Как запросить у истца реквизиты для оплаты

Обновлено: 04.07.2024

Судебные расходы – необходимые денежные траты, которые несет каждая из сторон судебного процесса. Вне зависимости от того, каким судом рассматривается дело, к какому виду оно относится (арбитражному, гражданскому, административному), несение определенных расходов неизбежно. Процессуальным законодательством данным тратам дано понятие, а также разъяснен порядок и случаи их возмещения.

Судебные расходы: понятие и состав

Разъяснение указанному понятию дают все процессуальные кодексы, в ГПК это статья 88, в АПК – 101, в КАС – 103 . Все перечисленные нормативные акты указывают, что этот вид трат состоит, во-первых, из госпошлины, во-вторых, из издержек.

Госпошлина – специальный налоговый сбор, собираемый государством с граждан и организаций, которые обращаются, в числе прочего, в суд для совершения правового действия ( ст. 333.16 НК РФ ).

Под издержками в соответствии с законодательством ( ст. 94 ГПК ) подразумеваются расходы:

  • необходимые для оплаты работы экспертам, переводчикам, иным специалистам;
  • связанные с необходимостью осуществления осмотра на месте;
  • почтовые расходы;
  • потраченные с связи с проездом к месту нахождения суда и в связи с проживанием в таком месте;
  • компенсирующие потерю времени;
  • на услуги представителей (адвокатов и юристов);
  • прочие расходы по решению суда.

Оплата государственной пошлины

Обязательным элементом, сопровождающим обращение гражданина или компании, является оплата госпошлины в размере, установленном соответствующими нормами налогового законодательства. Так как инициатором возбуждения дела является истец, то перед подачей иска он обязан оплатить определенную сумму в бюджет. Ее размер зависит от характера искового заявления и требований. Более подробная информация об этом изложена в главе 25.3. НК.

В случае неоплаты этого налогового сбора или оплаты в сумме, которая не соответствует закону, судья, рассматривая поступившие материалы, вправе:

  • решить оставить заявление без движения для оплаты необходимой суммы;
  • затребовать у истца доказательства того, что он освобожден от уплаты этого сбора.

Чтобы определить, требуется ли конкретному лицу по определенному делу оплачивать госпошлину, нужно внимательно изучить ст.ст. 333.35-333.37 НК .

Оплата судебных издержек

Если с определением лица, которое обязано оплачивать госпошлину вопросов не возникает, то при оплате некоторых судебных издержек появляются небольшие трудности, которые приходится разрешать суду.

Ситуация

Гражданское дело

Административное дело

Арбитражное дело

Расходы на свидетелей, экспертов и других лиц, заявленные стороной

Расходы на свидетелей, экспертов и других лиц, привлеченных по инициативе суда

Оплачивается из бюджета

Возможность снижения или освобождения от оплаты

Прямо не предусмотрена

Невыполнение в срок обязанности по оплате работы экспертов и иных лиц

Не освобождает от выполнении обязанности по проведению экспертизы или иной работы

Не освобождает от выполнении обязанности по проведению экспертизы или иной работы

Суд имеет право отказать в удовлетворении заявления о проведении экспертизы или вызова свидетелей


Распределение и возмещение судебных расходов

В определенных случаях, которые возникают в ходе рассмотрения поданного искового заявления, когда пришлось понести судебные расходы, они могут быть поделены между сторонами, взысканы с истца или ответчика.

1. Потраченные деньги на привлеченного к участию в деле адвоката или юриста суд по письменному заявлению обязан взыскать в разумном размере с проигравшей стороны.

2. Если истец отказывается от своих требований, то судебные издержки и госпошлина не возвращаются. Исключение – когда ответчик удовлетворил требования после подачи иска.

3. Если истец и ответчик пришли к мировому соглашению, то они вправе указать в нем порядок распределения понесенных расходов. В противном случае суд впоследствии может взыскать их по общему правилу.

4. Если решением суда не полностью удовлетворены требования истца или ответчика, то расходы распределяются соразмерно удовлетворенным требованиям.

Сложности взыскания понесенных затрат

Перечисленные выше понесенные траты не единственные, в ходе рассмотрения дела могут возникнуть и другие. Как их взыскать, какие доказательства приложить к заявлению и как его обосновать с юридической стороны – вопросы хорошо известные любому квалифицированному юристу.

В большинстве случаев граждане или организации, столкнувшиеся с проблемой юридического характера, не обращаются к адвокату, желая сэкономить. Такое решение может быть чревато тем, что суд примет позицию противоположной стороны, которая будет участвовать с представителем, могущим качественно и грамотно обосновать свои доводы. Поэтому обращение к специалисту – первый шаг на пути к положительному разрешению дела. Немаловажным в этом отношении является то, что расходы на услуги адвоката, так же, как и другие издержки, в большинстве случаев будут возмещены противоположной стороной (при условии выигрыша дела).

Помощь адвоката

За свои услуги адвокат возьмет вознаграждение – это явный факт. Однако это вознаграждение он отработает так, что клиенту вернется больше, чем когда юрист не привлекается. Хороший адвокат сможет предоставить следующие услуги:

  • дать консультации по ведению конкретного дела;
  • установить точный размер госпошлины;
  • определить приблизительный размер будущих судебных затрат;
  • оказать практическую помощь в судебных органах;
  • взыскать понесенные расходы, заявить соответствующее требование после вынесения акта суда;
  • помочь в исполнении судебного акта и многие другие услуги.

Адвокат Екатерина Михайловна Мурзакова, обладающая огромным опытом работы в различных делах, поможет каждому своему клиенту предусмотреть судебные расходы, взыскать их при необходимости, а в некоторых случаях ходатайствовать об их уменьшении или, вообще, об освобождении от их уплаты. Записаться на прием возможно по тел. 8 (495) 505-24-50.


Образец платежного поручения судебным приставам 2021-2022 годов может потребоваться работодателю, который производит удержания из зарплаты работника по исполнительному листу и переводит эти деньги судебным приставам. В статье мы расскажем, чем отличается такая платежка от других, и приведем образец ее заполнения.

В чем особенности платежного поручения приставам образца 2021 - 2022 годов

Порядок заполнения платежки в адрес приставов будет различным для удержаний по налогам и по неналоговым платежам работника (например, по алиментам, судебным взысканиям).

Если вы перечисляете за работника долги по налогам, в платежном поручении в разделе о плательщике нужно указывать (п. п. 4, 10 Приложения № 1, Приложение № 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н, Приложение 1 к Положению Банка России от 29.06.2021 № 762-П):

Реквизиты получателя нужно взять из документа от приставов.

Сведения о платеже надо заполнять, как в налоговой платежке — с указанием УИН, КБК, ОКТМО и пр. Подробнее об этом написано в готовом решении от КонсультантПлюс. Посмотреть материал можно бесплатно, оформив пробный доступ к системе.

Аналогичный порядок заполнения раздела о плательщике действует с 17.07.2021 в отношении идущих в бюджет неналоговых (и нетаможенных) взысканий, например, административных штрафов и пр. (приказ Минфина от 14.09.2020 № 199н, письмо Федерального казначейства от 29.04.2021 № 01-00-07/9973). В таких платежках указывают:

Посмотреть образец заполнения платежного поручения судебным приставам на перечисление долга работника по налогу с комментариями экспертов можно в К+, оформив бесплатный пробный доступ:

Платежное поручение судебным приставам по иной задолженности работников

Если к работодателю от приставов пришел исполнительный лист на удержание небюджетных долгов работника (алименты, кредиты и др.), платежка заполняется несколько иначе: очевидно, что в ней не заполняются налоговые поля, а вся информация о долге приводится в назначении платежа.

Что касается полей 60 и 102 (напомним, это ИНН и КПП плательщика), то здесь в настоящее время есть неясность и две точки зрения:

1. В этой ситуации также действуют введенные с 17.07.2021 правила для неналоговых задолженностей, уплачиваемых в бюджет, все-таки счета ФССП открыты в УФК, а это бюджет. То есть в поле 60 указывается ИНН работника, а в поле 102 ставится 0.

Образец платежного поручения, заполненного согласно этой позиции, смотрите в К+, оформив бесплатный пробный доступ:

2. В полях 60 и 102 приводятся ИНН работодателя (не работника) и его КПП. Объяснение ей следующее. Требование указывать ИНН должника (физлица) прямо установлено только для случаев, когда удержанные у него денежные средства идут в счет погашения задолженности по платежам в бюджет. Тот факт, что данная иная задолженность уплачивается на счет ФССП, не делает ее долгом в бюджет, т. к. конечный получатель здесь небюджетный (физлицо при алиментах, банк, если это кредит и пр.).

Полагаем, решать данный вопрос придется с приставами и банком.

Если вам нужно заполнить платежное поручение на перечисление алиментов из доходов работника, то вам поможет Готовое решение от экспертов КонсультантПлюс. Получите пробный онлайн доступ к К+ бесплатно и переходите к образцу.

Платежи в адрес ФССП — это перевод туда средств, удержанных работодателем из зарплаты работника по исполнительному листу. Правила заполнения платежного поручения приставам для бюджетных и небюджетных платежей различаются.

Распространенные вопросы

В каких случаях заполнять КБК при переводе средств приставам?

КБК нужно указывать, только если вы перечисляете платеж в бюджет и его администратором является Федеральная служба судебных приставов - ФССП. Код бюджетной классификации должен сообщить пристав.

При переводе судебным приставам денег, которые они взыскивают по исполнительным документам (долги, алименты), указывать КБК не нужно.

Правомерно ли требование об указании размера дохода работника в платежном поручении?

Да, такое требование пристава правомерно.

Указание общей суммы дохода необходимо судебному приставу-исполнителю для определения правильности удержаний, производимых работодателем. Возложение на работодателя такой обязанности может быть расценено как законное требование судебного пристава-исполнителя.

Если работодатель не будет указывать общий размер доходов работника, а также не будет удерживать исполнительский сбор, судебный пристав-исполнитель может (ст. ст. 6, 113 Закона № 229-ФЗ):

  • принять меры принудительного исполнения, предусмотренные ст. 68 Закона № 229-ФЗ;
  • инициировать привлечение работодателя к административной ответственности по ст. 17.8 КоАП.

Можно ли удерживать суммы по исполнительному листу из аванса?

Да, можно. Ведь суммы по исполнительным листам удерживают и перечисляют взыскателю или на депозитный счет службы судебных приставов при каждой выплате заработной платы, соблюдая максимальный размер удержаний. А аванс - это выплата заработной платы за первую половину месяца. Аванс по заработной плате не относится к доходу, на который не может быть обращено взыскание.

Иной подход может привести к невозможности удержания необходимой суммы, при том что доход работника за весь месяц позволяет это сделать.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

После того как суд рассмотрел дело и вынес решение в пользу истца, истец может получить на руки исполнительный лист. Для того чтобы получить исполнительный лист необходимо убедиться, что вышли сроки на обжалование либо ответчику отказано в жалобах, и обратиться в тот суд, который вынес решение. Обращение в суд и получение документа возможно следующими способами:

Образец заявления на выдачу исполнительного листа вы можете скачать по ссылке: заявление на выдачу ИЛ.rtf

Сроки обращения для получения исполнительного листа

Законодательно сроки получения исполнительного листа истцом не предусмотрены: вы можете обратиться и на следующий день после вступления решения в силу, и через месяц, и через два - но от этого зависит дата начала исполнительного производства судебными приставами.

В случае, когда исполнительный лист нужен срочно, заявление следует писать как можно раньше и подать его в день вступления в силу решения суда. Также для ускорения процесса можно регулярно позванивать в канцелярию, спрашивать, не готов ли документ.

Образец жалобы на волокиту при выдаче исполнительного листа

Следует помнить, что у канцелярии нет оснований слишком затягивать выдачу документа (более 30 дней). Если вы считаете, что в канцелярии умышленно затягивают процесс выдачи, вам стоит написать жалобу председателю суда на волокиту при выдаче исполнительного листа.

Как получить исполнительный лист, что с ним делать и как подать судебным приставам? - Изображение 1

Как подать исполнительный лист судебным приставам?

Что делать с исполнительным листом после получения на руки лично или по почте? Дальше его нужно подать для исполнения судебным приставам, если ваш должник не намерен платить добровольно, а исполнение через банк или через работу должника либо невозможно, либо не принесло результата.

Все исполнительные действия совершаются по месту жительства или пребывания гражданина-должника, юридическому адресу организации или ее филиала, представительства, либо по местонахождению имущества должника. Если исполнительный лист выписан на совершение определенных действий, он исполняется по месту совершения этих действий. Узнав адрес должника, вы сможете определить, в какой отдел судебных приставов необходимо подать исполнительный лист.

В отделе судебных приставов вы оставите оригинал документа, поэтому рекомендуем сделать несколько копий и скан-копию.

Случаи, когда не нужно обращаться к приставам:

  • ваш должник - организация, исключена из ЕГРЮЛ;
  • должник признан банкротом;
  • истек срок давности исполнения судебного акта (3 года), и у вас нет определения суда о восстановлении этого срока;
  • ваш должник — бюджетная организация или бюджет или казна РФ.

Образец заявления при подаче исполнительного листа

Как получить исполнительный лист, что с ним делать и как подать судебным приставам? - Изображение 2

При подаче исполнительного листа судебным приставам при себе необходимо иметь пакет документов:

  • заявление на исполнение — 2 экземпляра при личной подаче, 1 экземпляр при отправке почтой. Заявление подписывает лично взыскатель, директор фирмы или представитель по доверенности;
  • оригинал исполнительного листа;
  • копия паспорта (1 страница и прописка), реквизиты счета в банке — если вы гражданин;
  • доверенность представителя — если заявление на исполнение за вас будет подписывать кто-то другой;
  • копии документов, подтверждающих наличие у должника какого-то имущества, его место работы, информация о его имущественном положении и т.п. — если есть. На должника-организацию или ИП можно приложить выписку из ЕГРЮЛ.

Подать пакет документов можно двумя способами:

Готово! Дальше заявление и исполнительный лист попадут к конкретному судебному приставу, и он откроет исполнительное производство или вынесет определение об отказе в возбуждении исполнительного производства. Подробнее об этом в статье "Как взыскивают судебные приставы?".

В условиях действия ограничительных мер на фоне распространения коронавирусной инфекции Верховный суд РФ распорядился перевести приём документов на интернет-приёмные судов и приостановить личный приём граждан. Объясняем, как и с помощью каких электронных сервисов подавать документы в суд сейчас и после отмены ограничительного режима работы судов.


Таким образом, сегодня возможность подавать через интернет заявления и документы в арбитражные суды и суды общей юрисдикции, которая существует уже несколько лет, становится не просто удобной альтернативой бумажному документообороту.

Подача документов в суд в электронной форме стала возможной в 2016 году, правда, полноценно система заработала в течение 2017 года и развивается до сих пор. В связи с введением ограничительных мер она стала основным электронным пространством для направления в суд всех обращений, процессуальных документов и приложений к ним.

Нормативное регулирование подачи документов в суд через интернет:

Электронная подача документов не отменяет обязанности соблюдения требований к их форме и содержанию. Остаются неизменными и сроки. Таким образом, речь идет только о способе направления материалов.

Преимущества электронной подачи документов в суд

Очевидные преимущества подачи документов в суд через интернет — удобство и экономия времени. Но не только ради этого используются все возможности судебных информационных систем.

  1. Отправка и приём документов происходят без задержек. Это критически важно, когда сроки горят, а их нарушение чревато возвращением заявления без рассмотрения.
  2. Отправленные документы централизованно хранятся в системе. К ним можно обращаться и отслеживать историю ведения дела.
  3. Нет почтовых и прочих расходов, связанных с пересылкой корреспонденции, как нет и риска утраты документов в процессе движения до суда.
  4. Сервисы работают круглосуточно, в отличие от канцелярии суда, что позволяет готовить и направлять документы в любое время.
  5. При использовании всего функционала информационной системы можно в онлайне отслеживать ход судебного разбирательства, получать сведения в режиме реального времени, оперативно реагировать на ситуацию и отсылать нужные документы.

На практике немало примеров, когда электронный документооборот между судами и участниками процесса был полезен и эффективен для всех:

  1. В большинстве случаев, особенно в арбитражных судах, исковые заявления подаются в суд по местонахождению ответчика. Представим ситуацию: компания-истец из Петербурга хочет взыскать с контрагента, находящегося во Владивостоке, задолженность по договору поставки. Обращаться нужно в арбитражный суд Владивостока. Какой вариант ни возьми, подача искового заявления в электронном виде — самый экономичный способ. Возможна и обратная ситуация: нужно подать возражение на иск, а ответчик — за несколько тысяч километров от суда. Опять же, ехать самому, направлять документы почтой или нанимать местных юристов обойдётся намного дороже и дольше, чем отправка возражения в суд через интернет.
  2. Юридические компании и подразделения — основные пользователи электронных сервисов подачи документов в суд. Когда на руках несколько дел, перенести большинство формальностей в электронное пространство — значительно упростить себе задачу и оптимизировать затраты.
  3. Нельзя не упомянуть и о простых гражданах. Сегодня они часто судятся с застройщиками, страховыми компаниями, организациями сферы ЖКХ, активно отстаивают права потребителя и т.д. Относить документы в суд лично или направлять почтой — долго. Причем, как правило, всё не ограничивается подачей иска. Нужно подавать ходатайства, представлять в качестве доказательств документы, возможно, обжаловать промежуточные судебные акты. Далеко не у всех есть на это время — нужно работать. И не каждый может позволить себе нанять юриста. С помощью сервисов подать документы можно в любое время, из любой точки, где есть интернет, причем независимо от количества документов, их видов и частоты обращения в суд.

Возможность электронной подачи документов в суд — важное условие и, можно сказать, первый этап формирования и развития системы дистанционного участия в судебных процессах. Наряду с использованием видео-конференц-связи это должно обеспечить построение единой системы. Тогда всем желающим можно вести процесс, не выходя из дома или офиса. В некоторых случаях это доступно уже сейчас, но ситуация с коронавирусом, видимо, значительно расширит круг оснований и условий для дистанционного ведения дел и получения судебных решений в электронной форме.

Какие документы можно подавать в суд через интернет

Через интернет в суд подаются:

1) иски;
2) встречные иски;
3) возражения (отзывы) на иски;
4) заявления о выдаче судебного приказа;
5) письменные ходатайства;
6) жалобы в апелляционную, кассационную и надзорную инстанции;
7) другие процессуальные документы.

  1. Электронный документ, подписанный лицом, указанным в тексте документа, усиленной квалифицированной электронной подписью.
  2. Электронный образ документа — скан-копию бумажного документа, заверенную простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью.

Надлежащим образом подписанные электронные документы и заверенные электронные образы юридически равнозначны соответствующим бумажным документам.

Технические требования к электронным документам и образам для подачи в суд

Технические требования к электронным документам:

  • разрешённые форматы — PDF, RTF, DOC, DOCX, XLS, XLSX или ODT;
  • разрешённые форматы для документа с графикой — PDF, JPEG (JPG), PNG или TIFF;
  • формат файла отправляемого документа — формат файла электронного документа на момент его подписания;
  • каждый документ — один файл размером до 30 Мб включительно;
  • в названии файла в целях идентификации указывается наименование документа и количество листов в нём;
  • запрещено использовать средства защиты от копирования и печати;
  • используется отсоединённая (в отдельном файле) электронная подпись.

Технические требования к электронным образам:

  • масштаб сканирования 1:1;
  • цветовая гамма — чёрно-белая или серая;
  • при сканировании допускается полная цветопередача оригинала, но только если это важно для правильного рассмотрения и разрешения дела;
  • обязательные требования к качеству — возможность корректного прочтения документа, а также точная передача всех обязательных реквизитов, печатей, штампов и графической подписи, если такие элементы присутствуют;
  • формат создаваемого файла — PDF с возможностью копирования текста. Размер — не более 30 Мб;
  • один документ — один файл. В названии файла в целях идентификации указывается наименование документа и количество листов;
  • используется отсоединённая (в отдельном файле) электронная подпись.

Обращение в суд (иск, ходатайство, заявление и т.д.) можно сформировать непосредственно в системе с использованием её функционала. В этом случае создаётся электронный документ, который нужно подписать усиленной квалифицированной электронной подписью.

Если обращение готовится отдельно (вне системы), для направления его в суд через интернет создаётся скан-копия подписанного документа — электронный образ, который заверяется простой ЭП или усиленной квалифицированной ЭП.

Какие системы использовать при подаче документов в суд через интернет

Это зависит от того, в какой суд направляются документы.

Что делать дальше:

Все разделы расположены на главной странице сервиса, поэтому их легко найти.

Для входа в сервис электронной подачи документов нужна учётная запись в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Если регистрации в ЕСИА нет, вам будет предложено зарегистрироваться. Войти также можно с использованием электронной подписи.

После авторизации в сервисе:

Читайте также: