Чем должны обладать граждане рф для регистрации в качестве избирателей

Обновлено: 30.06.2024

Чуева Дарья Ивановна, студентка 3-го курса юридического факультета Московского государственного университета (МГУ) имени М.В. Ломоносова.

В статье рассмотрены правовые основания для включения граждан в списки избирателей; на примере избирательного законодательства субъектов РФ проанализировано соотношение понятий "место пребывания" и "место жительства", а также выявлены основные проблемы в данной сфере.

Ключевые слова: регистрация (учет) избирателей, основания для включения в списки избирателей, "место пребывания" и "место жительства".

Eligibility for the voters' list: Permanent or temporary residence?

Chueva Dariya I., 3rd year student of the Faculty of Law of M.V. Lomonosov Moscow State University (MSU).

Legal grounds for eligibility of citizens for voters' lists are considered in this article. The relation of "temporary residence" and "permanent residence" concepts is analyzed by the example of electoral laws of constituent entities of the Russian Federation, and main problems in this sphere are revealed.

Key words: registration (recording) of voters, eligibility of citizens for voters' lists, "temporary residence" and "permanent residence".

Законодательно установлено, что основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных законами, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка устанавливается органами регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законами, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами. Однако практика проведения выборов показывает, что правовым основанием для участия гражданина в выборах является не сам факт его проживания на соответствующей территории, а наличие регистрации по месту жительства, следовательно, существует прямая связь регистрации (учета) избирателей с другими видами официального учета граждан. Наиболее важным является взаимодействие двух систем регистрационного учета:

а) регистрации (учета) избирателей;

б) регистрационного учета граждан по месту жительства.

Порядок регистрации по месту жительства и пребывания регулируется Законом РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и Постановлением Правительства РФ "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" .

Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 32. Ст. 1227; СЗ РФ. 2015. N 1 (часть I). Ст. 78.
СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2939; 2015. N 11. Ст. 1601.

Одним из конституционных прав гражданина РФ является свобода выбора места жительства. Однако Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения. " возлагает на него обязанность регистрироваться и по месту пребывания, и по месту жительства. Согласно Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства, а регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

На практике разграничение понятий "место пребывания" и "место жительства" при осуществлении учета избирателей вызывает большие трудности. Определение данных понятий содержится в ст. 2 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения. ":

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 24 ноября 1995 г. N 14-П отмечено, что под "местом пребывания" и "местом жительства" подразумевается определенное юридическое состояние, возникающее при регистрационном учете граждан РФ по месту пребывания и месту жительства; при этом "место жительства" может означать как "постоянное проживание", так и "преимущественное проживание" и согласно закону не всегда совпадает с фактическим проживанием гражданина в жилых помещениях, определяемых как постоянное или преимущественное место жительства.

СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4692.

Также согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ наличия регистрации достаточно для органов, осуществляющих учет избирателей и направляющих сведения о них в соответствующие комиссии, а регистрация должна рассматриваться в качестве одного из оснований для включения гражданина в список избирателей по месту жительства.

СЗ РФ. 1996. N 16. Ст. 1909.

СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253; 2015. N 6. Ст. 886.

Это привело к тому, что лишь в субъектах РФ, предусмотревших в своем законодательстве подобную возможность, избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства, свободно реализуют свое избирательное право. На сегодняшний день всего около 20 субъектов РФ (Воронежская область, Забайкальский край, Чукотский автономный округ, Хабаровский край, Псковская область и др.) закрепили в своем законодательстве возможность участия в выборах граждан, не имеющих регистрации по месту жительства.

Собрание законодательства Воронежской области. 2007. N 6. Ст. 199; Информационная система "Портал Воронежской области в сети Интернет". URL: http://www.govvm.ru (дата обращения: 04.03.2015).
Забайкальский рабочий. 2012. N 127 - 129; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 09.12.2014).
Сборник законов Чукотского автономного округа "Ведомости". 2000. N 3 (38); 2015, N 8 (694).

В зависимости от того, какое правовое основание - регистрация по месту жительства или по месту пребывания в общежитии - будет закреплено в законодательстве субъекта РФ, зависит возможность реализации активного избирательного права на региональных и муниципальных выборах.

Законодательство о выборах большинства субъектов РФ не предусматривает возможности наделения активным избирательным правом граждан, место жительства которых расположено за пределами избирательного округа. Такой же подход был закреплен и в новых субъектах РФ - Республике Крым и г. Севастополе, где основанием для включения в списки избирателей на выборах 14 сентября 2014 г. стало наличие штампа о регистрации в Крыму или Севастополе соответственно. При этом избиратели могли принять участие в голосовании по российскому, украинскому и советскому паспортам.

По мнению К.В. Арановского и С.Д. Князева, существует два способа решения проблемы, связанной с допуском к голосованию граждан, не имеющих регистрации по месту жительства.

Первый способ связан с отказом от императивного порядка регистрации (учета) избирателей и переходом к заявительной (инициативной) процедуре, при которой включение граждан в списки избирателей без обращения самих граждан невозможно. Как отмечает К.В. Арановский, переход к подобной модели недопустим из-за неизбежного снижения избирательной активности граждан вследствие нежелания или невозможности предварительного обращения для включения в списки избирателей со стороны значительной части населения. Несмотря на то что введение института заявительной регистрации сопряжено с риском потери значительной части избирателей и, как следствие, может привести к искажению самой природы выборов, по мнению некоторых авторов, введение подобной модели будет способствовать более ответственному участию граждан в выборах, а также предоставит им больше свободы в определении территории своего голосования .

Арановский К.В. Всеобщее избирательное право в его ценностных основаниях и издержках // Российский юридический журнал. 2010. N 4 (73).

Второй способ связан с внесением коррективов в существующий порядок учета избирателей. Например, следует зафиксировать в действующем законодательстве положения, в соответствии с которыми будет определяться принадлежность граждан к избирательному округу .

Арановский К.В., Князев С.Д. Еще раз об активном избирательном праве российских граждан, не имеющих регистрации по месту жительства // Сравнительное конституционное обозрение. 2012. N 5.

Литература

  1. Арановский К.В. Всеобщее избирательное право в его ценностных основаниях и издержках // Российский юридический журнал. 2010. N 4 (73).
  2. Арановский К.В., Князев С.Д. Еще раз об активном избирательном праве российских граждан, не имеющих регистрации по месту жительства // Сравнительное конституционное обозрение. 2012. N 5.
  3. Безруков А.В. Проблемы обеспечения избирательных прав граждан в контексте преобразований федерального законодательства о выборах // Российское право: образование, практика, наука. 2009. N 4 (57).
  4. Буравченко И.Л. Конституционно-правовой статус избирателя в Российской Федерации: автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2010.
  5. Вискулова В.В. Конституционное право граждан избирать и быть избранными: к условности и динамичности основ // Конституционное и муниципальное право. 2015. N 3. С. 31 - 38.
  6. Горяный С.В. К вопросу о понимании содержания понятия "избирательные права" // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 5. С. 27 - 30.
  7. Дуксин П.А. Конституционные ограничения избирательных прав граждан Российской Федерации, находящихся в местах лишения свободы по приговору суда: автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2010.
  8. Кузнецова О.В. Реализация конституционного принципа равенства прав граждан России в пассивном избирательном праве: автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2010.
  9. Сиваченко А.Н. Конституционно-правовой механизм реализации избирательных прав граждан в Российской Федерации: автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2012.
  10. Смирнова М.А. Конституционно-правовые ограничения пассивного избирательного права в Российской Федерации: автореф. дис. . канд. юрид. наук. Владикавказ, 2012.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума, либо нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, участников референдума, либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, участников референдума -

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Комментарии к ст. 5.1 КОАП РФ

1. Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с избирательными правами граждан и правом на участие в референдуме, в частности с установленным законодательством правом граждан на ознакомление со списком избирателей (списком лиц, имеющих право участвовать в референдуме).

2. Право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме зафиксировано в ч. 2 ст. 32 Конституции РФ. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с дальнейшими изм. и доп.) конкретизирует содержание данных конституционных прав граждан и устанавливает гарантии их соблюдения и реализации.

3. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина в выборах является добровольным.

Право граждан избирать (активное избирательное право) наступает по достижении 18 лет. Право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (пассивное избирательное право) наступает по достижении возраста, установленного Конституцией РФ (21 год - для избрания в депутаты Государственной Думы, 35 лет и постоянное проживание в Российской Федерации не менее 10 лет - для избрания в качестве Президента России), а также федеральными законами. Законодательством субъекта РФ могут учитываться дополнительные условия реализации гражданами РФ пассивного избирательного права, связанные с достижением определенного возраста. Установленный минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года на день голосования по выборам в законодательный орган государственной власти субъекта РФ и в органы местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

Не имеют права избирать и быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Не имеют права быть избранными граждане РФ, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором РФ.

4. Упоминаемый в диспозиции данной статьи референдум - это всенародное голосование по какому-либо важному вопросу общегосударственного, регионального или местного значения, право на участие в котором установлено также ч. 2 ст. 32 Конституции РФ. Порядок организации и проведения референдума Российской Федерации установлен Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" (с изм. и доп.). Референдум субъекта РФ и местный референдум проводятся в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", конституциями, уставами, законами субъектов РФ, а также уставами муниципальных образований. Участвовать в референдуме имеют право граждане, достигшие 18 лет. Права граждан, участвующих в референдуме, правила и процедуры проведения которого во многом совпадают с выборами, аналогичны правам, установленным законодательством о выборах (например, включение в списки избирателей (участников референдума), образование избирательных участков (участков референдума), деятельность избирательных комиссий (комиссий референдума), голосование, подсчет голосов и т.п.).

5. К числу гарантий избирательных прав граждан и прав на участие в референдуме относятся порядок и правила включения их в списки избирателей (ст. 17 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст. ст. 26 - 28 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", ст. ст. 15 - 17 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", ст. ст. 42 - 44 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" и др.).

Гражданин Российской Федерации включается в список избирателей (участников референдума) только на одном избирательном участке (участке референдума). В списке должны быть указаны полные данные избирателей и участников референдума - фамилия, имя, отчество, год рождения (для лиц в возрасте 18 лет - дополнительно число и месяц рождения), место жительства.

Список избирателей представляется участковой избирательной комиссией для ознакомления избирателей и дополнительного уточнения данных за 20 дней до дня выборов. Список лиц, имеющих право на участие в референдуме, представляется комиссией референдума для ознакомления участников референдума за 20 дней до дня проведения референдума.

Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, ознакомившись со списком избирателей, участников референдума, вправе подать заявление в участковую избирательную комиссию, комиссию референдума, указав на невключение его в этот список, на любую ошибку или неточность в списке избирателей, участников референдума.

В течение 24 часов, а в день голосования - в течение 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования, участковая избирательная комиссия, комиссия референдума обязана проверить заявление и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления. Вносить какие-либо изменения в списки избирателей, участников референдума после окончания голосования и начала подсчета голосов запрещается.

6. Объективная сторона правонарушения выражается в совершении членом избирательной комиссии (комиссии референдума) действий или бездействия, нарушающих права граждан на ознакомление со списком избирателей (участников референдума), и в частности те из них, которые указаны в диспозиции комментируемой статьи. Например, гражданину было отказано в ознакомлении со списком избирателей (списком лиц, имеющих право на участие в референдуме), или его заявление по поводу невключения в список или по вопросу устранения в списке каких-либо неточностей, ошибок и т.п. не было рассмотрено в установленные законом сроки, или гражданину отказано в выдаче письменного ответа с изложением мотивов отклонения его заявления и т.д.

7. Субъектом данного правонарушения является член участковой избирательной комиссии (комиссии референдума), в том числе председатель, его заместитель, секретарь и другой член комиссии, к которому обратился гражданин с просьбой об ознакомлении со списком и получил отказ, или член избирательной комиссии (комиссии референдума), к которому поступило заявление гражданина или указание председателя комиссии рассмотреть поступившее заявление и который нарушил установленные законом сроки и порядок его рассмотрения.

8. Данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. При наличии в составе правонарушения вины в форме прямого умысла правонарушение является смежным с преступлением, предусмотренным ст. 141 УК РФ, и может быть переквалифицировано по ч. ч. 1 или 2 этой статьи как воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права участвовать в референдуме.

9. Возбуждение дела об административном правонарушении осуществляется прокурором, который выносит мотивированное постановление (ч. 1 ст. 28.4). Дела об административном правонарушении рассматриваются судьями (ст. 23.1) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6).

10. Следует отметить применительно ко всем статьям данной главы, касающимся избирательных прав граждан, что согласно ст. 2.5 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные ст. ст. 5.1 - 5.26, 5.45 - 5.52, 5.56, военнослужащие и иные лица, перечисленные в ч. 1 ст. 2.5, несут административную ответственность на общих основаниях (см. Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ).

В период подготовки к выборам у многих избирателей возникают вопросы, касающиеся избирательного
права и избирательного процесса. В этой рубрике нам хотелось бы привести примеры наиболее часто
повторяющихся вопросов и дать краткий комментарий на каждый из них.

Про нормы, регулирующие порядок организации и проведения выборов

В какие сроки назначаются выборы?

Решение о назначении выборов в федеральный орган государственной власти должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. При назначении досрочных выборов сроки, указанные в настоящем пункте, а также сроки осуществления иных избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

В каких случаях я имею право пригласить на дом члена избирательной комиссии с переносным ящиком для голосования?

В случае если у вас имеется веская причина, по которой вы не сможете в день выборов придти на участок. К таковым по общей практике относится, в первую очередь, болезнь. Обращаться в участковую избирательную комиссию можно начиная за 10 дней до дня голосования и не позднее чем за 6 часов до окончания времени голосования. Комиссия на своем заседании должна рассмотреть ваше заявление и вправе решить, является ли озвученная вами причина неявки на участок уважительной или нет.

Возможно ли исключение гражданина из списка избирателей по собственному желанию?

Согласно пункту 1 статьи 17 указанного Федерального закона списки избирателей, участников референдума составляются на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума.

Исключение гражданина из списка избирателей по желанию самого избирателя законодательством не предусматривается.

Избиратель предъявляет члену участковой избирательной комиссии два паспорта и просит разрешения проголосовать за других граждан (за отсутствующего или болеющего члена семьи, соседа и т.д.). Каковы действия члена участковой избирательной комиссии?

Избирательный участок закрывается в 20 часов. Я пришел ровно в восемь вечера. Мне дадут проголосовать при условии, что за бюллетень я распишусь в книге уже в начале девятого вечера?

Имеют ли право быть избранными в органы власти РФ граждане, имеющие вид на жительство либо гражданство иностранного государства?

Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие вид на жительство, гражданство либо иностранного государства или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Как можно стать членом избирательной комиссии с правом решающего голоса ?

Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Формирование указанных избирательных комиссий осуществляется также на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предложений других политических партий и иных общественных объединений.

Формирование участковой избирательной комиссии также осуществляется на основе предложений представительного органа местного самоуправления, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы и учебы.

Кандидат в состав избирательной комиссии должен представить в территориальную избирательную комиссию:

  • заявление, установленного образца;
  • решение руководящего органа политической партии или общественного объединения, или протокол собрания избирателей по месту жительства, работы, службы и учебы с предложением о включении данного кандидата в состав участковой избирательной комиссии;
  • фотографию 3х4.

Кандидатуры в состав участковой избирательной комиссии заносятся в резерв составов участковых избирательных комиссий, который формирует Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации и проводит их обучение практике работы в составе участковых избирательных комиссий.

В последствии из резерва составов участковых избирательных комиссий территориальные избирательные комиссии своим решением формируют участковые избирательные комиссии.

Как организуется голосование избирателей, подозреваемых в совершении преступления, находящихся в СИЗО?

Согласно Конституции РФ подозреваемые, обвиняемые в совершении преступлений, а также лица, отбывающие административный арест, не лишены активного избирательного права. Участковая избирательная комиссия, находящаяся в границах избирательного участка СИЗО, обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателей, которые внесены в список избирателей на данном избирательном участке и находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. На практике это означает, что гражданину, находящемуся в изоляторе, следует заблаговременно известить участковую избирательную комиссию о месте своего пребывания, чтобы он в день выборов смог проголосовать вне помещения для голосования.

Каков порядок включения в списки избирателей граждан, не имеющих регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации?

Право избирать и быть избранным в органы государственной власти является неотъемлемым конституционным правом каждого гражданина Российской Федерации.

Отсутствие у гражданина Российской Федерации регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации не влечет утрату им избирательных прав.

Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации.

Таким образом, определение мест голосования данной категории избирателей, находящихся на территории конкретного субъекта Российской Федерации, относится к компетенции избирательной комиссии этого субъекта Российской Федерации и нижестоящих территориальных избирательных комиссий.

Информация об избирательных участках с указанием их номеров и границ либо перечня населенных пунктов, мест нахождения участковых избирательных комиссий, помещений для голосования и номеров телефонов участковых избирательных комиссий должна быть опубликована (обнародована) главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Вопросы включения в списки избирателей граждан Российской Федерации, не имеющих регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также на выборах в органы местного самоуправления регулируются соответствующими законами субъектов Российской Федерации.

Каков порядок включения в списки избирателей по месту временного пребывания?

Срок подачи заявления устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в пределах срока, который начинается не ранее чем за 45 дней до дня голосования и заканчивается в 14 часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.

Заявление может быть подано избирателем, участником референдума только лично по предъявлению паспорта (в период замены паспорта — временного удостоверения личности).

Заявление может быть подано с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, если это предусмотрено порядком.

Порядком предусматриваются способы защиты заявления от подделок. Порядком может быть предусмотрено использование в целях указанной защиты специального знака (марки), при этом порядок должен содержать требование об учете специальных знаков (марок), в том числе при их передаче комиссиями.

Избиратель, участник референдума, подавший заявление, может быть включен в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения только на одном избирательном участке, участке референдума.

Избиратель, участник референдума, подавший заявление и явившийся в день голосования на избирательный участок, участок референдума по месту своего жительства может быть включен в список избирателей, участников референдума только по решению участковой комиссии и только после установления факта, свидетельствующего о том, что он не проголосовал на избирательном участке, участке референдума по месту своего нахождения.

В случае включения избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума по месту своего жительства он утрачивает право быть включенным в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения.

Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации порядок включения порядок включения избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума, установленный настоящим пунктом, не применяется. В этом случае закон субъекта Российской Федерации должен предусматривать голосование по открепительным удостоверениям либо досрочное голосование.

РЕГИСТРАЦИЯ (УЧЕТ) ИЗБИРАТЕЛЕЙ - предусмотренные федеральными законами процедуры учета (фиксирования) граждан, обладающих активным избирательным правом, в специальном документе - списке избирателей. Регистрации подлежат все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом. Законом предусмотрено, что основанием для Р.и. является факт их постоянного или преимущественного проживания на соответствующей территории, удостоверенный органами регистрационного учета населения, а в некоторых случаях - временного проживания (это касается граждан РФ, обратившихся в миграционную службу России с ходатайством о признании их вынужденными переселенцами). Обязательства по Р.и. возлагаются на главу муниципального образования, командира воинской части, руководителя дипломатического представительства, консульского учреждения (в отношении граждан РФ, проживающих за пределами территории РФ) по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" закрепляет право избирателя (участника референдума) на беспрепятственный доступ к документированной информации (персональным данным) о себе, в т.ч. находящейся на машиночитаемых носителях, право на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию.

В списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления могут включаться и иностранные граждане, достигшие 18 лет и постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся данные выборы. Новые избирательные законы устанавливают, что военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, при проведении выборов в органы местного самоуправления не включаются в списки избирателей, если они до призыва на военную службу не проживали на территории данного муниципального образования.

Участковой избирательной комиссией список избирателей уточняется на основе поступающих от граждан заявлений о невключении их по каким-либо причинам в список избирателей в течение 24 часов, а в день голосования - в течение 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия обязана проверить такие заявления и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления. Законом запрещается вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей.

Полезное

Смотреть что такое "РЕГИСТРАЦИЯ (УЧЕТ) ИЗБИРАТЕЛЕЙ" в других словарях:

регистрация избирателей — удостоверение права участвовать в выборах, производимое должностным лицом. Назначение Р.и. установить личность имеющего право голоса, чтобы только этот человек мог подавать избирательный бюллетень. В зависимости от того, на ком лежит бремя Р.и.,… … Большой юридический словарь

Список избирателей, участников референдума — перечень граждан, обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме. Списки избирателей, участников референдума составляются в целях реализации прав граждан на участие в голосовании; ознакомления граждан с данными о себе,… … Российское избирательное право: словарь-справочник

Нарушение права граждан на ознакомление со списком избирателей, участников референдума — ответственность за совершение которого установлена ст. 40 1 КоАП РСФСР в виде штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда. Данное административное правонарушение может быть совершено в форме следующих деяний: 1. ; 2 … Российское избирательное право: словарь-справочник

Нарушение порядка предоставления сведений об избирателях, участниках референдума или списков избирателей, участников референдума — ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 40 4 КоАП РСФСР в виде штрафа в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда. Порядок предоставления сведений об избирателях, участниках референдума или списков… … Российское избирательное право: словарь-справочник

Основание для регистрации (учета) избирателей, участников референдума — факт постоянного или преимущественного проживания гражданина Российской Федерации на соответствующей территории, который устанавливается органами регистрационного учета населения в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок… … Российское избирательное право: словарь-справочник

Органы регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту жительства — органы внутренних дел (в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно территориальных образованиях, в которых имеются… … Российское избирательное право: словарь-справочник

Читайте также: