72 арест и содержание в дисциплинарной воинской части как виды уголовного наказания

Обновлено: 18.05.2024

Принудительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, и назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет. Из заработной платы осужденного к принудительным работам производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, в размере, установленном приговором суда, и в пределах от 5 до 20 процентов.

В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ они заменяются лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ.

Принудительные работы не назначаются несовершеннолетним, лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим.

Для отбытия нового наказания вводятся специальные исправительные центры, финансово-экономическое обоснование создания которых, имеется в документах, поступивших в Госдуму вместе с законопроектом. Стоимость создания такого центра составит около 60-70 миллионов рублей, первоначально их будет развернуто 7-8 штук.

Места размещения таких центров, которые будут представлять собой набор зданий контейнерного типа, будут определяться Министерством регионального развития России в порядке, определенном правительством страны.

Следует отметить, что данный вид наказания ранее, достаточно успешно, применялся в СССР. Во время применения принудительных работ число заключенных сократилось практически в 2 раза, что является несомненным плюсом. Хотя есть и недостаток, что около 20% [2] приговоров к принудительным работам не исполнялись, т.к. осужденные в силу своего состояние здоровья не могли заниматься тяжелым физическим трудом, других видов работы не было, а часть от них уклонялась от исполнения приговора. Даже отбывание принудительных работ не гарантировало эффективного воспитательного воздействия на осужденного.[3] Возможно из-за этой причины в будущем упразднили такой вид наказания как принудительные работы.

О данном виде наказании, который будет введен в действие с 1 января 2013 года есть вопросы, которые остаются открытыми.

Например, в законопроекте указано, что вопрос о замене лишения свободы на принудительные работы суд решает при постановлении приговора (изменения в ст. 299 УПК РФ). Получается, что суд при замене лишения свободы на принудительные работы должен повторно вынести приговор в отношении осужденного, что противоречит логике законодателя, отраженной в УПК РФ: данный вопрос суд должен рассматривать в порядке п. 5 ст. 397 УПК РФ как вопрос, разрешаемый судом в процессе исполнения уже назначенного приговора по основанию, предусмотренному ст. 80 УК РФ - при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

Принудительные работы вводятся по большинству составов Особенной части УК РФ. Незатронутыми остались лишь такие составы, как убийство (ст. 105 УК РФ), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ), принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации (ст. 120 УК РФ), изнасилование (ст. 131 УК РФ), насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК РФ), развратные действия (ст. 135 УК РФ) и некоторые другие. Даже за такие преступления, как похищение человека (ч. 1 ст. 126 УК РФ), альтернативой лишению свободы могут быть принудительные работы сроком до пяти лет.

Теперь представим, что осужденным к принудительным работам является лицо, которое довело до самоубийства другое лицо (ст. 110 УК РФ), или медицинский работник, заразивший другое лицо ВИЧ-инфекцией вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей (ч. ч. 1, 4 ст. 122 УК РФ), либо лицо, занимавшееся похищением (ч. 1 ст. 126 УК РФ), торговлей людьми (ч. 1 ст. 127.1 УК РФ), грабежом (ч. ч. 1, 2 ст. 161 УК РФ), разбоем (ч. 1 ст. 162 УК РФ), вымогательством (ч. 1 ст. 163 УК РФ). Даже кратковременное нахождение на свободе осужденных по данным статьям будет создавать реальную угрозу общественному порядку и безопасности и, главное, не будет способствовать достижению важнейшей цели наказания - общей и частной превенции.

В заключение хочется добавить, что для того чтобы вступил в действие новый вид наказания, надо урегулировать все вопросы, которые с ним связанны в нормативно-правовом акте. Чтобы при исполнении наказания не было пробелов.

72. Арест и содержание в дисциплинарной воинской части как виды уголовного наказания.

Арест

Как вид основного наказания арест заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества. Согласно ч. 1 и 2 ст. 68 УИК РФ такое наказание отбывается по месту осуждения в арестных домах. Перевод осужденного в другой арестный дом является исключением из общего правила и может иметь место в результате болезни осужденного в целях эффективного лечения, для обеспечения его личной безопасности, при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном арестном доме. На осужденных распространяются условия содержания, установленные для осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в условиях общего режима в тюрьме. Им не предоставляется свидание, за исключением свиданий с адвокатами и другими лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, им нс разрешается получение посылок, передач, бандеролей, за исключением предметов первой необходимости и сезонной одежды, общее и профессиональное образование не осуществляется, передвижение без конвоя не разрешается.

Частью 1 ст. 54 УК РФ арест устанавливается на срок от одного до шести месяцев, а в случае замены обязательных работ или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца. При замене наказания или сложении наказаний, предусмотренных ч. 1 ст. 72 УК РФ, а также при зачете наказания сроки данного наказания могут исчисляться в днях. Время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается в сроки ареста из расчета один день за один день (ч. 3 ст. 72 УК РФ).

Арест не назначается лицам, не достигшим к моменту вынесения судом приговора 16-летнего возраста, а также беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет. Военнослужащие отбывают арест на гауптвахте.

Содержание в дисциплинарной воинской части

В качестве вида наказания содержание в дисциплинарной воинской части заключается в помещении осужденных военнослужащих в дисциплинарную воинскую часть (дисциплинарный батальон или роту) для отбывания наказания. В период отбытия наказания осужденные военнослужащие не могут покидать расположение этой части; обязаны соблюдать установленные в ней требования режима, совпадающего с режимом исправительных учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; независимо от воинского звания и ранее занимаемой должности находятся на положении солдат (матросов) и носят единые установленные для данной дисциплинарной воинской части форму одежды и знаки различия; привлекаются к труду на объектах дисциплинарной воинской части либо на других объектах и т.д. При содержании в дисциплинарной воинской части осужденные военнослужащие проходят военную подготовку, военное обучение, в отношении их осуществляется воспитание. По общему правилу время отбывания наказания в нем в срок действительной военной службы не засчитывается.

Сроки содержания в дисциплинарной воинской части исчисляются в месяцах и годах. Согласно ч. 1 ст. 55 УК РФ максимальный срок этого наказания установлен до двух лет. Размер минимального срока содержания в дисциплинарной воинской части зависит от способа назначения этого вида наказания: если оно назначается в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Кодекса за совершение преступлений против военной службы, минимальный срок составляет три месяца; при замене лишения свободы на срок от двух месяцев до двух лет содержанием в дисциплинарной воинской части срок последнего равен минимальному сроку лишения свободы, т.е. двум месяцам.

Содержание в дисциплинарной воинской части применяется только в качестве основного наказания. Оно относится к группе специальных наказаний, т.е. в отношении определенных категорий лиц, которыми в данном случае могут быть только военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, а также военнослужащие, проходящие военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора нс отслужили установленного законом срока службы по призыву.

Разъясняет прокурор Солигаличского района Урожаева Т.Б.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как вид уголовного наказания состоит в запрещении приговором суда занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (ст. 47 УК РФ). Этот вид наказания может быть применен в качестве основного наказания на срок от одного года до пяти лет и в качестве дополнительного наказания — от шести месяцев до трех лет.

Срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенного в качестве как основного, так и дополнительного видов наказаний к штрафу, обязательным работам, исправительным работам или ограничению свободы, а также при условном осуждении, если при этом исполнение дополнительного вида наказания не отсрочено, исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В срок указанного наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности либо занимался запрещенной для него деятельностью.

Если на момент вступления приговора в законную силу лицо, осужденное к дополнительному наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, состояло в запрещенной ему судом должности или занималось запрещенной приговором деятельностью, то в срок наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный после вступления приговора в законную силу занимал запрещенные для него должности либо занимался запрещенной для него деятельностью. Исчисление срока исполнения этого вида наказания в таких случаях начинается со дня увольнения от запрещенной должности или дня фактического прекращения занятия запрещенной деятельностью, т.е. изъятия у осужденного документа, разрешающего ему заниматься определенной деятельностью.

При назначении лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к принудительным работам, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы срок указанного наказания исчисляется соответственно со дня освобождения осужденного из исправительного центра, из-под ареста, из дисциплинарной воинской части или из исправительного учреждения.

Окончанием основного наказания, с которого начинается исчисление срока дополнительного наказания, признается день: прекращения его отбывания по истечении срока, указанного в приговоре суда; при условно-досрочном освобождении только от основного наказания — с момента освобождения от основного наказания; при сокращении основного наказания по амнистии или помиловании с оставлением приговора в силе в части, касающейся назначения дополнительного наказания, — с момента освобождения от отбывания основного наказания.

Порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью урегулирован гл. 6 УИК РФ (ст. 33 — 38).

Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенное в качестве как основного, так и дополнительного видов наказаний к штрафу, обязательным работам, исправительным работам или ограничению свободы, а также при условном осуждении исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства (работы) осужденных.

Указанное наказание, назначенное в качестве дополнительного вида наказания к принудительным работам, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, исполняют учреждения и органы, исполняющие основные виды наказаний, а после отбытия основного вида наказания уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства (работы) осужденных.

Прокуратура
Костромской области

Прокуратура Костромской области

27 июня 2018, 19:40

Порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Разъясняет прокурор Солигаличского района Урожаева Т.Б.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью как вид уголовного наказания состоит в запрещении приговором суда занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью (ст. 47 УК РФ). Этот вид наказания может быть применен в качестве основного наказания на срок от одного года до пяти лет и в качестве дополнительного наказания — от шести месяцев до трех лет.

Срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенного в качестве как основного, так и дополнительного видов наказаний к штрафу, обязательным работам, исправительным работам или ограничению свободы, а также при условном осуждении, если при этом исполнение дополнительного вида наказания не отсрочено, исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В срок указанного наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности либо занимался запрещенной для него деятельностью.

Если на момент вступления приговора в законную силу лицо, осужденное к дополнительному наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, состояло в запрещенной ему судом должности или занималось запрещенной приговором деятельностью, то в срок наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный после вступления приговора в законную силу занимал запрещенные для него должности либо занимался запрещенной для него деятельностью. Исчисление срока исполнения этого вида наказания в таких случаях начинается со дня увольнения от запрещенной должности или дня фактического прекращения занятия запрещенной деятельностью, т.е. изъятия у осужденного документа, разрешающего ему заниматься определенной деятельностью.

При назначении лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к принудительным работам, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы срок указанного наказания исчисляется соответственно со дня освобождения осужденного из исправительного центра, из-под ареста, из дисциплинарной воинской части или из исправительного учреждения.

Окончанием основного наказания, с которого начинается исчисление срока дополнительного наказания, признается день: прекращения его отбывания по истечении срока, указанного в приговоре суда; при условно-досрочном освобождении только от основного наказания — с момента освобождения от основного наказания; при сокращении основного наказания по амнистии или помиловании с оставлением приговора в силе в части, касающейся назначения дополнительного наказания, — с момента освобождения от отбывания основного наказания.

Порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью урегулирован гл. 6 УИК РФ (ст. 33 — 38).

Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенное в качестве как основного, так и дополнительного видов наказаний к штрафу, обязательным работам, исправительным работам или ограничению свободы, а также при условном осуждении исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства (работы) осужденных.

Указанное наказание, назначенное в качестве дополнительного вида наказания к принудительным работам, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, исполняют учреждения и органы, исполняющие основные виды наказаний, а после отбытия основного вида наказания уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства (работы) осужденных.

В ст. 44 УК РФ приведен перечень наказаний, расположенных в определенном порядке. Практически речь идет о системе наказаний, т.е. об определенным образом упорядоченном перечне видов наказаний, предусмотренных уголовным законом за совершение преступлений. В системе наказаний наиболее ярко проявляется характер и направленность уголовной политики государства, которая, в свою очередь, зависит от социально-экономического и политического устройства государства, состояния преступности, уровня общественного правосознания и т.д.

Система наказаний закреплена в ст. 44 УК РФ и включает перечень из 12 видов наказаний: 1) штраф; 2) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 3) лишение специального воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; 4) обязательные работы; 5) исправительные работы; 6) ограничение по военной службе; 7) ограничение свободы; 8) арест; 9) содержание в дисциплинарной воинской части; 10) лишение свободы на определенный срок; 11) пожизненное лишение свободы; 12) смертная казнь.

Этот перечень является исчерпывающим, суд не может назначить никакое иное наказание, не входящее в этот перечень. В российском уголовном законодательстве, по сравнению с другими государствами, перечень наказаний весьма обширен, что создает суду достаточные условия для индивидуализации назначения наказания. Другое дело, что некоторые предусмотренные УК РФ наказания, альтернативные лишению свободы (ограничение свободы, арест), до сих пор не введены в действие.

В системе наказаний конкретные наказания располагаются в определенной последовательности, по мере возрастания их тяжести - от менее строгого наказания к более строгому (так называемая "лестница наказаний"). В санкциях статей Особенной части УК РФ наказания также располагаются в последовательности от менее строгого к более строгому, что в принципе должно ориентировать суды в вопросе выбора меры наказания. Как отмечается в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 г. N 2 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания", в соответствии с общими началами назначения наказания (ст. 60 УК РФ) более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания . В случае если в санкции уголовного закона наряду с лишением свободы предусмотрены другие виды наказания, решение суда о назначении лишения свободы должно быть мотивировано в приговоре.

Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. N 4.

В УК РФ наказание в виде смертной казни включено в систему наказаний, но сохраняет свой исключительный характер и может назначаться в соответствии со ст. 20 Конституции РФ только за особо тяжкие преступления против жизни. Но в настоящее время данное наказание не применяется. С момента вступления в силу Постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г. N 3-П и до введения в действие соответствующего федерального закона, обеспечивающего на всей территории Российской Федерации каждому обвиняемому в преступлении, за совершение которого федеральным законом в качестве исключительной меры наказания установлена смертная казнь, право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, наказание в виде смертной казни назначаться не может независимо от того, рассматривается ли дело судом с участием присяжных заседателей, коллегией в составе трех профессиональных судей или судом в составе судьи и двух народных заседателей .

СЗ РФ. 1999. N 6. Ст. 867.

Система наказаний, закрепленная в ст. 44 УК РФ, действует в отношении взрослых осужденных. Для несовершеннолетних в ст. 88 УК РФ предусмотрен свой перечень, состоящий из шести видов наказаний: 1) штраф; 2) лишение права заниматься определенной деятельностью; 3) обязательные работы; 4) исправительные работы; 5) арест; 6) лишение свободы на определенный срок. Но особенности назначения наказания несовершеннолетним заключаются не только в сужении перечня наказаний. Для несовершеннолетних, по сравнению со взрослыми, уменьшаются размеры и сроки назначаемых наказаний (за исключением лишения права заниматься определенной деятельностью). Кроме того, предусмотрены и особые условия назначения некоторых наказаний. Так, штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, может взыскиваться не только с него, но и с его родителей или иных законных представителей (с их согласия). Наиболее специфичен порядок назначения несовершеннолетним наказания в виде лишения свободы на определенный срок (ч. 6 и ч. 6.1 ст. 88 УК РФ).

Судебная практика по статье 44 УК РФ

Черненко Константин Геннадьевич, . судимый: 20 февраля 1996 года по ст. 15, ч. 2 ст. 144, ч. 2 ст. 144, ч. 1 ст. 149, ст. 40, 44 УК РСФСР к 3 годам лишения свободы условно с испытательным сроком на 2 года; 12 марта 1999 года по ч. 2 ст. 108 УК РСФСР к 8 годам лишения свободы, на основании ст. 41 УК РСФСР к 9 годам лишения свободы, 1 июля 2005 года освобожден условно-досрочно на 4 месяца 16 дней, -

Вывод суда о назначении наказания в виде лишения свободы на длительный срок противоречит положениям ст. 44 УК РФ, которая предусматривает как вид наказания - лишение свободы на определенный срок.
В нарушение ст. 72 УК РФ судом ошибочно определено начало исчисления срока отбывания наказания с даты постановления приговора, тогда как началом срока отбывания наказания необходимо признавать день вступления приговора в законную силу.

Принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы (ч. 1 ст. 53.1 УК РФ) и являются в силу ст. 44 УК РФ более мягким видом наказания, чем лишение свободы.
Если новый уголовный закон смягчает наказание путем введения в санкцию статьи нового вида наказания, более мягкого, чем лишение свободы, это означает, что законодатель определил характер общественной опасности соответствующих преступлений как менее опасный.

Гражданские иски по делу разрешены судом в соответствии с требованиями закона. В силу ч. 8 ст. 42 УПК РФ по уголовному делу о преступлениях, последствием которых явилась смерть лица, права потерпевшего, предусмотренные настоящей статьей, переходят к одному из его близких родственников, которыми по настоящему делу являются К. и К. - супруга и отец убитого К. Согласно же ч. 1 ст. 44 УК РФ гражданским истцом является физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением. Гражданский истец может предъявить гражданский иск и для имущественной компенсации морального вреда. При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы осужденного о необоснованном признании указанных лиц потерпевшими и гражданскими истцами нельзя признать состоятельными.

Лишение воинского звания является видом дополнительного наказания, предусмотренного п. "в" ст. 44 Уголовного кодекса Российской Федерации, и может применяться лишь при постановлении обвинительного приговора.
При таких данных лишение воинского звания является видом уголовного наказания, которое может быть применено в отношении военнослужащего только при постановлении обвинительного приговора в рамках уголовного судопроизводства.

Согласно ст. 44 УК РФ более мягкими наказаниями, чем ограничение свободы являются штраф, обязательные работы и исправительные работы.
Учитывая обстоятельства дела, Судебная коллегия считает справедливым смягчение Мамурову М.А. наказания по ч. 1 ст. 127 УК РФ посредством замены лишения свободы исправительными работами.


Наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части является специальным наказанием, применяемым исключительно к военнослужащим. В новом Уголовном кодексе РФ 1996 г. возрастает внимание законодателя к анализируемому виду наказания, так как его характеристика содержится не только в одной самостоятельной специальной норме (ст. 55 УК РФ), но имеется ещё 9 статей, в которых прямо упоминается содержание в дисциплинарной воинской части и в той или иной мере раскрываются общие вопросы его применения.

Данный вид уголовного наказания был известен и в советском уголовном праве. При изучении наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части, можно выделить существенные изменения, которые претерпел данный институт, по сравнению с наказанием в виде направления военнослужащих, совершивших преступления, в дисциплинарный батальон, предусмотренным УК РСФСР 1960 г. К таким изменениям можно отнести:

- расширен кру лиц, которые могут быть подвергнуты этому наказанию, за счёт включения военнослужащих, проходящих службу по контракту;

- уменьшен срок лишения свободы, который может быть заменен содержанием в дисциплинарной воинской части, с трех до двух лет;

- сняты ограничения на применение этого вида наказания к лицам, ранее отбывавшим наказание в виде лишения свободы.

Согласно статье 55 УК РФ содержание в дисциплинарной воинской части является реальной альтернативой лишению свободы и наказанием, обладающим определённой ценностью в свете проводимой государственной политики гуманизации уголовного законодательства. Однако на практике существует тенденция на уменьшение случаев назначения данного вида наказания. Причины этого различны. В частности, на практике определённые трудности возникают у судов при назначении содержания в дисциплинарной воинской части в порядке замены лишения свободы в ситуации, когда военнослужащий осуждается по статье УК РФ, безальтернативная санкция которой имеет нижний предел строже двух лет лишения свободы. В подобных ситуациях представляется недопустимым назначение содержания в дисциплинарной воинской части на основании ст. 64 УК РФ в качестве более мягкого вида наказания [1, с. 185].

Однако, Красноярским гарнизонным военным судом был осуждён сержант О. за совершение преступления, предусмотренное ч. 3 ст. 286 УК РФ, санкция которой предусматривает только лишение свободы на срок от трех до десяти лет. Согласно приговору О., являясь должностным лицом и существенно превышая предоставленные ему должностные полномочия, применил насилие в отношении своего подчиненного, чем существенно нарушил его законные интересы. Усмотрев основания для применения ст. 64 УК РФ, суд определил О. наказание в виде лишения свободы на срок один год и шесть месяцев и только после этого, сославшись на ст. 55 УК РФ, заменил лишение свободы на содержание в дисциплинарной воинской части на тот же срок. Думается, что такой алгоритм назначения наказания, применительно к обсуждаемой ситуации, является приемлемым и максимально соответствующим законодательным требованиям, поскольку положения ч. 1 ст. 55 УК РФ не позволяют назначить содержание в дисциплинарной воинской части в порядке замены лишения свободы на срок свыше двух лет.

В науке не только критикуется институт дисциплинарных воинских частей, но и существуют мнения о его положительных свойствах. Так Сивовым В. В. выделяются следующие положительные черты [1, с. 185]:

- во-первых, хотя оно и является наиболее строгим из всех специальных воинских видов наказаний и ограничивает свободу осуждённого военнослужащего, вместе с тем, законодательная регламентация правового статуса осуждённых строго выдержана в рамках требований, предъявляемых к прохождению военной службы. Осуждённые остаются в сфере воинских правоотношений, на них распространяются уставы Вооруженных сил РФ, приказы и наставления, поэтому не возникает проблем с ресоциализацией лиц, возвратившихся из дисциплинарной воинской части после отбытия наказания к месту прохождения военной службы.

- во-вторых, по объёму уголовно-правовых последствий, он предстает гораздо менее суровым в сравнении с наказанием в виде лишения свободы. Судимость в отношении лиц, осуждённых к содержанию в дисциплинарной воинской части, как к наказанию более мягкому, чем лишение свободы, погашается по истечении одного года после его отбытия (осуждённых к лишению свободы за преступления даже небольшой тяжести — по истечении трех лет), а она учитывается при рецидиве преступлений, как следствие — при определении вида режима исправительного учреждения, а также при назначении наказания.

- в-третьих, то обстоятельство, что за продолжительную историю своего существования это наказание неоднократно исключалось из системы наказаний, но впоследствии, видоизменяясь, всегда восстанавливалось в ней, свидетельствует о его действенности и способности успешно достигать цели, заявленные в ст. 43 УК РФ и в ст. 1 УИК РФ.

Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что потенциал такого вида наказания, как содержание в дисциплинарной воинской части, еще не реализован до конца. И исходя из принципа гуманизма, закрепление в УК РФ наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части служит средством реализации этого принципа. Поэтому необходимо на практике повышать эффективность данного вида наказания, так как он является более лояльным, по сравнению с лишением свободы, и способствует укреплению обороноспособности страны.

1. Сивов В. В. Проблемы назначения наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части. // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2011. № 2. С. 184–187.

2. Степашин В. М. Особенности назначения специальных наказаний военнослужащим. // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2011. № 1(26). С.170–175.

3. Шарыкина О. В. О ликвидации дисциплинарных воинских частей // Право в Вооруженных силах. 2007. № 6. С. 69–70.

Основные термины (генерируются автоматически): дисциплинарная воинская часть, УК РФ, лишение свободы, военная служба, вид содержания, вид наказания, наказание, назначение наказания, вид лишения свободы, Российская Федерация.

Читайте также: