9 в чем состоят основные трудности продвижения к правовому государству в нашей стране

Обновлено: 30.06.2024

Идеи становления и реализации принципов правового государства, появившиеся на основе анализа деятельности различных государств, начали возникать еще во времена И. Канта, Г.В. Гегеля, К. Велькера, Р. Моля. По мере закрепления этих принципов в законодательных документах государства и воплощении их в жизни общества происходит формирование правового государства, степень развитости которого отличается в разных странах.

Стоит отметить, что правовое государство – это результат развития самого общества, и целью его является служение интересам и идеалам общества, а также действительная защита прав и свобод человека. Правовое государство может быть построено только на основе гражданского общества, развитость которого, в свою очередь, зависит от степени реализации принципов правового государства.

Таким образом, необходимо при исследовании проблем правового государства анализировать возникающие вопросы не только с позиции нормы права и правового регулирования, но и с точки зрения справедливости деятельности государства и выполнении им своего долга по отношению к обществу.

Главными особенностями правового государства, отличающими его от неправового, является способность обеспечивать соблюдение законов, поддерживаемых гражданским обществом и нацеленным на защиту прав и свобод личности, на справедливое разрешение возникающих конфликтов и противоречий, на создание необходимых условий для жизнедеятельности граждан.

Пути формирования правового государства в разных странах имеют свои особенности и, как следствие, характерные им проблемы становления. Конечно, есть и общие для большинства стран трудности, например, переосмысление места личности в обществе и государстве и понимание верховенства ценности свободы личности по сравнению с другими ценностями. Однако, для более глубокого анализа процессов развития правового государства необходимо изучить особенности и проблемы его формирования в отдельных странах.

Проблемы становления правового государства в современной России

Однако, в настоящее время еще нельзя говорить о том, что в России правовое государство построено и успешно функционирует, поскольку существует еще много нерешенных вопросов на пути становления такого государства в Российской Федерации.

Одной из наиболее важных проблем является слабая степень разработанности теории правового государства и понимания его сущности. Важно отметить, что понятие правового государства в странах англо-саксонского права, где правовое государство давно является реальностью, и в нашей стране, долгое время придерживавшейся концепции римского права, различается. В западных странах первого типа права правовым государством считается то государство, которое учреждается и контролируется гражданским обществом или его представительным органом (парламентом). Что касается России, то наша государственно-правовая наука сводит определение правового государства к государству, обеспечивающему верховенство закона и ограничивающему себя законом.

В Основном Законе России необходимо провести преобразования, способствующие созданию в нашей стране реального правового государства и сильной демократической власти, подчиненной праву. Безусловно, идеи правового государства должны быть реализованы в самой практике государственных органов и должностных лиц, а в настоящее время закрепленные принципы и нормы носят скорее декларативный характер. Кроме того, должен быть переосмыслен характер взаимоотношений общества и государства, поскольку становление правового государства невозможно без поддержки развитого гражданского общества.

Остается нерешенным вопрос, по какому же пути развиваться теории правового государства в России, так как многие исследователи придерживаются диаметрально противоположных точек зрения. Например, доктор юридических наук Раянов Ф. М. полагает, что Россия должна следовать за западными странами англо-саксонского типа, и даже порой заимствовать теорию и практику некоторых этих стран, перенимая их положительный опыт для модернизации общественно-политической жизни в нашей стране.

Тем не менее, некоторые ученые приходят к иным теоретическим конструкциям, считая, что идеи правового государства, прежде всего, должны быть адаптированы к тем условиям, которые определяют порядок жизни в нашей стране. Необходимо учитывать то, что Россия идет по своему самобытному пути, отличающемуся исторически по многим характеристикам от западных стран. Однако, не стоит забывать также и о том, что главная цель этого пути – создание свободного демократического правового государства и гражданского общества, высшая задача которых состоит в реализации и защите прав и свобод личности.

Правовое государство в современном Китае

Верховенство Конституции и других законов является основополагающим принципом правового государства в Китае, однако становление такого государства без сознательного исполнения всеми гражданами, государственными органами и общественными организациями норм законодательства, направленных на формирование правового государства, невозможно.

Путь строительства в Китае социального правового государства имеет свои, характерные только этому народу, особенности. В частности, становление государства, придерживающегося идеалов демократической свободы и равенства, гарантии прав человека, управления на основе законности, признания права народа быть суверенным в своей стране, происходит под партийным руководством Коммунистической партии. Несмотря на определенную специфику дальневосточного права и отличные от Запада способы управления и построения систему государственных органов, в Китае было принято в конце 20 века немало законодательных актов, целью которых было обеспечение реализации функций правительства на правовой основе. Таким образом, проблема отсутствия теоретической базы была решена.

Кроме того, для решения проблемы низкого уровня правовой культуры правительством был предпринят ряд мер, направленных на повышение качества правовых знаний среди населения. Конечно, пробелы в юридическом образовании граждан Китая еще значительны, особенно в сельской местности, но правовая подготовка в этой стране становится все более и более совершенной и масштабной.

Стоит отметить, что специфичность режима правления Китая также порождает ряд трудностей при построении правового государства. Например, отсутствие четкого разграничения между государством и правящей партией приводит к тому, что уважение прав и свобод человека зависит не от воли государства и народа, как это декларируется в Конституции, а определяется волей правительства и партии. Кроме того, не обеспечена независимость судебной власти, поскольку деятельность судебных органов на всех уровнях контролируется партийной Правовой Комиссией.

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на предпринятые шаги на пути к правовому государству, о его становлении в Китае говорить еще рано. Правовая система КНР отличается от западных специфичностью правосознания, неразвитостью теоретических конструкций и недостаточной реализованности декларированных принципов в действительной практике государства.

Препятствия на пути построения правового государства в Бразилии

Para os amigos tudo, para os indiferentes nada, e para os inimigos a lei!

В современной Бразилии существует огромная разница между принципами правового демократического государства, закрепляющими в Конституции 1998 года суверенитет народа, достоинство личности, разделение властей и другие неотъемлемые черты правового государства, и тем, как эти принципы реализуются в действительности. Стоит отметить, в бразильской правовой теории целью принципов верховенства права и разделения властей считается обеспечение защиты личности от государственного произвола и гарантия прав и свобод личности.

Одной из причин, задерживающих воплощение этих принципов в жизни, является слабая развитость культуры законности и общественной морали, которая должна строго следить за обеспечением законов и серьезном отношении граждан к их исполнению.

Необходимо приложить еще немало усилий для развития сильного гражданского общества в Бразилии как необходимого условия гармоничного существования правового государства и соблюдения прав и свобод личности. На данный момент государство, как это исторически сложилось, возвышаетс

я над личностью и обществом и монопольно регулирует экономическую и социальную жизнь в стране, оставляя мало места частной инициативе. Безусловно, в этих условиях существует и остро стоящая проблема коррупции, решение которой также необходимо для становления правового государства.

Итак, факторов, сдерживающих формирование правового государства и реализации его принципов на практике, в Бразилии достаточно много. Причем, эти факторы носят не только юридический характер, но и также связаны с историческими и социальными условиями и особенностями страны.

Подводя итоги размышлениями, хочется отметить то, что во всех странах становление правового государства происходит с разной скоростью в зависимости от развитости государства и его сложившихся особенностей. В настоящее время около 40 стран мира являются наиболее развитыми, по отношению к которым мы можем говорить о реальном построении в них правового государства, а именно: большинство стран-членов и кандидатов в члены Евросоюза , бывшие конституционные парламентские монархии, а также США, Япония, Канада, Австралия и некоторые другие страны.

Построение правового государства является целью многих стран, закрепленной в их Конституции. Безусловно, для реализации этой цели необходимо предпринимать конкретные меры, обеспечивающие воплощение в жизнь объявленных принципов. Конечно, эти меры, находящие свое отражение в законодательных актах государств, сохраняют свою специфику по отношению к каждой конкретной стране, однако все они должны быть нацелены на обеспечение равенства и взаимодействия правового государства и гражданского общества, а также на соблюдение принципа признания человека и его прав и свобод высшей ценностью.

На Западе становление правовой государственности заняло не менее двухсот лет, и можно утверждать, что правовая государственность - это политическая власть, адекватная развитому гражданскому обществу, демократическому плюрализму, постиндустриальной ступени мировой цивилизации и культуры. Первые ростки (и теории) правовой государственности России относятся к концу XIX и началу XX века, принципы конституционности пыталось установить в стране Временное правительство после Февральской революции. Октябрьское вооруженное восстание, приход к власти большевиков отвергли всякое подобие правовой государственности, сама идея правления закона была объявлена контрреволюционной. Начавшееся в середине 80-х годов преобразование страны, получившее название перестройки, логически привело к признанию идеи правовой государственности.

На рубеже 90-х годов прошлого века резко изменился вектор исторического развития нашей страны. Выявились неизбежность радикальных перемен в ее развитии, переход к обществу и государству, основанным на политическом плюрализме, свободной экономике, приоритете прав и свобод человека. В общественном сознании стала утверждаться иерархия ценностей, принятая в современном мире, - права и свободы человека, гражданское общество, правовое государство.

Исторические особенности развития России - существование ее на протяжении почти всего XX века в условиях тоталитарного режима - предопределили характер происходящих перемен. Было очевидным, что обеспечение прав и свобод человека, формирование гражданского общества и его институтов, создание свободной рыночной экономики возможны только через становление правового государства.

Именно поэтому в этот период появился исторический документ, ныне почти забытый - Декларация о суверенитете Российской Федерации, в которой провозглашались начала государственности новой России как демократического правового государства, основанного на положениях теории разделения властей. Стала по-настоящему актуальной задача разработать политическую и правовую базу для создания в стране судебной власти. Значимость этой ветви власти определяется тем, что в правовом государстве это та реальная опора, которая обеспечивает прочность всей конструкции государственности, создает условия для устойчивого ее развития в политической, социальной, экономической сферах.

Разработка Концепции судебной реформы в Российской Федерации была осуществлена группой независимых экспертов под руководством Б. Золотухина и принятие ее Верховным Советом РСФСР стало фактически началом создания правового государства. При подготовке Концепции использовались достижения мировой правовой мысли и, естественно, российской дореволюционной правовой науки.

Если говорить о России, то в Конституции РФ закреплено, что "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления" (ч. 1 ст. 1). И хотя в данной статье прямо указывается, что правовое государство уже "есть" в России, думается, это скорее пока лишь цель, к которой необходимо стремиться.

Процесс становления правовой государственности занимает длительное историческое время. Он совершается также вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Правовое государство не вводится единовременным актом (даже если этот акт является демократической конституцией) и не может стать результатом чистого законодательства. Весь данный процесс должен быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело[18].

Проблема здесь не только юридическая, хотя создание совершенной законодательной системы, способной "связать" государство, - задача первостепенной важности. Необходимо коренное преобразование социально-экономической и политической систем, в первую очередь преобразование собственности, ибо при безраздельном господстве монопольной бюрократической государственной собственности, неизбежно требующей жесткой административно-командной власти, правовое государство в принципе невозможно.

В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В последнее время принято очень много законодательных актов, создающих основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. В Конституции страны получили закрепление важнейшие принципы конституционного строя Российской Федерации. Сделаны первые шаги в сторону господства права и разделения властей, гарантированности естественных прав человека. Сделана попытка построить общефедеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти в субъектах Российской Федерации на принципах правовой государственности.

Однако законодательного закрепления положений, составляющих суть принципов правового государства, еще недостаточно для его фактического построения. В реальной жизни стали заметно более распространенными факты грубейшего нарушения важнейших прав и свобод человека и гражданина, неуважения к закону и правосудию. Поэтому для реального построения правового государства в России необходимо:

- повысить общую культуру населения, чтобы она могла стать частью мировой цивилизации;

- построить развитую экономику, создать мощную материально-техническую базу с высокоэффективными технологиями;

- гарантировать высокий уровень материальной обеспеченности граждан;

- создать стабильную политическую обстановку, решить национальный вопрос;

- создать развитую правовую систему, повысить правовую культуру и правосознание граждан, обеспечить четкую и профессиональную работу правоохранительных органов.

Процесс формирования правового государства предполагает создание системы социальных, экономических, политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

Россия в современный период находится в состоянии кризиса, что обостряет те трудности и препятствия, которые стоят на пути движения к правовому государству. Среди них особое беспокойство у общественности вызывает бесперспективное положение в области прав человека, рост преступности, коррупция, расцвет бюрократизма и т.п.

Вместе с тем вряд ли чисто механическое заимствование западных идей (а идея правового государства - западного происхождения) привнесет в Россию согласие, порядок, демократию. С одной стороны, это, бесспорно, не произойдет, если рассматриваемые теоретические конструкции не адаптировать к российской действительности, характеризующейся невысоким уровнем политической и парламентской культуры, правовым нигилизмом, слабостью демократических традиций, чиновничье-аппаратным засильем. Если и можно для России признать пригодной концепцию правового государства западного образца, то, разумеется, с целым рядом оговорок, учитывая отношение россиян к праву как к социальному инструменту, историческую приверженность к сильному государству, низкую "природную" правовую активность и инициативу.

С другой стороны, не абсолютизируя роль права, следует "реальнее" относиться и к самой идее правового государства, ибо в действительности политическая власть всегда стремится вырваться из правовых рамок и "правовое государство" - это скорее идеальный тип[19].

Поэтому, рассматривая современное развитие идей правового государства, следует избегать преувеличения ее роли и степени распространения. Сегодня правовое государство предстает в большей степени как конституционный принцип, лозунг, не получая пока своего полного воплощения в какой-либо стране. Ближе других к реализации данной идеи на практике подошли, например, такие государства, как Германия, Франция, Швейцария, США и др. Современному российскому обществу еще далеко до достижения идеалов правового государства, но двигаться в этом направлении необходимо. Преодолевая различные трудности и препятствия, Россия создает свой образ правового государства, который будет органичен ее истории, традициям и культуре, что и позволит ей стать подлинно свободным демократическим обществом.

Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т.п.

Основными признаками правового государства являются:

1) верховенство закона во всех сферах жизни общества;

2) деятельность органов правового государства, которая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

3) взаимная ответственность личности и государства;

4) реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;

5) политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличие различных идеологических концепций, течений, взглядов;

6) стабильность законности и правопорядка в обществе.

К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства, видимо, можно отнести следующие:

- преодоление правового нигилизма в массовом сознании;

- выработка высокой политико-правовой грамотности;

- появление действенной способности противостоять произволу;

- разграничение партийных и государственных функций;

- торжество политико-правового плюрализма;

- выработка нового правового мышления и правовых традиций.

Правовое государство - путь к возрождению естественноисторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие "правовое государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие.

Суть идеи правового государства - в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям.

В чем же заключается отличие правового государства от государства как такового? Государство как таковое характеризуется его всевластием, несвязанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц.

В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан.

Вместе с тем правовое государство, как и всякое государство, обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:

1) ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешней политики;

2) оно представляет собой политическую организацию общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества;

3) располагает специальным государственным механизмом;

4) обладает определенной административно-территориальной организацией на своей территории;

5) существует благодаря налогам и другим сборам;

6) обладает государственным суверенитетом.

Продолжается дальнейшее развитие и совершенствование законодательства, формирование новой правовой системы, соответствующей потребностям развития всех сфер общественной жизни. Проводится постоянная работа государства по повышению уровня политической и правовой культуры в обществе.

Список использованных источников

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 года : [с учетом поправок от 30.12.2008 №6-ФКЗ, №7- ФКЗ] // Собрание законодательства РФ. – 2009. - №4. – Ст.445

1. Мартышин О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в России / О.В. Мартышин // Государство и право. – 1996. - №5. С.3-14.

2. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник для студентов вузов / М.Н.Марченко. - М.: Проспект, 2008.- 718с.

3. Матузов Н.И. Теория государства и права: учебник для студентов вузов / Н.И. Матузов, А.В.Малько. – М.: Юристъ,2009.- 683с.

4. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: учебник для вузов / В.С.Нерсесянц – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002.- 552с.

5. Серегин Н.С., Шульгин Н.Н. Гражданское общество и правовое государство //Государство и право. - 2002.-№1.- С.12-50.

6. Теория государства и права:Хрестоматия: в 2 т. Т.1. Государство. –М., -2004. – 896с.

7. Мелехин А.В. Теория государства и права. / А.В. Мелехин. – М. : Маркет ДС, 2007. – 465с.

8. Чекунов Н.А. Социальное правовое государство: Вопросы теории и практики/ Н.А. Чикунов // Правоведение. – 2003. - № 4. – С.250-258.

[1] Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993 года : [с учетом поправок от 30.12.2008 №6-ФКЗ, №7- ФКЗ] // Собрание законодательства РФ. – 2009. - №4. – Ст.445

[2] Матузов Н.И. Теория государства и права: учебник для студентов вузов. – М.: Юристъ,2009.- С. 436.

[3] Теория государства и права: Хрестоматия: в 2 т. Т.1. Государство. –М., -2004. – С.483.

[4] Теория государства и права: Хрестоматия: в 2 т. Т.1. Государство. – М., -2004. – С. 485.

[5] Матузов Н.И. Теория государства и права: учебник для студентов вузов. – М.: Юристъ,2009.- С. 437-438

[6] Теория государства и права: Хрестоматия: в 2 т. Т.1. Государство. – М., -2004. – С.485-486.

[7] Матузов Н.И. Теория государства и права: учебник для студентов вузов. – М.: Юристъ,2009.- С. 438

[8] Теория государства и права: Хрестоматия: в 2 т. Т.1. Государство. – М., -2004. – С.487

[9] Матузов Н.И. Теория государства и права: учебник для студентов вузов. – М.: Юристъ,2009.- С. 439

[10] Матузов Н.И. Теория государства и права: учебник для студентов вузов. – М.: Юристъ,2009.- С. 440

[11] Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник для студентов вузов. - М.: Проспект, 2008.- С. 164.

[12] Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник для студентов вузов. - М.: Проспект, 2008.- С. 165-166.

[13] Матузов Н.И. Теория государства и права: учебник для студентов вузов. – М.: Юристъ,2009.- С. 445

[14] Мелехин А.В. Теория государства и права. – М. : Маркет ДС, 2007. – С. 213.

[15] Серегин Н.С., Шульгин Н.Н. Гражданское общество и правовое государство //Государство и право. - 2002.-№1.- С.12.

[16] Мелехин А.В. Теория государства и права. – М. : Маркет ДС, 2007. – С. 214-215.

[17] Матузов Н.И. Теория государства и права: учебник для студентов вузов. – М.: Юристъ,2009.- С. 446-447

[18] Мартышин О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в России // Государство и право. – 1996. - №5. С.3-5.

[19] Мартышин О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в России // Государство и право. – 1996. - №5. С.6.

Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 58501
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

напримере россии или вообще. Нам препод задал ответить на вопрос а я в нем вообще ничего не смыслю, меня на занятиях 2месяца не было, я в больнице лежала, а вышла он нам этот вопрос задал. И как решать эти проблемы

Правовое просвещение в России находится на очень низком уровне. Несмотря на большое количество новых законов и иных нормативных актов, необходимые меры по ознакомлению населения с этими жизненно важными для него документами не осуществляются. Между тем только знание законодательства может способствовать формированию активной позиции по отстаиванию своих прав, противодействию чиновничьему произволу, грубым нарушениям законности и прав человека.

Вместе с тем, процесс формирования общественного правового сознания и правового государства напрямую зависит от качества `законодательства` и правоприменительной практики. Пока и то, и другое далеко не соответствуют принципам правового государства. Многочисленные проявления нарушений законности приводят к утрате уважения и к закону, и к органам государственной власти, поскольку налицо расхождение интересов общества и государства, многочисленны факты некомпетентности, корыстности и коррумпированности не только отдельных официальных лиц, но и целых институтов в системе государственной власти и управления.

С другой стороны, становление правовой государственности прямо предполагает формирование гражданского общества. Правовое государство не может появиться в результате одного развития законодательства. Процесс должен быть осознан и пережит обществом, а для этого оно должно `созреть`. Поэтому проблема правового государства - не только и не столько юридическая проблема. Необходимо коренное преобразование социально-экономической и политической жизни, в первую очередь преобразование отношений собственности, так как при безраздельном господстве бюрократической государственной собственности неизбежна и жесткая административно-командная власть. Правовое государство невозможно при невысоком уровне политической, парламентской культуры, правовом нигилизме, слабости демократических традиций, приверженности к `сильному` государству, низкой правовой активности, крайне медленных темпах формирования эффективной, конкурентоспособной, справедливой в социальном отношении экономической системы.

России необходимо обеспечить на практике эффективное разделение властей, создать систему противовесов и издержек, чтобы ни одна из ветвей власти не получила перевеса над другими. Необходимо обеспечить реальную автономию субъектов федерации, исключавшую бы и проявления сепаратизма, создать современную систему местного самоуправления, сформировать не только развитую рыночную экономику, но и основные институты гражданского общества, последовательно отстаивать права человека и гражданина, в том числе не международном, межгосударственном уровне.

Соединяет человека и государство именно право и соотношения между ними должны быть истинно правовыми. Право выступает как антипод произвола и барьер на его пути, особенно если учесть, что политическая власть (особенно власть исполнительная) имеет склонность злоупотреблять своим положением и склонность к попранию прав человека. Правовые ограничения необходимы, чтобы недостатки в деятельности отдельных `власть имущих` не превратились в пороки государственной власти.

Для становления правового государства чрезвычайно важна и ст. 34 Конституции РФ, которая устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, призванной обеспечивать достойное человека существование и лежащей в основе многообразных прав личности.

Идеи правового государства, разумеется, можно реализовать лишь проходя через определенные этапы. Важно при этом критически использовать и опыт других стран в области осуществления правовых реформ, не забывая и о национальных особенностях и национальных интересах. Однако нельзя и медлить. Мы слишком многое потеряли и теряем, не имея правового государства. И хотя современному российскому обществу еще далеко до достижения идеалов правового государства, не двигаться в этом направлении нельзя.

Преодолевая различные трудности и препятст

Вот прочёл что господин Ren изложил. Абсолютно не согласен.
Правовое государство - результат соответствующих общественных отношений, это инициатива исходит от народа и формируется на основе правового сознания и идеологии. Никаким образом насаждаться сверху, властями, она сможет, т. е. эффекта от этого никакого не будет. История не знает таких примеров. Светлое будущее таковых стран возможно только через образование граждан, когда они станут думать головой, за кого же проголосовать на выборах, что такое демократические ценности и каковы правила поведения в обществе, как должны работать чиновники и как с них спросить, как бороться за права и свободы и пр.
Изучайте ТГП !

Идеи становления и реализации принципов правового государства, появившиеся на основе анализа деятельности различных государств, начали возникать еще во времена И. Канта, Г.В. Гегеля, К. Велькера, Р. Моля. По мере закрепления этих принципов в законодательных документах государства и воплощении их в жизни общества происходит формирование правового государства, степень развитости которого отличается в разных странах.

Стоит отметить, что правовое государство – это результат развития самого общества, и целью его является служение интересам и идеалам общества, а также действительная защита прав и свобод человека. Правовое государство может быть построено только на основе гражданского общества, развитость которого, в свою очередь, зависит от степени реализации принципов правового государства.

Таким образом, необходимо при исследовании проблем правового государства анализировать возникающие вопросы не только с позиции нормы права и правового регулирования, но и с точки зрения справедливости деятельности государства и выполнении им своего долга по отношению к обществу.

Главными особенностями правового государства, отличающими его от неправового, является способность обеспечивать соблюдение законов, поддерживаемых гражданским обществом и нацеленным на защиту прав и свобод личности, на справедливое разрешение возникающих конфликтов и противоречий, на создание необходимых условий для жизнедеятельности граждан.

Пути формирования правового государства в разных странах имеют свои особенности и, как следствие, характерные им проблемы становления. Конечно, есть и общие для большинства стран трудности, например, переосмысление места личности в обществе и государстве и понимание верховенства ценности свободы личности по сравнению с другими ценностями. Однако, для более глубокого анализа процессов развития правового государства необходимо изучить особенности и проблемы его формирования в отдельных странах.

Проблемы становления правового государства в современной России

Однако, в настоящее время еще нельзя говорить о том, что в России правовое государство построено и успешно функционирует, поскольку существует еще много нерешенных вопросов на пути становления такого государства в Российской Федерации.

Одной из наиболее важных проблем является слабая степень разработанности теории правового государства и понимания его сущности. Важно отметить, что понятие правового государства в странах англо-саксонского права, где правовое государство давно является реальностью, и в нашей стране, долгое время придерживавшейся концепции римского права, различается. В западных странах первого типа права правовым государством считается то государство, которое учреждается и контролируется гражданским обществом или его представительным органом (парламентом). Что касается России, то наша государственно-правовая наука сводит определение правового государства к государству, обеспечивающему верховенство закона и ограничивающему себя законом.

В Основном Законе России необходимо провести преобразования, способствующие созданию в нашей стране реального правового государства и сильной демократической власти, подчиненной праву. Безусловно, идеи правового государства должны быть реализованы в самой практике государственных органов и должностных лиц, а в настоящее время закрепленные принципы и нормы носят скорее декларативный характер. Кроме того, должен быть переосмыслен характер взаимоотношений общества и государства, поскольку становление правового государства невозможно без поддержки развитого гражданского общества.

Остается нерешенным вопрос, по какому же пути развиваться теории правового государства в России, так как многие исследователи придерживаются диаметрально противоположных точек зрения. Например, доктор юридических наук Раянов Ф. М. полагает, что Россия должна следовать за западными странами англо-саксонского типа, и даже порой заимствовать теорию и практику некоторых этих стран, перенимая их положительный опыт для модернизации общественно-политической жизни в нашей стране.

Тем не менее, некоторые ученые приходят к иным теоретическим конструкциям, считая, что идеи правового государства, прежде всего, должны быть адаптированы к тем условиям, которые определяют порядок жизни в нашей стране. Необходимо учитывать то, что Россия идет по своему самобытному пути, отличающемуся исторически по многим характеристикам от западных стран. Однако, не стоит забывать также и о том, что главная цель этого пути – создание свободного демократического правового государства и гражданского общества, высшая задача которых состоит в реализации и защите прав и свобод личности.

Правовое государство в современном Китае

Верховенство Конституции и других законов является основополагающим принципом правового государства в Китае, однако становление такого государства без сознательного исполнения всеми гражданами, государственными органами и общественными организациями норм законодательства, направленных на формирование правового государства, невозможно.

Путь строительства в Китае социального правового государства имеет свои, характерные только этому народу, особенности. В частности, становление государства, придерживающегося идеалов демократической свободы и равенства, гарантии прав человека, управления на основе законности, признания права народа быть суверенным в своей стране, происходит под партийным руководством Коммунистической партии. Несмотря на определенную специфику дальневосточного права и отличные от Запада способы управления и построения систему государственных органов, в Китае было принято в конце 20 века немало законодательных актов, целью которых было обеспечение реализации функций правительства на правовой основе. Таким образом, проблема отсутствия теоретической базы была решена.

Кроме того, для решения проблемы низкого уровня правовой культуры правительством был предпринят ряд мер, направленных на повышение качества правовых знаний среди населения. Конечно, пробелы в юридическом образовании граждан Китая еще значительны, особенно в сельской местности, но правовая подготовка в этой стране становится все более и более совершенной и масштабной.

Стоит отметить, что специфичность режима правления Китая также порождает ряд трудностей при построении правового государства. Например, отсутствие четкого разграничения между государством и правящей партией приводит к тому, что уважение прав и свобод человека зависит не от воли государства и народа, как это декларируется в Конституции, а определяется волей правительства и партии. Кроме того, не обеспечена независимость судебной власти, поскольку деятельность судебных органов на всех уровнях контролируется партийной Правовой Комиссией.

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на предпринятые шаги на пути к правовому государству, о его становлении в Китае говорить еще рано. Правовая система КНР отличается от западных специфичностью правосознания, неразвитостью теоретических конструкций и недостаточной реализованности декларированных принципов в действительной практике государства.

Препятствия на пути построения правового государства в Бразилии

Para os amigos tudo, para os indiferentes nada, e para os inimigos a lei!

В современной Бразилии существует огромная разница между принципами правового демократического государства, закрепляющими в Конституции 1998 года суверенитет народа, достоинство личности, разделение властей и другие неотъемлемые черты правового государства, и тем, как эти принципы реализуются в действительности. Стоит отметить, в бразильской правовой теории целью принципов верховенства права и разделения властей считается обеспечение защиты личности от государственного произвола и гарантия прав и свобод личности.

Одной из причин, задерживающих воплощение этих принципов в жизни, является слабая развитость культуры законности и общественной морали, которая должна строго следить за обеспечением законов и серьезном отношении граждан к их исполнению.

Необходимо приложить еще немало усилий для развития сильного гражданского общества в Бразилии как необходимого условия гармоничного существования правового государства и соблюдения прав и свобод личности. На данный момент государство, как это исторически сложилось, возвышаетс

я над личностью и обществом и монопольно регулирует экономическую и социальную жизнь в стране, оставляя мало места частной инициативе. Безусловно, в этих условиях существует и остро стоящая проблема коррупции, решение которой также необходимо для становления правового государства.

Итак, факторов, сдерживающих формирование правового государства и реализации его принципов на практике, в Бразилии достаточно много. Причем, эти факторы носят не только юридический характер, но и также связаны с историческими и социальными условиями и особенностями страны.

Подводя итоги размышлениями, хочется отметить то, что во всех странах становление правового государства происходит с разной скоростью в зависимости от развитости государства и его сложившихся особенностей. В настоящее время около 40 стран мира являются наиболее развитыми, по отношению к которым мы можем говорить о реальном построении в них правового государства, а именно: большинство стран-членов и кандидатов в члены Евросоюза , бывшие конституционные парламентские монархии, а также США, Япония, Канада, Австралия и некоторые другие страны.

Построение правового государства является целью многих стран, закрепленной в их Конституции. Безусловно, для реализации этой цели необходимо предпринимать конкретные меры, обеспечивающие воплощение в жизнь объявленных принципов. Конечно, эти меры, находящие свое отражение в законодательных актах государств, сохраняют свою специфику по отношению к каждой конкретной стране, однако все они должны быть нацелены на обеспечение равенства и взаимодействия правового государства и гражданского общества, а также на соблюдение принципа признания человека и его прав и свобод высшей ценностью.

Читайте также: