Целостность и неприкосновенность территории россии обеспечивает кто

Обновлено: 04.07.2024

2. Осуществление мер территориальной целостности России.

3. Территория РФ и ее конституционно-правовой статус.

Обеспечение территориальной целостности России

Суверенитет и территориальная целостность имеют ключевое значение для жизни и деятельности любого государства, так как составляют его основу, без чего государство не может существовать. Их обеспечение является одной из основных задач в области обеспечения национальной безопасности России.

Согласно сложившемуся в науке пониманию целостностьэто обобщенная характеристика объектов, обладающих сложной внутренней структурой. Понятие целостности выражает интегрированность, самодостаточность, автономность этих объектов, их противопоставленность окружению, связанную с их внутренней активностью. Оно характеризует их качественное своеобразие, обусловленное присущими им специфическими закономерностями функционирования и развития.

Территориальная целостность государства является одним из основополагающих принципов международного права, направленным на обеспечение стабильности в межгосударственных отношениях. Сущность этого принципа, утвердившегося с принятием Устава ООН в 1945 г., составляет защита территории государства от любых посягательств. Устав ООН запретил угрозу силой или ее применение против территориальной целостности (неприкосновенности) и политической независимости любого государства. Территориальная целостность государства означает незыблемость его границ и неприкосновенность территории. Конституция РФ прямо предписывает Российской Федерации обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории.

Осуществление мер территориальной целостности

России

Для федеративных государств, правовое закрепление своей территории, имеет не только международно-правовое, но и внутреннее, государственно-правовое значение, поскольку непосредственно связано с такими понятиями как целостность территории и целостность государства. Как отмечается в Концепции национальной безопасности России, интересы государства на сегодняшний день, наряду с иными, состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России.

Обеспечение целостности территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и международными договорами Российской Федерации. Существуют общие положения по обеспечению целостности территории РФ:

1. Отделение любой части территории Российской Федерации от Российской Федерации не допускается.

2. Передача любой части территории Российской Федерации иностранному государству, за исключением случая, указанного в пункте 4 настоящей статьи, не допускается.

4. Обмен между Российской Федерацией и сопредельным иностранным государством равными участками территории, в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, осуществляется только при условии заключенного и ратифицированного международного договора Российской Федерации.

К числу конституционных гарантий территориальной целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации можно отнести, прежде всего:

1. провозглашение в тексте Конституции единства государства, территориальной целостности Российской Федерации (преамбула, ч. 1 ст. 4, ч. 3 ст. 5);

2. закрепление обязанности государства обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории (ч. 3 ст. 4);

3. конституционное установление состава территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 67);

4. включение принципов и норм международного права, международных договоров России (в том числе об установлении Государственной границы, сотрудничестве в сфере обороны и безопасности) в ее правовую систему (ч. 4 ст. 15).

Формами федерального вмешательства могут быть финансово-экономическое воздействие; отмена нормативных актов субъекта, если они противоречат федеральному законодательству, в том числе органами конституционного контроля; расформирование органов власти субъекта и управление им через специально уполномоченное должностное лицо (например, комиссара) либо непосредственно из центра (например, прямое президентское правление), а также применение вооруженной силы, т.е. ввод специальных подразделений полиции и (или) собственно вооруженных сил. Формы, пределы и процедуры федерального вмешательства в различных федерациях различаются в зависимости от угроз безопасности государства, его исторических традиций, уровня экономического и правового развития соответствующей страны, степени интегрированности общества. Кроме того, от концепции федерального вмешательства как обеспечительной, правовосстановительной или карательной меры будут зависеть и конкретные формы федерального вмешательства.

Введение военного положения, как и чрезвычайного положения, на территории Российской Федерации или части ее территории означает установление специального правового режима. Режим военного положения определяется рассматриваемым Федеральным конституционным законом и включает в себя комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.

Неотъемлемой частью сохранения и обеспечения территориальной целостности и единства территории страны является разрешение территориальных споров. Существует несколько правил, которые констатируют порядок мер по обеспечению целостности территории РФ:

1. В целях обеспечения целостности территории Российской Федерации органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией обязаны принимать необходимые меры по разрешению территориальных споров, возникших между субъектами Российской Федерации, между Российской Федерацией и иностранным государством.

2. Территориальные споры между субъектами Российской Федерации разрешаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

3. Территориальные споры Российской Федерации с иностранными государствами разрешаются исключительно мирными средствами путем принятия политических, дипломатических, экономических, правовых, организационных, административных, судебных и иных мер в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Существует также ответственность за нарушение настоящего Федерального закона, за которое предусматривается наказание. За нарушение положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, касающимся обеспечения целостности территории Российской Федерации, а также за правонарушения, совершенные в период действий особого режима, устанавливаемого в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона, виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, введение специальных правовых режимов в соответствии с Конституцией и федеральным конституционным законодательством на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее частях является важным конституционно-правовым механизмом обеспечения неприкосновенности территории и территориальной целостности Российской Федерации. В целом к числу конституционно-правовых средств обеспечения неприкосновенности территории и территориальной целостности Российской Федерации относится конституционное закрепление единства, неделимости территории, территориальной целостности государства, обязанности государства обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории; конституционное установление состава территории государства; включение общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров государства в его правовую систему; установление и реализация (при необходимости) механизмов федерального вмешательства, режимов чрезвычайного и военного положения. В целом Российская Федерация обладает широким спектром конституционно-правовых средств обеспечения неприкосновенности своей территории и территориальной целостности страны. Насущной задачей остается эффективное их использование на практике.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Обеспечение Россией целостности и неприкосновенности своей территории означает:
1. юридическую невозможность уступки Российской Федерацией, ее органами и должностными лицами части территории России иностранному государству, в том числе на основании международного договора;
2. запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на нарушение целостности РФ;
3. налагает на органы государственной власти, прежде всего Президента РФ и Правительство РФ, обязанности по принятию необходимых и достаточных мер по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обороны страны, государственной безопасности;
4. невозможность выхода субъекта РФ из ее состава;
5. в случае угрозы территориальной целостности и неприкосновенности РФ, исходящей от субъекта Федерации, возможность "федеральной интервенции" для преодоления этой угрозы.

В ст. 7 закреплено, что РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Политика социального государства направлена на создание условий (юридических, организационных, экономических), обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Под достойной жизнью обычно понимают достойный человека прожиточный минимум, материальную обеспеченность на уровне стандартов развитого общества, возможность обладать и пользоваться материальными и социальными благами современной цивилизации, включая жилище и медицинское обслуживание, личную безопасность и социальное обеспечение, доступ к ценностям культуры и т.п. Достойная жизнь предполагает и свободное развитие человека, его физическое, умственное и нравственное совершенствование.

Согласно ст.9 земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В ст.10 закрепляется основной принцип организации власти в РФ - принцип разделения властей, в соответствии с которым государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Демократический политический режим может быть установлен в государстве только при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами.

Соединение законодательных, исполнительных и судебных функций в деятельности одного органа государственной власти создает возможность установления в стране диктаторского политического режима. Каждый государственный орган, осуществляющий одну из функций государственной власти, взаимодействует с органами других ветвей власти. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов.

В соответствии со ст.11, государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Перечень федеральных органов государственной власти, в 11 ст., является исчерпывающим и не допускает расширения иначе, чем путем изменения гл. 1 Конституции в предусмотренном законом порядке.

Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент РФ как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.

Федеральное Собрание - парламент РФ - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Статус Федерального Собрания как представительного органа означает, что оно выступает официальным представителем всего многонационального народа РФ, формирует и выражает его волю. Другая конституционная функция Федерального Собрания - законодательная. Она включает принятие федеральных законов (федеральных конституционных законов), их изменение и дополнение, а также парламентский контроль за реализацией законов.

Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ. Оно состоит из Председателя правительства РФ, заместителей Председателя правительства РФ и федеральных министерств (руководителей министерств). Указами Президента РФ создаются, упраздняются, соединяются министерства, осуществляется их преобразование. Министры руководят деятельностью своих министерств на основе единоначалия и несут персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач.

Конституция устанавливает, что осуществление правосудия по уголовным, гражданским и административным делам является исключительной компетенцией судов - единственных органов государственной власти, осуществляющих судебную власть.

К системе федеральных судов отнесены:
а) Конституционный Суд Российской Федерации;
б) Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
в) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

  1. законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;
  2. высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ;
  3. иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Ст. 12 Конституции РФ устанавливает, что в РФ признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В соответствии со ст. 13 в РФ признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В РФ признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Идеологическое многообразие следует понимать как право отдельной личности, социальных групп, политических партий и общественных объединений беспрепятственно разрабатывать свои теории, взгляды и идеи относительно экономики, политики и других аспектов жизнедеятельности нашего государства и зарубежных государств, цивилизации в целом и пропагандировать их. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, тем самым закреплено равноправие идеологий в обществе.

Ни одна из них не имеет преимуществ перед другими. Граждане России самостоятельно и добровольно решают для себя, какой идеологии придерживаться. Принцип политического многообразия, многопартийности, закрепленный конституционно, позволяет любой заинтересованной группе граждан создать свою партию, но лишь при условии, что это не ущемит интересы других граждан, организаций или государства в целом.

Равенство общественных объединений перед законом проявляется в равенстве их прав в общественной и хозяйственной деятельности и в равенстве требований к ним со стороны государства.

Статья 14 определяет Российскую Федерацию как светское государство и, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Светский характер Российского государства означает отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Граждане России равны перед законом независимо от их отношения к религии. В то же время государство, его органы и должностные лица не вмешиваются в законную деятельность религиозных объединений. В свою очередь, религиозные объединения не могут вмешиваться в дела государства.

В учреждениях образования (школах, детсадах) по желанию родителей или детей может факультативно преподаваться религиоведение, но не как обязательный предмет. Принуждение к посещению таких занятий недопустимо. Провозглашается равноправие религиозных объединений, создаваемых гражданами, которые не пользуются никакими преимуществами и не могут быть подвергнуты никаким ограничениям по сравнению с другими.

Государство не становится на сторону какой-либо религии или мировоззрения. Светский характер государства не означает, что оно не взаимодействует с религиозными организациями. Государство издает законы, обеспечивающие претворение в жизнь свободы вероисповеданий, и устанавливает ответственность за ее нарушение, оскорбление религиозных чувств граждан.

Контрольные вопросы

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Комментарий к Ст. 4 Конституции Российской Федерации

Государственный суверенитет — явление, производное от суверенитета народа (нации) и представляет собой атрибутивное свойство государственной власти. Суть его заключается в том, что народ, осознавая себя как единое целое, проживающее на определенной территории, создает механизм государства и передает ему часть принадлежащей народу суверенной власти для защиты его извне и изнутри. Учение о суверенитете разработано французским мыслителем Жаном Боденом (1530-1596) для обоснования существования монархической власти во времена династии Бурбонов в преддверии революционных преобразований этой страны, сводится к трем свойствам этой власти: верховенству, единству и неделимости. Как известно, это не спасло следующего французского монарха от гильотины, но распространило перечисленные свойства суверенитета на республиканские формы правления. Суверенитет современного государства существенно изменился и, с развитием международных отношений, в том числе экономических, созданием глобальных и региональных торговых, политических и иных систем, утратил свои абсолютные свойства. Однако в теории российского конституционного права он по-прежнему понимается как абсолютное свойство государственной власти.

Как отмечалось выше (см. комментарий к ст. 1), Конституцией Россия прямо не объявляется суверенным государством, однако комментируемая статья закрепляет основные свойства суверенной власти: верховенство, единство и неделимость.

1. Так, в ч. 1 данной статьи получает закрепление единство государственной власти, ее распространение на всю территорию страны. Это означает, что никакая часть государства, ни один ее субъект не может быть объявлен независимым, свободным от этой власти, от исполнения ее предписаний, выраженных в установленной законом форме.

В настоящий момент конституции всех республик в составе Российской Федерации приведены в соответствие с ч. 1 комментируемой статьи Конституции.

2. В следующей части комментируемой статьи получает закрепление такое свойство государственной власти, как верховенство. Следует заметить, что в Российской Федерации, как и в любом другом федеративном государстве, государственная власть разделена на два уровня — федеральный и региональный (см. комментарий к ст. 71-73). Поэтому Конституция России 1993 г. подробно регламентирует статус и полномочия федеральных органов государственной власти и вопросы совместного ведения России и ее субъектов (см. комментарий к ст. 5) и весьма скупо определяет самостоятельную компетенцию субъектов Федерации. Подчеркнем, что в ч. 2 комментируемой статьи речь идет о верховенстве федеральной власти, выраженной в установленной Основным законом форме — Конституции Российской Федерации и федеральных законах. Это означает, что только эти нормативно-правовые акты и изданные в их развитие подзаконные акты, не противоречащие федеральным Конституции и законам, имеют верховенство на всей территории страны. И это не лишает субъекты Федерации в пределах своей компетенции и вопросов ведения права издавать свои нормативно-правовые акты, которые в рамках указанных полномочий будут иметь верховенство на территории данного субъекта.

3. И, наконец, в последней части комментируемой статьи получает отражение такое свойство государственной власти, как неделимость. Еще раз подчеркнем: речь идет о федеральной государственной власти, осуществляемой Россией по вопросам, отнесенным к ее исключительному ведению ст. 71 настоящей Конституции (см. комментарий). Поэтому Конституция в данной части регламентирует только два важнейших качества суверенного государства — целостность и неприкосновенность.

Целостность означает сохранение территориального единства и недопустимость односторонней сецессии (от лат. secessio) — выхода из состава государства какой-либо его части. Дело в том, что Конституция (Основной закон) Республики Тыва, принятая 21 октября 1993 г., предусматривала право Республики на самоопределение и выход из состава Российской Федерации по результатам всенародного референдума населения республики. Правда, за такое решение должно было проголосовать не менее двух третей граждан Республики, обладающих избирательным правом*(16). Для такого подхода были свои исторические причины. Республика Тыва имеет государственную границу с Монголией (т.е. фактическую возможность для выхода), последней была присоединена к бывшему СССР, причем на основе двустороннего договора. Однако после визита в Республику Президента России Б.Н. Ельцина, Верховный Хурал (парламент) Республики добровольно отменил норму Конституции о праве Республики выйти из состава Российской Федерации.

Хотя Конституция России не предусматривает выхода из ее состава каких-либо территорий, это не означает, что теоретически данный акт не может быть осуществлен на основе международного договора. При этом такой договор подлежит обязательной ратификации парламентом страны и должен максимально учитывать интересы России в целом и проживающего на отделяемой территории населения. Другое дело, что конституционно недопустимым считается создание сепаратистских общественных объединений, призывающих к незаконному нарушению целостности государства (см. комментарий к ст. 13).

Неприкосновенность означает защиту от внешнего вторжения на территорию страны иностранных войск и экономической экспансии. Учитывая протяженность границ Российской Федерации и то обстоятельство, что до недавнего времени это были административные, а не государственные границы (с отсутствием таможенной службы и пограничной стражи), это серьезная проблема для нашей страны. Однако процесс демаркации и делимитации границ идет полным ходом и близок к завершению. Разумеется, это не означает, что наша страна намерена отгородиться от всего мира железным занавесом. Контакты с сопредельными государствами и народами могут и должны быть, но они должны осуществляться в законной форме, не угрожающей государственному суверенитету России. При этом само учение о суверенитете нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании.

Чертков А.Н., кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник отдела конституционного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

Статья содержит анализ конституционно-правовых механизмов обеспечения территориальной целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации. В статье исследуются конституционные гарантии территориальной целостности и неприкосновенности территории России, их законодательное развитие и зарубежный опыт.

Ключевые слова: конституционное право, территориальная целостность, неприкосновенность территории.

The article contemns analysis ofconstitutional law mechanisms of provision of territorial integrity and inviolability of the territory of the Russian Federation. The article concerned searching of constitutional guaranties of territorial integrity and inviolability of territory, their legislative development and foreign experience.

Развитие и само существование государства напрямую зависят от безопасности государственной территории. "Территориальная составляющая" безопасности включает в себя два основных компонента - обеспечение территориальной целостности государства и неприкосновенности государственной территории. Многоаспектность и междисциплинарный характер проблемы обеспечения территориальной целостности и неприкосновенности территории государства не позволяют рассмотреть все аспекты в рамках юридического исследования. В этой связи мы будем исследовать лишь меры правового характера как часть государственной политики в сфере безопасности России. Более того, речь пойдет о решении названных проблем конституционно-правовыми средствами. Хотя, разумеется, международно-правовая составляющая рассматриваемых вопросов является важной и в определенной мере основополагающей. Связь конституционно-правовых и международно-правовых аспектов неприкосновенности государственной территории и территориальной целостности Российского государства обусловлена тем, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы (ст. 15 Конституции РФ).

К числу конституционных гарантий территориальной целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации можно отнести, прежде всего:

  1. провозглашение в тексте Конституции единства государства, территориальной целостности Российской Федерации (преамбула, ч. 1 ст. 4, ч. 3 ст. 5);
  2. закрепление обязанности государства обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории (ч. 3 ст. 4);
  3. конституционное установление состава территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 67);
  4. включение принципов и норм международного права, международных договоров России (в том числе об установлении Государственной границы, сотрудничестве в сфере обороны и безопасности) в ее правовую систему (ч. 4 ст. 15).

Существенным фактором обеспечения территориальной целостности и неприкосновенности территории федеративного государства являются правовые механизмы вмешательства федерации в компетенцию ее субъектов, в том числе осуществление федеральными органами отдельных полномочий органов субъектов федерации. Соответствующие механизмы можно рассматривать как институт федерального вмешательства или "федеральной интервенции". Нарушение, а иногда и сама угроза нарушения территориальной целостности могут и должны вызывать ответную реакцию Российского государства.

Формами федерального вмешательства могут быть финансово-экономическое воздействие ; отмена нормативных актов субъекта, если они противоречат федеральному законодательству, в том числе органами конституционного контроля; расформирование органов власти субъекта и управление им через специально уполномоченное должностное лицо (например, комиссара) либо непосредственно из центра (например, прямое президентское правление), а также применение вооруженной силы, т.е. ввод специальных подразделений полиции и (или) собственно вооруженных сил. Формы, пределы и процедуры федерального вмешательства в различных федерациях различаются в зависимости от угроз безопасности государства, его исторических традиций, уровня экономического и правового развития соответствующей страны, степени интегрированности общества. Кроме того, от концепции федерального вмешательства как обеспечительной, правовосстановительной или карательной меры будут зависеть и конкретные формы федерального вмешательства.

Например, отказ от выплаты субъекту Федерации его доли в общегосударственных доходах. В условиях нынешнего экономического положения в России, финансовые санкции будут весьма ощутимы для большинства субъектов Российской Федерации, прежде всего, дотационных.

В целом использование федерального вмешательства и даже сама возможность его использования играет значительную роль в поддержании конституционного порядка и целостности зарубежных федеративных государств. В то же время важно не допустить "перегибы", чтобы тем самым не вызвать отчуждение у населения, чего добиваются террористические сепаратистские движения .

Terrorism: Theory & Practice. Edited by Y. Alexander, D. Carlton, P. Wilkinson. Published in cooperation with the Institute for Studies in International Terrorism. Boulder, CO: Westview Press, 1979. P. 15.

Согласно Конституции РФ в нашей стране для обеспечения государственного единства и территориальной целостности России могут быть реализованы нормы о согласительных процедурах (ст. 85), а также о чрезвычайном (ст. 88) и военном положении (ст. 87) . Постоянно действующими структурами, обеспечивающими государственное единство и территориальную целостность Российской Федерации, являются полномочные представители Президента (п. "к" ст. 83), прежде всего, в федеральных округах.

Конституционные основы институтов чрезвычайного и военного положения нашли отражение в соответствующих Федеральных конституционных законах от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (в редакции от 7 марта 2005 г.) и от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении" (в редакции от 3 ноября 2010 г.).

Согласительные процедуры, широко используемые в 90-х годах XX века, оказались неэффективным средством обеспечения государственного единства и территориальной целостности, доказательством чего являлись факты проявления сепаратистских тенденций в некоторых субъектах Федерации. Аналогично низкую оценку можно дать и эффективности деятельности полномочных представителей Президента России в субъектах Российской Федерации и в регионах по обеспечению государственного единства. Как отмечалось выше, ситуация кардинально улучшилась с преобразованием института полномочных представителей Президента России и созданием федеральных округов. Реализация основных функций полномочных представителей Президента России в сфере обеспечения безопасности имела благоприятное влияние на обеспечение единства правового пространства, системы государственной власти, а также работу по профилактике сепаратизма в регионах.

Следует подчеркнуть, что из Конституции не следует, что обеспечение государственной целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации может быть осуществлено исключительно путем введения чрезвычайного или военного положения либо иными средствами, прямо указанными в тексте Конституции России. Конституционный Суд в приведенном выше Постановлении от 31 июля 1995 г. N 10-П указал, что использование иных мер, следовательно, и "федерального вмешательства" возможно в "экстраординарных ситуациях". Несмотря на то что эти ситуации не указаны в Конституции РФ, такое полномочие федеральных органов государственной власти вытекает из цели и принципа единства государства и сохранения его целостности.

Существенным фактором предотвращения сепаратизма в субъектах Российской Федерации и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации стало обеспечение единства правового пространства посредством судебного контроля, прокурорского надзора, деятельности полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, наконец, установления ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации за нарушение Конституции РФ и федерального законодательства.

Внесение соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон N 184-ФЗ стало важным и своевременным шагом федерального центра в направлении укрепления государственного единства и территориальной целостности России. С точки зрения правовой обоснованности данных новаций следует отметить, что Конституция не запрещает установления ответственности органов государственной власти за нарушение ее норм и норм федерального законодательства, хотя прямо и не указывает на необходимость принятия соответствующих норм федерального законодательства. Вместе с тем такая возможность может быть основана на конституционных нормах о верховенстве Конституции РФ (ч. 1 ст. 15), единстве системы государственной власти (ч. 3 ст. 5, ч. 2 ст. 77), верховенстве федерального законодательства по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения (ч. ч. 1, 2, и 5 ст. 76) и обязанности соблюдения Конституции и законов органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами (ч. 2 ст. 15).

Федеральным законом от 29 июля 2000 г. N 106-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. N 31. Ст. 3205.

С практической точки зрения это позволило укрепить единство системы государственной власти в России, провести существенную работу по приведению в соответствие с федеральным законодательством нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, предотвращению регионального сепаратизма. Даже сама потенциальная возможность применения мер такой ответственности побудила должностных лиц и депутатов органов государственной власти субъектов Федерации соблюдать нормы Конституции РФ и федерального законодательства.

В российском законодательстве регламентированы механизмы временного осуществления полномочий органов государственной власти субъектов Федерации федеральными органами государственной власти и органов местного самоуправления органами государственной власти субъектов Федерации соответственно, имеющие большое значение для укрепления государственного единства и территориальной целостности России. Реализация данного механизма урегулирована Федеральным законом N 184-ФЗ и Федеральным законом N 131-ФЗ, а также нормами Бюджетного кодекса . Сам механизм временного осуществления полномочий является реакцией федерального центра на чрезвычайные обстоятельства, возникшие при реализации органами государственной власти субъекта Федерации (органов субъектов Федерации - в отношении органов местного самоуправления) своих полномочий по независящим от них причинам либо по вине соответствующих органов. Указанный механизм является формой вмешательства в деятельность органов субъекта Федерации (органов местного самоуправления) с целью обеспечения осуществления публичной власти на всей территории страны, защиты прав и безопасности граждан, а также основ конституционного строя. Передача полномочий происходит по решению органов государственной власти, принимающих на себя осуществление полномочий, без согласия органов, обладавших переходящими полномочиями.

В частности, речь идет о следующих случаях: когда в связи со стихийным бедствием, катастрофой, иной чрезвычайной ситуацией органы государственной власти субъекта Российской Федерации (органы местного самоуправления) отсутствуют и не могут быть сформированы; когда возникшая вследствие решений, действий или бездействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) просроченная задолженность по исполнению долговых или бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, превышает 30 процентов собственных доходов бюджета субъекта Российской Федерации (40 процентов собственных доходов бюджета муниципального образования) в последнем отчетном году; когда при реализации полномочий, осуществляемых за счет предоставления субвенций из бюджета иного уровня, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местного самоуправления) допускается нарушение нормативных правовых актов большей юридической силы, если такое нарушение установлено соответствующим судом.

Указанные механизмы временного осуществления полномочий органов государственной власти субъектов Федерации (органов местного самоуправления) входят в систему мер по обеспечению государственного единства и территориальной целостности Российской Федерации. Вместе с тем их реализация не приводит к прекращению функционирования органов государственной власти субъекта Федерации (органов местного самоуправления). Конечной целью такой реализации является восстановление функционирования органов власти субъекта Федерации (органов местного самоуправления) в нормальном режиме. Кроме того, ряд полномочий органов субъектов Федерации не может быть передан федеральным органам , а полномочий органов местного самоуправления - органам субъектов Федерации . Эти ограничения направлены на обеспечение территориального устройства и территориальной целостности, поскольку гарантируют демократические начала в решении вопросов территориального управления, не допускают сверхцентрализации, которая может быть использована сепаратистами в качестве идеологической основы подрыва территориальной целостности России.

По принятию конституции (устава) субъекта Федерации и поправок к ней (к нему), по установлению системы органов государственной власти субъекта Российской Федерации, по изменению статуса субъекта Российской Федерации и по изменению границ между субъектами Российской Федерации.
По принятию устава муниципального образования, внесению в него изменений и дополнений, установлению структуры органов местного самоуправления, изменению границ территории муниципального образования, преобразованию муниципального образования.

Согласно Федеральному конституционному закону от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (в редакции от 7 марта 2005 г.) чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией РФ и данным Федеральным конституционным законом на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов публичной власти, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные названным Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод лиц и объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации (ст. 3).

СЗ РФ. 2001. N 23. Ст. 2277 (с изменениями СЗ РФ. 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2697; 2005. N 10. Ст. 753).

Как представляется, основное различие между режимом чрезвычайного положения и временным осуществлением полномочий без введения чрезвычайного положения состоит в необходимости применения чрезвычайных мер, перечисленных в ст. ст. 11 и 18 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении", либо отсутствии такой необходимости. Если соответствующие меры нужны - применяются нормы Федерального конституционного закона, если не нужны, нормы Федерального закона N 184-ФЗ о временном осуществлении полномочий.

Согласно Федеральному конституционному закону от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении" (в редакции от 3 ноября 2010 г.) под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом России (путем принятия указа) в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации. Использование Вооруженных Сил, объявление общей или частичной мобилизации осуществляется в соответствии с федеральным законодательством (ст. 1).

СЗ РФ. 2002. N 5. Ст. 375 (с изменениями СЗ РФ. 2010. N 45. Ст. 5741).

Важно отметить, что в Федеральном конституционном законе агрессией против Российской Федерации признается применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН (ч. 2 ст. 3). Таким образом, рассматриваемые выше понятия "суверенитет" и "территориальная целостность" выступают основными объектами внешней агрессии. При этом основанием для введения военного положения является не только агрессия против Российской Федерации, но и непосредственная угроза агрессии (ч. 1 ст. 3). Непосредственной угрозой агрессии против Российской Федерации могут признаваться действия иностранного государства (группы государств), совершенные в нарушение Устава ООН, общепризнанных принципов и норм международного права и непосредственно указывающие на подготовку к совершению акта агрессии против Российской Федерации, включая объявление войны Российской Федерации (ч. 3 ст. 3).

Введение военного положения, как и чрезвычайного положения, на территории Российской Федерации или части ее территории означает установление специального правового режима. Режим военного положения определяется рассматриваемым Федеральным конституционным законом и включает в себя комплекс экономических, политических, административных, военных и иных мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации (ч. 1 ст. 5).

Таким образом, введение специальных правовых режимов в соответствии с Конституцией и федеральным конституционным законодательством на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее частях является важным конституционно-правовым механизмом обеспечения неприкосновенности территории и территориальной целостности Российской Федерации. В целом к числу конституционно-правовых средств обеспечения неприкосновенности территории и территориальной целостности Российской Федерации относится конституционное закрепление единства, неделимости территории, территориальной целостности государства, обязанности государства обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории; конституционное установление состава территории государства; включение общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров государства в его правовую систему; установление и реализация (при необходимости) механизмов федерального вмешательства, режимов чрезвычайного и военного положения. В целом Российская Федерация обладает широким спектром конституционно-правовых средств обеспечения неприкосновенности своей территории и территориальной целостности страны. Насущной задачей остается эффективное их использование на практике.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: