Бердяев считал что право

Обновлено: 02.07.2024

Дополнительные готовые рефераты на темы:

Введение

О Бердяеве сейчас много сказано и написано. В его творчестве отражены и глубоко проработаны традиции как отечественных, так и зарубежных мыслителей и философов. Николай Александрович писал о себе: «Я наследую традиции славянофилов и западников, Чаадаева и Хомякова, Герцена и Белинского, даже Бакунина и Чернышевского, несмотря на различие их взглядов, и прежде всего Достоевского и Л. Толстого, В. Соловьева и Н. Федорова. Я русский мыслитель и писатель.

Интеллектуальное развитие Н.А. Бердяева

Антирационализм Бердяева

Одной из существенных черт русской философии религии начала 20 века является противостояние рационалистическому мировоззрению, которое одновременно отождествляется с эпохой Возрождения в ее капиталистическом завершении. У Н.А. Бердяева эта оппозиция выражена ярко и четко. По его мнению, философия должна стать мировоззрением иного типа, строиться на принципиально иных основаниях, чем прежняя, прежде всего рационалистическая философия. Это утверждение имеет как бы два аспекта — негативный, критический, связанный с критикой предшествующей философии и экспликацией ответа на вопрос, чем не должна быть философия, и позитивный, утвердительный, связанный с решением вопроса о задачах философии и ее должном поле проблем.

Главный упрек классической философии он формулирует как невозможность постичь с ее точки зрения многомерность человека как существующего, а не только как познающего субъекта. Н.А. Бердяев подчеркивает необходимость введения в компетенцию философии ответа на широкий круг мировоззренческих вопросов. Рационалистическая философия, по мнению Н.А. Бердяева, остается вне целостного человека, вне фиксации трагических коллизий его жизненного опыта. Для этого не хватает как исследовательского аппарата, так и общей целевой ориентации. Она ориентирована на науку и изложение ее результатов.

Настоящая философия, говорит Н.А. Бердяев, должна стать философией человека, человека как существующего, а не только как знающего. Философия, считает Н.А. Бердяев, должна строиться на принципиально иных основаниях, чем предыдущая философия.

Несоизмеримость противоречивой и иррациональной человеческой природы с рационалистическим гуманизмом.
Н. Бердяев, как и Ф.М. Достоевский, раскрывает несоизмеримость противоречивой и иррациональной природы человека с рационалистическим гуманизмом, рационалистической теорией прогресса.

Вслед за Ф.М. Достоевским Н.А. Бердяев критикует эвдемонистическую направленность прежнего мировоззрения: «Но современная психология, в продолжение Достоевского, Ницше, Киркегардта, совершенно разрушила эту рационалистическую доктрину. Человек — свободное, духовное и творческое существо, и он предпочитает счастью свободное творчество духовных ценностей. Но человек также является больным, раздвоенным существом, управляемым темным бессознательным. Поэтому он не является существом, которое стремится к счастью и довольству любой ценой. Никакой закон не может сделать его существом, которое предпочитает счастье свободе, довольство и умиротворение творчеству.

Проблема свободы человеческой личности

Личность, по мнению Н.А. Бердяева, — это ценность духовного плана; ее главная характеристика — свобода.

В отличие от этого, индивид — натуралистическая категория. Он — порождение того порядка бытия, в котором свобода, дух и творчество мертвы. В отличие от диалогического характера индивида, его сущностной характеристикой является эгоцентризм, уход в себя. Он является, по определению Н.А. Бердяева, атомом.

Концепция человеческой личности

Подчеркивая ответственность человека за судьбу мира, В. Н. Лосский писал: «Мы — Слово, Логос, в котором оно выражает себя, и только от нас зависит, богохульствует оно или молится. Только через нас космос, как продолжение нашего тела, может воспринять благодать. Ведь не только душа, но и тело человека создано по образу и подобию Божьему.

Бердяев дает своеобразную классификацию периодов в отношении человека к природе:

  • Во-первых, выделяется период погружения человека в космическую жизнь, который, по мнению философа, характеризуется зависимостью человека от мира, неотделенностью человеческой личности от природы, этот период связан с примитивным скотоводством и земледелием, эпохой рабства;
  • Во-вторых, Н.А. Бердяев выделяет период освобождения человека от власти космических сил, которое осуществляется не благодаря технике, а именно в духовной борьбе с магией природы — через аскетизм. Этот период соответствует элементарной форме экономики — крепостному праву;
  • В-третьих, период механизации природы, научно-технического овладения природой в индустриальном капиталистическом обществе;
  • В-четвертых, период, характеризующийся разложением космического порядка при обнаружении бесконечно большого и бесконечно малого, формированием новой организации в оппозиции к органической. Этот период выражает современное положение вещей, то есть факт зависимости, рабства человека перед технологиями.

Интегральный человек — Богочеловек в концепции личной свободы

По мнению Бердяева, только обратившись к Богу, человек может вырваться из метафизической пустоты, возродиться как личность, обрести духовное единство с природой и людьми. Н.А. Бердяев выделяет три концепции времени, которые соответствуют состояниям человека:

Структура сознания соответствует этому разделению времени — космическое время соответствует подсознанию, сознание соответствует историческому времени, и, наконец, небесное или экзистенциальное время соответствует сверхсознанию.

Интерпретация природы творческого акта

Для Бердяева акт творения человека как человеческой личности является частью творческой, богочеловеческой энергии. В нем Сам Бог требует от человека творческого акта в ответ на творческий акт Бога. Сама идея человека — это божественная идея, ибо процесс рождения Бога в человеке идентичен процессу рождения человека в нем. Н.А. Бердяев, объединяя свободу и творческий акт, утверждает таким образом сотрудничество человека с Богом в сотворении мира. Без этого сотрудничества Бог был бы онтологическим абсолютом, самодостаточным существом, а человек — слепым орудием Провидения. Сам Бог требует от человека творческого акта, ибо подлинное творчество, как и подлинная творческая этика, является богочеловеческим.

Свобода человека, по мнению Н. А. Бердяева, должна быть направлена на сотрудничество с божественной свободой в созидании истинного мира. Трактовка Н.А. Бердяевым природы творческого акта, творчества вообще, чрезвычайно сложна. Сам акт творения предполагает появление чего-то нового, чего раньше не было. Тезис о творении из ничего понимается им как творчество из свободы, но не из природы.

Природа самого творческого акта интерпретируется в экзистенциальном смысле как изменение структуры иррациональной и темной свободы, а значит, и объективированного мира в целом. Через акт творчества происходит полная трансформация всех норм — интеллектуальных, эстетических, моральных — отчужденного мира.

Само сознание предстает в этом случае не как логическое и объективированное, а как доступ к ноуменальному миру. Творческий акт, понимаемый таким образом, предстает как единство свободы и благодати.

Заключение

Для Николая Александровича Бердяева главным предметом его интереса и центральной темой его философской мысли всегда был человек, его природа, сущность, свобода, судьба и цель его существования. То есть все вопросы, философские размышления, на которые так или иначе указывает нам разум, по сути, сводятся к вопросу о человеке.

Философия Бердяева носила религиозно-экзистенциалистский характер, с явными признаками антропологизма, и была попыткой самовыражения через образно-художественный язык, стремлением передать внутренний личный опыт, настроение, непосредственное эмоциональное переживание.

В творчестве Бердяева человек представляет собой существо естественное и сверхъестественное. «Как существо, принадлежащее двум мирам и способное выйти за пределы самого себя, человек — противоречивое, парадоксальное существо, объединяющее в себе полярные противоположности. Можно сказать, что человек бывает высоким и низким, слабым и сильным, свободным и рабом. Из этого следует, что характерной чертой философии человека Бердяева является сознательно принятый парадоксализм, акцент на несовместимости его основных понятий.

Учение Бердяева о человеке — это прежде всего учение о личности, ее предназначении, ее долге перед человечеством.

Список литературы

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Одна из важнейших в философии Бердяева —категория свободы. Свобода, по его мнению, не была сотворена Богом. Вслед за немецким философом-мистиком XVII в. Якобом Бёме, Бердяев считает, что ее источник — первичный хаос, ничто. Поэтому Бог не имеет власти над свободой, властвуя лишь над сотворенным миром, бытием. Бердяев принимает принцип теодицеи, утверждает, что вследствие этого Бог не ответственен за зло в мире, он не может предвидеть действия людей, обладающих свободной волей и лишь способствует тому, чтобы воля становилась добром.

Так же необходимо указать, что по мнению Бердяева Н.А. историю определяют три силы: Бог, судьба и человеческая свобода. Смысл исторического процесса состоит в борьбе добра против иррациональной свободы: в период господства последней реальность начинает возвращаться к первоначальному хаосу, наступает процесс распада, падение веры, утрата людьми объединяющего духовного центра жизни и наступает эпоха революций. Творческие периоды истории приходят на смену после революций, несущих разрушение.

1. Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993. – 356с.

2. Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии // Бердяев Н. А . Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.-143с.

3. Бердяев Н. А. Философия неравенства. С. 155. См. также: Бердяев Н. А . Государство // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л., 1990. -471с.

[1] Деборин А.М. Томас Гоббс, в его сб.: Очерки по истории материализма 17-18 вв. М.-Л., 1930. С. 76.

[2] Гоббс Т. Сочинения. В 2 т. М., 1964. Т.2. С. 82.

[3] Гвоздоленый В.А. Основы философии: этапы развития и современные проблемы. История западной философской мысли. М., 1993. С.124.

[4] Гоббс Т. Сочинения. В 2 т. М.,1964. Т. 2. С. 163.

[6] История политических и правовых учений. Средние века и Возрождение. М., Наука, 1986. С. 50.

[7]Батиев Л.В. Правовая теория Ж.-Ж. Руссо // Юридический вестник РГЭУ. - Ростов-на-Дону: Изд-во РГЭУ, 2005, № 2. - С. 5

[8] Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты. – М.: КАНОН-пресс, Кучково поле, 1998, с.244

[9] Антология мировой правовой мысли. В 5 т. Т. III. Европа. Америка: XVII – XX вв. Нац. обществ.-науч. фонд; Руководитель науч. проекта Г.Ю. Семигин. М.: Мысль, 1999, с. 132.

[11]Ойзерман, Т. И. Плодотворная противоречивость философско-исторических и общественно-политических воззрений (Социальная философия Жан-Жака Руссо) / Т. И. Ойзерман. – С. 145

[12] Чистое учение о праве Ганса Кельзена.// Вып. l. M., ИНИОН АН СССР, 1987. - С. 7.

[13]Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. – М.: НОРМА. 1978, с. 269.

[14] Катков В. Д. Jurisprudentiae novum Organon. (Реформированная общим языковедением логика и юриспруденция). Т. 1. Цивилистика. Одесса, 1913, с. 404

[15] Катков В. Д. Jurisprudentiae novum Organon. (Реформированная общим языковедением логика и юриспруденция). Т. 1. Цивилистика. Одесса, 1913, с. 404

[16]Катков В.Д. Наука и философия права. Берлин, 1901.

[17] Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. – М.: НОРМА. 1978, с. 269.

[18] Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. – М.: НОРМА. 1978, с. 269.

[19] Катков В. Д. Jurisprudentiae novum Organon. (Реформированная общим языковедением логика и юриспруденция). Т. 1. Цивилистика. Одесса, 1913, с. 404

[20] Современная идеалистическая гносеология. Критические очерки. Под ред. Г. А. Курсанова. М., 1968, с. 128.

[21] Чичерин, Б.Н. Общее государственное право/Б.Н. Чичерин.- М.: Зерцало, 2013. – С.7

[22] Лосский Н.О. История русской философии./Н.О. Лосский// науч.монография.- М.: Директ-Медиа, 2008.- С.192

[23] Лосский, Н.О. История русской философии./Н.О. Лосский// науч.монография.- М.: Директ-Медиа, 2008.- С.197

[26] Чичерин, Б.Н. Общее государственное право/Б.Н. Чичерин.- М.: Зерцало, 2013. – С.7

[30] Гуторов В.А., Гуляк И.И. А.Д. Градовский – ученый и социально политический мыслитель // Журнал социологии и социальной антропологии. 2002. Т. 5. № 3;

[31] История философии: учебник для высших учебных заведений/ под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. 3-е изд.- Ростов н/Д.: Феникс, 2005 – 736 с.

[32] Глинский Б.Б. Александр Дмитриевич Градовский: Опыт характеристики. – СПб. 1900. – С. 545.

[34] Ковалевский М.М. Социология на Западе и в России // Социология в России…Вып. 1 С. 104-105..

[35] Ковалевский М.М. Социология. Т1. С. 128.

[36] Ковалевский М.М. Сочинения: В 2 т. Т.1. СПб., 1997. С. 272.

[37] Медушевский А.Н. История русской социологии. М., 1993. С. 119-162.

[38] Ковалевский М.М. Происхождение семьи, рода, племени, собственности, государства и религии. (Итоги науки в теории и практике, т.3). СПб., 1914, с.108.

[39] Ковалевский М.М. Очерк истории развития социологии в конце XIX и начале XX века, с.117.

[41] Ковалевский М.М. Современные социологи. - СПб., 1905. - с.127.

[42] Песяцкий В.С., Правовой идеал в учении И.В.Михайловского // Обеспечение прав человека в условиях правовой реформы. Материалы научно-практической конференции.- Чита.- 1996.- с. 79

[43] Михайловский, И.В. Очерки философии права/ И.В. Михайловский.- Т. 1.- Томск, 1914.- С. 145.

[44] Сальников, В.П. Принципы естественного права в правовом учении И.В.Михайловского// Конституционное общество и правосоциализаторская деятельность органов внутренних дел.-СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1997.

[45] Сальников, В.П. Принципы естественного права в правовом учении И.В.Михайловского// Конституционное общество и правосоциализаторская деятельность органов внутренних дел.-СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1997.

[46] Михайловский, И.В. Культурная миссия юристов. Правовые прелюдии к грядущей культуре/И.В. Михайловский.- Томск, 1910. -С. 4–5.

[47] Михайловский, И.В. Очерки философии права/ И.В. Михайловский.- Т. 1.- Томск, 1914.- С. 145.

[48]Бердяев Н.А . Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993. С. 254.

[49]Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии // Бердяев Н. А . Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С. 5.

[50]Бердяев Н. А. Философия неравенства. С. 155. См. также: Бердяев Н. А . Государство // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л., 1990. С. 290

Бог есть дух. Он реально присутствует в жизни святых, мистиков, людей высокой духовной жизни и в человеческой творческой деятельности. Те, кто имел духовный опыт, не нуждаются в рациональном доказательстве существования Бога. В своей сокровенной сущности Божество иррационально и сверхрационально; попытки выразить Божество через по­нятия неизбежно представляют собой антиномию; иными словами, истина о Боге должна быть выражена в паре суж­дений, которые противоречат друг другу.

С точки зрения Бердяева, духовное бытие человека тесно связано с божественной духовностью. Свой взгляд он про­тивопоставляет дуалистическому теизму и пантеизму, рассматривая эти теории как результат натуралистической религиозной философии. Относительно его концепции о связи между Богом и вселенной можно сделать вывод из его учения о свободе.

Бердяев отвергает всемогущество и всеведение Бога и утверждает, что Бог не творит воли существ вселенной, которые возникают из Ungrund, а проста помогает тому, чтобы воля становилась добром. К этому выводу он пришел благодаря своему убеждению в том, что свобода не может быть создана и что если бы это было так, то Бог был бы ответственным за вселенское зло. Тогда, как думает Бердяев, теодицея была бы невозможной. Зло появляется тогда, когда иррациональная свобода приводит к нарушению божественной иерархии бытия и к отпадению от Бога из-за гордыни духа, желающего поставить себя на место Бога…

Бердяев видел великую заслугу Канта в том, что он провел различие между миром явлений и миром ноуменов; но он указывал, что Кант ошибался, считая мир ноуменов непо­знаваемым. С точки зрения Бердяева, недостаток философии Канта заключается в том, что он не был в состоянии объяснить, почему человек использует знание в его объек­тивированной форме. Согласно Бердяеву, эта форма познания возникает как следствие грехопадения или отрешения от Бога, которое ведет также к взаимному отделению лиц друг от друга.

Даже философы с христианским мировоззрением, раз­мышляя о значении собственного народа в историческом процессе, поддаются искушению натурализма в том смысле, что придают слишком большое значение эмпирическому национальному характеру. В книге об А. С. Хомякове Бер­дяев отмечает, что этот недостаток был свойствен и сла­вянофилам, поскольку у них была тенденция восхищаться естественными характерными чертами русского народа и историческими формами его национальной жизни. Современные русские философы остерегаются этой тенденции. Бердяев принадлежит к той группе мыслителей, которая стремится развить христианское мировоззрение. Их деятель­ность представляет собой наиболее оригинальное выражение русской философской мысли. Ее развитие началось более ста лет назад – от основателей движения славянофилов Ивана Киреевского и Хомякова, но самостоятельность она приобрела значительно позднее, под влиянием Владимира Соловьева. После него появилась целая плеяда религиозных философов. Среди них – С. Н. Трубецкой, Е. Н. Трубецкой, Н. Федоров, отец Павел Флоренский, отец Сергий Булгаков, В. Эрн, Н. Бердяев, Л. Карсавин, С. Л. Франк, С. А. Алексеев (Аскольдов), И. А. Ильин, отец Василий Зеньковский, отец Георгий Флоровский, Б. Вышеславцев, Н. Арсеньев, П.Новгородцев, Е. Спекторский. Такие философы, например, как отец Павел Флоренский, отец Сергий Булгаков, Бердяев, Карсавин, Франк, разработали целые системы христианской философии. Некоторые из их идей не находятся в строгом соответствии с традиционными учениями православной и католической церквей. Более того, в отношении их некоторых теорий можно сказать, что они не согласуются с данными религиозного опыта и интеллектуальной интуиции и должны быть поэтому отвергнуты в процессе последующего развития христианского мировоззрения. Одной из подобных теорий является учение Бердяева об Ungrund как изначальном принципе, восходящем, с одной стороны, к Богу, а с другой – к воле космических сущностей.

Свобода воли тварей полностью совместима с божествен­ным всеведением. Бог – это сверхвременное бытие. Поэтому он не отделен от будущего отношением предшествования. Он познает будущее, как и настоящее и прошедшее, не по­средством логического вывода, а созерцания и непосредственного восприятия. Это было указано еще в VI столетии нашей эры Боэцием.

Также исключительно ценно утверждение Бердяева о том, что учение об ужасных муках ада, безнадежных и вечных, имеет садистический характер. Нельзя сформулировать никакую теодицею в отрыве от учения об апокатастазисе или всеобщем спасении. Замечательная черта философии Бердяева состоит в защите той истины, что христианство – религия любви и, следовательно, свободы и терпимости. Он заслуживает большой похвалы также за свою критику социализма, коммунизма, буржуазного духа и за свою борьбу против всякой попытки превращения относительных ценностей в абсолютные. Он критикует современную классовую борьбу с точки зрения христианского идеала. Что же касается принципов общественной жизни, Бердяев является поборником традиций западноевропейского и русского гуманизма, а именно абсолютной ценности личности и ее неотъемлемых прав на духовную свободу и приличные условия жизни. Он убедительно доказывает, что эти принципы могут быть последовательно обоснованы только на основе христианского мировоззрения.

Есть люди, которые в своем рвении быть более право­славными, чем само православие, осуждают деятельность Бердяева как опасную для церкви. Они забывают, что, как показывает история христианства, церковная практика и традиционное богословское учение страдают многими недостатками, которые отталкивают широкие круги общества от церкви. Для того чтобы вернуть их обратно в лоно церкви, крайне необходим труд такого мирянина, как Бердяев, указывавшего, что эти недостатки можно устранить, не причиняя ущерба основам христианской церкви. Выражая существенные истины христианства в новой и оригинальной форме, отличающейся по стилю от традиционного богословия, такие философы, как Бердяев, пробуждают интерес к христианству в умах многих людей, отвернувшихся от него, и могут спо­собствовать возвращению их обратно в лоно церкви. Люди, подобные Бердяеву, оказывают сильную поддержку делу сохранения и развития цивилизации, которая защищает абсолютную ценность личности; и за все это – честь и хвала им!

Названия этой и других указанных ниже книг Бердяева даны в переводе с англ. яз. – Прим. ред.

КНИГИ 411631 АВТОРЫ 125756 СЕРИИ 42597 ЖАНРЫ 502 ГОРОДА 1119 ИЗДАТЕЛЬСТВА 16316 ТЕГИ 318948 СТАТЬИ 564

мере являются кристаллизацией предшествующей деятельности людей. Но любое новое поколение не просто повторяет то, что делалось их предшественниками, а реализует свои собственные потребности и интересы, осуществляет свои собственные цели. Разноплановая деятельность людей, их живой труд и есть то, что составляет сущность субъективного фактора истории. Субъективный фактор называется так, потому что раскрывает деятельность субъекта истории, каковым являются массы, социальные группы и отдельные люди.

72. ИСТОРИОСОФИЯ АВГУСТИНА

Августин (354–430) — гениальный, выдающийся мыслитель, который вписал заключительные страницы в историю духовной культуры Рима и всей Античности своими многочисленными трудами и заложил мощный фундамент религиозно-философской мысли Средневековья. Он являлся вдохновителем многочисленных и разнообразных идей и течений в области богословия, общей философии, научной методологии, этических, эстетических и историософских воззрений.

Мировоззрение Августина является глубоко тео-центричным: в центре духовных устремлений — Бог как исходный и конечный пункт размышлений. Проблема Бога и его отношения к миру является у Августина центральной.

Креационизм (творение), который сформулирован в Священном Писании, осмысливается и комментируется крупнейшими мыслителями. Августин рассматривает Бога как внематериальный Абсолют, который соотнесен с миром и человеком как своим творением.

Августин старательно противопоставляет свои воззрения всем разновидностям пантеизма, что означает единство Бога и мира. Бог, по мнению Августина, сверхприроден. Мир, природа и человек — это результат творения Бога, и они зависят от своего Творца.

Августин рассматривал Бога как личность, которая сотворила все сущее. Августин подчеркивал однозначное отличие так понимаемого Бога от Судьбы, фортуны, которые занимали и занимают такое большое место не только в древности, но и по сию пору.

Размышления Августина о сотворении мира Богом привели его к проблеме вечности и времени. Конечно, возникал вопрос: получается, что Бог пребывал в недеянии до того, как сотворил мир? Августин естественно понимал всю невероятную сложность проблемы времени.

После глубоких размышлений Августин пришел к выводу: мир ограничен в пространстве, а бытие его ограничено во времени. Началом творения мира является и начало времени.

Он предложил удивительно точное определение времени: время есть мера движения и изменения. Его гениально простое философское определение такого тонкого феномена, как время, является верным и вполне научным и поныне.

Августин, стараясь установить соотношение настоящего, прошедшего и будущего, вывел гениальную мысль: ни прошедшее, ни будущее не имеют реального существования — действительное существование присуще только настоящему. И в зависимости от него мы понимаем и прошлое, и грядущее: прошлое обязано своим существованием нашей памяти, а будущее — нашей надежде.

73. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

Философия истории — философская оценка и истолкование результатов исторических исследований и изложений истории.

Российская цивилизация — последняя по времени возникновения великая цивилизация.

Николай Бердяев считал русский народ в высшей степени поляризованным народом, потому что в нем совмещаются совершенно несовместимые противоположности. Вся сложность и противоречивость русской души связана с тем, что в России сталкиваются и взаимодействуют два потока мировой истории — Восток и Запад. Россия соединяет внутри себя два мира, и поэтому в русской душе всегда боролись два начала: восточное и западное.

Бердяев называет русскую историю прерывной и выделяет в ней пять периодов, дающих пять разных образов России: Россия киевская; Россия времен татарского ига; Россия московская; Россия петровская; Россия советская.

Теперь можно выделить еще одну, до которой не дожил Бердяев, — постсоветская.

Русская история была одной из самых мучительных историй:

— борьба с татаро-монгольским игом и нашествиями;

— насильственный характер петровских реформ;

— гонения на интеллигенцию;

— режим Николая I;

— безграмотность народной массы;

— неизбежность революции и ее кровавый характер;

— самая страшная мировая война. Интересным, существующим только в России социальным образованием была интеллигенция. Явления, предшествующие ее появлению, — это одиночество Чацкого, беспочвенность Онегина и Печорина. Интеллигенция появилась из разных слоев — сначала из дворянской, затем из разночинной среды. Это идеалистический класс людей, целиком увлеченных идеями и готовых идти во имя этих идей в тюрьму, на каторгу и на казнь. Характерные черты русской интеллигенции:

— невозможность примирения с настоящим;

— устремленность к грядущему.

В существовании русской интеллигенции наблюдались разные моменты — лишний человек, кающийся дворянин, активный революционер. Этот идеалистический класс был поставлен в трагическое положение между властью и народом: с одной стороны, его никогда не пускали во власть, с другой стороны, его никогда не понимал народ, малообразованный и забитый предрассудками. Из этого пришло ощущение русскими


На протяжении всей истории человечество так или иначе стремилось к свободе. Создавались и разрушались цивилизации, свершались революции, происходил нескончаемый поиск смысла и пути. В XXI веке о свободе говорят не только философы и ученые, но и многие политики, СМИ, обычные граждане. Теперь свободу считают неотъемлемым правом личности, а также условием счастья. От высокодуховной позиции свобода перешла в ранг спекуляций и рекламных трюков.

Однако что же такое свобода? Свобода от или свобода для? С точки зрения личности или общества? Внутренняя или внешняя? Диапазон понимания этой категории чрезвычайно широк. Свобода в первую очередь трактуется как возможность проявления субъектом своей воли [1]. В новой философской энциклопедии свобода есть состояние субъекта, в котором он является определяющей причиной своих действий [2].

Философия свободы в его понимании — это философия свободных, в противоположность философии, исходящей из необходимости. Свободу нельзя ни из чего вывести, в ней можно лишь изначально пребывать.

Из этой свободы Бог и создает человека — свободное существо. Тем не менее, свобода, по его мнению, не была сотворена Богом. Бог есть дух, но он не всецело управляет миром.

Бердяев выделял три вида свободы:

Однако этот путь к свободе труден, а сама свобода есть тяжелое бремя. Свобода в глубоком своем смысле не есть право, а есть долг, не то, что требует человек, а то, что требуется от человека, чтобы он стал вполне человеком. Свобода совсем не означает легкую жизнь, свобода есть трудная жизнь, требующая героических усилий [5].

Кроме того, человек не всегда осознает собственную свободу. Освободившись от строгих догматов религии он погружается в несвободу от постулатов науки, техники, политики и других людей.

По Бердяеву, историю определяют три силы: Бог, судьба и человеческая свобода. Считая свободу иррациональной по своей природе, Бердяев утверждал, что она может вести как к добру, так и к злу. Таким образом, зло — это свобода, которая оборачивается против самой себя, это порабощение человека искусственными идолами, будь то наука, религия или искусство. В результате чего зарождаются отношения повелевания и подчинения, из которых и возникла человеческая история, вся суть которой в борьбе добра против иррациональной свободы: в период господства последней реальность начинает возвращаться к первоначальному хаосу, люди утрачивают веру и наступает процесс распада.

Все организованное и организующееся враждебно свободе. Свобода есть независимость, которая определяется личности изнутри, свобода есть творческая сила, отнюдь не выбор между поставленными перед человеком добром и злом, а созидание добра и зла.

Бердяев сторонник ценностей индивидуализма. Он рассматривает человека как неповторимую личность, для которой свобода является высшей ценностью. Через эту свободу и возможность свободного творчества личность творит новый мир. Свобода неразрывно связана с творчеством. Тайна творчества есть тайна свободы.

Самым ценным во всей своей жизни Бердяев считал именно борьбу за свободу. А также акт созидания как истинное проявление подлинной свободы.

В конечном итоге вопрос, заданный Шекспиром в начале XVII столетия, есть вопрос свободы. Быть или не быть каждый решает сам.

  1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М.: ИТИ Технологии, 2006. — 944 с.
  2. Новая философская энциклопедия. — М.: Мысль, 2000. — Т. 1–4. — 2659 с.
  3. Бердяев Н. А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М.: Книга, 1991. — 448 с.
  4. Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М. 1989. — 608 с.
  5. Бердяев Н. А. О двусмысленности свободы // Мосты. — № 12. — 1966.

Основные термины (генерируются автоматически): свобода, Бог, зло, конечный итог, мир, рациональная свобода, эта.

Похожие статьи

Значение человеческой свободы в теодицеи князя Е. Н. Трубецкого

Смысл свободы как высшей ценности в философии Н. А. Бердяева. свобода, Бог, зло, конечный итог, мир, рациональная свобода, эта.

Понятие свободы в философии Э. Фромма и Ф.Ницше как.

Если внутренний мир индивида и его свобода опосредствуются социокультурными

Поэтому у Бога нет власти над свободой. Бог лишь присутствует в ней и действует через нее.

Экзистенциал надежды в теистической философии Габриэля.

Экзистенциал свободы в философии абсурда и бунта Альбера Камю. Ведь человек есть бытие-в-мире, хотя и конечное, преходящее бытие, с самого рождения пребывающее под угрозой смерти. Мир абсурдного разума – это мир без Бога, мир.

Свобода потребителя — подлинная свобода? | Статья в журнале.

Через эту свободу и возможность свободного творчества личность творит новый мир.

В конечном итоге вопрос, заданный Шекспиром в начале XVII столетия.

Обосновывая принцип свободы совести Дж. Именно бог дал человеку возможность ошибаться, наделив.

Интерпретация мифа о грехопадении в поэме Джона Мильтона.

В этом смысле душа Адама противоречива — его действиями управляет разум, но страсть и чувства в конечном итоге берут верх, и в первую очередь по причине физической

Важнейшим фактором внутреннего мира Адама у Мильтона является свобода — свобода выбора.

Религиозное решение проблемы свободы человека в философии.

Из этой свободы Бог и создает человека — свободное существо. Тем не менее, свобода, по его мнению, не была сотворена Богом. Бог есть дух, но он не всецело управляет миром.

Английское свободомыслие и его влияние на развитие духовной.

Обосновывая принцип свободы совести Дж. Локк отмечал: «Абсолютная свобода

Толанд, — не искушает злом и сам не искушает никого.

Идея продолжающегося откровения Бога в мире, которое придает истории бытия смысл, сообщает духовную открытость.

Социально-психологический аспект проблемы свободы в работе.

Основные термины (генерируются автоматически): свобода, мир, тенденция, стремление, чувство, разрушительность, жизнь, окружающий мир, самый индивид.

Похожие статьи

Значение человеческой свободы в теодицеи князя Е. Н. Трубецкого

Смысл свободы как высшей ценности в философии Н. А. Бердяева. свобода, Бог, зло, конечный итог, мир, рациональная свобода, эта.

Понятие свободы в философии Э. Фромма и Ф.Ницше как.

Если внутренний мир индивида и его свобода опосредствуются социокультурными

Поэтому у Бога нет власти над свободой. Бог лишь присутствует в ней и действует через нее.

Экзистенциал надежды в теистической философии Габриэля.

Экзистенциал свободы в философии абсурда и бунта Альбера Камю. Ведь человек есть бытие-в-мире, хотя и конечное, преходящее бытие, с самого рождения пребывающее под угрозой смерти. Мир абсурдного разума – это мир без Бога, мир.

Свобода потребителя — подлинная свобода? | Статья в журнале.

Через эту свободу и возможность свободного творчества личность творит новый мир.

В конечном итоге вопрос, заданный Шекспиром в начале XVII столетия.

Обосновывая принцип свободы совести Дж. Именно бог дал человеку возможность ошибаться, наделив.

Интерпретация мифа о грехопадении в поэме Джона Мильтона.

В этом смысле душа Адама противоречива — его действиями управляет разум, но страсть и чувства в конечном итоге берут верх, и в первую очередь по причине физической

Важнейшим фактором внутреннего мира Адама у Мильтона является свобода — свобода выбора.

Религиозное решение проблемы свободы человека в философии.

Из этой свободы Бог и создает человека — свободное существо. Тем не менее, свобода, по его мнению, не была сотворена Богом. Бог есть дух, но он не всецело управляет миром.

Английское свободомыслие и его влияние на развитие духовной.

Обосновывая принцип свободы совести Дж. Локк отмечал: «Абсолютная свобода

Толанд, — не искушает злом и сам не искушает никого.

Идея продолжающегося откровения Бога в мире, которое придает истории бытия смысл, сообщает духовную открытость.

Социально-психологический аспект проблемы свободы в работе.

Основные термины (генерируются автоматически): свобода, мир, тенденция, стремление, чувство, разрушительность, жизнь, окружающий мир, самый индивид.

Читайте также: