Чем облагается лечебное пособие

Обновлено: 30.06.2024

В отношении платных медицинских услуг действуют следующие налоговые льготы и преференции.


Налог на добавленную стоимость (НДС)

  • услуги, предоставляемые в рамках обязательного медицинского страхования;
  • сбор у населения крови (по договорам с медицинскими организациями, которые оказывают медпомощь в амбулаторных и стационарных условиях);
  • услуги скорой медицинской помощи населению;
  • дежурство медицинского персонала у постели больного;
  • услуги патологоанатомические;
  • услуги, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным;
  • услуги, оказываемые населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по Перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2001 г. № 132 ( далее Перечень)

В настоящей статье мы рассмотрим льготу только в отношении медицинских услуг, оказываемых населению, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по Перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (абз.3 пп.2 п.2 ст.149 НК РФ).

Налог на прибыль организаций

С 1 января 2011 года до 1 января 2020 года организации, осуществляющие медицинскую деятельность, имеют право применять налоговую ставку 0% на основании п.1.1. ст.284 НК РФ, в порядке, предусмотренном пп. ст. 284.1 НК РФ. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Лица, оплатившие свое лечение или лечение близких родственников, а также стоимость лекарственных препаратов для медицинского применения, имеют право на получение налогового вычета по налогу на доход физических лиц на основании пп.3 п.1 ст. 219 НК РФ и в порядке предусмотренном пп. 3 п. 1 и п. 2 ст. 219 НК РФ.

Региональные льготы. Налог на имущество

Порядок получения, применения льгот и последствия их утраты

Общим условием для применения льготы для всех налогов является наличие у медицинских организаций лицензии на осуществление медицинской деятельности. Очевидно, что, не подтвердив льготу, налогоплательщик должен будет пересчитать налоговую базу и ему придется оплатить штраф за занижение налоговой базы и пени за несвоевременную уплату налога, это касается НДС, налога на прибыль, налога на имущество.

Льготы по различным налогам отличаются не только порядком/правом использования, условиям применения, но, что важно, для каждого налога установлен свой предмет льготирования: по НДС это медицинские услуги, для Налога на прибыль это медицинская деятельность, для НДФЛ это расходы на лечение, для Налога на имущество это помещения, используемые для осуществления медицинской деятельности. Поэтому важно еще и разобраться, что понимается под каждым из этих терминов.

Таблица 1. Порядок получения, применения льгот и последствия их утраты.

- если организация имеет лицензию (лицензии) на осуществление медицинской деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- если доходы организации за налоговый период от осуществления медицинской деятельности, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с 25 главой НК РФ, составляют не менее 90 процентов ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 НК РФ, либо если организация за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 НК РФ

- если в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50 процентов;

- если в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;

- если организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.
(п. 3 ст. 284.1 НК РФ)

  • о доле доходов организации от осуществления медицинской деятельности
  • о численности работников в штате организации.
  • сведения о численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в штате организации.

- плательщики НДФЛ - получатели доходов, облагаемых по ставке 13% (п.1. ст.219 НК РФ)

Проблемы и задачи, встающие перед бухгалтером для обеспечения права на применение льготы у коммерческой организации, оказывающей платные медицинские услуги

Перечни льготируемых услуг. Первой особенностью, которая создает проблему при обоснованности применения льгот, является отсутствие единой унифицированной терминологии для всех нормативных актов, касающихся медицины и налогообложения. Перечням льготируемых услуг, на которые ссылается Налоговый Кодекс, не хватает конкретики, чтобы достаточно легко и просто сопоставить с ним услуги любой медицинской организации, и разделить их на льготируемые и нельготируемые, медицинские и немедицинские. В Клиниках, оказывающих широкий спектр услуг, эта проблема встает очень остро. Компетенции бухгалтера здесь недостаточно, требуется оценка специалиста от медицины, причем достаточно широкого профиля и высокого уровня компетентности.

Второй особенностью является то, что Перечень льготируемых услуг свой для каждого из налогов НДС, НДФЛ, Налогу на прибыль. Следовательно, бухгалтер должен организовать несколько видов учета , чтобы обеспечить получение льготы по каждому из налогов.

Лицензирование. Как уже говорилось выше, общим условием для применения льготы является наличие лицензии на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации. Чтобы осуществить возможность применения льготы, необходимо всю номенклатуру услуг сопоставить с имеющейся у Клиники лицензией, выявить услуги, на которые у нее нет лицензионного разрешения и правильно организовать учет таких услуг. Клиники не всегда имеют лицензии на все виды лицензируемой медицинской деятельности и часто пользуются услугами подрядчиков, поэтому возникает вопрос в отношении применимости льгот к услугам, оказанным подрядчиками.

При большом объеме и номенклатуре оказываемых услуг и привлечении нескольких исполнителей с разными тарифами встает проблема расчета стоимости собственно медицинской части услуг - в пределах стоимости подрядчиков и дополнительного дохода - суммы превышающей стоимость подрядчика; а также правильного оформления договоров и документов.

Прочие критерии. Как видно из таблицы, набор критериев для применения льгот для каждого налога свой, поэтому контроль за соблюдением критериев и необходимые расчеты по ним должны обеспечиваться отдельно по каждому налогу. Для подтверждения права на льготу по НДС и снижения налоговой нагрузки необходимо ведение раздельного учета облагаемых и необлагаемых услуг. Для оценки доли медицинской деятельности в общей сумме доходов, учитываемых для налогообложения прибыли необходим раздельный учет услуг относящихся к медицинской деятельности. Для применения вычета по НДФЛ надо вести учет дорогостоящих и не дорогостоящих видов лечения.

Программное обеспечение. При большой номенклатуре услуг, которые исчисляются тысячами и объеме оказываемых услуг, количество которых исчисляются десятками тысяч, стандартного бухгалтерского программного обеспечения недостаточно, необходим качественный программный ресурс, который собственно сопровождает медицинскую деятельность (регистратура, расписание, история болезней) и позволяет вести персонифицированный учет оказываемых услуг, обеспечивая дифференциацию льготируемых и нельготируемых услуг и интеграцию этих данных в стандартные бухгалтерские программы для дальнейшего корректного формирования налоговых регистров.

Теперь, когда общий круг проблем обрисован, можно приступить ко второй части статьи и погрузиться в детали и реалии применения льгот, пройтись по ряду важных проблем их применения для каждого из налогов. Такая детализация может представлять интерес для бухгалтеров медицинских организаций, для методологов и аудиторов.

Какие налоги и социальные платежи удерживаются с доходов работника в виде пособия на оздоровление к отпуску в 2021 году?

В соответствии с нормами статьи 319 Налогового кодекса годовой доход физического лица состоит из доходов, подлежащих получению (полученных) данным лицом в Республике Казахстан и за ее пределами в течение налогового периода, в виде доходов, подлежащих налогообложению:

  • у источника выплаты;
  • физическим лицом самостоятельно.

Согласно пункту 1 статьи 322 Налогового кодекса доходами работника, подлежащими налогообложению, являются следующие доходы, начисленные работодателем, являющимся налоговым агентом, и признанные, в том числе в бухгалтерском учете работодателя, в качестве расходов (затрат) в соответствии с законодательством РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности:

  • подлежащие передаче работодателем работнику в собственность деньги в наличной и (или) безналичной формах в связи с наличием трудовых отношений;
  • доходы работника в натуральной форме в соответствии со статьей 323 Налогового кодекса РК;
  • доходы работника в виде материальной выгоды в соответствии со статьей 324 Налогового кодекса РК.

Исходя из положений пункта 1 статьи 350 Налогового кодекса РК, исчисление, удержание и уплата в бюджет ИПН осуществляются у источника выплаты налоговым агентом по доходам, указанным в пп. 1) - 12) и 17) статьи 321 Налогового кодекса РК в случае, если такие доходы подлежат выплате (выплачиваются) указанным налоговым агентом.

Согласно нормам пункта 1 статьи 353 Налогового кодекса сумма облагаемого дохода работника определяется в следующем порядке:

сумма доходов работника, подлежащих налогообложению у источника выплаты, начисленных за налоговый период,

сумма корректировки дохода за налоговый период, предусмотренной пунктом 1 статьи 341 Налогового Кодекса,

сумма налоговых вычетов в порядке, указанном в статье 342 Налогового Кодекса.

Следует учесть, что налоговые вычеты применяются на основании документов, подтверждающих право на применение налоговых вычетов. Оригиналы таких документов хранятся у физического лица в течение срока исковой давности.

Таким образом, доходы работника в виде пособия на оздоровление к отпуску облагаются ИПН у источника выплаты.

В соответствии с нормами статьи 484 Налогового кодекса объектом обложения социальным налогом являются расходы работодателя по доходам работника, указанным в пункте 1 статьи 322 Налогового Кодекса (в том числе расходы работодателя, указанные в подпунктах 20), 22), 23) и 24) пункта 1 статьи 644 Налогового Кодекса).

Из объекта налогообложения исключаются:

  • обязательные пенсионные взносы в единый накопительный пенсионный фонд, исчисленные в соответствии с законодательством РК о пенсионном обеспечении;
  • взносы на обязательное социальное медицинское страхование, исчисленные в соответствии с законодательством РК об обязательном социальном медицинском страховании;
  • доходы, установленные в пункте 1 статьи 341 Налогового Кодекса, за исключением доходов, установленных в подпункте 10) пункта 1 статьи 341 Налогового Кодекса, а также доходов, установленных в подпункте 53) пункта 1 статьи 341 Налогового Кодекса в части доходов работников, являющихся гражданами РК;
  • доходы, установленные в подпункте 10) пункта 1 статьи 654 Налогового Кодекса;
  • выплаты, производимые за счет средств грантов.

В случае, если объект налогообложения, указанный в пункте 2 этой статьи 484 Налогового .




Есть вопросы?

Получите профессиональную консультацию

Центральный дом бухгалтера (ЦДБ) – компания № 1 на финансовом рынке Казахстана в сфере производства и оказания услуг для бухгалтеров и индивидуальных предпринимателей.

Активно развивающаяся компания ЦДБ - занимает лидирующие позиции в сфере обучения и информационного сопровождения бухгалтеров с 2000 года.

Наша команда обладает большим практическим опытом и постоянно повышает и совершенствует свою эффективность.

Мы реализуем комплексный подход к развитию бизнеса, обеспечиваем максимальное качество и удобство при оказании бухгалтерских услуг своим клиентам.

Центральный дом бухгалтера предлагает обучение, консультации, печатные и электронные издания, информационную систему для бухгалтера!

Довольный клиент – это кредо ЦДБ! К каждому клиенту индивидуальный подход и особая забота!

В 2021 году работодатели должны назначать и выплачивать больничные пособия по новым правилам. Рассказываем, что изменилось для работодателей и какие новые обязанности у них появились.

Новые обязанности работодателей в 2021 году по оплате больничных

С 2021 года все без исключения регионы перешли на прямые выплаты социальных пособий из средств ФСС. Зачетный механизм при исчислении взносов на обязательное социальное страхование был упразднен (Федеральный закон № 243-ФЗ от 03.07.2016).

Выплачивать пособие за весь период больничного листка работодателям больше не потребуется. Соответственно, не потребуется и представлять заявления на возмещение/зачет выплаченных сотрудникам пособий. Все страховые взносы в ФСС работодатели будут уплачивать в полном объеме без возможности их уменьшения на величину выплаченных в пользу работников больничных пособий. При этом обязанность по оплате сотрудникам первых 3 дней временной нетрудоспособности сохраняется за работодателями в полном объеме. Возмещать работодателям эти деньги ФСС по-прежнему не будет.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. С 2021 года все регионы перешли на прямые выплаты социальных пособий из средств ФСС. Зачетный механизм при исчислении взносов на обязательное соцстрахование был упразднен.

2. С 2021 года работодатели выплачивают своим работникам больничные пособия за первые 3 дня временной нетрудоспособности. Все последующие дни больничного оплачивает ФСС.

3. Работодатель должен получить от работника документы, необходимые для назначения и выплаты больничного пособия, рассчитать и выплатить пособие за первые 3 дня, сформировать и представить в ФСС комплект документов для выплаты пособия за весь последующий период временной нетрудоспособности.

4. Работодатель обязан назначить сотруднику пособие по временной нетрудоспособности в течение 10 календарных дней со дня обращения сотрудника за пособием.

5. Пособие за первые 3 дня болезни работодатель должен перечислить сотруднику в ближайший после назначения пособия день, установленный для выплаты зарплаты.

7. ФСС обязан выплатить свою часть пособия в течение 10 календарных дней с момента поступления в фонд документов от работодателя.

8. Несоблюдение сроков для передачи документов в ФСС грозит работодателю штрафом от 300 до 500 рублей.

С учетом вышеуказанных изменений обязанности работодателей в части оплаты больничных листов теперь будут сводиться к выполнению следующих действий:

  • получение от работников документов, необходимых для назначения и выплаты больничного пособия;
  • выплата пособия за первые 3 дня болезни;
  • формирование и представление в ФСС комплекта документов для выплаты пособия за весь последующий период временной нетрудоспособности.

Какие документы работодатель должен получить от работника для назначения больничного пособия

Поскольку в 2021 году оформление больничных пособий осуществляется через работодателей, именно на них возлагается обязанность по получению от работников сведений и документов, необходимых для назначений этих пособий.

shutterstock_729579841.jpg

В число таких документов входят (ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ):

  • заявление о назначении и выплате больничного пособия;
  • листок временной нетрудоспособности, оформленный и выданный медицинской организацией в электронной форме или на бумажном носителе;
  • справка о сумме заработка, если в расчетном периоде гражданин работал и у других работодателей (такую справку работник получает по предыдущему месту работы по форме, утв. приказом Минтруда РФ от 30.04.2013 № 182н).

К заявлению прикладывается оригинал больничного листка (номер электронного больничного), предоставленный работником. Причем к оплате принимаются больничные листки, с момента оформления которых прошло не более 6 месяцев (п. 17 Постановления Правительства РФ от 30.12.2020 № 2375).

Работодатель заполняет только свою часть больничного листка. То есть указывает в нем сведения об организации и самом работнике, средний заработок сотрудника для начисления пособия, средний дневной заработок, а также сумму пособия за первые 3 дня больничного.

Получив от работника все нужные документы, работодатель осуществляет расчет и выплату пособия за первые 3 дня больничного, формирует пакет документов для оплаты больничного за оставшийся период и направляет его в ФСС.

Выплата пособия за первые 3 дня больничного

Работодатель обязан назначить сотруднику пособие по временной нетрудоспособности в течение 10 календарных дней со дня обращения сотрудника за его получением.

Само пособие за первые 3 дня болезни работодатели обязаны перечислять на зарплатные карты своих сотрудников в ближайший после назначения пособия день, установленный для выплаты зарплаты (ст. 15 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Законодательство не обязывает работодателей оформлять для перечисления пособия отдельный платежный документ. И больничное пособие, и зарплату (аванс) можно перечислить на банковскую карту сотрудника одной платежкой, указав в ней соответствующие типы назначения платежа.

При этом с выплаченного работнику пособия работодатель должен удержать и уплатить в бюджет НДФЛ. НДФЛ перечисляется в бюджет не позднее последнего дня месяца, в котором было выплачено больничное пособие (абз. 2 п. 6 ст. 226 НК РФ).

Передача в ФСС документов для выплаты больничного пособия

В число таких документов входят заявление, больничный листок, сведения о среднем заработке сотрудника для расчета больничного и опись этих документов.

Оставшуюся часть пособия ФСС выплатит работнику в течение 10 календарных дней с момента поступления в фонд документов или реестра сведений от работодателя. Пособие перечислят на банковский счет или через организацию федеральной почтовой связи по выбору самого сотрудника.

Как отвечает работодатель за несвоевременную передачу больничных в ФСС

Если работодатель в течение 5 рабочих дней после получения от работника всех необходимых документов для назначения больничного пособия не передаст эти документы в ФСС, его могут привлечь к административной ответственности.

Законодательство предусматривает административную ответственность за непредставление и несвоевременное представление в ФСС документов и сведений, необходимых для назначения и выплаты больничного пособия.

Ответственность за это правонарушение работодатели несут по ч. 4 ст. 15.33 КоАП РФ (нарушение порядка и сроков представления документов в территориальные органы ФСС). В соответствии с данной статьей несоблюдение 5-дневного срока подачи в ФСС необходимых документов влечет наложение штрафа на руководителя и главного бухгалтера организации-работодателя в размере от 300 до 500 рублей.

Главная
Главная
Главная
Главная
Главная
Главная

Версия для слабовидящих

Главная

Главная

Главная

Главная

Главная

Главная

Администрация Заводского района г.Минска

220026, г.Минск, ул.Жилуновича, д.17































Общественные объединения и организации района


г.Минск, просп. Партизанский 81 каб. 506
приемный день: 1-ый, 3-ий четверг: 08.00 - 12.00

Председатель: Романова Оксана Михайловна

электронный адрес: minsk.zavodskoy@fpb.by, тел. +375 17 362 42 75

Председатель: Светлана Владимировна Леоненко
Главный специалист: Грицук Наталья Алексеевна

Юридический адрес: г.Минск, просп. Партизанский, 52

Цели и задачи: Содействие объединению прогрессивных сил общества, заинтересованных в построении сильной и процветающей Беларуси, социально справедливого общества, основанного на патриотических и духовно-нравственных ценностях белорусского народа.

Руководящий орган: Президиум

Первый секретарь
Второй секретарь
Главный специалист

Юридический адрес: г.Минск, Партизанский проспект 52

Цели и задачи: Всестороннее развитие молодого человека, раскрытие его творческого потенциала, содействие развитию гражданского общества в Республике Беларусь, основанного на патриотических и духовных ценностях белорусского народа.

Руководящий орган: Конференция

Заводская районная организация Белорусского Общества Красного Креста г.Минска

Председатель: Петрович Ирина Ивановна раб. +375 17 370 42 93
Главный специалист: Кураш Юлия Дмитриевна раб. +375 17 370 42 93

Юридический адрес: г.Минск, ул.Алтайская, 64 корп.1, e-mail: redcross-zav@yandex.by

Цели и задачи: Облегчение человеческих страданий, решение социальных проблем, оказание помощи жертвам вооруженных конфликтов и лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций.

Руководящий орган: Минская городская организация Белорусского Общества Красного Креста

Председатель: Зеленко Елена Петровна д. 389-26-03
Заместитель председателя:

Юридический адрес: г.Минск, просп. Партизанский, 146

Цели и задачи: Содействие в защите прав и законных интересов женщин, обеспечение достойного положения женщины в обществе, повышении роли женщины в общественной, экономической, социальной и культурной жизни.

Руководящий орган: Правление

Председатель: Токарева Татьяна Анатольевна д. 2017-53-91
Заместитель председателя: Кулинич Алла Анатольевна т. 8 029 645-00-56

Юридический адрес: г.Минск, просп. Партизанский, 69, пом.2Н.

Цели и задачи:Содействие созданию детям-инвалидам и молодым инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах жизни общества, реабилитация, интеграция их в обществе.

Руководящий орган: Совет

Председатель: Сукало Надежда Михайловна р.250-89-29
Секретарь: Королева Людмила Васильевна

Юридический адрес: г.Минск, просп. Партизанский, 91

Цели и задачи: Защита прав и законных интересов членов организации и их семей в государственных органах и иных организациях; создание инвалидам равных с другими гражданами Беларуси возможности участия во всех сферах жизни общества

Руководящий орган: Правление

Юридический адрес: г.Минск, просп. Партизанский, 89-а-4

Цели и задачи: Защита прав и законных интересов членов организации и их семей, деятельность, направленная на социальную и материальную защиту.

Руководящий орган: Совет

Заводская районная организация г.Минска Коммунистической партии Беларуси

Юридический адрес: г.Минск, просп. Партизанский, 52

Цели и задачи: ориентация общества на социалистический путь развития, ведущий к строительству общества социальной справедливости, основанного на принципах коллективизма, свободы и равенства, выступает за народовластие

Руководящий орган: Пленум

Председатель: Белоусов Виктор Иванович председатель д. 295 71 13
Заместитель председателя: Петрашко Александр Болеславович д.249-81-41

Юридический адрес: г.Минск, ул. Плеханова, 24

Руководящий орган: Совет

Председатель: Петровская Ольга Антоновна р. 337 20 14
Заместитель председателя: Ужегова Галина Георгиевна д.343-24-07

Юридический адрес: Минск, просп. Партизанский, 117

Руководящий орган: Совет

Заводская районная организация ветеранов г.Минска

Председатель: Джежора Татьяна Леонидовна
Ответственный секретарь: Комаровская Ирина Константиновна

Юридический адрес: г.Минск, ул. Ангарская д.7, ком.10

Цели и задачи: Защита конституционных прав и свобод ветеранов, лиц пожилого и пенсионного возраста, решение задач ветеранского движения

Руководящий орган: Совет

Председатель: Митилович Наталья Сергеевна д. 247-81-21
Заместитель председателя: Михайловская Ольга Васильевна, д. 273-54-94

Юридический адрес: г.Минск, ул. Ангарская,7

Цели и задачи: Деятельность, направленная на социальную и материальную защиту многодетной семьи

Руководящий орган: Совет

Председатель: Цыпылова Елена Владимировна
Заместитель председателя: Лагунова Галина Николаевна д.321-04-41 р. 296-05-73

Юридический адрес: г.Минск, ул. Ангарская, 7

Цели и задачи: Укрепление мира, дружбы, взаимопонимания и согласия между людьми и народами, пропаганда и воплощение в жизнь идей милосердия и гуманизма.

Руководящий орган: Правление

Юридический адрес: г.Минск, ул. Ангарская,7

Цели и задачи: Защита гражданских, экономических и социальных прав и законных интересов бывших узников фашизма.

Руководящий орган: Правление

Юридический адрес: ул. Плеханова, 24 ком.14

Цели и задачи: Защита прав военных моряков


220021, г. Минск, ул. Бехтерева, 8

Председатель: Ковалевич Василий Петрович 285 59 61

Цели и задачи: Подготовка населения к защите Республики Беларусь, развитие технических, авиационных, военно-прикладных видов спорта и технического творчества молодежи.

Читайте также: