Апатризм представляет собой такое правовое положение лица когда оно

Обновлено: 30.06.2024

Гражданство –устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Иностранец – это лицо, находящееся на территории одного государства, но имеющее гражданство другого государства. Иностранцем является и турист, и постоянно проживающий житель какой-либо страны.

Правовой статус иностранцев представляет собой совокупность их прав, свобод, и обязанностей на территории государства пребывания. Иностранец вправе рассчитывать на защиту и помощь страны своего гражданства. Каждая страна обязана защищать своих граждан за рубежом. С другой стороны, иностранцы, находящиеся на территории другой страны, обязаны не дискредитировать свое государство, не совершать действия, наносящие прямой или косвенный урон своему государству.

Сложность положения иностранца с точки зрения МПП в том, что он находится в двойном подчинении – и законы государства пребывания, и законы государства своего гражданства (конкурирующая юрисдикция). Иностранец пользуется правами, вытекающими из его гражданства, только в той мере, в какой это допускается государством пребывания, не противоречит его суверенитету и безопасности (в широком смысле – эконом., культ., информ. и т.д.). В свою очередь государство, устанавливая режим иностранцев, не должно нарушать общепризнанные принципы МПП.

Обычно иностранцы не пользуются политическими правами (не участвуют в выборах), не несут воинской обязанности и всегда следуют разрешительному порядку въезда и выезда, установленному государством пребывания.

Существует 3 вида режима иностранцев:

- Национальный режим - означает предоставление иностранцам прав и свобод наравне с гражданином данного государства. Уравнивание с гражданином государства пребывания. Но не полное – не участвует в выборах, не служит в армии, не может быть командиром самолета, например.

- Специальный режим – предоставление иностранцам в какой-либо области определенных прав и установление для них определенных обязанностей, которые предусмотрены в данной области для собственных граждан соответствующего государства, отличающихся от тех, которые предусмотрены в данной области для собственных граждан соответствующего государства. Меньше прав, чем в национальном. Нередко устанавливается путем перечисления определенных прав и обязанностей в той или иной сфере.

- Режим наибольшего благоприятствования предоставление иностранцам в какой-либо области таких прав и установление таких обязанностей, какие предусмотрены для граждан любого третьего государства, находящегося на территории данного государства в наиболее выгодном в правовом отношении положении. Обычно этот режим предоставляется на основе взаимности.

Двойное подчинение: территориальное – правопорядку государства пребывания; личное, т.е. законам государства своего пребывания.

Безгражданство (апатризм) – такое правовое положение лица, когда оно не состоит в гражданстве какого-либо государства, или не имеет доказательств (документов) своего гражданства.Возникает:

- лишение гражданства, не выдача другого;

- добровольный выход из гражданства, не приобретение другого;

- при изменении гражданства женщины по причине вступления в брак, когда в соответствии с законодательством страны её гражданства она при вступлении в брак автоматически теряет прежнее гражданство;

- в определённых случаях вследствие территориальных изменений.

На лиц без гражданства полностью распространяется юрисдикция того государства, на территории которого они находятся. Сейчас тенденция к ликвидации этого явления.

Правовое положение апатридов определяется внутренним законодательством государства, на территории которого они проживают. Все государства обязаны уважать права человека и в соответствии с этим обеспечить для лиц без гражданства соответственный режим. В России статус таких лиц приравнивается к статусу иностранцев, за исключением момента: иностранное дипломатическое представительство не вправе оказывать им защиту. Они не несут воинской обязанности и не обладают избирательными правами. Россия не принимает участия ни в одном международном договоре, посвященном апатридам.

Имеются 2 многосторонние конвенции: Конвенция о статусе апатридов 1954 г. и Конвенция о сокращении случаев безгражданства 1961 г.

Двойное гражданство (бипатризм) – это правовое положение лица, свидетельствующее о том, что оно является гражданином 2 или более государств. Возникает:

- при территориальных изменениях;

- при миграции населения;

- в случае коллизии при применении законов о приобретении гражданства;

- при натурализации, если лицо, приобретающее гражданство другой страны, не теряет свого прежнего гражданства, и т.д.

Бипатрид может пользоваться правами по законам государств, гражданство которых он имеет. Одновременно он имеет и двойную обязанность. Такая ситуация создает некоторые проблемы: прохождение воинской службы – в каком государстве, участие в выборах.

В практике сложилось правило, вытекающее из государственного суверенитета. Согласно этому правилу государство, гражданин которого имеет также иностранное гражданство, рассматривает его исключительно как своего гражданина независимо от того, положительно или отрицательно относится это государство к приобретению его гражданином иностранного гражданства. Некоторые государства поощряют двойное гражданство (обычно по политическим соображениям).

Имеются 2 вида международных договоров, посвященных вопросам двойного гражданства:

1. Договоры, направленные на устранение последствий двойного гражданства (Гаагская конвенция о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве от 12 апреля 1930 г., гл. 2 многосторонней Страсбургской конвенции о сокращении случаев множественного гражданства и о воинской обязанности в случаях множественного гражданства от 6 мая 1963 г.

2. Договоры, направленные на ликвидацию двойного гражданства как такового. (Соглашение об урегулировании вопросов о гражданстве СССР с Монголией 1937 г., Конвенция о двойном гражданстве СССР с Югославией 1956 г., Соглашение между Россией и Казахстаном 20 января 1995 г., между Россией и Киргизией 28 марта 1996 г., Конвенция между странами СНГ 19 января1996 г. – в силу не вступила) Конвенции с участием СССР действовали в течение года.

РФ допускает двойное гражданство, если есть специальный закон о двойном гражданстве (у нас его нет) или если есть международный договор. Согласно Закону о гражданстве России от 29 ноября 1991 г., гражданину России может быть разрешено иметь гражданство другого государства, с которым Россией заключен соответствующий договор (у РФ есть с Таджикистаном, срок договора между РФ и Туркменистаном уже истек).

Правовое положение лиц без гражданства в России

По данным ООН, в мире насчитывается свыше 12 миллионов лиц, не имеющих гражданской принадлежности ни к одному из государств. Хотя на деле их правовой статус не сильно отличается от положения иностранцев, лица без гражданства не могут воспользоваться многими фундаментальными правами. В этой статье рассмотрим подробно эту категорию и разберемся, в чем основные особенности ее правового положения.

Понятие гражданства

Подавляющее большинство людей становятся гражданами России при рождении от родителей-россиян или же от иностранцев, но на российской территории (ст. 12 Закона о гражданстве). Однако закон предусматривает и другие способы установления правовой связи с РФ, в частности, натурализацию, восстановление в гражданстве, оптацию и другие.

Читайте больше о правовой связи гражданина и государства, а также что такое гражданство.

Кто такой апатрид

Лицами без гражданства или апатридами признаются лица, не являющиеся гражданами России и при этом не имеющие доказательств, позволяющих установить их гражданскую принадлежность к любому другому государству.

Иного мнения придерживаются в Управлении Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). В Организации обращают особое внимание на проблему распространения безгражданства в Российской Федерации. Так, отсутствие гражданства, по данным ГУВМ МВД на 2012 год, зафиксировано у более чем 31 тысячи человек, проживающих в России, а количество апатридов, по результатам переписи населения в 2010 году, составляло около 178 тысяч человек. Эти несоответствия не позволяют говорить о полной ясности в вопросе безгражданства в РФ.

УВКБ ООН озабочено таким положением дел: по убеждению представителей организации, безгражданство препятствует реализации базовых прав человека в России.

При этом подчеркнем, что апатриды и бипатриды – это разные субъекты, несмотря на то, что оба статуса российским законодательством признаются легальными. Для первой категории характерно абсолютное безгражданство, в то время как у представителей второй есть сразу нескольких паспортов. Но если один из них – российский, для РФ такой бипатрид будет считаться прежде всего россиянином.

Правовое положение лиц без гражданства в России

Как можно стать апатридом

Задаваясь вопросом, как стать лицом без гражданства, гражданин России должен понимать, что у него мало возможностей осуществить такой переход.

Теоретически можно выделить лишь четыре основания, допускающих приобретение статуса апатрида:

  1. Рождение от родителей, не имеющих гражданства, при условии, что законодательство страны рождения (например, Мьянмы, Сирии и Ирака) не предусматривает на этот случай предоставления собственного гражданства.
  2. Принудительное лишение гражданства.
  3. Прекращение существования государства.
  4. Добровольный выход из гражданства и получение статуса ЛБГ (расшифровка – лицо без гражданства).

Однако все эти варианты не подразумеваются российским законодательством, а потому не могут быть применимы в отношении россиян.

Изучите детальнее информацию о том почему, нельзя выйти из-под российского протектората и стать апатридом и как происходит процедура прекращения гражданства РФ.

Правовой статус ЛБГ в России

В России апатридам гарантирован легальный статус, что значит: лицо без гражданства может законно не только временно пребывать, но и постоянно проживать на территории РФ. Обязательное условие для этого – получение соответствующего статуса и подтверждающего его документа (визы, разрешения на временное пребывание или вида на жительство). Более того, после прохождения всех этапов легализации, включающих длительное проживание, сдачу теста на знание языка и ряд других аспектов, тот, кто считается апатридом, может оформить российское гражданство.

Права и обязанности апатридов в России

Повторимся: будет ошибкой считать, что апатриды лишены всех прав. Что делать, если нет гражданства: человек действительно будет считаться апатридом, но это не значит, что он не может претендовать на общегражданские права. Напомним, в правовом статусе они приравнены к иностранцам, которые в соответствии со ст. 4 ФЗ № 115 пользуются большинством прав и обязанностей граждан РФ.

Проще говоря, все, кто подпадают под понятие ЛБГ, обладают тем же объемом прав и обязанностей, что и граждане России, за исключением:

  • политических и избирательных прав, то есть апатрид не имеет права участвовать в выборах;
  • возможности занимать государственные должности и работать на государственной службе;
  • возможности иметь в собственности отдельные виды недвижимого имущества, например, земли в приграничных территориях;
  • необходимости нести военную службу.

Все это стоит учитывать, перед тем, как получить статус апатрида. Однако в остальном права лиц без гражданства идентичны правам и обязанностям граждан России. С другой стороны, на них возлагаются некоторые дополнительные обязанности, связанные с их статусом.

Правовое положение лиц без гражданства в России

Сразу по прибытии в Россию апатриды, как и иностранцы, обязаны встать на миграционный учет и в дальнейшем уведомлять о смене своего места пребывания/проживания.

Однако как только они оформят вид на жительство, необходимости в таком уведомлении уже не будет.

Документы апатридов

Ошибочно считать, что апатриду не требуется удостоверение личности. Без него ЛБГ даже теоретически не имеет шансов легально попасть на территорию России, как и находиться в стране на законных основаниях. Если ему это все же удалось, без удостоверения личности такое лицо будет находиться в бесправном положении. Фактически отсутствие документов лишает вообще какого-либо статуса и парализует процесс реализации общегражданских прав и свобод.

Документы, удостоверяющие личность без гражданства, оговорены п. 2 ст. 10 Закона о положении иностранцев:

  • документ иностранного государства, признанный в качестве удостоверяющего личность ЛБГ в соответствии с международным договором;
  • разрешение на временное проживание (РВП);
  • вид на жительство (ВНЖ);
  • иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с отечественным законодательством или международным договором.

Какой документ удостоверяет личность ЛБГ, зависит от ситуации, в которой апатрид оказался. По сути, он может иметь несколько таких документов, так как, согласно ст. 28 Конвенции о статусе апатридов, страны-участники обязуются выдавать каждому апатриду, проживающему на их территории, проездные документы для пересечения границы. Поэтому есть вероятность, что лицо без гражданства может одновременно иметь российский вид на жительство и паспорт лица без гражданства, выданный в другом государстве.

Социальные гарантии

Так как апатриды обладают практически полным спектром прав, гарантированных российским гражданам, на них автоматически распространяются и предоставляемые государством социальные гарантии.

Таким образом, если апатрид имеет постоянное место жительства в России, он имеет полное право получать:

  • социальное, пенсионное и иное обеспечение в соответствии с Конституцией;
  • образование и обучение в общеобразовательных и высших учебных заведениях для своих детей;
  • бесплатную медицинскую помощь и страхование собственного здоровья; и право ведения предпринимательской деятельности;
  • оплату труда, отпуск, больничные и др.

Правовое положение лиц без гражданства в России

Сам по себе апатризм не может препятствовать реализации указанных социальных гарантий, так как их обеспечение закреплено законодательно. С другой стороны, их объем для апатридов значительно отличается в зависимости от глубины интеграции ЛБГ в российское общество. Например, лицо без гражданства, временно пребывающее на территории РФ, не может претендовать на трудоустройство или получение пенсии. К тому же реальная жизнь апатридов в России сильно отличается от декларируемой в документах.

Жизнь апатридов в России

Несмотря на определенный законодательством статус, лицам без гражданства ежедневно приходится сталкиваться с трудностями, когда дело непосредственно касается того, как жить в России без гражданства. Основная причина возникающих проблем кроется в полном отсутствии документов, удостоверяющих личность. Апатридов, которые перебрались на территорию России с уже готовыми разрешительными бумагами, единицы. Большинство же стали ЛБГ после распада СССР или просто не смогли оформить удостоверительный документ ни в России, ни ранее за границей.

В теории ответ на вопрос, могут ли лица без гражданства получить образование или медицинскую помощь, очевиден: они имеют такое право. Но на практике бывает обратное.

Для людей без документов закрыты школы и больницы, они не могут претендовать на легальное трудоустройство и оформление пенсии, заключать нотариальные сделки и получать водительские права.

Более того, для них недоступны даже временная регистрация, ночевка в гостинице, регистрация брака или же поездка на транспорте дальнего следования, билеты на который приобретаются по паспорту. Таким образом, жизнь без гражданства в России налагает множество ограничений.

Причина таких затруднений для ЛБГ заключается в том, что РФ так и не присоединилась ни к Конвенции о статусе апатридов, ни к Конвенции о сокращении безгражданства. В результате законодательство России не выделяет их в отдельную группу лиц с собственными правами и обязанностями. А так как лица без гражданства и иностранцы для российского законодателя равны, апатриды без документов приравниваются к нелегальным мигрантам.

Пересечение апатридом российской границы

Согласно указанной статье, порядок пересечения границы зависит от степени интеграции апатрида в российское общество:

  1. В общих случаях для пересечения границы ЛБГ потребуется удостоверяющий личность документ иностранного государства, а также российская виза.
  2. Если получен РВП, пересечение границы осуществляется на основании РВП и визы временно проживающего лица.
  3. Если оформлен ВНЖ, для пересечения границы достаточно только ВНЖ.

Предлагаем узнать больше о порядке пересечения границы РФ.

Правовое положение лиц без гражданства в России

Оформление российского гражданства для ЛБГ

Апатриды имеют право вступить в российское гражданство тем же образом, что и иностранцы: по общей или упрощенной схеме. Для прохождения по общему порядку, в соответствии со ст. 13 ФЗ от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ, требуется прожить на протяжении 5 лет в России на основании ВНЖ, иметь законный источник дохода и подтвердить знание русского языка.

Правила упрощенного порядка предусмотрены ст. 14 Закона о гражданстве. По этой схеме обязательный срок проживания может быть сокращен, а правило обязательного наличия статуса ВНЖ или РВП может не приниматься во внимание.

Право прохождения по упрощенной процедуре имеют многие категории, в частности, дети граждан РФ, носители русского языка, лица, признанные соотечественниками, бывшие граждане СССР, выходцы из бывших союзных республик, имевшие советское гражданство, но оставшиеся при этом апатридами.

Поскольку большинство российских апатридов подпадают под последнее определение, ежегодно не менее 15 тысяч из них приобретает российское гражданство по упрощенной схеме.

Заключение

Таким образом, под апатридами в России принято понимать неграждан РФ, не имеющих доказательств своей гражданской принадлежности к другому государству. Несмотря на законодательную регламентацию их статуса, в обыденной жизни они сталкиваются со множеством проблем из-за отсутствия документов. В РФ они могут оформить российское гражданство как в общем, так и в упрощенном порядке.

В Российской Федерации, как и практически в любом другом государстве, имеют право находиться не только ее граждане, правовой статус которых подтвержден документами, удостоверяющими принадлежность к этому гражданству, но и граждане других государств, а также лица без гражданства. Это допустимо только в том случае, если пребывание таких граждан не нарушает действующие нормы законодательства России.

💡 Апатриды: кто это

Апатриды – это лица без гражданства. Следовательно, безгражданство – это правовое состояние, характеризующееся отсутствием у лиц гражданства какого-либо государства. Потерять свое гражданство они могут по различным причинам, которые не всегда зависят от них. При этом одновременно с потерей гражданства, как правового положения, происходит и потеря правового статуса таких людей.

Апатриды могут быть абсолютными (то есть рожденными в семье людей, у которых нет гражданства) и относительными (то есть теми, кто лишился гражданства по причине его утраты).

С юридической точки зрения, апатриды подпадают под действие законодательства только той страны, в которой они в данный момент находятся.

Нормативная основа

Регулирование статуса апатрид происходит сразу на двух ключевых уровнях существующих норм права.

Международные правовые акты:

    , закрепляющая статус апатридов, принятая в 1954 году. Она действует не на устранение ситуации с безгражданством определенных физических лиц, а на защиту их прав и свобод, установление их правового статуса и предоставления им определенных возможностей в том или ином государстве. . Главным принципом этого нормативного акта является присвоение гражданства того государства, где родился ребенок, даже если речь идет о найденном ребенке. В случае если у человека прекращается гражданство того государства, где он проживал, то это может произойти только при условии присвоения ему гражданства нового государства. , реализующей принципы сокращения случаев безгражданства. Она по своему содержанию подтверждает действие норм предыдущих конвенций и запрещает выход из гражданства человеку, если у него не будет автоматического присвоения нового гражданства.

Национальные федеральные нормативные акты:

  • Конституция Российской Федерации (статья 62), которая определяет положение для иностранных граждан и лиц без гражданства в России таким же, как и для граждан России, но с ограничениями, которые могут быть установлены с помощью федеральных законов и подзаконных нормативно-правовых актов; ; .

Кроме того, могут быть приняты также и подзаконные акты (Постановления Правительства, Приказы МВД в части регулирования вопросов миграции и т. д.), на основе которых происходит регулирование вопросов, связанных с положением апатридов в России.

Потеря гражданства: как это происходит

Чаще всего появление апатрида, с юридической точки зрения, связано со следующими причинами:

Как получить статус

Статус апатрида, если он получен в установленном законом порядке, позволит человеку жить на территории Российской Федерации и пользоваться определенными правами, а также исполнять некоторые обязанности. Если данный статус не будет получен, то человек подлежит административному выдворению за пределы государства.

Получение статуса апатрида и его подтверждение с целью получения возможности проживания на территории РФ происходит следующим образом:

  • подтверждение личности лица без гражданства. Это можно сделать на основании тех документов, которые имеются у человека. Для того чтобы подтвердить свою личность, апатриду потребуется обратиться в то территориальное подразделение управления по вопросам миграции, которое занимается приемом и легализацией таких людей. В качестве предоставляемых документов потребуется свидетельство о рождении (или другой документ, который его заменял в том государстве, где родился апатрид), а также любой из его старых паспортов, в том числе недействительных. Предоставить нужно будет оригинал и нотариально заверенную копию (если язык документов нерусский – нотариально заверенный перевод документов);
  • после того как личность человека была подтверждена, ему необходимо оформить квоту на получение разрешения на временное пребывание. Квота – это разрешение от государственных органов подать документы на получение разрешения на временное проживание (РВП). Без нее оформить РВП получится только в том случае, если у человека есть серьезные основания проживать в РФ (например, здесь живет супруг, ребенок);
  • если квота была предоставлена, апатрид оформляет собственно разрешение на временное пребывание.

После того как РВП было получено, можно считать, что свой статус апатрид подтвердил. После этого возможно – по истечении установленного срока в один год – оформление вида на жительство, которое становится последним шагом перед потерей статуса апатрида и получения вида на жительство.

Да, само собой, так как это очень удобно. Нет, потому что не вижу в этом необходимости. Не задумывался(лась) над этим вопросом.

Плюсы и минусы

Плюсы:

  • возможность пользоваться практически всеми правами, которыми обладают граждане государства;
  • возможность получения защиты от государства в тех случаях, когда это необходимо апатриду;
  • возможность находиться под юрисдикцией только страны своего пребывания.

Минусы:

  • необходимость подтверждения своей личности в каждой новой стране пребывания до того момента, пока не будет оформлено гражданство какой-либо одной страны;
  • юридически закрепленное отсутствие возможности принимать участие в решении политических и иных существенных вопросов страны пребывания. В Российской Федерации апатридам запрещено участвовать в выборах, как кандидатам и как голосующим лицам;
  • отсутствие возможности служить в вооруженных силах того государства, где проживает апатрид (если законодательно закреплен запрет иностранным гражданам и лицам без гражданства служить в вооруженных силах государства пребывания, как, например, в Российской Федерации);
  • невозможность занятия должностей на государственной службе, а также невозможность занимать высокопоставленные должности.

🔔 Бипатриды: кто это

Иногда человек обладает двумя или более гражданствами разных государств. Возникновение второго гражданства у человека может быть обусловлено различными причинами, но в любом случае они могут быть продиктованы только правовыми основаниями.

Бипатриды – это всегда лица, которые имеют два гражданства или более, оформленные с помощью различных юридически значимых документов. Человек, обладающий статусом бипатрида, может иметь и множественное гражданство, что заставляет его соблюдать требования действующих норм законодательства всех государств, гражданства которых он получил.

Статус бипатрида является усложненным по отношению к статусу людей, обладающих гражданством одного государства. Это связано с необходимостью действовать в юридическом поле тех стран, чье гражданство было получено, даже в случае пребывания на территории третьего государства. Как правило, такая необходимость возникает в случае, если государство, предоставившее свое гражданство человеку, может наказать его за совершение преступления даже в том случае, если ранее он понес наказание в стране пребывания.

Нормативная основа

Международное право:

    (является неотъемлемой частью Устава Организации Объединенных наций). В статье 3 данного Статута содержится указание на возможность существования людей с гражданствами нескольких государств. В соответствии с данной нормой при наличии двух гражданств человек признается в приоритете гражданином того государства, гражданством которого он пользуется в преимущественном виде; . Содержит в себе главу о множественном гражданстве, в соответствии с которыми люди, обладающие несколькими гражданствами, пользуются в странах их пребывания такими же правами, как и их граждане с одним гражданством.

В Российской Федерации к основным нормам права, регулирующим правовой статус бипатридов, относятся:

    , где закреплено право российских граждан иметь также гражданство другого государства (если оно было получено на основании федерального законодательства или специально подписанного международного договора);
  • национальное законодательство во всех его нормах (при условии, что речь идет о человеке, у которого оформлено российское гражданство, как одно из доступных ему); ; .

Последние два закона берутся в учет в том случае, если речь идет о бипатриде, у которого оформлено гражданство других государств, нежели Российской Федерации.

Как становятся бипатридами

Бипатридом можно стать в следующих случаях:

  • если иностранец оформляет гражданство Российской Федерации и при получении пишет заявление о том, что отказывается от гражданства своей страны (но по факту у него на руках остается два паспорта, как документы, удостоверяющие личность);
  • если второе или последующее гражданства оформляются в том государстве, которое не требует по своему законодательству отказа от предыдущих оформленных документов о принадлежности к гражданству других государств;
  • если у иностранца были украдены документы, ему восстановят документы Российской Федерации (на основании Указа Президента Российской Федерации №1325 от 14 ноября 2002 года). В этой ситуации он становится бипатридом;
  • если родители являются гражданами разных стран, где действует принцип кровного родства для предоставления гражданства (принцип крови), то ребенок будет обладать сразу двумя гражданствами. Если же он родился на территории третьей страны, где действует принцип почвы, то у него будет три гражданства;
  • заключение брака с гражданином другого государства (при условии, что в этом государстве брак расценивается, как основание для предоставления гражданства), если отказа от гражданства своего государства не произошло.

Как получить статус

Получение статуса бипатрида в Российской Федерации происходит на основании уведомления миграционных органов о том, что у человека появилось второе гражданство.

Уведомление территориального подразделения управления по вопросам миграции происходит в письменной форме в течение двух месяцев с момента получения второго гражданства или вида на жительство (если человек проживает в Российской Федерации) или в течение одного месяца с даты возвращения (если человек временно проживает за пределами России).

Уведомить потребуется об оформленном виде на жительство, открытии постоянного места проживания либо об оформлении паспорта второго или последующего государства.

Уведомление может быть осуществлено либо лично, либо посредством использования услуг представителя (его полномочия должны быть подтверждены нотариальной доверенностью), либо через портал Госуслуг.

Двойное гражданство в России и второе гражданство – разница понятий

Двойное гражданство – это такое правовое явление, когда у человека имеются официально два паспорта разных государств, а все уполномоченные органы этих государств официально знают о таком факте и не противятся ему, так как подобные ситуации урегулированы международными договорами. Ярким примером возможности оформления двойного гражданства является Испания, которая подписала международные договоры с некоторыми странами Латинской Америки о возможности оформления их гражданам двойного подданства в силу давних особых исторических связей.

В Российской Федерации имеются два международных договора о возможности обладания ее гражданами двойным гражданством – с Таджикистаном и Туркменистаном.

Если в отношении Таджикистана ничего не изменилось и граждане двух государств признаются в своих партнерах по международному договору, то Туркменистан при реформе своего законодательства отказался от признания российских граждан в качестве своих подданных – теперь признание происходит только со стороны Российской Федерации в одностороннем порядке граждан Туркменистана, имеющих два паспорта, как своих граждан.

Кого нельзя назвать бипатридом

Бипатридами нельзя назвать людей, которые получили второе гражданство с использованием фиктивных схем (так как в этом случае речь идет о прямом нарушении действующего законодательства).

Нельзя назвать бипатридами людей, которые потеряли первое гражданство при оформлении второго – например, такая ситуация характерна для Китая, Казахстана, Монако и ряда других стран.

Кроме того, если родители из разных государств по гражданству, но между ними заключено соглашение о том, что рожденному ребенку гражданство присваивается по принципу почвы, то ребенок так же не сможет называться бипатридом.

Гражданство –устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Иностранец – это лицо, находящееся на территории одного государства, но имеющее гражданство другого государства. Иностранцем является и турист, и постоянно проживающий житель какой-либо страны.

Правовой статус иностранцев представляет собой совокупность их прав, свобод, и обязанностей на территории государства пребывания. Иностранец вправе рассчитывать на защиту и помощь страны своего гражданства. Каждая страна обязана защищать своих граждан за рубежом. С другой стороны, иностранцы, находящиеся на территории другой страны, обязаны не дискредитировать свое государство, не совершать действия, наносящие прямой или косвенный урон своему государству.

Сложность положения иностранца с точки зрения МПП в том, что он находится в двойном подчинении – и законы государства пребывания, и законы государства своего гражданства (конкурирующая юрисдикция). Иностранец пользуется правами, вытекающими из его гражданства, только в той мере, в какой это допускается государством пребывания, не противоречит его суверенитету и безопасности (в широком смысле – эконом., культ., информ. и т.д.). В свою очередь государство, устанавливая режим иностранцев, не должно нарушать общепризнанные принципы МПП.

Обычно иностранцы не пользуются политическими правами (не участвуют в выборах), не несут воинской обязанности и всегда следуют разрешительному порядку въезда и выезда, установленному государством пребывания.

Существует 3 вида режима иностранцев:

- Национальный режим - означает предоставление иностранцам прав и свобод наравне с гражданином данного государства. Уравнивание с гражданином государства пребывания. Но не полное – не участвует в выборах, не служит в армии, не может быть командиром самолета, например.

- Специальный режим – предоставление иностранцам в какой-либо области определенных прав и установление для них определенных обязанностей, которые предусмотрены в данной области для собственных граждан соответствующего государства, отличающихся от тех, которые предусмотрены в данной области для собственных граждан соответствующего государства. Меньше прав, чем в национальном. Нередко устанавливается путем перечисления определенных прав и обязанностей в той или иной сфере.

- Режим наибольшего благоприятствования предоставление иностранцам в какой-либо области таких прав и установление таких обязанностей, какие предусмотрены для граждан любого третьего государства, находящегося на территории данного государства в наиболее выгодном в правовом отношении положении. Обычно этот режим предоставляется на основе взаимности.

Двойное подчинение: территориальное – правопорядку государства пребывания; личное, т.е. законам государства своего пребывания.

Безгражданство (апатризм) – такое правовое положение лица, когда оно не состоит в гражданстве какого-либо государства, или не имеет доказательств (документов) своего гражданства.Возникает:

- лишение гражданства, не выдача другого;

- добровольный выход из гражданства, не приобретение другого;

- при изменении гражданства женщины по причине вступления в брак, когда в соответствии с законодательством страны её гражданства она при вступлении в брак автоматически теряет прежнее гражданство;

- в определённых случаях вследствие территориальных изменений.

На лиц без гражданства полностью распространяется юрисдикция того государства, на территории которого они находятся. Сейчас тенденция к ликвидации этого явления.

Правовое положение апатридов определяется внутренним законодательством государства, на территории которого они проживают. Все государства обязаны уважать права человека и в соответствии с этим обеспечить для лиц без гражданства соответственный режим. В России статус таких лиц приравнивается к статусу иностранцев, за исключением момента: иностранное дипломатическое представительство не вправе оказывать им защиту. Они не несут воинской обязанности и не обладают избирательными правами. Россия не принимает участия ни в одном международном договоре, посвященном апатридам.

Имеются 2 многосторонние конвенции: Конвенция о статусе апатридов 1954 г. и Конвенция о сокращении случаев безгражданства 1961 г.

Двойное гражданство (бипатризм) – это правовое положение лица, свидетельствующее о том, что оно является гражданином 2 или более государств. Возникает:

- при территориальных изменениях;

- при миграции населения;

- в случае коллизии при применении законов о приобретении гражданства;

- при натурализации, если лицо, приобретающее гражданство другой страны, не теряет свого прежнего гражданства, и т.д.

Бипатрид может пользоваться правами по законам государств, гражданство которых он имеет. Одновременно он имеет и двойную обязанность. Такая ситуация создает некоторые проблемы: прохождение воинской службы – в каком государстве, участие в выборах.

В практике сложилось правило, вытекающее из государственного суверенитета. Согласно этому правилу государство, гражданин которого имеет также иностранное гражданство, рассматривает его исключительно как своего гражданина независимо от того, положительно или отрицательно относится это государство к приобретению его гражданином иностранного гражданства. Некоторые государства поощряют двойное гражданство (обычно по политическим соображениям).

Имеются 2 вида международных договоров, посвященных вопросам двойного гражданства:

1. Договоры, направленные на устранение последствий двойного гражданства (Гаагская конвенция о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве от 12 апреля 1930 г., гл. 2 многосторонней Страсбургской конвенции о сокращении случаев множественного гражданства и о воинской обязанности в случаях множественного гражданства от 6 мая 1963 г.

2. Договоры, направленные на ликвидацию двойного гражданства как такового. (Соглашение об урегулировании вопросов о гражданстве СССР с Монголией 1937 г., Конвенция о двойном гражданстве СССР с Югославией 1956 г., Соглашение между Россией и Казахстаном 20 января 1995 г., между Россией и Киргизией 28 марта 1996 г., Конвенция между странами СНГ 19 января1996 г. – в силу не вступила) Конвенции с участием СССР действовали в течение года.

РФ допускает двойное гражданство, если есть специальный закон о двойном гражданстве (у нас его нет) или если есть международный договор. Согласно Закону о гражданстве России от 29 ноября 1991 г., гражданину России может быть разрешено иметь гражданство другого государства, с которым Россией заключен соответствующий договор (у РФ есть с Таджикистаном, срок договора между РФ и Туркменистаном уже истек).

Двойное гражданство осложняет положение лица, обладающего им. Проблема заключается в том, что каждое из государств, считающих лицо своим гражданином, в принципе может требовать от него выполнения гражданских обязанностей (в частности, воинской повинности). Лицо с двойным гражданством не может на территории государства, в гражданстве которого оно состоит, отказываться от выполнения гражданских обязанностей, ссылаясь на свои обязанности по отношению к государству, гражданином которого оно также является. Этим вызваны отрицательное отношение большинства государств к совмещению гражданств и многочисленные попытки устранения двойного гражданства путем заключения международных соглашений.

В целях преодоления всевозможных коллизий законов о гражданстве и урегулирования возникающих при этом сложностей 12 апреля 1930 г. в Гааге была подписана Конвенция о некоторых вопросах, относящихся к коллизиям законов о гражданстве. Некоторые ее постановления касались вопросов двойного гражданства. В преамбуле указанной Конвенции провозглашалось, что каждое лицо должно иметь только одно гражданство и что необходимо добиваться ликвидации всех случаев двойного гражданства.

При этом Конвенция 1930 г. подтвердила, что каждое государство самостоятельно определяет в своем внутреннем законодательстве, кто является гражданином данного государства. На основании такого подхода, следовательно, каждое государство может считать своим гражданином лицо, которое имеет помимо гражданства данного государства также и гражданство другого государства.

По Конвенции 1930 г. государство не может осуществлять дипломатическую защиту лиц, обладающих двойным гражданством, против государства, в гражданстве которого эти лица состоят. На территории третьего государства за лицами, обладающими двойным гражданством, признается только гражданство одного государства: либо гражданство государства, в котором обычно проживает данное лицо, либо гражданство государства, с которым данное лицо имеет другую, более тесную связь, либо гражданство государства, где лицо имеет постоянный доход.

Для некоторых случаев характерно применение в отношении лиц с двойным гражданством правила эффективного гражданства. Например, согласно ст. 3 Статута Международного Суда ООН в составе Суда не может быть двух граждан одного и того же государства. Лицо, которое можно рассматривать применительно к составу Суда как гражданина более чем одною государства, считается гражданином того государства, в котором оно обычно пользуется своими гражданскими и политическими правами.

Сообразно Конвенции 1930 г. лицо, имеющее два гражданства, приобретенных без выражения волеизъявления с его стороны, может отказаться от одного из этих гражданств с разрешения государства, от гражданства которого оно намерено отказаться. В таком случае от лица требуется выполнение условий, предусмотренных законом государства, от гражданства которого оно намерено отказаться.

В 1930 г. в Гааге был подписан также Протокол относительно военных обязанностей в некоторых случаях двойного гражданства. Протокол предусматривал, что лицо, обладающее гражданством двух или более государств, обычно проживающее в одном из этих государств и связанное с ним фактически более всего, освобождается во всех других государствах от военных обязанностей. Это освобождение может, однако, повлечь за собой утрату гражданства другою государства. Лицо, которое утратило гражданство одного из государств согласно закону этого государства и приобрело гражданство другого государства, освобождается от военных обязанностей в государстве, гражданство которого оно утратило.

Для урегулирования вопросов, возникающих в связи с двойным гражданством, между государствами заключаются двусторонние соглашения. Российская Федерация в 1995 г. заключила с Республикой Таджикистан Договор об урегулировании вопросов двойного гражданства. Стороны согласились признавать за своими гражданами право приобретать гражданство другой стороны и договорились, что лица, состоящие в гражданстве обеих сторон, проходят обязательную военную службу в той стране, на территории которой постоянно проживают. В Договоре предусматривается, что лица, состоящие в гражданстве обеих сторон, вправе пользоваться защитой и покровительством каждой из сторон. В третьем государстве защита и покровительство таким лицам оказываются стороной, на территории которой они постоянно проживают, либо по их просьбе другой стороной.

В проектах статей по дипломатической защите, подготовленных Комиссией международного права ООН (2006 г.), анализируемому вопросу посвящены ст. 6 и 7. В соответствии с ними любое государство, гражданином которого является лицо с двойным или множественным гражданством, может осуществлять дипломатическую защиту в отношении этого лица против государства, гражданином которого это лицо не является. Два или более государств гражданства могут совместно осуществлять дипломатическую защиту в отношении лица с двойным или множественным гражданством. Государство гражданства не может осуществлять дипломатическую защиту в отношении какого-либо лица против государства, гражданином которого это лицо также является, кроме случаев, когда гражданство первого государства является преобладающим как на дату причинения вреда, так и на дату официального предъявления требования.

Принятая европейскими государствами Конвенция о сокращении числа случаев множественного гражданства и о воинской обязанности в случаях множественного гражданства (май 1963 г.) устанавливает правило, согласно которому лицо, добровольно приобретшее другое гражданство, автоматически теряет прежнее гражданство. По Дополнительному протоколу 1977 г. к Конвенции 1963 г. государства обязались информировать друг друга обо всех случаях приобретения своими гражданами гражданства других договаривающихся сторон.

Европейская конвенция о гражданстве 1997 г. презюмирует множественное гражданство в случае его автоматического приобретения детьми при разном гражданстве родителей и в случаях семейно-брачных отношений, когда жена приобретает гражданство мужа.

Комиссия международного права ООН занималась вопросами двойного гражданства и пришла к выводу, что еще не созрели необходимые условия для принятия конвенции о сокращении двойного гражданства и его исключении в будущем. Поэтому Комиссия решила временно отложить рассмотрение вопроса о двойном гражданстве и ограничиться работой по вопросу о безгражданстве (апатризме).

Безгражданство — это такое правовое состояние лица (апатрида), которое сложилось в результате столкновения законодательств о гражданстве различных государств. Оно возникает в случае потери каким-либо лицом прежнего гражданства и неполучения нового. Различают два случая безгражданства. В первом случае безгражданство наступает с момента рождения лица, а во втором случае — в результате утраты гражданства. Неблагоприятным последствием состояния безгражданства является невозможность пользования соответствующим лицом всей полнотой прав, принадлежащих гражданину, ни в одном государстве.

Ликвидация (или уменьшение случаев) апатризма возможна в результате унификации законов о гражданстве государств или заключения соответствующей международной конвенции. Попытка, предпринятая в этом направлении на Гаагской конференции в 1930 г., успехом не увенчалась. Принятая на указанной Конференции Конвенция предусматривала факультативный характер разрешения на выход из гражданства до тех пор, пока лицо, его получившее, не приобрело гражданство другого государства. В частности, законодательство о гражданстве не должно лишать гражданства женщину, вступившую в брак с иностранцем, если она не приобрела гражданства другого государства.

В настоящее время правовой статус апатридов определяется Конвенцией о статусе апатридов 1954 г. и Конвенцией о сокращении безгражданства 1961 г. Конвенция 1954 г. устанавливает на территории государств-участников определенный правовой режим для лиц без гражданства: защищает личный статус, их имущественные права. Данная Конвенция обязывает государства-участников предоставлять лицам без гражданства такое же правовое положение, каким пользуются на их территории иностранцы. Конвенция 1961 г. не допускает лишение гражданства, если оно ведет к безгражданству. Согласно этой Конвенции утрата гражданства в силу изменений в личном статусе ставится под условие получения нового гражданства.

В Российской Федерации статус апатридов почти приравнен к статусу иностранных граждан. Исключение составляет случай, при котором дипломатические представительства иностранного государства не вправе оказывать защиту лицам без гражданства на территории государства пребывания. Вместе с тем в соответствии с вышеупомянутыми проектами статей по дипломатической защите государство может осуществлять дипломатическую защиту в отношении лица государства, которое на дату причинения вреда и на дату официального предъявления требования законно и обычно проживает в этом государстве.

Читайте также: