Кураев автор какого пособия

Обновлено: 02.07.2024

О.протодиакон, без сомнения, талантливый публицист и успешный миссионер. Он умеет завладеть вниманием взрослой аудитории. Лекции, которые он читает в разных городах, снискали ему заслуженное признание и многих привели на порог православного храма.

О.протодиакон, без сомнения, талантливый публицист и успешный миссионер. Он умеет завладеть вниманием взрослой аудитории. Лекции, которые он читает в разных городах, снискали ему заслуженное признание и многих привели на порог православного храма.

1. О.протодиакон, без сомнения, талантливый публицист и успешный миссионер. Он умеет завладеть вниманием взрослой аудитории. Лекции, которые он читает в разных городах, снискали ему заслуженное признание и многих привели на порог православного храма.

Но о.протодиакон, к сожалению, не является школьным педагогом. Он не педагог по образованию, кроме того, его жизнь не связана с детьми школьного возраста. Это жизнь бессемейного священнослужителя, институтского лектора и публициста. Учебник, страницы которого о.Андрей любезно выкладывает для ознакомления в своем блоге, обращен к детям. Но, к сожалению, не рассчитан на детей.

Только один пример. Всякий, у кого в семье есть школьники, согласится, что нет более безнадежного способа разговаривать с детьми о духовном, как противопоставить человека и животных по признаку наличия души. Дети близки к живой природе. Церковные православные дети до подросткового возраста горячо молятся за упокой умерших котят – и ни одному духовнику с этим до сих пор ничего не удалось поделать. Годам к 14 это чувство единства со всем живым отмирает вместе с вилочковой железой. Но о.протодиакон предлагает в своем учебнике учителю 4-5 классов рассказывать детям 9-11 лет, что у них – душа, а у их любимых Мурок и Тузиков – одни инстинкты. Это заведомо обрекает учителя, а в его лице и всю православную культуру, на педагогическое фиаско.

Это только один пример. Но в уроках, выложенных в блоге о.Андрея, можно найти множество свидетельств того, что с возрастными особенностями психологии школьников автор попросту незнаком.

2. Недостаток, замеченный в первом пункте, мог бы быть исправлен педагогами-специалистами. Но вся публицистическая и богословская деятельность о.Андрея Кураева свидетельствует, что он не терпит соавторства в коллективных трудах. О.Андрей – проповедник, а не методист. Его слушателей и читателей привлекает его уникальный голос и неповторимый стиль.

Учебник, предлагаемый о.Андреем – радикально авторский. Он не потерпит при себе методической разработки. Более того, он написан в оригинальном ярком полемичном стиле. В школе этот стиль недопустим потому, что дети, как существа подражательные, к сожалению, гораздо скорее перенимают приемы полемики, нежели усваивают содержание полемического выступления.

3. И последняя – главная – причина.

Большинство людей являются грешниками. Бесы рвут их на мерный лоскут и немногие умеют успешно противостоять этому постом и молитвой. Я, например, не умею. Тем не менее, довольно редко встречаются персоны, которым удается бесовские нападения на себя представлять в качестве собственных достоинств. Чаще всего такие несчастные принадлежат к сфере прессы (как и автор этих строк), политики или шоу-бизнеса.

Тем удивительнее, что православный богослов профессор Кураев на протяжении долгого времени собирает урожай популярности с нивы собственного тщательно культивируемого напоказ хамства.

Никаким иным словом не могут быть названы выступления о.протодиакона по адресу своего почившего начальника и благодетеля Святейшего Патриарха Алексия II.

Я берусь оценивать эти выступления публично, так как о.протодиакон столь многократно публично их повторил, что сомнений не остается: это не случайная досадная оговорка, в которой православный человек уже принес покаяние, пусть даже не найдя сил дезавуировать себя в печати. Нет. Очевидно, что протодиакон А.Кураев искренне считает: ему известна о Патриархе Алексии нелицеприятная правда, и эту правду необходимо поведать миру.

Именно так считал и другой человек, живший ранее: сын патриарха Ноя Хам. Он увидел отца пьяным и голым, что, несомненно, некрасиво и смешно, и не понимал, отчего бы надо эту нелицеприятную правду утаивать от братьев…


Мои коллеги из регионов прислали информацию: во многие школы учебные пособия попали за неделю до 1 апреля - с этого дня в четвертых классах должны начать эксперимент.

Говорят, модули дорабатывали практически у типографского станка.

Отец Андрей пошел искать правды в Минюст РФ. Вскоре он получил бумагу за подписью Сергея Шахрая, одного из авторов Конституции, о том, что его текст ни по букве, ни по духу не противоречит Основному Закону.

- Но даже такой официальный ответ не удовлетворил издателя, - жалуется протодиакон.

ЭКСПЕРИМЕНТ ХОТЯТ СТЕРИЛИЗОВАТЬ

Другой приступ негодования вызвала у автора православного модуля методичка для учителей, которую готовили специалисты Академии повышения квалификации работников образования.

А дело было так. Учебник Кураева, еще не полностью утвержденный, появился только 28 декабря. Готовые макеты методичек сотрудники академии сдали в печать 4 января. Они были выстроены на текстах другого автора, который был одобрен до Кураева, - профессора кафедры педагогики Московского государственного областного педагогического университета Людмилы Шевченко. Но книгу Шевченко в последний момент по каким-то причинам отклонили. Правку не могли внести физически.

- Протодиакон читал лекции учителям в нашей академии, - продолжает Алексей Рытов. - Ему ничего не мешало в своих выступлениях обратить внимание на проблемы с текстами. Учителя в регионах были предупреждены о несостыковках методички с учебником.

А ведь сам отец Андрей постоянно подчеркивает: в большинстве своем преподавать предмет будут не церковные и неверующие педагоги.

Кураев видит зло и в том, что все шесть учебников начинаются одним и тем же уроком, который писал член-корреспондент РАО профессор Александр Данилюк.

- Там дается прямая проповедь аморализма, - возмущается протодиакон. - Там написано, что представления о добре и зле неоднократно менялись в ходе исторического процесса. Представления о зле, да, менялись. Но фундаментальные принципы добра всегда были одинаковые.

- Понятно, директорам школ так проще организовать преподавание одного модуля, а не пяти разных для одного и того же класса, - говорит Кураев. - Экономия - платить за два часа в неделю, а не за десять. Легче организовать помещение. Светский материал более привычный и понятный, чем конфессиональный. Просто надо разрешить родителям пересмотреть свой выбор. Ведь они его делали, не видя учебников, не понимая, о чем пойдет речь.

ПУТЕВОДНАЯ ЗВЕЗДА - ГАРРИ ПОТТЕР

- Вот и я очень хотел, чтобы эти уроки стали уроками самопознания ребенка, - рассказывает протодиакон. - В учебнике нет пересказа евангельской истории. Зато есть рассказы о милосердии и прощении, о сплетничестве и о подвиге. Я пробую познакомить ребенка с миром его собственной души. Что надо реагировать не только на боль в пальчике, но и на боль у тебя в совести.

- Нужно было писать для четвероклашек, у которых до этого разговора о православии не было, - рассказывает Кураев. - По учебнику будут работать невоцерковленные педагоги. Да и я сам никогда в школе не работал. Сжатые сроки - три месяца. Но мне кажется, главное удалось. У ребятишек останется доброе после-вкусие от прикосновения к миру православия.

Участвовать в эксперименте по введению нового предмета вызвались 19 регионов страны. Предмет рассчитан на две четверти - последнюю в 4-м классе и первую в 5-м. Планируется, что эксперимент продлится два года.

ЦИФРЫ

Тираж разных модулей нового учебного курса (экз.)

ВЫБОР СДЕЛАН

Почти 60 процентов за изучение этого предмета в Калининградской, Томской, Тверской, Челябинской, Вологодской, Пензенской областях, в Удмуртии, Красноярском крае, на Камчатке.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Поторопились?

Про методические пособия и говорить не приходится.

И, главное, какой результат будет от сколоченного наспех курса? Боюсь, совсем не тот, какого от него ожидают.

Возрастная категория сайта 18 +

Читайте также: