Аналитическая юриспруденция как догма права и специально юридическая теория

Обновлено: 04.07.2024

Позитивная философия (философия науки), реализуя себя, определяет направление развития юр. мысли – наука (теория) права.

Развитие научной рациональности связано с развитием теоретической рефлексии - критического мышления, ориентированного на формирование освобожденных от конкретики обобщающих, опирающихся на доказательства построений.
Подводя итог, можно сказать, что XVII – первая половина XIX века – этап классической науки для юридической науки является, с одной стороны, периодом отделения юриспруденции от философии и теологии, с другой стороны периодом ее дисциплинарного самоопределения. Эти чрезвычайно сложные и не однонаправленные процессы вели не только к накоплению значительной информации в сфере правового знания, не только к формированию умений практического приложения этих знаний, но и к становлению теоретического аппарата юридической науки, связанного с осмыслением объекта, предмета, методов юридической науки, а также ее роли в жизни общества. В классический период осуществляется взросление юридической науки, обретение ею теоретической зрелости и практической значимости. Тем не менее, многие вопросы, поставленные историей перед юридической наукой, найдут свои ответы только в следующем неклассическом этапе ее развития.
48.Теория права и юридическая догма.

Теория права занимает в правоведении особое место. Это наука теоретическая, концептуальная. Она исследует содержание и сущность права, его структуру, составные элементы, механизм действия, т.е. общие проблемы всего правоведения. На базе теории права, опираясь на выводы этой теории, отраслевые юридические дисциплины исследуют отдельные отрасли законодательства: гражданское, уголовное, трудовое, процессуальное и др. Вместе с тем теория права опирается на конкретику отраслевых дисциплин, обобщает их положения на более высоком теоретическом уровне. Теория права изучает правовую идеологию, правовое сознание граждан как область представления людей о праве, исследует область общественных отношений, регулируемых правом правовые нормы, их содержание и форму, их тексты, их виды, их порядок принятия и применения.

Юридическая догма — часть общей теории права, изучающая право с позиции специально-юр. свойств и проявлений. Это имеющая характер логической системы теория, связанная с атомистической проработкой фрагментов правовой действительности, осуществляемая путем обобщений, получаемых аналитическим путем данных (выработки понятий, категорий) на основе текстов законов и иных нормативных правовых актов, судебных решений, сложных юридических дел (казусов), реальных фактов правовой жизни . Предметом догмы права является изучение права как юр. формы общественных отношений, формулирование понятий, специально-юридический анализ правового регулирования норм права, правоотношений, правоприменения, правонарушения, мер принуждения в праве, систематизации законодательства и др.
49. Спекулятивная философия права.

Аналитическая юриспруденция – система научного анализа действующего права с целью его всестороннего теоретического осмысления и эффективного практического использования Современная аналитическая юриспруденция является модификацией новейшего юридического позитивизма. Для такой юриспруденции характерно восприятие права как некой совокупности норм, упорядоченной системы законов и отраслей права. При этом закон воспринимается как словесное выражение мысли законодателя. В совокупности законов имеется своя внутренняя логическая связь и своя более или менее совершенная система соподчинения и распределения. Из этого анализа и толкований рождается то совокупное знание и умение, которое называют догмой права или догматической юриспруденцией.

В XX в. эти идеи были подхвачены и отчасти перетолкованы в работах англичанина Герберта Харта , который рассматривает право как формально-логическую систему первичных и вторичных правил. Первичные правила представляют собой такие законодательные установления, которые были изготовлены суверенным органом (т. е. парламентом), и вследствие этого обстоятельства возникли определенные обязанности и правомочия. Вторичные правила состоят из трех разновидностей: правил признания, правил изменения и правил вынесения судебного решения. Последняя разновидность, по сути дела, предстает правилами о правилах, т. е. такими правилами, которым должны следовать в процессе применения или толкования закона. Правила изменения означают согласованные правила, предусмотренные на случай необходимых изменений в действующем законе. Правила признания составляют характерную черту современной позитивистской школы права. Закон является законом лишь при условии, если он признан таковым, поскольку он исходил из признанного, учрежденного и в этом качестве воспринимаемого источника права. Отсутствие вторичных правил, согласно Харту, есть признак правовой системы примитивного, традиционного сообщества.
51. Становление советской школы права.

Становление советского права начинается с первых декретов, принятых в 1917 году на съезде Советов рабочих и солдатских депутатов. Это - Декрет о мире , предлагавший всем враждующим государствам заключить мир. Декрет о земле, который отменил частную собственность на землю и национализировал ее. Декрет об отмене наследования . По этому декрету все имущество, оставшееся после смерти гражданина, становилось достоянием государства. Дарение собственности фактически запрещалось. Советская власть уничтожила сословную систему, отменила чины, титулы и ранее полученные награды. Совет. государство разрушило старую судебную систему с ее прогрессивными принципами судопроизводства - гласностью, бессословностью, состязательностью сторон. Вместо прежних буржуазных судов были образованы местные суды, которые сами осуществляли следствие. Наряду с ними повсеместно стали создаваться революционные трибуналы по борьбе с контрреволюционными преступлениями. На практике это были группы из 3 или более человек из числа революционно настроенных рабочих или солдат, которые подчас не имели не только юридического образования, но и вообще были малограмотными. Исходя из революционной целесообразности, они и принимали судебные решения. Им же принадлежало право допускать или нет защитника к участию в деле. В 1917 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). В ее задачи входило следить за настроением всех слоев общества, выявлять инакомыслящих. В 30-е годы при НКВД были созданы внесудебные органы - особые совещания, "тройки" и "двойки". Они выносили судебные решения фактически без суда и следствия, применяли изощренные пытки. Заключенные лишались права на защиту и обжалование приговора.

Для всех послереволюционных государств, каковым и являлась РСФСР, характерна множественность источников права . Была принята масса новых законодательных актов. Возникали противоречия между актами, создаваемыми центральными и местными Советами, ВЦИКом и Совнаркомом. Не сложилось понятие закона. Многие законы принимал Совнарком. Конституция 1918 г. не дает четкого определения законодательной практики. На окраинах России действовали обычные правовые нормы мусульманского права (шариат), в крестьянской среде распространены были обычаи . До весны 1918 г. были разрешены ссылки на дореволюционное законодательство. Достаточно рано оформилась система советского права, а чуть позже система советского законодательства. 30 декабря 1922 г. был образован Союз Советских Социалистических Республик и принята Декларация об образовании нового государства - СССР. Декларация стала основой Конституции СССР 1924 г., которая установила общесоюзные законодательные и исполнительные органы. Уже в 1928 г. принят первый советский кодекс КЗоТ, а чуть раньше закон "О записи актов гражданского состояния" (КЗАГС). В КЗАГСе впервые уравниваются в правах мужчины и женщины, облегчен развод, регистрация брака отбирается у церкви, момент вступления в брак является буржуазной процедурой.

В 1936 г. была принята новая Конституция СССР. В ней появились новые главы:- об устройстве общества и местных органов власти;- о суде и прокуратуре;- о правах и обязанностях граждан. Конституция 1977 г. закрепила роль Коммунистической партии. Советское право на протяжении всего пути его развития было подчинено государству. Законы переписывались в зависимости от ситуации, подстраиваясь под господствующую идеологию - марксизм-ленинизм. Кроме того, право той исторической эпохи отличалось декларативностью - правовые нормы провозглашались, но не всегда действовали.
52. Материалистическая диалектика и познание права.

Материалистическая диалектика — термин марксистско-ленинской философии. В широком смысле употребляется в качестве синонима диалектического материализма[1][2]. В более специальном — как синоним науки о мышлении и теории познания.


  1. Закон перехода количественных изменений в качественные.

  2. Закон единства и борьбы противоположностей.

  3. Закон отрицания.

Содержание метода материалистической диалектики образуют основные законы и категории диалектики. Используя их при анализе государственно-правовых явлений, можно проникнуть в сущность государства и права, выяснить их природу, особенности, механизм деятельности государства, правотворчества и правоприменения. Каждый из законов диалектики проявляет себя в любом юридическом явлении, процессе. Так, любая юридическая норма, и прежде всего вновь принятая, отражает единство и противоречивость регулируемых общественных отношений, совпадающие и в то же время противоречивые интересы. Она проявляется тогда, когда изменения в социальной жизни, постепенно накапливаясь, достигают нового качественного состояния и требуют принципиально иной юридической нормы.
53. Методология советского правоведения.

Методом социалистического правоведения, развивающегося на основе марксистско-ленинского мировоззрения, является материалистическая диалектика - марксистско-ленинская теория познания.

Стержень методологии правоведения - метод материалистической диалектики, состоящий из звеньев - общенаучные методы, методологические положения других наук, частнонаучные методы, общие методологические положения науки правоведения.

Общие требования материалистической диалектики, предъявляемые к исследованию государства и права: требования всесторонности в исследовании, нацеленности на раскрытие сущности правовых явлений, их противоречивых сторон, единства логического и исторического, анализа и синтеза, научной объективности и т.д. Особым, весьма важным требованием научного познания с позиций марксистско-ленинского мировоззрения является требование партийности.

Два этапа познания права: 1. путь от явлений, данных в непосредственном опыте, к их сущности, 2. путь от сущности явлений к тому конкретному многообразию этих явлений, с которых был начат научный анализ. За правовой формой должна быть выявлена ее сущность, ее глубинное основание и отсюда - ее экономическое, социально-политическое содержание.

Аналитическая Юриспруденция - греч. analytikos- относящийся к анализу и лат. iurispruden-tia - правоведение
Аналитическая Юриспруденция - система научного изучения действующего права с целью его всестороннего теоретического осм. ысления и эффективного практического использования. Современная Аналитическая Юриспруденция является модификацией новейшего позитивизма юридического.Аналитическая Юриспруденция развивается по двум направлениям, одно из которых исследует строго определенные право вые институты и явления, юридические понятия и категории, а другое касается научной разработки специально-юридической теории права - общих положений о право отношениях, закон ах, юридических фактах и т.д.В рамках первого направления Аналитическая Юриспруденцияправо вые явления и категории - право вые системы, законодательство , юридические нормы, права и обязанности субъектов, юридическая ответственность и т.п. - исследуются и систематизируются с точки зрения присущих им логических связей, юридических черт и соотношений. Подобный анализ осуществляется путем изучения источников права, проработки текстов закон ов и иных нормативно-право вых актов, суд ебной практики, сложных юридических дел (казус ов) и др. В дальнейшем он находит выражение в классификации юридических норм и фактов, толковании юридических положений, выработке на их основе обобщений и определений.Появление второго направления Аналитическая Юриспруденция принято связывать с именем английского юриста, основателя школы аналитического право ведения Дж. Остина. В своей работе "Чтения по юриспруденции" (1832) он впервые предпринял попытку сформулировать ряд абстрактных положений, характерных для права вообще, независимо от места и времени его действия.Первое же направление Аналитическая Юриспруденция начало развиваться еще во времена Древнего Рима, где она концентрировалась главным образом на трех основных компонентах практической деятельности юристов: ager (руководить юридическими действиями сторон), caver (составлять формулы документов), responder (советовать). Выработанные римскими юристами на этой основе право вые принципы, институты, формулы и конструкции отличались предельной логической завершенностью, строгостью и точностью формулировок.Впоследствии достижения античной Аналитическая Юриспруденция были отражены в Кодекс е Юстиниана, изданном виза нтийским императором Юстинианом в 533-534 гг. Наиболее ценная часть Кодекс а (Дигесты ) представляет собой упорядоченное собрание изречений римских юристов, которые могут служить образцом виртуозных казуистических построений и глубокого юридического анализа.В средние века Аналитическая Юриспруденция нашла выражение в деятельности юристов-толкователей (глоссаторов), которые использовали аналитические методы римского право ведения в более обыденном,примитивном варианте. На основе собранного и прокомментированного ими историко-право вого материала глоссаторы см. огли подняться от простого толкования закон ов до логически связного изложения право вых учений. Работа средневековых юристов помогла осуществить рецепцию римского права, создать на его основе новые право вые системы (в частности, романо-германского права).Выражением Аналитическая Юриспруденция эпохи буржуазных революций можно считать кодификацию гражданского закон одательства многих государств в целях утверждения капиталистических производственных отношений и лежащей в их основе частной собственности. В новейшее время благодаря активному развитию философии права и право вой социологии, утверждению школы естественного права Аналитическая Юриспруденция во многом утратила свои позиции.Исследовательские задачи Аналитическая Юриспруденция решаются посредством применения многообразных, выработанных юридической наукой средств, приемов и методов - научно-догматического, нормативного, социологического, диалектического,логического, психологического и др. В общем комплексе юридических наук Аналитическая Юриспруденция соседствует с такими дисциплинами, как история права и сравнительное правоведение .Лит..-Austin J. Lecturs on Jurisprudence. London, 1832; Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1.М., 1981;Алексе-ев С.С. Теория права. Изд. 2-е. М., 1995;Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. М., 1961; Кери-мов Д.А. Философские проблемы права. М., 1972; Лукич Р. Методология права. М., 1981.'Жуковская Н.Ю.

Позитивная философия (философия науки), реализуя себя, определяет направление развития юр. мысли – наука (теория) права.

Развитие научной рациональности связано с развитием теоретической рефлексии - критического мышления, ориентированного на формирование освобожденных от конкретики обобщающих, опирающихся на доказательства построений.
Подводя итог, можно сказать, что XVII – первая половина XIX века – этап классической науки для юридической науки является, с одной стороны, периодом отделения юриспруденции от философии и теологии, с другой стороны периодом ее дисциплинарного самоопределения. Эти чрезвычайно сложные и не однонаправленные процессы вели не только к накоплению значительной информации в сфере правового знания, не только к формированию умений практического приложения этих знаний, но и к становлению теоретического аппарата юридической науки, связанного с осмыслением объекта, предмета, методов юридической науки, а также ее роли в жизни общества. В классический период осуществляется взросление юридической науки, обретение ею теоретической зрелости и практической значимости. Тем не менее, многие вопросы, поставленные историей перед юридической наукой, найдут свои ответы только в следующем неклассическом этапе ее развития.
48.Теория права и юридическая догма.

Теория права занимает в правоведении особое место. Это наука теоретическая, концептуальная. Она исследует содержание и сущность права, его структуру, составные элементы, механизм действия, т.е. общие проблемы всего правоведения. На базе теории права, опираясь на выводы этой теории, отраслевые юридические дисциплины исследуют отдельные отрасли законодательства: гражданское, уголовное, трудовое, процессуальное и др. Вместе с тем теория права опирается на конкретику отраслевых дисциплин, обобщает их положения на более высоком теоретическом уровне. Теория права изучает правовую идеологию, правовое сознание граждан как область представления людей о праве, исследует область общественных отношений, регулируемых правом правовые нормы, их содержание и форму, их тексты, их виды, их порядок принятия и применения.

Юридическая догма — часть общей теории права, изучающая право с позиции специально-юр. свойств и проявлений. Это имеющая характер логической системы теория, связанная с атомистической проработкой фрагментов правовой действительности, осуществляемая путем обобщений, получаемых аналитическим путем данных (выработки понятий, категорий) на основе текстов законов и иных нормативных правовых актов, судебных решений, сложных юридических дел (казусов), реальных фактов правовой жизни . Предметом догмы права является изучение права как юр. формы общественных отношений, формулирование понятий, специально-юридический анализ правового регулирования норм права, правоотношений, правоприменения, правонарушения, мер принуждения в праве, систематизации законодательства и др.
49. Спекулятивная философия права.

Аналитическая юриспруденция – система научного анализа действующего права с целью его всестороннего теоретического осмысления и эффективного практического использования Современная аналитическая юриспруденция является модификацией новейшего юридического позитивизма. Для такой юриспруденции характерно восприятие права как некой совокупности норм, упорядоченной системы законов и отраслей права. При этом закон воспринимается как словесное выражение мысли законодателя. В совокупности законов имеется своя внутренняя логическая связь и своя более или менее совершенная система соподчинения и распределения. Из этого анализа и толкований рождается то совокупное знание и умение, которое называют догмой права или догматической юриспруденцией.

В XX в. эти идеи были подхвачены и отчасти перетолкованы в работах англичанина Герберта Харта , который рассматривает право как формально-логическую систему первичных и вторичных правил. Первичные правила представляют собой такие законодательные установления, которые были изготовлены суверенным органом (т. е. парламентом), и вследствие этого обстоятельства возникли определенные обязанности и правомочия. Вторичные правила состоят из трех разновидностей: правил признания, правил изменения и правил вынесения судебного решения. Последняя разновидность, по сути дела, предстает правилами о правилах, т. е. такими правилами, которым должны следовать в процессе применения или толкования закона. Правила изменения означают согласованные правила, предусмотренные на случай необходимых изменений в действующем законе. Правила признания составляют характерную черту современной позитивистской школы права. Закон является законом лишь при условии, если он признан таковым, поскольку он исходил из признанного, учрежденного и в этом качестве воспринимаемого источника права. Отсутствие вторичных правил, согласно Харту, есть признак правовой системы примитивного, традиционного сообщества.
51. Становление советской школы права.

Становление советского права начинается с первых декретов, принятых в 1917 году на съезде Советов рабочих и солдатских депутатов. Это - Декрет о мире , предлагавший всем враждующим государствам заключить мир. Декрет о земле, который отменил частную собственность на землю и национализировал ее. Декрет об отмене наследования . По этому декрету все имущество, оставшееся после смерти гражданина, становилось достоянием государства. Дарение собственности фактически запрещалось. Советская власть уничтожила сословную систему, отменила чины, титулы и ранее полученные награды. Совет. государство разрушило старую судебную систему с ее прогрессивными принципами судопроизводства - гласностью, бессословностью, состязательностью сторон. Вместо прежних буржуазных судов были образованы местные суды, которые сами осуществляли следствие. Наряду с ними повсеместно стали создаваться революционные трибуналы по борьбе с контрреволюционными преступлениями. На практике это были группы из 3 или более человек из числа революционно настроенных рабочих или солдат, которые подчас не имели не только юридического образования, но и вообще были малограмотными. Исходя из революционной целесообразности, они и принимали судебные решения. Им же принадлежало право допускать или нет защитника к участию в деле. В 1917 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). В ее задачи входило следить за настроением всех слоев общества, выявлять инакомыслящих. В 30-е годы при НКВД были созданы внесудебные органы - особые совещания, "тройки" и "двойки". Они выносили судебные решения фактически без суда и следствия, применяли изощренные пытки. Заключенные лишались права на защиту и обжалование приговора.

Для всех послереволюционных государств, каковым и являлась РСФСР, характерна множественность источников права . Была принята масса новых законодательных актов. Возникали противоречия между актами, создаваемыми центральными и местными Советами, ВЦИКом и Совнаркомом. Не сложилось понятие закона. Многие законы принимал Совнарком. Конституция 1918 г. не дает четкого определения законодательной практики. На окраинах России действовали обычные правовые нормы мусульманского права (шариат), в крестьянской среде распространены были обычаи . До весны 1918 г. были разрешены ссылки на дореволюционное законодательство. Достаточно рано оформилась система советского права, а чуть позже система советского законодательства. 30 декабря 1922 г. был образован Союз Советских Социалистических Республик и принята Декларация об образовании нового государства - СССР. Декларация стала основой Конституции СССР 1924 г., которая установила общесоюзные законодательные и исполнительные органы. Уже в 1928 г. принят первый советский кодекс КЗоТ, а чуть раньше закон "О записи актов гражданского состояния" (КЗАГС). В КЗАГСе впервые уравниваются в правах мужчины и женщины, облегчен развод, регистрация брака отбирается у церкви, момент вступления в брак является буржуазной процедурой.

В 1936 г. была принята новая Конституция СССР. В ней появились новые главы:- об устройстве общества и местных органов власти;- о суде и прокуратуре;- о правах и обязанностях граждан. Конституция 1977 г. закрепила роль Коммунистической партии. Советское право на протяжении всего пути его развития было подчинено государству. Законы переписывались в зависимости от ситуации, подстраиваясь под господствующую идеологию - марксизм-ленинизм. Кроме того, право той исторической эпохи отличалось декларативностью - правовые нормы провозглашались, но не всегда действовали.
52. Материалистическая диалектика и познание права.

Материалистическая диалектика — термин марксистско-ленинской философии. В широком смысле употребляется в качестве синонима диалектического материализма[1][2]. В более специальном — как синоним науки о мышлении и теории познания.


  1. Закон перехода количественных изменений в качественные.

  2. Закон единства и борьбы противоположностей.

  3. Закон отрицания.

Содержание метода материалистической диалектики образуют основные законы и категории диалектики. Используя их при анализе государственно-правовых явлений, можно проникнуть в сущность государства и права, выяснить их природу, особенности, механизм деятельности государства, правотворчества и правоприменения. Каждый из законов диалектики проявляет себя в любом юридическом явлении, процессе. Так, любая юридическая норма, и прежде всего вновь принятая, отражает единство и противоречивость регулируемых общественных отношений, совпадающие и в то же время противоречивые интересы. Она проявляется тогда, когда изменения в социальной жизни, постепенно накапливаясь, достигают нового качественного состояния и требуют принципиально иной юридической нормы.
53. Методология советского правоведения.

Методом социалистического правоведения, развивающегося на основе марксистско-ленинского мировоззрения, является материалистическая диалектика - марксистско-ленинская теория познания.

Стержень методологии правоведения - метод материалистической диалектики, состоящий из звеньев - общенаучные методы, методологические положения других наук, частнонаучные методы, общие методологические положения науки правоведения.

Общие требования материалистической диалектики, предъявляемые к исследованию государства и права: требования всесторонности в исследовании, нацеленности на раскрытие сущности правовых явлений, их противоречивых сторон, единства логического и исторического, анализа и синтеза, научной объективности и т.д. Особым, весьма важным требованием научного познания с позиций марксистско-ленинского мировоззрения является требование партийности.

Два этапа познания права: 1. путь от явлений, данных в непосредственном опыте, к их сущности, 2. путь от сущности явлений к тому конкретному многообразию этих явлений, с которых был начат научный анализ. За правовой формой должна быть выявлена ее сущность, ее глубинное основание и отсюда - ее экономическое, социально-политическое содержание.

Аналитическая юриспруденция – система научного изучения действующего права с целью его всестороннего теоретического осмысления и эффективного практического использования. Современная аналитическая юриспруденция является модификацией новейшего юридического позитивизма.

Аналитическая юриспруденция развивается по двум направлениям, одно из которых исследует строго определенные правовые институты и явления, юридические понятия и категории, а другое касается научной разработки специальной юридической теории права – общих положений о правоотношениях, законах, юридических фактах и т. д.

В рамках первого направления аналитической юриспруденции правовые явления и категории – правовые системы, законодательство, юридические нормы, право и обязанности субъектов, юридическая ответственность и т. п., – исследуются и систематизируются с точки зрения присущих им логических связей, юридических черт и соотношений. Подобный анализ осуществляется путем изучения источников права, проработки текстов законов и иных нормативно – правовых актов, судебной практики, сложных юридических дел (казусов) и др. В дальнейшем он находит выражение в классификации юридических норм и фактов, толковании юридических положений, выработке на их основе обобщений и определений.

Именно для этого подхода более всего характерно восприятие права как некой совокупности норм, как упорядоченной системы законов и отраслей права. При этом закон воспринимается как словесное выражение мысли законодателя. В совокупности законов имеется своя внутренняя логическая связь и своя более или менее совершенная система соподчинения и распределения. Понятно, что такая система законов не может быть последовательно логической и разумной, поэтому задача юристов и науки состоит в том, чтобы содействовать избавлению системы от противоречий и пробелов и позаботиться о более совершенном словесном и смысловом содержании юридических текстов, поскольку самая элементарная юридическая практика требует понимания и толкования законов. Из этого анализа и толкований и рождается то совокупное знание и умение, которое называют догмой права или догматической юриспруденцией. Задачи науки при таком подходе не имеют глубоких и качественных отличий от практики аналитического толкования законов в судах или правительственных учреждениях. Поэтому и сама наука - догматическая юриспруденция должна быть отнесена к разряду описательных наук.

Потребности жизни, законодательства, юридической практики вызвали к жизни социологию права – сферу знаний, которая вслед за аналитической юриспруденцией также относится к прагматике юриспруденции – к практической стороне изучения права.

Ныне ситуация другая. Социология находится на более высоком уровне развития, однако ее главной задачей является не только описание правовой системы, но и ее раскрытие с социальной стороны, выявляя при этом экономические, политические, этические и иные факторы, влияющие на ее развитие, чтобы далее давать научно – обоснованный прогноз развития правовой системы.

С социологической точки зрения правовые отношения являются частным случаем общественных отношений. Поэтому выработку понятия права, считает Муромцев, надо начинать не с норм и правил, а с анализа общественных отношений, вернее, той их части, которые характеризуются как правовые. Следовательно, под правом следует понимать совокупность юридических отношений или то, что называется правовым порядком. С этой точки зрения правовые нормы представляют собой некоторые атрибуты правового порядка.

В составе развитого правопорядка Муромцев выделяет два элемента:

правовые институты, которые определяют характер всего правопорядка в целом

Другой выдающийся русский юрист, который считается одним из первых русских зачинателей социологического подхода к праву – Н.К. Михайловский.

Становление политики права было связано, прежде всего, с признанием за так называемым политическим подходом самостоятельного научного значения. Право может и должно изучаться с разных сторон, разными методами, в том числе политически, такова господствующая мысль в указанный период. В этом смысле идея политики права выражала присущее дореволюционному правоведению стремление к методологическому разнообразию. Как писал Э.В. Кузнецов, правоведение конца XIX – начала XX вв. приходит к признанию того, что право является сложным и многосторонним образованием, обладающим целым рядом отдельных сторон и форм бытия Можно указать и некоторые характерные черты данной дисциплины:

политика права рассматривалась как составной компонент правовой науки. Правда, вопрос о ее соотношении с другими юридическими науками решался неоднозначно. Одни авторы выделяли ее как самостоятельную науку, другие же, как практическую часть других дисциплин, например, философии права.

характеризовалась как особая практическая (иногда прикладная) наука. В этом смысле политика права выступала в виде своеобразного продолжения и логического завершения теоретических наук, ибо свои выводы о состоянии действующего права, путях и средствах его совершенствования она строила, исходя из знания тех закономерностей, которые были выявлены в результате теоретического изучения права. В частности, осуществляла юридико – аналитическую обработку нормативного материала, занималась комментированием и систематизацией действующего права, разработкой вопросов законодательства.

политика права оценивается в качестве оценочно – критической и телеологической науки. Т.е. она оценивает действующие правовые предписания, институты и так далее с точки зрения их способности служить тем или иным идеальным, но практически значимым благам.

Читайте также: