Бюджетное право как наука
Обновлено: 30.06.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ТЕМА: Бюджетное право РФ. Бюджетные отношения.
Принципы бюджетной системы
1. Понятие бюджета дано в ст. 6 БК РФ.
Бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджет обеспечивает выполнение государством своих функций, развитие образования, медицинского обслуживания, обороны страны, охраны природы и т.д. Бюджет в РФ создаётся на трёх уровнях власти. Бюджет можно рассматривать в трёх аспектах :
Как экономическая категория : через бюджет происходит распределение и перераспределение в денежной форме валового внутреннего продукта страны между отраслями производства и непроизводственной сферой.
Как материальная категория : бюджет выступает в виде государственного (муниципального) централизованного фонда денежных средств.
Как правовая категория : Бюджет является основным финансовым планом соответствующей территории, который ежегодно утверждается в форме закона или в форме решения представительного органа местного самоуправления.
Бюджет принимается на очередной финансовый год и на плановый период 2 года.
Финансовый год в РФ длится с 1 января по 31 декабря.
Текущий финансовый год – это год, в котором осуществляется исполнение бюджета, а также составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год.
Плановый период – это два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом.
По соотношению расходов и доходов бюджет может быть:
Профицитным (доходы больше расходов),
Дефицитным (доходы меньше расходов),
Сбалансированным (доходы равны расходам).
2. Бюджетное право
Бюджетное право является подотраслью ФП и занимает в нём центральное место, т.к. бюджеты занимают центральное место в финансовой системе государства. Все институты ФП связаны с бюджетным правом, особенно институт государственных и муниципальных доходов и институт государственных и муниципальных расходов; а также институт государственного и муниц. кредита, институт государственных внебюджетных фондов.
Бюджетное право регулирует отношения:
1) по поводу бюджетного устройства ( по поводу формирования бюджетной системы РФ, определения её принципов, установления классификации доходов и расходов бюджетов и т.д.);
2) по поводу установления структуры доходов и расходов бюджетной системы РФ и распределения их между бюджетами разных уровней бюджетной системы ;
3) по поводу бюджетного процесса (по поводу составления проектов бюджетов; рассмотрения и утверждения проектов бюджетов; исполнения бюджетов; подготовки и утверждения отчета об исполнении бюджета).
Составной частью всех названных отношений являются бюджетно-контрольные отношения.
Субъекты бюджетного права :
1) Публично-правовые образования, т.е. РФ, субъекты РФ и муниципальные образования;
2) органы государственной власти и местного самоуправления, а также ЦБ РФ;
3) бюджетные учреждения.
На основе норм бюджетного права возникают бюджетные правоотношения . Их особенности :
урезанный субъектный состав (физ. лица и частные организации не явл. субъектами);
уникальный объект – закон о бюджете на текущий год, проект бюджета;
цикличность (каждый год принимается новый бюджет, исполняется, контролируется и так по бесконечному кругу).
Источники бюджетного права:
* ФКЗ, например, ФКЗ от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве РФ"
* Бюджетный кодекс РФ (принят 17 июля 1998 г. и вступ. в силу с 1 января 2000 г.)
* ФЗ и законы субъектов РФ: ФЗ о федеральном бюджете, законы о бюджете субъектов РФ
* НПА органов местного самоуправления (постановление о бюджете муницип. образования)
* Подзаконные НПА: Указы Президента, постановления Правительства, акты Минфина РФ.
3. Бюджетная система делится на уровни, соответствующие уровням власти в РФ:
бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ (ПФР, ФСС, ФФОМС);
бюджеты субъектов Российской Федерации
бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов (ТФОМС);
местные бюджеты. Этот уровень включает два подуровня:
бюджеты муниципальных районов, бюджеты муниципальных округов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригород. районов.
4. Консолидированный бюджет
Консолидированный бюджет – это свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (не учитываются бюджеты гос. внебюжд. фондов). Консолидированный бюджет показывает общее количество денежных средств, собранных в бюджетные фонды на данной территории, уровень богатства этой территории.
Консолидированный бюджет РФ вкл. федер. бюджет и все бюджеты субъектов РФ.
Консолидированный бюджет субъекта РФ вкл. бюджет субъекта РФ и бюджеты входящих в него муниц. районов.
Консолидированный бюджет муниц. района вкл. бюджет муниц. района и бюджеты входящих в него городских и сельских поселений.
5. Принципы бюджетной системы перечислены в ст. 28 БК РФ, их расшифровка – в ст. 29-38.2 БК РФ.
принцип единства бюджетной системы Российской Федерации:
единство бюдж. законодательства, принципов, форм бюджетной документации и отчетности.
разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
НДС – в федер. бюджет, налога на имущество организаций – в регион. бюджет, налог на имущество физических лиц – в местный бюджет (ст. 50, 56, 61 БК РФ).
право органов власти самостоятельно утверждать свой бюджет, определять направления расходования средств бюджета, право устанавливать опред. налоги и т.д.
равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований:
единые принципы и требования в вопросах бюджетного процесса.
полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов:
все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах
объем расходов = объем доходов + объем источников финансирования дефицита бюджета
эффективности использования бюджетных средств:
необходимо достигать результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) или достигать наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов:
расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета
открытость для общества и СМИ проектов бюджетов
реалистичность расчета доходов и расходов бюджета
адресности и целевого характера бюджетных средств:
бюджетные средства доводятся до получателей с указанием цели их использования
подведомственности расходов бюджетов:
получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся (воинская часть – только от Минобороны)
существует единый счет бюджета, управляемый Фед. казначейством и обслуживаемый Центральным Банком РФ.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
- подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
- по всем предметам 1-11 классов
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
- Сейчас обучается 354 человека из 65 регионов
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
- ЗП до 91 000 руб.
- Гибкий график
- Удаленная работа
Лекция на тему: "Бюджетное право"
План:
- 1. Понятие бюджета.
- 2. Бюджетное право.
- 3. Бюджетная система.
- 4. Консолидированный бюджет
- 5. Принципы бюджетной системы
Бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджет обеспечивает выполнение государством своих функций, развитие образования, медицинского обслуживания, обороны страны, охраны природы и т.д. Бюджет в РФ создаётся на трёх уровнях власти. Бюджет можно рассматривать в трёх аспектах:
· Как экономическая категория: через бюджет происходит распределение и перераспределение в денежной форме валового внутреннего продукта страны между отраслями производства и непроизводственной сферой.
· Как материальная категория: бюджет выступает в виде государственного (муниципального) централизованного фонда денежных средств.
· Как правовая категория: Бюджет является основным финансовым планом соответствующей территории, который ежегодно утверждается в форме закона или в форме решения представительного органа местного самоуправления.
Бюджет принимается на очередной финансовый год и на плановый период 2 года.
Финансовый год в РФ длится с 1 января по 31 декабря.
Текущий финансовый год – это год, в котором осуществляется исполнение бюджета, а также составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год.
Плановый период – это два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом.
Бюджетное право как подотрасль финансового права РФ — это совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе:
- формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ;
- осуществления государственных и муниципальных заимствований;
- регулирования государственного и муниципального долга;
- составления, рассмотрения, утверждения бюджетной отчетности;
- привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.
Бюджетное право, будучи основной подотраслью финансового права, представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения в бюджетной сфере, главным образом, императивным методом.
Предмет бюджетного права
Предметом бюджетного права являются общественные отношения, возникающие в бюджетной сфере, а именно при:
- формировании доходов бюджетов;
- расходах бюджетов;
- осуществлении бюджетного процесса, т.е. при составлении проектов бюджетов и их рассмотрении, утверждении бюджетов и их исполнении, а также при составлении и утверждении отчета об исполнении бюджетов;
- проведении бюджетного контроля ;
- применении мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ.
Следует иметь в виду, что отношения по образованию, распределению и использованию государственных внебюджетных фондов - Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования - также охватываются бюджетным правом, поскольку являются частью бюджетной системы Российской Федерации (ст. 10 БК РФ).
Указанные группы общественных отношений, урегулированные нормами бюджетного права, являются бюджетными правоотношениями.
Ст. 1 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ к бюджетным правоотношениям относит:
- отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
- отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Метод бюджетного права
Метод правового регулирования - совокупность приемов, способов и форм выражения специфических регулятивных свойств и функций, присущим нормам права данной отрасли; совокупность способов воздействия права на определенную область общественных отношений.
Поскольку бюджетное право - это подотрасль финансового права, то регулирование бюджетных отношений осуществляется тем же методом, что и регулирование финансовых отношений, - императивным методом .
Императивный (административно-правовой) финансово-правовой метод правового регулирования характеризуется юридическим неравенством сторон, когда властвующие субъекты (публично-правовое образование в целом, государственные и местные органы власти и их должностные лица) издают предписания, обязательные для исполнения; исполнение таких обязательных предписаний обеспечивается принудительной силой государства.
Однако с развитием рыночных отношений в стране, обусловивших изменения бюджетного законодательства РФ, в отдельных случаях при регулировании бюджетных отношений допускается диспозитивный (гражданско-правовой), договорный метод.
Бюджетный кодекс РФ допускает в ряде случаев использование договорного способа регулирования бюджетных отношений, а иногда прямо обязывает заключать договоры; данный Кодекс содержит указание на два типа договоров:
- договоры, сторонами которых выступают публично-правовые образования или их органы (например, договор между органами государственной власти края (области), в состав которого входит автономный округ, и органами государственной власти автономного округа о разграничении налоговых доходов от федеральных налогов и сборов (п. 4 ст. 56 БК РФ).
- договоры, одной стороной которых является публично-правовое образование или его орган, а другой - частные лица (например, бюджетные кредиты и инвестиции предоставляются на основании договора. Так, согласно ст. 93.2 БК РФ, бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу. Такие договоры являются гражданско-правовыми и заключаются в соответствии с гражданским законодательством РФ, о чем прямо говорится в ст. 80, 93.1 и др. БК РФ).
Таким образом, в способе регулирования бюджетных отношений происходят существенные изменения: наряду с основным методом бюджетного права - императивным, получает развитие и диспозитивный метод правового регулирования, при котором основанием возникновения прав и обязанностей сторон является договор, а стороны договора юридически равны.
Таким образом, можно отметить, что метод бюджетного права включает в себя:
Читайте также: