5 система административного права как отрасли права и учебной дисциплины

Обновлено: 04.07.2024

Учебный курс административного права признан обязательным предметом для всех высших и средних юридических учебных заведений. Он содержит систематизированную, отвечающую требованиям методики преподавания систему необходимых для получения юридического образования знаний о государственной администрации, ее структуре, формах и методах деятельности. Очевидно, что без знания принципов и норм, регулирующих внутриаппаратные отношения и отношения государственной администрации с гражданами, муниципальными, частными и государственными организациями, юридическое образование будет неполным.

К сожалению, для преподавания этой учебной дисциплины отводится явно недостаточное количество часов. Такая недооценка административного права как фундаментальной отрасли права ведет к беглому изложению в учебном курсе многих важных положений: детально рассмотреть вопросы лицензирования, паспортной системы, административного надзора, раскрыть хотя бы самые важные составы административных проступков, правила дорожного движения и многие другие аспекты правовой деятельности .

Известно, что концепция высшего юридического образования ориентирует на подготовку высококвалифицированных, широко образованных специалистов, способных к активному творческому участию в государственно-правовой жизни, обладающих политической и правовой культурой. В условиях, когда на преподавание административного права отводится в два, а то и в четыре раза меньше часов, чем на изучение гражданского и даже уголовного права, будущий юрист не получает необходимой всесторонней юридической подготовки, что не отвечает потребностям общества. Ведь за последние годы резко возрос спрос на специалистов, умеющих готовить проекты нормативных актов, оказывать юридическую помощь в решении вопросов приватизации, лицензирования, в защите прав водителей автотранспортных средств, налогоплательщиков, участников таможенного дела и т. д.

Отличие науки административного права от соответствующей учебной дисциплины состоит в следующем.

Во-первых, учебная дисциплина базируется на соответствующей науке, и содержание курса во многом зависит от ее достижений, полноты исследования учеными административно-правовых норм и отношений. Если в науке возможны пробелы, неисследованность тех или иных правовых явлений, то учебный курс должен быть полным и беспробельным. Поскольку не все административно-правовые новеллы привлекли внимание ученых, авторам учебников приходится порой пополнять копилку знаний об административно-правовых феноменах, прибегая к простому комментированию новых норм, актов.

Во-вторых, результаты научных исследований содержатся в диссертациях, монографиях, статьях, докладах, а содержание курса административного права раскрывается в учебниках, учебных пособиях, курсах лекций.

В-третьих, не все результаты научных исследований востребуются учебной дисциплиной. В ней должны раскрываться только наиболее значимые для обучающихся положения. Так, огромное количество научных работ посвящено деятельности органов внутренних дел – в учебниках им отводится лишь небольшое число страниц. Написано много содержательных монографий, статей по вопросам государственной службы, но лишь малая толика их содержания может быть освещена в учебной литературе.

В-четвертых, цели науки и учебной дисциплины различны. Научные исследования направлены на систематизацию, приращение знаний, критический анализ системы правовых норм, реальных общественных отношений. А учебная дисциплина призвана довести до студентов посредством методик преподавания, как правило, уже добытые наукой, проверенные на практике сведения, выводы, рекомендации.

В-пятых, учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Содержание научных исследований детерминировано существующими административно-правовыми актами, нормами, отношениями. А содержание курса во многом зависит от пристрастий, опыта, системы научных взглядов составителей учебных планов и учебных программ, преподавателей, ведущих учебные занятия, авторов учебников.

Свидетельство тому – многочисленные учебники по административному праву, изданные в последнее время. Среди них нет похожих, они различны по содержанию, объему, научному уровню. В целом такое разнообразие положительно, ибо в этом проявляется один из важнейших постулатов современных российских реформ – плюрализм. Теперь студенты, преподаватели могут выбирать наиболее подходящий для себя учебник, сравнивать подходы различных авторов к одним и тем же вопросам, круг освещаемых тем, структуру, содержание и даже качество изложения материала курса. А сравнение будит мысль, способствует развитию творчества, самостоятельности мышления.

В-шестых, если содержание науки определяется объектом исследования, то содержание учебной дисциплины регламентируется программой курса. В прошлом в СССР по всей стране применялась единая, централизованно утвержденная программа по тому или иному учебному курсу. Сейчас такие программы разрабатывают сами преподаватели, а утверждают кафедры. Признать эту практику положительной не представляется возможным. Она приводит к тому, что в вузах даже одного города читаются различные курсы административного права. Но самое главное, на содержании программ серьезно отражаются квалификация, пристрастия готовящих их преподавателей, различия во взглядах на наполняемость курса, на актуальность тех или иных проблем.

Содержанием науки административного права служит комплекс научных положений, представлений, понятий и постулатов о нынешнем состоянии и динамическом развитии всей системы составляющих эту отрасль норм административного права. Все они рассматриваются в учебной дисциплине административного права, которая, как и сама отрасль административного права, делится на Общую и Особенную части, а в рамках той и другой излагается содержание входящих в них административно-правовых институтов.

Наука административного права изучает не только действующие нормы этой отрасли, но и общественные отношения, которые они призваны регулировать, а также их историю и перспективы развития.

10. Понятие и виды источников административного права, проблемы их систематизации.

Источники административного права — это нормативные акты, содержащие в себе административно-правовые нормы. Источники:

- Конституция РФ и ФКЗ;- Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ;- Федеральные кодификационные законы(КоАП, таможенный кодексы и т.д);- Федеральные системно-инкорпорационные законы;- Указы Президента РФ;- НПА правительства РФ.

11. Понятие, особенности и виды административно- правовых статусов гражданина по действующему законодательству.

Административно-правовой статус гражданина — это совокупность его прав, свобод и обязанностей, регулируемых нормами административного права и реализуемых в административно-правовых отношениях. Элементами административно-правового статуса граждан являются:

административная правоспособность(с 18 лет);административная дееспособность(с 7-летнего возраста — обязанность школьного обучения, в 14-летнем возрасте — право и обязанность получить паспорт, с 25-летнего возраста — возможность быть назначенным на должность прокурора и т.д.); Права и обязанности могут быть общими для всех без исключения граждан, особенными — для отдельных категорий лиц и специальными, специфическими — для некоторых субъектов административно-правовых отношений, и в этой связи можно говорить об общем, особенном и специальном административно-правовых статусах.

Особенности: 1)он включает в себя большое количество правовых норм, закрепляющих права и обязанности граждан во взаимоотношениях с многочисленными и разнообразными государственными и муниципальными органами исполнительной власти и их служащими. 2)нормы, регламентирующие административно-правовой статус гражданина, продолжают, развивают, детализируют, обеспечивают реализацию норм многих других отраслей права (конституционного, гражданского, финансового, трудового и т.д.).3) права и обязанности, составляющие административно-правовой статус гражданина, носят неотчуждаемый характер. 4) содержанием административной правосубъектности гражданина могут быть только права без каких-либо обязанностей, только обязанности или то и другое одновременно.

Общий административно-правовой статус гражданина включает в себя всеобщие права и обязанности граждан, закрепленные во второй главе Конституции РФ.Это многочисленные и разнообразные личные, политические, общественно-экономические, социально-культурные права и свободы граждан, а также права по защите всех этих прав и законных интересов человека и гражданина.

Особенный административно-правовой статус охватывает все реализуемые в административно-правовых отношениях особые специфические права и обязанности гражданина в тех или иных конкретных областях, отраслях и сферах функционирования исполнительной власти. Это особенные права гражданина как субъекта административно-правовых отношений, выступающего, например, в качестве предпринимателя, фермера, менеджера, клиента, пассажира, абитуриента и студента, пациента, допризывника, военнослужащего, военнообязанного и т.д. Составляющие особенный административно-правовой статус права и обязанности гражданина регламентируются в основном нормами Особенной части административного права.

Специальный административно-правовой статус включает в себя специальные права и обязанности отдельных специфических категорий граждан в узкоспециализированных сферах функционирования исполнительной власти. К специальному административно-правовому статусу относятся, например, реализуемые в административно-правовых отношениях права и обязанности безработного, вынужденного переселенца, бомжа и т.д.

Глава 1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА, КАК НАУКА И КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

1. Понятие, сущность и предмет административного права


  • управленческие отношения, в рамках которых реализуются задачи, функции и полномочия органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления;

  • управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности органов законодательной и судебной власти, органов прокуратуры;

  • отдельные управленческие отношения внутриорганизационного характера в сфере негосударственных образований;

  • управленческие отношения в ходе осуществления судами и некоторыми общественными объединениями определенных административно-властных полномочий.

2. Методы административного права


  • направление жалоб на рассмотрение должностным лицам, чьи действия обжалуются;

  • применение административного ареста к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп;

  • применение лишения специального права в виде права охоты к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию и т.д.

3. Функции и принципы административного права


Функции и принципы административного права

Понятие

Функция — выполняемые субъектами действия, способы решения поставленных перед ними задач.

Функция административного права — категория, дающая возможность определить внешние проявления административного, права в российской правовой системе.

Виды

Регулятивная

Выражается в создании нормами административного права определенного правового режима организации и деятельности, прежде всего органов исполнительной власти, в том числе в установлении взаимных прав и обязанностей субъектов властных отношений, определении их правового статуса.

Охранительная

Обеспечивает соблюдение установленного правового режима в рассматриваемой сфере и защиту законных прав и интересов участников управленческих отношений.

Правоисполнительная

Основное назначение состоит в обеспечении нормами административного права действий по практической реализации исполнительной власти.

Правотворческая

Выражается в наделении субъектов исполнительной власти полномочиями по принятию административно-правовых норм в сфере государственного управления.

Организационная

Исходит из необходимости регулирования нормами административного права деятельности, направленной на организацию всего процесса правоисполнения в сфере управления.

Координационная

Выражается в обеспечении нормами административного права эффективного и согласованного взаимодействия всех субъектов, участвующих в управленческом процессе.

Принципы

Принцип приоритета личности, ее прав, свобод и интересов

В процессе реализации исполнительной власти становятся реальными и гарантированными права и свободы человека и гражданина, обеспечивается их защита и интересы. Кроме того, нормами административного права формируется административно-правовой статус личности.

Принцип разделения властей

Исполнительная власть самостоятельна в пределах, определенных Конституцией РФ.

Принцип федерализма

Влияет на процесс и механизм административно-правового регулирования. Базируется на федеративном устройстве Российской Федерации, в соответствии с которым административное и административно-процессуальное законодательство Российской Федерации отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Принцип законности

Предполагает, что все правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации, в том числе акты, являющиеся источниками административного права, должны соответствовать положениям Конституции РФ.

Принцип гласности

Предусматривает открытость для всеобщего сведения результатов, достигнутых в процессе государственно-управленческой деятельности.

Принцип ответственности

Означает, что должностное лицо подлежит административной или дисциплинарной ответственности за нарушение требований общеобязательных административно-правовых норм, за неправомерное применение норм административного права, за недобросовестное исполнение своих функций и за иные нарушения административно-правовых норм.

4. Понятие и система субъектов административного права


  • граждане;

  • иностранные граждане;

  • лица без гражданства;

  • должностные лица.

  • органы исполнительной власти (государственного управления);

  • государственные предприятия, учреждения и объединения (корпорации, концерны и т.п.);

  • структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные властными полномочиями.

  • общественные объединения;

  • трудовые коллективы;

  • органы местного самоуправления;

  • коммерческие структуры.

5. Место административного права в российской правовой системе

6. Система административного права


  • принципы государственного управления;

  • административно – правовой статус граждан (физических лиц);

  • административно-правовой статус органов исполнительной власти;

  • государственная и муниципальная служба;

  • административно-правовой статус негосударственных (общественных) объединений;

  • административно-правовой статус предприятий, учреждений;

  • формы государственного управления;

  • методы государственного управления;

  • административная ответственность;

  • административный процесс;

  • обеспечение законности в государственном управлении;

  • административно-правовые основы управления в сфере экономики;

  • административно-правовые основы управления в социально-культурной сфере;

  • административно-правовые основы управления в административно-политической сфере.

7. Административное право как наука: понятие, предмет, задачи и методология


  • выявление проблем и сложностей в функционировании данной отрасли права, а также разработка оптимальных вариантов их решения;

  • проверка эффективности своих норм, изучение практики их применения, выявление норм, которые на практике могут вызвать нежелательные результаты, составление прогнозов и предложение рекомендаций по совершенствованию административного права.

8. Административное право как учебная дисциплина


1 Подробнее см.: Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. – М., 2002. – С. 45

Источники административного права: понятие, классификация.

Соотношение административного права с уголовным и гражданским

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятию административного права.

2. Что является предметом административного права?

3. Назовите источники административного права.

4. Какова роль науки административного права?

Государственное управление и исполнительная власть.

Вопросы для самоподготовки

1. Понятие и содержание управления.

2. Организационные принципы управления.

3. Понятие государственного управления, его признаки и правовые основы организации деятельности.

4. Соотношение государственного управления и исполнительной власти.

Контрольные вопросы

1. Назовите определение понятия управления

2. В чем, на ваш взгляд, необходимость государственного управления?

3. Какие субъекты управления в целом вам известны?

Субъекты административного права. Граждане как субъекты административного права.

Вопросы для самоподготовки

1. Административно-правовой статус граждан РФ.

2. Административная правоспособность, дееспособность граждан РФ.

3. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.

Контрольные вопросы

1. Назовите субъектов административного права.

2. Что такое административная правоспособность?

3. Какие функции Правительства вам известны?

Административно-правовые нормы и административно-правовые отношения

Вопросы для самоподготовки

1. Понятие и сущность административно-правовых форм в деятельности органов исполнительной власти, государственного управления.

2. Понятие и содержание административно-правовых методов в исполнительной деятельности и государственном управлении.

3. Виды методов исполнительной деятельности и государственного управления.

4. Понятие, содержание и основные признаки актов управления.

5. Классификация нормативно-правовых актов управления.

Контрольные вопросы

1. Что, по-вашему, относится к административно-правовым нормам?

2. Дайте определение понятия административно-правовые отношения

3. Что является моментом возникновения административно-правовых отношений?

Органы исполнительной власти.

Вопросы для самоподготовки

1. Органы исполнительной власти, понятие и основные признаки.

2. Конституционные принципы организации деятельности исполнительной власти.

3. Система и структура федеральных органов исполнительной власти.

4. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти.

5. Полномочия Правительства РФ по осуществлению исполнительной власти.

Контрольные вопросы

1. Каково назначение исполнительной власти?

2. Какие методы исполнительной власти вам известны?

3. Что такое правовые акты управления?

Государственная служба и государственные служащие.

Вопросы для самоподготовки

1. Законодательство о государственной службе.

2. Государственная должность

3. Государственная служба: понятие, признаки, значение и правовые источники

4. Поощрения и ответственность государственных служащих.

5. Прохождение государственной службы.

Контрольные вопросы

1. Что является государственной службой?

2. Что относится к законодательству о государственной службе?

3. Гражданская служба.

Административно-правовые формы и методы государственного управления. Правовые акты управления

Вопросы для самоподготовки

1. Понятие и содержание административно-правого регулирования в

управлении административно-политической сферы.

2. Административно-правовые основы государственного управления

3. Административно-правовые основы государственного управления в

области внутренних дел.

4. Административно-правовые основы государственного управления в

5. Административно-правовые основы государственного управления в

области иностранных дел.

Контрольные вопросы

2. Имеется ли взаимосвязь между социальным управлением и государственным управлением?

3. Какие правовые акты управления вам известны?

Законность и дисциплина

В сфере государственного управления

Вопросы для самоподготовки

1. Понятие, сущность и способы обеспечения законности.

2. Принцип законности и его значение.

3. Соотношение законности, дисциплины и целесообразности.

4. Прокурорский надзор, судебный надзор.

5. Общественный контроль.

Контрольные вопросы

2. Назовите способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.

3. Сущность судебного контроля за законностью деятельности органов исполнительной власти?

Читайте также: