Альтернативное образование чаще предоставляет услуги как

Обновлено: 07.07.2024

Эта статья о неосновных педагогических подходах. Чтобы узнать о различиях, см. Специальное образование. Об образовании для одаренных студентов см. Одаренное образование.

Альтернативное образование охватывает многие педагогические подходы в отличие от основной педагогики. Такая альтернатива учебная среда можно найти в государственный, устав, и независимые школы а также домашнее обучение среды. Многие образовательные альтернативы подчеркивают малые размеры классов, тесные отношения между учениками и учителями и чувство сообщества.

В законный рамки для такого образования различаются в зависимости от местности и определяют любое обязательство соответствовать основным стандартные тесты и оценки

Содержание

Альтернативное образование выросло в ответ на создание стандартизированных и Обязательное образование за последние два-три века. Педагоги, включая Жан-Жак Руссо, [3] Швейцарский гуманитарный Иоганн Генрих Песталоцци; то Американские трансценденталисты Амос Бронсон Олкотт, Ральф Уолдо Эмерсон, и Генри Дэвид Торо; основатели прогрессивное образование Джон Дьюи и Фрэнсис Паркери пионеры образования, такие как Фридрих Фребель, Мария Монтессори и Рудольф Штайнер считал, что образование должно воспитывать развивающегося ребенка на многих уровнях: не только интеллектуально, но также морально и духовно, эмоционально и психологически, и физически. Альтернатива после Второй мировой войны Подход Реджо-Эмилии дошкольного образования было развито в Италия, представлен Лорис Малагуцци.

Культурные критики Такие как Джон Колдуэлл Холт, Пол Гудман, Фредерик Майер и Джордж Деннисон изучили образование от индивидуалист, анархист, и либертарианец перспективы. [ нужна цитата ] Другие писатели из Пауло Фрейре американским педагогам Герберт Коль и Джонатан Козол, критиковали основное западное образование с точки зрения либеральный и радикальная политика. Аргумент в пользу подхода, учитывающего интересы и стиль обучения отдельного человека, подтверждается исследованиями, в которых говорится, что модель ответственности учащегося более эффективна, чем модель ответственности учителя. [4] Рон Миллер выделил пять общих элементов образовательных альтернатив: [5]

  1. Уважение к человеку
  2. Баланс
  3. Децентрализация власти
  4. Невмешательство в политическую, экономическую и культурную сферы общества
  5. Целостное мировоззрение.

В наше время, по крайней мере, в некоторых населенных пунктах, законное право предоставлять альтернативное образование было установлено одновременно с обязанность предоставлять образование детей школьного возраста.

Населенные пункты

Канада

Образование в Канаде подпадает под юрисдикцию провинциальное правительство. Альтернативное образование предоставляется в некоторых государственных школах, таких как Школа Монтессори в Маунтинвью, а также в независимых школах, таких как Школы Монтессори в Торонто и Ванкуверская школа Waldorf. [6]

Происхождение

Типы школ

Индия

С начала 20 века педагоги обсуждали и внедряли альтернативные формы обучения, такие как Рабиндранат Тагорс Университет Висва-Бхарати, Шри Ауробиндос Международный центр образования Шри Ауробиндо, Школы Джидду Кришнамурти. Традиционное обучение в Индии вовлекало студентов, живущих в гурукулы, где они получали бесплатную еду, кров и образование от гуру ("учитель" в санскрит). Прогресс был основан на тестах, которые давали гуру, а система была направлена ​​на развитие творческих способностей и личностного развития студентов. Хотя основное образование в Индии основано на системе, введенной Лорд Маколей, несколько проектов направлены на обновление прежнего метода. Некоторые студенты этих (и подобных) проектов проводят исследования в Изучение санскрита, Ведические исследования, Ведическая наука, йога и аюрведа. Другие, получив образование в гурукуле, поступают в обычные высшие учебные заведения.

Япония

Японское образование - это общенациональная стандартизированная система в соответствии с Министерство образования. Единственными альтернативными вариантами были аккредитованные частные школы с большей свободой обучения (включая выбор учебников; государственные школы ограничены учебниками, утвержденными государством), методами обучения и руководящими принципами приема на работу. Почти во всех частных школах требуется конкурсный вступительный экзамен и плата за обучение. обучение, с небольшим количеством доступных стипендий. Интерес к альтернативному образованию был вызван в 1980-х годах насилием со стороны студентов и издевательства, отказ от школы, социальное тревожное расстройство и, в худшем случае, самоубийство; желание дать молодым людям возможность идти в ногу с глобализованной экономикой - дополнительный импульс.

Бесплатная школа - это некоммерческая группа (или независимая школа), которая специализируется на уходе и обучении детей, которые отказываются посещать стандартные школы. Первый демократическая школа был основан в 1985 году как приют для детей, избегающих школьной среды, и был открыт ряд других подобных школ. В 1987 году была основана первая из семи вальдорфских школ в Японии, и другие альтернативы включают растущее движение домашнего обучения.

В 1992 году доктор Шиничиро Хори, бывший профессор педагогики в городском университете Осаки, основал первую, детскую деревню Кинокуни в префектуре Вакаяма, из нескольких альтернативных демократических школ. Всего он создал шесть школ в префектурах Фукуи, Китакюсю и Яманаси. Как друг и японский переводчик В КАЧЕСТВЕ. Нил его работа была вдохновлена Саммерхиллская школа. [8]

В 2003 году Япония ввела специальные зоны для структурных реформ (構造 改革 特別 区域) на основе Китайс Особая экономическая зона политика, позволяющая открывать аккредитованные государством школы с альтернативным образованием. Спустя два года была основана первая такая школа.

Несмотря на высокую плату за обучение в школах, некоторые родители отправляют своих детей в международные школы чтобы свободно владеть иностранным языком (обычно английским). Хотя международные школы не сертифицированы правительством Японии, многие из них одобрены их родной страной (США, Канада, Германия, Франция, Корея и Китай), а некоторые предлагают Международный бакалаврат программа.

Филиппины

Тайвань

Существует также альтернативное образование, ориентированное на учащихся с особыми потребностями, например Тайбэй's Seedling Elementary School, открытая в 1994 году. [10] Эта школа ориентирована на студентов из числа коренных народов, которым нужна другая и менее напряженная учебная среда. Он объединяет традиционные курсы со стратегиями, направленными на укрепление связи учащегося с природой и культурой аборигенов. [10] Другой пример - так называемое образование "третьего пути", которое удовлетворяет потребности студентов, которые не являются местными, но и не иностранными, например, Тайбэйская американская школа. [11] который предоставляет обучение тайваньским студентам, чьи семьи находятся в Соединенных Штатах, или тем, у кого есть профессии, по которым они, в том числе их дети, уехали за границу. [9]

объединенное Королевство

В 2003 г. в республике насчитывалось около 70 школ. объединенное Королевство предлагая образование, основанное на философии, отличной от основной педагогики, около половины из которых Школы Штайнера-Вальдорфа. Summerhill School, основанная В КАЧЕСТВЕ. Нил в 1921 г. был первым демократическая школа; большинство из них с тех пор закрылись, за исключением Саммерхилла, Школа песков, Школа Хебден Бридж и демократические школы для детей и молодежи. Хотя большинство альтернативных школ до недавнего времени были платными, финансировались государством. Бесплатные школы были введены в 2011 году, только два из которых альтернативное образование: Steiner Academy Frome, Somerset и Steiner Academy в Херефорде.

В Соединенном Королевстве также есть альтернативные школы и центры, предназначенные для предотвращения исключения из основной школы или улучшения поведенческих проблем, чтобы учащиеся могли повторно получить доступ к основному образованию. С 1993 года некоторые из центров стали называться Реферальные группы для учащихся (PRU). Эти единицы находятся в ведении местных властей.

В последние годы, в дополнение к подразделениям по направлению учеников, многие частные подразделения (управляемые предприятиями или благотворительными организациями) создали версии PRU. Они известны как частные поставщики альтернативных услуг.

Приток частных предприятий в сектор вызвал обеспокоенность со стороны Ofsted и Департамент образования в отношении действующих так называемых нелегальных школ. Незаконные школы относятся к альтернативным центрам предоставления услуг, которые предоставляют учащимся очное образование без предварительной регистрации в качестве школы. Такой подход означает, что провайдеры избегают проверки Ofsted.

Соединенные Штаты

В школе существует множество альтернативных образовательных программ. элементарный, вторичный и высшее уровень в четырех категориях: выбор школы, независимые школы и домашнее обучение. В Министерство образования США документ Государственное регулирование частных школ отчеты о юридических требованиях, которые применяются к К-12 частные школы в каждом из штатов, включая любые требования к учебной программе. В отчете говорится, что он предназначен в качестве справочника для государственных и негосударственных школьных чиновников и государственных чиновников. [12] Отчет подтверждает, что к аналогичным областям образования подходят по-разному.

Выбор школы

Независимые школы

Независимые или частные школы могут гибко подходить к подбору персонала и обучению. Многие из них Монтессори и Вальдорфские школы (последние также известны как школы Штайнера по имени их основателя Рудольф Штайнер). Другие независимые школы включают демократичный или бесплатные школы, такие как Школа Клонлара, которая является старейшей, постоянно действующей альтернативной школой K-12 в стране, Школы Садбери, открытый класс школы, основанные на эмпирическое образование и школы, использующие международную учебную программу, такую ​​как Международный бакалаврат и Круглый квадрат школы.

Домашнее обучение

Самообразование


Для того чтобы получить среднее образование, не обязательно каждый день ходить в школу. Можно посещать только любимые предметы или вовсе изучать всё дома. Разобрались, какие альтернативные способы обучения есть в нашей стране, как выбрать удобный формат для ребёнка и эффективно организовать его.

В 43‑й статье Конституции РФ закреплено, что родители или опекуны должны обеспечить ребёнку общее образование. Но ежедневная учёба в государственной школе — не единственный способ. Ребёнок может изучать предметы дома, выборочно посещать уроки в школе и сдавать аттестации по своему графику.

Альтернативные формы образования часто выбирают для юных спортсменов, путешественников или детей с особенностями развития. Впрочем, никакие специальные причины, чтобы не водить ребёнка в школу, не нужны. Достаточно желания.

Альтернативные формы образования в обычной школе

Согласно Закону об образовании, учиться в школе можно очно, заочно и очно-заочно. Это должно быть также закреплено в локальных актах школы (например, как здесь). Её руководство не может отказать в переводе ученика на заочную или очно-заочную форму, иначе оно нарушит 17‑ю статью Закона об образовании. Родители ребёнка могут изменить форму обучения на все учебные года или на время, например, на одну четверть.

Очно-заочное обучение

Очно-заочная форма даёт больше свободы, чем традиционная очная. Ребёнок числится в классе, но посещает только часть предметов по своему выбору, а остальные осваивает дома. Контрольные работы нужно сдавать по всем предметам. Также необходимо проходить аттестации не реже раза в четверть. Ответственность за знания ребёнка несёт школа.

Дочка перешла в восьмой класс. Уже третий год она учится на очно-заочной форме. Так ребёнку проще распределять нагрузку, особенно если есть дополнительные занятия.

Мы выбрали именно очно-заочную форму, потому на ней, в отличие от семейной, ребёнок числится в штате школы. Это удобно: мы можем взять справку о месте учёбы, которая нужна, например, для оформления визы, получаем бесплатные учебники. Плюс дочь может ходить в школу, общаться с друзьями. Она не лишена обычной школьной жизни.

Мне было сложно решиться перейти на альтернативный вид образования. Пришлось собирать частями информацию от уже прошедших этот путь родителей. С оформлением документов сложностей не было, хотя в школе мы были первопроходцами.

Со стороны друзей и знакомых непонимания я не встречала. Наоборот, многие родители хотели бы так же, но понимают, что это требует много времени и сил. Не все готовы на это пойти. Я работаю из дома, у нас семейный бизнес. Поэтому мне удаётся уделять детям необходимое время. Мы планируем продолжить обучение в таком же формате и перевести на очно-заочную форму младшего сына-пятиклассника.

Заочное обучение

На заочной форме ребёнок числится в школе, но не посещает уроки вообще. Однако он должен сдавать все контрольные и аттестационные работы не реже раза в четверть. Он получает бесплатные учебники, может посещать очные или дистанционные консультации с учителями. Ребёнок учится самостоятельно, с помощью родителей, репетиторов или онлайн-платформ. Но ответственность за его образование несёт школа, в которой он числится.

Когда пришло время отдавать старшую дочь в первый класс, средней было три с половиной года, и у нас ещё родились двойняшки. Четверо детей — большая нагрузка, традиционная школа не помещалась в наш график. Поэтому мы выбрали заочное образование. Жизнь вне школьного ритма стала для нас шансом уделять время всем детям и себе.

Мы прикрепились к школе около дома, чтобы не тратить время на дорогу. Дочь зачислили в первый класс. Я написала заявление, что она будет учиться заочно. Мы получили в школе учебники и занимались по ним дома самостоятельно. Репетиторов у нас нет. Считаю, что в начальной школе это не нужно. Я сама подбираю учебные материалы. Мы с дочкой планируем, как распределить всё в течение года. Я даю задания, она их выполняет. Если нужно, обращается ко мне за помощью.

На заочной форме дети сдают те же контрольные, что и обычные школьники. Но в первом классе аттестации нет. Учительница, к которой попала дочь, относится к нам дружелюбно, постоянно помогает, консультирует.

Со второго класса мы решили перейти на семейное образование. Оно даёт больше свободы, чем заочное. Не нужно сдавать текущие контрольные по графику школы. Только аттестации в удобном нам режиме. Мы прикрепились к той же школе и за второй и третий класс аттестовывались у нашей первой учительницы.

Сложно сказать, будет ли дочка учиться дома до окончания школы. Пока мы идём этой дорогой и не планируем с неё уходить. Но если обстоятельства изменятся — мы готовы к переменам.

Как перевести ребёнка на очно-заочную или заочную форму обучения

Частные школы

Частные школы часто отличаются от государственных формой обучения. Там могут отказаться от оценок, учитывать индивидуальные потребности детей и использовать новые методики образования.

Если частная школа прошла аккредитацию, она приравнивается к государственной. То есть ориентируется на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и может выдавать аттестаты гособразца. Проверить, есть ли у выбранной вами школы аккредитация, можно в Реестре образовательных организаций.

Школы без аккредитации тоже могут обучать детей, если у них есть лицензия, выданная Рособрнадзором. Но промежуточные и итоговые аттестации придётся проходить в государственном учреждении.

Обучение в частной школе платное. Но руководство самостоятельно занимается инфраструктурой. А ещё в частных школах учеников в классе часто меньше, чем в государственных, поэтому проще учитывать особенности каждого.

У частной школы обязательно должен быть пакет документов:

1. Лицензия на право осуществления образовательной деятельности.

2. Медицинская лицензия. Для контроля здоровья детей должен быть обязательно медкабинет.

3. Аккредитация учебного учреждения. Если заведение только открылось, аккредитацию оно сможет получить только через пять лет работы. До этого сдавать экзамены придётся в государственных учреждениях по месту жительства.

4. Аттестация преподавателей. Педагоги обязаны каждые пять лет подтверждать свою квалификацию. Важно, чтобы у учителей были диплом и медкнижка.

5. Устав, в котором определены принципы и правила работы учебного заведения.

6. Документы с правом на использование помещения, в котором размещена школа. Если здание в аренде, есть риск, что со временем школе придётся переехать в другой район или закрыться. Если здание — собственность школы, рисков меньше.

Как выбрать частную школу

  1. Проверить наличие необходимых документов, лицензии и аккредитации. Если аккредитации нет, узнайте, как организовано прохождение промежуточных и итоговых аттестаций.
  2. Узнать, что входит в стоимость. Нужно ли дополнительно оплачивать питание, кружки, летние месяцы. Это поможет точнее рассчитать реальную цену.
  3. Изучите репутацию школы. Поищите отзывы в интернете. Пообщайтесь с родителями учащихся. Проследите, куда поступают выпускники.

Семейное образование

Возможность учиться дома закреплена в 17‑й статье Закона об образовании. Ребёнок на семейном образовании изучает программу самостоятельно, с родителями или репетиторами. Он не числится в школе, но прикрепляется к ней для сдачи итоговых и промежуточных аттестаций. Родители и администрация школы договариваются, как часто и в какой форме их нужно проходить, и закрепляют это в договоре.

Ребёнок, прикреплённый к школе только для прохождения аттестаций, называется экстерном. Он может участвовать в конкурсах, олимпиадах и спортивных мероприятиях школы, посещать библиотеку, бассейн и спортзал. Он обязан следовать аттестационному графику школы, вовремя приходить на консультации, контрольные работы и экзамены. Если будут незакрытые задолженности, ученика вернут на очную форму обучения.

Рамки образования довольно свободные: семья самостоятельно выстраивает учебный процесс, управляет своим временем и уделяет внимание именно тем предметам, которые интересны ребёнку. Остальные можно изучать в минимальном объёме, необходимом для сдачи аттестаций. При семейной форме образования ответственность за обучение детей ложится на родителей. От них потребуется большое количество времени и вовлечённость в обучение ребёнка.

Сын на семейном образовании со второго класса. В этом году он окончил девятый класс. До четвёртого я максимально вовлекалась в учебный процесс. Сидела и смотрела, что сын делает. Страшновато было уходить далеко от программы. Но чем старше становился ребёнок, тем меньше она нас интересовала. Последние годы практически не было учебников.

По большей части сын учился сам. Если нужно было, обращались к репетиторам. С учителями занимался предметами, где нужны были более глубокие знания. Тем, что ему нравилось. Например, астрономией и биологией.

Сын закончил программу девятого класса в июле, сдавать ОГЭ было поздно. Будет делать это следующей весной. Он шёл с опережением программы, его сверстники закончили седьмой класс. Семейное образование позволило побыстрее попрощаться со школьной программой и начать заниматься полноценно тем, что ему нравится.

На следующий год он поступает в колледж. Главное достижение семейного образования для нас в том, что ребёнок очень рано понял, что ему в жизни интересно. У нас не было сложностей с выбором профессионального пути.

В течение продолжительного времени я консультировала семьи, которые планировали перевести детей на семейное образование или уже обучали дома. Истории были разные. Кто-то успешно совмещал свободную учёбу ребёнка со своей работой. Были случаи, когда совмещать не удавалось или не было необходимости. Лично я всегда работала и работаю. Ни один год или месяц семейного образования не потребовал, чтобы я была менее вовлечена в свои дела и проекты.

Многие современные родители недовольны существующей системой образования. Основные причины: низкое качество и развитие комплексов у детей. Поэтому определенную популярность снискало альтернативное образование. Но и оно несет как неоспоримые преимущества, так и таит недостатки. В этой статье мы постараемся объективно оценить это явление.

Думали ли вы когда-нибудь о том, чтобы ваш ребенок посещал только любимые уроки? Имел возможность проявить свои творческие способности и получал свободу действий? Многие альтернативные школы утверждают, что все это возможно.

Альтернативная школа — это образовательное учреждение с нетрадиционными учебным планом и методами. Правовая основа для такого образования зависит от государства и определяет любое обязательство соблюдать стандартные тесты и оценки. Такие школы предлагают широкий спектр стратегий обучения; некоторые из них имеют сильную религиозную, научную или философскую ориентацию, в то время как другие не зависят от какой бы то ни было идеологии и образовываются разочарованными учителями и преподавателями.

Альтернативное образование охватывает педагогические подходы, отличающиеся от традиционной педагогики. Такая среда обучения может быть создана в государственных, уставных и независимых школах, а также на дому. Многие альтернативы в области образования характеризуются небольшими размерами классов, тесными отношениями между учениками и преподавателями, а также чувством общности.

Некоторые альтернативные школы имеют свою миссию и убеждения, которых стремятся придерживаться. Вот нечто общее, что можно выделить:

  • Все учащиеся могут учиться и преуспевать при помощи самых разных методов.
  • Успехи в обучении приходят в том случае, если от ученика ждут больших достижений.
  • Важно развивать уверенность и компетенции в каждом учащемся.
  • Учиться можно в любой среде — необязательно в классе.
  • Альтернативная учебная среда развивает независимость, мастерство и творческое мышление.
  • Обучение — это активное сотрудничество между учениками, родителями, обществом и школой.
  • Если ученик умеет делиться своими знаниями с другими, он на правильном пути.
  • Учеба — пожизненный процесс, он не прекращается ни на секунду.

Существует несколько различных типов альтернативных школ, в том числе:

  • Местные альтернативы государственным школам. Например, чартерные и магнитные школы (о них немного ниже).
  • Школы для учеников со специальными потребностями.
  • Независимые частные школы.
  • Школы с эмоциональным уклоном.

Чартерная школа — это школа, которая получает государственное финансирование, но действует независимо от государственной школьной системы, в которой находится. В некоторых случаях является частной собственностью. Такие учреждения являются примером приватизации государственных активов.

Большинство магнитных школ сосредоточены на определенной дисциплине или области обучения, в то время как другие имеют более общую направленность. Их программы могут фокусироваться на академическом (математика, естественные науки и техника, гуманитарные и социальные науки, исполнительные искусства) или же на техническом, профессиональном, сельскохозяйственном образовании.

Беспокойства родителей

Выбор альтернативной школы часто бывает трудным. Родители, которые считают, что стандартные школы неадекватно работают с образовательными потребностям ребенка, должны рассмотреть разные варианты. Вот основные причины этому:

  • ребенок необычайно одарен;
  • имеет особый талант или интерес, например, к музыке или науке, которые нельзя полноценно развить в стандартной школе;
  • ему не уделяется достаточно внимания в обычной школе;
  • он не может учиться по состоянию здоровья;
  • поведение ребенка становится саморазрушительным;
  • он имеет эмоциональные и психические проблемы.

Исследования показывают, что большинство проблемных учащихся, окончивших программы в альтернативных школах, улучшили свои отношения в семье, хотят продолжить обучение или ищут работу.

Недостатки альтернативных школ

Однако не стоит думать, что посещение альтернативной школы несет одни преимущества. Есть и недостатки, вот основные:

  • дорогостоящее обучение;
  • занятия могут быть менее интенсивными, чем в стандартных школах;
  • есть мнение, что занятия не столь строги, а выпускники не конкурентоспособны при поступлении в вузы. Тем не менее, некоторые школы фокусируются на том, чтобы выпускник смог без проблем продолжить обучение по окончании.
  • не всегда понятна квалификация преподавателей в альтернативных школах;
  • школы, которым менее 5 лет, могут быть, скорее, экспериментальными, чем эффективными. Это сейчас модно, а значит, появляется много желающих нажиться на этом.
  • не каждая школа является аккредитованной в соответствующих государственных органах.

Преимущества альтернативного образования

Мы уже говорили о том, что преимущества и недостатки довольно условны, потому что подобные школы слишком отличаются друг от друга.

И все же можно выделить общие тенденции, которые с каждым годом прослеживаются все четче:

  • Меньшие размеры классов. Это позволяет учителям больше внимания уделить каждому ученику.
  • Более гибкие графики и требования. Дети и подростки могут выбирать предметы, а также время посещения.
  • Основатели школы действительно заинтересованы в учениках. По двум причинам. Первая: они получают большую зарплату. Вторая: многие основатели действительно горят идеей обучать детей, видят в этом свою миссию.
  • Широкое разнообразие методов обучения. В таких школах идет упор на творчество и взаимодействие, а преподаватели меняют стратегии, чтобы увидеть, что работает, а что нет.
  • Нетрадиционные методы оценивания. Некоторые школы вместо обычных оценок ставят письменные оценки, то есть обращаются к ученику или родителям. Это помогает выяснить, в чем заключается проблема, а в каких областях есть успехи.
  • Обращение к социальным, умственным и эмоциональным потребностям ученика. Такие школы стремятся не только дать академические знания, но и воспитать личность с высоким эмоциональным интеллектом.
  • Учащиеся редко прогуливают. И это правда: дети сами хотят приобретать знания, потому что им доверяют и предоставляют свободу.

Также стоит сказать, что альтернативные школы специализируются на использовании разнообразных и творческих способов обучения материалу, а их методы часто более адаптированы к предпочтениям каждого учащегося.

Альтернативные школы в России

В России существует несколько типов альтернативных школ, наиболее популярные: авторские, школы Монтессори, школы-парки, вальдорфские школы.

В авторских школах учатся по самостоятельно разработанным методикам — они все частные и достаточно дорогие. В школах-парках нет звонков, расписания и отметок. Вальдорфские школы и школы по методике Монтессори достаточно известны и так.

Также есть так называемое семейное образование, когда родители в силу убеждений или обстоятельств выбирают эту форму обучения. Семейное образование предполагает право учащегося на прохождение промежуточных аттестаций в образовательном учреждении, а также обязательное прохождение государственной итоговой аттестации. Учащиеся проходят ГИА в форме основного государственного экзамена ОГЭ (9 класс), а также в форме единого государственного экзамена ЕГЭ (11 класс).

art-artistic-bright-220320

О методах воспитания и обучения задумывается каждый сознательный родитель. Все чаще классическому школьному образованию предпочитают альтернативные системы. В чем преимущества других учебных методик и что нужно делать, чтобы ребенок развивался гармонично и любил учиться – в материале FoxTime .

Как воспитывать и развивать ребенка?

К ребенку нужно относиться с уважением. Не забывайте, что это личность со своими интересами и потребностями. Позвольте ему самостоятельно выбирать себе занятие, не оспаривайте решение, но учите правильно распоряжаться своей свободой.

Дети узнают мир через чувственный опыт: они трогают, наблюдают, слушают и пробуют на вкус. Подрастая, малыш стремится узнать, как устроены вещи вокруг. Поддерживайте его исследовательский интерес и создавайте условия для творческого развития.

Система Монтессори

Новые знания ребенок черпает из развивающей среды Монтессори-Школы. В распоряжении учеников книги, энциклопедии, словари, пособия Марии Монтессори и дидактические материалы, созданные педагогическим коллективом. Кроме того, в школе есть своя химическая лаборатория. Всю учебную информацию педагоги распределили по 5 областям – это зона навыков практической жизни, зона сенсорного развития, зона математики, зона русского языка, чтения и письма, а также зона космического воспитания. Интересно, что последняя объединяет и логически выстраивает все предыдущие.

Космическое воспитание погружает детей в мир вокруг. Работая с материалами зоны, ученик исследует предметы и находит глубинные связи между астрономией, химией, физикой, географией, историей, биологией и многими другими сферами познания. Благодаря этому ребенок начинает осознавать себя думающей личностью, представителем человечества, гражданином страны и участником планетарной экосистемы. Постепенно ученик понимает, что окружающий мир и общество гораздо больше, чем ему казалось раньше.

Что нельзя упустить в процессе обучения?


Чаще всего проблемы в традиционной школе возникают, когда ребенок пропустил уроки и не понимает материал, который проходили в классе. В его голове – пропуск, а в дневнике – плохие оценки. Именно поэтому в изучении тем важна последовательность. Старайтесь помочь ребенку наверстать упущенное и четко следите за тем, как он понял тему. Обращайте внимание на слова, которые могут оказаться незнакомыми. Важно прояснять каждое непонятое слово и каждый термин. Кроме того, не забывайте про наглядные примеры. Чтобы научиться думать абстрактно, ребенку нужно пережить чувственный опыт, потрогать вещь и разобраться, как она работает.

В Русской Монтессори-Школе учебный процесс устроен не так, как в традиционной: система здесь не классно-урочная, а индивидуальная. Ребенок обучается по собственной программе, которая учитывает общеобразовательные стандарты. Ученики находятся на заочном обучении в государственной школе, два раза в год сдают зачеты и экзамены, после чего получают аттестацию.

Помимо основных предметов, у ребят много других развивающих занятий. Школьники участвуют в проектной деятельности, сочиняют сказки и рассказы, читают стихи, танцуют и поют, рисуют и ставят театральные постановки. Русская Монтессори-Школа – это дружная творческая семья, где нет второстепенных персонажей.

Компетенции альтернативного образования


Альтернативное образование развивает в ребенке четыре основных навыка: коммуникация, кооперация, креативность и критическое мышление. Ребята учатся правильно общаться, распределять обязанности, взаимодействовать с другими людьми, выполнять задания в своей манере и демонстрировать работу мысли. Взлом рамок и шаблонов здесь только приветствуется.

Эти качества дают ученику уверенность. Он начинает доверять себе и чувствовать свои потребности, не боится высказывать идеи и добиваться результата. Именно эти умения позволят ребенку в будущем найти любимое дело и стать успешным.

Что делать после школы, если не идти в вуз?

Что делать после школы, если не идти в вуз?

Уже по мере приближения к окончанию основной ступени общего образования (9 класс) некоторые школьники задумываются, не сосредоточиться ли им на получении реальной профессии, которая позволит им отделиться от родителей и начать самостоятельную жизнь. К другим эти мысли приходят немного позднее, к окончанию ступени полного общего образования (11 класс).

Иногда выбор выпускника в пользу среднего профобразования продиктован эмоциональными факторами (сложные отношения с родителями или желание как можно скорее создать свою семью), но чаще это осмысленное решение получить практическое образование, совмещенное с рабочей профессией (квалификацией).

В России существует два вида программ среднего профессионального образования:

  • программа базового уровня,
  • программа углублённого уровня.

Освоить программы подготовки на обоих уровнях можно в колледжах и в структурных подразделениях вузов, а в техникумах реализуют специальности среднего профессионального образования только на базовом уровне.

Преимущества обучения на программе СПО:

  • Вероятность стать студентом по программе СПО в хорошем образовательном учреждении намного выше, чем по программе высшего образования;
  • Длительность обучения по программе СПО существенно меньше (после 11 класса 2 года вместо 4 лет на программе бакалавриата);
  • Более комфортное обучение, поскольку упор делается не на изучение сложных теоретических вопросов, а на практическую деятельность;
  • Стажировка на профильных предприятиях с возможностью дальнейшего трудоустройства;
  • Обучение на программе СПО позволяет получить конкретную специальность (рабочую профессию), а не просто диплом об окончании;
  • После окончания СПО можно поступить в вуз без сдачи ЕГЭ, причем при совпадении направления на сокращенную или ускоренную программу.

Минусы средне-специального образования:

  • Чрезмерное влияние родителей на выбор программы и будущей профессии при поступлении после 9-класса;
  • Если ваши карьерные амбиции значительно выше, чем уровень рабочей профессии, то такого образования вам будет мало;
  • Очень разношерстный контингент студентов, что связано с легкостью поступления в техникумы и колледжи;
  • Обучение на программе СПО не дает отсрочку от армии.

В заключение постараемся подытожить, если результаты вам нужны здесь и сейчас или если вы более склонны к решению конкретных задач, работе руками, хотите видеть результаты своего труда – то программы СПО – это для вас. Остается выбрать техникум или колледж, максимально удовлетворяющий вашему запросу.

Очевидным образом не подходит обучение на программах СПО тем, кто имеет большую склонность к решению теоретических задач, кто видит себя крупным деятелем государственного уровня или по меньшей мере ученым, а также тем, у кого «руки растут не из нужного места и еще тем, кого смущает само упоминание аббревиатуры СПО рядом со своей фамилией.

В соответствии с определенным Минобрнаукой Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам организации, реализующей программу профпереподготовки (а это не только вузы, но и разнообразные частные учебные центры, реализующие программы ДПО) переданы значительные права:

  • Программа профессиональной переподготовки разрабатывается организацией самостоятельно;
  • Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. При этом минимально допустимый срок освоения программ профессиональной переподготовки не может быть менее 250 часов;
  • Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией самостоятельно;
  • Лицам, успешно освоившим соответствующую программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается диплом о профессиональной переподготовке;
  • Квалификация, указываемая в документе о квалификации, дает его обладателю право заниматься определенной профессиональной деятельностью.

Помимо классических программ профессиональной подготовки, рассчитанных на обучение с полным отрывом от производства, еще реализуемые университетами (иногда совместно с программой высшего образования), многие учебные центры и другие организации ДПО предлагают более гибкие модульные программы с частичным отрывом от производства. Последние предполагают глубокое погружение в выходные дни, что позволяет буквально за несколько выходных в сочетании дистанционным обучением в течение рабочей недели освоить программу и новую квалификацию.

Помимо этого, в Интернет есть масса предложений по обучению на 100% дистанционных программах профессиональной переподготовки с бюджетом до 20 тыс. руб., когда после подписания договора и перечисления средств вам нужно будет только зарегистрироваться на образовательной платформе учебного центра, пройти необходимое количество учебных модулей (этапов) электронного курса, выполнив соответствующие задания, пройти итоговое тестирование и получить по почте диплом.

Преимущества обучения на программе профпереподготовки:

  • Быстрота обучения на программе (обычно от пары месяце до полутора лет) и разнообразие гибких, модульных и дистанционных программ;
  • Относительная невысокая стоимость обучения (от 15-20 тыс. руб. нескольких сотен тыс. руб., если речь не идет о программах MBA и им подобным);
  • Возможность получить именно искомые практические компетенции, точно попадающие тематику будущей работы.

Минусы обучения на программе профпереподготовки немногочисленны:

Итак, если для вас повышение общей эрудиции и встраивания вас в профессиональное сообщество, т.е. то, что нельзя решить без высшего образования, не в приоритете, а диплом об СПО у вас есть, либо вы сейчас обучаетесь на программе СПО, программа профпереподготовки – это для вас. Вероятность того, что вы найдете в интернете подходящую для вас по направленности, стоимости и режиму обучения программу, очень высока.

Можно потратить немного времени на портале HeadHunter, чтобы понять, на рынке труда больше всего ценится компетентность и опыт работы. Пока одни молодые люди идут по пути классического формального образования и учатся в университете, где получают теоретические знания в своей области, другие выбирают неформальное образование.

Неформальное профессиональное образование (разнообразные тренинги, курсы, семинары, круглые столы и т.д.), в отличие от формального (высшего или среднего профессионального) образования, не сопровождающееся выдачей документа об образовании. Выдаваемый документ подтверждает факт вашего участия в каком-либо мероприятии (например, сертификат участника тренинга или круглого стола) или факт успешного прохождения профессиональной сертификации (аккредитации) в соответствии с какой-либо корпоративной (общественной) системой сертификации (аккредитации). Территориально оно может происходить в самых различных условиях, и совершенно не обязательно в стенах образовательного учреждения, в т.ч. во время индивидуальных занятий с репетитором, тренером или коучем.

Неформальное образование имеет систематический, но не повседневный (скорее периодический) характер, и пользуется большой свободой в отношении содержания, методов и форм обучения. Оно является наиболее гибким, разнообразным по форме и способно удовлетворить даже самые изощренные ваши образовательные потребности.

Основными форматами неформального образования в настоящее время являются такие разнообразные массовые мероприятия (конференции, семинары, тренинги, сеттинги, стратегические (проектные) сессии и круглые столы), предполагающие очное участие, вебинары и массовые открытые он-лайн курсы (т.н. MOOC), когда коммуникации участников ведутся исключительно посредством электронной коммуникационной среды, системы профессиональной сертификации (тестирования), а также индивидуальные занятия с репетитором или коучем. Часть перечисленных форматов понятны и в комментариях не нуждаются, а часть хотелось бы рассмотреть отдельно.

В ряде профессиональных областей, в т.ч. в IT (Microsoft, Unix), управлении предприятием (1С), строительстве (Autodesk), ГИС (Esri, GISP) и управлении проектами (PMI, APM) широкое распространение получила практика сертификационных экзаменов специалистов. Сертификационные экзамены, по результатам которых выдается международный сертификат с ID в международном (национальном) реестре специалистов, реально способствуют вашему профессиональному и карьерному росту, поскольку направлены в первую очередь на проверку практических навыков и служат документальным подтверждением уровня знаний и навыков от имени разработчика программного продукта, методолога какой-либо системы (алгоритма). Электронный сертификат можно размешать на рекрутинговых платформах (например, HeadHunter) при размещении резюме.

В других сферах деятельности, в первую очередь тех, где прочно укоренился фриланс (выполнение тех или иных задач в интересах кого-либо без зачисления в штат), Интернет буквально наводнен разного рода электронными обучающими курсами самого различного качества. В особенности хотелось бы выделить такие области, как электронная коммерция, web-дизайн, копирайтинг, SEO, SMM и пр. Большинство таких обучающих курсов являются авторскими, размещены и ведутся непосредственно на сайтах их разработчиков, другие запускаются на национальных (Yandex) или даже на глобальных платформах (Google). Если сможете отфильтровать низкокачественный контент, сможете получить реально полезные знания и навыки, основанные на личном опыте авторов.

Преимущества неформального обучения с помощью разного рода профессиональных курсов:

Основные минусы неформального обучения с помощью разного рода профессиональных курсов следующие:

Невозможность претендовать на получение отсрочки от службы в армии по учебе, а также претендовать на налоговый вычет (т.к. формально получаемые вами услуги будут консультационными, а не образовательными).

Работодатели на сегодняшний день отбирают кадры очень дотошно, обычно обращая внимание в первую очередь на наличие опыта работы и профильного образования соискателя. Но какое из двух требований все-таки важнее?

Немногие профессора университетов могут похвастаться тем, что, имея ученую степень, они не просто сумели прочитать множество научных книг, но и проверили написанное на собственном опыте. Соответственно, и научить нас они ничему особому не смогут. Наличие знаний в голове — это, бесспорно, хорошо, но если мы не умеем ими пользоваться — какой же тогда в них смысл?

По мнению большинства руководителей рекрутинговых агентств при этом никакой диплом не заменит профильного, подтвержденного трудовой книжкой опыта работы по специальности. Именно успешный предшествующий опыт является для работодателя наиболее надежной гарантией того, что данный кандидат справится со сходными обязанностями и в новой компании.

Проверенная истина, что один год работы намного больше дает для становления молодого человека, чем пять лет теоретического обучения. На самом деле, одно дело прочитать о том, как организовать ивент, а совсем другое – самому организовать хотя бы одно мероприятие. Практический опыт, когда цена ошибки –это реальный провал, заставляет нас самодисциплинироваться, мобилизоваться и быстрее принимать решения.

Еще одним косвенным подтверждением преимуществ опыта может стать то, что часто специалисты, не найдя работы по специальности, идут работать в совершенно иные сферы деятельности. При этом иногда они достигают значительных успехов, хотя не проходил для этой области теоретической подготовки. А из этого следует, что теоретическая подготовка на самом деле не очень важна.

Не стоит делать ставку на практику, если вы имеете склонности именно к теоретизированиям, а также, если вы видите себя государственным служащим или ваши интересы относятся лицензируемым видам деятельности.

Ранее мы уже говорили, что есть области, где для того чтобы претендовать во включенность в деятельность высшее образование необходимо (как система допуска), например, авиация, юриспруденция и медицина, а в мире digital-предпринимательства и журналистики критично важен не диплом, как формальный документ-допуск, а рабочий опыт и навыки. Их и следует совершенствовать — а также общий кругозор, расширять который можно не только в формате вуза. При этом, если ты не годишься, например, для электронной коммерции, система тебя будет отторгать, независимо от того, есть у тебя диплом или нет.

Если спросить предпринимателя о необходимости высшего образования, то вероятнее всего, он скажет, то оно не играет ключевой роли. Только здесь важно подчеркнуть – мы говорим именно про необязательность при запуске собственного дела именно высшего образования – а качественное общее образование необходимо как воздух. По американским данным, где предпринимательство неразрывно связано с историей страны уже сотни лет, более 50% владельцев бизнеса начинали свое дело, успев окончить колледж, что приблизительно соответствует полному общему образованию в современной России.

Список большой, можно продолжать и продолжать. Более того, многие из вас наверняка сами могут вспомнить истории успеха людей, не закончивших вузы или даже не получивших формального среднего образования.

Ниже приведем несколько аргументов в пользу того, что если вы мыслите себя как предпринимателя к необходимости обучения в вузе нужно подойти критически.

Во-первых, это время. Пока вы будете сидеть за партой, ваш потенциальный конкурент успеет раскрутить свое дело, наработать свою собственную базу довольных клиентов и занять рыночную нишу, куда вам пробиться будет уже неизмеримо сложнее.

Во-вторых, это деньги. Если вы не попадете на бюджет (а в хороший вуз крайне трудно попасть на бюджет, а слабый вуз вам зачем), то обучение станет серьезной статьёй расходов для семьи. Мы не берем в расчет доступность различных бесплатных и качественных MOOC (о которых мы писали в разделе про неформальное образование, учиться на которых могут позволить себе буквально все), т.к. это не имеет прямого отношения к высшему образованию.

И все же справедливости ради ниже приведем несколько аргументов в пользу того, что даже если вы стать предпринимателем, вуз не стоит сразу сбрасывать со счетов.

Во-первых, это связи, полезные знакомства, которые сможете завести за время обучения в вузе. Будучи предпринимателем, вам понадобится помощь специалистов в разных областях и ваши друзья, большинство из которых по статистике заводится именно в студенческие годы, всегда будут готовы оказать ее.

Во-вторых, это доверие. Предприниматель в процессе своей деятельности должен обращаться за инвестициями, нанимать сотрудников, создавать партнерства. Кто лично у вас лично вызовет больше доверия: человек с бакалаврской или магистерской степенью или недоучка, бросивший вуз?

В-третьих, это интуиция и кругозор, которые помогают вам вырабатывать собственные поведенческие шаблоны, с помощью которых сознательно, а части и неосознанно, реагируете на внешние воздействия. Поэтому пройдя через вуз, вы вынесете с собой не только диплом, но и свои собственные модели реагирования, которые помогут вам оперативно отрабатывать внешние воздействия.

Получение среднего профессионального образования (СПО), таким путем сейчас идут по разным оценкам до 40% выпускников школ и тренд явно положительный. Правда в их числе и те, кто проходит через СПО, чтобы избежать поступления в вуз по ЕГЭ. По последним данным выпускники СПО не принципиально (не в разы) уступают выпускникам вузов, как по количеству вакансий для них, так и по уровню оплаты труда, причем на лицо тенденция по сокращению этого разрыва. Если вам больше нравится работать руками и непосредственно наблюдать результаты своего труда, то среднее профобразование может быть вашим правильным выбором.

По целому ряду направлений (IT, управление проектами, ритейл) работодатель предпочитает формальному образованию соискателей с конкретными практическими компетенциями, подтверждаемыми либо профессиональной сертификацией, прохождением соответствующих профессиональных курсов (тренингов). По большому счету к этому же альтернативному треку можно отнести обучение на т.н. Массовых открытых он-лайн курсах (MOOC), размещаемых ведущими мировыми университетами на соответствующих платформах.

Реальной альтернативой высшему образованию является самообразование, саморазвитие и, как результат, самозанятость через запуск личного проекта (своего дела). Если вы ощущаете, что ваш стиль мышления отличается от мышления большинства, возможно у вас мышление предпринимателя (в России их менее 10%, но цифра растет), тогда формальное образование не утолит ваш голод познания и этот трек для вас.

Читайте также: