Берут ли в армию с ожогами

Обновлено: 04.07.2024

Дерматозы наиболее часто проявляются на открытых участках кожи как на наиболее подверженных влиянию внешних факторов. [1] Это относится и к коже рук. Такие симптомы, как зуд, покраснение, шелушение, различные пятна и другие элементы сыпи поражают преимущественно предплечья, кисти и пальцы.

Одним из механизмов развития дерматита на пальцах или кистях рук является непосредственный контакт с веществом, на который иммунная система организма не способна адекватно реагировать. Аллергия на коже представляет собой классическую замедленную реакцию гиперчувствительности в ответ на однократное или систематическое взаимодействие с патогеном.

Дерматологические кожные заболевания широко распространены, особенно среди взрослых трудоспособного возраста. [2] Для некоторых больных аллергия на руках может быть непродолжительной проблемой: очень часто симптомы проходят самостоятельно. Другие же пациенты очень долго борются с заболеванием и осложнениями, которые могут быть вызваны вторичной инфекцией. В таком случае аллергия рук проявляется еще более агрессивно, высыпания становятся более распространенными и нестерпимо зудят.

Виды аллергии на руках

Под аллергией рук подразумевают группу кожных заболеваний, 20 % которых составляют аллергодерматозы. [4] Этот вид кожных патологий проявляется в разном возрасте, поражает преимущественно людей старшего возраста, но может начаться и в детстве как знак предрасположенности к дерматиту. Проявления аллергии на руках характерны для:

  • атопического дерматита (нейродермита);
  • крапивницы;
  • контактного дерматита;
  • экземы.

Каждое из заболеваний выглядит по-разному. Также они отличаются по длительности течения, склонности к обострениям и рецидивам. Как правило, кожные проявления атопического дерматита и экземы сохраняются достаточно долго, в то время как крапивница и контактный дерматит протекают остро. [4] Если не избавиться от внешних факторов, спровоцировавших аллергию, болезни будут повторяться и в конечном итоге станут хроническими.

Высыпания на руках: наиболее распространенные заболевания

Для того чтобы правильно подобрать лечение, важно отличить один вид аллергодерматоза от другого. Поэтому рассмотрим симптомы кожных заболеваний более подробно:

  1. При атопическом дерматите (нейродерматите) сыпь нередко возникает на коже пальцев и кистей. Для острого периода болезни характерны сильный зуд, покраснение и отечность кожи. Зудящие пятна могут быть разных форм и размеров. Без должного лечения на месте высыпаний могут образовываться корочки. При хронической форме наблюдаются такие симптомы, как сухость кожи и шелушение. [3]
  2. Крапивница разделятся на несколько видов: иммунологическую, физическую, медикаментозную и идиопатическую. В основе развития первых двух лежит реакция организма на внешние раздражители, среди которых пищевые и бытовые аллергены, а также высокие или низкие температуры, солнечные лучи и другие факторы. Прием некоторых лекарственных препаратов может спровоцировать медикаментозную крапивницу. Идиопатической называют сыпь, причины появления которой не удалось установить. [4] Все виды крапивницы проявляются более-менее одинаково: покраснением, отечностью кожи и появлением зудящих волдырей.
  3. Контактный дерматит часто поражает кожу на пальцах, особенно при соприкосновении с вредными веществами, такими как резиновые и металлические изделия, бытовая химия, косметика и парфюмерия, местные лекарственные препараты, некоторые растения и насекомые. [5] Заболевание может протекать как в острой, так и в хронической форме. Для острого течения характерны покраснение кожных покровов и появление зудящих пузырьков. Хроническая форма сопровождается сухостью и шелушением кожи, усилением кожного рисунка.
  4. Экзема представляет собой острое и хроническое воспалительное заболевание, поражающее как верхние, так и нижние конечности. Может также задевать различные участки туловища. Как правило, высыпания при экземе симметричные, сопровождаются покраснением и ограниченным отеком кожи. На пораженных поверхностях нередко появляются мелкие пузырьки, заполненные прозрачной жидкостью. [6]

Причины аллергических реакций на руках

Основным запускающим фактором для развития аллергодерматозов является однократный или регулярный контакт с патогеном. В таком случае лечение направлено на полное исключение аллергена, к которому организм проявляет повышенную чувствительность. Определить его достаточно сложно, но среди наиболее частых причин гиперчувствительности выделяют антигены растений, животных, грибов, насекомых, пищевые продукты, химические соединения и лекарства.

Также аллергические реакции на пальцах и других частях верхних конечностей возникают вследствие:

  1. Заболеваний ЖКТ. Такие болезни, как дискинезия желчевыводящих путей, хронический гастрит и нарушения функций поджелудочной железы могут спровоцировать развитие аллергического дерматита и способствовать его переходу в хроническую форму. [3]
  2. Нарушение барьерной функции кожи под воздействием механических, химических и инфекционных агентов. Нарушенный эпидермальный барьер способствует проникновению аллергенов через кожу, развитию инфицирования, обусловливает легкое раздражение кожи. [7]
  3. Неблагоприятной экологической обстановки. Высокий уровень загрязнения окружающей среды приводит к повышенной предрасположенности населения к аллергодерматозам. [8]
  4. Генетически обусловленных факторов. Если оба родителя склонны к аллергическим заболеваниям, вероятность развития нейродерматита и других аллергодерматозов у ребенка составляет 70 %. [9]

Особенности лечения

Лечение кожных заболеваний аллергической природы требует комплексного подхода. Прежде всего, терапия должна быть направлена на абсолютное исключение вредных патогенов, а также на улучшение симптоматики. Зуд, отек и покраснения доставляют пациентам сильный дискомфорт как физиологический, так и эмоциональный. Зудящие пятна мешают спать и полноценно работать. К тому же пораженные участки нарушают эстетику кожи, поэтому пациенты часто скрывают их под одеждой, что может только усугубить ситуацию. Кроме того, аллергические реакции на коже нельзя мочить, поэтому больные лишены возможности принимать ванную, посещать бассейн или сауну.

Чтобы устранить сыпь на руках, необходимо использовать наружные средства местного применения в виде мазей или кремов. В лечении аллергодерматозов хорошо проявили себя препараты на основе топических глюкокортикостероидов. [10] Подобные средства имеют широкие возможности применения, так как оказывают сразу несколько воздействий на воспалительный очаг:

  • противовоспалительный эффект;
  • противоаллергическое действие;
  • сосудосуживающие свойства;
  • противозудный эффект.

Одними из представителей местных глюкокортикостероидов, назначаемых при лечении аллергодерматозов, являются препараты "Акридерм ГК".

Препараты "Акридерм ГК" при аллергии на руках

В зависимости от формы заболевания и тяжести течения используется как мазь, так и крем "Акридерм ГК". Они обладают схожим составом; главное отличие заключается в том, что крем имеет более мягкую текстуру, поэтому быстрее впитывается кожей. Его целесообразнее использовать для лечения острых и подострых состояний, а также для мокнущих и тонких участков кожи. В свою очередь, мазь дольше остается на коже и обладает высокой проникающей способностью, поэтому подходит для хронических воспалений, сопровождающихся выраженной сухостью и шелушением. [10]

При нанесении "Акридерм ГК" на поврежденную кожу препараты смягчают и охлаждают пораженный участок, снимая зуд и покраснения. Активные вещества не только улучшают симптомы, но и помогает устранять патогенные микроорганизмы. Благодаря комбинированному составу, включающему несколько активных веществ и вспомогательные компоненты, лечение приносит ощутимый и продолжительный эффект. [11]

1. Охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти.

Забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих - обязанность командиров. На них возлагается обеспечение требований безопасности при проведении учений, иных мероприятий боевой подготовки, во время эксплуатации вооружения и военной техники, при производстве работ, исполнении других обязанностей военной службы.

2. Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатное получение медицинской помощи, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, бесплатное обеспечение медицинскими изделиями по назначению врача в соответствующих медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и в организациях федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - военно-медицинские организации).

Военнослужащие не реже одного раза в год проходят медицинские осмотры, диспансеризацию в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Перечень исследований, которые проводятся при прохождении медицинских осмотров, диспансеризации, устанавливается федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих либо по месту прохождения военных сборов гражданами, призванными на военные сборы, военно-медицинских организаций и (или) при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования, а также в экстренных или неотложных случаях военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на получение медицинской помощи, прохождение медицинских осмотров, диспансеризации в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения.

Расходы, связанные с оказанием медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, прохождением ими медицинских осмотров, диспансеризации в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти или федеральным государственным органам, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Порядок обеспечения военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями в фармацевтических организациях при отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих либо по месту прохождения военных сборов гражданами, призванными на военные сборы, военно-медицинских организаций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, если иное не предусмотрено федеральным законом, не реже одного раза в год проходят химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

Направление военнослужащих и членов их семей на лечение за пределы территории Российской Федерации осуществляется на общих основаниях с другими гражданами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Военнослужащие, имеющие признаки психического расстройства, направляются на психиатрическое обследование и психиатрическое освидетельствование в амбулаторных условиях или стационарных условиях в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" с последующим медицинским освидетельствованием военно-врачебной комиссией для определения категории годности к военной службе (годности к службе по военно-учетной специальности, специальности в соответствии с занимаемой должностью).

2.1. Военнослужащие после выполнения ими задач, неблагоприятно отражающихся на состоянии здоровья, при наличии показаний к медико-психологической реабилитации подлежат медико-психологической реабилитации продолжительностью до 30 суток.

Предусмотренная настоящим пунктом медико-психологическая реабилитация проводится для военнослужащих бесплатно.

Перечень показаний к медико-психологической реабилитации и соответствующую им продолжительность медико-психологической реабилитации, перечень категорий военнослужащих, подлежащих при наличии указанных показаний медико-психологической реабилитации, порядок и места проведения медико-психологической реабилитации определяет Министерство обороны Российской Федерации (иной федеральный орган исполнительной власти и федеральный государственный орган, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба).

2.2. Военнослужащие имеют право на освобождение от исполнения ими обязанностей военной службы в день сдачи крови или ее компонентов, а также право на дополнительный день отдыха после каждого дня сдачи крови или ее компонентов.

3. Члены семей военнослужащих имеют право на медицинскую помощь в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию на общих основаниях с другими гражданами.

Члены семей офицеров (супруг, несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по очной форме обучения), а также лица, находящиеся на их иждивении и проживающие совместно с офицерами, имеют право на медицинскую помощь в военно-медицинских организациях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При лечении в амбулаторных условиях лекарственные препараты для медицинского применения им отпускаются за плату по розничным ценам, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации плата не взимается.

Изготовление и ремонт зубных протезов членам семей офицеров в военно-медицинских организациях осуществляются на тех же условиях, что и другим гражданам, в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования), и члены семей военнослужащих-граждан имеют право на санаторно-курортное лечение и организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за плату в размере полной стоимости путевки, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Стоимость путевки устанавливается указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами. Указанным военнослужащим и членам их семей при направлении в санатории на медицинскую реабилитацию после лечения в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии дополнительно предоставляются бесплатные путевки.

Абзац утратил силу с 1 января 2013 года. - Федеральный закон от 08.11.2011 N 309-ФЗ.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования), получившие увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении ими обязанностей военной службы, после лечения в стационарных условиях имеют право на внеочередное получение путевок в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти и федерального государственного органа, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба).

Абзац утратил силу с 1 января 2017 года. - Федеральный закон от 22.11.2016 N 394-ФЗ.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 22.07.2010 N 159-ФЗ.

4.1. Утратил силу с 1 января 2013 года. - Федеральный закон от 08.11.2011 N 309-ФЗ.

5. Права и социальные гарантии военнослужащих и членов их семей, указанные в пунктах 2 - 4 настоящей статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и на членов их семей, а также на прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более. При этом указанные граждане оплачивают путевки на санаторно-курортное лечение или организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в размере 25 процентов, а члены их семей - 50 процентов стоимости путевки, установленной указанными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами в соответствии с абзацем первым пункта 4 настоящей статьи.

Военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, - участники войны имеют преимущественное право на получение медицинской помощи и санаторно-курортное лечение.

Граждане, уволенные с военной службы, имеют право на медицинскую помощь в медицинских организациях государственной или муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Граждане, уволенные с военной службы вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, члены семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также граждане, уволенные с военной службы вследствие отдельных заболеваний, полученных в период прохождения военной службы, могут приниматься на обследование и лечение в военно-медицинские организации в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти и федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба), без ущерба для граждан, пользующихся правом на получение медицинской помощи, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

6. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, и курсанты военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования обеспечиваются бесплатным санаторно-курортным лечением в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии.

Указанным военнослужащим при убытии в отпуск по болезни выплата в качестве дотации на лечение производится в размере 400 рублей.

Курсанты военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования, обучающиеся общеобразовательных организаций с дополнительной образовательной программой, имеющей целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, оплачивают не более 30 процентов стоимости путевки на военные туристские базы.

7. Порядок финансирования расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, проведением медицинских осмотров, диспансеризации, медико-психологической реабилитации, обеспечением санаторно-курортного лечения и отдыха на льготных условиях, оплатой стоимости путевок и выплатой компенсаций военнослужащим и другим гражданам, перечисленным в пунктах 2 - 6 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.

Взаиморасчеты за оказание медицинской помощи, проведение медицинских осмотров, диспансеризации, медико-психологической реабилитации, обеспечение санаторно-курортного лечения и отдыха на льготных условиях военнослужащим между военно-медицинскими организациями Министерства обороны Российской Федерации, иными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

8. В случаях, предусмотренных федеральным законом, военнослужащие имеют право на получение медицинской помощи и санаторно-курортное лечение в медицинских организациях федеральных органов исполнительной власти.

Тригнин Владимир

Не так давно граждане, не прошедшие военную службу по призыву, которым исполнилось 27 лет (возраст, по достижении которого в РФ не призывают в армию), как и те, кто прошел службу по призыву, могли похвастаться красным военным билетом – документом воинского учета гражданина, пребывающего в запасе. Для его получения достаточно было явиться в военкомат на следующий день после достижения непризывного возраста, пройти медкомиссию и сдать несколько фото для документов.

Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы в запас, считали такой порядок несправедливым: выходило, что одни отдают конституционный долг Родине, рискуя жизнью, участвуют в боевых действиях, а другие – напротив, скрываются и со временем также зачисляются в запас и получают военный билет.

Так, с 1 января 2014 г. граждане, признанные на основании заключения призывной комиссии не прошедшими службу по призыву, не имея на то законных оснований, не могли быть приняты на гражданскую или муниципальную службу, а уже принятые – находиться на ней. Стоит отметить, что в первоначальной редакции Закона о воинской обязанности запрет являлся бессрочным, но с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П (далее – Постановление КС № 26) период действия санкции ограничен 10 годами.

Стоит отметить, что поправки в Закон о воинской обязанности вызвали бурную реакцию со стороны призывников и их родителей: многие сочли, что отсутствие военного билета при наличии справки существенно ограничивает трудовые права и может сказаться на карьере самым непосредственным образом. Возник резонный вопрос: как быть с теми, кого не призывали на службу по не зависящим от них причинам (к примеру, на территории Чеченкой Республики призыв на срочную военную службу длительное время не проводился).

Кроме того, Суд отметил, что, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных оснований службу по призыву, призывная комиссия не обязана оценивать фактические обстоятельства, из-за которых данный гражданин не прошел службу, а также устанавливать факты наличия (отсутствия) объективных условий или уважительных причин для неисполнения призывником указанной конституционной обязанности, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва. Таким образом, сам факт непрохождения службы при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 24, п. 1, 2 и 4 ст. 23 Закона о воинской обязанности, а также в случае, если решение нижестоящей призывной комиссии не было отменено решением призывной комиссии субъекта Федерации, является достаточным основанием для вынесения соответствующего заключения.

Таким образом, Суд фактически сделал вывод, что все имеющиеся сведения должны изучаться призывной комиссией беспристрастно и всесторонне, с учетом всех обстоятельств дела.

Судебная практика насчитывает достаточное количество дел, в том числе рассмотренных Коллегией по административным делам Верховного Суда РФ, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что же в первую очередь имеет значение для оценки обоснованности принятого в отношении гражданина заключения. Стоит отметить, что призывные комиссии зачастую не только не занимаются объективным и всесторонним изучением всех обстоятельств каждого конкретного дела, но и не утруждают себя вызовом гражданина для участия в таком заседании, хотя соответствующее право для граждан закреплено Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 192-ФЗ. Военные комиссары, на которых в силу прямого указания п. 18 Положения о призыве на военную службу возложен контроль за наличием оснований для отсрочки или освобождения от призыва, пытаются переложить такой контроль на призывников, что приводит к последующему принятию призывными комиссиями необоснованных заключений.

Правовая позиция ВС относительно повесток, по которым граждане обязаны являться в военкомат, немного позднее нашла отражение в п. 54 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 от 14 ноября 2018 г., в котором Суд прямо указал, что гражданин, подлежавший призыву, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если ему не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом.

Верховный Суд указал, что лицо не может быть признано не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если повестка ему не направлялась

Зачастую, если вручить повестку лично призывнику не удалось, военкомат составляет акт о невозможности вручения повестки. Однако такой документ тоже далеко не всегда отвечает требованиям закона и не во всех случаях будет являться доказательством надлежащего оповещения. В частности, отсутствие подписи лица, принимавшего меры к вручению повесток, а также печати управы района влечет невозможность принятия такого доказательства в качестве подтверждения надлежащего извещения (см. например, определения Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2020 г. по делу № 8а-6885/2019; от 16 сентября 2020 г. по делу № 8а-19977/2020).

Важные выводы, касающиеся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, оспорившего решение призывной комиссии в суде и не прошедшего службу по этой причине, содержатся в апелляционном определении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 января 2016 г. по делу № 33а-23/2016. Так, суд постановил: реализация права на оспаривание решения призывной комиссии и достижение возраста, исключающего последующий призыв, а также бездействие вышестоящей призывной комиссии по отмене нереализованного решения о призыве свидетельствуют о наличии законных оснований, исключающих призыв на военную службу в 2014 г.

Не менее значимый вывод, касающийся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, постоянно проживавшего за пределами России, сделал суд Чукотского автономного округа в апелляционном определении от 20 февраля 2020 г. по делу № 33а-22/2020. Отменяя решение первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, апелляция сочла, что нижестоящая инстанция пришла к неправильному выводу о том, что на военную службу могут быть призваны граждане, не обязанные состоять на воинском учете, и указала, что на лиц, не подлежавших призыву, не распространяются требования п. 1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности, согласно которым при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву до достижения 27 лет (за исключением граждан, не служивших по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 и 4 ст. 23, ст. 24 Закона), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Таким образом, основания и доказательства обоснованности заключения призывных комиссий подлежат судебной оценке, которая, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев позволяет восстановить гражданские права и добиться отмены заключения, не соответствующего закону. Но желающим обжаловать заключение призывной комиссии нужно обратить внимание на сроки: согласно требованиям ч. 1 ст. 219 КАС РФ решение коллегиального органа может быть обжаловано в суд только в течение трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Вы будущий защитник Отечества или заботливый родитель, чей ребенок получил удостоверение призывника? Разъясним, в каких случаях государство предоставит гражданину право отсрочить призыв в Вооруженные Силы.

Кого призовут на военную службу

На срочную военную службу призывают мужчин в возрасте от 18 до 27 лет, годных по состоянию здоровья и физическому развитию к исполнению воинской обязанности. При этом не имеет значения происхождение, социальное и имущественное положение, раса и национальность, образование, язык, религия, род и характер занятий, политические и иные убеждения.

Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Беларуси, призыву не подлежат .

Гражданина призовут на срочную военную службу, если он :

— не состоит в запасе;

— не имеет права на отсрочку;

— утратил основания для отсрочки;

— раньше на срочную военную службу не призывался;

— добровольно обратился с заявлением о призыве (в том числе при наличии отсрочки).

Обратите внимание!
Воинскую обязанность вправе выполнять и представительницы прекрасного пола. Для этого они должны отвечать установленным требованиям и иметь подготовку по специальностям, которые нужны Вооруженным Силам .

Когда могут отсрочить призыв

Отсрочка от призыва на срочную военную службу, службу в резерве (отсрочка от призыва) — это право, которое при определенных обстоятельствах дает возможность временно избежать службы в Вооруженных Силах.

Обратите внимание!
Отсрочка — всегда временная мера.

В отличие от отсрочки, у освобождения от воинской службы постоянный характер . Чтобы не путаться, запомните основания, по которым граждан освобождают от призыва либо просто не призывают:

— гражданин по состоянию здоровья признан негодным к военной службе и исключен с воинского учета;

— его отец, мать, родные брат или сестра были военнослужащими либо проходили службу в иных силовых структурах и погибли, умерли либо стали инвалидами I или II группы в результате увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении служебных обязанностей;

— гражданин входит в число детей-сирот и детей, оставшийся без попечения родителей;

— гражданин имеет 3 и более детей;

— он прошел военную службу или иным образом исполнил воинскую обязанность в другом государстве.

Не подлежат призыву граждане :

— отбывшие наказание в виде лишения свободы в исправительном учреждении;

— в отношении которых суд применил принудительные меры безопасности и лечения (только во время их применения);

— в отношении которых возбуждено уголовное дело, передано прокурору для направления в суд либо рассматривается в суде.

Отсрочку от призыва предоставляют только призывные комиссии при наличии оснований. Решение объявляется призывнику , хотя его на заседание призывной комиссии могут и не вызвать .

Перечень оснований для отсрочки от призыва исчерпывающий:

1) по состоянию здоровья;

2) для продолжения образования;

3) для прохождения интернатуры и сдачи квалификационного экзамена по специальности интернатуры;

4) по семейному положению;

5) для получения военно-технической специальности;

6) в связи с осуществлением депутатских полномочий;

7) на основании указов Президента.

Все эти основания закрепляет ч. 1 ст. 32 Закона о воинской службе.

Обратите внимание!
Даже в военное время некоторые граждане имеют право на отсрочку от призыва.

Возможны ситуации, когда оснований для отсрочки несколько. В этом случае ее предоставят на максимально допустимый срок .

1. Отсрочка по состоянию здоровья

Подлежащие призыву граждане в обязательном порядке проходят медосвидетельствование. Его организует военкомат и проводит военно-врачебная комиссия (ВВК), в состав которой входят специалисты среднего медперсонала и военные врачи .

Врачи ВВК изучают и оценивают состояние здоровья и физическое развитие на момент освидетельствования . Как правило, дополнительно нужно представить справку о состоянии здоровья из поликлиники по месту жительства.

Основанием для отсрочки от призыва по состоянию здоровья будет итоговое заключение врача, который руководит работой ВВК. Срок отсрочки — до года .

В заключении указывается диагноз и статья расписания болезней Требований к состоянию здоровья граждан .

2. Отсрочка для продолжения образования

Эту отсрочку регламентирует .

Как видим, в двух случаях дается разовая отсрочка. Это новшество, закрепленное ч. 4 ст. 32 Закона о воинской службе в ред. Закона от 23.07.2019 N 231-З.

Согласно принципу однократности дважды по одному и тому же основанию отсрочку не получить.

Исключение из этого правила касается лишь того, кто учится за границей по направлению республиканских органов госуправления (госорганизаций).

Обратите внимание!
Отсрочка предоставляется тем, кто учится очно. Исключение для заочников, кроме освобождения от всех видов военных и специальных сборов на время сессии, не предусматривается .

Справки представляются в военкомат один раз при принятии решения об отсрочке (п. 35 Положения о призыве, п. 6.3 перечня административных процедур). Учащиеся за границей обязаны самостоятельно ежегодно до 1 ноября представлять документы, подтверждающие обучение. В противном случае — призыв на общих основаниях .

3. Отсрочка для прохождения интернатуры

Такую отсрочку предоставят врачам-интернам на период интернатуры и сдачи квалификационного экзамена .

В этом случае потребуется справка о месте работы, службы и занимаемой должности с указанием срока трудового договора . Справка выдается соответствии с п. 2.2 перечня административных процедур.

4. Отсрочка по семейному положению

Эту отсрочку дадут при наличии жены и ребенка до 3 лет и подтверждающих документов (например, свидетельства о заключении брака и свидетельства о рождении ребенка).

Обратите внимание!
Бывают случаи, когда выдача документов не предусматривается. Тогда семейное положение гражданина изучает военный комиссариат совместно с местным исполкомом (городской администрацией). Они составляют акт, который учитывается при принятии решения о предоставлении отсрочки .

Отсрочку от призыва по семейному положению обычно дают гражданам, имеющим :

— нетрудоспособных родителей либо других членов семьи, которым по состоянию здоровья необходим посторонний постоянный уход и которые не находятся на полном гособеспечении. Подтвердит состояние здоровья заключение медкомиссии (ВКК, МРЭ). Важное условие — отсутствие других трудоспособных лиц, обязанных содержать указанных членов семьи и заботиться о них;

— беременную жену и подтверждающие беременность документы;

— жену и ребенка в возрасте до 3 лет;

— жену — инвалида I или II группы;

— ребенка, который воспитывается без матери;

— одного и более родных братьев и сестер в возрасте до 18 лет либо старше 18 лет, которые получают общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное образование или являются инвалидами I или II группы, — при отсутствии других лиц, которые могли бы взять их на содержание.

По семейному положению отсрочка от призыва предоставляется на весь срок действия оснований. Если их несколько, отсрочка предоставляется на максимально возможный срок.

Ежегодно в марте — апреле военкомат проверяет семейное положение и при необходимости продляет отсрочку от призыва .

5. Отсрочка для получения военно-технической специальности

Право на отсрочку от призыва по этому основанию имеют граждане, которые получают военно-техническую специальность по направлению военного комиссариата .

Отсрочка от призыва предоставляется на весь период обучения. Информацию о военно-технических специальностях можно получить на официальных сайтах Минобороны или вузов, например БГУ.

6. Отсрочка в связи с осуществлением депутатских полномочий

Статус депутата дает право на отсрочку от призыва. В военкомат необходимо представить справку о месте работы, службы и занимаемой должности с указанием срока депутатских полномочий .

7. Отсрочка на основании указов Президента

Данная отсрочка предоставляется указами Президента на срок их действия .

Читайте также: