Азбука как вид дидактического пособия

Обновлено: 07.07.2024

В статье рассматривается особенности букваря как первого в школьной жизни ребенка учебника. Автор приводит психолого-педагогические характеристики учебника: наличие определенного объема учебной информации; методический аппарат, который способствует организации учебного процесса. Однако данные характеристики нельзя отнести к букварям, потому что в букваре, как правило, нет учебной информации. Однако даже если бы она и была, то она не вполне доступна учащимся первого класса, у которых либо вовсе отсутствует навык чтения, либо сформирован на крайне низком (слоговом) уровне. По этой же причине учащиеся-первоклассники не могут пользоваться и методическим аппаратом, если он будет дан в словесной форме. Данные особенности позволяют говорить о букваре как о специфическом учебнике.

Букварь можно назвать самым древним учебником для обучения в целом, хотя в первую очередь по нему обучали, разумеется, детей младшего возраста. Довольно долгое время он был единственным учебником для обучения и имел несколько функций: буквари учили чтению (правда, не всегда выучивали), письму, счету, риторике, поэтике (сложению стихов), началам (азам, основам) грамматики и многому другому.

Проблемой исследования букваря педагогическая наука занимается давно. Предпринимаются попытки дать типологию букварей в истории отечественной начальной школы [3]. Что такое букварь как учебник в современной начальной школе?

Как утверждает педагогическая наука, за учебником закрепляются две основные функции: 1) он является источником учебной информации, представленной в доступной для учащихся форме; 2) выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразования.

Однако стоит признать, что букварь – это особый учебник, потому что он первый в жизни ребенка, который еще пока читать не умеет. Собственно букварь и нужен для того, чтобы по этому учебнику ребенок-первоклассник научился читать. Именно поэтому это учебник, который подчас трудно поддается определению.

Сейчас букварь предназначен в основном и в первую очередь для обучения первоначальному чтению (механизму чтения). Для этого он и оснащается соответствующим дидактическим материалом: буквами, расположенными в том или ином порядке, слоговыми таблицами, столбиками слов, дидактическими текстами. Центром обучения является буква или группа букв, с которыми и составляются слоги и слова с изучаемой и уже изученными буквами, предложения и тексты на страницах букваря также могут содержать только изученные учащимся к этому времени обучения буквы. В связи с этим остро стоит проблема насыщенности страниц букваря дидактическим материалом: чем меньше букв дети знают, тем беднее лексика букваря.

Уже давно сложилась практика оснащения букваря специальным пособием для формирования первоначального навыка письма – прописями. Формирование навыков письма как отдельная, вполне самостоятельная задача, требующая специальных средств, особого учебного и методического оснащения стало осознаваться методической наукой с конца 19 века. Так, основы письма – каллиграфию – в российских школах часто вели учителя черчения и рисования, опираясь двигательный характер этого навыка, потом стали создавать специальные учебники по письму, методические указания для учителя, которые содержали также и довольно большой блок гигиенических требований. Безусловно, это были необходимые для учителя начальной школы сведения, которыми он пользовался в педагогической практике. Вместе с букварем или азбукой эти учебники составляли учебный комплекс для обучения детей грамоте, хотя многие дореволюционные буквари часто имели на первых страницах образцы письменного шрифта. Это было продиктовано соображениями экономии: учебники были дороги, в связи с введением всеобщего начального образования (в 1908 году) их требовалось много, поэтому попытки удешевить издания школьных учебников посредством объединения только приветствовались. Нельзя забывать также и о том, что господствующим методом обучения грамоте был метод письма-чтения, который по определению предусматривал часто совместное обучение письму и чтению, что часто и обуславливало существование и единого учебника. Кроме того, для формирования навыка письма годились и обыкновенные ученические тетради. Одним словом, прописи как учебное пособие могли входить в учебный комплекс для обучения грамоте, а могли и отсутствовать.

Кстати, учебники по обучению письму и прописи иной раз создаются отдельно от букваря, имеют как бы самостоятельный характер. Это можно сказать об учебниках и пособиях авторов Н.Г. Агарковой, В.А. Илюхиной, Е.Н. Потаповой. Учебники этих авторов сочетаются и с разными букварями, как, например, пособия Н.Г. Агарковой прилагаются к букварям Д.Б. Эльконина, к азбуке О.В. Джежелей. Кстати, и сама Н.Г.Агаркова – известный исследователь в области формирования у первоклассников первоначального письма – подготовила и издала букварь [1].

Все это доказывает вполне самостоятельный характер обучения письменным видам речевой деятельности детей – чтению и письму: учебники для уроков письма и учебники для уроков чтения могут существовать и существуют довольно обособленно. Конечно, никто из методистов не планирует специально полную их самостоятельность, а тем более, обособленность, а наоборот, стремятся к их органичному соединению, по крайней мере, в рамках учебного предмета – обучение грамоте. Однако это ничуть и не умаляет их самостоятельности. Мы сегодня наблюдаем закономерный процесс дифференциации учебных предметов, который еще ждет научно-методического осмысления.

Можно ли утверждать, что сегодня букварь становится или уже стал монофункциональным учебником? Думается, однозначно настаивать на монофункциональности букваря, нам кажется, нельзя. По традиции, большой объем звуковой аналитической работы, необходимой для формирования навыка письма, по-прежнему проводится на уроках чтения. Всю эту работу авторы букварей и учебно-методических комплексов по обучению грамоте по-прежнему планируют в букваре. Стоит отметить также, что в современных букварях стараются дать и солидный блок языковых сведений: лингвистические термины и понятия, например, слог, звук, буква, предложение и другие.

Согласно определению по букварю школьник учится читать, чтобы затем с помощью этого навыка добывать знания. В самом букваре особой научной информации не содержится: дети читают хорошо знакомые слова, простейшие по структуре и по смыслу предложения, коротенькие дидактические тексты. Если же в букваре и присутствует некоторый объем научной лингвистической информации, то это, как правило, побочная образовательная линия букваря или азбуки, как указывают авторы учебников по обучению грамоте. Так, пропедевтическую цель преследует некоторый свод орфографических правил, сведения о структуре слова (корень, приставка, суффикс), знания по фонетике, которые необходимы учащимся для формирования грамотного письма – орфографического навыка. Все эти лингвистические сведения должны сообщаться учащимся в устной форме, потому что напечатать их в букваре не представляется возможным по определению: учащиеся – первоклассники ведь еще не умеют читать. Однако вопреки здравому смыслу уже в подготовительный период в современных букварях печатается много текстов, заданий, даже орфографических и прочих правил, что не может не вызывать некоторых сомнений в целесообразности такого подхода [7]. В методических рекомендациях к урокам обучения грамоте, правда, оговаривается, что тексты, задания, формулировки правил читает учитель или хорошо читающий ученик, т.е. остальным учащимся – не умеющим читать или плохо читающим – данный материал пока не по силам.

Данная ситуация представляется нам парадоксальной: учитель ведь эти сведения может их сообщить учащимся в устной форме, кстати, более привычной для них, а учебное время урока использовать более продуктивно, чем самому читать тексты букваря. Хорошо читающим или умеющим читать в той или иной мере учащимся букварь по определению не нужен. Для них хороши были бы специально подобранные дидактические материалы для тренировки чтения.

По-прежнему острой проблемой является порядок следования букв в букварях и азбуках, формирования учебной деятельности младших школьников на основе освоения правил чтения букв русского алфавита, а не декларативной их подаче в виде напечатанных правил [6]. Современная букваристика пока еще находится на пути решения этой и многих других вопросов теории и практики формирования у младших школьников первоначального навыка чтения [8].

In article is considered features of the abc-book as first in school life child of the textbook. The author provides psychology and pedagogical characteristics of the textbook: presence of a certain volume of educational information; the methodical device which promotes the organization of educational process. However these characteristics can’t be carried to abc-books because in the abc-book, as a rule, there is no educational information. However even if she also was, then she isn’t quite available to pupils of the first class who or at all have no skill of reading, or is created at extremely low (syllabic) level. For the same reason pupils first graders can’t use also the methodical device if it is given in a verbal form. These features allow to speak about the abc-book as about the specific textbook.

Keywords: textbook, abc-book, specifics of the abc-book as textbook.

Автор: Филатова Анна Сергеевна

Организация: МБДОУ №368 сп

Населенный пункт: Челябинская область, г. Челябинск

Значение дидактического материала в детском саду

Пространство, в котором играют дети, должно быть не только удобным, чистым, светлым, но и познавательным. В этом воспитателю проходят в помощь правильно подобранные дидактические материалы. Дидактический материал – это особый тип учебных пособий, преимущественно наглядных: карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, растения, животные и т.д., в том числе материалы, созданные на базе информационных технологий, раздаваемых обучающимся для самостоятельной работы на аудиторных занятиях и дома или демонстрируемые педагогом перед всей группой.

В качестве наиболее значимых принципов обучения, реализуемых при разработке дидактических материалов, хотелось бы выделить следующие:

1.принцип доступности (дидактические материалы подбираются воспитателем согласно достигнутого уровня детей);

2.принцип самостоятельной деятельности (работа с дидактическими материалами осуществляется самостоятельно);

3.принцип индивидуальной направленности (работа с дидактическими материалами осуществляется в индивидуальном темпе, сложность и вид материалов может подбираться также индивидуально);

4.принципы наглядности и моделирования (поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным);

5.принцип прочности (память человека имеет избирательный характер: чем важнее, интереснее и разнообразнее материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется, поэтому практическое использование полученных знаний и умений, являющееся эффективным способом продолжения их усвоения, в условиях игровой (моделирующей) компьютерной среды способствует их лучшему закреплению);

6.принцип познавательной мотивации;

7.принцип проблемности (в ходе работы ребенок должен решить конкретную дидактическую проблему,используя для этого свои знания, умения и навыки; в новых практических условиях он осуществляет самостоятельную поисковую деятельность, активно развивая при этом свою интеллектуальную, мотивационную,волевую,эмоциональную и другие сферы).

Цели применения дидактических материалов

Дидактические материалы являются элементами игры и творчества, органично вписанными в деятельность ребенка. Дети развиваются очень быстро, поэтому для каждого года характерно что-то своё. Подбирая или создавая дидактический материал, обращают внимание на возрастные особенности и основные потребности детей. В разном возрасте один и тот же дидактический материал может использоваться с разными целями. Например, если это материалы контролирующего характера, то они должны обязательно предусматривать возможность самопроверки и самоконтроля. Система дидактических материалов в образовательном процессе должна также предполагать последовательное, поэтапное обучение детей различным приемам или способам учебной деятельности, а также использование заданий различного уровня (репродуктивного, преобразующего или творческого).

Цели применения дидактических материалов в ДОУ могут быть следующими:

  • тактильной чувствительности и развитие мелкой моторики;
  • формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве);
  • создание положительного эмоционального настроя;
  • развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);
  • развитие речевых навыков;
  • обучение счёту, грамоте.

Основные виды дидактического материала в ДОУ.

Предметно-образные пособия

В предметном материале воплощаются наиболее общие, сущностные характеристики изучаемых объектов. Предметно-образные пособия, в свою очередь, включают в себя натуральные и объёмно-образные дидактические материалы:

1.Натуральные наглядные пособия — это пособия, созданные из природных материалов (гербарии, коллекции минералов, камней,насекомых).

2.Объёмно-образные дидактические материалы — это пособия, которые наглядно демонстрируют процесс или устройство обсуждаемого предмета. Данные материалы формируют у ребёнка полный и детально-разобранный образ, позволяют обратить внимание на детали и особенности. К объёмно-предметным пособиям относят: модели,муляжи,макеты,лэпбуки.

Знаковые дидактические материалы

Знаковые дидактические пособия делятся на:

Образно-знаковые наглядные пособия — материалы, которые позволяют детям запомнить образ изучаемого объекта в целом и абстрагироваться от частностей. К таким пособиям относят:

    • предметные и сюжетные картинки,
    • разнообразные карточки,
    • портреты,
    • аппликации,
    • фото,
    • фильмы и др.

    Условно-знаковый дидактический материал — это материал, который раскрывает или рассматривает частности или детали по одному или нескольким действующим признакам.

    Знаковый дидактический материал может быть оформлен как: материал в картинках,раздаточный материал (предусматривает наличие индивидуального комплекта для каждого воспитанника); демонстрационный материал (стенды, плакаты, мультимедийные презентации и т. д.).

    Если говорить, в целом, то использование дидактических материалов в образовательном процессе, направлено на способствование в решение задачи, стоящих перед воспитателем: помощь учащемуся наиболее полно овладеть знаниями и использовать их в решении практических задач.

    Список литературы и использованных источников

    . 1.Лыкова, И. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников / И. Лыкова. - М.: Карапуз, 2010.

    2. Федорова, Л. И. Игра. Дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем / Л.И. Федорова. - М.: Форум, 2009 .

    3.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду - / А.К. Бондаренко – М., 2005, 133с.

    4. Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.М.:Просвещение,2008.

    5.Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии. — 1966. — № 6. — С. 62—68.

    6. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: пособие для воспитателей / под ред. Е. И. Радиной, М. И. Поповой. - Изд. 2-е, - М.: Просвещение, 1972.

    Главная задача воспитателя - разбудить интерес к познанию, а интерес постепенно вырабатывает навыки усвоения знаний, далее этот процесс переходит в потребность к систематической умственной деятельности.

    Игры-занятия, которые предлагаются детям, строятся в основном на действиях ребёнка с разнообразными предметами. Для развития восприятия полезны игры, в которых ребёнку надо будет сравнивать предметы по цвету, форме, величине и находить среди них одинаковые. Иногда при этом требуется не обращать внимание на другие важные особенности предметов, например на их назначение.

    Игры, направленные на развитие внимания, потребуют тщательного рассматривания и сопоставления предметов, выявления их сходства и различий. Развивать словесную память рекомендуется в ролевой игре, где запоминание слов станет необходимым условием выполнения ребёнком взятой на себя роли. Другие игры направлены на тренировку зрительной памяти. Большая группа дидактических игр направлена на развитие мышления ребёнка. Для детей наиболее целесообразно решение мыслительных задач, требующих раскрытия строения предметов и их взаимного пространственного расположения. Следующая группа игр ориентирована на развитие творческих способностей ребёнка, стимулирование его воображения. Он будет стремиться замечать одновременно разные качества предметов, искать разнообразные варианты видения одной и той же вещи или рисунка. И наконец, математические игры-задания помогут научить ребёнка выделять количественные отношения между предметами.

    Организуя игры с ребёнком, внимательно присмотритесь к нему, оцените его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых. Ни в коем случае нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать его в том, что он что-либо не умеет, даже если это с лёгкостью делают его сверстники.

    Важно не только научит ребёнка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, своё решение.

    Занимаясь с ребёнком, помните, что его действия лишь только начинают становиться целенаправленными. Ему ещё очень трудно следовать намеченной цели, он легко отвлекается и переходит от одного занятия к другому. Быстро наступает утомление. Внимание ребёнка может быть сосредоточено одновременно только на небольшом количестве предметов. Интерес легко возникает(особенно, когда ребёнок видит новые и яркие предметы), но также легко и пропадает. Поэтому, если вы хотите организовать развивающие игры-занятия, помните три правила:

    Правило первое: не давайте детям для постоянного пользования игрушки, с которыми будете проводить игры, чтобы у них не пропал интерес к ним.

    Правило второе: во время игры детей не должны отвлекать посторонние предметы. Все лишнее нужно убрать из поля зрения.

    Правило третье: пусть игры будут достаточно простыми и совсем короткими. Даже 5 минут вполне достаточно! Но всегда стремитесь, чтобы ребёнок довёл начатое дело до конца, а после этого, смените игру на новую, и вы увидите, что внимание ребёнка, снова оживёт.

    Каждая игра - это общение ребёнка с взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносит свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии - только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребёнка.

    Что же такое дидактическая игра?

    Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной.

    Дидактический материал являются орудием труда педагога и инструментом познавательной деятельности детей.

    Его можно разделить на следующие группы: комплекты наглядного дидактического материала; оборудование для самостоятельных игр и занятий детей; пособия для воспитателя: (учебники, методическая литература, конспекты, сборники дидактических игр и др.); учебно-познавательные книги для детей, тетради с печатной основой.

    Традиционно комплект наглядного дидактического материала делится на два вида: демонстрационный (предназначен для показа всей группе детей) и раздаточный (предназначен для работы одного ребёнка, индивидуально). К первому относятся: крупные игрушки, полочки для показа предметов, крупные плоскостные изображения, фланелеграф, магнитная доска, мольберт, доска меловая, картины, таблицы крупные, крупные модели геометрических фигур, карточки с цифрами, знаками крупные, измерительные приборы (часы, весы, счеты), календари, слайды, диафильмы, ТСО и др.

    Ко второму относятся: мелкие предметы, мелкие плоскостные изображения, карточки, наборы геометрических фигур в пеналах, цифры мелкие, счетные палочки, перфокарты, рабочие листы, тетради и др.

    Выделяют следующие виды наглядности:

    1.Натуральные наглядные пособия (предметы ближайшего окружения (одежда, обувь, посуда, мебель), животные, растения, овощи, фрукты и т.д., т.е. предметы, специально подбираемые для занятия или объекты и явления, наблюдаемые на прогулках, экскурсиях.

    2.Объемные наглядные пособия (муляжи, модели, макеты, геометрические тела).

    3.Дидактические игрушки (куклы, кукольная мебель, посуда, игрушки, изображающие животных, птиц, насекомых и т.д.).

    4 Изобразительные наглядные пособия (предметные и сюжетные рисунки (иллюстрации к сказкам, рассказам, стихам, репродукции картин, фотоматериалы, слайды, кино и видеоматериалы, плакаты), использование новых компьютерных технологий(интерактивные доски).

    5.Графические наглядные пособия (таблицы, схемы, планы).

    6.Символические наглядные пособия (исторические, географические карты).

    При правильном подборе и методически грамотном преподнесении наглядности педагог раскрывает детям разнообразные качества и свойства, отличительные и общие признаки изучаемого материала. Кроме того, и это очень важно, использование наглядности позволяет поддерживать у детей интерес к занятиям. Это положительно сказывается на качестве усвоения ими учебного материала, повышается эффективность обучения.

    К наглядному материалу предъявляют ряд требований. Он должен соответствовать возрасту детей; в нем должны быть хорошо выражены особенности предметов; наглядность должна быть привлекательной, безопасной, устойчивой, прочной; отличаться разнообразием.

    Хранить дидактические средства необходимо отдельно от других предметов и игрушек.

    Условия эффективности использования наглядности в обучении детей :

    1.Демонстрируемая наглядность должна быть размещена таким образом, чтобы каждый ребенок мог ее рассмотреть (т.е., в хорошо освещенном месте, на уровне глаз детей, на контрастном фоне, на достаточном для их зрительного восприятия расстоянии).

    2.Для обследования (зрительного, зрительно-осязательного) наглядности детям должно предоставляться достаточно времени.

    3. Детям, которые в этом нуждаются, необходимо на занятии предоставить возможность приблизиться к демонстрируемой наглядности, внимательно рассмотреть ее, обследовать.

    4.В ряде случаев (например, при ознакомлении детей с многоплановыми сюжетными изображениями или с предметами сложной формы) наглядность следует внести в группу, до начала занятия для того, чтобы дети могли предварительно рассмотреть ее. После окончания занятия эта наглядность некоторое время может оставаться в группе.

    5.При демонстрации новых, незнакомых детям игрушек, предметов педагог обращает внимание на последовательность знакомства с их характерными признаками, свойствами, качествам.

    6.Педагог должен сопровождать демонстрацию наглядности четким, доступным пониманию детей данного возраста.

    7. Оборудование для самостоятельных игр и занятий помещается в зоне самостоятельной познавательной и игровой деятельности, периодически обновляется. К нему необходимо обеспечить свободный доступ детей.

    В работе с детьми дошкольного возраста часто используется объяснительно-иллюстративный метод обучения. Основная цель такого вида обучения – это передача-усвоение знаний и применение их на практике. Воспитатель стремится изложить материал с применением наглядных и иллюстративных материалов. Поэтому, подготовка материала – достаточно дорогостоящий и трудоемкий процесс. Кроме того, демонстрационный материал для занятий в группах, предлагаемый фирмами-производителями, не всегда удовлетворяет педагогов по своему содержанию, количеству, качеству, цене. Именно поэтому компьютер выступает очередной раз в роли помощника. При создании и демонстрации презентаций, предназначенных для работы с дошкольниками, должны учитываться их возрастные и индивидуальные особенности.

    Рекомендации по оформлению слайдов:

    ·фон слайдов не должен быть слишком ярким;

    ·изображения в слайдах презентации должны быть высокого качества, не допускается использование нечетких или размытых иллюстраций;

    ·изображения должны быть достаточно крупными, хорошо и четко видными с любого места;

    ·на каждом слайде может быть размещено не более 1-2 объектов (под объектами понимаются рисунки и текстовые фрагменты);

    ·для успешного усвоения содержания слайда изображение не должно быть перегруженным малосущественными деталями, загромождающими картину и отвлекающими внимание детей от главного;

    ·должны соблюдаться масштабные соотношения частей иллюстрации;

    ·необходимо учитывать соразмерность объектов относительно друг друга при одновременном размещении на слайде (например, шмель больше мухи);

    ·если в качестве музыкального сопровождения используется песня, она должна соответствовать теме презентации;

    ·в заключительной части презентации в качестве стимулирующего момента может содержаться небольшой видеофрагмент по теме (например, мультфильм);

    ·смена слайдов должна осуществляться по щелчку мыши, чтобы педагог имел возможность управлять презентацией и остановить ее, в случае необходимости отреагировав на вопросы детей или иные ситуации, препятствующие просмотру презентации;

    При демонстрации презентации очень важно выполнять следующие правила:

    ·следить, чтобы презентация была хорошо видна всем воспитанникам, не допускается просмотр презентации с ноутбука.

    ·сопровождать иллюстративный материал пояснениями воспитателя;

    ·стремиться вовлечь в процесс восприятия возможно все органы чувств: зрение, слух, осязание;

    ·выделить время для проведения физкультминутки.

    Применение информационно-компьютерных технологий:

    - способствует повышению профессионального уровня педагогов, побуждает их искать новые нетрадиционные формы и методы обучения, проявлять творческие способности;

    - способствует повышению интереса детей к обучению, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала детьми;

    - способствует повышению уровня педагогической компетентности родителей, информированности их о направлениях деятельности всего учреждения и результатах конкретного ребенка, сотрудничеству родителей и педагов.

    Интерес к учебным ситуациям нужно формировать, опираясь на любознательность и умственную активность детей с помощью общения в игре.

    Игра идет на пользу общему развитию ребенка: стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, помогает восполнить дефицит общения.

    В связи с этим особое значение приобретает организация пространства и использование детской мебели, игрушек и предметов, физкультурного оборудования и другого оснащения групп в соответствии с целями безопасности и психологического благополучия каждого ребенка, амплификации (обогащения) условий его развития, что предполагает гибкое и вариативное использование пространства, уход от устаревшего подхода, связанного с жесткой функциональной закрепленностью зон и уголков. Организация среды в учреждении образования направлена на удовлетворение потребностей и интересов самого ребенка, что дает ему возможность постоянно чувствовать себя полноценным владельцем игрушек, достаточно свободно перемещаться по групповой комнате, иметь свободный доступ к средствам игровой, изобразительной, конструктивной деятельности.

    Один из используемых методов построения среды в группах интегрированного обучения и воспитания для детей с ТНР - метод трехуровневого моделирования, что предполагает построение моделей и воссоздание смоделированной ситуации в сюжетно-ролевых или творческих играх. Предметная структура моделируется на трех уровнях в зависимости от развития детей. Такой подход позволяет ребенку выбрать способ действия в среде или самостоятельно опробовать еще незнакомый, соответствующий уровню его развития. Основная задача - предупредить возникновение негативных эмоций, оградить от неуспеха, помочь самостоятельно преодолеть незнание. Трехуровневое моделирование среды позволяет:

    • ребенку с низким уровнем развития видеть образец для зрительного, слухового и речевого эталона
    • ребенку со средним уровнем развития самостоятельно выбирать способ действия, пробовать незнакомые прежде.
    • ребенку с высоким уровнем развития создавать интересные модели, разворачивать их в творческую импровизацию.

    Для моделирования развивающих ситуаций, связанных с развитием речи ребенка, среда должна быть целесообразной, удобной, информированной, создавать образ того или иного процесса, настраивать на эмоциональный лад. В группах для детей с ТНР большое внимание необходимо уделять дидактическим материалам и пособиям, связанным с развитием лексико-грамматической стороны речи, формированием словаря и слоговой структуры речи. Использовать следующие комплекты:

    • Комплекты картинок для составления рассказов (сюжетные, предметные, серии картин) и специальные наглядные схемы и модели.

    При организации такой работы необходимо обеспечить детям щадящий зрительный режим. Формирование тесной взаимосвязи и широкого взаимодействия всех анализаторов всех систем организма, создание условий для переключения со зрительного на слуховое и тактильное внимание. Для этого используются специальные дополнительные средства: наглядные и тактильные опоры, двигательные и зрительные модели, разного вида схемы, упражнения.

    • комплекты для подготовки детей к обучению грамоте (дидактические игры, звуковые линейки, азбука в картинках, таблицы и т. д.)

    О важности воспитания детей знает каждый человек на земле, но этот процесс нельзя назвать одним из простых в жизни. Чтобы облегчить поставленную задачу, были разработаны дидактические материалы, они могут существенно улучшить обучение не только юнцов, которые посещают детские сады, но и школьников.

    Подробное рассмотрение всех основных аспектов поможет взрослым понять, насколько действенным может быть применение всевозможных разновидностей подобного приема.

    Важные подробности обучения

    Дидактические материалы существуют в каждой стране, используя их, можно достаточно грамотно дополнить основной курс и добиться большего результата за меньшее количество времени. К таким разработкам специалистов относят:

    1. Презентацию.
    2. Всевозможные игры.
    3. Обучающие карточки.
    4. Рисунки в хорошем качестве.
    5. Таблицы, подкрепленные схемами.
    6. Простые графики.
    7. Всем известные контурные карты.

    Если брать во внимание общеобразовательные заведения, то в число материалов входят тетради, учебники, сборники заданий и другие разновидности дидактического образца. Их цель сделать обучение менее обременительным для детей, интерес к процессу поспособствует лучшему усвоению доносимой преподавателями информации.

    Дидактические материалы

    Не менее действенными будут специальные задачи, которые школьники смогут решать самостоятельно и поделки, их получится сконструировать с преподавателем или одним из родителей.

    Ребенок может не только воспринимать важные моменты урока на слух, но и рассматривать соответствующие рисунки, формы, картинки и примеры, что сделает информацию максимально интересной и доступной для понимания.

    Организовать разнообразие в процессе обучения не менее важно, эту задачу нельзя назвать сложной, особенно когда вопросом занимается взрослый человек с образованием педагога.

    Современные технологии позволяют внедрять видео или презентацию с помощью мониторов или ноутбука, в прошлом такие возможности отсутствовали, слайды на проекторе не приносили столько эмоций.

    Общепринятые виды

    Учебные наглядные пособия могут быть различными, дидактический материал подбирается исключительно под определенную аудиторию. Преподаватель обсуждает с учениками, что будет лучше применить из перечня доступных пособий. Нельзя отбрасывать и такие нюансы как:

    1. Возраст детей.
    2. Наглядные примеры.
    3. Индивидуальный подход.

    К демонстрационным материалам относятся всевозможные плакаты, таблицы и сборники заданий. Подобные издания могут быть использованы не только в общеобразовательных заведениях, например для того чтобы научить детей понимать геометрию, начинать стоит с самого раннего возраста, а именно детского сада.

    Доступность метода не вызовет вопросов, некоторые элементы получится изготовить собственными руками или поручить юнцам. Сконструированные вещи помогут детям, научиться бережно относиться к чужому труду, аккуратно работать с элементами оформления.

    Дидактические материалы: применение

    Материал раздаточного образца

    Такой дидактический прием будет максимально оценен младшими группами, наглядным примером станет разноцветный веер с вкладышами, на которых будет расположена определенная информация.

    Не менее эффектным можно назвать перекидной вариант исполнения со шнуровкой. Применяя подобные материалы, можно существенно повысить успеваемость любого человека, донести больше полезной информации и довольно хорошо увлечь юных учеников.

    Дидактические материалы: виды

    Действенность таблиц

    Подобные наглядные пособия могут быть очень разнообразными, поэтому такой прием относится к отдельной группе занятий. Составленные полотна зачастую бывают справочного характера, тренировочные, познавательные и тестовые, применяются специально продуманные столбцы или схемы для лучшего донесения информации.

    К распространенным видам относят следующие дидактические материалы в таблицах:

    1. Справочные отвечают за используемые данные на уроке, их формируют в стиле плакатов, наглядным примером будет таблица Менделеева.
    2. Познавательные относятся к дополнительным сведениям, на них зачастую могут быть изображены пищевые цепочки или времена года и так далее.
    3. Инструктивные подойдут для наглядных образцов рассматриваемого процесса, правила правописания, схемы предложения или подобные уроки.
    4. Тренировочные предназначены, чтобы закрепить пройденный материал, математические навыки будут даваться намного легче после повторения.

    Электронные приспособления

    Современные технологии нужно использовать не только для развлечения, но и на благо человечества, именно поэтому в большинстве школ вводят такой дидактический материал.

    Распространенными по всем городам стали видео уроки, их даже предлагают взрослым людям, что говорит о высоком проценте практичности такого приема. В них можно найти все необходимые схемы, таблицы, фотографии и прочие вспомогательные вещи.

    Удобство электронных пособий налицо, отпадает надобность накапливать огромное количество бумажных изделий, конспектов, но заменять их полностью специалисты не советуют.

    К положительным сторонам можно смело отнести следующее:

    1. Повышение эффективности образования.
    2. На поиск информации потребуется минимум времени.
    3. Возрастает заинтересованность детей.
    4. Возможно самостоятельное изучение.
    5. Большое количество наглядных примеров.

    Игры с уклоном на обучение

    Подобный прием будет очень действенным по отношению к непоседам младшего возраста, их нужно максимально завлечь для того, чтобы донести определенную информацию.

    Игра – это часть жизни любого юнца, поэтому нужно пользоваться моментом для использования дидактических материалов простого образца.

    Дидактические материалы: виды и применение

    Ребенок не только получит удовольствие от процесса, если его хорошо продумать, но и выучит некоторые важные предметы образования на начальном уровне, что поможет ему быстрее вникнуть в программу общеобразовательных заведений.

    Подобного рода подготовка будет отличным стартом без ущерба юному возрасту, если преподносить информацию в игровой форме.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Маленькие дети играют всегда и везде. Это ведущий вид деятельности дошкольников. Для создания обучающей игры требуются специальные разработки, в том числе дидактические материалы.

    Воспитатель: Васильева Альбина Борисовна

    Дидактические материалы

    Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.

    Маленькие дети играют всегда и везде. Это ведущий вид деятельности дошкольников. Независимо от того, ходит или нет малыш в детский сад, он получает новые знания, умения и навыки только через игру. Чтобы игра не только радовала, но и обучала ребёнка, создаются специальные пособия. Дидактические игры позволяют развивать, воспитывать и обучать ребёнка во время его естественной деятельности. Для создания обучающей игры требуются специальные разработки, в том числе дидактические материалы.

    Каково значение дидактического материала в детском саду?

    Пространство, в котором играют дети, должно быть не только удобным, чистым, светлым, но и познавательным. В этом воспитателю служат подспорьем правильно подобранные дидактические материалы. Они призваны помочь педагогу развить способности ребёнка и научить чему-то новому. Такие материалы должны органично вписываться в интерьер группы, дополняя и расширяя возможности воспитателя, создавая атмосферу, в которой дошкольнику хочется играть и узнавать новое.

    Для начала нужно разобраться, что такое дидактический материал. Моисеев В.Б. дает такое определение. Дидактический материал — особый вид пособий для учебных занятий, использование которых способствует активизации познавательной деятельности обучаемых, экономии учебного времени.

    Если взять психолого- педагогический словарь , дидактический (учебный) словарь- особый тип наглядного учебного пособия (преимущественно карты, таблицы, наборы карточек с текстом, цифрами или рисунками, реактивы, растения, животные и т.д.), раздаваемые учащимся для самостоятельной работы в классе или дома или демонстрируемые учителем перед всем классом. Дидактический материал, являясь весьма простым по своему содержанию, оформлению и технологии изготовления, может быть подготовлен самими учащимся по поручению учителя. Дидактическим материалом называются также сборники задач и упражнений.

    Дидактические материалы — это вспомогательные материалы, используемые в процессе обучения.

    К дидактическим можно отнести материалы, которые грамотно дополняют обучение: презентации; обучающие игры; всевозможные карточки; рисунки; схемы, таблицы; графики, диаграммы; контурные карты. Для дошкольных учреждений это более простые материалы, которые направлены на обучение в игре. В школе это контурные карты, учебники, рабочие тетради, сборники задач, то, что делает учебу интереснее и эффективнее. Дидактические материалы помогают самостоятельно выполнить задание. Также школьники изготавливают такие обучающие пособия своими руками или вместе с педагогом. С их помощью легче осваивается урок и запоминается новая информация. Так как во время занятия ребенок не только слушает, но и рассматривает всевозможные примеры, рисунки, картинки. Обучение становится разнообразнее. Для более наглядного понятия о новом материале учитель даже может показать интересное видео или презентацию. Это тоже дидактический материал. Ученики с интересом относятся к такой подаче материала.

    Обучающие дидактические материалы (таблицы и графики) бывают нескольких видов: Справочные - в них указана часто используемая информация, такие таблицы обычно располагают как плакаты. Познавательные (такие таблицы служат как дополнительный материал к изучаемому материалу, например, изображение пищевой цепочки, наглядное изображение времен года). Инструктивные (такие таблицы используются как образцы, например для правильного правописания). Тренировочные (для тренировки и закрепления пройденного материла, например, для тренировки математических навыков). Справочные. Изображения, различные картинки ,изображения предметов, животных, карточки с картинками или схемами. Для более наглядного изображения рисунок может быть выполнен на большом формате и использоваться как плакат. Для каждого предмета свои обучающие плакаты с изображениями.

    Электронные пособия

    Что такое дидактические материалы в электронной форме? Это видеоуроки, различные презентации, электронные аудио- и видеокниги. Самым эффективным из всех электронных пособий являются видеоуроки, при просмотре такого материала усваивается большая часть информации. При помощи видеоурока ученик самостоятельно может изучить тему, такой вариант удобен при болезни ученика или при обучении дистанционно. Такие материалы дополнены таблицами, схемами, фотографиями, что делает процесс обучения более увлекательным. Так, при использовании электронных материалов отпадает необходимость в целой куче бумажных конспектов и наглядных пособий, но естественно это не заменяет их полностью. Наличие электронных материалов в современном мире необходимо и выполняет огромную роль в процессе обучения: повышается эффективность освоения материала; поиск информации занимает меньше времени; дети заинтересованы в изучении предмета; возможно использовать для большой аудитории; возможно наглядно объяснить новую информацию.

    Обучающие игры

    Рассмотрим еще один вариант обучения, для которого используются различные дидактические материалы. Это обучающие игры.

    Такой элемент обучения чаще используют в детском саду или для младших школьников. Что такое дидактические материалы в виде игры? В процессе игры ребенок получает разнообразную информацию, обучается новым навыкам и знаниям. Игра - это часть жизни ребенка, но в процессе правильно подобранных развлечений юный исследователь будет обучаться. Игра приносит ребенку удовольствие от самого процесса, для него не важен результат. В каждой игре есть правила, и ребенок их узнает, запоминает, тем самым обучается. Все игры можно классифицировать на группы:

    Сюжетно-ролевые игры. Дети выступают в роли режиссера, сами выстраивают сюжет развития игры. Это отлично развивает воображение.

    Игры-инсценировки. Ребенок получает новые впечатления и эмоции. Формируют выразительность речи, эмоциональное воспитание.

    Игры с конструкторами, с помощью таких простых предметов ребенок может создать любую форму, воспринимает предметы не как игрушки, а как образы взрослых предметов. В процессе игры приобретает новые знания и умения.

    Какими же необходимыми качествами должны обладать дидактические материалы:

    Вариативность форм и способов подачи материала

    Ориентация на обучение с опережением

    Нацеленность на развитие мыслительных способностей

    Цели применения дидактических материалов

    Дидактические материалы являются элементами игры и творчества, органично вписанными в деятельность малыша. Пирамидки и башенки из кубиков — тоже своего рода дидактический материал, просто надо подключиться к игре ребёнка, обсуждая с ним цвет, форму и размер игрушек. Дети развиваются очень быстро, поэтому для каждого года характерно что-то своё. Подбирая или создавая дидактический материал, обращают внимание на возрастные особенности и основные потребности детей. В разном возрасте один и тот же дидактический материал может использоваться с разными целями
    Цели применения дидактических материалов в ДОУ могут быть следующими:

    развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности;

    формирование представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве);

    создание положительного эмоционального настроя;

    развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления);

    развитие речевых навыков;

    обучение счёту, грамоте

    Использование разнообразных дидактических материалов на занятиях в детском саду способствует активизации познавательной деятельности дошкольников.

    Основные виды дидактического материала в ДОУ

    Все дидактические материалы подразделяются на несколько видов:

    В предметном материале воплощаются наиболее общие, сущностные характеристики изучаемых объектов. Предметно-образные пособия, в свою очередь, включают в себя натуральные и объёмно-образные дидактические материалы:

    Натуральные наглядные пособия — это пособия, созданные из природных материалов (к примеру, гербарии, коллекции минералов, чучела животных)

    Объёмно-образные дидактические материалы — это пособия, которые наглядно демонстрируют процесс или устройство обсуждаемого предмета. Данные материалы формируют у ребёнка полный и детально-разобранный образ, позволяют обратить внимание на детали и особенности. К объёмно-предметным пособиям относят: модели, макеты, муляжи и др.

    Применение предметного дидактического материала на занятиях в ДОУ вызывает живой интерес и эмоциональный отклик воспитанников, повышает познавательную мотивацию, позволяет сочетать зрительное восприятие с осязательным и кинестетическим. Помимо этого, у дошкольников формируются необходимые умения и навыки, повышается устойчивость произвольного внимания.

    Знаковые дидактические материалы

    Образно-знаковые наглядные пособия — материалы, которые позволяют детям запомнить образ изучаемого объекта в целом и абстрагироваться от частностей. К таким пособиям относят: предметные и сюжетные картинки, разнообразные карточки, портреты, аппликации, фото, фильмы и др.

    Условно-знаковый дидактический материал — это материал, который раскрывает или рассматривает частности или детали по одному или нескольким действующим признакам.

    Знаковый дидактический материал может быть оформлен как: материал в картинках, раздаточный материал (предусматривает наличие индивидуального комплекта для каждого воспитанника), демонстрационный материал (стенды, плакаты, мультимедийные презентации и т. д.).










    Дидактический материал для детского сада своими руками

    Дидактические материалы для детского сада вполне можно изготовить самостоятельно. Процесс создания пособий включает ряд этапов:

    Первым шагом в создании наглядного материала является формулировка цели. Необходимо понять, что именно даст детям разрабатываемый дидактический материал, ведь пособие должно соответствовать возрасту воспитанников, быть понятным и доступным.

    Шаг третий — продумать концепцию пособия. На данном этапе создания дидактического материала следует решить, какой именно вид наглядного пособия мы создаём: карточки, стенд, плакат или, возможно, целую игру.

    Шаг четвёртый — подобрать подходящие материалы для создания наглядного пособия. К дидактическим материалам, используемым в ДОУ, предъявляется ряд требований: Материал должен быть ярким, чтобы ребёнок мог легко запомнить то, что было изображено. Материал не должен быть хрупким или легко ломающимся. Маленькие дети испытывают нужду прикасаться ко всему, что их заинтересовало, ведь через прикосновения они познают мир. Материал должен быть максимально безопасен для дошкольников, даже в случае запихивания его в рот (но этого лучше не допускать). Используемые материалы должны быть гиппоаллергенными. В детский сад приходят дошкольники с разными показателями здоровья, поэтому все предметы, представленные для общего пользования, должны быть в равной степени безопасны для всех воспитанников. Материал должен выдерживать санитарную обработку (к примеру, картон или бумагу обклеивают специальной плёнкой или скотчем).

    Пятый шаг — это непосредственная сборка материала. При создании наглядного пособия нужно помнить, что изображённая или изложенная информация должна характеризовать окружающий мир и соответствовать действительности. А также важно, чтобы сделанный дидактический материал был красиво и аккуратно оформлен, это формирует у ребёнка чувство прекрасного и понятие аккуратности

    Заключительным шагом является своевременное планирование использования созданного дидактического материала



    Подбор дидактических материалов зависит не только от материальной оснащенности ДОУ, но и от поставленных целей учебной работы, методов, возраста целевой аудитории, а также от характерных особенностей отдельно взятых НОД.

    Читайте также: