Аристотель считал что является обязанностью направленной на заботу об общем благе сообщества

Обновлено: 02.07.2024

В данном эссе я хочу попробовать разобраться в учении Аристотеля о происхождении и сущности государства. Я считаю, что эта тема интересна для рассуждений, так как у всех людей разное представление о том, каким же все таки должно быть идеальное государство.

Аристотель считает, что человек по своей природе является существом политическим, и он всегда будет тянуться к государству. А государство есть высшая форма человеческого общения, в основе которого лежит семья. Семья в свою очередь основана на видах отношений, таких как мужа к жене или сына к отцу. Аристотель пишет, что муж является главой семьи, он по своей природе выше жены, но жена при этом остается свободным человеком, полноправным участником семейного быта. Отношения отца и сына строятся иначе. Сын находится в подчинении отца, но тот должен заботить о благосостоянии ребенка. Еще Аристотель описывает отношения раба и господина, где раб не имеет никаких прав и, по сути, частью государства он является только условно. Здесь я с ним согласиться, конечно, не могу, но в то время рабство считалось абсолютно нормальным явлением и судить Аристотеля — это тоже самое, что судить современного человека за то, что он сильно привязан, например, к телефону, ничего без него сделать не может.

К трем ненужным формам государственного устройства Аристотель относил тиранию, олигархию и демократию, власть толпы, пролетариата (охлократия). Где тирания — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя, олигархия — соблюдает выгоды состоятельных граждан, строй, при котором власть находится в руках людей богатых и благородного происхождения, а демократия — выгоды неимущих.

В своей работе он подробно рассматривает все эти формы государства, характеризуя их особенности, обстоятельства их возникновения, чем они могут быть разрушены или поддержаны через какие формы и каким путем проходит обыкновенно государственное устройство данного типа. В общем, в своем учении Аристотель проводит некий морфологический разбор государственного устройства. Такая работа потребовала огромного количества времени и труда и она повлияла на дальнейшее развитие античной политической мысли.

Все государственные формы, названные Аристотелем, не только описаны, но и рассмотрены в его учении критически. Философ рассматривает их как с абсолютной точки зрения — безусловно, желательной, так и с точки зрения относительной, практической.

Нужна помощь в написании эссе?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

В своей работе Аристотель не пытался найти идеальную форму государственного устройства для абсолютно всех государств. В отличие от Платона, он считал, что подгонять все государства под одно устройство немыслимо и невозможно. Это также глупо, как изготавливать обувь одного размера для всех людей. Аристотель считает, что просто необходимо учитывать политические, социальные, экономические и культурные факторы человечества, ведь именно они определяют каким будет общество, какие в нем будут особенности и чем оно будет отличаться от других обществ, и исходя из этого для каждого государства нужно подбирать свою определенную форму устройства, которая будет подходить для данного общества и будет приводить к всеобщему благу.

Поэтому такие формы правления как монархия и аристократия не могут быть определены для каждого государства, как самые удачные, даже не смотря на то, что Аристотель отдавал свое предпочтение именно им, как господству добродетели. В итоге в своем учении он приходит к выводу, что умеренно-демократическая республика на практике является наиболее подходящим видом государственного устройства.

Во-первых, это государство должно быть греческим. Философ считал, что только эллины могут соединять свободу и порядок, мужество и культуру. Поэтому рабы не считались частью государства, так как рабами у греков были варвары и, считалось, что их дух не властвовал над телом, а значит ни о какой культуре, мужестве, порядке и тем более свободе сказать нельзя.

Также оно должно представляться республикой, притом аристократической. Вся жизнь гражданина должна находиться под контролем правящих властей, — это привычное для древних греков воззрение остается и у Аристотеля. Граждане могут участвовать в управлении государством, судебных процессах и военной службе, но при этом земледельцы, купцы и ремесленники не считались полноправными гражданами, так как Аристотель считал, что земледелие и ремесло — занятия низкие и несовместимы с политической добродетелью.

Помимо того, что граждане контролируются властями, государство их еще и воспитывает. Дети должны учиться музыке и гимнастике, а граждане должны являться примером для юношей и научать их доброй нравственности. Нравственность граждан должна находиться под правительственною опекой.

В результате можно сделать вывод, что идеальное государство по Аристотелю — это общество или союз людей, направленный на создание всеобщего блага, при этом он опирается на частную собственность на орудия труда и рабов.

Нужна помощь в написании эссе?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

В заключении выскажу свое мнение по поводу идеального государства. Я думаю, что, сколько бы ни придумывали разных теорий такого государства, а идеального все равно не может быть. Потому что для идеального государства нужны идеальные граждане и идеальное правительство, но, сколько не старайся, а угодить всем не получится. В итоге мы можем вечно стремиться к созданию идеального государства с идеальным строем, но прийти к совершенству — задача не из простых.

Основой этики Аристотеля служит психология. Этика изучает индивидуальное поведение человека, его политику, является по преимуществу социально-политической этикой, т.е. областью знаний, исследующей нравственные задачи гражданина и государства, вопросы воспитания хороших граждан и заботы об общем благе.

Этика Аристотеля занимает среднее положение между его психологией и политикой. В древности “этика” (“учение о нравственности”) означала жизненную мудрость, “практические“ знания относительно того, что такое счастью и каковы средства для его достижения. Этика - это учение о нравственности, о привитии человеку деятельно--волевых, душевных качеств, необходимых ему в

первую очередь в общественной жизни, а затем и личной. Она учит практическим правилам поведения и образу жизни отдельного человека. Но Аристотель не мыслит отдельного гражданина вне общества . Для него человек - существо общественно- политическое. Этика Аристотеля тесно связана с его политикой, с учением о сущности и задачах государства.

Этика и политика Аристотеля изучают один и тот же вопрос - вопрос о

воспитании добродетелей и формировании привычек жить добродетельно для

достижения счастья, доступного человеку в разных аспектах: первая - в

аспектах природы отдельного человека. вторая - в плане социально-

политической жизни граждан. Для воспитания добродетельного образа жизни и

поведения одной нравственности недостаточно. необходимы еще законы, имеющие

принудительную силу. Поэтому Аристотель заявляет, то “общественное внимание

(к воспитанию) возникает благодаря законам, причем доброе внимание -

благодаря добропорядочным законам”

Никомахова этика или Этика Никомаха - книга из разряда этических сочинений Аристотеля, посвящённая его сыну Никомаху. В ней, в частности, Аристотель вкратце излагает учение о душе, понятия о добродетелях, классификациях и т. д. Аристотель утверждает, что предметом его этики является счастье, которое он определяет как деятельность души в полноте добродетели. Добродетель, таким образом, становится средством достижения счастья. Она лежит между двух крайностей и заключается в умении найти золотую середину.

Свою этику Аристотель основывает на психологии, на известном нам уже делении человеческой души на три части. Это деление философ повторяет и развивает и в своей работе "Этика". Человеческая душа делится на неразумную и разумную части. Последняя часть души, в свою очередь, распадается на рассудок и собственно разум, иначе говоря, на разум практический и теоретический. Теоретический и практический разум характеризуется и в трактате "О душе". Там сказано, что "созерцательный", или "созерцающий ум" "не мыслит ничего относящегося к деятельности и не говорит о том, чего следует избегать или добиваться", тогда как практический ум "от созерцающего ума отличается своей направленностью к цели, это "ум, размышляющий о цели, то есть направленный на деятельность". Неразумная часть души разделена в "Этике" на растительную и страстную, стремящуюся, аффективную. Что касается растительной души, то там нет ни добродетелей, ни пороков. Страстная и разумная части имеют как свои добродетели, так и свои пороки. У разумной души имеются свои дианоэтические, или интеллектуальные, добродетели и свои дианоэтические пороки. Дианоэтические добродетели - это мудрость, разумность, благоразумие, а пороки - противоположные им состояния духа.

Страстная часть души и практический разум берутся Аристотелем в единстве. Их добродетели - добродетели поведения, нрава, этические добродетели. Душа этически добродетельна в той мере, в какой практический разум овладевает аффектами. Как дианоэтические, так и этические добродетели даны человеку не от природы, от природы дана лишь возможность их. Дианоэтические добродетели приобретаются путем обучения, а этические - путем воспитания. Поэтому "всякий,- сказано у Аристотеля,- в известном отношении виновник собственного характера".Этические добродетели определяются философом как "середина двух пороков". Например, недостаток мужества - это трусость, избыток же мужества - тоже порок, ибо это безумная отважность. Но так как она встречается редко, то люди привыкли противопоставлять мужеству лишь трусость. Итак, этические добродетели - это мудрая середина между крайностями. Так, щедрость - середина между скупостью и мотовством Интересно, что философ рассматривает в этическом разрезе не только поведение человека, но и его интересы. Лишь тот человек. полностью добродетелен, кто стремится к мудрости, т. е. философ. Стремление к высшим ценностям, надо полагать, считал Аристотель, возвышает душу и отвлекает ее от пороков, заставляя быть и этически добродетельной.

Разумная часть разумной души и высшее блаженство. Эта часть души направлена на созерцание неизменных принципов бытия, т. е. метафизических сущностей. Добродетель разумной, теоретической части разумной души состоит в мудрости. Мудрость выше практичности. Предмет мудрости - необходимое и вечное (не то, что преходящий мир политика-практика). В "Этике" дается определение науки. Это "схватывание общего и того, что существует по необходимости". Мудрость, наука, высшая дианоэтическая добродетель так же приобретаема, как и все другое. В этом плане Аристотель определяет науку как "приобретенную способность души к доказательствам". Только мудрость и наука способны принести высшее блаженство.

При этом Аристотель понимает мудрость и науку как чисто созерцательную деятельность, это апофеоз отрыва теории от практики, что характерно для развитых античных учений. "Этика" Аристотеля заканчивается восхвалением истинного блаженства чисто созерцательной, антипрактической жизни философа-мудреца.

1. Происхождение государства. Аристотель придерживался органической теории происхождения государства, т. е. государство возникает по природе вещей. Это следует из природы человека. Государство - это продукт естественного развития. В этом отношении оно подобно таким естественно возникшим первичным формам общения как семья и поселение. Но государство является высшей формой общения. Государство - это политическое общение между свободными и равными. Человек по своей природе существо политическое и в государстве завершается генезис этой политической природы человека.

2. Отношение к рабству. Аристотель считал, что люди не равны по природе. С эллино-центристских позиций он отмечает, что "варвары" - люди с неразвитой человеческой природой и они не доросли до политической формы жизни. "Варвар и раб, по природе своей, понятия тождественные". Отношения господина и раба являются, по Аристотелю, элементом семьи, а не государства.

3. Элементы (признаки) государства. Для Аристотеля, как и для Платона, государство представляет собой некое целое единство составляющих его элементов, но он критикует платоновскую попытку "сделать государство чрезмерно единым". Государство состоит из множества элементов и чрезмерное стремление их к единству, например, предлагаемая Платоном общность имущества, жен и детей приводит к уничтожению государства.

1. Единая территория (которая должна быть небольшой по размеру).

2. Коллектив граждан. (Гражданином является тот кто участвует в законодательной и судебной власти).

6. Единые представления о справедливости.

4. Частная собственность. Аристотель оправдывает частную собственность. "Частная собственность, - говорит Аристотель, - коренится в природе человека, в его собственной любви к себе". Собственность должна быть общей только в относительном смысле, а вообще частной. "К тому, что составляет предмет владения очень большого числа людей, прилагается наименьшая забота". Люди заботятся более всего о том, что принадлежит лично им.

5. Форма государства. Аристотель проанализировал 156 видов полисов и на этом основал классификацию форм правления. Форма государства определяется числом властвующих (один, немногие, большинство).

1. Правильные формы правления - в них правители имеют ввиду общую пользу (заботятся о благе народа). Это монархия, аристократия, и полития.

2. Неправильные формы правления - в них правители заботятся лишь о своем личном благе: тирания, олигархия и демократия.

Наилучшей формой правления Аристотель называет политию. В политии правит большинство в интересах обшей пользы. Все остальные формы представляют собой то или иное отклонение от политии. С другой стороны, сама полития, по Аристотелю, является как бы смешением олигархии и демократии. Этот элемент политии (объединение интересов зажиточных и неимущих, богатства и свободы) имеется в большей части государства, т.е. вообще характерен для государства как политического общения.

Из неправильных форм правления тирания - наихудшая. Резко критикуя крайнюю демократию, где верховная власть принадлежит демосу, а не закону, Аристотель с одобрением характеризует умеренную цензовую демократию, основанную на примирении богатых и бедных и господстве закона.

1. Правит большинство.

2. Умеренный имущественный ценз на правящие должности.

3. Избрание путем голосования.

4. Торговцы и ремесленники должны быть лишены политических прав.

5. Преобладание среднего класса.

6. Причины переворотов. Не может быть счастливо государство, если несчастен хоть один гражданин. Целью государства является счастливая жизнь граждан. Основную причину возмущений и переворотов в государстве Аристотель видит в отсутствии равенства. Перевороты оказываются следствием нарушения относительного характера равенства и искажения принципа политической справедливости, требующего в одних случаях руководствоваться количественным равенством, в других - равенством по достоинству.

7.Верховенство закона. Аристотель придерживается принципа верховенства законов. Существенной чертой закона является его соответствие политической справедливости и праву. "Всякий закон, в основе предполагает своего рода право". Следовательно, это право должно найти свое выражение, воплощение и соблюдение в законе. Отступление закона от права означало бы отход от политических форм к деспотическому насилию.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.



Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Великий философ древней Греции, мыслитель и энциклопедист Аристотель является основоположником логики и политической науки.

Он был рожден в Стагире (Фракия), его отцом был придворный врач македонского царя Аминты III. В возрасте 17 лет Аристотель поступает в академию Платона. Там он сначала обучается, а потом преподает. В общей сложности в стенах этого учебного заведения он проводит около 20 лет.

После того как умер Платон Аристотель странствует по разным местам своей страны. В конце 340-х гг. ему поступило приглашение от македонского царя Филиппа с просьбой стать воспитателем его сына, который в будущем стал Александром Македонским. В возрасте 50 лет Аристотель вернулся в Афины и открыл собственную философскую школу – Ликей (Лицей), в котором преподает до конца жизни.

Политико-правовое учение не являлось самостоятельной формой знания. Оно представляло собой составную часть его философии, прежде всего, этики. Аристотель отверг наивный идеализм, который рассматривался его учителем Платоном в учении о мире идей и вещей. Он выделил 4 базовых начала мира:

Понятие политической доктрины Аристотеля

Политическая доктрина Аристотеля — это целостное учение о политике, включая ее содержание и назначение в обществе. Он определял политику в качестве области объединения всех граждан в сообщество в качестве цивилизованной формы общности. Их цель состояла не в благе одного человека, а в народном и государственном благе.

Государство состоит из граждан, являющихся его основными элементами. Граждане это те, кто принимает участие в суде, в управлении. По Аристотелю они несут военную службу и служат богам. По этой причине в число граждан в то время не включали рабов и варваров, не развитых духовно и не способных к политическому общению.

Воззрения Аристотеля отличались от позиции Платона. Первый относил к возникновению государства положение, что оно является продуктом естественного развития. Человек — политическое существо, он формирует для общения соответствующие формы совместной жизни.

Первая форма такого общежития представлена семьей, где существовали отношения 3 типов:

  • господские (власть домовладыки);
  • супружеские (власть мужа над женой);
  • родительские (власть отца над детьми).

По мере того, как растут потребности и совершенствуется обмен несколько семей формируют селение. Несколько селений составляют государство. Можно сказать, что Аристотель перенес отношения патриархальной семьи на государство. Он определял государственную власть как продолжение власти главы. На этой основе была создана патриархальная теория государства.

Особенности политической доктрины

  • количественная (количество правящих: один, меньшинство, большинство);
  • качественная, включая цели правления;
  • имущественная (власть, принадлежащая бедным или богатым).

По первым двум критериям можно выделить 3 правильные формы:

  • монархия (власть царя);
  • аристократия;
  • политик.

Существуют и 3 неправильные формы:

  • тирания;
  • олигархия;
  • демократия.

Третий критерий привел всю совокупность форм правления к двум: олигархия (власть принадлежит богатым) и демократия (власть принадлежит неимущим). Аристотель сформулировал различия этих 2 форм. Он считал, что демократия представляет собой такой строй, при котором большинство свободных и неимущих обладают верховной властью. Олигархия же представлена таким строем, в котором власть находится в руках благородных и богатых людей, которые составляют меньшинство.

Аристотель полагал, что государство представляет собой самую совершенную форму жизни. Оно предназначено для службы общему благу, являясь воплощением справедливости. Тем не менее, философ не все существующие формы рассматривал в качестве способных в равной степени справедливо распределять блага в соответствии с достоинством людей. Возможность для всякого человека благоденствовать и быть счастливым обеспечивается только правильными формами.

Более предпочтительной формой является аристократия. Здесь власть находится в руках немногих лиц, которые обладают личным достоинством. Аристократическая форма предусмотрена при наличии 2 условий только там, где народ ценит личное достоинство, при этом оно присуще благородным.

В отличие от Платона, который описал идеальный строй, возможный лишь в прошлом (золотом веке), Аристотель стал прагматиком. Он основывался на опыте государственного устройства 158 городов (полисов), различая 2 государственные формы: абсолютно наилучшую и реально возможную.

Все граждане страны должны принимать участие в общественных трапезах, средства на которые поступали из земельного общественного фонда. Философ хотел разделить землю в идеальном государстве на общественную и частную. Общественные земли он желал делить на 2 части. Доходы с первой из них должны идти на покрытие издержек, которые связаны с религиозными жертвоприношениями, со второй доход шел на общественные трапезы.

Но Аристотель, который был прагматиком, понимал, что идеальное государство неосуществимо.

Реально возможна форма правления, обеспечивающая политическую стабильность и надлежащее равенство. Она должна обладать умеренностью, преодолевать крайности и недостатки олигархии и демократии. Также для нее должен быть характерен смешанный характер, который способен соединить их добродетели. Данная форма была названа политией (республикой), в состав признаков которой необходимо включить:

  • собственность средних размеров, которая дает возможность гарантировать самодостаточность семей, ослабляя противоречия между бедностью и богатством;
  • преобладание среднего класса, обладающего средним достатком;
  • социальная основа власти в качестве собственников земли (одновременно с этим земледельцы, ремесленники и все торговое сословие были исключены из числа граждан, так как были заняты физическим трудом и не имели возможность развивать в себе добродетель);
  • политическая власть, которая сосредоточена в руках воинов, приобретающих оружие за свой счет. Для них характерны полные гражданские права (свободно рожденные лица, которые не обладали богатством или добродетелью, не могли быть допущены к занятию высших должностей. Аристотель соглашался предусмотреть для них право участвовать в совещаниях и судах, но при условии, что у народа как массы не будет решающих голосов).
  • надлежащее распределение благ, обеспечивающее стабильность в полисе (его достижение происходит при соблюдении принципа политической справедливости).

Принцип справедливости состоит в 2 видах:

С помощью равенства по достоинству обеспечивается абсолютное неравенство. Это характерно для олигархии.

Заметим, что Аристотель не разделил непреодолимой преградой правильные и неправильные формы, развивая концепцию круговорота или перехода одной формы в другую. Так, по его мнению, олигархия при подчинении одному лицу может стать тиранией, а при ослаблении демократией. Полития способна переходить в олигархию, а тирания становится демократией, при этом власть царя вырождается в аристократию (политию).

По аналогии с Сократом и Платоном, Аристотель приравнивал закон и право, так как они призваны олицетворять политическую справедливость, которая необходима для обеспечения надлежащего распределения благ, формирующего стабильность и устойчивость страны.

В состав политической справедливости у Аристотеля было включено 2 вида:

  • распределяющая, где в процессе распределении благ и власти измерителем было человеческое достоинство;
  • уравнивающая, которая определяется не с помощью достоинства человека, а его вкладом в общее благо, а равной мерой оценки к неравным людям. Часто данная всеобщая мера в отношении имущественных споров представлена деньгами.
  • естественное;
  • условное (волеустановленное).

Автор в трактате утверждал, что естественное право везде обладает одинаковым значением и не зависит от признания (непризнания). Условное право изначально могло существовать без значительного различия, но поскольку оно определено, то безразличие прекращается.

Естественное и условное право не тождественны, но включены в состав политики, являясь мерой политической справедливости. Политическая справедливость у Аристотеля проявляется только между свободными и равными гражданами, принадлежащим к одному полису в качестве формы общения.

Аристотель не стал сводить все право к условному, то есть к тому, которое установили люди с помощью закона и всеобщих соглашений. Волеустановленное право представляет собой равную меру, установление которой происходит с целью регулирования отношений людей на основании их взаимного согласия. Данную меру закрепляет закон (писаное право) и обычаи (неписаное право). Аристотель уменьшал правовую силу законов, которые принимало народное собрание. Он считал демократию неправильной формой, увеличивая значение законов, которые были основаны на обычаях, как более справедливых. Тем не менее, любой закон должен вступать в соответствие с требованиями политической справедливости. Лишь правильные формы государства обладают правовым характером, так как они могут обеспечивать возможность достижения всеобщего блага.

Естественное право представляет собой систему общих представлений и требований, максимально полно отражающих природную склонность человека общаться, проживать совместно для достижения счастливой жизни. Для счастья каждого свободного гражданина необходимо наличие своего, надлежащего ему. Для этого важна равная мера за равное. Предписания этого характера нигде не были доказаны специально. Их формирование происходит в соответствии с политической природой человека, а их действию подчинена семья, отношения собственности, борьба с варварами и др. Естественное право, таким образом, представляет собой право человеческого разума.

Современному человеку, в отличие от Аристотеля, в голову никогда в жизни не придёт (мы надеемся), что рабство — это естественно, а женщина не вполне человек. Эти детали были важны в античном контексте. В остальном Аристотель сформулировал то, что затем лишь адаптировали под новую эпоху римляне и средневековые мыслители. Природное, биологическое меняется — людей всё больше. Оно требует перемен в языке. Душа же мира остаётся прежней. Политическая философия Аристотеля — фундамент, который сущностно не поменялся.

Итак, три главных темы в политической философии Аристотеля — это справедливость (отсюда общее благо). Из справедливости мы получаем полис (отсюда полития, т. е. современная демократия). А из полиса и справедливости мы получаем, что некоторые люди всегда несвободны, то есть они рабы по природе (отсюда возможность справедливой войны).

Справедливость — это благо для другого

Итак, справедливость. Как говорит Аристотель, справедливость — это высшая воспитуемая добродетель. Воспитуемость добродетели отсылает нас к Сократу и, конечно, Платону (Сократ не писал). Добродетель — это то, чему человека учат, это не природная черта человека.

Справедливость, как добродетель, высшая не сама по себе, а применительно к другому. Справедливость живёт, работает, проявляется только тогда, когда человек совершает благо по отношению к другому. Будь то другое человеком, обществом или полисом.

Более того, если каждый будет стараться урвать благо для себя, то полис развалится. Каждый замкнётся в себе и не будет открыт для общения с другими. Полис же — это общение, но об этом ниже.

Два вида справедливости

Справедливость бывает уравнивающая и распределяющая. Первую Аристотель сравнивает с арифметическим равенством. Уравнивающая справедливость действует в гражданско-правовых вопросах: мена, купля-продажа, заклад, залог, обещание и так далее. Или уголовно-правовых вопросах. Фемиде без разницы, кто убил: нищий или богач.

Распределяющая справедливость же включается в политической ситуации. Здесь благо распределяется пропорционально вкладу человека в дело строительства полиса. То, сколько ты вложил в общественное благо, пропорционально вернётся тебе. Здесь опять-таки чисто теоретически не важно сапожник ли ты или чиновник. Первый может получить больше отдачи, если сильнее проявит себя в деле строительства полиса, то есть в политическом общении, деятельности. На практике это, конечно, не всегда так.

Справедливость в политии

Как появился полис

Итак, Аристотель имеет в виду, что для человека является естественным желать общения с себе подобными. Это его первичная потребность. Человек единственный из всех животных имеет орган речи, он может формулировать и передавать абстрактные понятия (добро, зло, справедливость). Человек физически не может жить без общения.

Коммуникация — это и есть человек

И тут же возникает необходимость в следующей стадии общения. Общения ради безопасности. Семья (т.е. домохозяйство — это важно) уже обеспечена всем необходимым. Но её нужно защищать, и это сложно. Хоть люди по своей природе дружелюбны, как отмечает Аритотель, и без дружбы вообще ничего не делают, защищать семью нужно от внешнего мира. Семьи, общаясь, сливаются в родовые поселения.

Что такое полис

Когда удовлетворены потребности первых двух уровней, то возникает потребность третьего порядка — общение об общем благе, политическое общение. Это и есть полис. В отечественных переводах и статьях непонятно почему это называется государством. В России всё, где есть князёк, называют государством, не разбираясь в терминах. Но Аристотель имеет в виду именно полис как сообщество равных граждан. Граждане же — это мужчины-собственники, патриархи домохозяйств, как сказали бы в античном Риме.

Так говорил Аристотель. Что он имел в виду? Конечно не то, что полис появился раньше человека. Это люди объединились сначала в семьи, затем родовые поселения, а затем в полис. Аристотель имел в виду, что полис — это целое, а человек — его часть. Часть не может существовать без целого. Отсюда мы можем вывести важнейшее основание всей западной философии — первичен коллектив, сообщество, commonwealth, res publica. Все эти слова пошли от полиса.

Все разговоры о том, что первична личность по отношению к коллективу — это веяния Нового времени. Человек и его личностные качества важны в той мере, в которой он является частью сообщества, полиса. Личностные качества человека важны в той мере, в которой он вкладывается в политическое и в какой ему воздаётся за его вклад. Вот на сколько вы гражданин, настолько и важны вы как человек, по Аристотелю. Если вы не вкладываетесь в общее благо, вы либо бог, либо зверь, и кому вы в таком случае нужны? Вот что хочет сказать Аристотель.

Раб — такая же часть целого

Эту же логику о части целого Аристотель использует в рассуждении о рабстве. По Аристотелю, одни люди свободны, а другие никогда не свободны. Кто же свободные? Эллины, то есть греки. Эллины способны к политическому общению. А рабы — это варвары. В первую очередь, конечно же, персы. Не будем забывать, что Аристотель современник войны Александра Македонского с Персидским царством.

Итак, варвары — рабы по природе. Но раб и господин, говорит Аристотель, соотносятся точно так же, как собственность и его хозяин, как человек и полис. Как часть и целое. Раб — это собственность, она не может ничьей так же, как и человек не может существовать без полиса. Отсюда природное предназначение рабов.

Из войны Александра с персами, из аристотелевского понимания рабства проистекает первое обоснование справедливой войны. Это война против варваров и обращение их в подобающее им состояние.

Читайте также: