обусловливается следующими причинами. Усиливается влияние политики на судьбы людей и человечества в целом. В настоящее время в сферу политики в той или иной степени вовлекается большинство населения развитых государств, а политические решения затрагивают интересы не только граждан отдельных стран, но и всего человечества. Поэтому моральные критерии политической деятельности становятся не благим пожеланием, а насущной необходимостью.

Повышается ценность человеческой личности. Жизнь человека, честь и достоинство личности, гуманное отношение к ней приобретают все большую значимость, что находит отражение в принятии политических решений и правовом нормотворчестве по вопросам прав и свобод человека как на уровне отдельных государств, так и на международном уровне. Повышается информированность общества о политике и политиках, усиливается социальный контроль за их деятельностью. Процессы демократизации, происходящие во всем мире, ставят политическую деятельность в зависимость от населения, оппозиционных структур, системы разделения властей. Политика становится все более открытой, а потому вынужденной считаться с нравственными настроениями масс, общественным мнением, поддерживать свой политический имидж соблюдением моральных норм.

Единство политики и морали предполагает различия между ними. Мораль старше политики, она имеет свою систему ценностей и норм, свой регулятивный механизм, которые отличаются от политических методов регулирования общественных отношений. Мораль появляется с возникновением человеческого общества в ответ на потребность в социальном регулировании. Политика, как и право, формируется с появлением государства. Мораль влияет на поведение людей через призму добра и зла, гуманизма и справедливости, политика — через призму интересов власти. Если мораль осуществляет свои функции посредством общественного мнения и внутренних убеждений человека, то политика для достижения своих целей создает систему организаций и учреждений (государство, политические партии и общественные объединения), используя при этом меры принуждения. Для политики характерно то, что она имеет значение для общества в целом. Она выражает интересы больших групп людей (социальных общностей, партий, государств). Оценка политики осуществляется с позиций степени реализации этих интересов. В этом проявляется сущностная черта политики, заключающаяся в том, что в политических оценках принимается во внимание прежде всего совокупность общественных последствий того или иного действия, его значение для практики общественной жизни. Политика подходит к явлениям как к социальным фактам, невзирая на лица и принимая во внимание в первую очередь общественное значение действия, его результатов. Содержание побудительных мотивов при политической оценке решающей роли не играет. В морали на первый план выходит именно мотивационная сторона, а моральное значение действий оценивается с позиций добра и зла, долга, чести, справедливости и т.п. Исходя из этого, принято считать, что политика выражает отношения между партиями, классами, нациями и государствами, а мораль показывает отношение индивида к другим людям, коллективу, обществу. Поэтому в отличие от политики мораль подходит к оценке действий людей не с массовой точки зрения, не как к социально-историческому факту, а с личной точки зрения, когда действия людей рассматриваются как поступки.

Вместе с тем, если свести мораль только к уровню межличностных отношений, то политика, выражающая отношения между большими группами людей, останется вне сферы морального регулирования. Нравственные отношения возникают не только между личностью и другими людьми, но и между группами людей, если эти отношения могут быть оценены с позиций добра и зла, справедливости и гуманизма, чести и достоинства, долга и совести.

Наличие различий между политикой и моралью при определенных условиях может обернуться появлением противоречий между ними. Форм проявления таких противоречий может быть достаточно много. Политика более изменчива, чем мораль, поэтому политические действия могут противоречить устаревшим нормам морали, которые становятся тормозом на пути реализации политических целей, отражающих сформировавшиеся в обществе потребности. Так, политические установки на развитие отношений частной собственности в нашем обществе натолкнулись на негативное отношение значительной части россиян к предпринимательству, которое оценивалось ими как спекуляция. Данное противоречие проявилось и в работе сотрудников правоохранительных органов: та деятельность, которая ранее пресекалась и считалась противоправной, попала под охрану закона. Для работы в новых условиях этим сотрудникам необходима была сложная перестройка их морального и правового сознания.

Нечто подобное произошло и в отношении применения смертной казни. Политическое решение об отмене смертной казни, закрепленное в международных обязательствах России, наталкивается на противодействие морального сознания общества, не готового к таким шагам. Правда, при этом следует признать, что отмена смертной казни, по мнению многих специалистов, преждевременна не только в силу общественного менталитета, но и по причине отсутствия для этого социальных условий. Существует проблема соблюдения принципа справедливости при осуществлении политики в сфере правоохранительной деятельности. Речь идет, в частности, о том, что в равной мере должны защищаться интересы как потерпевших, так и правонарушителей. Крен в ту или другую сторону чреват нарушением прав человека и принципа справедливости, что может вызвать нравственное осуждение со стороны населения проводимой правовой политики. Если усилия государства будут сосредоточены на защите интересов правонарушителей, то без защиты со стороны права и правоохранительных органов могут остаться потерпевшие, свидетели, другие участники судопроизводства. И наоборот, недостаточное внимание к соблюдению прав и законных интересов правонарушителей приводит к произволу, снижает авторитет государства и правоохранительных органов. В ситуациях, когда политика не отвечает интересам общества, она вступает в противоречие с верными нравственными установками. Тогда мораль ограничивает и направляет действия политиков. Иногда противоречие между политикой и моралью не осознается людьми, и наоборот, реально такое противоречие может не существовать, но в силу тех или иных причин человек может его воспринимать.

Например, в период сталинских репрессий противоречие между политикой и моралью существовало, но значительной частью населения в силу неверного понимания сути политики репрессии воспринимались как политически необходимые и нравственно обоснованные, то есть субъективно для многих такого противоречия не существовало. В других случаях на основе устаревших нравственных представлений в сознании людей формируются неверные политические оценки тех или иных явлений. На практике это может вылиться в различного рода политически ошибочные действия, субъективно воспринимаемые человеком как борьба за справедливость, добро и другие моральные ценности. Так, изменение форм собственности в России привело к тому, что государство экономически не несет ответственности за действия акционированных предприятий. Однако в ходе забастовок работники этих предприятий по-прежнему обращаются с требованиями погашения задолженностей по зарплате к государству, считая его виновником своих бед и не принимая во внимание, что именно они и их руководство как акционеры предприятия отвечают за эффективность работы этого предприятия.

Поэтому в правоохранительной деятельности так важно в каждом конкретном случае переводить политические явления на язык нравственности: с одной стороны, делая их более понятными с точки зрения простых человеческих отношений, а с другой — выявляя реальные и устраняя мнимые противоречия между политикой и моралью. Так, обосновывая необходимость применения мер принуждения к сторонникам использования противоправных средств политической деятельности, важно показывать, что добиваться политических изменений можно только законными, допустимыми средствами, ибо в противном случае нарушаются принципы гуманизма и справедливости, теряется нравственный смысл политической цели.

Единство или противоречия между политикой и моралью самым непосредственным образом сказываются на правоохранительной деятельности. Лишь нравственный характер политической деятельности обеспечивает эффективность функционирования всей правоохранительной системы. Это связано с тем, что политика: определяет стратегию правоохранительной деятельности — отклонение от принципов справедливости, общественного блага, гуманизма в политике искажает цели борьбы с преступностью, приводит к использованию недопустимых с точки зрения морали средств деятельности правоохранительных органов; вычленяет приоритеты в правоохранительной деятельности; чем будет руководствоваться политическая позиция в определении значимости тех или иных направлений борьбы с правонарушениями — заботой о благе государства и его граждан или корыстными групповыми интересами, — от этого во многом зависит эффективность работы правоохранительных органов и их социальная позиция; создает условия правоохранительной деятельности, которая может быть успешной лишь тогда, когда она опирается на справедливые законы, принимаемые органами власти, когда политика государства направлена на развитие общества и всех его членов, что, в свою очередь, ведет к снижению уровня преступности, когда обеспечиваются материальные и духовные условия деятельности правоохранительных органов; обеспечивает контроль за правоохранительной деятельностью, но всякий контроль становится действенным тогда, когда контролируемый признает нравственное право осуществления этого контроля со стороны контролирующего, т.е. если сами политики нарушают правовые и нравственные нормы, вряд ли они способны наладить работу правоохранительных органов, поэтому только политика, опирающаяся на мораль, в состоянии направлять и корректировать правоохранительную деятельность; формирует в обществе положительное отношение к правоохранительным органам и их деятельности — никакими политическими требованиями или заявлениями нельзя вызвать у населения уважение к правоохранительным органам, если сама политика государства и деятельность этих органов не отвечают нравственным чувствам масс; нравственная политика всегда найдет отклик у населения и сможет оказать влияние на формирование его положительного отношения к правоохранительным органам.

В проведении внутренней и внешней политики государства используют различные инструменты регулирования: экономические, политические, социальные, правовые. Эти инструменты наиболее эффективны, действенны, позволяют достичь наилучшего результата в реализации поставленных целей. Мораль и нравственность также являются социальными регуляторами, но в процессе управления они играют второстепенную роль. Почему так происходит? Как соотносятся политика и мораль?


Нормативное регулирование общественных отношений

Политические нормы являются важнейшими регулятивами политической деятельности. Они определяют правила политического поведения и меры допустимого, регламентирующие отношения субъектов политического взаимодействия и обеспечивающие единство политической системы общества. Политические нормы используются политическими акторами в борьбе за власть и при ее осуществлении, поддерживаются угрозой применения средств политического насилия. Они отражают интересы людей, формирующиеся в социальной сфере, являются частью общей системы социальной регуляции. В политической области имеются свои традиции, общепринятые правила, принципы, эталоны. Существует политическая этика – свод устоявшихся канонов, которых придерживаются добросовестные политики.

Важнейшим инструментом регулирования политической жизни является право. Оно определяет правила поведения людей и деятельность организаций. Правовые нормы:

  • являются результатом проявления коллективной воли законодателей;
  • охраняются принудительной силой государства;
  • предоставляют субъектам юридические права и обязанности;
  • регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение;
  • имеют четкую формулировку и фиксируются в правовых актах государства;
  • взаимосвязаны, не противоречат друг другу.

Политическая деятельность жестко связана правом, которое призвано обеспечить ее законность. Право выступает ограничителем политики, а политика является средством реализации права.

Мораль – принятая в обществе система норм, идеалов, принципов и ее выражение в реальной жизни. Мораль базируется на осмыслении добра и зла, регулирует поведение и общение людей. Моральная регуляция основана на формировании в человеке способности самостоятельно вырабатывать и направлять свою линию поведения без внешнего контроля. Она опирается на такие понятия как честь, совесть, справедливость. Нормы морали имеют социально-всеобщее значение и фиксируют то общее и основное, что составляет культуру человеческих отношений и откладывается в многовековом опыте развития общества.

Соотношение норм политики, права и морали

Политика и право рассматриваются как явления тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные. Политика опирается на принуждение, осуществляемое посредством властных директив – законов, указов, постановлений, судебных решений. Политика создает и санкционирует правовые нормы, определяет их содержание, реализуется в рамках правового поля. Политические нормы, отраженные в законах, приобретают характер правовых. Политические нормы подчиняются интересам безопасности и стабильного развития общества, в некоторых случаях они могут не соответствовать правовым.


Моральные, нравственные нормы не имеют четкого документального оформления, их нарушение не влечет за собой юридической ответственности. Здесь властное принуждение работает только в той части, где моральные и правовые нормы совпадают. Вместе с тем, политика и право не могут обойтись без морали, которая:

  • устанавливает критерии гуманности;
  • определяет границы добра и зла, сущего и должного;
  • обуславливает содержание правовых норм;
  • обеспечивает одобрение большинством членов общества принятие и одобрение правовых норм.

Моральные нормы создаются самим обществом, они возникают помимо воли законодателя, существуют длительное время и сами собой исчезают, подменяются новыми. Право выражает единую государственную волю, а мораль – воззрения и оценки различных слоев населения. Правовые нормы имеют общеобязательную силу, ответственность за их нарушение четко определена. Моральная ответственность выражается в общественном осуждении, порицании, не имеет юридических последствий для нарушителя моральных норм.

Может ли политика быть моральной?

Вопрос о соотношении морали и политики всегда рождает горячие споры. Всегда ли цель оправдывает средства? Стоит ли всеобщее благополучие слезы ребенка? Существует 4 подхода к этому вопросу:

  • морализаторский – политика должна иметь высоконравственны цели, которые должны достигаться нравственно допустимыми средствами;
  • политика вне морали – политика не делается в белых перчатках и для достижения всеобщего блага можно поступиться нравственными принципами;
  • политика аморальна – должна руководствоваться только соображениями целесообразности и абсолютно не учитывать нравственных аспектов;
  • компромиссный – исходит из признания необходимости воздействия нравственности на политику, с некоторыми оговорками.

Читайте также: