Права ли была лидия михайловна

Обновлено: 19.05.2024

Сегодня Лидия Михайловна шла из магазина в расстроенных чувствах. В магазин она пошла специально пораньше, что бы не встречаться с завсегдатаями , которые всегда сидят на лавочке. Её расчет оказался верен- на лавочке никого не было. Но не успела она выйти из магазина как баба Галя её окликнула.

-Михална, подь сюды , чего скажу!-

Михайловна нехотя подошла, и баба Галя во всех подробностях передала ей вчерашний разговор, о "бизнесе на стариках" которым занимается она.

Все эти разговоры были Михайловне не в новинку. Но зачем баба Галя ей их передаёт? Ещё и подробно рассказывает кто и что говорил? Неужели что бы Михайловна поругалась с Загоруйчихой? Ну вот скажет ей Михайловна- Ты почему говоришь про меня то и то?-

А Загоруйчиха скажет,что не говорила! Что уже не раз бывало. Ещё и на смех поднимет- Что это ты так переживаешь за напраслину? Или ворона зря не каркнет, либо что то было, либо что то будет!-

Вот и поговори с такой! Ей можно всё говорить, но стоит только Михайловне рассказать на лавочке порочащие Загоруйчиху факты, та такой скандал подымет, что хоть святых выноси!

Как бы там ни было, а у Михайловны закололо сердце и поднялось давление. Еле -еле она добрела до дома. Выпила корвалол и легла на диван. Вновь и вновь она вспоминала слова Бабы Гали. Да в сплетнях есть доля правды. Да у Михайловны было 4 мужа и есть три подворья. Она углубилась в воспоминания.

Первый раз Лида по прозвищу Гитара ( талия была узкая, а бёдра широкие) вышла замуж в 18 лет. Ах какая любовь была между молоденькой Лидой-Гитарой и Андреем. Все как то само собой сложилось и сватовство и свадьба и постройка дома. Детей только Бог не дал. Уж как Лида хотела детей! Она и лечилась у врачей и у знахарок. Одна колдовка сказала-Мужа дюже любишь! Вот и нема дитэй!-

Может она и права была. Михайловна поднялась с дивана. Вроде стало легче. Камень который лежал на сердце стал не такой тяжёлый. Михайловна начала готовку. За привычными делами вспоминала как приехал бригадир и механик и сказали, что Андрей попал под сеялку и находится в больнице. Пока они доехали муж умер. Михайловна вытерла слёзы. И осталась она вдовой в 40 лет.

А жить надо дальше. Начал к Михайловне захаживать вдовец Николай. Самому за 50 лет. Двое сыновей есть. Один уже женат и живёт отдельно. А второму- Алёшеньке 20 лет. И начал Николай уговаривать Михайловну замуж за него идти. Она пошла. И так полюбила и Николая и его сына, так вникла в семейные проблемы, что продала свой дом, а деньги потратили на ремонт и пристройку хаты Николая. И свадьбу хорошую Алёшеньке сыграли и его жену Михайловна как родную приняла и не обижала. Да через 10 лет заболел Николай и умер. Погоревали сколько положено, а затем Алёшенька и говорит- Уходить вам надо Михайловна! Жена второго ребёнка ждёт ей покой надо.-

Михайловна -Как так ? Я с Николаем расписана.По закону половина хаты моя.-

Отвечает Алёшенька- Хату отец ещё при жизни на меня переписал!-

И осталась Михайловна у разбитого корыта. Хорошо была ещё жива её мама. Ушла она к матери. И получилось -откуда ушла, туда и пришла. Знающие люди посоветовали Михайловне ,что надо в суд обращаться. Она пошла к адвокату, а тот и говорит,что все бумаги у Алёшеньки в порядке и чеки на стройматериалы для пристройки Михайловна не собирала, короче, доказать и отсудить ничего нельзя.

Михайловна погоревала, но что бы проклинать или угрожать не стала. Жила она с мамой пока та не заболела и не умерла. А после настало такое злое одиночество для Михайловны, что хоть в петлю.

Через время начали к ней свататься вдовцы. А Михайловна чует сердцем, что хотят они кухарку и уборщицу для себя и своих детей и не идёт замуж. Спасибо -люди "добрые" научили уму разуму. И замуж не хочется и одиночество заело. Но не зря говорят-рыбак рыбака видит издалека. Посватался к ней такой же одинокий и бездетный мужчина. Михайловна не стала очертя голову бросаться в новые отношения. Всё разузнала про нового жениха: имеет ли жильё, есть ли дети или ещё какие родственники и т. п.. И только после этого дала ответ Ивану Васильевичу. А тот и рад. Вот так встретились два одиночества.

Перебирая в памяти годы прожитые с Иваном, Михайловна решила,что прожили они хорошо, потому что вели размеренную и спокойную жизнь,которая устраивала обоих. Утром Михайловна готовила еду на весь день. После завтрака шла проверить свою хату. В зимнее время затопить котел. В летнее прополоть палисадник . К обеду сходились в дом Ивана Васильевича. Затем послеобеденный отдых . И вечер у телевизора. Но всё заканчивается. Инсульт разбил Ивана. Через время последовал второй и он умер. Михайловна конечно горевала. Но как то спокойно,без надрыва. Как будто поняла,что жизнь заканчивается смертью и это неизбежно.

Опять она осталась одна. Жить перешла в свою хату. Она и меньше,чем дом Ивана Васильевича(меньше платить коммуналку). А дом сдала квартирантам. Какое то время так и жила одна. Тихо и скучно. А ведь и в 60 лет хочется "ласковой песни и хорошей,большой любви". Любовь нашлась в лице Ильи.

Ах. Илья! Бывший военный. Так и хочется сказать-красивый, здоровенный! На 5 лет моложе Михайловны. Где ж тут устоять! И бросилась она в отношения как в омут. Только после смерти Ильи узнала она, что сначала когда приехал, сошелся он с врачицей Марией Ивановной. А та как посмотрела его амбулаторную карту и поняла. что Илья не жилец, враз прекратила отношения. А Михайловна ,когда он слёг-доглядела и похоронила.

Михайловна вздохнула- Видно судьба моя такая-доглядывать и хоронить!Что уж поделать!!-

На похороны приехал сын Ильи-успешный человек . Сказал, что хата отца пусть остаётся за Михайловной. Вот так и стала Михайловна владелицей трёх подворий. Продавать боится, потому, что помнит как соседка в 90 х годах продала дом,а инфляция всё съела.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: раскрыть образ учителя на страницах рассказа, ответить на проблемный вопрос: преступление ли совершила учитель.

I. Оргмомент.

(версии ребят: легко – трудно).

Вывод: учителем быть не просто, а вот Учителем с большой буквы тем более.

- А каким должен быть учитель?

(мнения: добрым, чутким, внимательным, заботливым, понимающим, сочувствующим, сопереживающим и т.д.)

-Плохой ли, хороший ли, учитель входит в жизнь каждого из нас и оставляет в ней глубокий след. Наверное, поэтому существует множество произведений, посвященных учителю. Порой учителю приходится быть и требовательным, и жестким; порой приходится решать сложные педагогические задачи, и расценить поступок учителя могут по-разному.

Хочу показать фрагмент фильма и спросить: согласны ли вы с мнением директора школы?

III. Целеполагание.

- Итак, Василий Андреевич назвал поступок Лидии Михайловны преступлением, совращением, растлением. Мы должны ответить: преступление ли поведение ЛМ или нет?

- Что такое преступление?

(ответ подготовленного ученика, домашнее задание — поработать со словарем — было дано накануне)

Преступление – это опасное действие для общества, нарушающее закон и подлежащее ответственности).

Давайте попробуем дать оценку поступку ЛМ и ответить на наш вопрос.

В центре нашего внимания образ ЛМ, учительницы французского. Когда говорим о герое, то акцентируем внимание на портрете, манерах, поступках.

IV. Работаем по рядам.

-1 ряд. Портрет ЛМ. (подчеркните ключевые слова).

-2 ряд. Отношение ЛМ к ученикам. (подчеркните ключевые слова). (внимательная, терпимая).

Сделайте вывод. Учителя бывают разные и подход к детям тоже разный.

Как называется такой прием? (антитеза).

V. Беседа по тексту.

-Как учительница реагирует, увидев в первый раз синяки у своего ученика? Как выясняет, что случилось с героем? Как повела себя?(пытается выяснить все шуткой, Тишкина осаждает; проявляет педагогический такт, заботливая, понимающая).

-Как меняется интонация учительницы и настроение мальчика во время разговора после уроков? (ЛМ начала разговор слишком громко, как показалось мальчику, он испугался еще больше. Когда ЛМ поняла, что мальчик попросту голодает и тратит выигранные деньги на молоко, она молча, внимательно рассматривает мальчика, интонация ее становится задумчивой. Вместо наказания разговор – спасение для героя, и он искренно обещает больше не играть на деньги).

-Почему ЛМ заставила заниматься героя дополнительно? Понял ли он, с какой целью ЛМ заставила его заниматься? (Она решила т.о. отвлечь его от игры, от издевательства и избиений. Рассказчик, будучи уже взрослым, осознает это).

-Какие чувства испытывает герой в квартире учительницы? (Робкий и стеснительный, он испытывает стыд и неловкость, отказывался от еды.)

-Как реагировала ЛМ на его отказы ужинать?

-Что еще предпринимает ЛМ, чтобы помочь своему ученику? Каким чувством продиктован этот поступок? Чем отличается жалость от милосердия?(СЛОВАРНАЯ РАБОТА)

-Почему герой не понимает ее желания помочь? (обратить внимание на характер героя)

-Правильно ли она поступает?

Монолог учительницы читает учитель.

-Как теперь к ЛМ относится герой? (относится как к человеку, перестал бояться, забывает, что перед ним учитель).

-Как ведет себя ЛМ в сцене с директором? Какие качества проявляет ЛМ? (отвечает спокойно, не выкручивается, не оправдывается).

-Почему ЛМ не объяснила свой поступок директору? Вернемся к характеристике директора, данной в начале урока. (Не разобравшись, обвинил в самых страшных грехах. Он бы ничего не понял – не такой человек. В этой сцене противопоставляются черствость, бездушие, формализм и доброта, чуткость, отзывчивость, уважительное Уотношение к детям ЛМ.) (прием антитезы.)

-Какие же уроки преподала ЛМ герою? Когда он понял ЛМ? Совершила ли преступление ЛМ?

VI. Работа с иллюстрациями.

Рассказ иллюстрировали разные художники: Ю.Тризна, В. Гальдяев, А. Шпирко. Какой изобразили художники учительницу? Кто, по-вашему, точнее раскрыл характер учительницы?

VII. (рассказ подготовленного ученика).

Героиня знаменитого рассказа Валентина Распутина “Уроки французского” живёт в Нижнем Новгороде, зовут ее Лидия Михайловна Молокова.

Случайно школьница Лидия Данилова оказалась во время войны в Сибири вместе с родителями. Случайно поступила на отделение французского в Иркутский педагогический институт.

Случайно оказалась она и в районной школе, в глухом поселке Усть-Уда. В подшефном восьмом классе молоденькая учительница поначалу не произвела серьезного впечатления. Ребята попались озорные.

Отработав положенные три года, Вера Андреевна уехала из Усть-Уды на Кубань. А Лидии Михайловне пришлось взвалить на свои плечи классное руководство в объединённом девятом классе. Вскоре она перебралась в Саранск. Были командировки за границу. Во время командировки во Францию Лидия Михайловна и узнала, что стала книжной героиней.

Молокова Л.М. понимала, что Распутин писал учительницу со всех своих учителей, брал лучшее от каждой, вот почему у него она получилась такой человечной.

-Как думаете, чему учит этот рассказ? (доброте, отзывчивости).

-Какой урок преподала ЛМ герою? (не только фр языка, но и уроки доброты, милосердия)

-Перед вами высказывания о добре и добротнее. Как вы их понимаете? Какое вам наиболее близко?

Вывод. Доброта – большая ценность.

-Урок подошел к концу. Что нового и полезного вы узнали?

Образ учителя в литературе (на стенде) (Произведения об учителе)

Д./З. (на выбор)

1. Составить кроссворд.

2.Письмо директору школы Василию Андреевичу.

3. Подготовить рассказ о человеке, который бескорыстно делал добрые слова.

4. Выписать из текста слова, которые отражают особенность речи сибирского мальчика.(н/р: не зариться – не засматриваться; ненароком – случайно).

5. Составить вопросы викторины по рассказу.

Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в своё время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого человека.

I Создание проблемной ситуации

-Разве это хорошо, что учительница играет с учеником на деньги?

-Прав ли директор, который увольняет учительницу с работы?

3. Формулировка темы урока (проблемный вопрос)

-Этот вопрос и будет темой нашего урока. Записываем тему урока в тетрадь.

II Начало активного поиска на проблемный вопрос

4.Работа с эпиграфом.

А эпиграфом к нему будут слова самого автора этого рассказа.

- В чём смысл эпиграфа? (Писатель надеется, что те жизненные уроки, которые уготовила ему судьба, помогут каждому из нас разобраться в себе, задуматься о своём будущем)

5.Постановка целей.6. Словарная работа

Сегодня мы будем говорить о таких понятиях, как духовность и нравственность. А вы знаете значение этих слов? (Работа со словарём)

III Поиск ответа на проблемный вопрос (Анализ)

- А теперь давайте поговорим о главном герое. Вот его протрет. Почему мальчик так выглядит? - Какие жизненные испытания выпали на долю этого 11-летнего мальчика?

-Как мальчик выдержал все эти испытания, какие качества проявил? Сейчас мы будем говорить об этом и попутно заполнять таблицу, в которую будем заносить слова, характеризующие главного героя.

- Почему тоскуя по дому, испытывая страшное одиночество, мальчик отказался возвращаться домой в деревню. (Чувство гордости: возвращение – позор.)

- Как он учится в городе? (Упорство)

- За что избили мальчика? (Честность)

- Почему не убежал? (Гордость)

- Обратите внимание на пейзаж в этом эпизоде, здесь каждое слово важно.

- Какого цвета была крапива на поляне? (Чёрная)

-Как это перекликается с событиями? (на душе у героя черно; играть на деньги – чёрное дело).

- сколько ему нужно было денег? Вправе ли мы осуждать его? (Нет. Он не заядлый игрок. Это жизненная необходимость. К тому же он играет честно, в отличие от Владика и Птахи)

- А как ему удавалось выиграть у такого профессионала, как Вадик? ( Терпение, упорство в достижении поставленной цели.)

- А почему после первого избиения он опять пошёл на пустырь? (Голод)

А почему он отказался от помощи Лидии Михайловны, которая пыталась его подкармливать, отказался от посылки? (Чувство собственного достоинства)

- А почему тогда не считает унизительным играть на деньги? (Сам зарабатывает)

-А как выдержал герой испытание французским языком? Что помогло ему его освоить? (Терпение, упорство. Пытка превратилась в удовольствие.)

9. Вывод о характере и душевных качествах героя.

-Делаем вывод о характере героя, его духовном мире. (Зачитываем записи в таблице. Несмотря на совсем детский возраст, он с честью прошёл все испытания.)

10. Портрет Лидии Михайловны.

- А теперь обратимся к образу Лидии Михайловны. Найдите описание её внешности. (Стр. 306-307. -Сравните с внешностью героя. Какой приём использует Распутин? (Антитеза)

- Вспомните ту часть рассказа, где Лидия Михайловна обращает на уроке внимание на избитого мальчика. Как он пытается оправдаться? (Упал)

- Понимает ли Лидия Михайловна, что он её обманывает? (Да)

А почему не наказывает, не ведёт к директору, а приглашает остаться после уроков? (Хочет разобраться)

- А как она относится к поступку Тишкина, который выдал главного героя? (Отрицательно, предательство)

Как это характеризует учительницу? (Справедливая)

Заполняем вторую графу таблицы.

- Почему, узнав, что он на самом деле играет на деньги, не наказала его, а только взяла слово, что он не будет больше играть? (Поняла его, жалеет).

- Почему, когда мальчик пришёл второй раз избитым, она опять не ругает его, а предлагает заниматься дополнительно французским языком? (Хочет отвлечь его от игры, спасти от позора и побоев)

12. Ответ на проблемный вопрос.

- А чем закончилась эта история, мы уже знаем. Директор формально прав: Лидия Михайловна совершила своего рода педагогическое преступление, вовлекая ученика в игру на деньги. А давайте ещё раз вспомним, для чего она это делала? (Чтобы спасти от голода, позора, избиений, игры на деньги на улице.)

- И это оправдывает её. Она жертвует собой ради ученика. А это уже не преступление – а подвиг. Вы согласны с этим? Выскажите своё мнение.

- А почему директор не захотел этого понять? (Чёрствый душевно человек)

- Но Распутин, рассказывая о директоре, упоминает о том, что тот воевал. Для чего? (Может быть, чтобы мы строго не судили этого человека. Ведь война могла сделать его таким)

-Итак, мы ответили на вопрос, являющийся темой нашего урока.

16.Домашнее задание.

Гордость, ответственность за свои поступки, упорство, терпение, честность.

Справедливость, умение понять другого человека, сочувствие, доброта, милосердие, любовь к детям, желание помочь так, чтобы не обидеть, самопожертвование.

Учитель русского языка и литературы

Агнаева Светлана Георгиевна

На уроке вы должны:

На уроке вы должны:

Автобиография - описание своей жизни

Тема - круг жизненных явлений, которые отобрал писатель для своего произведения, то, что положено в основу художественного произведения

Идея - главная мысль произведения

Рассказ - жанр эпоса, небольшое по объему произведение, посвященное отдельному событию из жизни героя

Портрет - описание внешности персонажа в литературном произведении

Название: Уроки французского
Автор:
Год написания: 1973
Год издания:
Жанр: Рассказ
Направление: Социалистический реализм/Деревенская проза


Валентин Распутин — выдающийся мастер реалистической прозы. Он писал простым, но живым и образным языком, поднимая на страницах произведений понятные, но в то же время глубокие проблемы. Рассказывая о своём времени и советской действительности, автор ставит в своих произведениях вечные вопросы.

Место и время действия

Поселок. Эскиз к рассказу

Из текста известно, что деревня стоит на реке Ангара. Вероятно, автор имел в виду населенные пункты, с которыми была связана его ранние годы: село Усть-Уда и деревню Аталанка Усть-Удинского района Иркутской области.

О чем рассказ?

Эта история о молодой учительнице французского языка, которая пытается помочь своему ученику из бедной семьи пережить тяжелое время.

Главный герой приезжает из деревни в райцентр, чтобы учиться в школе. Он успевает по всем предметам. В поисках пропитания парень связался с сомнительной компанией и начал играть на деньги. Когда он стал выигрывать, его избили.

Увидев побои на лице мальчика, учительница французского вызвала его на разговор. Он обещал ей перестать играть, но нужда вынудила снова начать. Узнав об этом, учительница Лидия Михайловна предлагает парню дополнительные занятия французским.

Однажды за игрой их застукал директор школы. Для учительницы это обернулось увольнением, она уехала на родину. Через некоторое время ученику от неё пришла посылка с провизией.

Характеристика героев рассказа

Рассказчик

Рассказчик — главный герой рассказа

Лидия Михайловна

Лидия Михайловна — учитель французского

Лидия Михайловна — учительница французского языка и классный руководитель главного героя-рассказчика, красивая молодая женщина примерно 25 лет, брюнетка с короткой стрижкой. Представляется герою утонченной и загадочной, под стать предмету, который преподает.

Василий Андреевич

Василий Андреевич — директор школы

Второстепенные герои

Эпизодические и фоновые персонажи — это учащиеся школы, жители деревни и райцентра, Распутин высвечивает типажи, создает ёмкие и яркие образы.

Мать рассказчика — деревенская женщина, одна воспитывает троих детей, волевая и достаточно умная, хотя образования не имеет и грамотой не владеет. Хорошая мать, отправляет сына в райцентр для его же блага, переживает за него, старается помочь, чем может, присылая продукты, а иногда и деньги.

Тишкин — одноклассник героя, суетливый, робкий. Постоянно рвался отвечать, тянул руку, а когда вызывали, часто терялся у доски и молчал.

Дядя Илья — деревенский житель, пожилой мужчина, сосед семьи главного героя, прослыл прижимистым, скупым стариком, но когда герой помогает ему по таблице узнать о его выигрыше 400 рубелей по облигации, он отблагодарил его ведром картошки.

Полуторкой называли грузовичок, способный перевозить до 1,5 тонны

Подробный пересказ содержания по главам

Посвящение: Анастасии Прокопьевне Копыловой

Анастасия Копылова — мать известного драматурга Александра Вампилова, с которым Распутин находился в близких дружеских отношениях. Много лет женщина проработала обычным учителем в сельской школе.

Знакомство с героем

Рассказчик обращается к тому времени, когда он пошел учиться в пятый класс. Герой родом из деревни, где была только начальная школа, чтобы продолжить образование ему нужно было уехать из дома за 50 километров — в районный центр. Мать договорилась, что жить он будет у знакомой по имени тетя Надя.

В районе у тёти Нади

Главный герой — старший ребенок в семье. Всего у матери трое детей, она воспитывала их без отца, который, очевидно, не вернулся с войны. Жила семья в нужде, время было голодное.

Паренек помогал местным по таблицам в газетах узнавать, кто и сколько выиграл. На облигациях герой заслужил среди односельчан особый авторитет. Его даже подкармливали. А скуповатый старик дядя Илья, выиграв 400 рублей, даже нагреб мальчишке ведро картошки.

Облигации государственного займа — долговые ценные бумаги, выпускаемые правительством. Облигации распространялись среди населения в советский период. Деньги, вырученные у народа, помогали поднимать экономику, вести войну и восстанавливать хозяйство. Облигации были процентные и выигрышные. Срок погашения — 10, 20 лет.

Мальчик заинтересовался игрой

Однажды он взял очередную пятерку и пошел не за молоком, а на свалку, где играли в чику. Первый раз спустил 50 копеек, потом 90. Постепенно приноровился и стал выигрывать. Рассказчик заканчивал игру, как только его выигрыш насчитывал рубль — столько нужно было на молоко. Вадику и однокласснику Птахе не понравилось, что парень, выиграв, быстро заканчивает игру.

Ребята избивают главного героя

Героя подставили и стали угрожать. Он пытался избежать драки, но сделать этого не удалось, его избили. Свидетелем этого был один из одноклассников по фамилии Тишкин.

Разговор с учительницей

Мальчик вынужден идти в школу с синяками

Первым уроком в расписании стоял французский язык. Ведет его классный руководитель, молодая учительница по имени Лидия Михайловна. Она обращает внимание на побои. Спрашивает, что случилось. Герой говорит, что упал, но Тишкин выдает его, рассказывая как было дело.

Лидия Михайловна попросила ученика остаться после урока. Тот боится, что его поведут к строгому директору, который своими вопросами и напором доводил некоторых школьников до слез, но учительница не стала сообщать директору. Она поговорила с мальчиком один на один. Спросила, почему он играет и на что тратит выигранные деньги. Герой ответил, что выигрывает только рубль, чтобы купить молоко. Это удивило и тронуло педагога. Она просит мальчика больше не играть.

Лидия Михайловна провела разговор с мальчиком

Ребята разрешают герою рассказа играть с ними

Однако Вадик разрешает ему присоединиться к игре. Герой ведет себя максимально осторожно, учитывая прошлый опыт, старается не зариться на кассу. На четвертый день, когда, выиграв рубль, он хотел удалиться, дело опять закончилось побоями. Ему разбили губу.

Следы драки были замечены Лидией Михайловной, и, чтобы отвадить ученика от игры, она назначает ему дополнительные занятия французским.

Уроки французского

Учительница приглашает мальчика на дополнительные занятия к себе домой

Однажды герою пришла посылка. Она была непривычно упакована в ящик, а не в мешок, в котором мать обычно присылала продукты. Мальчик засомневался, ему ли эта посылка, он сверил адрес, сомнений не осталось. Любопытство терзало его и, взяв топор, он вскрыл посылку, всё ещё думая, что её прислала мать.

Герой догадался кто прислал посылку

Он идет в учительскую, чтобы поговорить с педагогом и вернуть посылку, но ее на месте нет. Мальчик отправляется к ней домой. Встретив ученика, Лидия Михайловна сначала делает вид, что не понимает, о чем идет речь и зачем он принес эту посылку, но в разговоре учительница себя выдает. Женщина не учла, что в деревне не бывает макарон и гематогена. Лидия Михайловна — человек городской. Она рассказывает ученику, что сама родом с Кубани, где очень много яблок.

Прошло две недели после истории с посылкой, после занятий Лидия Михайловна спросила своего ученика, в какую игру он играл на деньги со сверстниками. Того удивило, что учительница этим интересуется, но рассказал.

Лидия Михайловна показала, как это делается и предложила парню попробовать сыграть. Герою стало неловко.

Учительница предложила играть в

Лидия Михайловна играла азартно и шумно, герой увидел её совсем другими глазами. Он несколько раз пытался уличить учительницу в том, что она ему поддаётся, но Лидия Михайловна убеждала в обратном. Парень стал выигрывать, у него появились деньги, на которые он покупал молоко и мороженное. Брать деньги у своей учительницы, конечно, неудобно, но успокаивало, что это честный выигрыш.

Последний привет

Спустя три дня Лидия Михайловна уехала. Она отправилась домой, на Кубань. Перед отъездом сказала мальчику, чтобы он не переживал по поводу этой истории, она сама во всем виновата. Больше герой с ней не виделся.

Посылка от Лидии Михайловны

История создания

Рассказ не случайно написан от первого лица, это не просто художественный приём . Валентин Григорьевич Распутин признавался, что в основу были положены его собственные, личные воспоминания из детства.

Валентин Григорьевич 1937 года рождения, действие рассказа происходит в 1948, в тот год автору как раз было 11 лет, как и главному герою книги.

Сюжет рассказа взят из биографии писателя. Автор провел детские годы в деревне. Подростком Валя Распутин переехал учиться в райцентр, бедствовал и голодал. Лидия Михайловна Молокова — преподаватель сельской школы в райцентре, где учился будущий литератор. Учительница оказывала ему поддержку, помогала пережить тяжелое время. Принявшись за рассказ, Распутин не стал менять имя героини.

Лидия Михайловна Молокова — прообраз учительницы из рассказа

Рассказ Распутина прочитала учительница, ставшая прототипом главной героини, и решила связаться со своим бывшим учеником, добившимся успехов на литературном поприще. Валентин Григорьевич с теплом вспоминал свою встречу с Лидией Михайловной — встречу взрослого состоявшегося человека с учительницей, согревавшей его трудное детство.

Направление

Деревенскую прозу литературоведы выделяют как отдельное направление в рамках советской реалистической литературы. Для него характерно обращение писателей к проблеме экологии, вопросу сохранения русских традиций, нравственным ценностям в изображении деревни.

Языковые и стилистические особенности

Особый колорит произведению придают устаревшие слова, просторечные выражения и образцы местной лексики (диалектизмы, т.е. слова, распространенные в отдельных регионах страны).

Примеры слов, отражающих реальность описанного времени

Квартировать — то есть жить у кого-то в чужой квартире или снимать комнату. Чайная — заведение, где можно было напиться чаю и поесть. Первые чайные появились еще во времена российской империи, в царствование Александра II. Исчезли в первой половине XX в.

Пример диалектизма

Примеры просторечных выражений

Композиция

В рассказе поднимается тема — значение неравнодушного и самоотверженного учителя в жизни ученика . Она звучит с первых строк произведения:

Главная мысль (идея произведения): уроки доброты, полученные учеником, влияют на становление его личности .

Уроки французского стали для героя уроками жизни, в которой нельзя быть равнодушным. Он был одинок, голоден, и никому вокруг не было дела до его страданий. Лидия Михайловна пренебрегла условностями, чтобы помочь голодающему мальчишке. Он помнил это всю жизнь.

Проблематика

В рассказе автор поднимает проблемы нравственного и социального плана.

Нравственный выбор

Послевоенное детство

В рассказе на примере одного эпизода показано становление личности на фоне непростого для страны и советского народа времени, когда уже с раннего детства приходилось голодать, искать способы к существованию. В этих условиях люди учились, общались, формировались.

Прообразом главного героя рассказа является сам автор.

Современным детям, которые уже не играют с монетами, а сидят в гаджетах, имеют неограниченный доступ к информации и развлечениям, не все в рассказе может быть понятно. Послевоенная действительность, окружение, формирующее ребенка, и ценности, которые он впитывает из окружающей жизни — это главные положения рассказа.

Во второстепенных героях воплощены образы простого люда, шпаны, учеников и педагогов. Но разве это не универсальные образы? Разве в современных школах нет своих Вадиков, Птах и Василиев Андреевичей? Нет теть Надь и матерей, поднимающих в одиночку нескольких детей? Все они живут в нашем мире, уже совсем в другой реальности, но сущность остается прежней.

Валентин Распутин подчеркивал, что считает детство самым важным периодом в жизни человека. Именно из детства произрастают наши таланты, наши представления о мире, в том числе и чувство стыда перед родителями и учителями, с размышления о котором начинается рассказ, как и чувство благодарности, уважения — это мотивирующее воспоминание, отражение детства в нашей взрослой реальности.

Образование

Взаимопонимание

Образ учителя и его роль в жизни ученика

В советской системе образования учитель воспринимался как непререкаемый авторитет, который в присутствии ученика всегда на работе и обязан держать определенную дистанцию, выстраивать образовательный процесс и стратегию поведения в соответствии с программой и с принятыми в обществе принципами и нормами, соответствующими статусу учителя. Панибратство с учеником считалось недопустимым.

Важен тот след, который останется в душе и в сердце ребенка. Не только хорошие знания, но и нравственные представления, полученные от педагога и формирующие личность, — в этом заключается роль учителя. Порой для выполнения своей высокой миссии приходится прибегать к рискованным, и даже не вполне этичным, на первый взгляд, методам, как это сделала героиня рассказа.

Уважение к ученику

По ходу сюжета героиня сама раскрывается как личность и демонстрирует уважение к маленькому ученику как к самостоятельной личности. Антипод Лидии Михайловны — директор Василий Андреевич, который не видел в учениках личностей, старался их подавить.

Экранизация

Как бы вы поступили на месте Лидии Михайловны (Из рассказа Уроки Французского), ответ на вопрос?


На её месте, я бы тоже пыталась подкармливать и помогать своему ученику.

Так как он отказывался, я бы наверное тоже стала играть с ним.

Не считаю что она поступила не правильно, без неё он бы пропал!


Какие качества мальчика и Лидии Михайловны в рассказе "Уроки Французского"?

Какие качества мальчика и Лидии Михайловны в рассказе "Уроки Французского"?


Рассказ уроки французского прав ли был директор уволив Лидию Михайловну из школы?

Рассказ уроки французского прав ли был директор уволив Лидию Михайловну из школы?


Напишите рассказ уроки французского от лица Лидии Михайловны?

Напишите рассказ уроки французского от лица Лидии Михайловны!


Письмо от имени Лидии Михайловны мальчику в рассказе уроки французского?

Письмо от имени Лидии Михайловны мальчику в рассказе уроки французского.


Какой из уроков Лидии Михайловны из рассказа "Уроки Французского" стал самым главным и почему?

Какой из уроков Лидии Михайловны из рассказа "Уроки Французского" стал самым главным и почему?


Характеристика Лидии Михайловны из рассказа" Уроки французского " Мини сочинение?

Характеристика Лидии Михайловны из рассказа" Уроки французского " Мини сочинение.


Почему в рассказе Уроки французского мальчик на всю жизнь запомнил поступок лидии михайловны?

Почему в рассказе Уроки французского мальчик на всю жизнь запомнил поступок лидии михайловны.


Как мальчик относился к Лидии Михайловне и директору, в рассказе "Уроки французского"?

Как мальчик относился к Лидии Михайловне и директору, в рассказе "Уроки французского".


Напишите письмо Лидии Михайловне от мальчика из рассказа" уроки французского"?

Напишите письмо Лидии Михайловне от мальчика из рассказа" уроки французского".


Ответьте на вопрос по рассказу "Уроки французского"?

Ответьте на вопрос по рассказу "Уроки французского".

Чему научила Лидия Михайловна своего ученика (кроме французского)?


Отлично хорошем отважным и сильным.


Нещодавно я прочитала новели "Дари Волхів" і "Павутинка". Вони обидві мені дуже сподобалися. У кожній з них піднімається вічне питання людства : добра і зла, любові і самопожертви. О. Генрі для своєї новели "Дари Волхвів" взяв більш біблійну назву..


Я считаю, что в ближайшем будущем, метро взойдёт на новые ступени технологий. Во первых : при входе в метро человеку будут представляться правила поведения с летающим аппаратом и само нано - устройство. Во вторых : человек сам будет лететь в место ..


ВОВКА— ДОБРАЯ ДУШАНаглазах растут ребята! Жил встихах моих когда - то Вовка— добрая душа. (Так прозвали малыша! ) Атеперь онвзрослый малый, Лет двенадцати навид, Ичитателей, пожалуй, Взрослый Вовка удивит. Сдобротой покончил Вовка, Онрешил— ему н..


Способ организации звукового состава отдельного стихотворного произведения или его отрывка (в случае полиметрии). В силлабическом стихосложении определяется числом слогов ; в тоническом числом ударений ; в метрическом и силлабо - тоническом метром и..


Кто такой сочинитель? Сочинитель - тот кто любит сочинять. Сочинять рассказы, разные истории. Выдуманные и правдивые.


Потому, что люди стали более жистоки.


—Руслан вставай мыпроспали, быстро умывайся, атовшколу опоздаешь, — голос мамы звучал очень встревожено. Поэтому какбы мне нехотелось спать, ясиспугом проснулся ведь сегодня контрольная поматематике инанеё нельзя опаздывать. —Вот этода, уже без пят..


Дубровский любит Машу а она его нет. Когда Дубровский представился Дефоржем( когда Дефорж убил медведя) у Маши появилась симпатия к Дефоржу, она стала за ним ухаживать Дубровский любит Машу, а Маша относится к нему надменно"Я дворянского рода, а он ..


"Нолик в стране цифр и букв" Есть одно волшебное место, о существовании котором никто не знает. Это большая страна, в которой мирно живут цифры и буквы. Единственный, которому было не удобно, был нолик. К нему относились не дружелюбно, обижали. Г..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Читайте также: