В чем проявляются меры по борьбе с коррупцией в россии в 2000 е гг

Обновлено: 19.05.2024

Противодействие коррупции стало основным направлением государственной политики России. В стране действуют соответствующие законодательные акты, антикоррупционные комплексные планы. Но насколько эффективны проводимые меры, рассмотрим в этом статье.

Размеры коррупции в денежном выражении ​

Если говорит о объеме хищений на основе возбужденных уголовных дел, то в прошлом году он превысил 68 млрд рублей. Но обратите внимание, что речь идет раскрытых правонарушениях. Общий объем потерь бюджета гораздо масштабнее.

По оценкам российского Национального антикоррупционного комитета (НАК), объем коррупции в стране в денежном выражении исчисляется сотнями миллиардов долларов в год (240-300 млрд). Комитет оценивает масштабы коррупции на основе анализа так называемых скрытых опросов респондентов, осведомленных о коррупционных схемах и размерах взяточничества в различных сферах жизнедеятельности.

В структуре коррупции 40-60% составляет система откатов. Проявляется она также в госзакупках и выделении различных квот, например, в сфере природопользования. Но нужно отметить, что Правительство принимает во внимание аналитику правонарушений и регулярно вносит изменения и новшества в законодательную базу.

Курсы повышения квалификации по противодействию коррупции:


Законодательная база борьбы с коррупцией

Но принятие этого закона вызвало споры и сомнения, поскольку экспертов в противодействии коррупции к процессу не привлекли.

К недостаткам закона отнесли то, что:

  • закон распространяется в основном на госслужащих, практически не затрагивая муниципальных должностей, что существенно сужает круг субъектов преступления;
  • меры по борьбе с коррупцией заведомо являются неэффективными и не могут существенно повлиять на коррупционную картину страны.

Также справедливой критике подверглась обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять о склонении к совершению коррупционных правонарушений (ст. 9). При существующей коррумпированности эта мера на способна показать свою эффективность.

Постепенно законодательная база пополнилась другими НПА, что позволило оптимизировать антикоррупционную политику.

Ряд основных законов:

Стоит отметить, что хотя масштабная антикоррупционная кампания официально стартовала в России 2008 году после вступления в силу 273-ФЗ, ее реализация началась только в 2013 с создания в структуре администрации президента управления по противодействию коррупции.

Помимо основных законов в России действуют комплексные антикоррупционные планы. Первый был разработан в 2008 году после указа действующего на тот момент президента Дмитрия Медведева. После этого создание планов осуществлялось раз в 2 года:

Именно после проработки и оптимизации законодательной базы один за одним последовали раскрытия громких дел.

Примеры борьбы с коррупцией

Если говорить о результатах последних двух лет, то только за 2020 год было раскрыто несколько дел с участием госслужащих. НАК представил собственный рейтинг громких уголовных дел:

  • Мэр Томска Иван Кляйн. Был обвинен в лоббировании семейных бизнес-интересов. Судопроизводство по делу еще ведется.
  • Заместитель председателя правительства Московской области Дмитрий Куракин. Получал взятки за незаконную продажу леса в Китай (общий ущерб — 7 млрд рублей). Дело было передано в суд в ноябре 2020 года. На данный момент обвиняемый находится под стражей, но приговор еще не вынесен.
  • Экс-губернатор Ивановской области Михаил Мень. Обвинен в хищении 700 млн рублей из областного бюджета. Дело закрыто в связи со сроком давности.
  • Пензенский губернатор Иван Белозерцев. Задержан за получение взятки в размере 31 млн рублей. 18 мая 2021 года суд продлил арест до 20 августа. Судопроизводство еще ведется.

Указанные примеры демонстрируют состояние коррумпированности органов власти России, а также в какой-то степени формируют позитивную динамику в борьбе с коррупцией. В то же время нельзя забывать о латентных делах и факторах эффективности уголовной политики в коррупционной сфере.

Какие изменения внесли в антикоррупционную политику

Одним из последних нововведений стало декларирование цифровой валюты, ценных бумаг и прочих активов. Также помимо недвижимости, транспорта, акций взысканию в бюджет будут подлежать денежные средства, если чиновник не сможет доказать их законное получение.

Финансовое состояние чиновников будут контролировать еще на протяжении полугода после увольнения с госслужбы. Срок давности наложения взысканий теперь составляет 3 года вместе 6 месяцев. То есть в течение этого времени чиновника смогут привлечь к ответственности в случае обнаружения правонарушения.

Усилилась профилактика конфликта интересов, в том числе и в госзакупках. Так, например, участниками закупок больше не смогут быть лица, заинтересованные в результатах торгов, занимающие должность в учреждении, которое проводит закупки или является родственником такого должностного лица. Законотворцы планируют, что все это позволит повысить эффективность антикоррупционной политики и вернуть денежные средства в бюджет.

На каком месте находится Россия по борьбе с коррупцией

Если говорить о результатах принимаемых мер, то в 2009 году (то есть на сразу после вступления в силу 273-ФЗ) Россия занимала 146 место, по результатам 2020 года – 126. Как видим, положительная динамика все же наблюдается. Не исключено, что главную роль в этом сыграло ужесточившееся за последние несколько лет законодательство и антикоррупционный план, разработанный в 2018 году.

МОСКВА, 4 апр - РАПСИ. Двадцать лет назад в России вышел первый нормативный акт, призванный регулировать борьбу с коррупцией.
Ниже приводится справочная информация.

4 апреля 1992 года вышел указ президента РФ Бориса Ельцина "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы". Документ стал первым антикоррупционным нормативно-правовым актом нового российского законодательства и послужил отправной точкой отсчета в борьбе с коррупцией в Российской Федерации.

Указ запрещал чиновникам заниматься предпринимательской деятельностью, а также устанавливал для государственных служащих обязательное представление при назначении на руководящую должность декларации о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах, а также обязательствах финансового характера. Несоблюдение этих требований грозило освобождением от занимаемой должности, предусматривало и более строгую ответственность. Надзор за выполнением указа возлагался на президентское Контрольное управление.

Нормы этого указа легли в основу готовившихся в момент его издания законопроектов "О борьбе с коррупцией", "Об основах государственной службы Российской Федерации" (закон был принят в 1995 году, утратил силу в июле 2004 года) и др.

13 июля 1992 года президиум Верховного Совета РФ направил в комитеты Верховного Совета РФ, Верховные Советы республик в составе России, областные Советы народных депутатов, администрацию президента РФ и правительство РФ первый проект закона РФ "О борьбе с коррупцией". Однако этот законопроект успел пройти в Верховном Совете лишь первое чтение, после чего президентом РФ на него было наложено вето.

В 1993-1997 годах Государственная Дума неоднократно пыталась принять закон "О борьбе с коррупцией". Проект закона предусматривал, что борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий должны вести органы прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности, таможенной и пограничной службы, налоговой полиции и других правоохранительных органов, в которых учреждаются специализированные подразделения по борьбе с коррупцией. В качестве же специального органа по борьбе с коррупцией была названа Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации по защите прав граждан и общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией. Закон предъявлял к лицам, претендующим на выполнение государственных функций, ряд специальных требований.

В ноябре 1997 года закон "О борьбе с коррупцией" был принят Госдумой, в декабре 1997 года - одобрен Советом Федерации и направлен на подпись к президенту, который вернул его на доработку.

В 1998 году президентом РФ была предпринята попытка провести через Государственную Думу свой вариант законопроекта с аналогичным названием, но Государственная Дума отклонила его.

29 сентября 1999 года был создан Национальный антикоррупционный комитет (НАК), первым председателем которого стал Сергей Степашин. Среди главных задач НАК - защита всех, кто пытается бороться с коррупцией, и оказание воздействия на власть в целях активизации антикоррупционной деятельности.

В ноябре 2001 года законопроект "О противодействии коррупции" был вновь внесен на рассмотрение Госдумы, но был принят только в первом чтении.

Указом президента РФ от 24 ноября 2003 года был создан Совет при президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией. Основной задачей Совета стало оказание содействия президенту РФ в определении приоритетных направлений государственной политики в сфере борьбы с коррупцией и ее реализации.

В состав Совета вошли председатель правительства, председатель Совета Федерации, председатель Государственной Думы, председатели Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов.

При Совете были созданы Комиссия по противодействию коррупции и Комиссия по разрешению конфликта интересов.

Антикоррупционный потенциал был заложен в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, а также в законе РФ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (2004).

В 2006 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции. При этом статья 20 Конвенции ("Незаконное обогащение") не была ратифицирована.

Для подготовки предложений по реализации в законодательстве РФ положений Конвенции ООН против коррупции (2003) и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (1999) указом президента от 3 февраля 2007 года была создана межведомственная рабочая группа. Совет при президенте РФ по борьбе с коррупцией был упразднен.

В период президентства Дмитрия Медведева задача борьбы с коррупцией стала одной из приоритетных для главы государства. Через две недели после инаугурации, 19 мая 2008 года, Дмитрий Медведев подписал указ о создании Совета по противодействию коррупции при президенте РФ и распорядился в течение месяца представить ему антикоррупционный план.

31 июля 2008 года План по противодействию коррупции был подписан президентом.

Первый раздел документа был посвящен мерам по законодательному обеспечению противодействия коррупции.

Законом предусматривалась профилактика коррупции, в частности, через развитие института общественного и парламентского контроля над соблюдением антикоррупционного законодательства. Планом предусматривалась такая антикоррупционная мера как "возложение на государственных и муниципальных служащих обязанности уведомлять о ставших им известными в связи с выполнением своих должностных обязанностей случаях коррупционных или иных правонарушений. ".

Второй раздел документа был посвящен мерам по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции.

Третий раздел Плана содержал задачи повышения профессионального уровня юридических кадров и правового просвещения граждан.

В последнем разделе Плана был отражен перечень первоочередных указаний органам власти о направлениях борьбы с коррупцией.

25 декабря 2008 года президент России Дмитрий Медведев подписал пакет законов о противодействии коррупции.

Пакет включал четыре закона: базовый закон "О противодействии коррупции", законопроект, вносящий поправки в закон о правительстве РФ, и еще два закона, вносящие изменения и поправки в 25 Федеральных законов.

Законами предусматривалось, что в течение двух лет после ухода с государственной службы экс-чиновник имеет право работать в коммерческих и некоммерческих организациях, с которыми по роду своей деятельности он работал в должности чиновника, только в том случае, если на это дано согласие специальной комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих. Также определялось, что за коррупцию граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность. Устанавливалась также ответственность и юридических лиц за коррупционные правонарушения. Документы определяли, что чиновник обязан сообщать обо всех фактах склонения его к коррупционным действиям.

Чиновников обязали предоставлять работодателю сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Также они должны будут предоставить сведения и о доходах, имуществе и обязательствах членов своей семьи - супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Отдельным законом были выделены поправки в закон о правительстве, обязывающие членов правительства сообщать сведения о доходах жены (мужа) и детей до 18 лет.

Ограничения, запреты и обязанности, установленные законом "О противодействии коррупции" были распространены на сотрудников милиции, прокуратуры, органов внутренних дел РФ, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов РФ и военнослужащих.

В Уголовно-процессуальном кодексе РФ упрощался порядок привлечения к уголовной ответственности депутатов, судей и ряда категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам.

Устанавливался предел стоимости подарка, который может быть преподнесен чиновнику посетителями - до трех тысяч рублей, более дорогие подарки будут автоматически считаться собственностью государства.

Также было усилено уголовное наказание за коррупцию.

В апреле 2010 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы.

Национальная стратегия противодействия коррупции определила основные направления государственной антикоррупционной политики на среднесрочную перспективу и этапы ее реализации.

Национальный план противодействия коррупции предусматривал развитие нормативно-правовой базы, организацию работы кадровых служб органов власти по профилактике коррупции, совершенствование деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению чиновников, социологические исследования уровня коррупции и эффективности антикоррупционных мер, обучение госслужащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции.

Национальный план противодействия коррупции обновляется каждые два года.

В середине марта 2012 года Дмитрий Медведев выступил с предложением, согласно которому российских чиновников, которые не смогут объяснить превышение своих расходов над доходами, вскоре смогут увольнять и лишать имущества.

Также был обнародован национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы, предполагающий ряд новшеств в этой сфере: создание института лоббизма и единого бюджетного портала, внедрение в антикоррупционных подразделениях госорганов специальных компьютерных программ, обязательные отчеты чиновников о полученных подарках (соответствующий документ должен быть разработан до 1 октября), а также гранты для СМИ и общественных организаций, участвующих в борьбе с коррупцией.

Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы содержит не только поручения о разработке госорганами комплексов мер в этой сфере, но и указания о проведении проверок ряда ведомств. В частности, президент поручил прокуратуре провести в третьем квартале 2013 года проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции в ряде ведомств, в том числе в Пенсионном фонде, Фонде соцстрахования и Федеральном фонде обязательного медицинского страхования.

В апреле исполняется 20 лет указу Бориса Ельцина, положившему начало борьбе новой России с коррупцией. Юбилей страна встречает новыми достижениями — подготовкой еще одного законопроекта по борьбе с коррупцией, рекордной суммой средней взятки и отсутствием расследований по коррупции в высших эшелонах власти

В апреле 1992 года президент Борис Ельцин издал указ "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы", прямо запрещающий государственным чиновникам заниматься коммерческой деятельностью и ставший одним из самых неисполняемых нормативных актов современной России.

В 1993 году в Верховном Совете готовился закон "О борьбе с коррупцией" , но он так и не был принят. В 1995 и 1997 годах новые варианты закона принимались Госдумой и Советом Федерации, но отклонялись президентом как противоречащие Конституции и вносящие "дисбаланс в систему российского законодательства". В сентябре 1998 года уже Госдума отклонила президентский законопроект о борьбе с коррупцией. В ноябре 2001 года группа депутатов внесла в Госдуму законопроект "О противодействии коррупции" , который смог преодолеть лишь первое чтение.

В марте 1997 года постановлением Госдумы создана первая постоянная парламентская антикоррупционная комиссия . Подобные комиссии создавались и Думами следующих созывов, вплоть до 2011 года, и занимались в основном антикоррупционной экспертизой законопроектов.


Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

В мае 1997 года принят указ президента N 484 , обязывающий чиновников ежегодно предоставлять декларации о доходах и имуществе.

В августе 2002 года Владимир Путин подписал указ "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" , предписывающий им исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных и иных интересов, на исполнение обязанностей.

В ноябре 2003 года создан Совет при президенте РФ по борьбе с коррупцией . Особой активности он не проявлял и в феврале 2007 года был упразднен.

В 2006 году Госдума ратифицировала международные антикоррупционные документы — Конвенцию ООН против коррупции и Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Однако в документе ООН Россия отказалась признать статью 20 — о введении уголовной ответственности за "незаконное обогащение" чиновников.

19 мая 2008 года Дмитрий Медведев указом N 815 сформировал новый президентский совет по противодействию коррупции . Позже президиум совета получил полномочия по контролю за соблюдением требований к должностному поведению чиновников.


Фото: Александр Миридонов, Коммерсантъ

31 июля 2008 года президент утвердил подготовленный советом Национальный план противодействия коррупции, предусматривающий принятие необходимых законов и другие антикоррупционные меры. Он обновляется каждые два года. В декабре 2008 года Госдума приняла закон "О противодействии коррупции" , впервые дающий определение этому явлению, обязывающий декларировать доходы членов семей чиновников и устранять конфликты интересов, включая двухлетний запрет на переход в бизнес в профильной сфере. Одновременно внесены антикоррупционные поправки в ряд действующих законов.

18 мая 2009 года президент подписал пять указов, уточняющих порядок предоставления сведений о доходах и имуществе чиновников . В них определяется список подотчетных должностей, объем информации, способы ее обнародования.

В апреле 2010 года в была утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции .

20 апреля 2011 года Госдума одобрила инициированные президентом изменения в Уголовный кодекс , вводящие кратные штрафы за дачу и получение взятки, а также за посредничество.

21 ноября 2011 года приняты поправки в ряд законов "в связи с совершенствованием госуправления в области противодействия коррупции" . Они позволяют увольнять чиновников в связи с "утратой доверия" в случае непринятия мер по урегулированию конфликта интересов, за непредоставление деклараций о доходах или предоставление недостоверных данных, за предпринимательскую деятельность и т.п.

1 февраля 2012 года Россия ратифицировала Конвенцию ОЭСР о подкупе иностранных должностных лиц .

В марте 2012 года президент Медведев сообщил о подготовке законопроекта, вводящего контроль за расходами госслужащих .

Высокая оценка

Детали

Как менялось место России в рейтингах Transparency International

С 1995 года международная организация Transparency International составляет рейтинг стран, отражающий оценку уровня восприятия коррупции аналитиками, предпринимателями и обычными людьми. Индекс восприятия коррупции (ИВК) представляет собой оценку от 0 (максимальный уровень коррупции) до 10 (отсутствие коррупции). Россия фигурирует в этом рейтинге с 1996 года и стабильно занимает низкие места (что означает высокий уровень коррупции в стране).

Transparency International также регулярно проводит исследование "Барометр мировой коррупции", в котором отражается мнение граждан о том, какие государственные или общественные институты наиболее подвержены влиянию коррупции. Оценка дается в баллах от 1 (отсутствие влияния коррупции) до 5 (наивысшая коррумпированность). Для РФ эти показатели выглядят следующим образом.

Прямая речь

Что говорили президенты России о борьбе с коррупцией

Борис Ельцин

"Моя задача — покончить с положением, когда государственная служба становится источником обогащения. Правда, хочу сразу предупредить — не будем питать иллюзий. Окончательную победу над коррупцией нам скоро праздновать не придется. Сужу об этом и по опыту других стран. Коррупция — как сорняк. Как ни пропалывай, все равно вылезет".

16 мая 1997 года в радиообращении к россиянам

Владимир Путин

"Как вы знаете, власть в России неоднократно и громко заявляла о необходимости борьбы с коррупцией, разрабатывались целые программы, делались отдельные, достаточно жесткие шаги, но прямо нужно сказать: большого эффекта они, к сожалению, не дали".

12 января 2004 года на заседании Совета при президенте по борьбе с коррупцией

13 мая 2006 года на встрече с журналистами ВГТРК

Дмитрий Медведев

"Коррупция действительно может быть продолжением борьбы с коррупцией. Вполне возможная вещь: деньги можно получать от всего, в том числе и от борьбы, и очень немаленькие деньги. Недопустима кампанейщина: можем "взорвать" и бизнес, и государственную службу, и всю страну. С точки зрения проведения кампаний у нас всегда все было "хорошо". Мы это делать умели и любили".

2 июля 2008 года на заседании Совета законодателей по противодействию коррупции

"Мы все-таки впервые за весь современный период истории нашей страны создали новую нормативную базу для борьбы с коррупцией. Я помню, сколько шли эти разговоры в 90-е годы, в нынешнем десятилетии: давайте примем такой закон, давайте примем сякой закон, посмотрим, как это будет выглядеть, исполним конвенции международные. И сейчас я считаю, что мы создали нормальную правовую базу. Это не означает, что она идеальная, но она современная".

15 марта 2009 года в беседе с руководителем дирекции информационных программ Первого канала Кириллом Клейменовым

"Масштабная и системная борьба с коррупцией только началась, и мы будем ее вести решительно, системно и последовательно".

22 декабря 2011 года в Послании Федеральному собранию

Усредненное данное

цифры

Количественные оценки российского взяточничества неполны и неоднородны

Общий объем коррупционного рынка России

2001 год: 1340 млрд руб.

2005 год: 8892 млрд руб.

Средний размер коммерческого подкупа

2001 год: 291 тыс. руб

2005 год: 3,8 млн руб.

Средний размер бытовой взятки

2001 год: 1817 руб.

2005 год: 2780 руб.

Средний размер взятки/коммерческого подкупа

2008 год: 9000 руб.

2009 год: 23 тыс. руб.

2010 год: 61 тыс. руб.

2011 год: 236 тыс. руб.

Взятое стало явным

Динамика

Выявленное количество фактов взяточничества

Источник: Росстат, МВД

Громкие дела о коррупции в России

Хроника

Несмотря на периодически выдвигаемые обвинения в коррупции, дела против крупных чиновников не всегда доходят до суда

16 апреля 1993 года вице-президент России Александр Руцкой доложил в Верховном Совете, что собрал "11 чемоданов компромата" на высших чиновников. На основе его обвинений Генпрокуратура начала расследование причастности вице-премьера Владимира Шумейко к хищению 14,5 млн долларов при поставках детского питания и передаче иностранной фирме помещений в Монако стоимостью 29,5 млн французских франков. Господин Шумейко допрашивался по делу как свидетель. 21 октября того же года новый генпрокурор РФ Алексей Казанник закрыл уголовное дело, после чего Владимир Шумейко выиграл иск к Руцкому о защите чести и достоинства.

В июле 1997 года Генпрокуратура начала расследование хищения 231 млн долларов, выделенных МАПО МиГ из госбюджета. Свидетелем по делу проходил бывший замминистра финансов Андрей Вавилов . К 2000 году дело развалилось, не дойдя до суда, но в 2006 году Генпрокуратура его возобновила. В 2007 году Верховный суд признал наличие в действиях Андрея Вавилова признаков мошенничества и злоупотребления полномочиями, однако в июле 2008 года дело прекратили в связи с истечением срока давности.

3 февраля 1999 года сотрудниками следственного комитета МВД задержан бывший министр юстиции Валентин Ковалев , которому предъявили обвинения в хищении 1,3 млрд неденоминированных рублей из Фонда общественной защиты гражданских прав и в неоднократном получении взяток деньгами, квартирами и земельными участками. 3 октября 2001 года Мосгорсуд приговорил его к 9 годам лишения свободы условно.

8 октября 1998 года Генпрокуратура возбудила дело о злоупотреблениях при реконструкции Кремля и других гособъектов. Расследование также начала прокуратура Швейцарии, утверждавшая, что получившие выгодные подряды фирмы Mabetex и Merkata платили за это семье президента Бориса Ельцина и управделами президента Павлу Бородину . 8 декабря 2000 года Генпрокуратура закрыла дело за отсутствием состава преступления. 17 января 2001 года ставший госсекретарем Союзного государства РФ и Белоруссии Павел Бородин арестован в США по запросу Швейцарии. Проведя два месяца в тюрьмах США и Швейцарии, он был выпущен под залог более 3 млн долларов. 4 марта 2002 года швейцарская прокуратура закрыла дело, оштрафовав господина Бородина на 180 тысяч долларов.

В марте 2006 года 14 из 31 депутата городской думы Твери во главе с ее председателем Виктором Почтаревым были предъявлены обвинения в получении взяток на сумму 4,3 млн рублей от компаний "Тверские коммунальные системы" (за разрешение повысить тарифы ЖКХ) и "Лазурьстрой" (за уменьшение размера вмененного налога на доходы) и других преступлениях. В ноябре — декабре 2007 года облсуд приговорил 13 депутатов к срокам от 2,5 до 7,5 года колонии, один был оправдан.

15 августа 2011 года Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело в отношении отправленного в отставку губернатора Тульской области Вячеслава Дудки . Он подозревается в получении в 2010 году взятки в размере 40 млн рублей за выделение ЗАО "Корпорация ГРИНН" земельного участка под строительство гипермаркета. С 6 сентября экс-чиновник находится под домашним арестом, где знакомится с материалами дела.


Утверждены Национальная стратегия и Национальный план противодействия коррупции. Борьбу с преступлениями коррупционной направленности ведут Следственный комитет и МВД РФ, а также специальное управление президента РФ.

В январе-июне 2015 года в России было возбуждено около 11,5 тыс. уголовных дел о коррупции.

Реформа законодательства

В частности, государственные и муниципальные служащие, а также кандидаты на эти должности обязаны представлять сведения о своих доходах и об имуществе (при этом чиновники должны подавать декларации как на себя, так и на ближайших родственников); банки обязаны предоставлять информацию о движении средств на счетах чиновников; введен строгий контроль над финансируемой из-за рубежа политической деятельностью; парламентариям запрещено иметь недвижимость или банковские счета за рубежом.

Национальные планы борьбы с коррупцией

31 июля 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев утвердил Национальный план противодействия коррупции, 25 декабря 2008 года подписал федеральный закон "О противодействии коррупции", 13 апреля 2010 года утвердил Национальную стратегию противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции на 2010-2011 годах. Позднее такие планы принимались на 2012-2013 годах и 2014-2015 годах.

Действующий антикоррупционный план утвержден президентом РФ Владимиром Путиным 11 апреля 2014 года. Документ предусматривает разработку типовых положений об антикоррупционных комиссиях в регионах и обеспечение повышения квалификации ведущих борьбу с коррупцией чиновников. Также правительство оценивает коррупционные риски в сферах ЖКХ, потребительского рынка, строительства и при реализации крупных инфраструктурных проектов.

На основе этого анализа разрабатывается комплекс мер по снижению уровня коррупции.

Специальное управление президента РФ

3 декабря 2013 года указом Путина образовано Управление президента РФ про вопросам противодействия коррупции, которое возглавил Олег Плохой. Управление занимается аналитическо-правовой работой (контролирует выполнение указов президента, законов в сфере противодействия коррупции и т.д.), отвечает за международное сотрудничество в таких организациях, как ГРЕКО (Группа государств по борьбе с коррупцией), анализирует сведения о доходах и расходах должностных лиц высокого уровня, проводит антикоррупционные проверки.

По словам Плохого, в настоящее время правительство разрабатывает электронную систему по борьбе с коррупцией.

Место России в "коррупционном" рейтинге

К Международному дню борьбы с коррупцией 9 декабря приурочена публикация ежегодного Индекса восприятия коррупции (ИВК) - доклада об уровне восприятия коррупции в государственном секторе различных стран. Исследование готовит международная организация Transparency International на базе опросов, которые проводятся среди экспертов и представителей деловых кругов. Россия впервые была включена в этот перечень в 1996 году и заняла в нем 47-е место (тогда оценивались 54 государства).

Индекс восприятия коррупции в РФ составил 2,6 балла по десятибалльной шкале (такое же место заняла Индия). В 2014 году Россия заняла 136-е место из 175, с индексом, равным 27 баллам по 100-балльной шкале - наравне с Нигерией, Ливаном, Киргизией, Ираном и Камеруном. Наивысшее место РФ в рейтингах TI - результат 2004 года (ИВК 2,8 по 10-балльной шкале, 90 место из 145), низшее - в 2000 году (ИВК 2,1 по 10-балльной шкале, 82 место из 90).

Среди основных причин текущего положения эксперты Transparency International назвали затягивание расследований крупных коррупционных дел национального и международного уровня, замедление международного сотрудничества в этой сфере, недекларирование должностными лицами конфликтов интересов, давление на некоммерческие организации и независимые СМИ, непрозрачность крупных национальных проектов.

Для улучшения ситуации составители индекса рекомендовали внедрить в правовую систему РФ ответственность за незаконное обогащение, а также довести до правового финала крупные коррупционные дела - в частности, дела о подкупе российских чиновников компаниями Daimler, Hewlett-Packard и Bio-Rad Laboratories. В 2010-2014 годах в США эти корпорации были признаны виновными в подкупе чиновников ряда стран, в том числе в России, и оштрафованы на крупные суммы.

Статистика Верховного суда

Согласно данным председателя Верховного суда РФ Вячеслава Лебедева, в 2014 году за коррупционные преступления в России были осуждены порядка 11 тыс. человек (в 2013 году - 9,5 тыс.), из них за получение взяток - более 1,6 тыс. человек (рост на 13% по сравнению с 2013 годом), за дачу взяток - 4,1 тыс. (рост на 25% по сравнению с 2013 годом). 65% осужденных давали небольшую взятку - до 10 тыс. рублей.

К лишению свободы в 2014 году приговорены 20% от общего числа осужденных коррупционеров (12% - в 2013 году), при этом с 69% до 58% снизилось число людей, приговоренных к штрафам. Наибольшую часть осужденных за получение взятки - 44% - составили государственные и муниципальные служащие. 23% - работники правоохранительных структур, 12% - работники сферы образования.

Статистика Следственного комитета РФ

По словам Маркина, анализ уголовных дел показывает, что основная причина, толкающая работников социальной сферы (врачей, учителей и т.д.) на нарушение уголовного законодательства, - низкая зарплата.

Статистика МВД РФ

Согласно отчету МВД "Состояние преступности - январь-сентябрь 2015 года", за первые девять месяцев года выявлены 96,7 тыс. экономических преступлений, включая преступления коррупционной направленности (рост на 3,3% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года), материальный ущерб от них (по оконченным уголовным делам) составил 169,7 млрд рублей.

Вопрос противодействия коррупции - один из вечных вопросов организации государства.

Важную роль в борьбе с коррупцией играют конкретные меры, способные уменьшить коррупционные проявления в государстве и обществе, выявить и наказать лиц, замешанных в коррупции. Простой и достаточно эффективной мерой является обязательная ежегодная отчетность чиновников (должностных лиц органов ис­полнительной власти и депутатов соответствующих уровней) о доходах и имущественном по­ложении. Декларации о доходах указанных лиц (а также их детей и супругов) находятся в открытом доступе в сети Интернет, освещаются в официальных СМИ, проверяются контрольными и надзорными органами.

В большинстве органов исполнительной власти созданы службы собственной безопасности, целью деятельности которых является пресечение коррупционной деятельности служащих внутри органов исполнительной власти и их территориальных органах в субъектах Российской Федерации.

Как ни активна роль государства в принятии мер по противодействию коррупции, оно не сможет обойтись без помощи простых граждан в этой борьбе.

Каждый гражданин россиянин должен и обязан жить и работать, руководствуясь законом. Во избежание коррупционных явлений необходимо твердо знать свои права, уметь защищать их, иметь твердую моральную позицию, отрицающую использование коррупционных методов в частной, общественной и профессиональной жизни.

ЧТО ТАКОЕ КОРРУПЦИЯ?

Важно ясно понимать суть этого явления и уметь отличать его от других правонарушений.

Коррупцией считается - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Если человек принимает участие в незаконном использовании своего или чьего-либо должностного положения с целью получения материальной или нематериальной выгоды - он становится частью коррупционной системы.

К сожалению, для большой группы людей дача мелких взяток для решения бытовых вопросов не противоречит собственному мировоззрению, нравственным ограничениям.

К коррупционным деяниям относятся следующие преступления:

- злоупотребление служебным положением (статья 285 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее - УК РФ)

- дача взятки (статья 291 УК РФ), получение взятки (статья 290 УК РФ)

СУЩНОСТЬ КОРРУПЦИИ

Коррупция не появляется в обществе в одночасье. Сущность коррупции проявляется в тех социальных явлениях, с которыми она глубоко взаимосвязана. К их числу относятся правовой нигилизм и недостаточная правовая грамотность граждан, низкая гражданская позиция граждан.

Вот некоторые источники коррупции: неэффективное и несправедливое распределение и расходование материальных и нематериальных благ, снижение эффективности деятельности государственных и муниципальных органов, замедление темпов экономического роста, снижение уровня доверия к власти и другое.

УЧАСТНИКИ КОРРУПЦИИ

В коррупционном процессе всегда участвуют две стороны: взяткодатель и взяткополучатель.

Взяткодатель – лицо, которое предоставляет взяткополучателю некую выгоду в обмен на возможность пользоваться его полномочиями в своих целях. Выгодой могут быть деньги, материальные ценности, услуги, льготы и прочее. При этом обязательным условием является наличие у взяткополучателя распорядительных или административных функций.

Взяткополучателем может быть должностное лицо, сотрудник частной фирмы, государственный и муниципальный служащий, который возмездно осуществляет свои полномочия для определенного лица (круга лиц). От него могут ожидать исполнения, а также неисполнения его обязанностей, передачи информации и т.д. При этом он может выполнять требования самостоятельно либо способствовать выполнению требования другими лицами, используя свое положение, влия­ние и власть.

Даже без проведения глубокого социально-экономического исследования очевиден ряд объективных причин существования коррупции в нашей стране.

В настоящее время среди населения имеется достаточно большая группа граждан, которые предпочитают расценивать коррупцию как нечто само собой разумеющееся.

Человек, дающий или берущий взятку, получает сиюминутную выгоду. Как правило, взяткодатель или взяткополучатель не думает о том, какими последствиями для него самого это может обернуться.

Рано или поздно встанет вопрос о законности совершенных действий, легальности полученного дохода.

ФОРМЫ КОРРУПЦИИ

Основным коррупционным деянием является получение и дача взятки. Взятка - это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Услуги, льготы, социальные выгоды, полученные за осуществление или неосуществление должностным лицом своих полномочий, тоже являются предметом взятки.

Взяточничеством признается передача и получение материальных ценностей, как за общее покровительство, так и за попустительство по службе. К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, недобросовестное реагирование на его неправомерные действия.

Злоупотребление полномочиями

Злоупотребление - это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы (организации), либо явно выходящее за пределы его полномочий, если такие действия (бездействие) совершены им из корыстной или иной личной заинтересованности и влекут существенное нарушение прав и законных интересов общества.

Должностное лицо, или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в таких случаях действует в пределах своих полномочий по формальным основаниям либо выходит за пределы имеющихся у него полномочий. Это часто происходит вопреки интересам службы и организации.

Коммерческий подкуп

Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Также, как и за взяточничество, за коммерческий подкуп Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность (вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет) как лица подкупаемого, так и лица подкупающего.

Однако, в отличие от взятки, уголовной ответственности подлежит только тот коммерческий подкуп, который совершен по договоренности, вне зависимости от того, когда была осуществлена передача подкупа.

Взятка и подарок

Важное разъяснение: существует отличие взятки-вознаграждения от подарка. Если у вас есть знакомый - должностное лицо и вы хотите сделать ему подарок, то вы должны знать, что служащему органа власти и управления в связи с исполнением им должностных обязанностей запрещено получать вознаграждение от физических и юридических лиц: подарки, денежные вы­платы, ссуды, любые услуги имущественно­го характера, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д. Подарки, полученные служащими в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта Российской Федерации и должны передаваться гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он служит. Тем не менее, статьей 575 Гражданского кодекса Российской Федерации позволено преподносить государственным и муниципальным служащим подарки стоимостью не выше трех тысяч рублей.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИЮ

Необходимо обратить внимание на то, что Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок от 8 до 15 лет как за получение взятки, так и от 7 до 12 лет за дачу взятки.

То есть перед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, но и то лицо, которое взятку дает, или от чьего имени взятка передается взяткополучателю. В случае, если взятка передается через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки.

В основе взяточничества два вида преступлений: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ). Близки к ним такие уголовно наказуемые деяния, как коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) и злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ).

Состав преступления (взяточничества) будет иметь место независимо от того, когда была принята взятка — до или после выполнения соответствующих действий, а также независимо от того, имелась ли предварительная договоренность между взяткодателем и взяткополучателем.

Дача взятки (передача должностному лицу лично или через посредника материальных ценностей) — это преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или заведомо незаконных действий (бездействия) в пользу дающего: для получения им преимуществ, за общее покровительство или за попустительство по службе (статья 291 УК РФ).

Дача взятки при отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность, наказывается штрафом в размере от 15 кратной до 30 кратной суммы взятки либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере десятикратной суммы взятки.

Дача взятки может осуществляться с помощью посредника. Посредничеством в даче взятки признается совершение действий, направленных на: непосредственную передачу предмета взятки от имени взяткодателя. Ответственность посредника во взяточничестве наступает независимо от того, получил ли посредник за это вознаграждение от взяткодателя (взяткополучателя) или не получил.

Если взятка передается должностному лицу через посредника, то такой посредник подлежит ответственности за пособничество в даче взятки.

Необходимо помнить, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место:

а) вымогательство взятки со стороны должностного лица;

б) если лицо активно способствовало раскрытию и расследованию преступления;

в) если лицо после совершения преступления добровольно сообщило о даче взятки органу, имеющему право возбуждать уголовное дело.

Необходимо знать, что получение взятки — одно из самых общественно опасных должностных преступлений, особенно если оно совершено в крупном или особо крупном размерах группой лиц по предварительному сговору или организованной группой с вымогательством взятки.

Обстоятельствами, отягчающими уго­ловную ответственность за получение взятки, являются:

- получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие);

- получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления;

- получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (2 и более человек);

- получение взятки в крупном ил особо крупном размерах (крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тысяч рублей, а особо крупным размером – превышающие 1 миллион рублей).

Самым мягким наказанием за взятку является штраф, а самым суровым — лишение свободы на срок от 8 до 15 лет. Кроме того, за получение взятки лишают права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Таким образом, попытка получить блага, преимущества, избежать неприятностей при помощи взятки имеет своим последствием уголовное преследование и наказание.

КАК ПОБЕДИТЬ КОРРУПЦИЮ

Борьба с коррупцией, прежде всего, должна выражаться в нежелании граждан участвовать в коррупционных отношениях.

Именно поэтому для того, чтобы не оказаться жертвой коррупции, а равно самому не встать на путь преступления закона, необходимо иметь четкие представления о способах борьбы с коррупцией.

КАК СЕБЯ ВЕСТИ?

Попробуем разобраться, что же может сделать гражданин самостоятельно для того, чтобы не стать участником коррупционного преступления.

Перед тем как обратиться в государственные, муниципальные органы и учреждения, либо в коммерческие или иные организации, мы рекомендуем изучить нормативную базу, на основе которой действует тот или иной орган, учреждение, организация. Ведь именно знание законов поможет понять, когда должностное лицо начинает злоупотреблять своим положением либо вымогать взятку за действия, которые он и так должен выполнить в силу своих должностных обязанностей.

Без особых затруднений это возможно сделать в отношении государственных и муниципальных органов и учреждений. Для того чтобы информационная прозрачность деятельности государственной власти могла помочь простым гражданам самостоятельно бороться с коррупцией, все органы государственной и муниципальной власти обязаны размещать на своих официальных сайтах в Интернете нормативные акты, регламентирующие их деятельность. Поэтому перед обращением в тот или иной орган государственной или муниципальной власти мы рекомендуем изучить информацию о деятельности данного органа, имеющуюся, например, на сайте в Интернете.

С коммерческими и иными организациями дело обстоит сложнее. Законодатель в отношении данных организаций не может принять аналогичные меры по информационной прозрачности, которые он принял в отношении государственных и муниципальных органов и учреждений. Однако не стоит считать, что деятельность коммерческих и иных организаций ничем не регулируется.

Если вы устраиваетесь на работу, то вам необходимо изучить те разделы Трудового кодекса Российской Федерации, которые касаются прав и обязанностей работника и работодателя.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ

Возможно, будет не лишним предпринять некоторые дополнительные меры.

Можно проконсультироваться с юристом, что позволит вам более уверенно чувствовать себя в разговоре.

В случае, если вы стали жертвой злоупотребления должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своим служебным положением и полномочиями, то алгоритм ваших действий должен быть точно таким же, как при вымогательстве у вас взятки, коммерческого подкупа.

В случае, если в отношении вас идет какая-либо проверка со стороны государственных и муниципальных органов (составляют протокол о нарушении правил дорожного движения или таможенного режима, останавливают и просят предъявить паспорт для проверки и т.д.), то в целях самозащиты от злоупотребления служебным положением со стороны должностных лиц вам следует:

- проверить полномочия должностного лица, посмотрев его служебное удостоверение, и запомнить либо записать его ФИО и должность (звание);

- уточнить основания применения к вам санкций, совершения действий в отношении вас или вашего имущества - норму закона, на которую ссылается должностное лицо, запомните эту информацию или запишите;

- в случае составления в отношении вас протокола или акта настоять на заполнении должностным лицом всех граф, не оставляя их пустыми;

- настоять, чтобы в протоколе были указаны все свидетели, которых вы считаете необходимым указать (или понятые);

- настоять, чтобы в протоколе были указаны все документы, на которые вы ссылались при даче объяснений должностному лицу. Если должностное лицо отказывается принять указанные документы, потребовать от него письменного отказа;

- не подписывать протокол или акт, не прочитав его внимательно;

- в случае несогласия со сведениями, занесенными в протокол или акт, указать об этом перед проставлением подписи, для того чтобы можно было оспорить указанный протокол или акт;

- никогда не подписывать пустые листы или незаполненные формы;

- в строке протокола об административном правонарушении, в которой вы должны подписаться под тем, что вам разъяснены ваши права и обязанности, проставить слово НЕТ или прочерк, если должностное лицо, составляющее протокол, вам их не разъяснило или предложило прочитать их на обороте. Вы не должны читать о своих правах и обязанностях, вам должны их разъяснить;

- настоять на выдаче вам на руки копии протокола или акта.

Также вам необходимо знать, что, в соответствии с положениями статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении должен составляться немедленно после выявления административного правонарушения. Кроме того, вы не должны доказывать свою невиновность.

Читайте также: