Человек как и другие живые организмы наследуют инстинкты

Обновлено: 02.07.2024

Врождённые инстинкты составляют основу поведения животных, и даже влияют на жизнь человека. Об этом написано много заумных книг, но универсального ответа, что такое врождённые инстинкты, так до сих пор и не найдено. Даже если в этом вопросе опираться на работу ДНК, то придётся сначала разобраться с ним, так как про возникновение ДНК, да и самой клетки, официальная наука, как обычно, лишь строит теории. В тоже время надо учитывать, что ДНК способна влиять на работу клетки, но не всего организма. С другой стороны, как ещё врождённые инстинкты могут попасть в человека, как не за счёт ДНК первых двух родительских клеток. Если думать материалистически, то выходит, что врождённый инстинкт это совокупная работа ДНК всех клеток. Хотя вывод получается далеко не материалистический, потому-что, по логике, тут должно быть что-то объединяющее и это явно не мозг, поскольку у тех же насекомых можно наблюдать невероятные творения в совокупности с полным отсутствием мыслительной деятельности, как таковой.

Пауки плетут свои сети с непревзойдённым уровнем инженерного мастерства при этом могут быстро передвигаться по ним не запутываясь. Морские черепахи сразу после рождения знают, что надо двигаться в сторону воды. Бобры строят свои плотины не обучаясь этому в высших учебных заведениях. Птицы умеют находить дорогу в тёплые края. Кукушки подкладывают яйца в чужие гнёзда так искусно, что хозяева этих гнёзд не замечают подмены. И это не полный список врождённых инстинктов, которыми обладают живые существа.

Конечно же в Ведах есть ответы на вопросы связанные с этим явлением и там это называется влиянием Параматмы - экспансией Всевышнего, или Сверх Души. У каждого живого существа есть сущность, или его "Я" которую в разных религиях и учениях называют по своему. Душой, Духом, Живатмой, Атманом, Дживой итд. Я буду использовать термин Душа, чтобы большинству читателей было понятно. Так вот Душа существа находится в сердце, и рядом с ней присутствует Параматма, или Сверх-Душа, которая выполняет не только функцию, которую мы называем врождёнными инстинктами, но много всего другого. В Ригведе и Мундака-упанишаде Джива и Параматма сравниваются с двумя птицами, сидящими на одном дереве. Джива занята поеданием плодов дерева, в то время как Параматма только наблюдает за своим другом, выступая свидетелем его деятельности. Под плодами дерева подразумеваются кармические реакции, но про карму так просто не сделаешь отступление, про неё надо писать отдельную статью, так что как-нибудь позже напишу, а вы не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить это событие.

Возможности Параматмы не ограничиваются управлением неразумных живых существ. Она управляет работой каждого атома и в тоже время пронизывает всю вселенную. Параматман трансцендентен к знанию и невежеству и не имеет материальных атрибутов. В Бхагавад-Гите говорится, что хотя Параматма и кажется разделена между всеми существами, все же она едина и неделима. Параматма пребывает внутри существ и вне их, далеко и близко, она движущаяся, но при этом неподвижная, непостижимая вследствие своей тонкости. Параматма при этом выполняет роль свидетеля деятельности живых существ. В философии Вишнуизма кроме трех видов Атмана, двух не истинных и одного истинного, также признается существование четвёртой сущности — Дживатмана или индивидуальной души. Дживатман в Вишнуизме обладает вечным бытием, не выступает как полностью тождественный Параматману, а рассматривается как его часть. Сама же Параматма отождествляется с личностным Богом. Таким образом, между Дживатманом и Параматманом Вишнуизма существует вечное различие. Множественность Джив признается реальностью.

Атма-упанишада описывает Параматму, как высшее бессмертное "Я" всех существ и применяет к нему такие эпитеты как: единственный, неделимый, без частей, всепроникающий, лишенный свойств, не обладающий видом, вкусом, запахом, беззвучный и неосязаемый, чистый, незапятнанный, свидетель, непостижимый, немыслимый и неописуемый, бездеятельный, неуничтожимый, не рождающийся и не умирающий, трансцендентный по отношению к прошлым воплощениям. Тогда как внутренний Атман описывается как деятельный, воспринимающий объекты чувств и испытывающий эмоции.

Читайте другие мои статьи, чтобы рассмотреть больше граней всех этих глубинных процессов. По моим расчётам мои статьи должны приблизить вас к пониманию устройства не только нашей вселенной, но и всего материального мира, и даже того, что находится вне материи, а значит находится вне времени и пространства ^_^


Выберите верные суждения о биосоциальном в человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К социальным качествам человека относят стремление к профессиональному успеху.
2) Осознание и переживание человеком нужды в чём-либо, необходимом для поддержания его жизни и развития, называют потребностью.
3) К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребность в общении.
4) К духовным потребностям человека относят потребности в воздухе, питании и поддержании нормального теплообмена.
5 Индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления какой-либо деятельности, называют способностями.


Для выполнения этого задания повторите темы “Биосоциальная природа человека” и “Потребности”
1) верно.
Виды потребностей человека:
– Биологические (естественные, органические) — потребности в пище, сне, размножении и др. Это то, что необходимо для нормального развития человека как индивида.
– Социальные — потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании, стремление к профессиональному успеху и др.
Духовные (идеальные) — потребности в знаниях, творчестве, создании прекрасного и др.
2) да, это определение понятия “потребности”.
3) потребность в общении - социальная потребность.
4) воздух, питание, поддержание теплообмена - биологические потребности человека
5) да, верное определение понятия “способности”.


Выберите верные суждения о личности и её качествах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальные качества личности формируются в процессе труда и общения.
2) Социальная природа человека проявляется в его инстинктах и рефлексах.
3) Человек может стать личностью вне общества.
4) Развитие личности продолжается на протяжении всей жизни человека.
5) Врождённые качества человека оказывают влияние на формирование личности.


Для выполнения этого задания повторите темы “Биосоциальная природа человека”
1) верно, это процесс социализации.
2) нет, инстинкты и рефлексы — проявление биологической природы человека
3) нет, человек становится личностью лишь в обществе, взаимодействуя с другими людьми, общаясь с ними (социализируясь)
4) да, социалиация продолжается всю жизнь
5) да, темперамент, врожденные задатки и т.д. влияют на развитие личности. Человек — это сложно организованное единство биологического и социального. Социальное не сводится к биологическому, а биологическое не утрачивает своего значения в жизни вида Homo sapiens. Человек в процессе своего развития и социализации сохраняет особенности природного существа.


Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Каждый человек обладает биологической и социально-психологической индивидуальностью.
2) Человеку свойственно наличие мышления.
3) Человек, в отличие от других живых существ, обладает способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности.
4) Социальная природа человека проявляется в анатомо-физиологических чертах, строении различных систем и органов, инстинктах и рефлексах.
5)Социальные потребности человека реализуются в его взаимодействиях с другими людьми.


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Человек как результат биологической и социокультурной эволюции”.
1) верно; бтологическая индивидуальность — это, например, форма носа и ушей, цвет глаз и т.д. социально-психологическая индивидуальность — это, например, темперамент, проявляющийся в определенном типе общении
2) верно
3) верно, человек преобразует окружающий мир и осознанно ставит перед собой определенные цели, поведение животных направляется инстинктами, они не создают ничего нового
4) неверно, в анатомо-физиологических чертах, строении различных систем и органов, инстинктах и рефлексах проявляется биологическая природа человека.
5) верно. Например, одна из социальных потребностей человека — потребность в общении, для удовлетворении этой потребности человеку нужно взаимодействовать с другими людьми.
Человек — существо биосоциальное:
1. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования.
2. Человек является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Человек — существо социальное (т.е. общественное). Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется в способности и готовности к общественно полезному труду, в его сознании и самосознании, разуме, мировоззрении, в свободе и ответственности, волевых качествах.
Человек — это сложно организованное единство биологического и социального. Социальное не сводится к биологическому, а биологическое не утрачивает своего значения в жизни вида Homo sapiens. Человек в процессе своего развития и социализации сохраняет особенности природного существа.


Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Неповторимые, оригинальные качества человека называют индивидуальностью.
2) Индивидуальные потребности человека всегда совпадают с потребностями общества, в котором он живёт.
3) Естественные потребности человека связаны с его биологической сущностью.
4) Биологическая сущность человека проявляется через способность и готовность к общественно полезному труду и творчеству, сознание и разум, свободу и ответственность.
5) Только человек обладает способностью использовать природные объекты в процессе удовлетворения потребностей.


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Человек как результат биологической и социокультурной эволюции”.
1) верно, это определение индивидуальности
2) неверно. Выделяют индивидуальные и коллективные потребности, они не всегда совпадают. Например, индивидуальная потребность человека — потребность в личной безопасности, однако в условиях войны солдату приходится подчиниться военному приказу и идти в наступление ради удовлетворения коллективной потребности
3) верно. К естественным потребностям относится потребность в пище, сне, воде, все это необходимо для физического существования человека, то есть связано с биологической сущностью человека.
4) неверно, через способность и готовность к общественно полезному труду и творчеству, сознание и разум, свободу и ответственность проявляется социальная (то есть общественная) сущность человека.
5) неверно, животные также способны использовать природные объекты в процессе удовлетворения потребностей.
Человек — существо биосоциальное:
1. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования.
2. Человек является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Человек — существо социальное (т.е. общественное). Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется в способности и готовности к общественно полезному труду, в его сознании и самосознании, разуме, мировоззрении, в свободе и ответственности, волевых качествах.
Человек — это сложно организованное единство биологического и социального. Социальное не сводится к биологическому, а биологическое не утрачивает своего значения в жизни вида Homo sapiens. Человек в процессе своего развития и социализации сохраняет особенности природного существа.


Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Все живые существа обладают способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности.
2) Совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни, называют личностью.
3) Индивидуальные потребности человека связаны с конкретными условиями его жизни, особенностями его личности.
4) Свобода человека предполагает неотъемлемую связь с ответственностью за принимаемые решения.
5) К биологическим потребностям человека относят потребности в общении, в труде, жизненном успехе, занятии определённой позиции в обществе.


Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Человек как результат биологической и социокультурной эволюции”.
1) неверно, к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности, способен только человек.
2) верно
3) верно
4) верно. Человек, совершая свободный выбор должен осознавать ответственность за свой выбор, за свои поступки
5) неверно, потребности в общении, в труде, жизненном успехе, занятии определённой позиции в обществе являются социальными потребностями.
Человек — существо биосоциальное:
1. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования.
2. Человек является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Человек — существо социальное (т.е. общественное). Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется в способности и готовности к общественно полезному труду, в его сознании и самосознании, разуме, мировоззрении, в свободе и ответственности, волевых качествах.
Человек — это сложно организованное единство биологического и социального. Социальное не сводится к биологическому, а биологическое не утрачивает своего значения в жизни вида Homo sapiens. Человек в процессе своего развития и социализации сохраняет особенности природного существа.

4) обладает членораздельной речью

2. Человека от животного отличает

1) использование природных объектов

2) стремление понять окружающий мир

3) приспособление к условиям среды

4) инстинкт самосохранения

3. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психической, социальной. Социальная составляющая включает

1) знания и умения

2) чувства и волю

3) физическое развитие

4) возрастные особенности

4. Специфические черты, присущие определенной особи (организму) в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств, относятся к характеристике

1) человека

3) личности

4) индивидуальности

5. Какой термин используется для того, чтобы обозначить неповторимое своеобразие, специфические черты, присущие человеку?

2) деятель

4) индивидуальность

1) личности

3) индивидуальности

7. Сходство человека и животных проявляется в том, что они обладают

1) разнообразными ощущениями

Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.

. человеческую сущность, характеризует черты, которые развились у человека, как единицы общества. Рассматривание его в качестве продукта биологического развития человека исключается. Взаимоотношения меж индивидом в качестве продукта антропогенеза, личностью, перенявшей исторический .

2) членораздельной речью

3) рациональным мышлением

4) возможностями саморазвития

8. В отличие от животных человек способен проявлять

1) зависимость от среды обитания

2) инстинктивные реакции на воздействие среды

3) генетическую обусловленность поведения

4) критическое отношение к самому себе

9. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек — это существо, которое участвует в создании самого себя.

Б. Достаточно одного любого человека, чтобы по нему судить обо всех людях.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

10. Верны ли следующие суждения?

А. Человека от животных отличает способность создавать социокультурную среду.

Б. Человека от животных отличает способность трудиться сообща.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

11. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

Определите, какие положения носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Потребности и способности человека

1. К социальным потребностям человека относится потребность

1) дышать

3) спать

4) общаться

2. Какая из перечисленных ниже способностей свойственна человеку и отсутствует у животных?

1) способность ощущать воздействие среды

2) способность воспринимать окружающую действительность

3) способность делать выбор и нести за него ответственность

4) способность удовлетворять свои потребности

3. К признакам человека и животного относится способность

1) предвидеть результаты своей деятельности

2) сознательно относиться к воспитанию потомства

3) осуществлять выбор средств достижения цели

4) воспроизводить генетические обусловленные модели поведения

4. Первичными (биологическим, врожденными) потребностями, согласно классификации А. Маслоу, являются потребности

2) идеальные

4) экзистенциальные

5. К потребностям человека, обусловленным обществом, относится потребность в

1) трудовой деятельности

2) сохранении рода

3) самосохранении

4) физической активности

6. Верны ли следующие суждения о выдающихся способностях человека?

А. Гениальным человека делает природа, а не общество.

Б. Умственная одаренность — качество, обусловленное биологической природой человека.

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

7. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ: ____________потребности человека__________________

Воспроизводство рода, питание, дыхание, движение, общение, отдых

Ответ: ________общение________________________________

9. Вставьте вместо пропуска.

Потребность в воспроизводстве рода, пище, дыхании называется ______________биологической_____________потребностью.

11. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В труде, учении, ______игре____ (1) формируются и проявляются все стороны психики.

Люди часто путают инстинкты с желаниями, автоматическими действиями или рефлексами.

А между тем именно инстинкты для миллионов животных — единственная программа, обеспечивающая выживание.


Инстинкт возникает, когда необходимо удовлетворить потребность в чем-то, и желательно с минимальными затратами на принятие решений. Для этого животному нужен генетически (или эпигенетически) закрепленный, четкий и фиксированный комплекс действий и некий сигнал, который его запустит.

Инстинкт не всегда выглядит логично, но представителю фауны знать об этом ни к чему.

Например, пауки плетут кокон из паутины для продолжения рода строго определенным образом: дно, затем стенки, после чего насекомое откладывает яйца и накрывает их крышкой. Если командировать такого умельца в другое место, когда он уже смастерил основание, паук, следуя инстинкту, возобновит работы с того этапа, на котором остановился. Гибель потомства (а из кокона без дна яйца выпадут почти сразу) его не смущает — главное, он закончил то, что было предначертано инстинктом.

Беспозвоночные вообще не любят думать — они доверяют готовой программе, и выходит у них здорово. Пчелы без обучения строят соты так, чтобы в них умещалось как можно больше меда при меньших затратах воска. Кроме того, они инстинктивно находят мед и инстинктивно же передают эту информацию соседям по улью.

Их более позвоночные собратья такими умениями уже не обладают: собаки и кошки могут инстинктивно погнаться за движущимся предметом, но только погнаться, а вот схватить и съесть — это уже не инстинкт, а результат обучения.

Сложнее ли мы, чем пауки?

Приматы и особенно человек пошли в развитии еще дальше и окончательно растеряли остатки инстинктов. Наше поведение очень сложно, а ум — более гибок, поэтому нам не нужна четкая программа, и мы можем выбрать из нескольких решений самое легкое и подходящее. Спасибо стоит сказать высокоразвитой лобной доле головного мозга, где находятся центры управления поведением и приобретения навыков. Благодаря ей мы можем удовлетворять наши потребности так, как того требует ситуация, а не идти по прямым рельсам, проложенным далекими предками.

Как птицы находят дорогу на юг?

Кстати о пернатых. Перелетные птицы два раза в год совершают нечто поистине грандиозное, если не сказать невозможное, и речь не только о преодолении огромных расстояний, но и о выборе направления миграции. Они используют множество источников информации: это и положение солнца и звезд, и кое-какие наземные ориентиры, и магнитное поле планеты.

Кажется, вот он — истинный инстинкт: еще ни разу не побывав в месте зимовки, птица чувствует потребность лететь именно туда. Но на самом деле молодые особи не сразу понимают, куда им нужно держать путь, и только со временем постигают премудрую науку навигации. Правда, как это происходит, до сих пор остается загадкой. У некоторых видов юнцы просто следуют за своей стаей, изучая маршрут, а у других, видимо, способность выбирать нужное направление заложена генетически (если скрестить птиц с разными типами миграции, потомство может и заблудиться).

Так что инстинкт инстинктом, но всё же и ему нужно учиться. А вот потребность к перелету совершенно точно проявляется инстинктивно: при изменении длительности светового дня в организме птиц запускаются физиологические изменения, которые побуждают их готовиться к миграции, а затем и лететь.

Половой инстинкт или желание?

Если бы потребность в соитии действительно была инстинктивной, то все люди на Земле занимались бы этим абсолютно одинаково и, более того, существовал бы единый сигнал готовности обеих сторон (возможно, жить стало бы и легче).

Материнский инстинкт — выдумка?

И даже роды не делают самку (или женщину, если говорить о людях) матерью: у млекопитающих забота о детеныше — это приобретенное поведение.

От биологических факторов (гормоны) оно зависит в той же мере, что и от социальных, — например, огромное значение имеет пример собственной матери. Нередки случаи, когда молодые самки орангутанов, рано осиротев, так и не начинали заботиться о детеныше (в зоопарках в подобных ситуациях малышам ищут приемную маму).

Материнский инстинкт, который якобы спит в каждой женщине, вероятно, пропал еще задолго до появления млекопитающих.

А вот у земноводных он встречается. У гладких лягушек-гвардейцев, правда, о головастиках заботится самец, так что инстинкт, скорее, отцовский, зато суринамская пипа воспитывает детей, буквально жертвуя собственной спиной. Птицы готовы кормить чужих птенцов, игнорируя своих отпрысков, лишь бы те шире открывали клюв. Заканчивается это порой плачевно: потомство гибнет, а подкидыш (не только кукушки, но также и скворцы, и ткачики) вырастает и улетает прочь, но противостоять материнскому инстинкту при всём своем желании птица не может. Пожалуй, и хорошо, что у нас его нет.


Люди совсем лишены инстинктов?

Долгое время ученые говорили, что у нас есть только один настоящий инстинкт: при неожиданной встрече с вызывающим симпатию человеком представители разных культур одинаково на ⅙ секунды приподнимали брови. Более того, так же поступали и слепые от рождения дети при звуке знакомого им и приятного голоса.

Исследователи решили, что страх перед опасными животными может быть заложен в нас на генетическом уровне.

Древнему человеку было выгоднее испугаться и сразу убежать от потенциально ядовитого животного. Это знание каким-то образом укоренилось и, по-видимому, сохранилось до наших дней. Так что недаром арахно- и офиофобия (боязнь пауков и змей соответственно) постоянно входят в список самых распространенных страхов человечества.

Конечно, хочется иногда оправдать поведение, сославшись на зов природы или списав всё на биологическое наследие, но не стоит забывать: многие тысячи лет человека формировал социум, мы стали такими, какие есть, благодаря постоянному обучению и мышлению. Всё это помогло нам выжить и начать доминировать в мире. Инстинкты у человека пропали уже давным-давно, и, даже если кажется, что вот этот-то поступок точно продиктован природой, — нет, просто у кого-то проблемы с самоконтролем.

Читайте также: