Что включает методическое обеспечение эксперимента
Обновлено: 16.05.2024
(со следующей страницы) Возникает противоречие между необходимостью …… и недостаточным использованием (отсутствием, неразработанностью) ……. .
Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске………….. .
Объект исследования
Предмет исследования
Цель исследованиязаключается в выявлении и экспериментальной проверке возможности …………………………………. .
Гипотеза исследования: процесс …………………..будет осуществляться эффективно, если:
Цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
3. Разработать и апробировать ………………………………….. .
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:
1.Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы.
2.Эмпирические: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.
3. Математические: статистические методы обработки эмпирических данных.
Теоретической основой исследования стали: теория ………………(А.А. Иванов, Б.Б. Петров, С.С. Сидоров и др.); концепция …………….. (А.А. Иванов, Б.Б. Петров, С.С. Сидоров и др.); положения теории ………………. (А.А. Иванов, Б.Б. Петров, С.С. Сидоров и др.); идея использования ………….. (А.А. Иванов, Б.Б. Петров, С.С. Сидоров и др.).
Практическая значимость исследования состоит в разработке программы ………………………. . Результаты исследования могут полезны ………………………………… .
База исследования:
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 71 наименование. Материал изложен на 67 страницах, содержит 4 таблицы, 5 рисунков.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по …………….
Этапы, организация и методическое обеспечение опытно-экспериментальной работы
Цель опытно – экспериментальной работы:экспериментальная проверка возможности ………………………………………. .
Задачи опытно-экспериментальной работы:
1. Выявить уровень ………………в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе эксперимента.
2. Провести педагогический эксперимент с целью повышения уровня ………………в экспериментальной группе на формирующем этапе эксперимента.
3. Определить эффективность проведения педагогического эксперимента на контрольном этапе.
Экспериментальная работа проводилась на базе ……. . В исследовании участвовали дети в возрасте ………….. .
Педагогический эксперимент состоял из констатирующего, формирующего и контрольного этапов.
Цель констатирующего этапа эксперимента: определение уровня ………………………….. .
Задачи констатирующего этапа эксперимента:
1. Подобрать диагностическую методику.
2.Провести диагностику сформированности ……………………. .
3. Проанализировать результаты констатирующего этапа эксперимента.
В качестве диагностического инструмента использовалась методика ………………………………………………[ ] (см. Приложение 1).
(Кратко изложить суть диагностической методики)
Ниже представлена характеристика уровней …………………..у …. .
Полученные результаты подвергались количественной и качественной обработке. Статистическая достоверность данных рассматривалась по непараметрическому критерию φ - угловое преобразование Фишера.
Первичные результаты диагностики детей экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента представлены в Приложении 2.
Сравнительный анализ уровней …………………..экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента представлен в таблице 1 и рисунке 1.
Таблица 1 – Результаты распределения детей ЭГ и КГ по уровням сформированности ……………………………………до обучения
Уровень сформированности …….. | Экспериментальная группа n = 19 | Контрольная группа n = 19 | Критерий j - угловое преобразование Фишера |
Количество детей | Процентное соотношение к общему количеству детей | Количество детей | Процентное соотношение к общему количеству детей |
Высокий | |||
Средний | |||
Низкий |
Рисунок 1 – Распределение детей ЭГ и КГ по уровням сформированности …………. до обучения
Количественный анализ данных
Качественный анализ данных
Таким образом, анализ результатов констатирующего этапа эксперимента выявил недостаточный для ……….уровень сформированности ………. в экспериментальной и контрольной группах.
В связи с этим встала задача разработать экспериментальную программу, направленную на повышение уровня ……………..у …………………. что обусловило проведение формирующего этапа эксперимента.
2.2.Цель, задачи и содержание формирующего этапа эксперимента
Цель формирующего этапа эксперимента: разработать содержание логопедической работы по…………………у ……… детей старшего дошкольного возраста.
Задачи формирующего этапа эксперимента:
1. Разработать программу ………………у …………… .
2. Апробировать разработанную программу в экспериментальной группе.
Цель программы: формирование ……………у ……………………. .
Задачи программы:
Для реализации целей и задач предусматривалось следование следующим принципам:
Статья раскрывает необходимость использования научно-исследовательской деятельности в работе учителя.
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_nauchno-eksperimentalnaya_deyatelnost_uchitelya.doc | 63 КБ |
Бесплатный марафон подготовки к ЕГЭ на зимних каникулах
Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.
Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ
Предварительный просмотр:
Научно-экспериментальная деятельность как средство формирования исследовательских компетенций учителя
Выступление на районном методическом совете (2010г, ноябрь)
заместитель директора по УВР
МОУ Новоюрьевской СОШ
К сегодняшнему дню изменилось положение в школах: они получили больше свобод, начали самостоятельно разрабатывать концепции и программы своего развития, самостоятельно проектировать индивидуальные педагогические системы, выбирать или разрабатывать образовательные технологии.
Главное - суметь подвинуть на такие преобразования учителя, который приготовлен к педагогической деятельности в типовой общеобразовательной школе, но не всегда готов к работе в новых условиях.
В качестве примера можно привести А.С Макаренко - выдающегося педагога-экспериментатора. Ему на практике удалось совершить чудо по интеграции теории и практики воспитания детей и добиться блестящих результатов.
Идея привлечения учителя к научно-исследовательской работе в рамках образовательного учреждения развивается в Типовом положении об образовательном учреждении. Здесь как бы расшифровываются права учителя: свободно выбирать и использовать методы обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний обучающихся; повышать квалификацию . ; аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию.
Аттестационные материалы говорят о разнообразных формах аттестации, включающие: научные отзывы, авторские программы, творческие отчеты, научно-педагогические разработки, опытно-экспериментальную работу и др. Эти формы, как видим, требуют специальной научной подготовки. Такая научная подготовка проводится через повышение квалификации, через участие в методической работе, в процессе формирования педагогического опыта, через участие в опытно-экспериментальной работе. В школе аттестованы 85 % педагогических и руководящих работников, большинство из них защищали педагогические проекты, т.е. были исследователями в какой-либо области.
Сухомлинский сам был неутомимым исследователем, как в области теории, так и в области практики, вовлекая в исследования и педагогов, и учащихся.
В нашей школе научно-экспериментальная деятельность педагогов осуществляется пятью ШМО: истории, химии, биологии и географии; математики, физики и информатики; русского языка и литературы; начальных классов; классных руководителей) по следующим направлениям:
- Индивидуальная экспериментально-методическая работа учителей.
- Научно-экспериментальная работа творческих педагогических групп
- Научно-исследовательская, проектная деятельность учащихся.
В большинстве случаев ОЭР понимается, как внедрение и распространение наработанных в педагогической науке идей и технологий. Опытно-экспериментальная работа является формой организации и практической реализации инновационной деятельности учителя в развивающейся школе, направленная на изучение, проектирование, научно методическое обоснование целевых, содержательных и процессуальных характеристик учебно-воспитательного процесса с целью отыскания качественно новых и эффективных путей формирования целостной личности.
Технология организации опытно-экспериментальной работы представляет собой логическую последовательность действий, включающую в себя ряд этапов.
Второй этап характеризуется разработкой замысла эксперимента.
Замысел эксперимента оформляется в программу опытно экспериментальной работы, разработка которой является способом моделирования исследовательской деятельности педагога. Программа опытно-экспериментальной работы включает: обоснование и формулировку темы; определение объекта и предмета исследования, цели и задач эксперимента; формулировку гипотетических предположений, где максимально подробно изложена модель, будущая методическая система, технология, т.е. механизм того нововведения, за счет которого ожидается получить высокую результативность; выбор и обоснование конкретных методик и методов исследования; определение сроков опытно экспериментальной работы в целом и ее этапов; разработку критериев оценки ожидаемых результатов эксперимента; определение основных направлений мониторинга текущего учебно-воспитательного процесса.
Программа опытно-экспериментальной работы рассматривается и утверждается на заседании экспертного совета. Также на втором этапе разрабатывается научно-методическое обеспечение эксперимента (планы уроков, внеклассных мероприятий, дидактический материала, технические средства, способы фиксации экспериментальных фактов и др.).
Третий этап заключается в реализации педагогом программы опытно-экспериментальной работы. Данный этап предполагает осуществление той системы мер по преобразованию учебно-воспитательного процесса, которые были заложены в гипотезе: реализация новой технологии, методики, апробация методов, приемов обучения и воспитания, за счет которых ожидается получение качественно более высокого результата.
На четвертом этапе проводится теоретическое осмысление полученных результатов, их рефлексия (обобщение проведенных уроков, внеучебной деятельности учащихся, приемов и методов обучения и воспитания и др.), работа над выводами, описание хода эксперимента.
На пятом этапе осуществляется обобщение результатов опытно экспериментальной работы и их распространение. Для этого готовится выступление на заседании педагогического совета, методического семинара, научно-практической конференции, статья в журнал или сборник тезисов по итогам опытно экспериментальной работы.
В школе работают 4 школьных экспериментальных площадки направленных на совершенствование структуры и содержания общего образования, обновление содержания, форм и методов воспитательной работы, организацию дистанционного обучения:
В школе созданы творческие группы по использованию тестового контроля
знаний, современных образовательных технологий.
Коллектив МОУ Новоюрьевской СОШ идет по пути организации творческой, поисково-исследовательской работы учащихся и педагогов. Ведущая цель этого направления - развитие творческих способностей обучающихся в различных областях познания и формирование навыков самостоятельного научного поиска.
Исследовательская работа рассматривается нами как способ повышения познавательной активности и интеллектуального потенциала личности учащегося , развивает воображение, интуицию, потребность в самоактуализации, раскрывает и расширяет собственные созидательные возможности учащихся.
В школе созданы условия для инновационных процессов:
- Во-первых, это мотивация учителей и учащихся на выполнение научно-исследовательской деятельности через различные формы - семинары, педагогические чтения, круглые столы, форумы, конкурсы и др.
- Во-вторых, организация дополнительного образования учащихся. Главная цель которого дать обучающемуся возможность развить свой интеллект и творческие способности.
Учащимся предлагается широкий выбор деятельности в рамках дополнительного образования. Эта работа дает возможность каждому ученику совершенствовать свои знания в выбранной предметной области, развивать интеллект, приобретать умения и навыки в научно – исследовательской и научно-экспериментальной деятельности под руководством опытных педагогов, а каждому учителю – повышать свой профессиональный уровень, методологическую компетентность и педагогическое мастерство.
Творческая деятельность школьников начинается с начальной школы.
Для учащихся 9-11 классов исследовательская деятельность выступает как важный элемент в предпрофильном и профильном обучении, обеспечивающим развитие исследовательских компетенций и предпрофессиональных навыков. Учащиеся сориентированы на получение высшего образования, а поэтому и темы работ определяются интересами к выбранной профессии. Учащиеся являются победителями и призерами муниципального этапа и участниками регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников.
Таким образом, опытно-экспериментальная работа является основным фактором обновления школы, который приводит к повышению интереса педагогов к своей деятельности, росту профессионального мастерства, педагогических достижений, а отсюда и удовлетворенности своим профессиональным трудом. Опытно-экспериментальная работа позволяет вносить изменения в целевые, содержательные и процессуальные характеристики учебно- воспитательного процесса, то есть создавать абсолютно новую педагогическую практику, не характерную для существующего уровня функционирования образовательных учреждений.
Таким образом, исследовательская деятельность обогащает педагогическую, делает ее многогранной, интересной. Постепенно учитель приобщается к науке. Наука, как система объективных знаний о действительности, как деятельность по получению новых знаний и как результат познания, является ведущим и основным фактором подготовки учителя как специалиста и механизмом его профессионального роста.
В организации деятельности таких образовательных учреждений различные формы кооперации, сотрудничества, взаимодействия на межличностном уровне преобладают над мерами административного воздействия. А главными целями научно-методической работы являются:
достижение качественно нового уровня образования учащихся;
обеспечение роста педагогической и исследовательской компетентности учителя;
обобщение, научное обоснование и распространение опыта инновационной деятельности.
Планирование и организация научно-методической и опытно-экспериментальной работы (НМР и ОЭР) проводится на основе проблемно-целевого анализа, в ходе которого определяется характер внедряемых инноваций и экспериментов по их проверке, выявляется уровень готовности педагогов к данной деятельности.
Так, реализуемые в лицее инновации, можно условно распределить по четырем уровням:
1. Институциональные – создание модели инновационного общеобразовательного учреждения с разновозрастной организацией учебного процесса и технологии ее переноса.
2. Организационные – изменение возрастной структуры обучаемых групп, системы предпрофильной подготовки и профильного обучения и др.
3. Содержательные – обновление содержания образования, изменение его структуры (подготовка учебных программ и других компонентов УМК).
Безусловно, при такой объемной работе важно исследовать эффективность инноваций, степень их влияния на высокие показатели образовательной деятельности лицея. Чтобы это прошло успешно, необходимо выявить уровень готовности педагогов к подобному мероприятию. Мы применяем несколько модифицированную методику, предлагаемую А.С. Сиденко. Она предполагает выделение четырех уровней: опытный, опытно-экспериментальный, экспериментально-поисковый, экспериментально-исследовательский.
На основании собеседования, тестирования, анализа деятельности, методической и научной продукции учителя мы определяем четыре уровня экспериментальной деятельности учителя:
I уровень – учебно-методический – принимает участие в образовательном эксперименте по разновозрастному обучению, работает по предложенным ему программам, используя принятые в лицее методики и технологии;
II уровень – методический – разрабатывает авторский учебно-методический комплекс и использует его в учебно-воспитательном процессе;
IV уровень – собственно научный – выходит на исследование диссертационного уровня.
На основе базисных компонентов опытно-экспериментальной работы (мотивационный, когнитивный, регулятивный, эмоционально-волевой, оценочный) в нашем лицее мы выделили следующие критерии определения уровня готовности учителя к исследовательской деятельности:
1. Высокий творческий потенциал.
2. Энергичность, выносливость к длительным нагрузкам.
3. Объективность, умение признавать свои ошибки.
4. Владение информационными технологиями.
5. Способность к саморазвитию.
8. Владение теорией и практикой проведения педагогического эксперимента.
9. Способность к рефлексии.
В результате оценивания определяются пять уровней готовности педагогов к экспериментальной деятельности:
I уровень – крайне-отрицательный, недопустимый;
II уровень – критический;
III уровень – допустимый;
IV уровень – оптимальный, положительный;
V уровень – активно-положительный.
Кстати, исследования, проведенные в лицее, показали, что около 50% членов педагогического коллектива можно отнести к III и IV уровням.
На наш взгляд, значительную роль в мотивации учителя к инновационной деятельности играют курсы метапредметной, общекультурной направленности, хотя, разумеется, не стоит отказываться и от узкопредметной методической подготовки.
В план занятий методического семинара, постоянно действующего в лицее, наряду с традиционной тематикой, включены вопросы, связанные с обоснованием и разработкой авторских учебных программ, в том числе и сетевых (в электронном варианте), программ проведения психолого-педагогического эксперимента, ведением сопутствующей документации. На семинарах, после фронтальной работы со всем коллективом, осуществляется совместное проектирование в группах и оказание индивидуальной помощи каждому учителю, который в этом нуждается.
Важным является также проведение психологического лектория, где рассматриваются теоретические проблемы и даются практические рекомендации по психологическому сопровождению экспериментальной деятельности.
Опыт показывает, что наибольшие затруднения при организации индивидуальной научно-методической работы вызывают проблемы как объективного характера (занятость учителя собственно учебной и воспитательной нагрузкой, недостаточное материальное стимулирование научной деятельности), так и субъективного (трудность в отношении к своим педагогическим действиям, как к предмету научного исследования).
Помимо готовности педагогического коллектива к эксперименту, в любом ОУ, где он проводится, важно также присутствие ряда институтов, санкционирующих, организующих, направляющих и координирующих научно-методическую и экспериментальную работу учителей.
В нашем лицее эти роли выполняют специальные педагогические советы. Ими определяются основные направления научно-методической и исследовательской деятельности на учебный год, заслушиваются ежегодные отчеты ответственных за тот или иной сегмент работы, утверждается Программа экспериментальной деятельности, рассматривается и принимается очередная Программа развития образовательного учреждения, а также избирается научно-методический совет лицея (НМС).
Значительную роль в мотивации учителя к инновационной деятельности играют курсы метапредметной, общекультурной направленности.
В состав этого органа входят руководители всех методических и исследовательских объединений, заместители директора по учебной и воспитательной работе, психологи, педагог-организатор научного творчества лицеистов, ответственный за предпрофильную подготовку и профильное обучение.
Важными подразделениями в системе НМР являются кафедры – предметные и цикловые объединения педагогов математики и информатики, словесности, иностранных языков, общественных дисциплин, естествознания, дополнительного образования. Их координацией занимаются старшие учителя.
Главная задача каждого нашего преподавателя – создание авторского программно-методического обеспечения своей педагогической деятельности. Эта работа строится по схеме экспериментального исследования. Поскольку в лицее осуществляется разновозрастное обучение, то в пояснительной записке излагается гипотеза о том, при каких организационных, содержательных и технологических условиях учащимися в индивидуальном темпе в течение трех лет будет освоен курс полной средней школы с опережением до одного года. Кафедрами также обеспечивается вариативная часть учебного плана лицея (элективные курсы) и подготовка программ дополнительного образования. Результатом становится не только УМК, но и выступления педагогов на педагогических чтениях и научно-практических конференциях.
Для исследования эффективности основных положений Концепции лицея действуют две лаборатории:
– по проблемам разновозрастного образования (организационные инновации);
– по проблемам концентрированного обучения (технологические инновации).
Организация подобных долговременных исследовательских коллективов в школах может, на наш взгляд, строиться в соответствии с двумя подходами.
Первый предполагает объединение индивидуальных исследований по сходной тематике и работу сотрудников по общему плану, включающему организационные вопросы (уточнение тем, обсуждение программ экспериментов, хода и результатов их реализации, представление текстов докладов, выступлений, публикаций).
Результаты деятельности сотрудников лабораторий отражаются в докладах на научно-практических конференциях разного уровня, в публикациях.
Для создания модели реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения в разновозрастных учебных группах образован временный исследовательский коллектив (ВИК) во главе с человеком, ответственным за это направление работы лицея. Наряду с разработкой технологии организации образовательного процесса, условий ее психологического обеспечения, членами ВИК изучаются проблемы предпрофильной подготовки в соответствии с индивидуальными темпами развития учащихся.
Важными подразделениями в системе НМР являются кафедры – предметные и цикловые объединения педагогов математики и информатики, словесности, иностранных языков, общественных дисциплин, естествознания, дополнительного образования. Их координацией занимаются старшие учителя
Лицей решает сложную задачу по распространению опыта инновационной деятельности педагогического коллектива в целом и его отдельных членов. Наиболее продуктивной в этом плане является подготовка специалистов разновозрастного обучения.
Цель ИЦПК – методическое обеспечение реализации модели (идеи) разновозрастного обучения в образовательных учреждениях и организациях разного типа.
Для этого необходимо решение ряда задач:
разработка технологии переноса данной модели;
подготовка учителей разновозрастного обучения и необходимых для их работы методических материалов;
организация деятельности экспериментальных площадок.
Эти задачи еще далеко не решены, однако в процессе работы сложилась определенная процедура подобного переноса. Она включает ряд этапов и блоков с соответствующим содержанием:
Публикации в периодической печати.
Проведение стационарных и выездных семинаров, в программу которых включен лекционный материал по следующей тематике:
Осуществление формирующего эксперимента на базе двух дочерних площадок – образовательных учреждений г. Усть-Илимска и Усть-Илимского района. В них созданы и успешно работают консультационные пункты, в которых учителя лицея оказывают помощь по формам организации преподавания в разновозрастных группах, составлению учебных (образовательных) программ, программ реализации индивидуальных исследований.
Организация стажировки педагогов и руководителей ОУ на базе экспериментального лицея.
4. Подготовка необходимого пакета документов.
Он включает программы развития школы, общешкольные и локальные программы экспериментов, учебные планы, учебно-методические комплексы (образовательные программы по предмету, учебные пособия, задачники, рабочие тетради, тесты и т.д.).
В данный пакет также входит сетевая образовательная программа для взрослых (авторы электронного варианта – М.М. Батербиев, В.М. Гуляев), которая используется для разработки программ экспериментов слушателями курсов.
Деятельность ИЦПК имеет научное и практическое значение. Так, идея и разрабатываемая модель могут стать одними из удачных вариантов решения проблем сельских малокомплектных и малочисленных школ.
Эффективность сложившейся в лицее организации научно-методической работы подтверждается высокими показателями его образовательной деятельности как в рамках традиционного, так и компетентностного подходов.
Все это позволяет утверждать, что эксперимент, проводимый Усть-Илимским лицеем на протяжении уже 15-ти лет, вступил в стадию социализации.
(со следующей страницы) Возникает противоречие между необходимостью …… и недостаточным использованием (отсутствием, неразработанностью) ……. .
Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске………….. .
Объект исследования
Предмет исследования
Цель исследованиязаключается в выявлении и экспериментальной проверке возможности …………………………………. .
Гипотеза исследования: процесс …………………..будет осуществляться эффективно, если:
Цель и гипотеза исследования обусловили постановку следующих задач:
3. Разработать и апробировать ………………………………….. .
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:
1.Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы.
2.Эмпирические: наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.
3. Математические: статистические методы обработки эмпирических данных.
Теоретической основой исследования стали: теория ………………(А.А. Иванов, Б.Б. Петров, С.С. Сидоров и др.); концепция …………….. (А.А. Иванов, Б.Б. Петров, С.С. Сидоров и др.); положения теории ………………. (А.А. Иванов, Б.Б. Петров, С.С. Сидоров и др.); идея использования ………….. (А.А. Иванов, Б.Б. Петров, С.С. Сидоров и др.).
Практическая значимость исследования состоит в разработке программы ………………………. . Результаты исследования могут полезны ………………………………… .
База исследования:
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 71 наименование. Материал изложен на 67 страницах, содержит 4 таблицы, 5 рисунков.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по …………….
Этапы, организация и методическое обеспечение опытно-экспериментальной работы
Цель опытно – экспериментальной работы:экспериментальная проверка возможности ………………………………………. .
Задачи опытно-экспериментальной работы:
1. Выявить уровень ………………в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе эксперимента.
2. Провести педагогический эксперимент с целью повышения уровня ………………в экспериментальной группе на формирующем этапе эксперимента.
3. Определить эффективность проведения педагогического эксперимента на контрольном этапе.
Экспериментальная работа проводилась на базе ……. . В исследовании участвовали дети в возрасте ………….. .
Педагогический эксперимент состоял из констатирующего, формирующего и контрольного этапов.
Цель констатирующего этапа эксперимента: определение уровня ………………………….. .
Задачи констатирующего этапа эксперимента:
1. Подобрать диагностическую методику.
2.Провести диагностику сформированности ……………………. .
3. Проанализировать результаты констатирующего этапа эксперимента.
В качестве диагностического инструмента использовалась методика ………………………………………………[ ] (см. Приложение 1).
(Кратко изложить суть диагностической методики)
Ниже представлена характеристика уровней …………………..у …. .
Полученные результаты подвергались количественной и качественной обработке. Статистическая достоверность данных рассматривалась по непараметрическому критерию φ - угловое преобразование Фишера.
Первичные результаты диагностики детей экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента представлены в Приложении 2.
Сравнительный анализ уровней …………………..экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента представлен в таблице 1 и рисунке 1.
Таблица 1 – Результаты распределения детей ЭГ и КГ по уровням сформированности ……………………………………до обучения
Уровень сформированности …….. | Экспериментальная группа n = 19 | Контрольная группа n = 19 | Критерий j - угловое преобразование Фишера |
Количество детей | Процентное соотношение к общему количеству детей | Количество детей | Процентное соотношение к общему количеству детей |
Высокий | |||
Средний | |||
Низкий |
Рисунок 1 – Распределение детей ЭГ и КГ по уровням сформированности …………. до обучения
Количественный анализ данных
Качественный анализ данных
Таким образом, анализ результатов констатирующего этапа эксперимента выявил недостаточный для ……….уровень сформированности ………. в экспериментальной и контрольной группах.
В связи с этим встала задача разработать экспериментальную программу, направленную на повышение уровня ……………..у …………………. что обусловило проведение формирующего этапа эксперимента.
2.2.Цель, задачи и содержание формирующего этапа эксперимента
Цель формирующего этапа эксперимента: разработать содержание логопедической работы по…………………у ……… детей старшего дошкольного возраста.
Задачи формирующего этапа эксперимента:
1. Разработать программу ………………у …………… .
2. Апробировать разработанную программу в экспериментальной группе.
Цель программы: формирование ……………у ……………………. .
Задачи программы:
Для реализации целей и задач предусматривалось следование следующим принципам:
В рекомендациях отражена система работы по организации опытно - экспериментальной деятельности детей в ДОУ: задачи, планирование, формы работы и др.
Содержимое публикации
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Задачи экспериментальной деятельности.
Основное содержание деятельности.
Организация работы на подготовительный период.
Примерный алгоритм занятий-экспериментов.
Формы работы с детьми.
Организация опытно - экспериментальной деятельности дошкольников.
«То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
(К. Т. Тимирязев)
Пояснительная записка
В настоящее время, в связи с пересмотром форм и методов обучения в дошкольном образовании, в процесс обучения активно внедряется экспериментирование. Многие исследователи считают, что у детей, уже в дошкольном возрасте, необходимо развивать исследовательскую активность и инициативность, так как существенной стороной подготовки ребёнка к школе является потребность в знаниях, проявляющихся в познавательных интересах. В образовательном процессе эксперимент, в соответствии с ФГОС, является методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах. Экспериментальная деятельность развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие познавательного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с эстетическими правилами жизни в обществе. Всё это можно формировать с раннего возраста в игровой форме. Дети по своей природе - исследователи. Исследовательская деятельность - естественное состояние ребёнка. В обыденной жизни ребёнок часто экспериментирует с различными вещами, стремится узнать что-то новое. Он разбирает игрушки, наблюдает за тонущими предметами, пробует языком в мороз металлические предметы. Но это опасно. Эксперимент же, специально организуемый, безопасен для детей и, в то же время, знакомит его с законами жизни природы и необходимостью учёта их в собственной жизни. В ходе опытов дети учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, соблюдать правила безопасности, и в итоге - формируются компетенции, необходимые для обучения в школе.
Задачи экспериментальной деятельности.
1. Расширять представления о физических свойствах окружающего мира. 2. Учить умению работать в детском коллективе. 3. Работать самостоятельно. 4. Отстаивать свою точку зрения. 5. Определять причины неудачи экспериментальной деятельности. 6. Делать выводы. 7. Формировать основы техники безопасности в ходе опытов, экспериментов. 8. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Основное содержание экспериментальной деятельности.
1. О материалах (песок, бумага, глина, дерево, ткань). 2.О природных явлениях (вода, снег, солнце, ветер). 3.О мире растений (способ выращивания растений из семян). 4. О предметном мире.
Организация работы.
- Подбор диагностических методик. - Создание системы мониторинга деятельности (анкетирование педагогов, детей, родителей и т.д.). - Составление плана работы на год. - Обучение педагогов на практических тренингах. - Подбор оборудования, материалов. - Итоги. Обобщение опыта.
В ДОУ эксперимент может быть организован в трёх направлениях:
- специально организованное обучение; - совместная деятельность педагога с детьми; - самостоятельная деятельность детей. Важно:занятия являются итоговой формой исследовательской деятельности. Проблемные ситуации, эксперимент могут быть частью любого занятия. Например, частью занятия по математике, развитию речи, конструированию и т.д. Структура занятия-эксперимента является примерной и может быть изменена.
Примерный алгоритм занятий по экспериментированию.
Предварительная работа по изучению теории вопроса (экскурсии, наблюдения, чтение, беседы).
Определение типа, вида и тематики занятия-экскурсии.
Выбор цели и задач с детьми (познавательных, развивающих, воспитательных).
Игровой тренинг внимания, памяти, восприятия, мышления.
Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования и учебных пособий.
Выбор, подготовка пособий и оборудования с учётом возраста детей.
Обобщение результатов наблюдений (дневники, таблицы, фотографии) с целью подведения детей к самостоятельным выводам.
Формы работы с детьми (методы и приёмы).
1. Экспериментальная игра: помогает убедиться в достоверности явлений. 2. Практическая деятельность. Действия (с магнитами, лупой, измерительными приборами). Позволяет самостоятельно овладеть способом познавательной деятельности. 3. Наблюдения в реальной жизни, экскурсии (таянье снега, туман, радуга, роса). Побуждает к поиску объяснения причин природных явлений. 4. Рассматривание схем, таблиц, рисунков. Позволяет упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне. 5. Использование энциклопедических данных. Развивает интерес, интеллект. 6. Игра-драматизация. Ребёнок берёт на себя роль – объясняет, учит.
Специально организованная исследовательская деятельность
позволяет детям самим добывать информацию об изучаемых объектах, явлениях, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.
Организация уголка экспериментирования
-Материал, находящийся в уголке, располагается в доступном для детей месте. - Пособий для опытов и экспериментов должно быть в достаточном количестве. - Оборудование уголка подбирается с учётом возраста и уровня развития детей. - Материал для экспериментирования распределяется по разделам.
Оборудование уголка экспериментирования
- Приборы: увеличительные стёкла (лупы), микроскопы, песочные часы, магниты, зеркала и др. - Сосуды из различных материалов разного объёма и формы: колбы, пробирки, стаканы, чашки и др. - Природный материал: камешки, шишки, ракушки, мох и т. д. - Разные виды бумаги: картон, ватман, калька, гофрированная бумага и т. д. - Красители: пищевые и непищевые: акварель, гуашь и т. д. - Медицинские материалы: вата, кусочки марли, мерные ложки, деревянные палочки и др. - Сыпучие материалы: крупа, песок, мука и др. - Прочие материалы.
Мир ребёнка разнообразен. Важно научить его находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых - давно знакомые. И всё это в атмосфере игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. Важно поощрять, воспитывать привычку учиться. Многие явления детям непонятны. Знакомство же с физическими явлениями служат средством для накопления впечатлений об окружающем мире, выступают инструментом для развития его умственной деятельности. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий. В предложенных методических рекомендациях указания, как этого достичь.
Перспективное планирование опытно-экспериментальной деятельности (старший дошкольный возраст)
Читайте также:
- Какие льготы положены бюджетникам работающим
- Сколько выплачивают малоимущим семьям в 2021 году башкортостан
- Какие обязанности возлагаются на инспектора манежа цирка в рамках противопожарной безопасности
- Как при осуществлении правосудия используются доказательства полученные с нарушением фед закона
- Можно ли в 2022 году подать декларацию за 2019 год