Безопасность как правовая категория

Обновлено: 30.06.2024

Формирование гражданского общества - весьма важный процесс. Он связан, прежде всего, с созданием экономических, политических, идеологических, нравственно-психологических и иных предпосылок, стимулирующих активность индивидов в самых различных областях жизнедеятельности общества.

Гражданское общество можно рассматривать как систему жизнедеятельности общества, автономную по отношению к государственной власти, выражающую частные интересы граждан, как совокупность социальных отношений и институтов, функционирующих независимо от политической власти и способных на нее воздействовать, общество автономных индивидов и автономных социальных субъектов (акторов) [93] . Современный период становления гражданского общества в России характеризуется усилением свободы и активности человека в его отношениях с обществом и государством, что в большой мере способствует обеспечению правовой безопасности.

С этим связан и интерес к исследованию категории правовой безопасности, смысл обращения к которой заложен в том, чтобы в сфере правовой реальности выделить явления, грани, не отражаемые другими понятиями, находящимися в тени привычных представлений.

Только справедливые и полноценные законы, их безусловное уважение и строгое соблюдение со стороны всех субъектов права могут гарантировать нашему обществу столь необходимую стабильность и твердую легитимную государственность. В позитивной форме задача состоит в том, чтобы, используя технико-юридические возможности, обеспечить своевременное, полное и адекватное отражение сбалансированных интересов в праве, создать эффективный юридический механизм их реального функционирования и безопасности. Не субъект существует для права, а право существует для субъекта и определяется им. Именно субъекты права, их юридическая безопасность должны составлять главный смысл правового развития страны и находиться в центре правовой организации общества.

Введение в правовой и научный оборот категории правовой безопасности позволит, по нашему мнению, решить целый ряд задач, актуальных для стабилизации современного российского общества. Речь идет об оптимизации накопленного правоприменительного опыта разрешения социальных конфликтов, выстраивании новой схемы взаимоотношений государства и личности, совершенствовании действующих правоположений.

Обращаясь к теории вопроса правовой безопасности, отметим, что правовая безопасность личности - это явление, для которого не должно существовать ни границ, ни ограничений, ни барьеров в вопросах утверждения, защиты, охраны естественных прав человека.

Фиксируемые и массовым сознанием, и официальной властью, и научным инструментарием явления, процессы, тенденции экономической стагнации, политической нестабильности, деструктивной социальной напряженности, духовной апатии, аксиологической дезориентации, идеологической конфронтации выдвигают вопросы безопасного развития в разряд ключевых стратегических задач. В связи с этим поиск цивилизованных способов разрешения и преодоления возможных социальных катаклизмов не потерял своей значимости. Проблема состоит в обеспечении условий оптимального функционирования общества и его прогрессивного движения.

Обеспечение правовой безопасности оказывается многоуровневым, внутренне противоречивым, если не найти в нем единой точки отсчета, шкалы приоритета интересов. Такой точкой отсчета является человек, выступающий на уровне социальных связей как личность. Еще древние мыслители говорили: человек - мера всех вещей. Именно личность - точка отсчета любой социальной системы, обладающей принципиальной социальной ценностью, высший пункт развития человекогенеза, масштаб общественного прогресса [97] . Отсюда - в основе безопасности всех уровней (государства, нации, организаций и т.д.) лежит безопасность личности. Интерес личности должен иметь приоритет среди всех иных общественных интересов, а правовое обеспечение личности - безусловный приоритет при создании системы правовой безопасности.

Правовая безопасность характеризуется полифункциональностью, ее задача не только в том, чтобы защищать интересы субъектов, но и снижать, ослаблять, устранять, предупреждать опасности и угрозы в сфере правовых отношений.

Основными чертами правовой безопасности являются следующие. Во-первых, правовая безопасность - это важнейшее свойство правовой системы, показатель ее способности обеспечить защищенность и сохранность основных социальных интересов. Во-вторых, правовая безопасность с функциональной точки зрения - это и определенная деятельность, форма целенаправленной практической активности субъектов, связанная с правом, юридической сферой. В-третьих, юридическая безопасность предполагает правовую защищенность не в целом личности, общества и государства, а их интересов, причем интересов жизненно важных. В-четвертых, в понятие правовой безопасности органично входят и такие признаки, как восстановление нарушенного правового состояния субъектов, наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры, правовой жизни общества и личности, содействие рациональному и прогрессивному развитию правовой сферы общества и другие. В-пятых, неотъемлемой составляющей юридической безопасности выступает правовая информированность населения.

функции правового механизма становятся дисфункциями, законы перестают отвечать универсальным естественно-правовым критериям, а понятия законности, гуманности, справедливости превращаются в юридические фикции, в мнимые социально-этические величины. С этих позиций проблема правовой безопасности тесно связана с проблемой прав человека, свободы личности, правовой культуры.

Предметом правовой безопасности являются жизненно важные интересы субъектов права как совокупность официально выраженных потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает стабильное состояние и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. Это экономические, информационные, образовательные, духовные, медицинские и иные интересы. В данном ряду стоит и юридический интерес. Отсюда следует выделение юридической безопасности в области экономики, информационных ресурсов, образования, духовности, медицины и т.п. Справедливое удовлетворение интересов субъектов права и их правовая безопасность находятся в отношениях взаимной обусловленности. Для каждой отдельной разновидности субъектов (индивидуальных, организаций, государства и т.д.) возможно выделить специфичные интересы. Так, например, к жизненно важным интересам личности в литературе относят такие компоненты, которые образуют обязательные условия ее полноценного существования и самовыражения: витальный, интеллектуальный, духовный, физиологический, психический, генетический, репродуктивный [99] . В соответствии с названными компонентами следует различать правовую безопасность жизни, здоровья, психики человека, его генетики, репродукции, интеллекта, духовности и т.д.

По объекту возможно различать правовую безопасность индивидуальных субъектов права, коллективных субъектов участия в правовой жизни, государства (специфической части общества, социального института, который, обеспечивая собственную безопасность, не может не влиять на юридическую безопасность негосударственных форм и отдельных людей). Каждый субъект в силу своей качественной определенности, автономности, своеобразия интересов нуждается в особом режиме правовой безопасности. Множественности субъектов права присущ плюрализм интересов, а это, в свою очередь, может явиться источником противоречий, который при известных обстоятельствах выступает как источник угрозы. Разрешение обозначенной проблемы видится на пути выявления приоритетов социальных интересов и их разумной координации, субординации, сочетания, интеграции и разграничения. В реальной жизни интересы субъектов права различных уровней могут быть антагонистичны или просто противоречить друг другу, нередко сталкиваются, и эти столкновения подчас усугубляются неправильной правовой политикой, политическими амбициями или намеренным инициированием конфликтов, что приводит к негативным, порой невосполнимым трагическим последствиям [100] .

Сущность правовой личности можно объяснить посредством раскрытия природы принципа прав человека. Правовое государство призвано закрепить и обеспечить естественные и неотчуждаемые права человека, предоставить возможность гражданину свободно пользоваться ими. Личность, таким образом, становится активным творцом правового государства. В данном правовом контексте необходимо, чтобы граждане осознали, что они не только обладают правом участвовать в законотворческой деятельности и осуществлять контроль за государственными институтами, но имеют и обязанности. Среди этих обязанностей особенно значимы те, которые заставляют личность бороться за уважение ее прав, вести себя как активная правовая личность, ответственная за уважение государством правовых ценностей и принятых им законов. Большую роль может сыграть создание системы саморазвития правовой личности. Необходимо, чтобы личность не только обладала правосознанием и правовой культурой, но и проявляла свою свободную волю, сознательно выступала за соблюдение принципов правового государства. Только в этом случае устанавливается демократическая правовая система.

В модернизирующейся России формирование правовой личности находится в зачаточном состоянии. Как известно, Россия, в силу ряда социально-политических и экономических причин, находится в сложной правовой ситуации: с одной стороны, провозглашение права как формальной свободы, с другой - ограничение, а иногда и нарушение многих прав граждан. Это свидетельствует о слабом развитии институтов самозащиты человека, то есть о недостаточной развитости правовой личности. Вместе с тем, проводимые в российском обществе реформы, в том числе в области права, открывают перед личностью правовые перспективы и способствуют формированию правового государства и гражданского общества.

Большое влияние на сложившуюся ситуацию оказывают сохранившиеся традиции недооценки человека, его прав и свобод. Искусственное ограничение и подавление проявлений сущностных сил человека в правовой сфере в России практически не позволили российскому народу выработать определенные способности к этому. Но ведь именно социальное наследование имеет большое значение в формировании человека. Отсутствие условий для реализации сущностных сил человека в правовой сфере общественных отношений привело к угрозе его правовой безопасности.

В современной России сфера правовой безопасности человека является недостаточно развитой для того, чтобы человек мог проявить все свои сущностные силы. Поэтому, существует необходимость в создании такой правовой системы, которая, опираясь на всемирно признанные принципы формирования и реализации прав человека была бы направлена на их соблюдение в различных сферах общественных отношений - экономических, политических, социальных, национальных, культурных и т.д. На наш взгляд, необходимо формирование таких экономических отношений, устройство культурного, национального, религиозного взаимоотношений и сотрудничества, которые создавали бы условия для полного и всестороннего формирования и реализации сущностных сил человека и которые бы способствовали правовой безопасности гражданина России.

Поэтому полноценное обеспечение юридической безопасности физических лиц должно идти по линии правового закрепления прав и свобод человека, равноправия, недопустимости дискриминации по признаку языка, пола, религии, национальности или вероисповедания. Нынешняя ситуация с правами человека в нашей стране относится к числу самых неблагополучных. Дело не только в трудностях переходного периода, наследии недавнего прошлого. К сожалению, даже новые подходы к правам человека остались чисто теоретическими или вылились в декларации и популистские лозунги. Механизмы реального гарантирования и защиты системы прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (судебная защита, конституционный контроль, административно-правовые способы защиты, правозащитная деятельность Уполномоченного по правам человека, прокуратуры, адвокатуры, межгосударственных и иных государственных и общественных институтов) и призваны обеспечить правовую безопасность не только граждан России, но и каждого лица, находящегося под юрисдикцией Российского государства [106] .

Читайте также: