Безработные как особая социальная группа

Обновлено: 02.07.2024

Средняя слой находится между двумя основными слоями (высший и низший). Различают также старый средний класс (ремесленники и мелкие собственники) и новый средний класс (управляющие, профессиональные работники умственного труда, менеджеры и так далее). Данный новый слой неоднороден, часть стоит ближе к рабочему классу, а часть ближе к буржуазии. Этот слой соединят в себе и новые производственные силы, и новые управленческие функции.

Наш анализ показал, что эта медианная группа по доходу включает занятых в общественном производстве людей, имеющих высокий образовательный и профессиональный уровень. Имея в виду эти критерии, мы можем считать их определенной социальной общностью. Формирование среднего классов может произойти только с учетом новых реформ, главным образом, в сфере социально- экономических отношений, структурной перестройки экономики.

2. Высшая страта(элита).

Правящая элита на 69,9% сформировалась из субэлиты старой номенклатуры. Изменилось лишь соотношение удельных весов прежних субэлит. Доминирующее место заняли те, кто именовались в прошлом хозяйственниками-руководителями промышленных министерств и управлений, ведущие работники административно-управленческих структур и та часть партийной номенклатуры, которая по своему происхождению и опыту работы, была наиболее тесно связана с технократически-хозяйственной деятельностью.

Среди наиболее значимых особенностей вновь сформировавшийся элиты можно выделить следующее.

1. Доминирование корпоративных интересов над публичными, общенациональными, преобладание группового и личностного эгоизма.

2. Недостаток общей и профессиональной культуры, дефицит ярких лидеров, талантливых политиков.

3. Высокая степень бюрократизации со всеми присущими ей пороками: преобладание аппаратной логики, неэффективностью, чинопочитанием, пренебрежением к нуждам населения, отчуждение от народа.

4. Низкий уровень нравственности, по сути исключающей из политики моральные критерии.

5. Унитарный прагматизм, отсутствие интереса к теоретическому осмыслению происходящего.

6. Отсутствие во властных структурах общенациональной солидарности. Прагматизм и безыдейность, введение нравственности за скобки политики, естественно, оборачиваются раздробленностью и групповыми разборкам, подрывающими авторитет власти в глазах народа.

3. Безработные, как особая страта в структуре общества.

Результаты анализа материального достатка у разных профессиональных групп, показывают, что:

1. Богатые безработные(те которые и без работы могут хорошо жить)- финансовые работники и служащие, рабочие тяжелой, легкой и пищевой промышленности.

2. К группам в которых лица со средним доходом имеют большой удельный, относятся работники науки, образования, культуры, медицины и так далее.

3. К группам, где меньше бедных, можно причислить финансовых работников, работников науки и так далее.

4. В число беднейших и нищих меньше всего включены служащие, ИТР и технические работники

Таким образом, безработные- неоднородный не только по своим социально-экономическим характеристикам, но и по степени сформированности ориентиров, установок, намерений, лежащих в основе социального поведения, элемент современной социальной структуры.

20.Понятие и виды социальной мобильности. Каналы социальной мобильности

Социальная мобильность — это процесс изменения че­ловеком своего общественного статуса.

Социальная мобильность может быть вертикальной, когда статус человека повышается или понижается, и горизонтальной, когда человек перемещается, на­пример, на другую должность без повышения или пониже­ния статуса.

Вертикальная мобильность предполагает, как выше отмечалось, изменение статуса человека на более высокий или низкий. В соответствии с этим выделяют восходящую и нисходящую социальную мобильность. Эти изменения могут выражаться в назначении на новую должность, увольнении и т.д.

Горизонтальная мобильность предполагает измене­ние не статуса, а социальной группы, в которой на­ходится индивид. Примером может служить смена религии, профессии, места жительства. Разновидно­стью горизонтальной мобильности является геогра­фическая мобильность. Она выражается в перемеще­нии из одного региона в другой. Однако если при переезде человека из одного региона в другой у него меняется не только место жительства, но и со­циальный статус, то говорят не о географической мобильно­сти, а о миграции.

При изучении социальной мобильности выделяют два ее основных вида.

Межпоколенная мобильность. Она предполагает по­вышение или понижение социального статуса детей по отношению к положению, занимаемому их роди­телями. Раньше не во всех обществах это было воз­можно. Межпоколенная мобильность относится к дол­говременным социальным процессам. Внутрипоколенная социальная мобильность. Она предполагает изменение статуса самого индивида в течение своей жизни. При этом не затрагивается по­ложение его родителей. Этот процесс называется так­же карьерой: специалист повышает квалификацию, переходит на новую, более престижную должность. Иногда это сопровождается сменой сферы труда с физической на интеллектуальную.

Изучая структуру типов социальной мобильности, ис­следователи пришли к выводу, что на нее оказывают влияние такие факторы, как пол человека, его возраст, плотность населения, уровень рождаемости в том или ином регионе. Более мобильными являются молодые люди и муж­чины.

Каналы социальной мобильности:

Христианская Церковь.

Школаи научные организации.

Политический лифт

Пресса,телевидение,радио.

Экономические организации.

Семья и брак.

21.Маргинальность как социальный феномен.

Маргинальная группа людей — группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой эта группа находится, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей.

Индивидуальная и групповая маргинальность

Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.

Последствия маргинализации

22.Понятие социального института. Функции социального института.

Социальный институт (лат. institutum установление, учреждение) — исторически сложившаяся форма организации совместной жизнедеятельности людей, возникающая из необходимости удовлетворения социальных потребностей общества и направленная на реализацию в нем определенных социальных функций. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил, определяющих такое поведение.

Понятие социальный институт предполагает:

наличие в обществе потребности и её удовлетворение механизмом воспроизводства социальных практик и отношений;

эти механизмы, являясь надиндивидуальными образованиями, выступают в виде ценностно-нормативных комплексов, регулирующих общественную жизнь в целом либо отдельную её сферу, но во благо целого;

В их структуре заключены :

ролевые модели поведения и статусы (предписания их исполнения);

средства трансляции социального опыта (материальные, идеальные и символические), а также меры, стимулирующие одно поведение и репрессирующие другое, инструменты поддержания институционального порядка;

Презентация на тему: " Мотивация учения безработных. Безработные граждане - это особая социальная группа, лишенная такой ценности, как работа, и связанных с ней престижа, материального." — Транскрипт:

1 Мотивация учения безработных

2 Безработные граждане - это особая социальная группа, лишенная такой ценности, как работа, и связанных с ней престижа, материального благополучия, признания. Это накладывает отпечаток на мотивацию их поведения, на мотивы получения второго образования в результате вынужденной переквалификации.

3 Наиболее значимые непосредственные мотивы у безработных в процессе профессионального переобучения : познавательные и развития личности. Среди мотивов развития личности доминируют такие, как: стремление расширить свой кругозор и эрудицию, стремление повысить свой общекультурный уровень

4 Наиболее значимые среди опосредованных мотивов - стимульные мотивы, такие как возможность самореализации в профессиональном плане, профессионализм преподавателей и др.

5 На структуру мотивации учения безработных оказывают влияние образование и возраст. Безработные со средн. специальным образованием: познавательные мотивы (интерес к изучаемым предметам, желание повысить свой социальный статус и стремление получить глубокие профессиональные знания). Безработные с высш. образованием: мотивы развития личности и мотивы достижения.

6 Безработная молодежь: сильная выраженность мотивов развития личности. Люди среднего возраста: - более значимы познавательные мотивы. - мотивы развития личности занимают второе место и тоже сильно влияют на мотивацию учения

7 Мотивация профессиональной деятельности

8 Мотивы, связанные с трудовой деятельностью человека, можно разделить на три группы: мотивы трудовой деятельности, мотивы выбора профессии и мотивы выбора места работы. Конкретная деятельность определяется в конечном итоге всеми этими мотивами.

10 2) Вторая группа - получение определенных материальных благ для себя и семьи: зараба- тывание денег для удовлетворения материальных и духовных потребностей. 3) Третья группа - удовлетворение потребности в самоактуализации, самовыражении, самореализации.

11 Мотивы выбора профессии. Выбор профессии - довольно сложный и порой долгий мотивационный процесс, так как от правильного выбора профессии во многом зависит удовлетворенность человека своей жизнью. Сознательный выбор профессии происходит с ориентацией человека на имеющиеся у него социальные ценности. общественный престиж - модная профессия может обеспечить материальное благополучие - хорошая профессия.

12 Ряд людей выбирают профессию из-за интереса к ней, и нередко этот интерес имеет романтический характер, навеянный литературой, увиденным фильмом, телепередачей. Таким образом, профессию можно выбирать в зависимости от многих обстоятельств, но важно прежде всего принимать во внимание, насколько выбираемая деятельность соответствует склонностям и способностям человека.

15 Оценка своих возможностей включает: состояние здоровья, наличие способностей к данной работе и профессионально важных качеств, уровень образования, склонность к работе без стрессов, в свободном ритме или к монотонной работе с заданным темпом.

17 Мотивы ухода (увольнения) с работы. Выделяют три группы основных причин увольнения: Объективные (слабое здоровье и физическое состояние, смена места жительства, служба в армии, продолжение образования, рождение и уход за ребенком ) Объективно-субъективные (условия труда, невозможность профессионального роста) Субъективные (психологический климат в коллективе).

18 В общих чертах, причиной добровольного ухода с работы является неудовлетворенность чем-то на данном производстве. 1 место: неудовлетворенность работой: производственной обста­новкой (условиями), напряженностью труда, заработной платой и другими факторами. 2. место: взаимоотношения работников с непосредственным начальством. Роль плохих взаимоотношений с коллегами по работе в увольнении незначительна; положительные же, дружеские взаимоотношения удерживают работников от ухода с предприятия.

Типологические особенности личности безработных

Экономическая ситуация в обществе характеризуется сокращением объемов производства, изменением характера деловых хозяйственных связей, общим спадом деловой активности, влекущим за собой сокращение рабочих мест. Безработица стала не только фактором нашей жизни, но и фактором, обусловливающим умонастроение людей, их психологическое состояние, а также социальную напряженность.

Своевременное принятие мер, позволяющих регулировать и контролировать процесс безработицы, привело к созданию Федеральной службы занятости России с весьма разветвленной системой служб занятости по вертикали вплоть до района, фонда занятости для обеспечения социальной защиты безработных. В ряде областей функционируют учебные центры по обучению, переобучению потерявших работу граждан новым профессиям и специальностям. Это принципиально новые образовательные структуры, специализирующиеся на обучении и переобучении незанятого населения.

По своим социально-демографическим характеристикам, психологическому состоянию, умонастроению, безработные -зто особая социальная группа общества, требующая к себе, соответственно, особого подхода.

Представляется, что нельзя проводить активную политику занятости, не владея в исчерпывающей мере информацией о социально-психологическом состоянии такой особой* группы, каковой являются безработные.

Решая данную задачу и стремясь адекватно отразить реальности жизни безработных, мы провели исследование на эту тему, во многом опираясь на опыт практических

работников служб занятости. Это позволяет уже сейчас констатировать растерянность, депрессию, кризис, страх, ненужность, материальные трудности, сопровождающие человека, потерявшего работу.

Если мы сталкиваемся с затруднениями при характеристике личности безработного на уровне общественного мнения, формируемого на основе практического опыта взаимодействия с ним, то не меньшие трудности испытываем и при строгом, научном определении, так как научное изучение личностных особенностей безработных в условиях современной России находится в самом начале своего пути.

Актуальность темы исследования:

Проблемам психологии личности в кризисных ситуациях, при изменении социальных отношений посвящено большое количество работ, как в нашей стране, так и за рубежом. Особенность этих работ заключается в том, что они выполнялись в относительно стабильных экономических условиях, в условиях сложившихся рыночных отношений. Поэтому особое значение и актуальность приобретают исследования, направленные на изучение изменений личности в условиях переходной экономики, характерных для современной России.

Выявление определенной личностной типологии безработных позволит разработать более адекватные и эффективные формы психологической поддержки и помощи.

Практическая значимость работы:

Проблема учета личностных особенностей безработных граждан имеет большое значение в работе психологов, профконсультантов, инспекторов служб профориентации и

занятости населения, кадровых служб различных организаций, центров по подбору кадров для предпринимательских структур, так как существующие представления работников служб занятости о личностных особенностях и ценностных ориентациях безработных носят фрагментарный характер (частично соответствуют, частично противоречат эмпирическим данным).

Исследование личностных особенностей безработных и построение эмпирической типологии безработных на основе их личностных особенностей и успешности самостоятельного нахождения работы.

Личность безработных, для которых период профессиональной невостребованности становится значимой психологической проблемой.

Личностные особенности и ценностные ориентации безработных, определяющие их типологию и связанные с успешностью самостоятельного нахождения работы.

Существуют различные типы безработных и их типология обусловлена личностными особенностями, особенностями межличностных взаимоотношений и структурой ценностных ориентации.

Определенная совокупность личностных черт безработных, таких как высокая ригидность, преобладание

экстрапунитивных реакций с фиксацией на препятствии, снижает вероятность самостоятельного трудоустройства, превращая поиск работы в значимую психологическую проблему.

3. Личностные особенности и структура ценностей, способствующие трудоустройству, различны для различных типов безработных.

В ходе исследования решались следующие задачи:

1. Выявление психологических особенностей личности
безработного на основе теоретического анализа
исследований российских и зарубежных авторов по
психологическим проблемам, связанным с потерей работы,
анализ существующих подходов к типологизации в психологии
личности.

2. Разработка программы эмпирического исследования на
выборке безработных с целью определения их личностных
особенностей и построения типологии и отбор методик
диагностики личности безработного.

3. Проведение эмпирического исследования личностных
особенностей безработных, качественный и количественный
анализ полученных результатов.

4. Построение типологии безработных на основе
личностных особенностей, стиля межличностного
взаимодействия, реакций на фрустрацию, структуры
ценностных ориентации.

Программа и методика исследования: 1 этап.

Проведение структурированного интервью с безработными, обратившимися за дополнительной

консультативной помощью с целью успешного нахождения работы. Беседа проведена со 110 безработными, из которых 4 0 определены как "проблемные клиенты" или те, возможности которых без посторонней психологической помощи найти работу крайне ограничены.

Проведение психологического обследования безработных, нуждающихся в психологической помощи, включающее в себя анкетирование, направленное на выявление демографических данных; психологическое тестирование; беседу по поводу проблем трудоустройства и консультативную помощь по поводу нахождения работы и успешного прохождения собеседования при приеме на работу.

Для достижения цели и решения поставленных задач, а также проверки экспериментальных гипотез нами был использован комплекс методов, включающий психодиагностические методики: опросник Лири, методика Рокича, MBTI, Big5, методика Розенцвейга, качественный анализ результатов работы.

Обработка данных:

При обработке данных использовались программы компьютерной статистической обработки данных, разработанные в лаборатории психологии способностей Института психологии РАН и компьютерная программа Statistica v.5.773, позволяющие осуществить подсчет средних, среднеквадратичных отклонений, оценить характер распределения, провести корреляционный, факторный, кластерный и дискриминантный анализ данных, определить значимые различия между показателями для различных выборок испытуемых.

Обоснованность выдвинутых научных положений, достоверность полученных исследовательских данных и сделанных на их основании выводов обеспечивались использованием в настоящей работе адекватных методов исследования, репрезентативностью выборки, обоснованным применением методов статистической обработки полученных данных, количественным и качественным анализом полученного материала.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Среди "проблемных" безработных выделяются три
типа, условно названные "самокритичные", "напористые",
"послушные", существенным образом различающиеся по
личностным особенностям, характеру межличностных
взаимоотношений и структуре ценностных ориентации.

2. Безработные склонные к перекладыванию
ответственности и вины за критические ситуации на других
и "застревающие" на возникающих проблемах, на препятствии

имеют значимо большую вероятность появления психологических проблем в период профессиональной невостребованности.

3. Наличие таких личностных особенностей как реалистичность в своих представлениях, критичность по отношению к окружающим, . отсутствие склонности к конформизму в группе безработных способствует успешному трудоустройству, а такие личностные особенности как экстрапунитивные реакции самозащитного типа, проявляющиеся в упреках и враждебном отношении к окружению, препятствуют успешному трудоустройству.

Апробация результатов исследования:

Результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории психологии способностей Института психологии РАН (1999, '2000г - официальная апробация), на семинаре "Организация психологической поддержки безработных в службе занятости" на базе Центра подготовки персонала при Российской Академии Государственной Службы (1999г.)

Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и приложений.

class1 Психологические особенности феномена потери работы и типологизация

личностных особенностей . class1

Феномен потери работы и эмпирические исследования безработных как особой социальной группы

По своим социально-демографическим характеристикам, психологическому состоянию, умонастроению, безработные -это особая социальная группа общества, требующая к себе, соответственно, особого подхода.

Представляется, что нельзя проводить активную политику занятости, не владея в исчерпывающей мере информацией о социально-психологическом состоянии такой особой группы, как безработные (Карташов С.А., 1997).

Ситуация профессиональной невостребованности по степени и характеру воздействия на личность во многом является кризисной и вызывает определенные изменения личности.

Современный этап развития, по мнению исследователей из различных областей науки о человеке, психологически воспринимается людьми как переживание кризиса, одного из переломных моментов их личной истории. В сложившейся ситуации особое значение приобретает программа психической адаптации человека ко всем нарастающим изменениям практически во всех сферах его жизнедеятельности.

Степени психической дезадаптации в индивидуальном плане можно рассматривать как глубину или тяжесть психических расстройств, в социально-психологическом как распад отношений к социально - интегрирующим институтам (Сознание личности в кризисном обществе, 1995). Наличие социального конфликта в кризисном обществе в форме социальной дезинтеграции характеризуется тем, что субъекты общественной жизни - социальные общности и отдельные личности теряют свою прежнюю социальную самоидентификацию. Социальный статус оказывается неопределенным. Это ведет к тому, что многие субъекты социальной жизни приобретают маргинальные характеристики, оказываются несформированными, размытыми ценностные ориентации индивида (Тарасов О.В., 1996; Ядов В. А., Войтова В.Д., 1995).

Ценностный конфликт возникает в связи с тем, что в кризисном обществе происходит изменение, качественное обновление структуры ценностей в сознании индивидов и социальных групп через драматическое переживание конфликта ценностей и через массовую десоциализацию. (Лапин Н. И., 1993). При рассмотрении проблемы кризиса общества, большое внимание уделяется кризису социально-психологической сферы, который проявляется в виде конфликта ценностей (Лапин Н.И., 1993; Соколов В.М., 1993). Важное значение придается кризису личности в кризисном обществе в связи с трудностями адаптации к новым социально-экономическим условиям. (Человек в мире экономической реформы. "Круглый стол ученых", 1993; Магун В. С, Гимельсон В.Е., 1993; Алексеев Н.И., 1992).

Мотивационный кризис связан с теми социально-экономическими и социально-психологическими изменениями, которые претерпевает наше общество. (Куприянова З.Н., 1994; Беляева И.Ф., Булычкина Г.К. Молоканова И.А, 1992; Соболевский А., 1993; Шаховская Л.С, 1995).

Вышеперечисленные последствия кризисной ситуации могут быть отнесены и к ситуации профессиональной невостребованности.

class2 Планирование и проведение эмпирического исследования личностных

особенностей безработных . class2

Представления сотрудников службы занятости и выбор методик обследования

Одной из важных задач при планировании эмпирического исследования стало определение личностных черт и качеств, характерных для безработных, и которые проявляются при взаимодействии с ними. С нашей точки зрения, невозможно приблизиться к пониманию тех психологических особенностей, которыми обладают современные безработные, без учета мнения тех, кто непосредственно работает с ними - специалистов службы занятости.

Для этого мы опросили 24 сотрудника региональных служб (8 - в Москве, 10 - во Владивостоке, 6 - в Петропавловске-Камчатском). Все респонденты работают в системе государственной службы занятости не менее 3 лет, имеют высшее образование, около половины из них повышало квалификацию на различных курсах социальных работников. Их профессиональные обязанности заключаются в непосредственной работе с людьми и оказании им различных видов помощи. Большая часть опрошенных нами экспертов -профессиональные психологи и профконсультанты.

Мы предложили им в форме свободного, неформализованного интервью, назвать те важнейшие характеристики своих клиентов, которые существенно отличают их от всех людей. Протокол беседы приведен в Приложении № 1. Далее на основе полученных данных мы описали портрет безработного. Мы полагаем, что вокруг образа безработного сложилось множество мифов или неоправданных ожиданий, и попытаемся проследить, каким образом это происходит.

Сотрудники, с которыми мы беседовали, отражают общую установку по отношению к клиентам. Значимых различий между представителями различных регионов не выявлено.

Они предполагают, что безработные граждане будут обладать достаточным запасом знаний относительно рынка труда, современного законодательства в области трудоустройства, а главное - терпением и способностью вести диалог на доступном и эмоционально нейтральном уровне. Подобная информация отражает такие личностные характеристики, как общая устойчивость к стрессу, и стиль межличностного взаимодействия, то есть может быть выявлена при помощи методики Лири.

Реальность, к сожалению, оказывается иной и таким образом, у сотрудников во многом формируются специфические представления о том, что представляют собой их посетители, чем они отличаются и как построить работу с ними без конфликтов.

У сотрудников службы занятости сформировано мнение, что их клиенты слишком агрессивные люди, не способные в принципе к нормальному диалогу. Действительно, для службы занятости не редкость конфликтные ситуации, жалобы безработных на стиль поведения специалистов, повышенная восприимчивость и конфликтность клиентов. (Опыт, содержание и методы профориентационной и психологической работы Департамента труда и занятости правительства Москвы, 1995) . Сотрудники службы занятости считают, что большинство из них стремится не столько к получению работы и решению проблемы трудоустройства, сколько к получению от государства хоть каких-нибудь благ. Таким образом, еще одна характеристика, в крайнем варианте выражения, "обманщики и эгоисты". Описание клиентов как эгоистичных связано еще и с тем, что, по мнению сотрудников, они не хотят задумываться об экономических трудностях, существующих в стране, проблемах работы самой службы занятости (например, не выделение денег на переобучение), нагрузках на специалистов. На наш взгляд, здесь идет речь о системе ценностных ориентации, о предпочтениях в ней. Возникла необходимость в использовании методики Рокича.

Личностные особенности всей выборки безработных, обратившихся за психологической помощью

Сопоставление личностных особенностей выборки безработных ("проблемных клиентов") с нормативными показателями по выбранным методикам позволило бы нам определить в самых общих чертах личностные сдвиги, присущие этой категории. Строго говоря, необходимо было бы сравнивать полученные нами данные с данными контрольной выборки, т.е. выборкой людей, потерявших работу, но оперативно ее нашедших. Для контрольной группы можно было бы использовать людей обратившихся в центры занятости, но не пожелавших пройти психологическое обследование, однако в данном случае вероятность появления артефактов вследствие принудительной процедуры обследования достаточно высока (повлияло бы стремление давать социально желательные ответы, стремление минимизировать сроки обследования и максимально быстро отвечать на вопрос и многое другое). Организационные проблемы по сбору данных в такой контрольной группе вообще трудно преодолимы: нужно было бы проводить его за один раз, что вылилось бы в 4 часовую процедуру и как следствие - привело бы к искажению результатов вследствие утомления; вероятность же двух этапов приближалась бы к нулю вследствие быстрого и успешного нахождения ими новой работы. Поэтому мы пойняли решение отказаться от контрольной группы и сравнивать полученные данные с выборкой стандартизации.

Однако стандартизованные показатели для выборки стандартизации имелись только для методики "Big 5", адаптированной в Институте психологии РАН (С.Д. Бирюков, 1998). Для теста Розенцвейга в нашем распоряжении имелись стандартизованные показатели по методике "Деловые ситуации", являющейся адаптацией теста Розенцвейга, проведенного Н.Г.Хитровой (Энциклопедия психологических тестов, 1997). Средние значения показателей полученных на нашей выборке и нормативные значения, полученные в ходе стандартизации по этим двум методикам сравнивались с помощью Т критерия Стьюдента.

Читайте также: