Чем опасны отраслевые соглашения для работодателя

Обновлено: 02.07.2024

1.2.Сторонами Соглашения являются: Работники республиканских государственных бюджетных и казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Республики Ингушетия, в лице их полномочного представителя – Ингушской республиканской организации Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации (далее – Реском профсоюза), действующий на основании Устава, утвержденного Учредительным съездом Профсоюза 6 июня 1990 г.); работодатели республиканских государственных бюджетных и казенных учреждений, находящихся в ведении Министерства здравоохранения Республики Ингушетия, в лице их полномочного представителя – Министерства здравоохранения Республики Ингушетия (далее – Минздрав Ингушетии), действующий на основании Положения о Министерстве здравоохранения Республики Ингушетия, утвержденного постановлением Правительства Республики Ингушетия от 30. 06. 2009 г. №239. Соглашение распространяется на всех работников и работодателей учреждений, находящихся в ведении Минздрава Ингушетии.

1.3. Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на отраслевом уровне социального партнерства в пределах их компетенции. Соглашение содержит взаимные обязательства сторон по вопросам оплаты труда, режимов труда и отдыха, содействия занятости, повышения квалификации работников, условий и охраны труда, мер социальной поддержки, гарантий и компенсаций, гарантий социально-экономических и трудовых прав молодых работников и учащейся молодежи, развития социального партнерства, обеспечения гарантий прав Профсоюза в сфере создания условий для осуществления деятельности выборных органов первичных профсоюзных организаций.

1.4. Положения Соглашения являются обязательными для выполнения и не ограничивают права работодателей учреждений Минздрава Ингушетиив расширении социальных гарантий и мер социальной поддержки работникам при наличии собственных средств для их обеспечения.

1.5. Действие Соглашения распространяется на работодателей и работников учреждений Минздрава Ингушетии, состоящих с ними в трудовых отношениях, от имени и в интересах которых оно заключено, а также на работодателей и работников, присоединившихся к Соглашению после его заключения в порядке, установленном действующим трудовым законодательством, и служит основой при заключении региональных (территориальных) соглашений, коллективных и трудовых договоров. Представители сторон Соглашения оказывают содействие работодателям учреждений Минздрава Ингушетии и выборным органам первичных профсоюзных организаций при заключении республиканских (территориальных) соглашений, коллективных и трудовых договоров.

1.6. Условия республиканских (территориальных) соглашений, коллективных и трудовых договоров не могут ухудшать положения работников учреждений Минздрава Ингушетии по сравнению с законодательством Российской Федерации и настоящим Соглашением.

1.7. Работодатели учреждений Минздрава Ингушетии и выборный орган первичной профсоюзной организации могут заключать иные соглашения в соответствии с частью 10 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации, содержащие разделы о распространении отдельных социальных льгот и гарантий только на членов Профсоюза, а также на работников, не являющихся членами Профсоюза, но уполномочивших выборный орган первичной профсоюзной организации на представление их интересов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

1.8. Законодательные и другие нормативные правовые акты, принятые в период действия настоящего Соглашения, улучшающие правовое и социально-экономическое положение работников учреждений Минздрава Ингушетии, расширяют действие соответствующих пунктов настоящего Соглашения с момента вступления их в силу.

1.9. В случае проведения реорганизационных мероприятий у одной из сторон Соглашения права и обязательства переходят к их правопреемнику (правопреемникам) и сохраняются до заключения нового Соглашения.

1.10. Ни одна из сторон не может в течение установленного срока действия Соглашения в одностороннем порядке изменить или прекратить выполнение принятых на себя обязательств.

1.11. Контроль за выполнением настоящего Соглашения осуществляется сторонами Соглашения и их представителями, а также соответствующими органами по труду. При проведении указанного контроля стороны Соглашения ежегодно предоставляют друг другу полную, достоверную и своевременную информацию, касающуюся хода выполнения Соглашения.

1.12. Для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта Соглашения, изменений и дополнений к нему, заключения Соглашения, осуществления контроля за выполнением Соглашения создается постоянно действующая отраслевая комиссия (далее – отраслевая комиссия).

1.13. Если в ходе коллективных переговоров сторонами Соглашения не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. 1.14. Информация о выполнении Соглашения ежегодно рассматривается на заседаниях коллегии Минздрава Ингушетии совместно с Рескомом Профсоюза, с оформлением соответствующего решения.

1.15. Стороны Соглашения несут ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению Соглашения, не предоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением Соглашения, нарушение или невыполнение обязательств, предусмотренных Соглашением, другие противоправные действия (бездействие) в соответствии с федеральным законом.

1.16. В период действия настоящего Соглашения стороны Соглашения руководствуются законодательством Российской Федерации, регулирующим порядок разрешения коллективных трудовых споров, используют все возможности для устранения причин, которые могут повлечь возникновение конфликтов, с целью предупреждения применения трудовыми коллективами крайней меры их разрешения (забастовок).

2. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН СОГЛАШЕНИЯ

3. ОПЛАТА ТРУДА

5. СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ, ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ

5.1. Стороны Соглашения договорились: 5.1.1. Анализировать состояние рынка труда в сфере здравоохранения, потребность в кадрах в учреждениях здравоохранения, осуществлять мероприятия по обеспечению учреждений медицинскими кадрами в соответствии с потребностью. 5.1.2. Контролировать обоснованность сокращения рабочих мест, соблюдение правовых гарантий и компенсаций работникам при смене собственника, изменении подведомственности или реорганизации учреждения. 5.1.3. В случае реорганизации или ликвидации учреждения Минздрава Ингушетии либо сокращения численности или штата работников, возможного расторжения трудовых договоров с работниками персонально и в письменной форме под роспись работодатели сообщают об этом работникам, а также информируют выборный орган первичной профсоюзной организации и органы службы занятости не позднее, чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий с указанием должности, профессии, специальности и квалификационных требований к ним, условий оплаты труда каждого конкретного работника, а в случае, если это может привести к массовому увольнению работников, - не позднее, чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. 5.1.4. В случае увольнения работников в связи с ликвидацией, реорганизацией учреждений Минздрава Ингушетии, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата высвобождаемым работникам предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 5.1.5. При принятии решений о высвобождении в связи с ликвидацией и реорганизацией учреждений Минздрава Ингушетии, сокращением численности или штата работников руководствоваться нормами Трудового кодекса Российской Федерации при проведении отбора кандидатур работников, подлежащих высвобождению, а также реализовывать преимущественное право оставления на работе с учетом гарантий, предусмотренных статьями 178, 179 и 180 Трудового кодекса Российской Федерации; 5.1.6. Критериями массового высвобождения работников учреждений Минздрава России считаются: а) ликвидация учреждений Минздрава Ингушетии любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек; б) сокращение численности или штата работников в количестве: 25 и более человек в течение 30 календарных дней; 200 и более человек в течение 60 календарных дней; 300 и более человек в течение 90 календарных дней. 5.2. Стороны Соглашения рекомендуют работодателям включать в коллективные договоры, с учетом финансово-экономического положения следующие льготы и преимущества для работников: оказание материальной помощи высвобождаемым работникам при наличии двух и более иждивенцев, а также лицам, в семье которых нет работников с самостоятельным заработком; компенсацию при увольнении сверх выходного пособия, установленного трудовым законодательством; выплату единовременного пособия в случае высвобождения работника за два и менее года до наступления пенсионного возраста и др. 5.3. Реском Профсоюза осуществляет контроль за соблюдением законодательства, защищает интересы работников при смене собственника имущества учреждения, его реорганизации или ликвидации. 5.4. Стороны Соглашения рекомендуют работодателям взаимодействовать с образовательными учреждениями по вопросам подготовки кадров.

6. УСЛОВИЯ И ОХРАНА ТРУДА

7.МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ, ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ

7.1. Выборные органы первичных профсоюзных организаций осуществляют контроль за соблюдением работодателем учреждения Минздрава Ингушетии трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими коллективных договоров, соглашений. 7.2. Профсоюз рекомендует первичным профсоюзным организациям: - обеспечивать представительство и защиту индивидуальных социально-трудовых, профессиональных, экономических и иных прав и интересов работников, являющихся членами Профсоюза, в том числе посредством проведения проверок правовой и технической инспекциями труда Профсоюза. Способствовать созданию условий для повышения жизненного уровня работников, являющихся членами Профсоюза и их семей; - выходить с инициативой по привлечению к административной ответственности должностных лиц (в том числе руководителей) допустивших нарушение трудовых прав работников. - осуществлять контроль за использованием средств, предназначенных на саноторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей. - проводить необходимую работу по обеспечению детей работников, являющихся членами Профсоюза путевками на период каникул в оздоровительные лагеря. 7.3 Минздрав Ингушетии рекомендует работодателям при наличии средств от иной приносящей доход деятельности устанавливать дополнительные гарантии и компенсации работникам.

8.ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ТРУДОВЫХ ПРАВ МОЛОДЫХ РАБОТНИКОВ И УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

9 . РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

9.1. В целях развития социального партнерства Стороны Соглашения: 9.1.1. Строят свои взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдают определенные настоящим Соглашением обязательства и договоренности. 9.1.2. Принимают все зависящие от них меры по урегулированию коллективных трудовых споров, возникающих в области социально-трудовых отношений. 9.1.3. Принимают меры по обеспечению работодателями и первичными профсоюзными организациями выполнения установленных данным Соглашением социальных гарантий работникам и их семьям, не ограничивая права работодателей в расширении этих гарантий в пределах собственных средств учреждений. 9.1.4. Сотрудничают на паритетных началах при решении социально-экономических отраслевых проблем по защите социально-трудовых прав работников учреждений Минздрава Ингушетии. 9.1.5. Представляют в установленные Трудовым кодексом Российской Федерации сроки необходимую информацию для анализа хода реализации настоящего и подготовки последующего Соглашения, а также подготовки изменений и дополнений в действующее Соглашение. 9.2. Минздрав Ингушетии: В соответствии со статьей 35.1 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивает условия для участия отраслевой комиссии и представителей Профсоюза в разработке и (или) обсуждении проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права и интересы работников учреждений Минздрава Ингушетии. 9.3. Реском Профсоюза: 9.3.1. Способствует реализации данного Соглашения и взаимодействует с работодателями учреждений Минздрава Ингушетии на принципах социального партнерства. 9.3.2. Оказывает практическую помощь работодателям и выборным органам первичных профсоюзных организаций в разработке и принятии коллективных договоров. 9.3.3. Осуществляет контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений. 9.2.4. Принимает меры по снижению социальной напряженности в трудовых коллективах, отстаивает интересы работников.

10. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ И ГАРАНТИЙ ЧЛЕНОВ ПРОФСОЮЗА И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Стороны Соглашения договорились о нижеследующем:

11. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

11.1. В соответствии с частью 7 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации работодатели учреждений Минздрава Ингушетии, не участвовавшие в заключение данного Соглашения, вправе присоединиться к нему. 11.2. Соглашение вступает в силу со дня подписания Сторонами и действует 3 года и не зависит от факта проведения его уведомительной регистрации. 11.3. Стороны Соглашения обеспечивают доведение Соглашения до учреждений Минздрава Ингушетии в течение 1 месяца с даты вступления его в силу. 11.4. В течение срока действия Соглашения стороны вправе вносить изменения и дополнения в текст Соглашения на основе взаимной договоренности. При наступлении условий, требующих изменения или дополнения настоящего Соглашения, заинтересованная Сторона вносит соответствующее предложение о начале ведения переговоров в соответствии с законодательством Российской Федерации. 11.5. За 3 месяца до окончания срока действия настоящего Соглашения стороны обязуются вступить в переговоры о заключении Соглашения на новый период или о продлении срока действия настоящего Соглашения на срок не более трех лет. 11.6. Стороны Соглашения освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Соглашению, если неисполнение явилось следствием наступления чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы) и если эти обстоятельства непосредственно повлияли на исполнение настоящего Соглашения. При этом сроки исполнения обязательств по настоящему Соглашению отодвигаются соразмерно времени, в течение которого действовали упомянутые обстоятельства.

Для системы источников трудового права характерно наличие в числе актов социального партнерства – соглашений – правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения и устанавливающих общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемых между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

Специфика федеральных отраслевых соглашений состоит в том, что их действие может быть распространено на работодателей, которые не участвовали в заключении данных соглашений, не являются членами объединений работодателей, заключивших соглашение, не делегировали своих представителей в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации), а порой, в силу невнимательного отношения к трудовому законодательству, и не подозревающих о существовании действующего в отношении них федерального отраслевого соглашения.

Общие правила о действии отраслевого соглашения по кругу лиц, содержатся в ст. 48 ТК РФ.

Соглашение действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения.

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.

Таким образом, предполагается, что любой заинтересованный работодатель, осуществляющий деятельность в соответствующей отрасли, может ознакомиться с текстом соглашения и обращением Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Указанные документы содержатся также в правовых базах, размещаются в сети Интернет на сайтах сторон соглашения.

Трудовое законодательство гарантирует возможность работодателям мотивировано отказаться от присоединения к соглашению. Процедура такого отказа, в том числе сроки представления письменного отказа, необходимость проведения консультаций с представителями работников перед направлением отказа, детально прописана в статье 48 Трудового кодекса Российской Федерации. Однако примеры из судебной практики свидетельствуют об игнорировании установленной процедуры, в частности о фактах несоблюдения работодателями сроков направления письменного отказа полномочному органу².

Арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что установленный статьей 48 Трудового кодекса Российской Федерации срок представления отказа от присоединения к отраслевому соглашению пропущен.

Кассационная инстанция не нашла оснований для отмены постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2009 г.

Как усматривается из обстоятельств дела, письмом от 11.06.08, руководитель Федерального агентства по промышленности обратился к Министру здравоохранения и социального развития с просьбой об обращении к работодателям авиационной промышленности с предложением о присоединении к Федеральному тарифному соглашению по авиационной промышленности на 2008 - 2010 годы, заключенному между Российским профсоюзом трудящихся авиационной промышленности и Федеральным агентством по промышленности.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в суд.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из даты направления заявителем отказа в присоединении к соглашению (21.07.08), что, по его мнению, свидетельствует о соблюдении последним, установленного частью 8 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации срока.

Данный вывод суда первой инстанции признан апелляционным судом ошибочным, связанным с неверным толкованием указанной нормы права.

Из части 8 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что мотивированный письменный отказ от присоединения должен быть не направлен в 30-дневный срок, а представлен в федеральный орган исполнительной власти. Таким образом, данной нормой законодатель возложил на работодателей обязанность обеспечения не только направления мотивированного отказа в указанный срок, но и фактическое его получение компетентным органом.

Такое толкование закона суд кассационной инстанции посчитал правильным.

Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации ОАО было отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора (Определение от 11 января 2010 г. № 17156/09) 3 .

кандидат юридических наук

² согласно п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.04 N 321, данное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Обязан ли работодатель руководствоваться отраслевым (межотраслевым) соглашением при установлении гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, если у него отсутствует коллективный договор и к соглашению он не присоединился?

Вопрос: У работодателя отсутствует коллективный договор. Обязан ли такой работодатель, несмотря на письменный отказ от присоединения к федеральному отраслевому (межотраслевому) соглашению, руководствоваться положениями данного соглашения при установлении гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда?

Ответ: Работодатель, не являющийся членом объединения работодателей, заключивших отраслевое (межотраслевое) соглашение, не обязан руководствоваться его положениями, в том числе при установлении гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в случае если он в порядке и в сроки, установленные ч. 8 ст. 48 Трудового кодекса РФ, представил в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации мотивированный письменный отказ от присоединения к указанному соглашению. При этом следует учитывать, что в случае нарушения требований, предусмотренных указанной статьей, в том числе порядка представления мотивированного письменного отказа, протокола консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющим работников данного работодателя, отраслевое (межотраслевое) соглашение распространяется на данного работодателя.

Обоснование: В соответствии с положениями ч. 1 ст. 45 ТК РФ соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ним экономических отношений, заключаемый между полноценными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства. При этом ч. 4 ст. 45 ТК РФ законодатель установил перечень соглашений, которые могут заключаться в зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.
Понятие отраслевого (межотраслевого) соглашения определено ч. 8 ст. 45 ТК РФ. Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства. Соглашения заключаются полномочными представителями работодателей и работников на всех уровнях социального партнерства. В соответствии со ст. 26 ТК РФ на отраслевом уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях). Взаимоотношения сторон на отраслевом (межотраслевом) уровне носят двусторонний характер и выражаются в заключении отраслевого (межотраслевого) соглашения, устанавливающего основы регулирования труда в конкретной отрасли (отраслях). В соответствии со ст. 46 ТК РФ содержание и структура отраслевого (межотраслевого) соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Указанная статья содержит примерный перечень вопросов, которые могут найти отражение в соглашении. Отраслевыми соглашениями, как правило, определяются размеры отраслевого минимума оплаты труда, порядок индексации заработной платы, направления и формы повышения социальной защищенности работников в дополнение к гарантиям, установленным законодательством. Статья 48 ТК РФ определяет сроки действия соглашений и круг лиц, в отношении которых оно действует. При этом, принимая во внимание такой принцип социального партнерства, как добровольность принятия на себя обязательств сторонами, закрепленный ст. 24 ТК РФ, законодатель в ч. 8 ст. 48 ТК РФ предусмотрел механизм отказа от присоединения к соглашению организаций, не являющихся членами объединения работодателей, заключивших данное соглашение.
Работодателю предоставлено право в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению представить в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ от присоединения к нему. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющим работников данного работодателя. Таким образом, законодатель обязывает работодателей проводить предварительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющим работников данного работодателя, что способствует обоснованности отказов работодателя от присоединения к соглашению. В случае если работодателем не представлен мотивированный отказ от присоединения к отраслевому (межотраслевому) соглашению или нарушена процедура отказа от присоединения к нему, работодатель по умолчанию становится стороной соглашения и, соответственно, принимает на себя обязательства по данному соглашению в отношении всех своих работников со дня официального опубликования предложения о присоединении к указанному соглашению.
Согласно п. 1 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 610, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, является Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

Н.В.Вольская
Государственная инспекция труда
в Московской обл.
27.06.2014

Дайте оценку действиям руководителя. Какую ответственность он несет по законодательству РФ? Какой порядок проведения переговоров в организации (сроки, время)?

Статья 5.28. КоАП РФ устанавливает, что уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Статья 37 ТК РФ устанавливает,что сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Вопрос 2. Какую ответственность он несет по законодательству РФ?

Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами сроки - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Вопрос 3 . В соответствии с частью девятой ст. 37 ТК РФ сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон. Согласно ст. 42 ТК РФ порядок разработки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора определяется сторонами в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 6,7 ТК РФ).

Подготовленный в окончательном виде проект коллективного договора подписывается сторонами комиссии, участвовавшими в его разработке. При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласо-ванных условиях с одновременным составлением протокола разногласий. Срок ведения коллективных переговоров по заключению коллективного дого-вора – 3 месяца со дня начала переговоров. Он исчисляется со дня, следующего за днём получения согласия инициатором проведения коллективных перего-воров.

Задание 2. Председатель профсоюзной организации представил руководителю организации заключенное отраслевое тарифное соглашение и потребовал выполнения в организации условий данного соглашения, в части установления новых надбавок к заработной плате. Руководитель заявил, что в организации действует коллективный договор, устанавливающий двадцатипроцентную надбавку, поэтому именно коллективный договор, а не отраслевое тарифное соглашение подлежит применению.

Правомерны ли требования председателя профсоюзной организации? Чем опасны отраслевые соглашения для работодателя? Можно ли отказаться от отраслевого соглашения?

Вопрос 1 Права профсоюзов и гарантии их деятельности, закрепленные настоящим Федеральным законом, распространяются на все первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации), а также на образованные ими профсоюзные органы и на профсоюзных представителей в пределах их полномочий.
Особенности применения настоящего Федерального закона в отношении профсоюзов, объединяющих военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, судей и прокуроров, определяются соответствующими федеральными законами.

Вопрос 2. Чем опасны отраслевые соглашения для работодателя?

1. Если коллективный договор составлен не правильно (слишком много выплат и/или они больше, чем предусматривает тк рф) то организация просто может разориться

2. Сложно уволить членов профсоюза, а ещё сложнее лидеров профсоюза.

3. Представители коллективного договора (инициаторы) могут искать нарушения, обращаться в суды, выделить отдельного работника по наличию нарушений в охрана труда

4. Все собрания проходят в рабочее время, либо доплачивать за сверхурочное время

5. Уклонение работодателя от переговоров это административное правонарушение и его могут оштрафовать

Вопрос 3. нет, потому что начальник настаивает на том, что у организации есть бонус в размере 20%, включая тех, кто уже подписал контракт

Этапы создания комитета.

При отсутствии в компании действующего союза – следует найти единомышленников, которые намерены профсоюз создать. Количество таких представителей должно быть три или более. Этого достаточно для инициативной группы.

2 этап: Определение отраслевого профессионального союза

Проводим переговоры между инициативной группой и председателем профессионального союза отрасли.

Цель – получить разрешение на формирование первичной организации, а также запрос всей документации, которая может потребоваться.

3 этап: Проведение агитационной работы с коллективом

Коллегам стоит поведать о том, что такое профсоюз, цели его создания и особенность работы. Далее им стоит представить для ознакомления такие понятия, как коллективный договор и отраслевое соглашение. Предоставить информацию о том, как профессиональный союз поможет в улучшении трудовых условий, способствует росту зарплат, даст определённые социальные гарантии и прочее.

4 этап: Подготовка собрания учредителей

Для профсоюза главным органом является собрание (или конференция). Оно готовится силами инициативной группы. При поддержке идеи со стороны работодателя можно проводить его на территории организации, в противном случае за её пределами в нерабочее время. Собрание должно реализоваться при условии обязательного присутствия действующего представителя вышестоящих профсоюзных органов.

5 этап: Собрание

В рамках собрания решается вопрос формирования первичной профсоюзной организации, назначается её председатель, комитет, ревизионная комиссия. Требуется утвердить Устав первичной профсоюзной организации. После всех этих действий в вышестоящий профсоюзный орган направляется просьба о постановке на учёт.

Заявление о вступлении в профсоюз, а также дополнительное заявление о взимании взносов в обязательном порядке подаются всеми участками профсоюза.

6 этап: Документальное оформление

Протокол собрания должен содержать указание места и времени проведения. В организацию профсоюза отрасли необходимо послать выписку из протокола о формировании первичной профсоюзной организации, а также пожелание о постановке на учёт.

7 этап: Легализация

Президиум вышестоящей организации должен дать положительное решение о постановке на учёт.

Когда вопрос того, как организовать профсоюз, решён, требуется поставить в известность руководство компании о создании первичной профсоюзной организации.

Условия, которые должен создать работодатель

Работодатель обязан безвозмездно предоставить выборным органам первичных профсоюзных организаций, объединяющих его работников, помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте (местах).

Работодатель, численность работников которого превышает 100 человек, безвозмездно предоставляет в пользование выборным органам первичных профсоюзных организаций как минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы.

Вопрос1. Правила внутреннего трудового распорядка - локальный мормативный акт ,регламентирующий в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.

Когда необходимо учесть мнение профсоюза:

Организация обязана учесть мнение профсоюза:

§ при принятии локальных нормативных актов (ст. 372 ТК РФ);

§ при расторжении трудовых договоров по инициативе работодателя (ст. 373 ТК РФ);

§ в других случаях, предусмотренных законодательством.

Направьте проект документа и обоснование к нему профсоюз
Порядок учета мнения профсоюза при принятии локальных актов в соответствии со ст. 372 ТК РФ
Если соглашение достигнуто, документ можно утверждать в новой редакции
Если согласие не достигнуто, составьте протокол разногласий и утверждайте документ
Профсоюз может начать коллективный трудовой спор или обратиться в ГИТ
Получите письменное мотивированное мнение профсоюза (на его составление дано пять рабочих дней)
Если согласие получено, документ принят с учетом мнение профсоюза
Если согласия нет или документ предложено усовершенствовать, в течении трех дней проведите дополнительные консультации с профсоюзом

Вопрос 2. Организация обязана учесть мнение профсоюза:

1. при принятии локальных нормативных актов (ст. 372 ТК РФ);

2. при расторжении трудовых договоров по инициативе работодателя (ст. 373 ТК РФ);

3. в других случаях, предусмотренных законодательством.

4. Неоднократное неисполнение своих обязанностей

5. Несоответсвие профессиональной квалификации

Вопрос 3.

1 шаг: Поиск сторонников

шаг: Наладьте контакт с отраслевым профсоюзом.

Шаг: агитация на предприятии

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.007)

Читайте также: