Чем льготный кредит отличается от субсидии

Обновлено: 02.07.2024

Обзавестись собственным жильем мечтает едва ли не каждый. Многие граждане могут рассчитывать на господдержку, например получить льготный кредит на строительство жилья (далее — кредит). А для некоторых лиц предусмотрено право получить кредит вне очереди.

Что нужно знать о кредите

Кредит вправе получить только лица, которые стоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее — учет нуждающихся). Выдают кредиты по спискам, которые утверждают местные исполкомы или администрации. Списки составляют с учетом очередности: первым кредит получит тот, кто раньше стал на учет нуждающихся .

Использовать кредит вы вправе на строительство, реконструкцию или покупку жилья. Построить за счет кредита можно :

— квартиру в экономичном многоквартирном и блокированном жилом доме типовых потребительских качеств.

На заметку
Перечень таких домов утверждает Минстройархитектуры;

— квартиру в многоквартирном и блокированном жилом доме, проектная документация на строительство которого утверждена до 1 июня 2013 г.;

— одноквартирный жилой дом.

Размер кредита определяется индивидуально для каждого гражданина (семьи). При этом :

1) кредитуется 20 кв. м общей площади жилья на одного члена семьи (в г. Минске — 15 кв. м);

На заметку
Для многодетных семей норматив кредитуемой площади в г. Минске установлен в размере 20 кв. м на одного члена семьи ;

2) стоимость одного квадратного метра жилья не должна превышать установленный норматив;

3) если у любого из членов семьи есть в собственности жилье, то его общая площадь вычитается из кредитуемой.

Обратите внимание!
Вам могут выдать кредит на сумму не больше 90% стоимости строительства, реконструкции или покупки жилья. Исключение составляют многодетные семьи: они вправе получить кредит в размере 100% такой стоимости .

Кредит выдается на срок :

— до 40 лет — многодетным семьям, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечение родителей (далее — дети-сироты); лицам из числа детей-сирот;

— до 20 лет — другим категориям граждан.

Обратите внимание!
Дети-сироты вправе получить кредит, даже если им было предоставлено социальное жилье .

Процент по кредиту установлен в следующих размерах, в частности :

— 1% в год — для многодетных семей и детей-сирот, в том числе получивших социальное жилье;

— 20% ставки рефинансирования Нацбанка, но не менее 5% в год — для других категорий.

На заметку
Для расчета применяется ставка рефинансирования, которая установлена на дату утверждения списков на получение кредитов.

Погашать сумму кредита и проценты по нему вы будете равными долями в течение всего срока кредитования. Если в семье есть ребенок до трех лет и один из родителей получает пособие по уходу за ним, то уплата кредита и процентов по нему откладывается на период получения пособия .

Обратите внимание!
Отсрочка по уплате кредита и процентов предусмотрена только на время получения пособия по уходу за вторым или последующим ребенком .

Кто вправе получить кредит вне очереди

Это следующие категории граждан (далее — внеочередники) .

— в кухне нет окон или вентиляции;

— находиться в возрасте от 18 до 31 года;

— члены семьи являются совершеннолетними и трудоспособными;

— у семьи нет другого жилья в этом населенном пункте общей площадью 15 кв. м и более на человека (для г. Минска — 10 кв. м и больше);

— в отношении их принято решение об эмансипации;

К малообеспеченным относят граждан, у которых одновременно :

— среднемесячный доход на каждого члена семьи не превышает трехкратного среднемесячного минимального потребительского бюджета семьи из 4 человек. Совокупный доход семьи исчисляется за 12 месяцев, предшествующих месяцу подачи документов для получения кредита;

Какие еще существуют формы господдержки

Для внеочередников предусмотрены и другие формы поддержки государства на улучшение жилищных условий, например одноразовая субсидия на строительство, реконструкцию или покупку жилья (далее — субсидия на жилье) . Ее также можно получить вне очереди.

Размер субсидии на жилье зависит :

— от состава вашей семьи, которая состоит на учете нуждающихся;

— среднемесячного совокупного дохода семьи.

Обратите внимание!
При начислении субсидии на жилье для внеочередников не имеет значения, как долго они состоят на учете нуждающихся. Субсидия на жилье будет начислена в максимально возможном размере без учета такого срока .

Субсидию на жилье можно получить не более чем на 70% стоимости жилья из расчета 20 кв. м общей площади на одного члена семьи (в г. Минске — 15 кв. м, для многодетных семей — 20 кв. м) .

Получить одновременно кредит и субсидию на жилье из числа внеочередников вправе :

— лица, которые проживают в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания;

— граждане, которые заболели, перенесли лучевую болезнь или стали инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС, других радиационных аварий;

— семьи, в составе которых есть дети-инвалиды, инвалиды с детства I и II группы.

Остальным гражданам нужно выбрать, какой формой господдержки они хотят воспользоваться: кредитом или субсидией на жилье .

Обратите внимание!
Для внеочередников, которые построили или реконструировали жилье не по льготным кредитам, предусмотрены также субсидии :
— на уплату части процентов за пользование кредитами;
— погашение основного долга по таким кредитам.

Субсидия – это разновидность финансовых выплат или поддержки, представляющийся из бюджета государства и региона или предназначенных для этого фондов. Проще говоря, это финансовая помощь лицам, органам местного самоуправления. Рассмотрим, в каких случаях можно получить субсидии и каких видов они бывают.

Что такое субсидия?

Единого и конкретного определения субсидии в законодательстве нет. Бюджетный кодекс РФ выделяет два типа выплат и дает им определения по отдельности:

  • Субсидия – трансферт между бюджетами, который предоставляется для помощи в расходах бюджетов муниципалитетов и субъектов;
  • Субсидия – денежные средства, поставляющиеся бюджетных денег или внебюджетного фонда для юридических лиц и физических лиц.

Деньги или иная помощь предоставляются лицу на определенных целевых основаниях, их выполнение является главным условием получения выплаты.

Виды субсидий

Финансовая поддержка лиц и органов осуществляется различными способами. Выделяют следующие виды:

  • Софинансирование оплаты услуг ЖКХ.

Физические лица могут получить выплату в случае, когда уплата коммунальных платежей требует затрат большей части заработка. Сумма зависит от дохода семьи и регионального законодательства.

Помощь для получения жилья может быть предоставлена для живущих в ветхом или аварийном строении, воспитанникам детских домов, военным, многодетным малоимущим семьям, молодым семьям, участникам ВОВ, бюджетным работникам и жителям Крайнего Севера. Сумма зависит от региона (в некоторых субъектах РФ субсидии выделяются не по всем категориям граждан) и группы, к которой относится физическое лицо.

Так как рождаемость в России находится не на самом высоком уровне, власти принимают все меры для стимулирования рождения детей. Для этого назначаются различные выплаты: материнский капитал (466 617 рублей на первого ребенка, 616 617 рублей на второго и третьего), жилищные для семей, малоимущим семьям с детьми (прожиточный минимум в субъекте).

  • Субсидии на открытие и развитие бизнеса.

Получить выплату могут только официально безработный гражданин. Сумма платежа составляет 59000 рублей. Для получения необходимо создать и защитить бизнес-план в центре занятости. Главное условие: перспективность проекта и действие бизнеса на протяжении одного года. При нарушении правил средства придется вернуть. Если предприниматель проработал более года, то может быть назначена субсидия размером в 300000 рублей.

Размер выплат для лиц с ограниченными возможностями зависит от группы инвалидности (их всего три). В 2020 году сумма для первой степени составляет 3626 рублей, также важно учитывать доход инвалида. Если он составляет ниже установленного прожиточного минимума, то ему будет начисляться и социальная доплата из федерального бюджета.

Государство гарантирует выплаты в 10% от стоимости автомобиля для первоначального взноса по кредиту. На дальнем Востоке сумма увеличена и составляет 25%

  • Субсидии при техногенных и природных катастрофах.

Эти выплаты касаются лиц, которые пострадали от наводнений, пожаров, взрывов на промышленности, катаклизмов. Субсидия составляет 10000 рублей из бюджета региона и столько же из федерального. При этом общая сумма не должна превышать 50 тысяч на семью. Лицам, попавшим в заложники, сумма составляет 100000 рублей.

Военным положена жилищная выплата для покупки жилья или строительства. Сумма зависит от звания, выслуги лет и количества членов семьи.

Для получения более подробной информации нужно изучить законодательство субъектов и особенности положения лица.

Как рассчитывается субсидия

Каждая из разновидностей имеет свои особенности расчета субсидий. Рассмотрим подробнее:

Норма ЖКУ по региону * количество человек в семье – процент по региону за услуги в семейном бюджете/100* доход семьи. В расчет включен оплата воды, света и содержания дома.

  • Жилищные субсидии рассчитываются с учетом количества льготных лиц (дети, пенсионеры, матери), размера доходов, минимального прожиточного минимума и региона проживания. Для этого можно использовать калькулятор или обратиться в органы, так как нужно учесть слишком много факторов.
  • Субсидии на детей могут выражаться в материнском капитале и для малоимущих семей. В первом случае суммы фиксированы. Во втором случае вычисляются доходы на год, после чего сумма делится на 12. Так получается среднемесячный доход, который делится на количество членов семьи. Если полученное число меньше прожиточного уровня, то семья может претендовать на выплаты.

Остальные субсидии имеют либо фиксированный размер, либо процентное отношение от суммы. Поэтому рассчитать будет не сложно.

Свойства субсидий

  • Субсидия выплачивается на безвозмездной основе - от получателя не требуется возвращать деньги.

Такая ситуация возникает чаще всего при предоставлении их нижестоящему бюджету.

  • Кроме того, субсидия является софинасированием. То есть она не покрывает все расходы, а лишь уменьшает бремя. Часть средств получатель должен вложить самостоятельно.
  • Еще одним свойством является целевой характер, то есть потратить средства можно только на строго определенную цель.
  • Такой тип выплат имеет существенные отличия от других типов финансовой поддержки. Так, она может быть предоставлена не только из государственного, но и из регионального бюджета.

Цели субсидии

Бюджетный кодекс РФ регламентирует предоставление субсидий в соответствии с определенными целями.

Субсидии для развития бизнеса

  • Государство и региона чаще всего осуществляют поддержку среднего и малого бизнеса. Бюджет берет на себя некоторую часть расходов, снижая нагрузку на предпринимателя. Бизнесмен может использовать средства для расширения дела. При этом налоговые платежи возрастают с ростом доходов.
  • Также бюджетными средства поддерживаются бизнесмены, осуществляющие социально значимый бизнес, которые практически нерентабелен.

Пример. Предприниматель работает в сельской местности и развивает сельское хозяйство, оказывая при этом социальную помощь гражданам. Но бизнес себя не окупает и стоит на грани разорения. В этом случае власти региона могут предоставить субсидии для поддержки бизнеса.

  • Еще одной целью является помощь начинающим бизнесменам для запуска деятельности. В этом случае имеет место конкурс среди желающих.

Субсидии физическим лицам

Этот вид выплат назначается малоимущим и социально незащищенным гражданам. Целью субсидирования является облегчение бремени обеспечения денежными средствами для неотложных нужд.

Субсидии бюджетам регионов и муниципалитетов

Система бюджета в России построена по вертикали: часть средств уходит в федеральную казну, а вторая в местную или региональную. Субсидии выделяются для софинансирования нижестоящих бюджетов.

Кто может получить субсидию

В соответствии с действующим законодательством на помощь могут претендовать как физические, так и юридические лица.

Физические лица

Получателями могут быть лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Это малоимущие, многодетные семьи, инвалиды, безработные, пострадавшие от техногенных и природных катастроф, а также лица, которые нуждаются в улучшении условий проживания.

Юридические лица

Среди юридических могут получить финансовую поддержку следующие категории:

  • государственные и муниципальные учреждения или предприятия;
  • коммерческие организации, занимающиеся каким-либо определенным видом деятельности;
  • некоммерческие организации, реализующие социальную деятельность.

Часто государство финансирует организации для поддержки какой-либо определенной деятельности или для стимулирования помощи населению от этих самых организаций.

Как оформить субсидию

Каждый вид поддержки имеет свои особенности оформления. Рассмотрим, как оформить субсидию подробнее.

Софинансирование оплаты услуг ЖКХ

Оформить финансовую поддержку можно в Городском центре коммунальных субсидий, в МФЦ или через сайт Госуслуг. Заявление подается лично, онлайн или при помощи почты. При этом оформление может осуществляться только собственником или нанимателем. На основании Постановления Правительства №761 можно составить доверенность на члена семьи.

Потребуются следующие документы:

  • паспорт или свидетельства о рождении всех членов семьи;
  • свидетельство о собственности или договор аренды;
  • счета по оплате ЖКУ;
  • документы о наличии доходов или их отсутствии на всех членов семьи;
  • реквизиты для перечисления сумм поддержки;
  • заявление на получение субсидии.

Могут понадобится и другие документы, поэтому лучше обратиться в МФЦ, где точно скажут об условиях получения выплат. Компетентные органы принимают решение в течение 10 рабочих дней с момента подачи заявления.

Жилищные субсидии

Для получения субсидии нужно лично обратиться в компетентные органы с предварительно подготовленными документами, куда входят:

  • заявление в установленной форме;
  • паспорт или свидетельство о рождении всех членов семьи;
  • свидетельство о собственности или другое подтверждение права на собственность;
  • справка о составе семьи;
  • сведения о доходах и лицевом счете;
  • счета или чеки об оплате ЖКУ.

Если нет возможности обратиться лично, то можно подать заявление онлайн на сайте госуслуг, при помощи почты или по доверенности через представителя. Обработка заявки осуществляется в течение 10 рабочих дней.

Субсидии на детей

Для получения субсидии необходимо обратиться в Управление социальной защиты населения (по адресу официальной регистрации), в Многофункциональный Центр, в Пенсионный Фонд России, в отдел субсидирования или воспользовавшись сайтом Госуслуги.

Выплаты зависят от положения семьи и возраста ребенка. Для детей до 3 лет, которые являются первенцем можно получить пособие до 7600 рублей, на ребенка до 16 лет (если умер один из родителей) при показателе заработка ниже МРОТ и для детей до 18 лет на тех же условиях.

Важно! При поступлении ребенка на очную форму обучения в ВУЗ, то выплаты продолжают начисляться до получения диплома.

Для получения субсидии необходимо подготовить следующие документы:

  • паспорт или свидетельство о рождении всех членов семьи;
  • справка о составе семьи; с места работы (если есть); ; ;
  • среднедушевой доход.

Обработка заявки осуществляется в течение 10 рабочих дней.

Субсидии на открытие и развитие бизнеса

Для получения выплаты по данному основанию необходимо пройти следующие этапы:

Обратиться за помощью можно как в центр занятости, так в администрацию города, Торгово-промышленную палату, Гарантийные фонды и другие организации. Список документов различен и зависит от выбранного органа.

Субсидии инвалидам

Инвалиды в большей степени могут рассчитывать на получение различной финансовой поддержки от бюджета. За финансирование данной категории граждан отвечает Региональное управление социальной защиты. Оформить можно как по между проживания, так и по месту регистрации.

Наиболее часто инвалиды получают субсидии на жилье. Рассмотрим подробнее этом вид социальной поддержки населения.

Инвалиды могут претендовать на получение выплаты на жилую площадь при соблюдении следующих условий:

  • размер жилой площади меньше установленного минимального уровня;
  • имущество не соответствует требованиям санитарии и техническим показателям;
  • в квартире или доме проживают сразу несколько семей с различными заболеваниями, которые создают опасность для здоровья и жизни инвалида;
  • отсутствие жилья.

Сумма рассчитывается так: средняя стоимость квадрата в регионе умножается на норматив жилой площади в 18 квадратных метров.

Обратите внимание! Цена и минимальный уровень жилой площади может меняться в различных регионах, поэтому информацию нужно получать в соответствующем органе.

Для получения субсидии потребуются следующие документы:

  • официальное обращение о регистрации на получение собственности;
  • документы, которые подтверждают необходимость улучшения условий проживания;
  • справка медицинской экспертизы, которая подтверждает присвоение группы;
  • лицевой счет в банке;
  • сведения из домовой книги.

Этот перечень не является строгим и может меняться в зависимости от законодательства регионов.

Субсидии по автокредитованию

Получить субсидию можно в банке, который есть в перечне Министерства промышленности и торговли. Выплата является кредитом на льготных условиях, при которых государство оплачивает некоторое процентное отношение от суммы.

Этапы оформление кредита на льготных условиях:

  1. Выбор авто, которое подпадает под государственную программу.
  2. Расчет автокредита в банке, который содержится в перечне Министерства.
  3. Сбор документов.
  4. Проверка документации.
  5. Вынесение решения по вопросу выдачи кредита.
  6. Оформление КАСКО.
  7. Внесение первого взноса.
  8. Подписание договора.
  9. Получение автомобиля в распоряжение.

Денежные средства поступают на счет на следующий день, после одобрения финансирования. Сама субсидия перечисляется на второй день. Для оформления будущему владельцу машины потребуются следующие документы:

  • паспорт;
  • водительское удостоверение; ;
  • трудовая книжка или трудовой договор;
  • документы супруга, если он выступает поручителем.

Оформить заявку можно как в МФЦ, так и на сайте Госуслуг.

Субсидии при техногенных и природных катастрофах

Для получения и можно обратиться в Управление социальной защиты населения по месту жительства, в МФЦ, в ПФР, в организацию по субсидированию или воспользовавшись сайтом Госуслуги.

Военные субсидии

Офицеры могут воспользоваться помощью государства, после того, как они встали на учет в качестве лица, которому требуется выплата субсидии. Оформить такой статус можно в исполнительном органе.

Потребуется следующий перечень документов:

  • заявление;
  • паспорт или свидетельство о рождении всех членов семьи;
  • свидетельство о заключении или расторжении брака;
  • домовая книга;
  • лицевые счета на последние пять лет;
  • справка о воинском стаже, данные о послужном списке и личное дело.

Для получения субсидии необходимо обратиться в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны. Исполнительный орган может запросить и другие документы, поэтому предварительно нужно проконсультироваться с должностными лицами.

Основания прекращения выплат субсидии

Субсидии могут перестать выплачивать в соответствии со следующими основаниями:

  • доход семьи увеличился и стал превышать минимальный допустимый уровень, то есть заявитель может обеспечить себя самостоятельно;
  • заявитель изменил место проживания и официальной регистрации: изменилась привязанность к региону, в котором установлена выплата;
  • заявитель при оформлении финансовой помощи предоставил ложные сведения;
  • при слишком большой задолженности (ЖКУ, кредит или другие уплаты);
  • изменение состава семьи: один из детей вырос и перестал быть иждивенцем. Это приводит к тому, что средний доход на одного члена семьи увеличивается и основания для предоставления субсидии исчезают;
  • банкротство юридического лица или ИП, а также выявление мошенничества в их деятельности.

Органы, предоставившие разрешение на получение субсидии, контролируют ситуацию заявителя и своевременно принимают меры по прекращению выплат.

Ответственность и обязанности получателей субсидии

Получить финансовую помощь это только полдела. Нужно понимать, что получатель несет ответственность и обязанности при оформлении субсидии.

Так как субсидирование имеет целевой характер, то к его использованию предъявляются особые требования:

  • Заявитель несет ответственность за предоставление достоверной информации и документации. При недостоверных данных претендент получил отказ.

Обратите внимание! Предоставление заведомо ложных сведений и подделка государственных документов влечет за собой более серьезные последствия, чем обычный отказ в предоставлении субсидии. Вплоть до уголовной ответственности.

  • Если у получателя сложилась ситуация таким образом, что увеличился доход или любым другим образом улучшилась ситуация, то выплаты могут уменьшиться или полностью прекратиться. Гражданин обязан в течение одного месяца предоставить такую информацию в орган, назначивший субсидию.

Интересен момент и о целевом использовании средств. Получатель не имеет права потратить субсидию на нецелевое назначение. Также финансовая помощь оказывается только на определенные траты с конкретной максимальной суммой.

Например, нельзя получить средства на покупку дорогой машины, земельного участка, дорогостоящей недвижимости или каких-либо предметов роскоши.

Как продлить субсидию

Продлить субсидию можно в МФЦ, через Госуслуг или при помощи почты. Также можно назначить доверенное лицо. Для продления понадобятся все те же документы, которые были нужно при первом оформлении, но только за последний период времени.

Заявитель должен подготовить документы и подать их в МФЦ (или другой орган в зависимости от вида субсидии). Должностные лица проверят достоверность информации и назначат продление выплаты. Стандартно вопрос рассматривается в течение 10 рабочих дней с момента подачи заявления. При положительном решении субсидия будет пересчитана и продлена.

В 2020 году были некоторые изменения из-за ситуации с коронавирусом, поэтому часть субсидий продлевается автоматически для уменьшения скопления людей.

Пример. Выплаты на ЖКУ, истекающие с 1 апреля по 1 октября продлеваются на полгода автоматически в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 года №420.

Телефон горячей линии по вопросам субсидий

Получить точную информацию о размере, назначении и требования можно по номеру телефона организации, предоставляющей субсидии.

Москва и МО

Россия

В списке представлены горячие линии и номера главных отделов организаций. Заявитель будет перенаправлен в свой региональный отдел для получения более точной информации по своему вопросу.

Анастасия Кривельская-Ершова

Окончила МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности журналистика. Несколько лет проработала автором в ведущих финансовых изданиях - ПРАЙМ, ТАСС и других известных в РФ компаниях.

На что выдаются субсидии


Адресные субсидии на жилье выдаются в двух форматах: на уплату части процентов за пользование кредитами, выдаваемыми банками на строительство жилья в экономичных многоквартирных и блокированных жилых домах, включенных в Перечень (график), утверждаемый Министерством архитектуры и строительства РБ (далее – Перечень (график)), реконструкцию жилых помещений, и субсидий на уплату части процентов совместно с субсидией на погашение основного долга по этим кредитам.

Предоставление субсидий на погашение кредитов, выдаваемых на пприобретение жилья, Указом № 240 не предусмотрено.

От льготных кредитов данная форма государственной поддержки отличается тем, что компенсации выплачиваются из бюджета не банку, а напрямую гражданину.


Кто имеет право на получение субсидии


Все субсидии, и на погашение процентов, и на погашение основного долга, выдаются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

На погашение процентов субсидии выдаются:

На погашение основного долга совместно с получением субсидии на уплату части процентов субсидии выдаются:

  • многодетным семьям, имеющим троих и более несовершеннолетних детей;
  • молодым семьям из числа малообеспеченных при рождении (усыновлении, удочерении) первого и (или) второго ребенка;
  • детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
  • гражданам, являющимся нанимателями жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда, предоставленных им как детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, — в течение срока действия заключенного с ними срочного договора найма жилого помещения социального пользования;
  • гражданам, в составе семей которых имеются дети-инвалиды, а также инвалиды с детства I и II группы.

Размер субсидий на уплату части процентов составляет:

  • многодетным семьям, имеющим троих несовершеннолетних детей (на дату подачи заявления о предоставлении субсидий — это условие обязательное для расчета всех размеров субсидий) — ставка рефинансирования, увеличенная на 2%, но не более процентной ставки по кредиту, установленной кредитным договором;
  • многодетным семьям, имеющим четверых и более несовершеннолетних детей, — ставка рефинансирования, увеличенная на 3 процентных пункта.
  • многодетным семьям, имеющим не менее троих детей в возрасте до 23 лет, а также детям-сиротам, — ставка рефинансирования, увеличенная на 2 процентных пункта.
  • иным гражданам, перечисленным в пп. 1.2 п. 1 Указа № 240, — ставка рефинансирования, уменьшенная на 2 процентных пункта.

Размер субсидий на погашение основного долга:

  • при наличии троих несовершеннолетних детей — в размере 95% от суммы основного долга по кредиту;
  • при наличии четверых и более несовершеннолетних детей — в размере 100% от суммы основного долга по кредиту;
  • молодым семьям, указанном в абзаце 3 пп. 1.4. п. 1 Указа № 240 при рождении (усыновлении, удочерении) первого ребенка — в размере 10% от суммы основного долга по кредиту; при рождении (усыновлении, удочерении) второго ребенка — в размере 20% от суммы основного долга по кредиту.
  • субсидия для лиц из числа детей-сирот и граждан, являющихся нанимателями социального жилья, предоставленного им, как детям-сиротам, а также для граждан, в составе семей которых имеются дети-инвалиды, а также инвалиды с детства I и II группы — в размере 50% от суммы основного долга по кредиту.

Размер субсидии будет меняться при изменении состава семьи (меняется состав семьи — пересчитывается базовая стоимость кредита, вносятся изменения в решение районной администрации и изменяется размер субсидии).

Решение о предоставлении субсидий принимается районными администрациями г.Минска.

Как выдаются субсидии


Строго при подходе очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий и относящимся к категории малообеспеченных (определенных с таким условием Указом № 13).

Гражданин, имеющий право на получение государственной поддержки, направленный при подходе его очереди на строительство жилья в доме, включенном в Перечень (график), обращается с заявлением о предоставлении субсидии в администрацию района г.Минска про месту пребывания на учете (для состоящих на учете в госорганах – первоначально обращается в госорган, который утверждает список и направляет его в администрацию района по территориальной принадлежности).

Районная администрация (или госорган при утверждении списка) запрашивают необходимые сведения и документы:

  • сведения о пребывании на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
  • сведения о соблюдении очередности в госоргане;
  • сведения об имеющихся в собственности жилых помещениях;
  • информацию о получении (неполучении) льготных кредитов и субсидий после 01.01.2004г.;
  • сведения о доходах и имуществе;
  • справку о стоимости строительства (реконструкции) жилого помещения;
  • обязательство о сдаче государственного жилого помещения, если в нем не остаются проживать члены семьи.

Очередник подает заявление в районную администрацию о выделении ему субсидии, районная администрация на основании заявления и истребованных документов принимает решение о предоставлении такой субсидии с определением размера максимально нормируемой стоимости. Затем гражданин обращается в банк, заключает с ним договор на кредитование. Банк после заключения кредитного договора с гражданином направляет сведения в Мингорисполком для перечисления сумм субсидий.

Порядок оказания гражданам государственной поддержки по Указу № 240


Этап 1. Принятие районным, городским исполнительным и распорядительным органом, местной администрацией (далее – исполком) решения о предоставлении гражданину субсидии на уплату части процентов за пользование кредитом (далее – субсидия на уплату части процентов), либо субсидии на уплату части процентов совместно с субсидией на погашение основного долга по такому кредиту (далее – субсидии).

Пошаговые действия исполкома и гражданина:

Шаг 1. Исполком по месту постановки гражданина на учет нуждающихся по месту жительства приглашает его в соответствии с очередностью постановки на такой учет для выдачи направления на заключение договора создания объекта долевого строительства.

Шаг 2. Исполком разъясняет гражданину условия, размер и порядок получения государственной поддержки в виде субсидии на уплату части процентов (субсидий) на строительство (реконструкцию) жилья. Информирует гражданина о банках, предоставляющих коммерческие кредиты с использованием гражданами господдержки по Указу № 240.

Шаг 3. Гражданин, направленный в порядке очередности на строительство жилья с использованием субсидируемого кредита, в установленном порядке заключает договор создания объекта долевого строительства. Шаг 4. После заключения договора создания объекта долевого строительства гражданин подает в исполком** по месту постановки на учет нуждающихся по месту жительства заявление на предоставление ему субсидии на уплату части процентов (субсидий).

Шаг 5. Исполком на основании заявления, поданного гражданином, запрашивает и получает сведения и документы, необходимые для принятия решения о предоставлении субсидии на уплату части процентов (субсидий). Шаг 6. Исполком определяет право гражданина на получение господдержки в соответствии с Указом № 240. Шаг 7. Исполком определяет максимальную нормируемую стоимость жилого помещения для предоставления субсидии на уплату части процентов (субсидий).

Шаг 8. Исполком принимает решение о предоставлении субсидии на уплату части процентов (субсидий) в определенных Указом № 240 размерах.

Шаг 9. Исполком информирует гражданина о принятом решении путем предоставления выписки из решения (копии решения).

Шаг 10. Гражданин после получения выписки из решения (копии решения) о предоставлении субсидии на уплату части процентов (субсидий) обращается в банк, осуществляющий выдачу субсидируемых кредитов на строительство (реконструкцию) жилья, для заключения кредитного договора на получение такого кредита в соответствии с выпиской (копией решения).

Шаг 11. Гражданин предоставляет в банк выписку из решения (копию решения) о предоставлении субсидии на уплату части процентов (субсидий) и документы, перечень которых определяется банком.

Этап 2. Предоставление кредита на строительство (реконструкцию) жилья с использованием субсидии на уплату части процентов (субсидий).

Пошаговые действия учреждения банка :

Шаг 1. Заключает с гражданином кредитный договор на получение субсидируемого кредита на строительство (реконструкцию) жилья.

Шаг 2. Информирует гражданина о сумме собственных средств, подлежащих внесению на уплату процентов и основного долга по субсидируемому кредиту.

Шаг 3. Направляет в исполком, принявший решение о предоставлении гражданину субсидии на уплату части процентов (субсидий), копию кредитного договора, заверенную в установленном порядке

Шаг 4. Ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, формирует и направляет в исполком сведения с указанием ФИО и идентификационного номера кредитополучателя, суммы задолженности по субсидируемому кредиту, и суммы ежемесячного платежа на погашение основного долга по кредиту и (или) уплату части процентов исходя из размеров субсидий, установленных в решении исполкома.

Этап 3. Перечисление субсидии на уплату части процентов (субсидий).

Пошаговые действия Мингорисполкома:

Шаг 1. Обеспечивает сверку и учет предоставленных банками сведений.

Шаг 2. Ежемесячно, не позднее последнего рабочего дня месяца, перечисляет гражданам в банк суммы субсидии (субсидий).

Шаг 3. На основании письменных обращений граждан, являющихся получателями субсидии на уплату части процентов (субсидий), информирует их о суммах предоставленной им субсидии (субсидий).

-------------------------------------------
* При постановке граждан на учет нуждающихся по месту военной службы (службы, работы), по месту службы (работы) они направляются в установленном порядке на строительство жилья госорганами (организациями), в которых состоят на таком учете.

** Граждане, состоящие на учете нуждающихся по месту военной службы (службы, работы) в силовых ведомствах, подают заявления о предоставлении субсидии на уплату части процентов (субсидий) в исполкомы по месту нахождения этих силовых ведомств после утверждения их силовыми ведомствами в списках на получение такой субсидии (субсидий). Граждане, состоящие на учете нуждающихся по месту работы (службы) в иных госорганах (организациях), направленные в установленном порядке на строительство жилья, подают заявления о предоставлении субсидии на уплату части процентов (субсидий) в исполкомы по месту нахождения госорганов (организаций), в которых они состоят на таком учете, при подходе их очереди на предоставление такой субсидии (субсидий) с учетом даты постановки на учет нуждающихся, определяемой рай(гор)исполкомами.

Елизавета Кобрина

Бизнес сможет взять льготный кредит под 2 % на возобновление деятельности с 1 июня по 1 ноября 2020 года. Если выполнить все условия, кредит можно будет не возвращать совсем или вернуть только половину. Разберёмся с правилами программы.

Спишут больше кредитов — важные изменения в правилах с 1 декабря 2020

Правительство уточнило правила выдачи льготных кредитов постановлением от 30.11.2020 № 1976. Теперь выполнить условия для полного списания кредита стало проще. Вот основные изменения:

Кто может взять кредит на возобновление деятельности

Правила выдачи кредита установлены постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 № 696 (далее — Правила). Кредит могут получить работодатели — юридические лица и ИП, которые относятся хотя бы к одной из трёх категорий:

  1. Работают в отрасли из списка наиболее пострадавших от коронавируса. Перечень утверждён постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434.
  2. Работают в отрасли, которая требует поддержки для возобновления деятельности. Перечень утвержден приложением № 2 к Правилам.
  3. Попадают в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые получают меры поддержки из-за коронавируса.

Малые предприятия и микропредприятия могут взять кредит по основному или дополнительному коду ОКВЭД. Средние и крупные — только по основному.

Вид деятельности должен быть указан в ЕГРЮЛ или ЕГРИП на 1 марта 2020 года. Поэтому сейчас нет смысла дополнять реестр новыми кодами ОКВЭД.

Кредит дают только действующим предприятиям. Тем, кто находится в процессе банкротства, приостановил свою деятельность или прекратил бизнес как ИП кредит не одобрят.

Эти условия должны выполняться и заёмщиками, в отношении которых проведена реорганизация по решению Правительства или органа исполнительной власти субъекта, по состоянию на дату завершения реорганизации.

Какую максимальную сумму кредита можно взять

Банки принимают заявления на кредит с 1 июня по 1 ноября. Максимальная сумма зависит от:

  • количества работников на 1 июня 2020 года (СЗВ-М за апрель для тех, кто обратился до 25 июня 2020 года);
  • расчётного размера оплаты труда — МРОТ с учётом районного коэффициента, процентных надбавок и 30 % страховых взносов;
  • продолжительности базового периода по кредитному договору — число полных месяцев с даты заключения по 1 декабря 2020 года.

Максимальная сумма кредита рассчитывается по формуле:

Максимальная сумма в месяц = Расчётный размер оплаты труда × N работников × N полных месяцев в базовом периоде

Раньше в постановлении было прописано, что деньги выдаются ежемесячно в пределах суммы, которая равна 2 × расчётный размер оплаты труда × численность сотрудников. Теперь это правило убрали.

Максимальная сумма кредита составит: (12 130 рублей × 1,15 районный коэффициент × 1,3 страховые взносы) × 45 человек × 6 месяцев = 4 896 274,5 рубля.

На что потратить полученные деньги

Кредит дают на возобновление деятельности. В Правилах под ним понимают расходы, которые связаны с осуществлением предпринимательской деятельности заёмщика.

В этот список попадают и следующие затраты:

  • зарплата работникам;
  • оплата основного долга и процентов по льготному кредиту, утверждённому постановлением Правительства РФ от 30.12.2018 № 1764.
  • оплата основного долга и процентов по кредиту на поддержку и сохранение занятости, утверждённому постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 422.

Раньше в Постановлении было указано, что все расходы должны подтверждаться документами, а зарплата не должна быть больше той, что указана в трудовом договоре.

Деньги нельзя тратить на выплату дивидендов, выкуп собственных акций или долей в уставном капитале и благотворительность.

Как погашать льготный кредит

Условия погашения кредита зависят от того, насколько у вас сократилась численность персонала. В зависимости от этого весь срок кредитного договора делится на три периода:

  1. Базовый период — с даты заключения договора до 1 декабря 2020 года. Он есть у всех заёмщиков.
  2. Период наблюдения — с 1 декабря 2020 года по 1 апреля 2021 года. Начинается для заёмщиков, у которых численность персонала не опустилась ниже 80 % от численности на 1 июня или от численности по СЗВ-М за май для тех, кто взял кредит до 25 июня 2020 года.
  3. Период погашения — три месяца после базового периода или периода наблюдения. Не наступает для тех, кто выполнил все условия для списания кредита.

Если бизнес на 1 марта 2021 года сохранит численность сотрудников на уровне не меньше 90 % по отношению к 1 июня 2020 и выполнит остальные условия, то долг спишут полностью.

Отдельные правила для тех, кто подал заявление до 25 июня действуют и тут. Им спишут кредит полностью, если численность работников на 1 марта 2021 года составляет не меньше 90 % от численности в СЗВ-М за май 2020 года.

Сумму списанного долга можно не учитывать в составе доходов как для налога на прибыль, так и для НДФЛ.

Схема погашения выглядит так:


За время базового периода штат организации сократился на 30 %, поэтому она переходит в период погашения и должна вернуть кредит равными частями в течение трёх месяцев. До полного погашения банк будет начислять проценты на оставшийся долг, но уже по стандартной ставке. Так, ежемесячно придётся выплачивать 673 333,33 рубля плюс проценты банка, начисленные за период погашения.

Как банк контролирует работу компании

Минэкономразвития 30 июля 2020 года опубликовало письмо № Д13и-24303, в котором ответило на вопросы кредитных организаций о порядке выдачи кредитов и контроля за соблюдением условия для невозврата. Мы собрали самое интересное.

Численность работников компании. Банк самостоятельно проверяет численность штата компании по данным налоговой. Для этого у ФНС есть специальная блокчейн-платформа. В ней содержатся данные по страховым взносам, которые работодатели ежемесячно сдают в ПФР.

Чтобы банк списал хотя бы половину задолженности, нужно сохранить 80 % штата. Долю посчитают от численности на 1 июня 2020 года, а тем, кто брал кредит до 25 июня, от численности из СЗВ-М за май.

Корректировочные СЗВ-М за период июнь–ноябрь можно сдавать до 25 декабря 2020 года, а за период декабрь–март — до 15 апреля 2021 года. Они помогут сделать так, чтобы банк пересмотрел условия о переводе в период погашения.

Работа в пострадавшей отрасли. В требованиях для получения кредита нет условия о том, что бизнес обязан по факту вести деятельность из перечня пострадавших отраслей. Достаточно иметь подходящий код в реестре ЕГРИП или ЕГРЮЛ на 1 марта 2020 года. Банки не должны проверять, чем на самом деле занимается компания. Если вам отказали в выдаче кредита, ссылаясь на то, что вы не работаете по нужному виду деятельности, попробуйте обратиться в банк снова и сослаться на письмо № Д13и-24303.

Как получить кредит на возобновление деятельности

Кредитный договор с банком можно заключить в период с 1 июня по 1 ноября 2020 года. Чем раньше подадите заявление, тем больше денег сможете запросить. Срок кредитования — до 30 июня 2021 года.

  1. Заявление на получение кредита.
  2. Учредительные и правоустанавливающие документы.
  3. Бухгалтерская отчётность на последнюю дату.
  4. Отчёт СЗВ-М на последнюю дату, если хотите взять кредит для выплаты зарплаты.
  5. Справка о размере задолженности по кредиту в стороннем банке, если берёте кредит для погашения долга.
  6. Документы, подтверждающие залоговое обеспечение, если берёте кредит для рефинансирования другого кредита с залогом.
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Читайте также: