Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека почему важны оправдательные приговоры

Обновлено: 28.06.2024

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

  • Л. Андреева "Предстояла кража"
  • О. Генри "Родственные души"
  • А.П. Чехова "Злоумышленник"

Преступление и наказание — вечная тема

В центре рассуждений выпускника встанут такие понятия, как:

  • мораль и нравственность;
  • совесть;
  • честь;
  • ответственность;
  • вина и раскаяние.

Опираясь на личный опыт, обращаясь к опыту литературных героев, мы посмотрим на тех, кто совершает нечто неблаговидное, проанализируем, к чему приводят подобные поступки, как они влияют на человека и его окружение. Это направление также наталкивает на мысли о том, что такое справедливое наказание, в каких ситуациях допустимо мстить, осуждать, а в каких – великодушно прощать.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Автор сочинения – Бутрова Юлия Сергеевна

Всем людям свойственно совершать ошибки , это неотъемлемая часть человеческой жизни. Ошибки дают нам опыт, на них человек учится. Они могут быть мелкими и незначительными, как например, неверно решенная задача по математике, а могут быть и роковыми. К роковым ошибкам можно отнести преступление . Будь то мелкая кража или покушение на человеческую жизнь, это обязательно отразится на будущем преступника. С точки зрения ошибки, такое деяние будет считаться нарушением моральных норм и повлечёт за собой угрызения совести и социальные санкции, в виде неодобрения обществом данного поступка, а с точки зрения преступления, за любое правонарушение предусмотрена юридическая ответственность – ответственность перед законом . Не все ошибки являются преступлениями, но многие преступления совершаются по ошибке. За доказательствами обратимся к художественной литературе.



Таким образом, можно сказать, что ошибки оказывают на человека больше положительное влияние, благодаря внутреннему контролю человека – совести, ошибки после всех переживаний и раздумий становятся лишь опытом, человек учится на них, и в дальнейшем в подобной ситуации знает как правильно поступить. Преступления положительного влияния не оказывают никогда, ведь преступление это всегда вред, нанесенный кому-либо, моральный, физический или материальный. Преступление на всю жизнь останется тяжким грузом лежать на душе человека, его невозможно взять и забыть.

Обратите внимание на структуру сочинения!

1.В выбранной теме выделены ключевые слова.Далее во вступлении они расшифрованы.

2.В конце вступления есть тезис-это то,над чем человек будет рассуждать в своем сочинении и к чему вернется в выводе.

3 В аргументах –продолжение ваших размышлений с опорой на ключевые слова сочинения (в данном сочинении речь о различии ошибки и преступления)

4.Выводы –это не просто слова типа…в этих аргументах мы все доказали..

Это подведение итогов и ответ на поставленный в теме вопрос с опорой на ваши личные размышления.

Список всех аргументов из литературы "Преступление и Наказание — вечная тема"

Есть ли оправдание преступлению?

Родион Раскольников, бедный студент, совершил преступление, находясь в тяжелой жизненной ситуации. Никто, кроме грешницы поневоле Сони Мармеладовой, не готов оправдать его. Только несчастная Соня видит в студенте заблудшую душу, такую же, как она сама, а потому Родион получает сочувствие девушки.

Мирное время – это не война, когда преступления оправдываются, ведь законы перестают действовать. Родион Раскольников живет в мирное время и горе ему, если он не сумел приспособиться к жизни в общих для всех условиях.

Каждый преступник – плохой человек?

Можно ли назвать Родиона Раскольникова, обыкновенного студента, плохим человеком? Он – один из многих, нищих и неспособных прокормить себя, а потому решающих пойти на отчаянный шаг. Родион отличается от них лишь тем, что нашел себе оправдание в виде высшей цели, к которой он стремится.

Был ли Раскольником плохим человеком или просто заблудшим, как думает Соня? А может, он был просто слишком самоуверенным и даже оторванным от реальности? Это гораздо ближе к сути. Так что же произошло в голове этого человека, чтобы решиться на убийство?

Крайняя нужда заставила простого студента пойти на преступление. Он решает убить старуху-процентщицу, чтобы хоть немного решить финансовые проблемы. В качестве оружия он выбирает топор. В миг убийства его обнаруживает сестра потерпевшей, и Родион убивает ее тоже.

Страшное орудие подчеркивает не столько хладнокровие преступника, сколько его отчаяние, страх и нужду. Ведь у студента нет денег на оружие, и он выбирает топор, что делает его преступление еще более ужасающим, в первую очередь – для него самого. Ведь Родион – совсем не плохой человек, в обычном смысле этого слова. Он – не обманщик, не мошенник, не плут, не вор. Так что же сделало из него убийцу?

Родион не идет по головам, он не стремится к цели, он – испытывает себя, свою совесть, силу которой изначально недооценивает.

Теория о сверхчеловеке

Преодолеть свое эго ради великой цели – вот что отличает сверхчеловека от обыкновенного в понимании Раскольникова. Руководствуясь этой идеей, Родион и замышляет преступление. Он старательно вытесняет тот факт, что деньги ему действительно нужны, а значит, на преступление он идет не для того, чтобы преодолеть эго, а наоборот – чтобы удовлетворить эгоистичную цель.

Можно ли называть сверхчеловеком того, кто способен на преступление ради удовлетворения собственных нужд? Риторический вопрос, скорее всего, такого человека назовут слабым.

Желая проверить свою избранность, Родион идет на убийство. Он доказывал самому себе ничтожность фигуры старухи, сравнивая ее с собой – гением в стесненных обстоятельствах.

Но откуда взялись муки совести? А оттого, что к герою пришло осознание бесценности человеческой жизни, которой не вправе распоряжаться никто, кроме ее создателя. Это осознание привело к жесточайшему раскаянию и падению с воображаемого пьедестала, на котором стоят необыкновенные гении – сверхлюди.

Совершив преступление и осознав его цену, Родион Раскольников понимает, что двигало им при составлении теории о сверхлюдях. Гордыня. Всего лишь человеческая гордыня, движимая нуждой, стала спусковым крючком для сделки с совестью.

Не существует великой идеи, для которой все способы хороши. Не принесет счастья злодеяние, как и не превратится в сверхличность бедный студент без гроша в кармане.

Реальность оказалась настолько далека от иллюзий, что чуть не убила несчастного героя. Лишь искреннее раскаяние стало его путеводной звездой, а спасти душу помогла простая человеческая любовь, которой его наградила такая же несчастная, как и он, девушка.

Нравственность и преступление

Нарушение нравственных норм часто влечет за собой наказание, как административное или уголовное преступление. Нормы законы тесно связаны с моралью, что ясно видно на примере героев романа. Здесь каждый преступает черту, при этом стремясь доказать законность своего поступка, ведь иначе никак…

Герой решает, что раскаяние – единственный способ искупить преступление. А потому заново ищет путь к самому себе, обретая, наконец, целостность личности и покой в душе.

Оступиться легко, искупить вину – невозможно в полной мере, ведь любая жизнь – бесценна, а сделка с собственной совестью не принесет ничего, кроме мучительных страданий.

— (5)Мысль хорошая, — сказал я.

— (6)Но это не новая мысль. (7)Помнится, когда-то очень давно я слышал даже легенду на эту тему, — сказал садовник и улыбнулся. — (8)Мне рассказывала её моя покойная бабушка.

(9)Мы попросили его рассказать эту легенду.

(17)В груди этого учёного человека билось чудное, ангельское сердце. (18)Ведь жители города были для него чужие, не родные, но он любил их, как детей, и не жалел для тгх своей жизни. (19)У него самого была чахотка, он кашлял, но, когда его звали к больному, забывал про свою болезнь, не щадил себя и, задыхаясь, взбирался на горы, как бы высоки они ни были. (20)Он пренебрегал зноем и холодом, презирал голод и жажду. (21)Денег он не брал, и, странное дело, когда умирал пациент, то доктор шёл вместе с родственниками за гробом и плакал.

(22)Признательность жителей не имела границ. (23)В городке и его окрестностях не было человека, который позволил бы себе не только сделать ему что-нибудь неприятное, но даже подумать об этом.

(24)И вот этот человек, который, казалось, своею злого, доброжелателями которого считались даже разбойники и оешеше. лы Qua

(29)Но вдруг, можете себе представить, случай наводит на убийцу, (30)Ъ видели, как один шалопай, уже много раз судимый, пропивал в кабаке табакерку и часы, принадлежавшие доктору. (31)Когда стали его уличать, он смутился и сказал какую-то очевидную ложь. (32)Сделали у него обыск и нашли рубаху с окровавленными рукавами и докторский ланцет в золотой оправе. (ЗЗ)Каких же ещё нужно улик? (34)Злодея посадили в тюрьму. (35)Жители возмущались и в то же время говорили:

— Невероятно! (36)Не может быть! (37)Смотрите, как бы не вышло ошибки; ведь случается, что улики говорят неправду!

(38)На суде убийца упорно отрицал свою вину. (39)Всё говорило против него, и убедиться в его виновности было так же нетрудно, как в том, что земля чёрная, но судьи точно с ума сошли: они по десяти раз взвешивали каждую улику, недоверчиво посматривали на свидетелей, краснели, пили воду.

— (40)Обвиняемый! — наконец обратился главный судья к убийце. М- (41)Суд признал тебя виновным в убийстве доктора такого-то и приговорил тебя к.

Нет! (43)Если я неправильно сужу, то пусть меня накажет Бог, но, клянусь, подсудимый не виноват! (44)Я не допускаю мысли, что мог найтись такой человек, который осмелился бы убить нашего доктора! (45)Человек не способен пасть так низко!

— (46)Да, нет такого человека, — согласились прочие судьи.

— (47)Нет! — откликнулась толпа. — (48)Отпустите его!

(49)Убийцу отпустили на все четыре стороны, и ни одна душа не упрекнула судей в несправедливости. (50)Пусть оправдательный приговор принесёт жителям городка вред, но зато, посудите, какое благотворное влияние имела на них эта вера в человека, вера, которая ведь не остаётся мёртвой: она воспитывает в нас великодушные чувства и всегда побуждает любить и уважать каждого человека. (51)Каждого!

(По А. П. Чехову)

В каждом ли человеке есть что-то хорошее и светлое? Это тот вопрос, на который сложно дать однозначный ответ. Всем известно, что идеальных людей не существует, но никто не знает, есть ли люди, абсолютно лишённые каких-либо достоинств. А.П. Чехов поднимает в тексте проблему веры в доброе начало человека.

Эти аргументы противопоставлены друг другу. Мы узнаём истории двух абсолютно противоположных людей: один из них никогда никому не желал зла, а второй был способен на преступление. Между тем такие разные примеры приводят автора к одной мысли: каждый из нас достоин гуманного отношения, и важно учиться быть снисходительным к чужим недостаткам.

Итогом размышлений писателя становится такая позиция: вера в доброе начало каждого человека – это то основание, на котором должны строиться любые взаимоотношения. Она оказывает благотворное влияние на людей.

Таким образом, вера в доброе начало человека – это условие для существования прекрасного мира, где люди сострадают друг другу и всегда готовы помочь.

\u0421\u043b\u0435\u0434\u0443\u0435\u0442 \u043b\u0438 \u0445\u0440\u0430\u043d\u0438\u0442\u044c \u0432\u0435\u0440\u0443 \u0432 \u0434\u043e\u0431\u0440\u043e\u0435 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u043e \u043a\u0430\u0436\u0434\u043e\u0433\u043e \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u0430? \u0412\u043e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0431\u043b\u0435\u043c\u0430, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u0441\u0442\u0430\u0432\u0438\u0442 \u0410.\u041f. \u0427\u0435\u0445\u043e\u0432 \u0432 \u0442\u0435\u043a\u0441\u0442\u0435.

\u0420\u0430\u0441\u0441\u0443\u0436\u0434\u0430\u044f \u043d\u0430\u0434 \u043f\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u043d\u044b\u043c \u0432\u043e\u043f\u0440\u043e\u0441\u043e\u043c, \u0430\u0432\u0442\u043e\u0440 \u0433\u043e\u0432\u043e\u0440\u0438\u0442, \u0447\u0442\u043e \u0443\u0432\u0435\u0440\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u0432 \u0434\u043e\u0431\u0440\u043e\u0442\u0435 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0433\u043e \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a\u0430 - \u0442\u043e \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435, \u043d\u0430 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u043c \u0434\u043e\u043b\u0436\u043d\u043e \u0441\u0442\u0440\u043e\u0438\u0442\u044c\u0441\u044f \u043e\u0442\u043d\u043e\u0448\u0435\u043d\u0438\u0435 \u043a \u043b\u0438\u0447\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438. \u0422\u0430\u043a, \u0440\u0430\u0441\u0441\u043a\u0430\u0437\u0447\u0438\u043a \u0432\u0441\u043f\u043e\u043c\u0438\u043d\u0430\u0435\u0442 \u0433\u0435\u0440\u043e\u044f \u043b\u0435\u0433\u0435\u043d\u0434\u044b, \u0437\u0430\u043c\u0435\u0447\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0433\u043e \u0432\u0440\u0430\u0447\u0430 \u0441 \u00ab\u0447\u0443\u0434\u043d\u044b\u043c, \u0430\u043d\u0433\u0435\u043b\u044c\u0441\u043a\u0438\u043c \u0441\u0435\u0440\u0434\u0446\u0435\u043c\u00bb. \u041e\u043d \u0437\u0430\u0431\u043e\u0442\u0438\u043b\u0441\u044f \u043e \u043f\u0430\u0446\u0438\u0435\u043d\u0442\u0430\u0445 \u0434\u043e \u043a\u043e\u043d\u0446\u0430 \u0441\u0432\u043e\u0438\u0445 \u0434\u043d\u0435\u0439, \u043d\u0435\u0441\u043c\u043e\u0442\u0440\u044f \u043d\u0430 \u0442\u043e \u0447\u0442\u043e \u0441\u0430\u043c \u0431\u043e\u043b\u0435\u043b \u0447\u0430\u0445\u043e\u0442\u043a\u043e\u0439. \u0418 \u0432\u0441\u0451 \u043f\u043e\u0442\u043e\u043c\u0443, \u0447\u0442\u043e \u044d\u0442\u043e\u0442 \u0434\u043e\u0431\u0440\u044b\u0439 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a \u0447\u0443\u0432\u0441\u0442\u0432\u043e\u0432\u0430\u043b \u0441\u0435\u0431\u044f \u0441\u0447\u0430\u0441\u0442\u043b\u0438\u0432\u044b\u043c, \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044f \u043d\u0435\u0437\u043d\u0430\u043a\u043e\u043c\u044b\u043c \u043b\u044e\u0434\u044f\u043c.

\u041f\u0440\u0438\u043c\u0435\u0440\u043e\u043c \u0443\u043c\u0435\u043d\u0438\u044f \u043d\u0430\u0445\u043e\u0434\u0438\u0442\u044c \u0434\u0430\u0436\u0435 \u0432 \u043f\u0440\u0435\u0441\u0442\u0443\u043f\u043d\u0438\u043a\u0435 \u0447\u0442\u043e-\u0442\u043e \u0445\u043e\u0440\u043e\u0448\u0435\u0435 \u044f\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u043e\u0442\u043d\u043e\u0448\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0441\u0443\u0434\u044c\u0438, \u0433\u0435\u0440\u043e\u044f \u044d\u0442\u043e\u0439 \u0436\u0435 \u043b\u0435\u0433\u0435\u043d\u0434\u044b, \u043a \u043f\u0440\u0435\u0434\u043f\u043e\u043b\u0430\u0433\u0430\u0435\u043c\u043e\u043c\u0443 \u0443\u0431\u0438\u0439\u0446\u0435 \u0434\u043e\u043a\u0442\u043e\u0440\u0430. \u0418 \u0432\u0441\u0451 \u043f\u043e\u0442\u043e\u043c\u0443, \u0447\u0442\u043e \u044d\u0442\u043e\u0442 \u0441\u043b\u0443\u0436\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c \u0424\u0435\u043c\u0438\u0434\u044b \u043d\u0435 \u043c\u043e\u0433 \u0434\u043e\u043f\u0443\u0441\u0442\u0438\u0442\u044c \u00ab\u043c\u044b\u0441\u043b\u0438, \u0447\u0442\u043e \u043c\u043e\u0433 \u043d\u0430\u0439\u0442\u0438\u0441\u044c \u0442\u0430\u043a\u043e\u0439 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0439 \u043e\u0441\u043c\u0435\u043b\u0438\u043b\u0441\u044f \u0431\u044b \u0443\u0431\u0438\u0442\u044c\u00bb \u0432\u0435\u043b\u0438\u043a\u043e\u0434\u0443\u0448\u043d\u043e\u0433\u043e \u0432\u0440\u0430\u0447\u0430.

\u041e\u043f\u0440\u0435\u0434\u0435\u043b\u0438\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0438\u0446\u0438\u044e \u0410.\u041f. \u0427\u0435\u0445\u043e\u0432\u0430 \u043d\u0435\u0441\u043b\u043e\u0436\u043d\u043e: \u0432\u0435\u0440\u0430 \u0432 \u0441\u0432\u0435\u0442\u043b\u043e\u0435 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u043e \u0438 \u0434\u043e\u0431\u0440\u044b\u0435 \u0434\u0435\u043b\u0430 \u043b\u0438\u0447\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u044f\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043e\u0439, \u0431\u0435\u0437 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u0439 \u043d\u0435\u0432\u043e\u0437\u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043d\u0430\u0439\u0442\u0438 \u043e\u0431\u0449\u0438\u0439 \u044f\u0437\u044b\u043a \u0441 \u0434\u0440\u0443\u0433\u0438\u043c\u0438 \u043b\u044e\u0434\u044c\u043c\u0438.

\u042f \u0440\u0430\u0437\u0434\u0435\u043b\u044f\u044e \u0442\u043e\u0447\u043a\u0443 \u0437\u0440\u0435\u043d\u0438\u044f \u0430\u0432\u0442\u043e\u0440\u0430: \u043a\u0430\u0436\u0434\u044b\u0439 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a \u043d\u0430\u0434\u0435\u043b\u0451\u043d \u0440\u044f\u0434\u043e\u043c \u043f\u043e\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u043a\u0430\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432, \u0438 \u043d\u0430\u0448\u0430 \u0432\u0435\u0440\u0430 \u0432\u043e \u0432\u0441\u0435\u0445 \u043b\u044e\u0434\u0435\u0439, \u0434\u0430\u0436\u0435 \u043f\u043b\u043e\u0445\u0438\u0445, \u0441\u043f\u043e\u0441\u043e\u0431\u043d\u0430 \u043f\u0440\u043e\u0431\u0443\u0434\u0438\u0442\u044c \u0447\u0443\u0436\u0438\u0435 \u0441\u0435\u0440\u0434\u0446\u0430.

\u0422\u0430\u043a\u0438\u043c \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u043c, \u043e\u0447\u0435\u043d\u044c \u0432\u0430\u0436\u043d\u043e \u0445\u0440\u0430\u043d\u0438\u0442\u044c \u0443\u0432\u0435\u0440\u0435\u043d\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u0432 \u0434\u043e\u0431\u0440\u043e\u0435 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u043e \u043a\u0430\u0436\u0434\u043e\u0433\u043e \u0438\u0437 \u043d\u0430\u0441, \u043f\u043e\u0442\u043e\u043c\u0443 \u0447\u0442\u043e \u0438\u043c\u0435\u043d\u043d\u043e \u043e\u043d\u0430 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u0435\u0442 \u0441\u0434\u0435\u043b\u0430\u0442\u044c \u043c\u0438\u0440 \u0441\u0447\u0430\u0441\u0442\u043b\u0438\u0432\u0435\u0435.

Преступление и наказание аргументы для итогового сочинения я и другие

Тезисы

  • Может ли человек жить вне общества?
  • Каковы причины возникновения конфликтов между людьми?
  • В чем причины одиночества?
  • Почему важно жить в мире с окружающими?
  • Как человеку стать личностью?
  • Как понять другого человека?
  • Почему человек не понимает других людей?
  • Почему важно быть толерантным?
  • Чем опасны конфликты?
  • Личность и общество: возможна ли гармония?
  • Что сближает людей?
  • Почему общество не принимает некоторых людей?
  • В чём причины вражды между людьми?
  • Человек становится человеком только среди людей.
  • Какова роль дружбы в жизни человека?

Аргументы

Преступление и наказание аргументы для итогового сочинения я и другие

Готовое итоговое сочинение по направлению quotПреступление и наказаниеquot

Поиграем с темой?

Прежде чем приступить к написанию итогового сочинения, я предлагаю ученикам поиграть с темой, покрутить её и так и сяк, как кубик Рубика. Советую попробовать и вам. Ведь в работе необходимо рассуждать, а не просто давать конкретный ответ, который очень затруднительно развернуть на 350 слов. А потому пробуйте задавать вопросы, искать парадоксальные ситуации, видеть ситуацию с нескольких точек зрения.

Тезис 1: Как можно верить в убийцу? В то, что этот человек способен раскаяться и отказаться от мыслей, подтолкнувших его к преступлению? Да, это сложно, не всякий способен на это. Способен преодолеть отвращение и понять мотивы действий человека, преступившего закон. Но порой, чтобы спасти другого и понять себя самого, это необходимо.

Микровывод 1: Для того чтобы верить, нужно иметь немало душевных сил и смелости, но это окупается, возвращается сторицей. Помогая другому, человек может обрести новые жизненные цели, как это и произошло с Соней.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова. Кадр из фильма 2007 г.

Вывод: Так следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека? Ответ очевиден: конечно! Без этой веры не происходило бы на земле настоящих чудес.

Преступление и наказание аргументы для итогового сочинения я и другие

Как понять другого человека? Это сложный вопрос, на который нет однозначного ответа. На мой взгляд, нужно узнать причины его поступков, особенности его характера, его нравственные и моральные ценности. Понять другого человека всегда очень сложно, необходимо проанализировать, пропустить через себя его чувства и ощущения. Нужно попытаться осознать, как он мыслит, чтобы понимать, почему он поступил так, а не иначе. Для подтверждения собственной точки зрения, обращусь к литературным произведениям отечественных авторов.

Как подсказывают нам отечественные произведения, сострадание и терпение к другим помогает понять их, проникнуться сочувствием к ним, а если мы настроены против оппонента, то о никаком взаимопонимание не может быть и речи.

Требование №1. Объём итогового сочинения.

Количество слов: 364.

Требование №2. Самостоятельность написания итогового сочинения.

Приведены два примера из литературы.

Фактическое искажение: насколько я помню, никто не презирал Соню. Да и Родиона не любили, осуждали, но не презирали.


Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Первым экзаменом, который будут сдавать 11-классники в 2022 году, станет итоговое сочинение по литературе. Уже известны направления, которые будут предложены выпускникам, поэтому мы предлагаем более детально разобрать каждое из них и возможные темы сочинений, а также узнать, какие советы по подготовке к первому экзамену дают ученикам опытные педагоги и репетиторы.

Итоговое сочинение 2022

Важно! Местом проведения итогового сочинения является школа, в которой учащийся получает образование. На выполнение работы отводят 3 часа 55 минут.

ФИПИ утвердил такие даты итогового сочинения в 2021-2022 учебном году:

  • 1 декабря 2021 года – основной поток;
  • 2 февраля 2021 года – первый резерв;
  • 4 мая 2022 года – второй резерв.

Итоговое сочинение по литературе 2022: темы, направления ФИПИ

Обратите внимание! К пересдачам не будут допущены ученики, не явившиеся на экзамен без уважительной причины, а также лица, отстраненные от выполнения работы за списывание и нарушение дисциплины в аудитории.

Темы и направления итогового сочинения в 2021-2022 учебном году

Направления и темы 2022 года

Важно! Темы итогового сочинения 2021-2022 года никто не может знать заранее. Их оглашают уже после начала экзамена. Но в начале года выпускникам сообщают, какими будут основные направления, по которым можно будет писать итоговое сочинение в 2022 году.

Материал данной статьи опирается на официальное письмо Рособрнадзора №04-416 от 26.10.2021 о направлении методических документов, рекомендуемых при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2021/22 учебном году.

В письме говорится о том, что в 2022 году итоговое сочинение 11-классники будут писать по таким четырем актуальным темам.

  1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
  2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
  3. Преступление и наказание — вечная тема.
  4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
  5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Вот краткие пояснения к каждой теме, представленные на официальном сайте ФИПИ.

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

  • Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
  • Как развитие технологий повлияло на общество?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи? Технический прогресс — зло или благо?
  • Чем опасен технический прогресс?
  • Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
  • Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
  • Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
  • Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
  • Можно ли обойтись без науки в современном мире?
  • Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Как ученый должен относиться к научным открытиям?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Каким должен быть технический прогресс?
  • К чему могут привести научные открытия?
  • Какие научные открытия опасны?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и риски цивилизации?
  • Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие опасности таит в себе технический прогресс?
  • Что значит «разумное использование технологий?
  • Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса?
  • Должен ли ученый нести ответственность за своё открытие?
  • Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Почему многие люди боятся достижений цивилизаций?
  • Что значит быть современным?
  • Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?

Преступление и наказание — вечная тема

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

Творческое направление 2022 года может быть представлено одной из таких тем:

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

В данном направлении возможны такие темы:

Список литературы для данного направления итогового сочинения 2021-2022 года будет включать такие произведения:

Критерии оценивания

Для качественного написания работы мало знать направления, по которым будет предложено итоговое сочинение 2021-2022 учебного года. При оценивании эксперты будут использовать вполне конкретные критерии, ориентируясь на которые можно максимально хорошо подготовится к первому испытанию (что будет особенно актуально для тех 11-классников, которые планируют получить за сочинение по литературе дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ).

К работе предъявляются два основных требования:

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

Больше советов от педагогов смотрите в видео уроке:

Читайте также: