Активный гражданин как часто голосования

Обновлено: 30.06.2024

В 2020 году в проекте зарегистрировались около двух миллионов человек, общее количество участников увеличилось до 4,8 миллиона. Москвичи поучаствовали в 358 голосованиях, из которых 207 — городские, а 151 — районное. По их итогам получено более 15 миллионов мнений.

И это не просто мнения, а руководство к действию для городских властей, поскольку исключительной особенностью проекта является гарантированная реализация решений, принятых москвичами.

Самые важные голосования 2020 года, в которых принимали участие сотни тысяч москвичей, касались благоустройства города и развития транспортной сферы, цифровизации услуг и сохранения культурного наследия столицы, выбора лучшей детской книги и наиболее популярного формата экскурсий по Москве. По их итогам уже приняты конкретные решения.

Благоустройство парка Северного речного вокзала

В итоге горожане и гости столицы получили благоустроенные аллеи, новые лавочки, фонари, цветники и клумбы, беседки и спортплощадки для различных игр, детские площадки для разных возрастов, уютные прогулочные и велосипедные дорожки. А рядом со зданием вокзала в конце центральной аллеи теперь работают два сухих фонтана.

Кроме того, на набережной Северного речного вокзала был создан канал имени Москвы в миниатюре: здесь установлены уменьшенные модели шлюзов и гидротехнических сооружений, а также здания самого вокзала. Ручей украсили подсветкой, по нему можно запускать кораблики.

Итогом реставрации стало появление в столице нового общественного пространства, которое при этом сохранило черты, знакомые не одному поколению жителей Москвы.

Фото Е. Самарина. Mos.ru

Реставрация Дворца пионеров на Воробьевых горах

Дворец пионеров на Воробьевых горах — памятник архитектуры советского модернизма, где с 60-х годов прошлого века не проводились реставрационные работы, а из-за многочисленных перепланировок была утрачена авторская концепция здания.


Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Проектное решение

Озеленение дворов


Чат-бот московского метро

Александра помогает горожанам искать забытые вещи, оставлять заявки на сопровождение маломобильных граждан, а в случае необходимости подключает к разговору оператора.

Фото Е. Самарина. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Электронная медицинская карта

В ЭМК хранится актуальная информация о здоровье пациента, за уточнением которой больше не надо идти к врачу.

Электронная медицинская карта стала одним из самых популярных онлайн-сервисов в период пандемии. Сотрудники телемедицинского центра следят за здоровьем москвичей с COVID-19, звонят пациентам по видеосвязи или телефону, дают рекомендации по лечению. Все данные таких консультаций попадают в электронную медкарту.


Лучшая книга для детей

Фото Е. Самарина. Mos.ru

Остановки общественного транспорта

В Москве продолжается работа по установке новых остановочных павильонов. В них есть электронные табло со временем прибытия транспорта, навигационные карты и транспортные схемы. А пока нужный автобус, троллейбус, трамвай или электробус в пути, здесь можно зарядить гаджет и воспользоваться Wi-Fi.

Большинство москвичей дали положительную оценку новым остановкам: 54,31 процента оценили их на отлично, а 32,38 процента поставили четверку.

Кроме того, почти 20 процентов горожан предложили адреса, где, по их мнению, нужно оборудовать новые павильоны, 12,9 процента написали, где необходимо установить дополнительные автоматы по продаже билетов. Всего в голосовании приняли участие 209 030 человек.


Мобильным приложением "Активный гражданин", в котором можно проголосовать за то или иное решение городской проблемы, пользуются уже больше уже 150 тысяч москвичей. А теперь поучаствовать в голосовании можно и на сайте. О том, какие новые опросы ждут москвичей этим летом, сколько придется копить баллы на парковочный час или билет в театр, и где можно высказать свои предложения властям, M24 рассказала руководитель контрольного управления мэрии Елена Шинкарук.

"Активный гражданин" – это исключительно московское новшество? Или есть аналоги в других странах?

– Абсолютных аналогов точно нет. Есть в ряде стран какие-то похожие проекты, но в таком ключе власть с населением точно нигде не работала. Иногда по отдельным вопросам спрашивают население, но это не в регулярном режиме, не такого масштаба и не так содержательно, как в "Активном гражданине", где можно обсуждать с горожанами вопросы из самых разных сфер.


"Вечер с Ксенией Соколянской": Приложение "Активный гражданин"

Как реализуются итоги голосования?

– Когда мы закрываем опрос, нам нужно несколько дней, чтобы подвести итоги, которые потом направляются в профильные департаменты. Они же являются и инициаторами этих вопросов.
Одни вопросы требуют буквально несколько дней на реакцию, другие – более серьезной проработки. Например, когда мы спросили про перевод часов, буквально на следующий день отправили официальные письма в Правительство России и в Госдуму.

Мы проводили опрос, каким образом надо благоустроить природные парки (добавить лавочки, урны, раздельный сбор мусора). В итоге лавочки и "раздельные" урны появятся в начале августа - в Серебряном бору, в парках Покровское-Стрешнево, Измайлово, Царицыно. По ним было больше всего заявок.

Еще мы спрашивали про различные форматы торговли, москвичи поддержали идею сезонной, например, с велосипедов. С начала июля в центре Москвы будут продавать мороженое на велосипедах, к которым будет крепиться тележка с холодильником - как в советское время.


Завершается голосование об изменении внешнего облика ВДНХ

По какому принципу начисляются баллы за каждый опрос? Почему за один опрос можно получить 8, а за другой – все 25?

– Вопросы в проекте есть и односложные, и многоуровневые. Когда вопросы включают в себя несколько направлений, они и оцениваются выше. При этом есть разница: вопрос общегородского уровня или местного, районного.
Такие вопросы, с нашей точки зрения, иногда бывают "дороже", потому что касаются каждого человека, который участвует в голосовании. Когда человек принимает какое-то решение лично для себя, оно для него в принципе "дороже". Одно дело – проголосовать за то, что Москве нужны открытые кинотеатры в парках. Он туда может пойти, а может не пойти, а другое дело – сказать: "Я хочу каждое утро в своем дворе видеть розовый куст".


В приложении "Активный гражданин" запустили опрос о кинотеатрах

Уже решили, сколько баллов будут стоить поощрения?

– Сейчас, пока еще никто не набрал 1000 баллов и еще нельзя тратить баллы, в магазине бонусов можно просто зарезервировать те подарки, которые бы хотелось получить. Я думаю, у каждого очень высоки шансы стать обладателем того или иного подарка.

А вообще, парковочный час будет стоить порядка 300 баллов, но мы посмотрим еще и по спросу. Примерно столько же транспортная карта на 11 поездок и прокат велосипедов. Билеты в театр будут стоить чуть подороже. Это будет выбор москвича – либо каждый месяц получать транспортную карту, либо немного накопить и поменять свои баллы на билет в театр. Если на парковочный час нужно копить баллы около месяца, то на билет в театр, к примеру, – два с половиной.

Инициировать референдум может лично мэр, члены Правительства и территориальные органы власти. А почему бы не дать возможность самим пользователям предлагать темы для обсуждения?

– Это площадка для обсуждения управленческих решений, которые реализует власть. Мы ставим на обсуждение вопросы, по которым можем потом реализовать любое выбранное москвичами решение. Очень много вопросов находятся не в сфере компетенции московских властей, но москвичи хотели бы это обсудить.

Впрочем, "Активный гражданин" – не единственная возможность общаться с нами. Есть краудсорсинговая площадка. Она начала работать чуть раньше "Активного гражданина". Там москвичи вместе с профильными департаментами обсуждают варианты решений для тех вопросов, по которым мы пока не знаем, куда двигаться.

Сейчас в самом разгаре краудсорсинговый проект, связанный с разработкой сети маршрутов общественного транспорта . Там москвичи участвуют, между собой общаются и обсуждают, по какому маршруту лучше пустить, например, автобус – новый маршрут создать, отменить существующий или изменить каким-то образом его движение.

В ближайшее время мы установим связь между площадками краудсорсинга и "Активным гражданином". Как только в краудсорсинговом проекте появится определенный перечень маршрутов, мы на "Активном гражданине" выставим их на голосование по каждому округу. Площадка краудсорсинга – как раз площадка, где в открытом режиме можно собирать все идеи и вместе их обсуждать. Но в краудсорсинговом проекте могут участвовать не все. Там проходит отбор, и количество участников - от 4000 до 8000, в зависимости от тематики. И здесь от москвичей требуется инвестировать гораздо больше времени в диалог с городом.


Москвичи определят облик многофункциональных центров

Недавно опросы стало можно проходить на сайте "Активного гражданина", раньше можно было только в мобильном приложении на платформах iOS и Android. А значит, далеко не все москвичи могли в них участвовать, тем более пенсионеры.

– Сейчас пенсионеры довольно активно пользуются интернетом, в том числе московским порталом государственных услуг: и в поликлиники записываются, и получают квитанции электронные по услугам ЖКХ. Так, что это миф, что все пенсионеры с сетью "не дружат" - это самая динамично растущая группа пользователей. Но чтобы охватить абсолютно всех, в ближайшее время мы планируем развивать другие способы голосования: в МФЦ, через терминалы в поликлиниках.

А всегда ли пользователи компетентны в тех или иных вопросах? Есть мнение, что, например, судьбу Шуховской башни должны решать эксперты.

– Окончательную судьбу Шуховской башни будут решать специалисты. Мы не задаем глубоко профессиональных вопросов, мы спрашиваем москвичей, какое решение глобально они хотели бы видеть, потому что даже среди специалистов нет единой точки зрения. Одни считают, что башню нужно разобрать, другие – что ее надо оставить на этом же месте.

Мы не предложили ни одного из вариантов ответа, который не мог бы быть реализован или противоречил каким-либо принципам – профессиональным или законодательным. Важно, чтобы специалисты при принятии любого из возможных решений понимали, что они принимают это решение не только с профессиональной точки зрения, но и с учетом мнения москвичей.

Шуховская башня - символический объект для Москвы. Москвичам нужно предоставлять возможность участвовать в принятии таких решений. Вокруг Шуховской башни периодически собираются какие-то митинги. Мы создали цивилизованную площадку для обсуждения, потому что охват гораздо больше, чем небольшая группа людей, которая соберется и будет лоббировать свои интересы. И "Активный гражданин" намного оперативнее привычных социологических опросов.


Судьбу Шуховской башни определит интернет-опрос среди москвичей

Сейчас о приложении можно рассказать в соцсетях, но нельзя поделиться результатами своего голосования. Планируете ли дальше интегрироваться с соцсетями?

– Такая возможность в ближайшее время появится. У нас выйдет новая версия приложения, и там будет такая возможность. Самое главное, что пользователю будет видно, когда в системе появился новый опрос. На иконке приложения будет отображаться количество "непрочитанных" голосований. Появится возможность отвечать не на все вопросы. Нам важно получить репрезентативные, а не механические ответы.


Как работает приложение "Активный гражданин"

Есть ли какой-то механизм отсечения "непрофильных" пользователей? Ведь многие могут поставить галочку, даже не зная проблемы чужого района, только чтобы получить заветные баллы.

Когда вы скачиваете приложение или теперь уже регистрируетесь на сайте, у вас есть возможность заполнить профиль и указать адрес, семейное положение и так далее. Чем больше вы заполняете данных о себе, тем больше вам будет доступно вопросов, которые относятся именно к вашей категории. Например, опрос о том, какие деревья посадить в конкретном дворе, не будут видеть все москвичи.

Если у нас будет какой-то вопрос о детях, например, про детские площадки, нам в первую очередь будет важно услышать мнение родителей детей, которые на них ходят. Мы можем сделать вопрос доступным только для тех пользователей, которые у себя в профиле указали, что у них есть дети. Чем больше вы заполняете о себе информации, тем больше вам доступно вопросов именно с локальной привязкой.



Фото: Михаил Грушин / ТАСС

От дизайна новых станций метро до здравоохранения и реновации

Одна из самых популярных сфер голосования среди участников проекта — общественный транспорт. Жители столицы на старте поддержали развитие проекта Московских центральных диаметров, а совсем недавно, по их же решению, на станциях МЦД были установлены городские велопрокаты.

Активные граждане участвовали и в обсуждении концепции развития Северного речного вокзала. Благодаря их поддержке удалось успешно реализовать проект и оживить территорию парка. В голосовании по проекту реставрации вокзала приняло участие более 200 тысяч активных граждан. Более 80 процентов поддержало необходимость реставрации. Из них около 1700 человек предложили свои идеи по улучшению концепции.Северный речной вокзал и прилегающий к нему парк открылись для посетителей 5 сентября в День города Москвы.


Стабильно популярны онлайн-голосования в сфере медицины и здравоохранения. К примеру, электронную медицинскую карту, которая позволяет с помощью компьютера или смартфона получить информацию о состоянии здоровья, а также сделанных анализах или вакцинации, активные граждане поддержали в 2019 году. С января 2020 года она доступна всем жителям Москвы.

При этом, самое массовое голосование за шестилетнюю историю проекта прошло в 2014 году и было связано с выбором единого графика школьных каникул в Москве. Опрос на данную тему — триместры, четверти или модули — вызвал нешуточные страсти более чем у полумиллиона человек. На втором месте по количеству респондентов оказалось голосование по программе реновации жилищного фонда Москвы. В течение месяца более 330 тысяч жителей могли принять участие в голосовании. Дом включался в проект программы реновации, если за это проголосовали жители больше двух третьих его квартир.

Моя крепость

С 12 ноября к проекту подключилось около 35 тыс. жителей из более 13 тысяч многоквартирных домов Москвы. На данный момент в проекте проходит около 400 голосований.


Обсуждай, оценивай и контролируй

Наибольший интерес жителей вызвали градостроительные проекты, вынесенные на обсуждение в рамках реализации программы реновации, а также проекты по благоустройству платформ Московских центральных диаметров.
Всего же во время проведения электронных общественных обсуждений жители оставили мнение о более 70 проектах планировки будущих кварталов реновации.


История и культура


Фото: Citizenmoscow / YouTube

В памятном поезде метро у жителя Москвы Виктора Чичерюкина размещена фотография и история его матери Александры Кузьминой. Она не любила вспоминать войну. О том, что мама была на фронте, Виктор Николаевич узнал случайно, когда, будучи ребенком, попросил разгадать шараду, напечатанную в газете азбукой Морзе. Историю телеграфистки Кузьминой спустя годы он рассказал миллионам людей.

Карты в руки


Фото: пресс-служба мэра и правительства Москвы

Преимущества проекта

Активный_гражданин_main

Краткий обзор

Приложение представляет собой список опросов посещенных разным сферам жизни города. Принять участие в опросе может любой житель Москвы. За участие в опросах начисляются баллы, которые в дальнейшем можно будет потратить на городские услуги и полезные мелочи. Например, на билеты в музеи или на проездной на метро.

Активный_гражданин-30

Активный_гражданин-29

Активный_гражданин-25

Активный_гражданин-26

Желающие могут ознакомиться с договором-офертой, который открывается в окне браузера. Веб страница явно не адаптирована под мобильные экраны, шрифт получился очень мелким.

Главный экран приложения показан на скриншоте ниже. Меню можно вызывать свайпом от левого края экрана либо нажав на соответствующую кнопку.

Активный_гражданин-23

Активный_гражданин-24

Вот так выглядит список опросов. Рядом с каждым опросом показано количество баллов и число входящих него вопросов.

Активный_гражданин-22

Активный_гражданин-16

Активный_гражданин-15

Активный_гражданин-14

В некоторых случаях можно запросить дополнительную информацию по каждому отдельному вопросу. К примеру, ознакомиться в мнением экспертов.

Активный_гражданин-21

Активный_гражданин-20

Активный_гражданин-19

Активный_гражданин-18

Для прохождения некоторых опросов требуется указать свой адрес. Делается это не просто так, ведь тот же опрос о озеленении города практически не имеет смысла без указания конкретного района.

Тут стоит упомянуть один спорный момент – отвечать на все вопросы приходится с первой попытки. Перейдя ко второму вопросу вернуться назад уже не получиться. Можно только приостановить опрос, вернувшись на главную страницу приложения. Зато уже пройденные опросы можно спокойно просмотреть в любой момент.

Активный_гражданин-17

Активный_гражданин-13

Активный_гражданин-06

Активный_гражданин-05

Активный_гражданин-04

Активный_гражданин-03

Активный_гражданин-31

Активный_гражданин-02

Активный_гражданин-01

Активный_гражданин-32

Активный_гражданин-12

Активный_гражданин-11

Активный_гражданин-10

Активный_гражданин-09

Активный_гражданин-08

Активный_гражданин-07

Итоги

В первую очередь мне очень симпатична сама идея программы. Каждый житель может в любой момент принять участие в решении важных для города вопросов. И для этого ему не требуется записываться к кому-то там на прием или заполнять кучу непонятных бумажек. Все что нужно – просто достать телефон. Еще не так давно о подобном можно было прочесть только в научно фантастических произведениях. Сегодня это уже реальность.

Второй важный момент – то, как сделано само приложение. Видно, что это не просто сырая демо версия, сделанная для того, чтобы пустить пыль в глаза. Оно действительно работает и им вполне комфортно пользоваться. Конечно, опросов пока мало, да и набранные баллы потратить все еще некуда. Но качество, в отличие от количества, никаких особых вопросов не вызывает. А на данном этапе это, на мой взгляд, и есть самое главное.

Читайте также: