Бюджетное право как наука

Обновлено: 30.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ТЕМА: Бюджетное право РФ. Бюджетные отношения.

Принципы бюджетной системы

1. Понятие бюджета дано в ст. 6 БК РФ.

Бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет обеспечивает выполнение государством своих функций, развитие образования, медицинского обслуживания, обороны страны, охраны природы и т.д. Бюджет в РФ создаётся на трёх уровнях власти. Бюджет можно рассматривать в трёх аспектах :

Как экономическая категория : через бюджет происходит распределение и перераспределение в денежной форме валового внутреннего продукта страны между отраслями производства и непроизводственной сферой.

Как материальная категория : бюджет выступает в виде государственного (муниципального) централизованного фонда денежных средств.

Как правовая категория : Бюджет является основным финансовым планом соответствующей территории, который ежегодно утверждается в форме закона или в форме решения представительного органа местного самоуправления.

Бюджет принимается на очередной финансовый год и на плановый период 2 года.

Финансовый год в РФ длится с 1 января по 31 декабря.

Текущий финансовый год – это год, в котором осуществляется исполнение бюджета, а также составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год.

Плановый период – это два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом.

По соотношению расходов и доходов бюджет может быть:

Профицитным (доходы больше расходов),

Дефицитным (доходы меньше расходов),

Сбалансированным (доходы равны расходам).

2. Бюджетное право

Бюджетное право является подотраслью ФП и занимает в нём центральное место, т.к. бюджеты занимают центральное место в финансовой системе государства. Все институты ФП связаны с бюджетным правом, особенно институт государственных и муниципальных доходов и институт государственных и муниципальных расходов; а также институт государственного и муниц. кредита, институт государственных внебюджетных фондов.

Бюджетное право регулирует отношения:

1) по поводу бюджетного устройства ( по поводу формирования бюджетной системы РФ, определения её принципов, установления классификации доходов и расходов бюджетов и т.д.);

2) по поводу установления структуры доходов и расходов бюджетной системы РФ и распределения их между бюджетами разных уровней бюджетной системы ;

3) по поводу бюджетного процесса (по поводу составления проектов бюджетов; рассмотрения и утверждения проектов бюджетов; исполнения бюджетов; подготовки и утверждения отчета об исполнении бюджета).

Составной частью всех названных отношений являются бюджетно-контрольные отношения.

Субъекты бюджетного права :

1) Публично-правовые образования, т.е. РФ, субъекты РФ и муниципальные образования;

2) органы государственной власти и местного самоуправления, а также ЦБ РФ;

3) бюджетные учреждения.

На основе норм бюджетного права возникают бюджетные правоотношения . Их особенности :

урезанный субъектный состав (физ. лица и частные организации не явл. субъектами);

уникальный объект – закон о бюджете на текущий год, проект бюджета;

цикличность (каждый год принимается новый бюджет, исполняется, контролируется и так по бесконечному кругу).

Источники бюджетного права:

* ФКЗ, например, ФКЗ от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве РФ"

* Бюджетный кодекс РФ (принят 17 июля 1998 г. и вступ. в силу с 1 января 2000 г.)

* ФЗ и законы субъектов РФ: ФЗ о федеральном бюджете, законы о бюджете субъектов РФ

* НПА органов местного самоуправления (постановление о бюджете муницип. образования)

* Подзаконные НПА: Указы Президента, постановления Правительства, акты Минфина РФ.

3. Бюджетная система делится на уровни, соответствующие уровням власти в РФ:

бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ (ПФР, ФСС, ФФОМС);

бюджеты субъектов Российской Федерации

бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов (ТФОМС);

местные бюджеты. Этот уровень включает два подуровня:

бюджеты муниципальных районов, бюджеты муниципальных округов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригород. районов.

4. Консолидированный бюджет

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (не учитываются бюджеты гос. внебюжд. фондов). Консолидированный бюджет показывает общее количество денежных средств, собранных в бюджетные фонды на данной территории, уровень богатства этой территории.

Консолидированный бюджет РФ вкл. федер. бюджет и все бюджеты субъектов РФ.

Консолидированный бюджет субъекта РФ вкл. бюджет субъекта РФ и бюджеты входящих в него муниц. районов.

Консолидированный бюджет муниц. района вкл. бюджет муниц. района и бюджеты входящих в него городских и сельских поселений.

5. Принципы бюджетной системы перечислены в ст. 28 БК РФ, их расшифровка – в ст. 29-38.2 БК РФ.

принцип единства бюджетной системы Российской Федерации:

единство бюдж. законодательства, принципов, форм бюджетной документации и отчетности.

разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

НДС – в федер. бюджет, налога на имущество организаций – в регион. бюджет, налог на имущество физических лиц – в местный бюджет (ст. 50, 56, 61 БК РФ).

право органов власти самостоятельно утверждать свой бюджет, определять направления расходования средств бюджета, право устанавливать опред. налоги и т.д.

равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований:

единые принципы и требования в вопросах бюджетного процесса.

полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов:

все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах

объем расходов = объем доходов + объем источников финансирования дефицита бюджета

эффективности использования бюджетных средств:

необходимо достигать результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) или достигать наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов:

расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета

открытость для общества и СМИ проектов бюджетов

реалистичность расчета доходов и расходов бюджета

адресности и целевого характера бюджетных средств:

бюджетные средства доводятся до получателей с указанием цели их использования

подведомственности расходов бюджетов:

получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (воинская часть – только от Минобороны)

существует единый счет бюджета, управляемый Фед. казначейством и обслуживаемый Центральным Банком РФ.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • Сейчас обучается 354 человека из 65 регионов


Курс повышения квалификации

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Лекция на тему: "Бюджетное право"
План:

  • 1. Понятие бюджета.
  • 2. Бюджетное право.
  • 3. Бюджетная система.
  • 4. Консолидированный бюджет
  • 5. Принципы бюджетной системы

Бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет обеспечивает выполнение государством своих функций, развитие образования, медицинского обслуживания, обороны страны, охраны природы и т.д. Бюджет в РФ создаётся на трёх уровнях власти. Бюджет можно рассматривать в трёх аспектах:

· Как экономическая категория: через бюджет происходит распределение и перераспределение в денежной форме валового внутреннего продукта страны между отраслями производства и непроизводственной сферой.

· Как материальная категория: бюджет выступает в виде государственного (муниципального) централизованного фонда денежных средств.

· Как правовая категория: Бюджет является основным финансовым планом соответствующей территории, который ежегодно утверждается в форме закона или в форме решения представительного органа местного самоуправления.

Бюджет принимается на очередной финансовый год и на плановый период 2 года.

Финансовый год в РФ длится с 1 января по 31 декабря.

Текущий финансовый год – это год, в котором осуществляется исполнение бюджета, а также составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год.

Плановый период – это два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом.

Бюджетное право как подотрасль финансового права РФ — это совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе:

  1. формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ;
  2. осуществления государственных и муниципальных заимствований;
  3. регулирования государственного и муниципального долга;
  4. составления, рассмотрения, утверждения бюджетной отчетности;
  5. привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

Бюджетное право, будучи основной подотраслью финансового права, представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения в бюджетной сфере, главным образом, императивным методом.

Бюджетное право как подотрасль финансового права

Предмет бюджетного права

Предметом бюджетного права являются общественные отношения, возникающие в бюджетной сфере, а именно при:

  1. формировании доходов бюджетов;
  2. расходах бюджетов;
  3. осуществлении бюджетного процесса, т.е. при составлении проектов бюджетов и их рассмотрении, утверждении бюджетов и их исполнении, а также при составлении и утверждении отчета об исполнении бюджетов;
  4. проведении бюджетного контроля ;
  5. применении мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ.

Следует иметь в виду, что отношения по образованию, распределению и использованию государственных внебюджетных фондов - Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования - также охватываются бюджетным правом, поскольку являются частью бюджетной системы Российской Федерации (ст. 10 БК РФ).
Указанные группы общественных отношений, урегулированные нормами бюджетного права, являются бюджетными правоотношениями.

Ст. 1 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ к бюджетным правоотношениям относит:

  • отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
  • отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Метод бюджетного права

Метод правового регулирования - совокупность приемов, способов и форм выражения специфических регулятивных свойств и функций, присущим нормам права данной отрасли; совокупность способов воздействия права на определенную область общественных отношений.

Поскольку бюджетное право - это подотрасль финансового права, то регулирование бюджетных отношений осуществляется тем же методом, что и регулирование финансовых отношений, - императивным методом .

Императивный (административно-правовой) финансово-правовой метод правового регулирования характеризуется юридическим неравенством сторон, когда властвующие субъекты (публично-правовое образование в целом, государственные и местные органы власти и их должностные лица) издают предписания, обязательные для исполнения; исполнение таких обязательных предписаний обеспечивается принудительной силой государства.

Однако с развитием рыночных отношений в стране, обусловивших изменения бюджетного законодательства РФ, в отдельных случаях при регулировании бюджетных отношений допускается диспозитивный (гражданско-правовой), договорный метод.

Бюджетный кодекс РФ допускает в ряде случаев использование договорного способа регулирования бюджетных отношений, а иногда прямо обязывает заключать договоры; данный Кодекс содержит указание на два типа договоров:

  1. договоры, сторонами которых выступают публично-правовые образования или их органы (например, договор между органами государственной власти края (области), в состав которого входит автономный округ, и органами государственной власти автономного округа о разграничении налоговых доходов от федеральных налогов и сборов (п. 4 ст. 56 БК РФ).
  2. договоры, одной стороной которых является публично-правовое образование или его орган, а другой - частные лица (например, бюджетные кредиты и инвестиции предоставляются на основании договора. Так, согласно ст. 93.2 БК РФ, бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу. Такие договоры являются гражданско-правовыми и заключаются в соответствии с гражданским законодательством РФ, о чем прямо говорится в ст. 80, 93.1 и др. БК РФ).

Таким образом, в способе регулирования бюджетных отношений происходят существенные изменения: наряду с основным методом бюджетного права - императивным, получает развитие и диспозитивный метод правового регулирования, при котором основанием возникновения прав и обязанностей сторон является договор, а стороны договора юридически равны.

Таким образом, можно отметить, что метод бюджетного права включает в себя:

Читайте также: