Альфа банк мошенничества по телефону можно ли вернуть свои деньги

Обновлено: 04.07.2024

В случае атаки мошенников мы всегда советуем обратиться за помощью в службу безопасности банка, о котором шла речь в разговоре со злоумышленниками. Но порой действия финансовой организации не просто не помогают клиенту, а приводят к существенному ухудшению его положения. В последнее время особенно тяжело приходится клиентам Сбера, хотя и у других банков случаются необъяснимые с точки зрения закона и здравого смысла прецеденты.

Это фантастика?

Зайдя в Сбербанк.Онлайн, женщина обнаружила пополнение счета на сумму, указанную в SMS. Как и нужно делать в подобных случаях, она позвонила в службу безопасности банка. Ей сказали, что могут только заблокировать карту, чтобы не было списаний. Анна согласилась на блокировку. Затем, согласно рекомендации СБ, она написала заявление в полицию о мошенничестве. В отделении банка она написала заявление на приостановку операции по переводу средств третьим лицам: к тому времени, как женщина добралась до банка, мошенники уже успели списать средства с карты, но перевод банк еще не делал. То есть, приостановка по заявлению клиента была возможна.

9-го сентября Анна узнала, что несмотря на ее заявление, накануне вся сумма с карты ушла неизвестным лицам. Операций произвели несколько, списывали по 40-50 тыс. руб. за раз.

Но Анна никому не называла этих данных. У нее их даже не спрашивали.

В порядке исключения

Похожая произошла и с 90-летним ветераном МВД Василием Кирьяновым. Он копил деньги на трех счетах в Сбере. В общей сложности ему удалось отложить около миллиона рублей.

Сбер умыл руки: на исковое заявление Василия Наумовича банк ответил, что не несет ответственности за противоправные действия третьих лиц.

Откуда деньги?

Получив деньги, мошенники перестали притворяться. Поняв, что его обманули, Дмитрий отправился в отделение банка. Приостановить операцию не удалось, деньги уже ушли. Сотрудница Сбера, на этот раз реальная, порекомендовала клиенту отказаться от страховки, которая входила в стоимость кредита. Тот факт, что сам клиент никакого кредита не брал, девушку не смутил.

Дальнейшее общение со Сбером зашло в тупик. Добровольно переданные мошенникам деньги банк возвращать не собирается, но и вопрос с подложным оформлением кредита он решать не намерен. Дело расследует полиция.

… и еще немножечко вредить

Сотрудники Сбера, куда Дарья обратилась через полчаса после преступления, ей сказали: виновата сама, а сложное материальное положение банк не волнует. Но стоп. Какой банк выдаст кредит на любую, даже минимальную, сумму человеку с материальным положением как у Дарьи?

Напоследок сотрудники Сбера подложили жертве свинью: они рекомендовали ей удалить все SMS от мошенников, якобы чтобы те не воспользовались ее телефоном повторно. Это лишило женщину доказательной базы.

Не только Сбер

О взятом на ее имя кредите Елена узнала только когда обратилась в отделение банка. Убедить сотрудников, что она не брала займ, женщине не удалось. Делом занимается полиция, работу которой значительно осложнила рекомендация сотрудников банка удалить все приложения и SMS с мобильного телефона и сбросить его настройки до заводских.

На чьей стороне банк?

Все три жертвы из наших кейсов, в отличие от Анны из Новосибирска, действительно совершили серьезные ошибки, находясь под влиянием мошенников. Но это не отменяет вопроса, откуда вообще взялись деньги на их счетах. Средства это однозначно кредитные, кредит взят дистанционно. Как минимум две жертвы получили бы отказ, попытайся они получить те же суммы добровольно: о Дарье мы уже рассказали, а Елена находится в декрете, она – мать ребенка-инвалида.

Второй вопрос: почему сотрудники банков дают жертвам мошенничества советы о сбросе настроек и удалении данных с телефона? Таким образом они обманом заставляют людей уничтожить доказательства непричастности к проведенным финансовым операциям.

Третий вопрос возник у юристов уже в ходе судебных разбирательств по защите жертв мошенников. Банки не предоставляют в суд ни один нормативный акт, регулирующий действия сотрудников при обращении клиентов с заявлениями о мошенничестве. Более того, в судах представители банка прямо заявляют об отсутствии системы защиты клиентов и управления рисками. Они утверждают: за деньги, хранящиеся на счетах банка, отвечает сам клиент. Парадокс, не так ли?

Поскольку граждане выступают в правоотношениях с банками экономически слабой стороной, доказать бездействие финансовых организаций в таких судебных делах практически невозможно. Все доказательства – видеозаписи и расшифровки с банкоматов, с помощью которых жертвы перечисляли деньги мошенникам, записи звонков и разговоров с сотрудниками банка, тщательно скрываются и не предоставляется даже по запросу суда. Подобная позиция банков в судах ставит их на одну сторону с мошенниками, то есть, против граждан России.

В общем, если вы клиент банка, не расслабляйтесь. Вы можете не делать ничего, чтобы облегчить задачу мошенникам, но все равно рискуете остаться без средств. Ни один банк не несёт ответственность за такие риски.

Ну вот собственно мошенники добрались до нас, точнее до моего мужа. Все по классической схеме - "на вас оформлен кредит, нужно спасти деньги, оформить левый кредит и перевести в банк-партнер".
Изложу достаточно сумбурно. Эмоции, усталость и заебанность в край.
Итак, вечер четверга, я в 21-00 прихожу домой после тренировки, желая похвастаться тем, что взяла 70 кг в становой. Мужа дома нет, думаю, что пошел в магазин после работы - он на удаленке, айтишничек. Думаю еще, не позвонить ли и не попросить мандаринов? Но чот не стала, побежала в душ, варить макарохи и гречу на завтра и то и се.
Однако, до 22-х его нет, но мало ли чо, мож пошел в дальний супермаркет.
Приходит в 22-00 со стеклянными глазами и пачкой каких-то чеков в руке. Спрашиваю, где был и что это?
Совершенно неестественным для себя тоном он мне отвечает, что его "счета в Альфа-банке скомпрометированы и он перевел деньги в банк-партнер" И тут у меня даже несуществующие волосы на жопе встают дыбом. Я сразу же всекаю, что это за хуйня и требую объяснений. Но на вопросы получаю "Я не могу ничего сказать, статья 183 часть такая-то", что опять же нехарактерно для моего мужа, так как на чиновничьем в нашей семье обычно говорю и пишу я. Садится за ноут, начинает телефоном сканить эти бумажки и слать их в какой-то чатик в телеге. Чатик в телеге. "Это чат службы безопасности, меня в него добавили". Называется Alfa Financial - однако по поиску потом у меня вышла другая группа, а не та, что была на ноуте открыта. "Мне сказали что это надо чтобы вернуть деньги и возместят расходы на такси". В этом чате и письмо от якобы банка и куча другой хуеты. Я потом почитала, это пиздец. Но я канцелярская крыса и вижу документы профессионально, а муж нет.
При этом у него совершенно отсутствующее лицо и нехарактерный тон речи и интонаций. А я с этим человеком 10 лет живу. И тут я понимаю, что пора включать свой режим "истеричка". "Да ты понимаешь, ты чего. Это развод! Тебя наебали. Блядь, ааааааааааааааааааааааааа!". И так я бегаю минут десять по стенам и ору. Он вяло сопротивляется, мол банк-парнер и непохоже. Заставляю практически силой звонить в Альфу. и тут его потихоньку попускает и из состояния "зомби" он переходит в состояние "охуеть. ".

Ну што, развод по классической схеме. Далее излагаю на "чиновничьем".

Позвонил какой-то обмудок, представился сотрудником службы безопасности Альфа банка, пояснив, что якобы на его имя мошенники пытаются оформить кредит на 3 миллиона рублей. Для того, чтобы денежные средства не были похищены, ему необходимо взять встречный кредит и перевести в банк-партнер (здесь Росбанк) на указанные счета. В банке нельзя сообщать цель кредита, так как проверка внутренней утечки информации.

И тут, блядь, присходит пресвятое чудо! Он заходит в приложуху и видит плашку "вам одобрен кредит". Я такие обычно пролистываю, но тут плашка сработала как надо.
Обычно Альфа-банк чуть волосы с жопы дракона не требует, когда у них кредит оформляешь и я пыталась и друзья мои - на машинки и квартирки. Хуй там, человеку с сотеном белой зарплаты хуярили отказ. А тут он делает заявку на три миллиона и моментально получает одобрение.
Позвонили ему в 16 часов, часов пять ебали мозги, пока он не сделал все как им надо. Вывел на счета в Росбанке 3 ляма кредита и 500 своих. Хуевой тонной транзакций. Часа два у банкомата и никто не дернулся даже. Я виню себя, что была занята на работе и не кинула хотя бы сраную гифку со сраными котами, как обычно делаю. А тут у меня запара и весь день у нас режим молчания.
Все, пизда рулю, деньги ушли.

Ну а дальше все по классике: едем в полицию, торчим там часа четыре, пишем заявление, получаем квиток, едем доохуевать домой, эмоции, слезы и вот это вот все. На следующий день отпрашиваюсь с работы я, его сестра и бегаем по банкам, пишем заявления и тыды. Уже понимаем, что платить кредит придется. Собственно сейчас ищем как вывернуться, чтобы еще не платить проценты, там в итоге если идти по графику, то получается аж 4 ляма на выходе, потому что 7% на три миллиона 270 тысяч. Но сколько-то вернется по страховой заявке. Немного.

Состояние полного ахуя и того, что все планы пошли по пизде. Все мои поездки отпускные, все наши отпуска, встречи с друзьями заграницей и все остальное. Нам по сорокету, ток-ток собрались взять ипотеку. И на тебе, на ровном месте подняли проблему.

Понятно что завтра будем нанимать адвоката, чтобы он бегал и пихал полицию, уже получили кучу консультаций, прочитали тонну таких случаев и все равно. Все будущее вижу только в темных тонах.

Более чем уверена, что в схеме участвуют каким-то образом бывшие или действующие сотрудники банка и эта утечка напрямую связана с мошенничеством. И больше скажу. Я в принципе догадываюсь как это произошло:
У мошенников был номер паспорта, сведения о номере счета и наш адрес проживания, с которого мы съехали в 2016 году. Зато в отделении по этому адресу была открыта банковская ячейка, в 2014 году и закрыта в конце 2015го. И вот тут мое профессиональное чутье канцелярской крысы говорит о том, что в 2021м году срок списания этих документов. То есть персональными данными вероятно приторговывает или служба которая хранит документы или те, кто их уничтожает. Соответственно - обращение в Роскомнадзор, это я делаю профессионально.

Конечно можно тысячу раз поржать на такой случай "ебать вы лохи, вот меня не наебешь". Мы тоже так думали. При муже мне звонили несколько раз и он слышал, куда я их посылаю. Мы удивлялись, как можно на это повестись. Он разумный и рациональный человек. Как на это ведутся казалось бы неглупые в жизни люди, с высшим образованием, самых разных профессий, мы раньше тоже удивлялись. Он мне еще советовал закрыть счета в сбере, потому что все звонки якобы от них. Ему самому не звонили ни разу и собственно мы считали что Альфа это надежнее. Оказалась такая же ебаная дыра.

Ну вот теперь мы знаем, что и нас наебешь. Сейчас он вообще не понимает, как это могло сработать, но это сработало. Перечитывает переписку, видит все огрехи и т.д. А я до сих пор изумляюсь, что в четверг вечером это был реально другой человек. И много людей, которые прошли через это говорят о том, что это действительно сильно действует на психику и что они в конце-концов сами не понимали, как это вышло и описывают сходное состояние во время "обработки".
Что могу сказать, можно поржать в комментах, можно примерить белое пальто, но случиться это может с каждым, по сути. Даже если мы сами в это не верим.
Будьте осторожнее и грубее. Лучше пять раз сразу послать нахуй, чем вслушиваться в чью-то речь.

Альфа-мобайл

Безопасность


Кроме того, теперь вы можете увидеть, какие устройства имеют доступ к вашему личному кабинету.

В 2020 году участились случаи кражи денег через мобильное приложение Альфа-банка. Злоумышленники ставят его к себе на смартфон и разными способами получают доступ к личному кабинету потерпевших. Также есть случаи с банками ВТБ и Хоум-кредит

Кражи денег из Альфа-банка

Во всех случаях следует звонок потенциальному потерпевшему клиенту Альфа-банка. Далее у мошенников два основных сценария:

  1. Уговорить клиента банка поставить приложение для удаленного управления его смартфоном: TeamViewer или AnyDesk.
  2. Получить доступ к личному кабинету со своего смартфона. Для этого мошенники ставят на свой смартфон мобильное приложение банка, звонят жертве с другого аппарата, вводят имеющиеся у них исходные данные в приложение и в процессе разговора просят у клиента банка код из СМС. Дальше в своем приложении переключаются на Push-уведомления, и клиент больше не получает информации о происходящих операциях в собственном личном кабинете. , где участие самого клиента вроде бы отсутствует. Считаю такие случаи самыми опасными, когда в краже денег, возможно, прямо участвуют сотрудники банков и/или телефонного оператора.

Установка TeamViewer

октябрь 2020, ущерб около 560000 рублей. Установлена программа AnyDesk. Мошенник позвонил с московского номера 495, пояснил, что якобы к личному кабинету Альфа-банка пытаются получить неправомерный доступ неизвестные лица. Затем уговорил поставить программу AnyDesk. В результате, мошенники списали 9000 рублей с дебетовой карты, 120000 с кредитной карты, оформили на потерпевшую кредит на сумму 436846 рублей и тоже вывели в другой банк.

25.11.2020 — 3,5 млн рублей. Якобы всего одна СМС. Пошла погулять с собакой, а в это время кто-то взял кредит и вывел деньги.

Позвонили якобы с Альфа-банка для подтверждения смены номера телефона. Сказали, что на меня пытались оформить кредит с этим номером телефона и, получается, что у мошенников есть мои паспортные данные и нужно установить защиту, и предложила установить приложение Quick support. Потом оказалось, что приложение называется TeamViewer Quick support. В какой-то момент телефон перестал реагировать на мои действия и мошенник сам начал лазить по приложению и перевел деньги себе на счет, аргументируя, что они вернутся. Все это время я пыталась выключить телефон, но он не реагировал на мои действия, так как он управлялся удаленно.

teamviewer support

Без установки каких-либо программ

Когда жертва ставит в свой смартфон TeamViewer — всё понятно, сам виноват. Но больше случаев, когда никаких программ в телефон не ставилось, но мошенники заходят в личный кабинет жертвы. Как это происходит, примеры случаев.

Код для входа в Альфа-мобайл на Samsung. ОСТОРОЖНО! Если вы не входили в Альфа-мобайл, значит код запрашивают МОШЕННИКИ

и следом push уведомление с образовавшейся задолженностью 100 тыс. руб. Было совершено 7 операций в адрес КИВИ-Банка с назначением в пользу ОДНОКЛАССНИКИ и ВКОНТАКТЕ за несколько минут. Альфа-банк сообщает, что

С помощью данного пароля был осуществлен вход в мобильное приложение Альфа-Мобайл.

хотя автор отзыва никому его не передавал. Единственная идея — это какой-то троян в смартфоне, который переправлял смс злоумышленникам или мухлеж на стороне оператора связи.

… если вход в Альфа-Мобайл на onеplus onеplus произвели не вы…..

в период с 15:20 до 15:22 часов мск 3 мая, произведено списание денежных средств несколькими платежами по 15000 руб. и 5000 руб., всего 7 платежей. Платежи осуществлялись в пользу ООО ИКСОЛЛА (STEAM), ИНН 5902879646. Но это история со счастливым концом, деньги удалось вернуть через магазин.

05.07.2020 — не удалось зайти в приложение. Оказалось что в Альфа-мобайл зашли мошенники с другого устройства и сразу перепривязали номер на свой, оформили кредит на 260000, и еще около 20000 украли с других счетов.

сомнительные смс я не получала, звонки мне не поступали, номера карт и коды третьим лицам не сообщала, карты и паспорт не теряла. Сразу позвонила на горячую линию банка, все рассказала сотруднику. Специалист горячей линии уточнила, каким мобильным устройством я пользуюсь -у меня Samsung. Выяснилось, что был совершен вход в мобильное приложение с устройства Xiaomi Redmi,так же в системе была произведена перепривязка моего номера мобильного телефона на неизвестный мне номер

Мошенники помогают взять кредит в личном кабинете Альфа-банка

Кредит взят успешно

Октябрь 2020 — код для входа в приложение с устройства мошенников передан мошенникам. Клиент не пользовалась личным кабинетом/приложением вообще. Попросила банк все отключить и перевыпустить карты. Но после пополнения счета, мошенники снова залезли и увели деньги (сумма неизвестна).

300000 рублей — веером пришли 2 тревожных SMS:

  1. Никому не говорите код, его спрашивают только мошенники: 6762 ! Если вход в ALFA-MOBILE на oneplus произвели не Вы, обратитесь в банк.
  2. Уважаемый клиент, по карте ***** 0147 выявлены сомнительные операции, все действующие карты и доступ в Альфа-Клик/Мобайл заблокированы.

Но клиент обратилась только на следующий день. Сумма операций переводов 365900 руб, из них небольшую часть банк вернул, до 300 тыс. пропало.

  • 635(!) одинаковых операций на сумму 379 руб
  • 4 операции на сумму 1490 руб
  • 5 операций на сумму 394 руб

карта 100 дней - настройка лимитов

Я бы, конечно, отключил в Альфе операции в интернете, частично это убережет от неприятностей:

Текст СМС от Альфа-банка перед взятием кредита вполне понятный:

Никому не сообщайте код: ****. Оформление кредита наличными

Момент проникновения в личный кабинет

Один из самых неприятных вариантов, который может произойти — это установка мошенником приложения банка в его смартфон и получение им доступа к вашему личному кабинету. Как это может произойти?


Совет: внимательно читайте текст СМС с кодом, возможно вместо подтверждения какой-то операции вы подтверждаете вход мошенников в ваш личный кабинет на их устройстве.

Собственно, у меня есть вопросы банку:

  1. Как увидеть список авторизованных устройств для доступа к моему личному кабинету? (Список авторизованных устройств самому посмотреть нигде нельзя, но можно спросить в чате в Альфа-клике.)
  2. Как запретить использовать Push-коды? (мне подходят только СМС)

Как удалось выяснить, запретить использовать Push-коды можно только для вашего устройства (но не для устройства мошенников) на то время, когда у вас не включено приложение, про это я написал отдельную статью. Но хотелось бы установить такой запрос на стороне банка, про такое я пока не слышал.

Как определить, вас уже взломали или еще нет?

К сожалению, самостоятельно посмотреть где-либо, с каких устройств были заходы в ваш личный кабинет Альфы — негде. Но это можно быстро узнать через чат в приложении банка:


Если у вас украли деньги через личный кабинет, что делать?

Непонятные случаи, где участие клиента (пока) не прослеживается

В ночь на 27/07 у меня списали денежные средства, сначала с виртуального накопительного счета ВТБ перевели на зарплатную карту, а оттуда уже списали все, смс подтверждений и кодов запросов на данные операции не поступало.

С другой стороны, потерпевшая сообщает:

Видимо, мошенники как-то умеют использовать уязвимости у оператора связи.

21.06.2020 — последний заход в Альфа-клик (и, возможно, какие-то подозрения)

22.06.2020 — обращался на горячую линию банка для блокировки карт, счетов и интернет-банка по подозрению в утечке данных.

02.07.2020 — лично посетил банк для перевыпуска банковских карт, смены кодового слова и проверки личных данных.

По распечатке – три крупных банковских перевода на общую сумму 500тыр., и несколько С2С на карту АБ, примерно на такую же сумму. Переводы датированы 05.07 и 06.07. Несмотря на то, что обращение по мошенничеству и блокировке от меня поступило 04.07. Мистика? Невероятно? А мошенники смогли – как?

Мошенники знали номер телефона и паспортные данные жертвы. Позвонили на горячую линию Опсоса и под предлогом, к примеру, потери телефона, заблокировали номер ТС. Потом в мобильном приложении переключили способ получения кодов с СМС на Push (видимо это делается у Альфы без подтверждения). Ну а дальше подали заявку на кредит с указанной суммой, подтвердив её кодом из Push. Никогда не понимал подтверждение кодами из Push операций в мобильном приложении. Смысла ноль целых, ноль десятых

Октябрь 2020 — было 2 СМС от Альфа-банка что подана заявка на на оформление ипотеки(!). Клиент увидел, что на него оформлен кредит. Заявление в полицию написано, клиент не платит, по кредиту просрочка, банк трезвонит клиенту чтобы гасил кредит.

Вам звонят из банка, рассказывая о пресеченной попытке вывода денег: как быть

Мошенники с энтузиазмом сообщают о мошенниках, которых, как выясняется, и не было.

Мошенники "отвадили" мошенников

На днях мне поступил звонок. Представившись Александром таким-то из "Альфа-банка", мужской голос назвал меня по имени и отчетству и спросил, не производила ли я перечислений посредством своего онлайн-банка в течение последних 15 минут. Ответ был отрицательный, на что последовала информация о том, что на счет некой Юлии такой-то (с фамилией, которую я не помню) с моего карточного счета выведена заметная сумма денег. Звонящий допытывался: знаю ли я эту Юлию?, захожу ли я в "Альфа-клик" с мобильного телефона (назвал марку и модель)?

Получив отрицательные ответы и заверив, что банк попытку несанкционированного списания пресек, якобы переключил меня на сотрудника рангом повыше (который тоже оказался Александром, и голос в трубке в принципе изменился не сильно). До этого момента "оба" говорили солидно, внушительно и убедительно, надо отдать должное. Никаких сведений о карте у меня не выспрашивали.

Провалы в логике

Второй задал все те же вопросы, после чего попытался навешать мне макаронных изделий на уши о том, что, хоть сейчас – благодаря реакции банка – мошенники и остались с носом, но под угрозой мои персональные данные. Почему-то хотел выяснить, не теряла ли я свою пластиковую карту (не теряла), и не имеют ли доступ к моему онлайн-банку родственники или коллеги. Дальше последовала вообще полная белиберда: мол, ситуация требует перевыпуска моей карты. И для этого я должна со своего обычного устройства срочно зайти в свой онлайн-банк, и звонящий мне скажет, что надо сделать.

При чем тут вообще "физическая" карта, и что за пляски с бубном с заходом в онлайн-банк, я, естественно, не поняла. Спросила, как я могу проверить ту информацию, что он мне тут озвучивает. Ответил, что, когда я приду в банк за новым экземпляром карты, они мне подготовят выписку со сведениями об упомянутой мошеннической попытке вывода средств. А в выписке, формируемой в онлайне, такой информации не будет.

На что я ответила, мол, извините, но позвоню-ка я сама в банк. Мол, социальная инженерия и все такое. "Александр" попытался совладать с нервами, но не очень удачно – полез в бутылку: мол, я в этой сфере 7 лет работаю, все знаю, поверьте уж мне.

В Багдаде все спокойно

Звонок в банк показал, что ничего с моим счетом без моего ведома не происходило. Никакой попытки вывода денег не было. Назвала номер телефона звонивших – в "Альфе" ответили, что такой телефон сотрудникам банка не принадлежит. Под мою диктовку составили докладную записку в службу безопасности. Надеюсь, что, по крайней мере, с этого номера уже никому больше эти люди не позвонят.

Спросила: при поступлении звонка о несанкционированной попытке списания как распознать, звонит это банк или мошенники. С какого номера может звонить банк – на это мне ничего внятно не сказали (видимо, номеров для исходящих звонков у них действительно много, и не угадаешь). Отличительной чертой мошенников сотрудники банка назвали попытки выведать сведения о карте. Но у меня мошенники не спрашивали ничего такого, что я не могла бы сказать незнакомым людям в лифте. Значит, их целью было заставить меня войти в кабинет и, возможно, предложить мне перевести деньги на "безопасный счет", ответили в банке. Посмеялась.

Выводы

Что печально – персональные сведения о клиентах "Альфы" действительно под угрозой. Ведь звонившие узнали мой телефон и имя-отчество, а также сам факт, что я – клиент этого банка.

Общая рекомендация – ничего никому по телефону не сообщать. Если звонят вам – лучше перезвоните в банк сами, даже если у вас есть только номер из серии "8 800". Потратите время, поговорив с тупым роботом, но потом все же сможете перейти на оператора. Кстати, роботу "Альфы" можно сказать слова "звонок мошенников" – как позже выяснилось, он это понимает и переключает сразу на оператора.

Многие считают, что при поступлении звонка из банка надо сразу же класть трубку. Но это не так. Дело в том, что в 2018 году был принят закон 167-ФЗ, нацеленный на защиту от несанкционированных переводов с карт физлиц. И существует перечень критериев, когда банк действительно может позвонить физлицу, например, если попытка перевода сделана с устройства, которым гражданин обычно не пользуется. Подозрительный перевод банк может приостановить на срок до двух рабочих дней, а возобновить – только запросив и получив подтверждение от клиента.

Представьте ситуацию, вы уставшие пришли домой после работы, включили новый сезон любимого сериала, который ждали целую неделю, и тут звонят с непонятного номера. Берете трубку и вам сообщают, что по вашей банковской карте выявлены подозрительные операции и просят пройти идентификацию и подтвердить личность. Вы следуете алгоритму неизвестного человека и ваши деньги уходят ему в кошелек.

Чтобы этого не произошло, рассказываем, как ведут себя мошенники, а как сотрудники банков. И как обезопасить себя от первых.

Как отличить мошенника от сотрудника банка?


Сверьте номер телефона. Сотрудники банка чаще всего звонят с официальных номеров, которые есть на сайте. Но сейчас мошенники научились подделывать номера и звонят через IP-телефонию. Точный номер банка, который есть на официальном сайте, они повторить не могут. Номер мошенников все равно будет отличаться на 1−2 цифры. Так вы распознаете злоумышленника.

Мошенники торопят и спрашивают лишнюю информацию. Злоумышленник пытается не дать времени на раздумья, требует конфиденциальную информацию и запрашивает защитный код с оборотной стороны карты. Сотрудники банка не будут выпытывать у гражданина конфиденциальные сведения, т. к. они знают Ф. И. О., номер телефона и карты. Мошенники тоже могут владеть такой информацией и даже называют номер карты, но они всегда пытаются выведать защитный код.

Менеджеры банков не требуют дополнительных действий при оформлении кредита или списании денег со счета. Сотрудники банков действительно звонят, когда выявляют подозрительные операции по счетам клиентов. Если на вас пытаются взять кредит или списать деньги с карты, менеджер банка просто отменит операцию без дополнительных действий с вашей стороны. Затем сотрудник банка попросит прийти в банк и перевыпустить карту.

Чтобы не допускать ошибок, не совершайте никаких действий, когда есть сомнения и подозрения в мошенничестве. Берите документы, карту и приходите в банк лично, чтобы во всем разобраться.

Смс-оповещения от мошенников

Злоумышленники делают смс-рассылки. Они стараются торопить, чтобы человек не успел осознать происходящее и в спешке перевел деньги на их счет. Сотрудник банка на работе, ему некуда спешить и он даст время подумать или даже согласится на то, чтобы вы пришли в банк и убедились в информации лично.


Как защитить свои деньги от мошенников?

Для защиты счетов от мошенников руководствуйтесь следующими правилами.

Если заподозрили, что с вами разговаривает мошенник, кладите трубку и перезванивайте в банк по номеру, который указан на сайте.

Деньги нельзя переводить на любые счета. Если вас убеждают, что вы их потеряете — не верьте. Менеджеру банка хватит одного вашего согласия на отмену подозрительной операции.

Срок действия и номер карты нельзя называть сотрудникам банка. Это конфиденциальные сведения, которые не разглашаются. Тем более, нельзя называть защитный код на оборотной стороне. С помощью этого кода мошенник легко спишет деньги со счета.

Сотрудник банка не будет соединять вас со старшим менеджером или другим ответственным лицом. Если звонит реальный менеджер, он будет вести с вами беседу. Когда якобы сотрудник банка предлагает переключить на старшего менеджера для продолжения беседы, сразу вешайте трубку.

Установите определитель номера

Когда звонит неизвестный и представляется сотрудником банка, пытается убедить в оформлении якобы кредита на ваше имя или списание денег, проверьте номер. Сотрудники банка чаще всего звонят с официальных номеров, которые есть на сайте. Но сейчас мошенники научились подделывать номера и звонят через IP-телефонию.


Если вам позвонит мошенник, информация появится вместе с номером. Благодаря этому сразу поймете, что вам звонит не сотрудник банка, а злоумышленник. Аналогичная функция есть и в банке Тинькофф. Но определитель доступен только для устройств iOS.

Не произносите кодовые слова для биометрии

Кратко о том, как распознать мошенника

Конфиденциальные сведения запрашивают по телефону только мошенники, включая номер карты и три цифры защитного кода на обороте карты.

Мошенники всегда переводят человека на якобы старшего менеджера. Сотрудники банка общаются с клиентом и никуда не переключают.

Номер злоумышленника часто похож на реальный номер банка, но есть отличия в цифрах.

Мошенник будет всеми способами пытаться получить конфиденциальные сведения и заставить человека оформить новый кредит или перевести деньги на безопасный счет.

Установите определитель номера на смартфон, чтобы распознавать мошенников.

Злоумышленники не дают времени на раздумья, торопят и призывают совершить операции со счетом, чаще всего перевести деньги.

Сотрудники банка дадут время на размышления и пригласят в отделение банка. Мошенник будет угрожать и запугивать списанием со счета, если вы срочно не переведете деньги.

Если на вас оформляют кредит злоумышленники, менеджеры просто заблокируют операцию. Мошенники попросят перебить кредит и оформить новый заем на ваше имя.

Подписывайтесь на наш блог, чтобы получать полезные статьи на почту или в мессенджер.

Читайте также: