Кто осуществляет руководство деятельностью ростехнадзора

Обновлено: 05.07.2024

22 декабря 2019 года вступил в силу приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее — Ростехнадзор) от 3 июля 2019 года № 258. Документом утвержден новый Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по осуществлению федерального государственного надзора в области промышленной безопасности (далее — Административный регламент).

Согласно пункту 7 Административного регламента Ростехнадзор получил новые полномочия при проверках в области промышленной безопасности:

  • государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами (государственный горный надзор);
  • федеральный государственный пожарный надзор (на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения);

В таблице приводим список документов (информации) с комментариями к каждой позиции.

  1. В организациях нет или недостаточно аттестованных по промышленной безопасности руководителей и специалистов (см. п. 15 таблицы); в любой организации, которая эксплуатирует опасный производственный объект, должны быть минимум три аттестованных сотрудника;
  2. Организации не ведут учет (расследование) инцидентов, происшедших на опасном производственном объекте (см. п. 8 таблицы); как следствие — нет положения о порядке технического расследования причин инцидентов, журнала учета инцидентов, приказа о создании комиссии по расследованию причин инцидентов;
  3. Организации осуществляют производственный контроль за промышленной безопасностью (см. п. 6 таблицы), но забывают, что нужно ежегодно.

Перечень документов и (или) информации, которые запрашивает Ростехнадзор (полный из 66 пунктов – см. в журнале):

1. Учредительные документы проверяемого лица

Комментарии: Свидетельство о госрегистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя); свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; коды статистики; устав и т. д.

2. Документы о назначении на должность руководителя и (или) иного должностного лица юридического лица, а также подтверждающие полномочия представителей юридического лица, индивидуального предпринимателя, присутствующих при проверке

Комментарии: Приказ о назначении на должность руководителя проверяемого лица; приказ о назначении на должность ответственных за организацию и осуществление производственного контроля; приказы о назначении и (или) доверенности на право действовать от имени проверяемого лица (для всех представителей).

3. Документы и информация, подтверждающие выполнение предписаний Ростехнадзора и его территориальных органов

Основание для проверки: Статья 10 Закона № 294-ФЗ.

Комментарии: При проведении внеплановых проверок выполнения ранее выданных предписаний; перечень документов зависит от выявленных нарушений, зафиксированных в предписании.

4. Документы и (или) информация, подтверждающие право владения земельными участками, зданиями, строениями и сооружениями, на (в) которых размещены ОПО

Комментарии: Свидетельство о государственной регистрации права (собственности); выписка из ЕГРН; договор аренды (субаренды, лизинга); договор оперативного управления; договор хозяйственного ведения.

5. Документы и (или) информация, подтверждающие право владения техническими устройствами, которые применяются на ОПО

Основание для проверки: Статья 13 Закона № 99-ФЗ.

Комментарии: Договор купли-продажи (вместе с актом приемки-передачи); договор аренды (субаренды, лизинга); договор оперативного управления; договор хозяйственного ведения.

6. Документы, подтверждающие организацию и осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности

Комментарии: Положение о производственном контроле; приказы о назначении ответственных за организацию и осуществление производственного контроля; должностные инструкции ответственных за производственный контроль; план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на текущий год; журнал об осуществлении производственного контроля; журнал регистрации мероприятий и (или) приказов по результатам проведения производственного контроля; сведения (отчет) об организации производственного контроля за прошедший год (с отметкой Ростехнадзора о приеме отчета) и т. д.

7. Документы, подтверждающие организацию и функционирование системы управления промышленной безопасностью на ОПО I и II классов опасности

Комментарии: Заявление о политике эксплуатирующих организаций в области промышленной безопасности; положение о системе управления промышленной безопасностью; положение о производственном контроле; план мероприятий по снижению риска аварий на ОПО на срок более 1 года; планы работ в области промышленной безопасности на календарный год; годовой отчет по результатам анализа функционирования системы управления промышленной безопасностью и т. д.

8. Документы, подтверждающие учет аварий, инцидентов, несчастных случаев, происшедших в результате аварий на ОПО, проведение расследований причин, учета и анализа причин возникновения инцидентов на ОПО, а также принятие мер по устранению причин инцидентов на ОПО и их профилактике

Комментарии: Положение о порядке технического расследования причин инцидентов на ОПО; журнал учета аварий, происшедших на ОПО; журнал учета инцидентов, происшедших на ОПО; приказ о создании комиссии по расследованию причин инцидентов на ОПО; акты технического расследования причин аварий и инцидентов, происшедших на ОПО; акты о несчастных случаях на производстве; акты расследования групповых несчастных случаев; заключения госинспекции труда и т. д.

9. Копии документов, подтверждающих обеспечение готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО, в том числе сведения о наличии резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий, договоры на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными формированиями (далее — АСФ); в случаях, предусмотренных Законом № 116-ФЗ, — наличие собственных профессиональных АСФ, а также нештатного АСФ из числа работников; состояние их готовности и укомплектованности, проведение тренировок и учений, их регулярность и эффективность

Основание для проверки: Статья 10, пункт 4 статьи 8 Закона № 116-ФЗ.

Комментарии: Планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (для ОПО I, II, III классов опасности); инструкции, определяющие действия работников в аварийных ситуациях (для ОПО IV класса опасности); график проведения учебно-тренировочных занятий (противоаварийных и противопожарных тренировок); журнал учета противоаварийных и противопожарных тренировок; приказ о порядке и сроках проведения подготовки работников к действиям в случае аварии или инцидента на ОПО; приказ о создании резервного финансового фонда для локализации и ликвидации аварий (+ соответствующий пункт в уставе); приказ о наличии резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий и инцидентов на ОПО (+ выписка со спецсчета); приказ и положение о создании и функционировании собственных АСФ; приказ о создании и функционировании нештатного АСФ из числа работников и т. д.

10. Документы, подтверждающие разработку плана спасательной операции

Основание для проверки: Пункт 1 статьи 9, статья 10 Закона № 116-ФЗ; пункт 584 Правил безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров, утвержденных приказом Ростехнадзора от 6 февраля 2014 года № 42

Комментарии: Для ОПО, где ведутся горные работы, а также для пассажирских канатных дорог и фуникулеров (часть системы мер по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на ОПО): договор на разработку плана спасательной операции; план спасательной операции и т. д.

11. Документы, подтверждающие предотвращение проникновения на ОПО посторонних лиц

Комментарии: Приказ о введении контрольно-пропускного режима; положение о контрольно-пропускном режиме; положение об организации охраны объекта; договор с охранным предприятием; штатное расписание (если охранники в штате организации) и т. д.

12. Информация антитеррористической защищенности объектов

Комментарии: Для критически важных ОПО: паспорт безопасности опасного объекта, паспорт антитеррористической защищенности и т. д.

13. Документы и (или) информация, подтверждающие соблюдение или отклонения от порядка расположения зон безопасности объектов и безопасных расстояний до других объектов

Основание для проверки: Пункт 1 статьи 8 Закона № 116-ФЗ.

Комментарии: Проектная документация на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт с положительным заключением экспертизы по градостроительному кодексу; проектная документация на техническое перевооружение ОПО с положительным заключением экспертизы промышленной безопасности (далее — ЭПБ); обоснование безопасности ОПО с положительным заключением ЭПБ (если есть отклонения от порядка) и т. д.

14. Документы об организационной структуре и утвержденной штатной численности работников ОПО

Основание для проверки: Пункт 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ; пункт 26 Правил № 599.

Комментарии: Устав; штатное расписание; приказ об утверждении штатного расписания и т. д.

15. Документы, подтверждающие организацию подготовки и аттестации в области промышленной безопасности инженерно-технического персонала и руководящего состава, работников организации, эксплуатирующей ОПО

Комментарии: Приказ о создании аттестационной комиссии в организации; положение о работе аттестационной комиссии в организации; документы инженерно-технического персонала и руководящего состава о получении дополнительного профессионального образования в области промышленной безопасности; протоколы аттестации в области промышленной безопасности; утвержденные графики аттестации; положение о порядке прохождения (проведения) аттестации и т. д.

Не знаете, где найти нужный для работы номер журнала, статью в электронной форме, шаблоны документов в word?

Ростехнадзор

Распоряжением правительства руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Николай Кутьин освобожден от должности 26 апреля.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору создана Указом президента Российской Федерации 20 мая 2004 года путем преобразования Федеральной службы по технологическому надзору и Федеральной службы по атомному надзору. Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования преобразована в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, а функции в сфере экологического надзора переданы Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является уполномоченным органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии (органом федерального государственного надзора в области использования атомной энергии); уполномоченным органом в области промышленной безопасности (органом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности); органом государственного горного надзора; органом федерального государственного энергетического надзора; органом федерального государственного строительного надзора; регулирующим органом в соответствии с Конвенцией о ядерной безопасности и Объединенной конвенцией о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами, а также компетентным органом Российской Федерации в соответствии с Поправкой к Конвенции о физической защите ядерного материала.

В октябре 2012 года правительство РФ наделило Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) рядом полномочий по надзору в атомной энергетике.

Ростехнадзор получил полномочия в области разработки, утверждения и ввода в действие руководства по безопасности при использовании атомной энергии и участия в работе по аккредитации в области использования атомной энергии.

Ростехнадзор также устанавливает порядок проведения экспертизы безопасности объектов использования атомной энергии и видов деятельности в области использования атомной энергии, представления эксплуатирующей организацией документов, содержащих результаты оценки безопасности ядерной установки, пункта хранения и обосновывающих безопасность их эксплуатации, а также требования к составу и содержанию этих документов.

26 апреля 2013 года руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Николай Кутьин освобожден от должности. Временно исполняющим обязанности руководителя назначен Алексей Ферапонтов.

В статье расскажем, как проводить производственный контроль за соблюдением требований по обеспечению безопасной эксплуатации подъемных сооружений[3], подлежащих регистрации в Ростехнадзоре, что это за комплекс мер, и кто отвечает за их проведение.

Что такое производственный контроль?

Словарь

Производственный контроль (ПК) — составная часть системы управления ПБ, осуществляемая эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования ОПО, а также на предупреждение аварий и пожаров на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий, инцидентов, пожаров и ликвидации их последствий.

Технические устройства (ТУ), применяемые на ОПО — машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации ОПО.

Согласно п. 10 ФНП ПС Ответственность за организацию ПК несет руководитель эксплуатирующей организации. Каждая организация, эксплуатирующая ТУ на ОПО, должна самостоятельно, на основе анализа риска аварий, оценивать состояние ПБ, а также осуществлять функции ПК, предусмотренные действующими Правилами.

Промышленное оборудование может стать причиной травм и несчастных случаев, но производственные риски можно устранить или минимизировать. Для этого созданы правила и нормы, прописанные в ФНП ПС, а их соблюдение на предприятиях обеспечивает организация ПК.

Так как большинство нормативных актов, указываемых в преамбуле Положения, утратили силу с 1 января 2021 года, Положение о производственном контроле должно быть пересмотрено. Также изменились требования к содержанию самого локального нормативного акта. Теперь в Положении о производственном контроле на предприятии закрепляется не только порядок проведения внутренних проверок состояния ПБ, но и порядок осуществления контроля за устранением выявленных при проведении проверок нарушений.

Цель и задачи проведения ПК

Целью ПК является защита жизни и здоровья работников от возможного риска, предупреждение аварий и обеспечение готовности организаций к локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.

Основным принципом ПК является регулярное проведение проверок руководителями и специалистами разных уровней управления с учетом направлений деятельности, с последующим анализом причин выявляемых нарушений требований ПБ и принятием мер по их устранению.

Основными задачами ПК являются:

  • обеспечение соблюдения требований ПБ в эксплуатирующей организации;
  • анализ состояния ПБ в эксплуатирующей организации, в том числе путем проведения соответствующих экспертиз;
  • разработка мер, направленных на улучшение состояния ПБ и предотвращение ущерба окружающей среде;
  • контроль за соблюдением требований ПБ, установленных федеральными законами и иными НПА в области ПБ;
  • координация работ, направленных на предупреждение аварий на ОПО и обеспечение готовности к локализации аварий и ликвидации их последствий;
  • контроль за своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований ТУ, применяемых на ОПО, ремонтом и поверкой контрольных средств измерений;
  • контроль за соблюдением технологической дисциплины.

Организация должна предоставлять информацию о ПК в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору согласно Требованиям к форме представления сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности[4].

Кто осуществляет ПК на ОПО?

Согласно п. 7 Правил ПК осуществляет служба ПК или работник, назначенный решением руководителя эксплуатирующей организации, или заместитель руководителя эксплуатирующей организации, индивидуального предпринимателя. Инженерно-технический работник (далее — ИТР), ответственный за осуществление ПК, определяется в зависимости от численности работников, осуществляющих профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией ОПО, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на ОПО (см. табл. 1).

Таблица 1. Осуществление ПК в зависимости от численности работников

Осуществление ПК в зависимости от численности работников

Требования к ответственным за промышленную безопасность

Напомним, что требования к квалификации ответственных за осуществление ПК поменялись. Так, согласно новым ФНП ПС на ОПО IV класса опасности, отвественный за ПБ сотрудник должен теперь иметь не только высшее техническое образование, но и дополнительное профессиональное образование в области ПБ (проходить профпереподготовку или повышение квалификации).

В первую очередь нужно назначить ответственных за соблюдение требований по обеспечению безопасной эксплуатации ПС в организации из числа ее аттестованных ИТР. В табл. 2 мы привели обязательные для них области аттестации в соответствии с Перечнем областей аттестации в области промышленной безопасности.

Таблица 2. Обязательные области аттестации для ИТР

Обязательные области аттестации для ИТР

РЕЗЮМЕ

  1. Ответственный подход к организации и порядку проведения ПК исключит возможность предполагаемых аварий и их последствий, способных причинить ущерб здоровью и жизни работников.
  2. Регулярные проверки состояния промышленной безопасности на ОПО обеспечат объективную оценку соблюдения установленных требований.
  3. Персональная ответственность каждого работника за соблюдение требований промышленной безопасности минимизирует промышленные риски.
  4. Приоритетом предупреждающих мер послужит обучение, информирование, вовлечение работников в процесс соблюдения требований инструкций.

[1] Утв. Приказом Ростехнадзора от 26 ноября 2020 г. № 461; далее — ФНП ПС.

[2] Утв. Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2020 г. № 2168; далее — Правила.

[4] Утв. Приказом Ростехнадзора от 11 декабря 2020 г. № 518.

Структурными подразделениями центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору являются управления по основным направлениям деятельности Службы. В состав управлений включаются отделы.

Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) переданы надзорные функции, ранее осуществляемые Федеральным надзором России по ядерной и радиационной безопасности, Федеральным горным и промышленным надзором России, Государственным энергетическим надзором, а также Министерством природных ресурсов Российской Федерации.

Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

Структура центрального аппарата (ЦА) Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)

- Управление методологии и организации регулирующей деятельности.

- Управление международного сотрудничества и взаимодействия с органами власти зарубежных государств и международных организаций.

- Управление финансово-хозяйственной деятельности.

- Управление кадровой политики и защиты государственной тайны.

- Управление по регулированию безопасности атомных станций.

- Управление по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, надзору за учетом и контролем ядерных материалов и радиоактивных веществ и физической защитой.

- Управление по регулированию безопасности исследовательских ядерных установок, ядерных энергетических установок судов и радиационно опасных объектов.

- Управление технического надзора.

- Управление по надзору в электроэнергетике.

- Управление по надзору за общепромышленными опасными производствами и объектами.

- Управление по надзору за взрывоопасными и химически опасными производствами и объектами.

- Управление горного надзора.

- Управление контроля и надзора в области охраны окружающей среды (государственного экологического надзора).

- Управление государственной экологической экспертизы.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет учет, анализ и проверку правильности технических расследований аварий, несчастных случаев и инцидентов на подконтрольных опасных производственных объектах, на которых эксплуатируются котлы, сосуды, трубопроводы пара и горячей воды, а также проверку Достаточности мер, принимаемых по результатам таких расследований.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет организационно-методическое руководство по внедрению систем управления промышленной безопасностью на опасных производственных объектах, на которых используются объекты котлонадзора.

Одной из главных задач Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору является контроль за подготовкой тепловых электростанций и котельных к работе в осенне-зимний период и мониторинг прохождения ими зимнего максимума нагрузок.

Таким образом, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является Федеральной службой (органом исполнительной власти) осуществляющей функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, безопасного ведения работ связанных с пользованием недр, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности пи использовании атомной энергии, безопасности электрических и тепловых сетей, хранения и применения взрывчатых материалов, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

Цель государственного надзора - поднять уровень деятельности на такую высоту, которая сделает безопасный и безаварийный труд престижным, экономически выгодным и социально значимым.

Ростехнадзор с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

- запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

- проводить в пределах своей компетенции необходимые расследования, организовывать проведение экспертиз, заказывать проведение исследований, испытаний, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности;

- давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы;

- осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

- привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;

- применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;

- создавать координационные, совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;

- учреждать знаки отличия и награждать ими граждан за высокие достижения в установленной сфере деятельности.

Читайте также: