Банковская гарантия и обеспечение контракта в чем разница

Обновлено: 30.06.2024

Сколько стоит банковская гарантия на обеспечение исполнения контракта, документы для оформления, реестр банковских гарантий. Как получить банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ.

Банковская гарантия для обеспечения исполнения контракта

Банковская гарантия это основной способ внесения обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ.

Банковская гарантия на обеспечение исполнения контракта используется в 77,4% контрактов по 44-ФЗ.

Средняя сумма банковской гарантии – 1,55 миллиона рублей, а сумма обеспечения денежными средствами всего 88 тысяч рублей. Разница в 17 раз!

Обеспечение контракта в виде денежных средств свыше 100 тыс. рублей оказалось для среднего поставщика непосильной ношей и был выбран более доступный способ обеспечения контракта в виде банковской гарантии. Для многих участников банковская гарантия – это единственный способ внести обеспечения контракта.

Срок выдачи банковской гарантии минимум на один месяц больше даты истечения контракта. В случае неисполнения контракта, заказчик имеет право обратиться в банк-гарант за выплатой денег. После чего банк взимает эту сумму с исполнителя, если конечно он полностью не обанкротился. Последний должен возвратить денежные средства банку или передать залог.

Как получить банковскую гарантию

Как оформить банковскую гарантию для обеспечения контракта. Механизм выдачи банковской гарантии для обеспечения контракта напоминает выдачу организации кредита. Получить банковскую гарантию могут индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Минимальный срок с момента регистрации ИП или юрлица 6 месяцев. Не должно быть нулевой отчетности или убытков за последний квартал.

Чтобы получить банковскую гарантию предоставьте: реестровый номер закупки, проект контракта, бухгалтерский баланс за прошедший полный год и последние два квартала, включая отчет о прибылях и убытках.

Банк проверяет финансовое положение поставщика, его способность исполнить контракт. В определенных случаях банк для выдачи банковской гарантии может запросить залог, поручительство собственника как физического лица или потребовать открыть новый расчетный счет.

Дополнительно банк может запросить отчет о движении денежных средств. Потребуется заполнить анкету, возможно, объемную. Нужны данные учредителей. Все они должны быть резидентами, т.е. гражданами РФ.

Получить банковскую гарантию не резидентам, в том числе гражданам СНГ и таможенного союза очень сложно. 9 из 10 банков дают отказ.

Одно из распространенных требований к поставщику госзаказа – иметь хотя бы один исполненный контракт по 44-ФЗ или 223-ФЗ.

Документы предоставляются первоначально в виде сканированных копий, а при выдаче банковской гарантии потребуются оригиналы либо надлежащим образом подписанные квалифицированной электронной подписью копии.

Далее кредитный департамент банка оценивает платежеспособность организации, а служба безопасности “пробивает” учредителей.

Некоторые банки при небольших суммах банковских гарантий до одного или нескольких миллионов рублей применяет скоринговые модели. Это позволяет ускорить решение о выдаче банковской гарантии до нескольких часов.

Выдача банковской гарантии

После одобрения банк выставляет счет для оплаты банковской гарантии и присылает участнику госзаказа проект банковской гарантии для утверждения. После оплаты счета и утверждения текста банковской гарантии, кредитный комитет банка выносит решение об одобрении банковской гарантии.

Стороны банковской гарантии имеют непривычные названия:

  1. Кто такой гарант? Это банк, который гарантирует выплату за получателя гарантии.
  2. Кто такой принципал? Это поставщик, сторона, которая получает банковскую гарантию.
  3. Кто такой бенефициар? Это заказчик, который получит от банка-гаранта выплату, если принципал нарушит обязательства.

Реестр банковских гарантий

После выдачи банковской гарантии не позднее следующего рабочего дня банк включает данные банковской гарантии и ее копию в реестр банковских гарантий.

После чего банк должен предоставить поставщику выписку из реестра банковских гарантий.

Банковскую гарантию поставщик прикрепляет на электронной торговой площадке и подписывает ЭЦП.

Заказчик проверяет действительность банковской гарантии в реестре банковских гарантий, размещенном на официальном сайте. Срок рассмотрения банковской гарантии заказчиком – 3 рабочих дня.

Рекомендуем поставщику самостоятельно убедиться в наличии выданной банком гарантии в реестре до подписания контакта.

Стоимость банковской гарантии

Сколько стоит банковская гарантия на обеспечение исполнения контракта. Стоимость банковской гарантии обычно не превышает 5% от суммы обеспечения, что в 20 раз доступнее, чем отнести деньги в банк. Возврат банковской гарантии при исполнении контракта невозможен.

С тоимость банковской гарантии не возвращается поставщику, в отличие от денежного обеспечения контракта.

Но и хранение денежного обеспечения у заказчика не приносит дохода в отличие от размещения в банке. Те же 5% и больше составит упущенная выгода от заморозки средств, не говоря уже о том, что эти деньги могли бы работать в оборотном капитале компании и приносить десятки процентов в год.

Оформление банковской гарантии по шагам

Заниматься вопросом получения банковской гарантии стоит еще до подачи заявки на тендер. Вы можете не получить банковскую гарантию по госконтракту на заявленную сумму в связи с недостаточно сильным финансовым положением компании или отсутствием необходимых документов.

Шаг 1. Оценка банком-гарантом финансового положения организации

В первую очередь необходимо оценить, сможет ли компания получить гарантию и на какую сумму.

Второй вариант – самостоятельно оценить свое финансовое положение.

Проверьте, соответствует ли организация основным требованиям, предъявляемым банками гарантами на получение гарантии:

  1. Срок регистрации организации (или ИП) не менее полугода
  2. Отсутствие нулей или убытков минимум за последние 1-2 квартала
  3. Отсутствие просроченных задолженностей по налогам и сборам

Это лишь общие требования. У разных банков они могут отличаться. Для подробного анализа лучше обратиться к нашим специалистам.

Шаг 2. Подготовка документов для получения банковской гарантии

Вопросом подготовки документов для получения гарантии также лучше озаботиться заранее. Часть из них необходимо будет запросить в налоговой, часть – в банке.

Сроки подготовки документов в этих организациях могут доходить до 10 дней. Список документов для получения банковской гарантии приведен ниже.

Документы для получения банковской гарантии, которые должны быть в организации

  1. Устав со всеми изменениями и дополнениями.
  2. Свидетельства о государственной регистрации (ОГРН) и постановке на учет (ИНН).
  3. Документы, подтверждающие полномочия лиц, которые имеют право выступать от имени организации и подписывать договоры (решение уполномоченного органа о назначении на должность руководителя, приказ о вступлении в должность руководителя, приказ о назначении на должность главного бухгалтера/или о возложении функций главного бухгалтера на руководителя/ или договор на бухгалтерское обслуживание).
  4. Копия свидетельства на право собственности помещений, используемых для осуществления деятельности предприятия или копия договоров аренды.
  5. Карточка с образцами подписей и оттиском печати из банка.

Документы для банковской гарантии, которые нужно запросить в бухгалтерии

  1. Бухгалтерская отчетность за 5 (пять) последних кварталов. Для основной системы налогообложения необходимо предоставить все пять форм отчетности, для упрощенной – только две.
  2. Анализ счетов 50 и 51 (иногда может потребоваться также анализ других счетов (60, 62, 76, 66, 70 и др.). Их подготовка в бухгалтерии не займет много времени.
  3. Декларации по налогу на прибыль и НДС за 5 последних отчетных периодов. Для упрощенки – декларация за последний финансовый год.

Документы для банковской гарантии, которые нужно запросить в налоговом органе

  1. Выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
  2. Акт сверки расчетов по налогам и сборам. Данный документ возможно получить в электронном виде.
  3. Справка о расчетных счетах, открытых в банках на момент подачи заявки.

Список достаточно большой, но не переживайте, большинство из этих документов должны быть в бухгалтерии организации и среди уставных документов и только некоторые документы потребуется подготовить, чтобы ее получить.

Будьте осторожны, если кто-то предлагает получить банковскую гарантию всего по нескольким документам. Скорее всего такая банковская гарантия будет неофициальной. Это просто листок бумаги, который ничего не стоит.

Подумайте сами, банк-гарант, в случае невыполнения вами контракта, должен будет перечислить заказчику сумму обеспечения. Это не те деньги, которые вы ему заплатили, а гораздо большая сумма. Вряд ли банк будет раздавать такие поручительства, не проверяя и не покрывая свои риски.

Шаг 3. Согласование проекта банковской гарантии и оплата на банк

Вы предварительно получили подтверждение о том, что организация сможет получить банковскую гарантию, еще до победы. Большую часть документов уже подготовили. Как только тендер выигран, вы высылаете нам полный комплект документов.

В течении нескольких дней банки – партнеры проводят проверку организации, утверждают выдачу банковской гарантии и ее условия. От части банков, возможно, будет отказ.

В итоге из оставшихся предложений выберите лучшее, подпишите договор и оплатите счет.

Шаг 4. Получение банковской гарантии

На следующий день после оплаты счета и предоставления оригиналов документов можно получить банковскую гарантию. Весь процесс получения банковской гарантии занимает не более 5 дней. Мы учитываем сроки, утвержденные законодательством, и в случае необходимости стремимся ускорить процесс.

Почему стоит работать с нами?

  • Мы начинаем работать с Клиентом еще до подачи заявки на тендер.
  • Условия банка и наши условия, как агента этого банка, для вас одинаковые. Банк – это структура, где процесс выдачи банковских гарантий автоматизирован и им не интересна Ваша конкретная ситуация. Не ждите в банке индивидуального подхода и разъяснения причин отказа.
  • В связи с политикой, проводимой Министерством финансов, на рынке банковских гарантий сложилась такая ситуация, когда спрос превышает предложение. Поэтому банки не заинтересованы в каждом клиенте, своих клиентов они всегда получат.
  • Вы не сможете подать заявки в такое количество банков, с которыми мы работаем. Через нас увеличиваются шансы срочно получить банковскую гарантию даже при большом количестве отказов от банков.
  • Если сумма банковской гарантии менее 15 млн рублей, можно получить банковскую гарантию без покрытия или залога, поручительства и открытия счета.

Банковская гарантия — требования и условия получения

Получить банковскую гарантию могут юридические лица и индивидуальные предприниматели, у которых:

Документы для оформления банковской гарантии

  1. Анкета
  2. Бухгалтерская отчетность
  3. Свидетельства о государственной регистрации и постановке на учет
  4. Выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП
  5. Документы удостоверяющие личность (паспорта) доверенных лиц
  6. Карточка с образцами подписей
  7. Документ, подтверждающий местонахождение клиента – юридического лица, например, договор аренды (субаренды).

Для принятия предварительного решения о получении банковской гарантии предоставьте бухгалтерскую отчетность за прошлый год и 2 последних квартала (или 5 последних кварталов).

Опасайтесь подделок банковской гарантии!

Основные признаки обмана:

  • Выдача банковской гарантии за несколько часов или в течение дня
  • Требование неполного пакета документов, по которым банк не может и не собирается проводить анализ
  • Оплата на счет организации, а не банка напрямую
  • Банковская гарантия выдается организацией, название которой похоже на название банка
  • Положительный ответ по банковской гарантии вы получаете по телефону или с частного e-mail адреса

На что смотрит банк, рассматривая вашу компанию

Банк проверяет компанию, подавшую заявку на банковскую гарантию, по следующим направлениям:

  • финансовая устойчивость;
  • кредитная история;
  • характер кредиторской и дебиторской задолженности;
  • продолжительность и профессиональность деятельности.

В некоторых случаях банк может попросить дополнительные документы. В случае принятия положительного решения по гарантии оформляется договор с банком, в котором определены все условия банковской гарантии, основные положения государственного контракта.

Преимущества банковской гарантии

  • Экономия. Вы не замораживаете оборотные средства.
  • Снятие ограничений. Участвуйте в большем количестве тендеров одновременно
  • Минимизация рисков. Риск невыполнения контракта ложится на банк
  • Быстрое оформление гарантии. Решение уже в первый день, выдача на третий день.

Время, в течение которого поставщик должен предоставить банковскую гарантию, ограничено законодательно.

Не стоит тянуть с заявкой на получение банковской гарантии и рисковать срывом заключения контакта и попаданием в РНП.

Получите официальную банковскую гарантию

Только крупные устойчивые банки-партнеры, имеющие лицензию ЦБ РФ на данный вид деятельности, состоящие в реестре Минфина РФ и уполномоченные на выдачу банковских гарантий.

Ускоренное оформление гарантии. Проверка документов и принятие решения в кратчайшие сроки. Экспресс-гарантия для компаний, сроки предоставления гарантии к тендеру для которых почти вышли.

Лучшие условия для наших постоянных клиентов. Минимальный комплект документов, минимальная комиссия, утвержденный лимит, в рамках которого можно постоянно получать банковские гарантии.

Банковская гарантия (БГ) – это эффективный защитный инструмент, минимизирующий риски, связанные с недобросовестностью контрагентов. Выдачу документа осуществляют кредитно-финансовые организации, которые гарантируют бенефициару (заказчику) выполнение принципалом (поставщиком ТРУ) возложенных на себя обязательств. Применение гарантий широко распространено в госзакупках по 44-ФЗ.

Что такое банковская гарантия по 44-ФЗ

Банковская гарантия по 44-ФЗ представляет собой документ, выпускаемый на бумажном носителе либо в электронном виде. Документ свидетельствует, что при наступлении гарантийного случая, банковское учреждение произведет выплату бенефициару заранее оговоренной суммы. Это позволит госзаказчику, пострадавшему от недобросовестного контрагента, покрыть убытки.

Документ выдается банком по инициативе физического или юридического лица, которое обращается в банковское учреждение с соответствующей просьбой. Все расходы, связанные с оформлением БГ, несет принципал.

Виды банковских гарантий

БГ можно разделить на отзывные и неотзывные. При осуществлении госзакупок по 44-ФЗ использование отзывных гарантий запрещено.

В торгах, проводимых по 44-ФЗ, используются 3 вида гарантийных документов:

  • БГ обеспечения заявки;
  • БГ выполнения контрактных обязательств;
  • БГ выполнения гарантийных обязательств.

Оформление документов происходит на разных этапах госзакупок. Величина гарантийной суммы зависит от вида БГ.

Банковская гарантия на обеспечение заявки 44 ФЗ

При проведении госзакупок существует риск, что субъект предпринимательской деятельности, ставший победителем торгов, откажется от подписания договора.

Поэтому, условием допуска юридического или физического лица к участию в торгах является обязательное предоставление обеспечения заявки в виде банковской гарантии.

Если представитель бизнеса, признанный победителем торгов, уклонится от заключения договора, банк перечислит госзаказчику гарантийную сумму, тем самым компенсировав убытки.

Банковская гарантия на исполнение контракта 44 ФЗ

Чтобы минимизировать риск потерь из-за действий недобросовестных исполнителей, 44-ФЗ предусматривает предоставление поставщиком ТРУ БГ обеспечения исполнения контракта.

Данный вид гарантии позволит госзаказчику покрыть убытки в случае, если исполнитель не выполнит должным образом возложенные на себя обязательства. Банк, выступающий гарантом, при наступлении гарантийного случая осуществляет выплату госзаказчику заранее оговоренной суммы.

Банковская гарантия 44фз на обеспечение гарантийных обязательств

В отличие от банковских гарантий обеспечения заявки и исполнения контракта, использование которых при проведении торгов в обязательном порядке предписано 44-ФЗ, необходимость предоставления исполнителем БГ на обеспечение гарантийных обязательств определяется на усмотрение госзаказчика.

Чаще всего данный документ требуется при закупке ТРУ, которые подразумевают наличие гарантийного срока и осуществление гарантийного обслуживания.

Условия банковской гарантии по 44 ФЗ: размер, срок действия

Размер и срок банковской гарантии по 44 ФЗ, используемой при проведении госзакупок, определяется исходя из вида документа. Перечень требований к БГ, предоставляемых поставщиком ТРУ, госзаказчик указывает в закупочной документации.

Банковская гарантия обеспечения заявки предполагает выплату суммы в размере от 0,5% до 5% НМЦК. Период действия БГ должен заканчиваться не менее чем через 2 месяца с последнего дня приема заявок от участников торгов. Заключение договора с банком проводится перед подачей компанией или индивидуальным предпринимателем заявки на участие в госзакупке.

Банковская гарантия исполнения контракта предусматривает гарантийную сумму в размере от 0,5% до 30% НМЦК. Также гарантийная сумма может равняться сумме авансового платежа, размер которого не может превышать 50% НМЦК.

Период действия БГ должен заканчиваться не раньше, чем через 30 дней с даты исполнения представителем бизнеса контрактных обязательств перед госзаказчиком. Заключение договора с банком о предоставлении гарантии должно быть осуществлено в течение 5 дней (календарных) с момента публикации госзаказчиком договора на ЭТС.

Банковская гарантия исполнения гарантийных обязательств допускает гарантийную сумму в размере не более 10% НМЦК. Договор БГ оформляется в период между заключением контракта с госзаказчиком и подписанием акта о приемке. Период действия документа зависит от вида поставляемых ТРУ.

Содержание банковской гарантии по 44-ФЗ

В тексте документа необходимо отразить следующую информацию:

  • размер гарантийной суммы, выплачиваемой банком бенефициару при невыполнении принципалом контрактных обязательств;
  • обязательства поставщика ТРУ;
  • срок действия;
  • список документации, предоставляемой бенефициаром при наступлении гарантийного случая;
  • положение, что выполнением кредитно-финансовой организацией обязательств по БГ считается зачисление денег на счет бенефициара;
  • положение о выплате банком неустойки бенефициару в размере 0,1% от суммы задолженности за каждый день просрочки при задержке перечисления гарантийной суммы;
  • положение о бесспорном списании с банка средств в случае невыплаты в пятидневный срок гарантийной суммы.

Порядок и сроки оформления банковской гарантии

Для получения БГ участвующие в госзакупках представители бизнеса направляют в банковское учреждение заявления о предоставлении гарантии, а также подают документацию, которая предусмотрена выбранным банковским продуктом.

Подача документов на бумажных носителях производится лично при посещении отделения банка, документы в электронном формате направляют в режиме онлайн. В пакет предоставляемых документов может быть включен макет БГ, разработанный клиентом.

Банк проверяет и анализирует полученные документы, а затем принимает решение предоставить БГ или отказать в выдаче. Если решение принято в пользу клиента, между принципалом и банком заключается договор.

При выдаче гарантий в крупных размерах может потребоваться залог и заключение договора обременения имущества. Также банковский продукт может содержать условие о необходимости открытия принципалом расчетного счета.

После того, как клиент выполнит все требования и оплатит услуги банка, кредитно-финансовая организация приступает к выпуску гарантии. Процедура оформления предусматривает обязательную регистрацию документа в ЕРБГ.

Банковские гарантии по 44 ФЗ на бумажных носителях выдаются клиенту лично во время посещения банка или доставляются почтовой службой. Электронные БГ клиент получает посредствам электронного документооборота.

Выдача беззалоговой БГ занимает 3-5 дней, если оформление производится в стандартном режиме, или 1 день, если документ оформляется по ускоренной процедуре. Оформление БГ на крупные суммы, предполагающих обременение имущества, длится дольше.

Банковская гарантия по 44 ФЗ: требования к банковским учреждениям

В соответствии с требованиями 44-ФЗ, предоставлять БГ имеют право лишь банковские учреждения, внесенные в список, созданный на основании ст. 74.1 НК РФ. Данный список составляется Минфином РФ и регулярно обновляется.

Банки, включаемые в список, должны обладать:

В настоящий момент действует перечень, утвержденный Минфином РФ 16.06.2021 года, который включает 191 банк.

Какие документы запросит банк

Список документов, которые обязано предоставить юридическое или физическое лицо для оформления БГ определяется каждым банком в индивидуальном порядке. Некоторые банки, стремясь привлечь больше клиентов, сокращают перечень необходимой документации до минимума.

Однако, следует понимать, что в банковском деле существует правило – чем меньше клиент предоставит сведений о себе, тем выше риск и, соответственно, процентная выше ставка.

Традиционно перечень бумаг, предоставляемых для получения банковской гарантии, включает:

  • заявку в форме анкеты;
  • копии паспортов должностных лиц и учредителей юридического лица/копию паспорта индивидуального предпринимателя;
  • бухгалтерскую и налоговую отчетность за требуемый период;
  • копию уставных документов со всеми изменениями и дополнениями;
  • копию свидетельства о постановке на налоговый учет;
  • свидетельство о государственной регистрации (выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП);
  • копии документов, подтверждающих легитимность исполнительного органа юридического лица;
  • прочие документы по усмотрению банка.

В случае, когда банковская гарантия выдается под залог высоколиквидного имущества, клиент обязан предоставить бумаги, характеризующие актив, а также документы, подтверждающие право собственности на предмет залога.

Если клиент не предоставит документ, требуемый банком, кредитно-финансовая организация может отказать в предоставлении БГ.

Как банки рассматривают заявки

Процедура рассмотрения заявок на выдачу БГ разными банковскими учреждениями может несколько разниться. Чаще всего банки выдают беззалоговые электронные гарантии, которые оформляют без личного визита клиента в отделение.

Индивидуальный предприниматель или компания предоставляют пакет документов, необходимых для выдачи БГ, по электронной почте или через личный кабинет на портале банка. Однако, некоторые кредитно-финансовые учреждения не работают с электронной документацией и требуют, чтобы клиент лично посетил отделение банка.

После поступления документов в банк, ответственные сотрудники анализируют финансовые показатели юридического или физического лица. Для этого данные из налоговой и бухгалтерской отчетности, а также сведения, полученные из других источников, вносят в специальную программу, которая автоматически определяет соответствие показателей клиента установленным требованиям.

Помимо этого, проводится проверка репутации клиента и связанных с ним лиц, кредитной истории, наличия закрытых госконтрактов и выполняются другие процедуры, предписанные регламентом. Если клиент соответствует всем требованиям, а причины, являющиеся непреодолимыми препятствиями для выдачи БГ отсутствуют, принимается решение об оформлении документа.

Когда клиенту нужна гарантия 44 ФЗ на крупную сумму, БГ выдается под залог высоколиквидных активов. Субъект предпринимательства должен предоставить подтверждение его права собственности на имущество, которое станет обеспечением гарантии.

Банк выполняет оценку стоимости залогового имущества. Если представленный клиентом актив отвечает критериям банковского учреждения, а его стоимость сопоставима с размером гарантийной суммы, заключается договор залога.

На заключительном этапе сотрудник банка должен удостовериться, что клиент выполнил все требования для получения БГ, например, открыл в банке расчетный счет. Если все условия выполнены, клиент и банк подписывают договор предоставления БГ, на основании которого выполняется оформление документа с последующей его регистрацией в ЕРБГ.

Почему банки отказывают в выдаче гарантий

Выдача БГ осуществляется банками на основании внутренних положений, содержащих критерии оценки клиентов и перечень требований. Разработка положений осуществляется каждым банком самостоятельно. Если обратившийся в банк представитель бизнеса не соответствует нормативным показателям, в выдаче БГ будет отказано.

Наиболее частыми причинами отказа в оформлении документа являются:

Банки относят выдачу БГ к кредитным операциям, поэтому тщательно проверяют платежеспособность принципалов. В процессе анализа учитывается репутация не только клиента, но и связанных с ним лиц. Признание банкротом, наличие уголовного дела и плохой кредитной истории у связанного лица может послужить поводом для отказа.

Почему госзаказчик может отказаться принять БГ

Госзаказчик может не принять БГ, если документ не отвечает нормам, которые установлены 44-ФЗ, а также содержатся в закупочной документации. Причиной отказа могут являться:

  • невнесение документа в ЕРБГ;
  • ошибки и неточности в тексте;
  • документ выдан банком, у которого отсутствует право предоставлять БГ по 44-ФЗ;
  • не указана вся информация, отображение которой в БГ регламентировано 44-ФЗ;
  • гарантийная сумма не соответствует размеру гарантии, заявленному в закупочной документации.

Крупные госзаказчики часто устанавливают перечень банков, гарантии которых они готовы принять. Обычно это ведущие банковские учреждения страны, которые отличаются высокой финансовой устойчивостью и не подвержены риску банкротства.

Сколько стоит банковская гарантия на обеспечение исполнения контракта, документы для оформления, реестр банковских гарантий. Как получить банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ.

Банковская гарантия для обеспечения исполнения контракта

Банковская гарантия это основной способ внесения обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ.

Банковская гарантия на обеспечение исполнения контракта используется в 77,4% контрактов по 44-ФЗ.

Средняя сумма банковской гарантии – 1,55 миллиона рублей, а сумма обеспечения денежными средствами всего 88 тысяч рублей. Разница в 17 раз!

Обеспечение контракта в виде денежных средств свыше 100 тыс. рублей оказалось для среднего поставщика непосильной ношей и был выбран более доступный способ обеспечения контракта в виде банковской гарантии. Для многих участников банковская гарантия – это единственный способ внести обеспечения контракта.

Срок выдачи банковской гарантии минимум на один месяц больше даты истечения контракта. В случае неисполнения контракта, заказчик имеет право обратиться в банк-гарант за выплатой денег. После чего банк взимает эту сумму с исполнителя, если конечно он полностью не обанкротился. Последний должен возвратить денежные средства банку или передать залог.

Как получить банковскую гарантию

Как оформить банковскую гарантию для обеспечения контракта. Механизм выдачи банковской гарантии для обеспечения контракта напоминает выдачу организации кредита. Получить банковскую гарантию могут индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Минимальный срок с момента регистрации ИП или юрлица 6 месяцев. Не должно быть нулевой отчетности или убытков за последний квартал.

Чтобы получить банковскую гарантию предоставьте: реестровый номер закупки, проект контракта, бухгалтерский баланс за прошедший полный год и последние два квартала, включая отчет о прибылях и убытках.

Банк проверяет финансовое положение поставщика, его способность исполнить контракт. В определенных случаях банк для выдачи банковской гарантии может запросить залог, поручительство собственника как физического лица или потребовать открыть новый расчетный счет.

Дополнительно банк может запросить отчет о движении денежных средств. Потребуется заполнить анкету, возможно, объемную. Нужны данные учредителей. Все они должны быть резидентами, т.е. гражданами РФ.

Получить банковскую гарантию не резидентам, в том числе гражданам СНГ и таможенного союза очень сложно. 9 из 10 банков дают отказ.

Одно из распространенных требований к поставщику госзаказа – иметь хотя бы один исполненный контракт по 44-ФЗ или 223-ФЗ.

Документы предоставляются первоначально в виде сканированных копий, а при выдаче банковской гарантии потребуются оригиналы либо надлежащим образом подписанные квалифицированной электронной подписью копии.

Далее кредитный департамент банка оценивает платежеспособность организации, а служба безопасности “пробивает” учредителей.

Некоторые банки при небольших суммах банковских гарантий до одного или нескольких миллионов рублей применяет скоринговые модели. Это позволяет ускорить решение о выдаче банковской гарантии до нескольких часов.

Выдача банковской гарантии

После одобрения банк выставляет счет для оплаты банковской гарантии и присылает участнику госзаказа проект банковской гарантии для утверждения. После оплаты счета и утверждения текста банковской гарантии, кредитный комитет банка выносит решение об одобрении банковской гарантии.

Стороны банковской гарантии имеют непривычные названия:

  1. Кто такой гарант? Это банк, который гарантирует выплату за получателя гарантии.
  2. Кто такой принципал? Это поставщик, сторона, которая получает банковскую гарантию.
  3. Кто такой бенефициар? Это заказчик, который получит от банка-гаранта выплату, если принципал нарушит обязательства.

Реестр банковских гарантий

После выдачи банковской гарантии не позднее следующего рабочего дня банк включает данные банковской гарантии и ее копию в реестр банковских гарантий.

После чего банк должен предоставить поставщику выписку из реестра банковских гарантий.

Банковскую гарантию поставщик прикрепляет на электронной торговой площадке и подписывает ЭЦП.

Заказчик проверяет действительность банковской гарантии в реестре банковских гарантий, размещенном на официальном сайте. Срок рассмотрения банковской гарантии заказчиком – 3 рабочих дня.

Рекомендуем поставщику самостоятельно убедиться в наличии выданной банком гарантии в реестре до подписания контакта.

Стоимость банковской гарантии

Сколько стоит банковская гарантия на обеспечение исполнения контракта. Стоимость банковской гарантии обычно не превышает 5% от суммы обеспечения, что в 20 раз доступнее, чем отнести деньги в банк. Возврат банковской гарантии при исполнении контракта невозможен.

С тоимость банковской гарантии не возвращается поставщику, в отличие от денежного обеспечения контракта.

Но и хранение денежного обеспечения у заказчика не приносит дохода в отличие от размещения в банке. Те же 5% и больше составит упущенная выгода от заморозки средств, не говоря уже о том, что эти деньги могли бы работать в оборотном капитале компании и приносить десятки процентов в год.

Оформление банковской гарантии по шагам

Заниматься вопросом получения банковской гарантии стоит еще до подачи заявки на тендер. Вы можете не получить банковскую гарантию по госконтракту на заявленную сумму в связи с недостаточно сильным финансовым положением компании или отсутствием необходимых документов.

Шаг 1. Оценка банком-гарантом финансового положения организации

В первую очередь необходимо оценить, сможет ли компания получить гарантию и на какую сумму.

Второй вариант – самостоятельно оценить свое финансовое положение.

Проверьте, соответствует ли организация основным требованиям, предъявляемым банками гарантами на получение гарантии:

  1. Срок регистрации организации (или ИП) не менее полугода
  2. Отсутствие нулей или убытков минимум за последние 1-2 квартала
  3. Отсутствие просроченных задолженностей по налогам и сборам

Это лишь общие требования. У разных банков они могут отличаться. Для подробного анализа лучше обратиться к нашим специалистам.

Шаг 2. Подготовка документов для получения банковской гарантии

Вопросом подготовки документов для получения гарантии также лучше озаботиться заранее. Часть из них необходимо будет запросить в налоговой, часть – в банке.

Сроки подготовки документов в этих организациях могут доходить до 10 дней. Список документов для получения банковской гарантии приведен ниже.

Документы для получения банковской гарантии, которые должны быть в организации

  1. Устав со всеми изменениями и дополнениями.
  2. Свидетельства о государственной регистрации (ОГРН) и постановке на учет (ИНН).
  3. Документы, подтверждающие полномочия лиц, которые имеют право выступать от имени организации и подписывать договоры (решение уполномоченного органа о назначении на должность руководителя, приказ о вступлении в должность руководителя, приказ о назначении на должность главного бухгалтера/или о возложении функций главного бухгалтера на руководителя/ или договор на бухгалтерское обслуживание).
  4. Копия свидетельства на право собственности помещений, используемых для осуществления деятельности предприятия или копия договоров аренды.
  5. Карточка с образцами подписей и оттиском печати из банка.

Документы для банковской гарантии, которые нужно запросить в бухгалтерии

  1. Бухгалтерская отчетность за 5 (пять) последних кварталов. Для основной системы налогообложения необходимо предоставить все пять форм отчетности, для упрощенной – только две.
  2. Анализ счетов 50 и 51 (иногда может потребоваться также анализ других счетов (60, 62, 76, 66, 70 и др.). Их подготовка в бухгалтерии не займет много времени.
  3. Декларации по налогу на прибыль и НДС за 5 последних отчетных периодов. Для упрощенки – декларация за последний финансовый год.

Документы для банковской гарантии, которые нужно запросить в налоговом органе

  1. Выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
  2. Акт сверки расчетов по налогам и сборам. Данный документ возможно получить в электронном виде.
  3. Справка о расчетных счетах, открытых в банках на момент подачи заявки.

Список достаточно большой, но не переживайте, большинство из этих документов должны быть в бухгалтерии организации и среди уставных документов и только некоторые документы потребуется подготовить, чтобы ее получить.

Будьте осторожны, если кто-то предлагает получить банковскую гарантию всего по нескольким документам. Скорее всего такая банковская гарантия будет неофициальной. Это просто листок бумаги, который ничего не стоит.

Подумайте сами, банк-гарант, в случае невыполнения вами контракта, должен будет перечислить заказчику сумму обеспечения. Это не те деньги, которые вы ему заплатили, а гораздо большая сумма. Вряд ли банк будет раздавать такие поручительства, не проверяя и не покрывая свои риски.

Шаг 3. Согласование проекта банковской гарантии и оплата на банк

Вы предварительно получили подтверждение о том, что организация сможет получить банковскую гарантию, еще до победы. Большую часть документов уже подготовили. Как только тендер выигран, вы высылаете нам полный комплект документов.

В течении нескольких дней банки – партнеры проводят проверку организации, утверждают выдачу банковской гарантии и ее условия. От части банков, возможно, будет отказ.

В итоге из оставшихся предложений выберите лучшее, подпишите договор и оплатите счет.

Шаг 4. Получение банковской гарантии

На следующий день после оплаты счета и предоставления оригиналов документов можно получить банковскую гарантию. Весь процесс получения банковской гарантии занимает не более 5 дней. Мы учитываем сроки, утвержденные законодательством, и в случае необходимости стремимся ускорить процесс.

Почему стоит работать с нами?

  • Мы начинаем работать с Клиентом еще до подачи заявки на тендер.
  • Условия банка и наши условия, как агента этого банка, для вас одинаковые. Банк – это структура, где процесс выдачи банковских гарантий автоматизирован и им не интересна Ваша конкретная ситуация. Не ждите в банке индивидуального подхода и разъяснения причин отказа.
  • В связи с политикой, проводимой Министерством финансов, на рынке банковских гарантий сложилась такая ситуация, когда спрос превышает предложение. Поэтому банки не заинтересованы в каждом клиенте, своих клиентов они всегда получат.
  • Вы не сможете подать заявки в такое количество банков, с которыми мы работаем. Через нас увеличиваются шансы срочно получить банковскую гарантию даже при большом количестве отказов от банков.
  • Если сумма банковской гарантии менее 15 млн рублей, можно получить банковскую гарантию без покрытия или залога, поручительства и открытия счета.

Банковская гарантия — требования и условия получения

Получить банковскую гарантию могут юридические лица и индивидуальные предприниматели, у которых:

Документы для оформления банковской гарантии

  1. Анкета
  2. Бухгалтерская отчетность
  3. Свидетельства о государственной регистрации и постановке на учет
  4. Выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП
  5. Документы удостоверяющие личность (паспорта) доверенных лиц
  6. Карточка с образцами подписей
  7. Документ, подтверждающий местонахождение клиента – юридического лица, например, договор аренды (субаренды).

Для принятия предварительного решения о получении банковской гарантии предоставьте бухгалтерскую отчетность за прошлый год и 2 последних квартала (или 5 последних кварталов).

Опасайтесь подделок банковской гарантии!

Основные признаки обмана:

  • Выдача банковской гарантии за несколько часов или в течение дня
  • Требование неполного пакета документов, по которым банк не может и не собирается проводить анализ
  • Оплата на счет организации, а не банка напрямую
  • Банковская гарантия выдается организацией, название которой похоже на название банка
  • Положительный ответ по банковской гарантии вы получаете по телефону или с частного e-mail адреса

На что смотрит банк, рассматривая вашу компанию

Банк проверяет компанию, подавшую заявку на банковскую гарантию, по следующим направлениям:

  • финансовая устойчивость;
  • кредитная история;
  • характер кредиторской и дебиторской задолженности;
  • продолжительность и профессиональность деятельности.

В некоторых случаях банк может попросить дополнительные документы. В случае принятия положительного решения по гарантии оформляется договор с банком, в котором определены все условия банковской гарантии, основные положения государственного контракта.

Преимущества банковской гарантии

  • Экономия. Вы не замораживаете оборотные средства.
  • Снятие ограничений. Участвуйте в большем количестве тендеров одновременно
  • Минимизация рисков. Риск невыполнения контракта ложится на банк
  • Быстрое оформление гарантии. Решение уже в первый день, выдача на третий день.

Время, в течение которого поставщик должен предоставить банковскую гарантию, ограничено законодательно.

Не стоит тянуть с заявкой на получение банковской гарантии и рисковать срывом заключения контакта и попаданием в РНП.

Получите официальную банковскую гарантию

Только крупные устойчивые банки-партнеры, имеющие лицензию ЦБ РФ на данный вид деятельности, состоящие в реестре Минфина РФ и уполномоченные на выдачу банковских гарантий.

Ускоренное оформление гарантии. Проверка документов и принятие решения в кратчайшие сроки. Экспресс-гарантия для компаний, сроки предоставления гарантии к тендеру для которых почти вышли.

Лучшие условия для наших постоянных клиентов. Минимальный комплект документов, минимальная комиссия, утвержденный лимит, в рамках которого можно постоянно получать банковские гарантии.

Банковская гарантия (БГ) – это эффективный защитный инструмент, минимизирующий риски, связанные с недобросовестностью контрагентов. Выдачу документа осуществляют кредитно-финансовые организации, которые гарантируют бенефициару (заказчику) выполнение принципалом (поставщиком ТРУ) возложенных на себя обязательств. Применение гарантий широко распространено в госзакупках по 44-ФЗ.

Что такое банковская гарантия по 44-ФЗ

Банковская гарантия по 44-ФЗ представляет собой документ, выпускаемый на бумажном носителе либо в электронном виде. Документ свидетельствует, что при наступлении гарантийного случая, банковское учреждение произведет выплату бенефициару заранее оговоренной суммы. Это позволит госзаказчику, пострадавшему от недобросовестного контрагента, покрыть убытки.

Документ выдается банком по инициативе физического или юридического лица, которое обращается в банковское учреждение с соответствующей просьбой. Все расходы, связанные с оформлением БГ, несет принципал.

Виды банковских гарантий

БГ можно разделить на отзывные и неотзывные. При осуществлении госзакупок по 44-ФЗ использование отзывных гарантий запрещено.

В торгах, проводимых по 44-ФЗ, используются 3 вида гарантийных документов:

  • БГ обеспечения заявки;
  • БГ выполнения контрактных обязательств;
  • БГ выполнения гарантийных обязательств.

Оформление документов происходит на разных этапах госзакупок. Величина гарантийной суммы зависит от вида БГ.

Банковская гарантия на обеспечение заявки 44 ФЗ

При проведении госзакупок существует риск, что субъект предпринимательской деятельности, ставший победителем торгов, откажется от подписания договора.

Поэтому, условием допуска юридического или физического лица к участию в торгах является обязательное предоставление обеспечения заявки в виде банковской гарантии.

Если представитель бизнеса, признанный победителем торгов, уклонится от заключения договора, банк перечислит госзаказчику гарантийную сумму, тем самым компенсировав убытки.

Банковская гарантия на исполнение контракта 44 ФЗ

Чтобы минимизировать риск потерь из-за действий недобросовестных исполнителей, 44-ФЗ предусматривает предоставление поставщиком ТРУ БГ обеспечения исполнения контракта.

Данный вид гарантии позволит госзаказчику покрыть убытки в случае, если исполнитель не выполнит должным образом возложенные на себя обязательства. Банк, выступающий гарантом, при наступлении гарантийного случая осуществляет выплату госзаказчику заранее оговоренной суммы.

Банковская гарантия 44фз на обеспечение гарантийных обязательств

В отличие от банковских гарантий обеспечения заявки и исполнения контракта, использование которых при проведении торгов в обязательном порядке предписано 44-ФЗ, необходимость предоставления исполнителем БГ на обеспечение гарантийных обязательств определяется на усмотрение госзаказчика.

Чаще всего данный документ требуется при закупке ТРУ, которые подразумевают наличие гарантийного срока и осуществление гарантийного обслуживания.

Условия банковской гарантии по 44 ФЗ: размер, срок действия

Размер и срок банковской гарантии по 44 ФЗ, используемой при проведении госзакупок, определяется исходя из вида документа. Перечень требований к БГ, предоставляемых поставщиком ТРУ, госзаказчик указывает в закупочной документации.

Банковская гарантия обеспечения заявки предполагает выплату суммы в размере от 0,5% до 5% НМЦК. Период действия БГ должен заканчиваться не менее чем через 2 месяца с последнего дня приема заявок от участников торгов. Заключение договора с банком проводится перед подачей компанией или индивидуальным предпринимателем заявки на участие в госзакупке.

Банковская гарантия исполнения контракта предусматривает гарантийную сумму в размере от 0,5% до 30% НМЦК. Также гарантийная сумма может равняться сумме авансового платежа, размер которого не может превышать 50% НМЦК.

Период действия БГ должен заканчиваться не раньше, чем через 30 дней с даты исполнения представителем бизнеса контрактных обязательств перед госзаказчиком. Заключение договора с банком о предоставлении гарантии должно быть осуществлено в течение 5 дней (календарных) с момента публикации госзаказчиком договора на ЭТС.

Банковская гарантия исполнения гарантийных обязательств допускает гарантийную сумму в размере не более 10% НМЦК. Договор БГ оформляется в период между заключением контракта с госзаказчиком и подписанием акта о приемке. Период действия документа зависит от вида поставляемых ТРУ.

Содержание банковской гарантии по 44-ФЗ

В тексте документа необходимо отразить следующую информацию:

  • размер гарантийной суммы, выплачиваемой банком бенефициару при невыполнении принципалом контрактных обязательств;
  • обязательства поставщика ТРУ;
  • срок действия;
  • список документации, предоставляемой бенефициаром при наступлении гарантийного случая;
  • положение, что выполнением кредитно-финансовой организацией обязательств по БГ считается зачисление денег на счет бенефициара;
  • положение о выплате банком неустойки бенефициару в размере 0,1% от суммы задолженности за каждый день просрочки при задержке перечисления гарантийной суммы;
  • положение о бесспорном списании с банка средств в случае невыплаты в пятидневный срок гарантийной суммы.

Порядок и сроки оформления банковской гарантии

Для получения БГ участвующие в госзакупках представители бизнеса направляют в банковское учреждение заявления о предоставлении гарантии, а также подают документацию, которая предусмотрена выбранным банковским продуктом.

Подача документов на бумажных носителях производится лично при посещении отделения банка, документы в электронном формате направляют в режиме онлайн. В пакет предоставляемых документов может быть включен макет БГ, разработанный клиентом.

Банк проверяет и анализирует полученные документы, а затем принимает решение предоставить БГ или отказать в выдаче. Если решение принято в пользу клиента, между принципалом и банком заключается договор.

При выдаче гарантий в крупных размерах может потребоваться залог и заключение договора обременения имущества. Также банковский продукт может содержать условие о необходимости открытия принципалом расчетного счета.

После того, как клиент выполнит все требования и оплатит услуги банка, кредитно-финансовая организация приступает к выпуску гарантии. Процедура оформления предусматривает обязательную регистрацию документа в ЕРБГ.

Банковские гарантии по 44 ФЗ на бумажных носителях выдаются клиенту лично во время посещения банка или доставляются почтовой службой. Электронные БГ клиент получает посредствам электронного документооборота.

Выдача беззалоговой БГ занимает 3-5 дней, если оформление производится в стандартном режиме, или 1 день, если документ оформляется по ускоренной процедуре. Оформление БГ на крупные суммы, предполагающих обременение имущества, длится дольше.

Банковская гарантия по 44 ФЗ: требования к банковским учреждениям

В соответствии с требованиями 44-ФЗ, предоставлять БГ имеют право лишь банковские учреждения, внесенные в список, созданный на основании ст. 74.1 НК РФ. Данный список составляется Минфином РФ и регулярно обновляется.

Банки, включаемые в список, должны обладать:

В настоящий момент действует перечень, утвержденный Минфином РФ 16.06.2021 года, который включает 191 банк.

Какие документы запросит банк

Список документов, которые обязано предоставить юридическое или физическое лицо для оформления БГ определяется каждым банком в индивидуальном порядке. Некоторые банки, стремясь привлечь больше клиентов, сокращают перечень необходимой документации до минимума.

Однако, следует понимать, что в банковском деле существует правило – чем меньше клиент предоставит сведений о себе, тем выше риск и, соответственно, процентная выше ставка.

Традиционно перечень бумаг, предоставляемых для получения банковской гарантии, включает:

  • заявку в форме анкеты;
  • копии паспортов должностных лиц и учредителей юридического лица/копию паспорта индивидуального предпринимателя;
  • бухгалтерскую и налоговую отчетность за требуемый период;
  • копию уставных документов со всеми изменениями и дополнениями;
  • копию свидетельства о постановке на налоговый учет;
  • свидетельство о государственной регистрации (выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП);
  • копии документов, подтверждающих легитимность исполнительного органа юридического лица;
  • прочие документы по усмотрению банка.

В случае, когда банковская гарантия выдается под залог высоколиквидного имущества, клиент обязан предоставить бумаги, характеризующие актив, а также документы, подтверждающие право собственности на предмет залога.

Если клиент не предоставит документ, требуемый банком, кредитно-финансовая организация может отказать в предоставлении БГ.

Как банки рассматривают заявки

Процедура рассмотрения заявок на выдачу БГ разными банковскими учреждениями может несколько разниться. Чаще всего банки выдают беззалоговые электронные гарантии, которые оформляют без личного визита клиента в отделение.

Индивидуальный предприниматель или компания предоставляют пакет документов, необходимых для выдачи БГ, по электронной почте или через личный кабинет на портале банка. Однако, некоторые кредитно-финансовые учреждения не работают с электронной документацией и требуют, чтобы клиент лично посетил отделение банка.

После поступления документов в банк, ответственные сотрудники анализируют финансовые показатели юридического или физического лица. Для этого данные из налоговой и бухгалтерской отчетности, а также сведения, полученные из других источников, вносят в специальную программу, которая автоматически определяет соответствие показателей клиента установленным требованиям.

Помимо этого, проводится проверка репутации клиента и связанных с ним лиц, кредитной истории, наличия закрытых госконтрактов и выполняются другие процедуры, предписанные регламентом. Если клиент соответствует всем требованиям, а причины, являющиеся непреодолимыми препятствиями для выдачи БГ отсутствуют, принимается решение об оформлении документа.

Когда клиенту нужна гарантия 44 ФЗ на крупную сумму, БГ выдается под залог высоколиквидных активов. Субъект предпринимательства должен предоставить подтверждение его права собственности на имущество, которое станет обеспечением гарантии.

Банк выполняет оценку стоимости залогового имущества. Если представленный клиентом актив отвечает критериям банковского учреждения, а его стоимость сопоставима с размером гарантийной суммы, заключается договор залога.

На заключительном этапе сотрудник банка должен удостовериться, что клиент выполнил все требования для получения БГ, например, открыл в банке расчетный счет. Если все условия выполнены, клиент и банк подписывают договор предоставления БГ, на основании которого выполняется оформление документа с последующей его регистрацией в ЕРБГ.

Почему банки отказывают в выдаче гарантий

Выдача БГ осуществляется банками на основании внутренних положений, содержащих критерии оценки клиентов и перечень требований. Разработка положений осуществляется каждым банком самостоятельно. Если обратившийся в банк представитель бизнеса не соответствует нормативным показателям, в выдаче БГ будет отказано.

Наиболее частыми причинами отказа в оформлении документа являются:

Банки относят выдачу БГ к кредитным операциям, поэтому тщательно проверяют платежеспособность принципалов. В процессе анализа учитывается репутация не только клиента, но и связанных с ним лиц. Признание банкротом, наличие уголовного дела и плохой кредитной истории у связанного лица может послужить поводом для отказа.

Почему госзаказчик может отказаться принять БГ

Госзаказчик может не принять БГ, если документ не отвечает нормам, которые установлены 44-ФЗ, а также содержатся в закупочной документации. Причиной отказа могут являться:

  • невнесение документа в ЕРБГ;
  • ошибки и неточности в тексте;
  • документ выдан банком, у которого отсутствует право предоставлять БГ по 44-ФЗ;
  • не указана вся информация, отображение которой в БГ регламентировано 44-ФЗ;
  • гарантийная сумма не соответствует размеру гарантии, заявленному в закупочной документации.

Крупные госзаказчики часто устанавливают перечень банков, гарантии которых они готовы принять. Обычно это ведущие банковские учреждения страны, которые отличаются высокой финансовой устойчивостью и не подвержены риску банкротства.

Читайте также: