Степень отчуждения что это

Обновлено: 28.06.2024

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Отчуждение как философская категория выражает тот факт что человек часто вынужден совершать свою деятельность не ради собственных целей или собственного удовольствия, а ради чего-то другого. Творческая работа - это не отчуждение, это самореализация и радость. А если за это ещё и платят – совсем хорошо. А, например, работа у конвейера с повторяющимися однообразными движенями ислючительно ради заработка, стирка-уборка по дому как надоевшая обязанность, - это хуже. По сути мы всегда в той или иной мере в ситуации отчуждения если превращаемся из субъекта в объект используемый для чего-то другого, надличностного. Многого мы даже не замечаем. Но…

Человек существо биосоциальное, зависимое от процессов, происходящих в обществе. Но если человек сознательно участвует в формировании этих процессов, институтов власти, собственности, свободно выражает свои интересы, то он не чувствует себя отчужденным.

Итак, гуманизм – это свободная ассоциация людей, не состоящих в каких-либо отчужденных производственных отношениях, это чисто человеческие отношения совместной деятельности, свободные от всякого отчуждения, освобождающие огромные возможности созидания.

Идея гуманна, но туманна. Вряд ли можно освободиться от всякого отчуждения. Человек часто вынужден делать то, что не является его самореализацией. Человек может быть отчужден в самых различных ситуациях. В быту, в семье, в любви, в здоровье. Болезнь, любая несвобода или неискренность – уже отчуждение

В докапиталистическом обществе и в условиях азиатского способа производства господствуют внеэкономические формы принуждения к труду и существует личная зависимость.

В капиталистическом обществе господствует экономическое принуждение к труду и существует вещная зависимость.

• Естественной необходимости – это предыстория

• Осознанной необходимости – это эпоха коммунизма

Можно соглашаться или не соглашаться с делением единого исторического процесса на предысторию, подлинную историю и некий рационалистический мостик, сознательно сооружаемый между ними. Но идеал гуманен. И, казалось бы, авторы должны искать гуманные методы его осуществления. Увы, этого не произошло.

Почему же гуманистический идеал не нашел гуманистического воплощения? Почему пути и способы осуществления скачка в царство свободы оказались не только тупиковыми, но и кровавыми?

О главном, об экономической теории Маркса – в следующей статье

Мало того, идея гуманности противоречит блестящей формуле: "Свобода есть осознанная необходимость". Не хочешь работать? А надо!
Это плохо?
Это прекрасно!
Не дай бог победила бы где-нибудь эта гуманная идея! Это же сразу возникает общество лодырей. "Хищные вещи века" помните? Вот это оно и есть. Как там: "Вы боялись голодных бунтов? Ну так наслаждайтесь бунтами сытыми!"

Именно необходимость трудиться сделала человека человеком. И что? Маркс, стал быть, предлагал обратно? Деградировать к животному?

Я ещё много чего могу сказать по этому поводу, вспомнить Пригожина со стрелой времени и прочее.
Но, как там у М.Твена: "Из 15-ти ранений смертельными, к счастью, оказались только три".
Сказанного достаточно.

Деньги уже утратили свою ценность как информация, к тому же появился БОД, и эта тенденция продолжится, т.е. деньги не станут мерилом труда, а будут другие МЕРЫ, например рейтинги и индикаторы полезности, т.е. будет переключение на коллетивный разум, когда каждый сможет обозначать своё понимание человека, например лайками в оценке деятельности как каждого так и групп и далее всего общества, .е. каждый будет управлять всем и каждым, своим отношением в ходе общения, что и будет объединять человеков в нечто единое.

А уже не нужна будет денежная МЕРА, доступа к общественным благам.

А прекрасный немецкий ученый толковал в своих НАУЧНЫХ ТРУДАХ просто о применении ТЕХНОЛОГИИ Материалистической диалектики в государственном устройстве это просто СМЕНА господства частной собственности на ПРОТИВОРЕЧИЕ частной и государственной .

НО вот только как это сделать ПРАВИЛЬНО . до сих пор НИ ОДНА ПАДЛА таки и НЕ ЗНАЕТ .

а ПОЧЕМУ . да потому что в основе современного общественного устройства работает технология Материалистической диалектики . а нужна технология организации и работы Этно-Русского Народа . это технология Треидинства от идеалистического начала .

Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.

За сутки посетители оставили 518 записей в блогах и 5437 комментариев.
Зарегистрировался 31 новый макспаркер. Теперь нас 5030193.

Проблема отчуждения является недостаточно разработанной и потому дискуссионной в современной марксистской литературе, поэтому отдельные положения статьи могут носить спорный характер и требуют дальнейшего обсуждения. В целом же материал поможет получить систематически изложенный взгляд на отчуждение и самое главное, задуматься о данной проблеме. Что такое отчуждение? Чем оно отличается от эксплуатации? Какие виды и стороны отчуждения можно выделить? Частная собственность: источник отчуждения или гарантия его преодоления? Какие особенности отчуждения в советском и современном обществе? Как преодолевать отчуждение труда? На эти и другие вопросы даются ответы в статье Романа Осина.

Введение

Одним из атрибутов современного (как и любого классового) общества является отчуждение. Эта категория часто употреблялась Марксом в его ранних работах, что позволило, с одной стороны, некоторым авторам свести отчуждение к капиталистической эксплуатации, а с другой стороны, использовать отчуждение как некую магическую формулу, которая сама по себе должна все объяснять. При этом, конечно, не выделяя четких критериев самого феномена отчуждения.

В статье мы рассмотрим понятие категории отчуждение, его виды и стороны, а также особенности проявления в современном капиталистическом обществе и способы преодоления.

Отчуждение труда: постановка вопроса Марксом

В этой цитате сосредоточено сразу несколько важнейших моментов, которые мы поясним ниже.

Маркс связывал категорию отчуждения с зависимостью человека от внешних проявлений социальной стихии, в первую очередь, с навязанным извне разделением труда на умственный и физический, частной собственностью и эксплуатацией человека человеком. Иными словами отчуждение – это процесс, при котором результат деятельности человека, как и сама его деятельность, а вместе с ней и вся система социальных отношений становятся неподвластными человеку, существуют и развиваются по своей собственной логике, господствуют над человеком. Преодоление социального и технико-технологического отчуждения — это и есть процесс социального освобождение человека.

Виды и стороны отчуждения

Социальная сторона отчуждения связана с отчуждением труда в результате общественных отношений между людьми, когда одной группой лиц присваиваются продукты, произведенные другими людьми. В социальной стороне отчуждения правомерно выделить два вида: социально-классовое (или социально-экономическое) и социально-политическое отчуждение.

Социальная сторона отчуждения может вызывать технико-технологическое отчуждение. Так, к примеру, стремление к получению неограниченной прибыли подталкивает собственников средств производства к экономии на обеспечение достойных условиях труда работников, использование низко квалифицированной дешевой рабочей силе, вместо развития автоматизации производственного процесса и т.д.

Социально-политическая сторона отчуждения напрямую вытекает из социально-экономической и связана с тем, что раз продукт труда присваивается не самим тружеником, а тем, на кого он работает, то и политические функции управления также отчуждены от человека и присваиваются представителями господствующего класса. С другой простой человек попросту не имеет физической возможности для осуществления политических функций, так как львиную долю его времени поглощает работа (отчужденный труд). Провозглашая формальные политические права и свободы, закрепляя их в конституциях и декларациях, общество, покоящееся на частнособственнических отношениях, не может создать материальных условий для подлинного вовлечения всех трудящихся в управление государством. Политическая практика показывает, что, несмотря на формальное равенство всех перед законом, мы имеем дело с практическим неравенством.

Психологическая сторона отчуждения выражается в отношении человека к социуму как не к своему, а чуждому. Зачастую исследователи изучали именно этот аспект отчуждения как основной. С нашей точки зрения, правомерно считать психологическую сторону отчуждения хоть и значимой, но все-таки, производной от технико-технологической и социально-экономической.

Психологическая сторона отчуждения, тем не менее, является наиболее разнообразной, так как отражает в себе и политическую, и социально-экономическую и культурно-идеологическую стороны. Так, психологическое отчуждение может проявляться как отчуждение человека от самого себя, как религиозное отчуждение, в результате которого личность ищет спасения в мире ином и, тем самым, уходит от проблем мира, существующего реально. Существуют другие многообразные проявления психологической стороны отчуждения, которые мы не будем подробно рассматривать в рамках данного исследования. Так или иначе, любое отчуждение обретает психологический аспект.

Шахтерские забастовки 1989-1991 годов: успех для единиц — поражение для многих

Шахтерские забастовки 1989-1991 годов: успех для единиц — поражение для многих

Резюмируем, что индивид, будучи отчужден от результатов своего труда и от самого процесса труда, осознавая это, перестает относиться к окружающему его социуму, как к своему. Рыночная стихия с культом конкурентной борьбы распространяет эту борьбу не только на представителей господствующих классов, но и на малоимущие слои общества, результатом чего мы можем наблюдать равнодушие и нежелание помочь друг другу, недоверие, подозрительность, зависть и пр. В такой ситуации каждый сам за себя и конкурент в отношении другого.

С другой же стороны, мы можем очень часто наблюдать людей, которые живут в комфортных условиях, работают в уютных офисах, но не ощущают сопричастности к общему делу, испытывают сильнейшее психологическое чувство подавленности и отчужденности от процесса и результата своего труда, несмотря на техническую оснащенность своего рабочего места и относительно высокие заработные платы. Духовное рабство, ощущение одиночества и отсутствия перспектив личностного роста – вот источник отчуждения человека, относительно не плохо обеспеченного материально, но бедного духовно.

Отдельно хочется сказать и об отчуждении людей друг от друга. Здесь определяющую роль оказывают именно те общественные отношения, в которых протекает жизнедеятельность индивида. Еще помнятся времена, когда в домах стояли только деревянные двери, которые в советские годы даже не всегда запирались на замок, люди были открыты друг другу. И именно из-за социальной поляризации населения, насаждению всеобщей конкуренции всех со всеми, а говоря прямо – из-за перехода к капитализму, стала возможной замкнутость каждого человека в себя, защита от внешнего мира при помощи многочисленных железных дверей, высоких заборов и пр. Люди, порой, не знают соседей по этажу, не говоря уже о соседях по подъезду, что в советские времена было просто немыслимым. Живя, вроде бы в относительном комфорте, степень отчужденности между людьми намного выше, чем в условиях бытовых сложностей начала советского периода, военного и послевоенного времени. И тут возникает большой вопрос, кто больше подвергнут отчуждению: современный относительно обеспеченный индивидуалист-обыватель в уютной московской квартире или простой рабочий из коммуналки, живущий единой жизнью с коллективом и чувствующий свою сопричастность делу строительства социализма. И здесь технико-технологический уровень может быть выше в первом случае, в то время как степень отчужденности выше, безусловно, во втором, так как технико-технологический уровень, взятый обособленно от социально-экономических и политических отношений, сам по себе не приводит к преодолению отчуждения.

В условиях капитализма, интересным представляется и то соображение, что отчуждение от труда относится не только к наемным работникам, отчуждающим свой труд в пользу других людей, но и к праздному потребителю, живущему лишь за счет чужого труда. Такой индивид никогда не поймет тех положительных эмоций, которые может приносить процесс труда, так как отчужден от труда как от процесса саморазвития человеческой личности, как процесса роста человека над самим собой, его всестороннего развития и преобразования. Таким образом, при капитализме, отчуждение труда носит тотальный характер и распространяется на всех членов общества.

Отчуждение через призму смены общественно-экономических формаций

История развития общества предстает в виде поэтапного снятие различных форм зависимости человека, а, следовательно, и различных форм его отчуждения от продукта и процесса труда (впрочем, этот процесс носит отнюдь не линейный характер и сопровождается множеством зигзагов, приливов и отливов).

Так, в первобытном обществе человек был полностью подавлен природой и соответственно был лишен понимания многих процессов бытия, что порождало наделение природных явлений божественными чертами. В это время можно констатировать появлениепервых психологических форм отчуждения человека от познавательной деятельности посредством обожествления тех или иных неизвестных ему на тот момент природных процессов.

Отчуждение труда

Рабовладельческий и феодальный способы производства приводили к социальному отчуждению, связанному с эксплуатацией человека человеком. Здесь отчуждение было связано с личной зависимостью (в рабовладельческом строе полной личной подчиненностью) трудящегося от господина, то есть отчуждении личности человека, а также отчуждении результатов его труда в пользу господина. Эти способы производства (в особенности рабовладение) дали нам пример полной подавленности личности, отчуждение не только продукта труда, но и человеческой свободы как таковой.

Капитализм смог частично преодолеть отчуждение человеческой личности, сделав всех формально равноправными и лично свободными. Но приобретение личной свободы (капиталист не мог, в отличие от феодала продать пролетария, либо его убить, что мог сделать по отношению к рабу рабовладелец) не решило проблему снятия отчуждения. Сохранение экономической зависимости человека, лишенного собственности на средства производства (пролетария) от владельца средств производства (буржуа) приводило к сохранению и отчуждения труда, которое в новых условиях означало отчуждение труда от пролетария в пользу капиталиста.

Отчуждение в современном обществе

Специфика современного отчуждения состоит в социальной составляющей, в положении человека, его неустойчивости, его зависимости от внешних обстоятельств, а не в сугубой нищете, хотя последняя тоже не куда не девалась. В этой связи, технико-технологическая сторона отчуждения здесь выступает как порождения и следствие социальной, в отличие от СССР, где социальное отчуждение выступало следствием технического. Именно стремление приобрести больше прибыли и приводит капиталиста к стремлению сэкономить на условиях труда, нанять приезжих рабочих, согласных в силу своего безысходного положения на более низкие заработки, вместо внедрения новых технологий на производство, улучшения условий труда и пр.

Каким образом можно преодолеть отчуждение?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Шесть степеней отчуждения, 1993: актеры, рейтинг, кто снимался, полная информация о фильме Six Degrees of Separation

Уиза и Флэн, манхэттенские торговцы произведениями искусства, открывают двери своего роскошного пентхауса Полу - обаятельному молодому человеку, раненому и ограбленному в Центральном парке. Заявив, что он - друг их сына и сын знаменитого актера Сидни Пуатье, Пол очаровывает их множеством пьянящих историй.

Но когда сплетённая им паутина знаменитых имён начинает раскручиваться, молодой человек подкидывает хозяевам нечто посерьёзнее обычного анекдота на светской вечеринке. Пол даёт ход целой череде событий, которые навсегда изменят их жизнь.

Видео: Трейлер (Шесть степеней отчуждения, 1993) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru

Двухсторонняя картина

Австралиец Фред Скеписи решил экранизировать пьесу Джона Гуара, перенеся на экран жизнь обитателей нью-йоркского истеблишмента, нарушенную появлением чернокожего юноши. Первой его жертвой становится семья перекупщика произведений искусств, куда попадает названный сын Сиднея Пуатье — Пол. Его обаяние, общительность и интеллект привлекают к себе внимание не только чопорных владельцев художественной галереи, но и их друга — белого магната из Южной Африки.

Подумать только, что всего несколько месяцев назад юноша, не знал и половины имён о которых так вольно говорит — Кандинский, Сезанн, Сэлинджер etc. Богемные взрослые, раскрыв рот, слушают концепции по сути мальчишки, не смея ему возразить, ибо если и читали книги, то уже давно и вряд ли о них когда-либо рассуждали. Но здесь новый, свежий взгляд на привычный порядок вещей, что только и остаётся слушать и внимать!

Однако визитёр, назвавшийся сокурсником детей хозяев дома, начинает вести себя нагло и вызывающе. Доходя до того, что приглашает в чужую квартиру уличного хастлера, с которым беззаботно проводит время в чужой же спальне.

Выброшенный на улицу, он, полный сил и амбиций, продолжает искать слушателей как в высшем обществе, так и среди черни Центрального парка.

Этакий Остап Бендер по-американски. Кстати, с тамошним законодательством он дружит.

Семья, первой приютившей самозванца, пытается добиться сатисфакции, или на худой конец найти своего визитёра, чья жизнь, отделившись от реальности, начала обрастать слухами и легендами, превращаясь не то в фарс, не то в анекдот.

Дочь выходит на человека, сведшего её семейство с мошенником, но мать всё больше и больше проникается любовью, сочувствием и состраданием к негритянскому юноше, показавшему сколь интересным, насыщенным и ярким может быть существование рядом пусть и с самозванцем, а не с приторным и чопорным обществом по сути глупых, но воспитанных буржуа.

Впрочем картина сделана словно слоёный пирог. Каждый отведает свою начинку. Чего только стоит одна лишь подсказка с двухсторонней работой Кандинского вкупе с операторской работой.

А актёры? Уилл Смит, Стокард Чэннинг, Дональд Сазерленд, Иэн Маккеллен и прочие.

Всем любителям тонкого, остроумного и интеллектуального кино.

10 января 2021

На шаг ближе

За отсутствием в фильме прямых подтверждений есть основание предположить, что отчуждение в жизни Пола началось с его семьи. Зачастую именно там происходит первоначальная отработка сознания себя частью ближнего круга и окружающего мира, причём, зачастую третий или пятый по важности член в какой-то момент замещает того, кто прежде был ценен более остальных. В персонаже Уилла Смита главной загадкой остаётся не раскрытие его личности, а то, что приводит в движение его мотивацию идти в чужие семьи не для того, чтобы пожить за чужой счёт или своровать, а ощутить свою принадлежность к этим людям, стать полноценной частью их общей жизни и на шаг ближе к ним, преодолев одну из шести ступеней отчуждения. Ведь не все, у кого были проблемы с семьёй, включая детей-сирот, находят в себе силы построить всё с нуля, и даже те, которые чего-то достигают, всё равно остаются вечными детьми неизвестных родителей, которых не заменит ни одна живая душа во всём мире.

12 мая 2016

Главный вопрос после фильма заключается в том, что же собственно способно помочь каждому из нас преодолеть эти самые шесть степеней отчуждения, которыми разделены все люди в мире — правда или обман? Хотелось бы верить, что первое — быть открытыми, честными с другими и с самим собой, без необходимости ежедневно играть роль. Но к сожалению одной из особенностей правды, абсолютной правды, является то, что порой она скорее разделяет, чем объединяет. Поэтому всем приходится врать, кому-то больше, кому-то меньше. Кроме того — нам нравится быть обманутыми, при условии, что этот обман добавляет в нашу жизнь что-то новое; то, что было нами когда-то потеряно или наоборот то, что еще не было найдено.

Граница, между тем, какими мы есть на самом деле, и тем, какими мы хотим быть, иной раз настолько тонка, что обвинять главного героя в обмане как-то неловко. Его обман, с одной стороны, это плевок в лицо тем людям, для которых собственные дети это объект инвестиций, а предметы искусства всего лишь звенья в финансовой цепочке. С другой же, скука и попытка показать как легко он может стать таким, какими они стремятся стать всю жизнь. По крайней мере производить такое впечатление.

22 сентября 2012

В компании партнера по бизнесу из Южной Африки (Иэн МакКеллен), супруги стремиться показать себя максимально образованной и интеллигентной парой. В сложившейся обстановке, молодой Пол оказывается совсем не лишним, демонстрируя отличные знания в истории, литературе, искусстве и фантастические таланты в кулинарии. При всех своих качествах, случайный гость, является к тому же, сыном выдающегося Африканского актера и режиссера — Сиди Пуатье, и помимо этого другом детей Киттредж по колледжу. Супруги и их партнер по бизнесу, очарованны открытостью, талантами, знаниями и привлекательностью Пола, поддавшись его обаянию, они проводят потрясающий вечер, в результате чего Пол остается у них для ночлега… Но только на следующий день, богатая пара начинает понимать, что оказались в паутине, хитро сплетенной молодым самозванцем…

Но все же, снимая фильм с такими актерами и по такой известной, театральной пьесе, можно было бы все сделать более аккуратно и понятно… А так, получилось то, что получилось…

21 февраля 2009

Комедия Шесть степеней отчуждения в кино с 1993 года, релиз вышел более 29 лет назад, его режиссером является Фред Скеписи. Кто снимался в кино, актерский состав: Брюс Дэвисон, Уилл Смит, Джон Роу, Дэниэл фон Барген, Джон Каннингэм, Роберт Трамбалл, Элен Кардона, Мэри Бет Хёрт, Брайан МакКоннаки, Иэн Маккеллен, Тодд Элкотт, Хосе Рабело, Энтони Рэпп, Клео Кинг, Келли Бишоп.

На фильм потрачено свыше 1.В то время как во всем мире собрано 6,405,918 долларов. Страна производства - США. Шесть степеней отчуждения — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.

Читайте также: