Автор и правообладатель авторского права в чем разница

Обновлено: 15.06.2024

А́вторское пра́во — в объективном смысле — институт гражданского права, регулирующий правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях. Программы для ЭВМ и базы данных также охраняются авторским правом. Они приравнены к литературным произведениям и сборникам, соответственно

Субъекты авторского права

Субъектами авторского права также являются лица, обладающие исключительным правом на произведение, которое перешло к ним от автора по различным основаниям (в силу закона или в силу договора). Такие субъекты называются правообладателями. Такими правообладателями могут быть:

  • различные предприятия (издательства, радио- и телекомпании и т. д.), приобретающие исключительное право на использование произведения
  • работодатели, если произведение создано служащим, работающим по найму, то исключительное право на произведение возникает, как правило, у нанимателя;
  • заказчики, в случае создания произведения по договору заказа;
  • наследники автора или иного обладателя авторского права (авторское право наследников ограничено определённым сроком, который начинает действовать после смерти автора, а также в ряде случаев и по объёму).

Ещё одним специфическим субъектом авторского права являются организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе. В зарубежных странах данные организации получили широкое распространение.

Правообладатель (автор или его правопреемник) для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:

Такой формат оповещения был установлен Всемирной (Женевской) конвенцией об авторском праве 1952 года. К настоящему времени оно имеет чисто информационный характер. В некоторых странах, например в США, указание ложной информации в оповещении (copyright notice) преследуется законом.

Личные неимущественные авторские права

  • право признаваться автором произведения (право авторства);
  • право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
  • право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв, право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Неимущественные авторские права действуют бессрочно. В России они могут принадлежать только физическому лицу и являются неотчуждаемыми, то есть их нельзя передать другому лицу.

Исключительное право на произведение

Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение). Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:

Срок охраны имущественных прав

Международные договоры в сфере авторского права устанавливают минимальные сроки охраны исключительных (экономических) прав. Так, согласно ст. 7(1) Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений, срок охраны составляет всё время жизни автора и пятьдесят лет после его смерти.

Существует выраженная тенденция к увеличению срока защиты исключительных прав в разных странах мира, в том числе и в России.

В соответствии с частью 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (вступившей в действие 1 января 2008 года) статьёй 1281, исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора (за исключением отдельных особо оговорённых случаев). По прошествии этого срока произведение становится общественным достоянием.

Объекты авторского права

Согласно статье 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации — это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

Часть произведения (в том числе название произведения или его персонаж), если по своему характеру она может быть признана самостоятельным результатом творческого труда автора и выражена в объективной форме (см. виды объектов авторского права), также является объектом авторского права.

Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:

  • письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);
  • устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);
  • изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертёж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);
  • звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);
  • объёмно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);

Самими объектами авторского права могут выступать:

  • литературные произведения, в том числе драматические, музыкально-драматические, сценарные;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

и другие произведения.

К объектам авторского права также относятся:

    (в том числе операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код; (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
  • сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда;

Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

Не являются объектами авторского права:

Авторское право также не распространяется на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных и иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Авторское право и право собственности

Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный носитель (вещь), в котором произведение выражено.

Переход права собственности на экземпляр произведения сам по себе не влечёт передачи каких-либо прав на само произведение, за исключением случаев отчуждения оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и т. п.) его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором (если договором не предусмотрено иное).

Под исключительным правом автора подразумевается группа прав, которые обеспечивают автору и его наследникам контроль над использованием творения и получения доходов от использования этого произведения. То есть, исключительное авторское право (эксклюзивное право) - это право использовать объект авторского права, а также распоряжаться им. Это право можно предоставить (лицензия) или передать (отчуждение).

Основная цель исключительных прав

Основная цель исключительных прав заключается в обеспечении правообладателю возможности выгодно использовать свое творение, а также получать от этого произведения доход.

Эти права означают, что только автор или тот, кто получил специальное разрешение на законном основании, имеет право производить соответствующие действия в отношении произведения.

В п. 2 ст. 16 Закона об авторских правах можно найти список существующих исключительных авторских прав.

Срок правовой охраны исключительных прав

Исключительное право охраняется ограниченное время. Бернской конвенцией предусмотрена минимальная охрана в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. РФ как страна-участник Конвенции, не может предоставить меньший срок правовой охраны, и указанный срок расширен до 70 лет после смерти автора. После этого произведение переходит в общественное достояние, и его можно использовать любыми способами, не выплачивая никому вознаграждение.

Исключительные личные (неимущественные) и исключительные имущественные права

Авторское право - это термин, означающий целый комплекс прав, к которым относятся: исключительные (имущественные) права, личные неимущественные и иные права.

Авторские права могут быть разделены на имущественные и личные (неимущественные) исключительные права.

Исключительные личные (неимущественные) права

Как правило, первоначально возникают неимущественные права. Сюда относятся право авторства на имя, на название и неприкосновенность произведения. Неимущественные права не отчуждаемы и не могут быть переданы иным лицам, то есть проданы, сданы в аренду. Такого рода права неотъемлемо связаны с личностью автора и сущностью созданного им произведения.

Исключительные имущественные права

Автор обладает и исключительными имущественными правами.

Кроме гражданина, создателя творческого произведения, такими правами может обладать фирма, в которой работает гражданин или государство.

В основе имущественных прав лежат права на воспроизведение и распространение произведений с целью извлечения прибыли, а также запрет иным лицам пользоваться данными произведениями. Так, к их числу относятся следующие права:

распространение объекта авторского права с помощью продажи или отчуждения иным способом его копий или оригиналов;

воспроизведение объекта авторского права, под которым понимают изготовление одного и более экземпляров объекта или его части в любой форме, в том числе звуко- или видеозаписи. Стоит учитывать, что запись на электронный носитель, например, запись в память компьютера, также считается воспроизведением. Под воспроизведение не подпадает краткосрочная запись, носящая временный, случайный характер и составляющая неотъемлемую и часть технического процесса для правомерного использования произведения либо посредничества между третьими лицами при передаче произведения в информационно-телекоммуникационной сети, если результат такой записи не носит экономического значения;

передача в прокат оригинала либо копий творческого произведения;

импортирование оригинала или копий объекта авторского права с целью дальнейшего распространения;

показ произведения публичным способом, то есть такая демонстрация оригинала или копии, которая происходит на экране с помощью любых технических средств, или же демонстрация отдельных частей произведения при помощи технологических методов в месте, которое свободно посещается людьми;

исполнение произведения публично, а именно таким образом, чтобы произведение было представлено в живом виде или при помощи техники (радио, телевидения и др.), а также аудиовизуальная демонстрация произведения в открытом для свободного посещения месте, которая происходит на экране с помощью любых технических средств, или же демонстрация отдельных частей произведения при помощи технологических методов в месте, которое свободно посещается людьми.

Понятие исключительных прав и ГК РФ

При отчуждении автором оригинала произведения (рукописи, оригинала произведения живописи, скульптуры и тому подобного), в том числе при отчуждении оригинала произведения по договору авторского заказа, исключительное право на произведение сохраняется за автором, если договором не предусмотрено иное. При отчуждении оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения, исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное. Правила настоящего пункта, относящиеся к автору произведения, распространяются также на наследников автора, их наследников и так далее в пределах срока действия исключительного права на произведение.

В случае, если исключительное право на произведение не перешло к приобретателю его оригинала, приобретатель без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения вправе демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами.

Приобретатель оригинала произведения изобразительного искусства или фотографического произведения, который изображен на этом произведении, вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты ему вознаграждения использовать это произведение в качестве иллюстрации при издании своих литературных произведений, а также воспроизводить, публично показывать и распространять без цели извлечения прибыли копии произведения, если иное не предусмотрено договором с автором или иным правообладателем.

Приобретатель фотографического произведения, который изображен на этом произведении, также вправе свободно использовать его в связи с изданием произведений, посвященных биографии приобретателя, если иное не предусмотрено договором с автором или иным обладателем прав на фотографическое произведение.

Отличие авторских прав от исключительных прав

При режиме авторства возникают личные и исключительные прав на произведение. Законодательство РФ и международные акты допускают распоряжение только имущественными правами на творение. А личные права сохраняются неизменными в течение бессрочного периода.

Рассмотрим основные отличия между личными и исключительными правами на авторский объект. Отметим, что сразу после создания нового произведения у его автора появляются личные и исключительные права. При этом не имеет никакого значения ценность творения, содержание произведения или целевое назначение авторского объекта.

Исключительные права дают возможность автору творения самостоятельно определять дальнейшую судьбу своего произведения, в том числе:

продавать или передавать права иным субъектам – правообладатель может оговорить выплату вознаграждения, либо передать творение на безвозмездной основе;

передавать права по наследству – по условиям завещательного бланка правопреемником может быть назначено любое лицо, а по закону наследовать будут родственники покойного автора;

использовать объект для собственных целей, издавать его в коммерческих целях или на безвозмездной основе, публиковать или оставить неопубликованным.

Эти указанные права могут быть реализованы на весь срок действия правовой охраны. Этот срок определяется периодом жизни создателя или правообладателя, а также на протяжении 70 лет после его кончины. Поэтому, после истечения указанного срока творение будет признано общественным достоянием, а исключительные права будут аннулированы.

Совсем другой режим защиты действует в отношении личных прав автора. Эти права действуют без ограничения срока и не могут передаваться иным лицам. Это означает следующее:

личные права сохраняются при наследовании – любые наследники или правопреемники не могут произвольно нарушать право на имя автора или на неприкосновенность объекта;

даже при заключении договора уступки или лицензионного соглашения создатель сохранит право на авторство и имя, а также на неприкосновенность своего творения;

режим личных прав сохранится даже при переходе творения в статус общественного достояния – при свободном использовании или распространении объекта не допускается изменять имя автора или нарушать неприкосновенность произведения.

Возможность внести в произведение исправления и изменения может предусмотреть только сам автор творения.

Еще одним существенным отличием является возможность оценки исключительных прав. Так, стоимость исключительных прав определяется при заключении и согласовании условий договора, либо в результате независимой оценки.

Для личных прав оценка невозможна. И при защите личных прав допускается лишь возмещение фактически причиненных убытков.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

. доходы физического лица как правообладателя исключительных авторских прав по договорам об отчуждении исключительных .

. изобретение, промышленный образец, полезную модель; · исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы . российское издательство по договору приобретает исключительное авторское право у иностранного издательства, которое не .

. примера. Если организация не получает исключительных авторских прав на сайт, в бухгалтерском учете .

. сайт в составе НМА, если исключительные авторские права на элементы сайта, а главное . возможна ситуация, когда к организации исключительные авторские права переходят только на дизайн сайта .

. изобретение, промышленный образец, полезную модель; исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы . /2000 исключительные авторские права на литературные произведения не указаны. Но организация может получить исключительные авторские права .

. изобретение, промышленный образец, полезную модель; · исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы . российское издательство по договору приобретает исключительное авторское право у иностранного издательства, которое не .

. изобретение, промышленный образец, полезную модель; · исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы .

. на нее авторское свидетельство. Тогда исключительные авторские права бухгалтер будет учитывать в составе .

. изобретение, промышленный образец, полезную модель; исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы .

. изобретение, промышленный образец, полезную модель; - исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы . ПБУ 14/2000, если имеется исключительное авторское право на программы ЭВМ, базы данных .

. изобретение, промышленный образец, полезную модель; - исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы .

. образец, полезную модель Фирменные наименования Исключительное авторское право или право иного правообладателя на .

. изобретение, промышленный образец, полезную модель; - исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы .

Компьютерные программы, программные комплексы и базы данных, согласно действующему гражданскому законодательству являются объектами авторских прав, и их правовая охрана осуществляется в строгом соответствии с положениями Гражданского Кодекса об авторском праве и охране произведений.

Субъектами авторских правомочий на программное обеспечение (в аббревиатуре – ПО) и базы данных являются их непосредственные создатели, авторы-разработчики ПО. Здесь сразу следует отметить, что авторские права разработчиков дифференцируются на две основные категории :

  1. Личные неимущественные правомочия (они являются неотъемлемыми от личности автора-разработчика);
  2. Имущественные или они же исключительные правомочия (данные правомочия могут отчуждаться или передаваться в пользование, по наследству, быть предметом правоотношений залога и пр.).

Таким образом, очевидно, что субъектами авторского права на компьютерные программы, программные комплексы и базы данных могут быть не только их непосредственные авторы, но также и иные лица, которым в рамках договорных правоотношений были переданы исключительные правомочия - правообладатели.

Отличие авторов-разработчиков от правообладателей компьютерных программ и баз данных

Авторы – разработчики и правообладатели не всегда имеют одинаковый объем полномочий.

Согласно нормам гражданского законодательства, за автором всегда закрепляются личные авторские правомочия, которые являются неотъемлемыми и не подлежат отчуждению ни при каких обстоятельствах, даже в случаях, когда автор не возражает или даже желает их отчуждения .

За автором также первоначально всегда закрепляются и имущественные правомочия на использование новой разработки ПО, ее отчуждение и т. д. Однако, в случаях, когда автор создает программное обеспечение по заказу или в рамках трудовых отношений, как правило, имущественные правомочия сразу же регистрируются на заказчика или работодателя.

Таким образом, основное отличие авторов-разработчиков от правообладателей заключается в том, что автор-разработчик всегда обладает личными авторскими правами и одновременно может обладать и исключительными правомочиями на свою разработку. В то же время правообладатель всегда является обладателем исключительных правомочий, но при этом личных авторских правомочий у него может и не быть.

Иногда автор – разработчик и правообладатель ПО совпадают в одном лице. Как правило, это бывает в тех случаях, когда автор осуществляет разработку ПО независимо, из собственных соображений, а не по чьему-либо заказу.

В других случаях, имеют место трудовые отношения автора-разработчика и его работодателя, в ходе которых работодатель поручает автору создать ту или иную разработку в рамках исполнения автором своих трудовых обязанностей. В этой ситуации, авторские правомочия, как правило, распределяются следующим образом:

  1. Автор-разработчик сохраняет за собой личные неимущественные правомочия;
  2. Работодатель автора становится правообладателем компьютерной программы, программного комплекса и /или базы данных и получает исключительные правомочия, позволяющие ему извлекать прибыль путем использования новой разработки ПО или ее отчуждения/передачи в пользование.

Программное обеспечение также может создаваться в рамках правовой конструкции договора авторского заказа. В этом случае, события развиваются примерно по тому же сценарию, что и в трудовых отношениях между автором-разработчиком и работодателем. Однако объем прав автора в этом случае, как правило, расширен, поскольку кроме личных неимущественных правомочий он может рассчитывать и на сохранение за ним некоторых имущественных правомочий. Объем правомочий автора-разработчика и заказчика по договору авторского заказа устанавливается соглашением сторон, поэтому об условиях получения вознаграждения и возможности сохранения за автором-разработчиком некоторых имущественных прав стороны могут договориться и на более привлекательных условиях для автора .

Передача авторских правомочий по наследству

Еще одной категорией субъектов авторских правомочий являются наследники, поскольку исключительные авторские правомочия передаются по наследству и действуют еще в течение семидесяти лет после смерти автора-разработчика.

Здесь следует отметить, что наследники могут рассчитывать только на исключительные правомочия, так как личные авторские права завершаются одновременно со смертью создателя ПО.

Правообладатели в рамках договорных правоотношений

Как уже отмечалось выше, программные продукты могут отчуждаться и передаваться в пользование. В этой связи, появляется еще одна категория правообладателей, которые стали таковыми в рамках договорных правоотношений, обычно по обязательствам отчуждения ПО или по лицензионным договорам.

Кому принадлежат права — работодателю или сотруднику, как подтвердить авторство и зачем нужен знак ©.

Авторское право распространяется на любые произведения науки, литературы и искусства, выраженные в объективной форме. Например, в виде текста, аудиозаписи или изображения. Назначение и качество исполнения значения не имеют.

Изначально права на произведение возникают у физического лица — автора произведения. Имущественные и неимущественные права на него он автоматически получает в момент создания, даже если не обнародовал своё творение.

Если сотрудник создал произведение в рамках своих трудовых обязанностей, то имущественные права на него принадлежат работодателю. Это типичная история, скажем, для контент-менеджера. Подготовка текстов для SEO сайта — его непосредственная обязанность, и имущественные права на них менеджер не сохраняет.

Если создание произведения выходит за рамки трудовых обязанностей, оно не является служебным, и права на него принадлежат работнику. То же относится к произведениям, созданным по служебному заданию, но не в пределах трудовых обязанностей.

К примеру, программист разработал страницу для сайта компании и самостоятельно написал продающие тексты к ней. Поскольку создание текстов не входит в должностные обязанности программиста, права на тексты принадлежат ему.

При сотрудничестве с фрилансерами распределение прав зависит от условий договора. Поэтому для обеих сторон важно заранее определить свою позицию по этому вопросу и зафиксировать в документе.

Изначально автору принадлежат все права на произведение — имущественные и неимущественные. А именно:

  • Исключительное имущественное право на произведение.
  • Право авторства.
  • Право автора на имя.
  • Право на неприкосновенность произведения.
  • Право на обнародование произведения.

При этом исключительное имущественное право может быть предметом дальнейшего распоряжения. А право авторства и другие личные неимущественные права неотчуждаемы.

Разберём на примере. Сотрудник консалтинговой компании подготовил аналитическую статью, это входит в его трудовые обязанности. Работодатель в тот же день разместил её на сайте. Права в таком случае распределяются следующим образом.

Работодатель начал использование статьи до истечения трёх лет с того момента, как получил её в своё распоряжение. Следовательно, нет оснований для возврата прав сотруднику. Однако автор имеет право на вознаграждение в соответствии с трудовым договором.

Охрана авторства невозможна без охраны имени. Это позволяет предотвратить, например, публикацию статьи без указания имени автора. При этом работодатель может добавить к публикации своё наименование, поскольку речь идёт о служебном произведении.

Сотрудник имеет право запретить внесение каких-либо правок в текст, если они противоречат авторскому замыслу.

Компания реализовала это право, опубликовав статью на сайте.

По закону для защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение других формальностей. Но на практике авторам иногда приходится доказывать авторство, в том числе в суде.

Исходные экземпляры произведений хранятся в специальной защищённой ячейке. Размещение на сервисе n’RIS позволяет выкладывать свои работы на внутренней B2B-витрине, а также получить прямой доступ к ведущим мировым B2C-витринам без участия организаций-посредников

n’RIS – международная площадка для учета, хранения и оборота прав на объекты интеллектуальной собственности, содержащая актуальные сведения об авторах и правообладателях.

Используя технологию блокчейна, инфраструктура n’RIS предоставляет правообладателям инструменты для защиты идеи и подтверждения авторства, механизмы для правовой защиты и охраны объектов интеллектуальной собственности в интернете, а также служит площадкой для заключения смарт-контрактов между правообладателями и пользователями.

Знак охраны авторского права сообщает третьим лицам, что правообладатель владеет исключительными правами на произведение, и его незаконное использование повлечёт за собой ответственность.

При этом отсутствие знака копирайта не даёт права использовать произведения без согласия правообладателя. Автор может указывать не только знак ©, но и другие знаки, позволяющие идентифицировать его как правообладателя произведения. Например, название сайта в углу фотографии или в подписи к статье.

Любая переработка произведения считается его использованием и возможна только с разрешения правообладателя. Исключительное имущественное право действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет после его смерти. При этом авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно.

Иногда бывает, что люди ненамеренно нарушают чьи-то авторские права. Такое может произойти, например, с музыкантом: он уверен, что сам сочинил композицию, хотя на самом деле когда-то раньше услышал мелодию и неосознанно её воспроизвёл.

Являюсь копирайтером. Продаю статьи. Когда читаю свои статьи в разных сайтах с одной стороны переполняет радость и гордость за сделанную работу, с другой стороны, когда в конце читаю автор: чужое имя становится грустно.

Вы пытались защищать права, подавать в суд и тд? Если да, то был ли толк?

Вопросы автору статьи:
+ Какое право (юрисдикцию) он привёл в пример ?
+ Какое право (юрисдикция) присваивается если автор находится в стране N , а само произведение создавалось в нейтральных водах (плавучие дата центры) и наоборот когда автор находится в нейтральных водах, а средство создания в стране N.
+ Кому принадлежат права на объект (допустим фото) если его создала нейросеть (сама сделала фото и сама же обучилась на этих фото и отредактировала) ?
+ Какая юрисдикция работает, если объект права находится в иностранных дата центрах, а автор в другой юрисдикции?

По п.2- сложно сказать про неимущественный права (авторские), но предположительно исключительные права на созданное нейросеть произведение принадлежит правообладатель самой нейросети.

Авторское право связано с личностью, личности тут как таковой нет, поэтому сложновато определить, в РФ в моменте это не урегулировано законом.

По п.3 - объект это само произведение. Не важно, где расположен экземпляр физически, ведь охраняется не вещь, а сам объект ИС. В части сроков охраны-они будут определяться в каждой отдельной стране по своему. В стране дата-центра может быть один срок охраны, в РФ другой. Идея в том, что если кто-то нарушит ваше произведение на территории Гондураса, то вы будете защищать нарушенное авторское право по нормам Гондураса, а в РФ-по праву РФ. Номы МЧП по применимому праву тут не будут работать.

Интеллектуальная собственность — материя тонкая, которая нуждается в охране от посягательств плагиаторов и обычных любителей халявы. Ведь гражданам из этих категорий индифферентно высказывание о том, что любой труд должен быть оплачен. Именно по этой причине стоит позаботиться о соблюдении своих прав на созданное тяжелым интеллектуальным трудом.

Что такое авторское право


Авторское право — это юридический термин, который используется при описании прав, которые имеют авторы на созданные ими произведения — объекты авторского права: книги и другие тексты, музыкальные сочинения, картины, скульптуры, кинофильмы, игры, компьютерные программы, рекламные произведения, технические чертежи и прочее, что является результатом интеллектуального творческого труда.

Авторское право содержит в себе как личные неимущественные (моральные) бессрочные права (право авторства, право на обнародование, право на защиту репутации автора), так и имущественные права на использование, которые автор по желанию может передавать другим.

Порядок соблюдения и регулирования авторских прав на международном уровне предписывается Бернской конвенцией, а на государственном (в частности, в России) — положениями Гражданского кодекса. Кстати, у нас в стране личные неимущественные права являются неотчуждаемыми и срока действия не имеют.

Субъекты авторского права

Главным и первоначальным субъектом авторского права (или правообладателем) является автор — физическое лицо, творческим трудом которого создано то или иное произведение науки, литературы или искусства, а также любая другая интеллектуальная собственность. Именно ему и принадлежит весь набор — личные неимущественные права и имущественное (исключительное) право на использование произведения.

Последующими правообладателями могут быть как физические, так и юридические лица, к которым исключительные права на произведения перешли от автора в силу закона или соответствующего договора. Среди них могут быть:

— предприятия (издательства, теле-/радио-/кинокомпании, приобретшие у автора право на использование произведения);
— работодатели, если произведение было создано наемным сотрудником (как правило, исключительное право на него возникает у нанимателя);
— заказчики, если произведение было создано по заказному договору;
— наследники автора или другого субъекта авторских прав (в случае с наследниками авторское право вступает в силу после смерти автора);
— организации, управляющие имущественными правами авторов на коллективной основе. Эта практика достаточно распространена, в России этим занимается некоммерческая организация РАО (Российское авторское общество).

Для защиты своих исключительных имущественных прав на произведение правообладатель может пользоваться знаком охраны авторского права — копирайтом (обведенной в круг буквой С). Его помещают на каждый выпускаемый экземпляр.

Какая ответственность грозит за нарушение авторского права


Когда в следующий раз полезешь в торренты, чтобы скачать новый альбом любимой группы до релиза, помни, что при нарушении авторских прав отсутствие вины не освобождает от обязанности прекратить нарушение, а также не исключает привлечения к ответственности. В России существует несколько видов ответственности за нарушение авторских прав:

— гражданско-правовая;
— административная;
— уголовная.

В контексте административных правонарушений как раз появляется момент извлечения дохода. Под этим подразумевается ввоз, продажа и любое другое незаконное использование произведения с целью получения прибыли в случаях, если такие экземпляры являются контрафактными или на них указана ложная информация об их изготовителях или обладателях авторских и смежных прав.

В наказание за такое нарушение для обычных граждан предусмотрен штраф до двух тысяч деревянных, для должностных лиц — до двадцати тысяч, для компаний — до сорока тысяч рублей. При этом, помимо денежных санкций, изымается весь контрафакт и оборудование, на котором он был изготовлен.

Уголовная ответственность предусматривается за плагиат (присвоение авторства), который причиняет крупный ущерб субъекту авторских прав и наказывается штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок 480 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.

За незаконное использование объектов авторского права в целях получения прибыли положено то же самое, только срок работ или реального тюремного заключения может вырасти до двух лет.

Как защитить свою интеллектуальную собственность

В теории авторское право на произведение появляется у автора ровно в момент его создания и не нуждается в дополнительном оформлении. Но для большей уверенности в его незыблемости правообладание можно депонировать (передать на хранение), к примеру, в уже упомянутое Российское авторское общество.

Процедура депонирования имеет смысл для защиты устных и письменных произведений, изображений и произведений объемно-пространственной формы (скульптуры, например). Этим также занимается Роспатент — там можно запатентовать ПО или другие изобретения.

Смысл депонирования в том, чтобы показать, что на момент регистрации или оформления патента объект авторского права существовал в действительности, что может помочь для защиты интеллектуальной собственности.

Как долго сохраняются права


Согласно международным договорам об авторском праве, а именно статье 7 (1) Бернской конвенции, минимальный срок охраны авторских прав на произведения литературы и художественных искусств составляет всё время жизни автора и еще 50 лет с момента его смерти. В этом документе также указано, что охрана авторского права предоставляется автоматически, и регистрация или выполнение других формальностей необходимости не имеет. Но некоторые национальные ведомства, работающие в области интеллектуальной собственности, предусматривают регистрацию произведений.

50 лет в контексте времени — срок небольшой. Так подумали во многих странах, в том числе и у нас, и поэтому срок защиты прав был увеличен. В соответствии со статьей 1281 части 4 Гражданского кодекса РФ, исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти (за исключением отдельных особо оговорённых случаев). По истечении этого срока произведение переходит в категорию общественного достояния.

Читайте также: