2 что означают категории нравственность в системе правового государства

Обновлено: 30.06.2024

Отечественные и зарубежные ученые называют немало признаков, или отличительных черт, правового государства. Однако некоторые из этих черт присущи любому демократическому государству, например реальное осуществление народовластия, режим законности, равное пользование правами. Между тем правовое государство — это не просто демократическое образование, а высший его тип. Оно предполагает демократическое устройство всего его механизма, демократический режим, максимальное развитие и использование демократических институтов. В то же время правовое государство обладает свойствами, позволяющими определенно заключить, что перед нами правовое, а не какое-либо иное государство.

Чаще всего выделяют четыре основных признака правового государства: господство права во всех сферах жизни общества; незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод человека и гражданина; взаимная ответственность личности и государства; принцип разделения властей.

Господство, или верховенство, права предполагает:

во-первых, правовую организацию государственной власти, т. е. создание и формирование всех государственных структур строго на основе закона;

во-вторых, правовой характер принимаемых законов и верховенство правового закона. По своему содержанию законы должны быть справедливыми, основываться на естественных, неотъемлемых правах и свободах человека, не противоречить им. Иначе в форму закона может быть облечен произвол властей;

в-третьих, связанность государства им же созданными законами, т. е. ограничение государственной власти посредством права, правовых установлений и предписаний, определение правовых пределов для деятельности государства, его органов и должностных лиц;

в-четвертых, верховенство Конституции в системе нормативных правовых актов, поскольку именно в Конституции закрепляются основополагающие устои конституционного строя страны, важнейшие права, свободы и обязанности человека и гражданина, их конституционные гарантии, юридические начала жизни гражданского общества, государственное устройство, система государственных органов, местное самоуправление, другие ключевые для жизнедеятельности общества положения и принципы. Важно также, чтобы конституционные нормы имели прямое действие, т. е. непосредственно реализовывались без каких-либо последующих актов.

Утверждение правовых начал в жизни общества означает устранение его огосударствления. Последнее, как правило, влечет отчуждение государства от общества и стремление решать все дела общества посредством политического аппарата.

Незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод личности означают, что государство должно не только признавать, но и гарантировать полный набор прав и свобод личности, признаваемых мировым сообществом в качестве естественных, принадлежащих человеку от рождения и потому незыблемых, не отчуждаемых государственной властью. Государство призвано также охранять и защищать эти права и свободы от произвола отдельных должностных лиц, государственных органов, от посягательств других субъектов.

Государство может считаться правовым лишь в том случае, если оно закрепляет и реально обеспечивает равенство всех людей как субъектов правового общения, их равенство перед законом. Люди должны обладать равной правосубъектностью, равными возможностями для достижения не противоречащих закону целей или приобретения каких-либо прав.

Взаимная ответственность личности и государства проявляется в том, что в своих взаимоотношениях личность и государство выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями. Государство не только вправе требовать от личности выполнения ее обязанностей, установленных законом, но и само несет ответственность перед личностью, выполняя определенные обязанности. Следовательно, человек может требовать от государства исполнения его обязанностей, в частности обеспечения реальности закрепленных в Конституции прав и свобод, обеспечения своей безопасности со стороны государства, своей собственности, восстановления нарушенных прав и свобод, устранения препятствий к их осуществлению. Можно сказать, что в обязанности государства входит обеспечение правовой защищенности личности.

В правовом государстве должны быть законодательно закреплены возможности, позволяющие личности требовать от государства исполнения его обязанностей. Такие возможности предоставляет судебный порядок обжалования действий и решений государственных органов и должностных лиц, которые нарушили права и свободы личности или создали препятствия для их реализации либо на человека незаконно возложили обязанности или его незаконно привлекли к юридической ответственности. Если гражданин не получил защиты своих прав внутри государства и исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты, он вправе обратиться в международные организации по защите прав и свобод человека.

Однако у личности есть не только права, но и определенные обязанности перед обществом, государством, другими людьми. Главные из них закреплены в Конституции. Среди них обязанность соблюдать Конституцию и действующие законы, платить законно установленные налоги, сохранять природу и окружающую среду и др.

Принцип разделения властей, как уже указывалось, предполагает относительно самостоятельное функционирование трех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них служит своеобразным противовесом другой и определенным юридическим средством воздействия на другие ветви власти. Данный принцип позволяет функционировать государственной власти на правовых основах, регулировать действия каждой и не допускать концентрации власти во всей полноте в одних руках. Таким образом, ни одному из государственных органов власть не принадлежит в полном объеме. Вместе с тем данный принцип предполагает единство, согласованность действий всех ветвей власти на основе общих принципов.

Принцип разделения властей служит критерием демократичности государства. Он также предполагает, что все споры и конфликты между ветвями власти должны разрешаться только правовым путем с соблюдением установленной законом правовой процедуры.

Создание правового государства требует и определенных условий или предпосылок. Это наличие развитого гражданского общества (высокая его правовая культура, утверждение приоритета общечеловеческих ценностей, соблюдение и развитие демократических традиций народа); эффективная рыночная система экономики; соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права; высокая роль суда как независимого органа защиты права и его охраны от нарушений; формирование прогрессивного законодательства и др.

Важно отметить, что хотя немецким ученым принадлежит большая роль в разработке теории правового государства, одни из них скептически относятся к идее ее реализации, видя в нем модель идеальной организации государственности, которую вряд ли возможно осуществить в полном объеме; другие считают эту проблему перспективной, так как она ставит своей целью избавление людей от произвола государственного аппарата, от бесправия и незащищенности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 4. Понятие и основные признаки государства

Глава 4. Понятие и основные признаки государства При изучении теории государства необходимо выделить характерные, отличающие его от других форм объединения, признаки. Таким признаком всех государственных форм общественного устройства является территориальная

§ 4.2. Основные признаки государства

§ 4.2. Основные признаки государства Материалистический взгляд на государство выделяет те особые, исторически присущие этой форме общественной организации свойства, которые позволяют ему выполнять функции власти в обществе, не связанном естественными узами родства,

2. Понятие государства. Его признаки и функции

2. Понятие государства. Его признаки и функции Государство – это политическая организация общества (устойчивого союза отдельных индивидов, созданного для достижения общего интереса, имеющего единую цель, общий язык, культуру, образ жизни, территорию), действующая на

1.3. Понятие, признаки и функции государства

1.3. Понятие, признаки и функции государства Понятие и признаки государства Государство – это суверенная универсальная организация политической власти, призванная обеспечить оптимальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения, создающая

Понятие и признаки государства

Понятие и признаки государства Государство – это суверенная универсальная организация политической власти, призванная обеспечить оптимальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения, создающая право и взимающая налоги, необходимые для

Понятие, признаки и классификация органов государства

Понятие, признаки и классификация органов государства Государственный орган – часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями.Это первичный и важный структурный элемент госаппарата. Его признаки следующие:? любой госорган является

2. Понятие, признаки и функции государства

2. Понятие, признаки и функции государства Государство – это суверенная территориальная организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества.Признаки

Каковы отличительные признаки нормативного и ненормативного правового акта?

Каковы отличительные признаки нормативного и ненормативного правового акта? При рассмотрении судом этих дел нередко возникают сложности при определении предмета оспаривания: является ли акт нормативным или ненормативным (например, индивидуальным), имеющим значение в

1. Понятие и признаки государства

1. Понятие и признаки государства Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и дискуссионных в государствоведении. Это объясняется тремя причинами. Во-первых, эти вопросы прямо и непосредственно

§ 3. Признаки государства

§ 3. Признаки государства Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем,

9. Признаки зарождения государства

9. Признаки зарождения государства Признаки зарождения государства:1. Наличие отделенной от общества публичной власти. В государстве власть осуществляется государственным аппаратом, который отделен от остального общества. Это особая группа людей, которая занимается

3.1 Понятие государства, его признаки

§ 12. Понятие и признаки правового государства

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Нравственное Государство должно формировать Нравственность в экономике, праве, образовании, культуре и медицине.

Нравственное Государство легальным образом устраняет очевидную ущербность коррумпированного государства.

Нравственное государство ставит Нравственность выше закона и обязывает всех своих граждан поддерживать закон в соответствии с требованиями Нравственности.

Преступления против Нравственности станут тягчайшими преступлениями Государства.

Когда мы положим Принцип Нравственности как ГЛАВНЫЙ Принцип нашего Государства, то мы получим в союзники всех людей доброй воли и сможем низвергнуть проводников зла.

Положив в основу Государства Главный Принцип Нравственности, мы не восстанавливаем против себя всех остальных людей, а боремся только против БЕЗНРАВСТВЕННЫХ ОТКЛОНЕНИЙ.

Когда мы делаем в Государстве то общее, которое присуще всем верованиям – их универсальные нравственные правила, то в этом случае, мы акцентируем то, что СБЛИЖАЕТ религии, а не разъединяет их.

Преступлением против Нравственности являются: высокомерие, горделивость, ложь, хитрость, обман, клятвопреступление, предательство, воровство, жестокость не только по отношению к человеку, но и к животным, сквернословие, богохульство, пороки и т.п.

Есть люди хищники, и есть люди – жертвы.

Государство не должно покровительствовать людям – хищникам, как это происходит сейчас. Государство должно защищать людей – жертв. Свобода возникнет тогда – когда все хищники уничтожены!

Это и есть высшая социальная задача сознательного человеческого Государства и общества, претендующего на звание человеческого – уничтожение людей-хищников.

Инструментом этого и является форсирование требований универсальной Нравственности с помощью Государственного закона.

Задачей Нравственного Государства будет проведение Универсального Нравственного Принципа во всех областях государственной и народной жизни, и поддержание этого Универсального Нравственного Принципа всей государственной силой.

Универсальный Нравственный Принцип относится, в первую очередь, ко всему государству в целом, поэтому вопрос относительно Нравственного Принципа государственных частей или меньшинств вообще не встаёт.

Нравственное государство не является классовым.

В Нравственном Государстве нет классовой борьбы и конфликтов, потому что в нём НЕТ КЛАССОВ-ПАРАЗИТОВ и нет конфликтов.

Нравственное Государство внимательно следит и обе c печивает, чтобы ни один класс или национальность не паразитировали на других, и заблаговременно предотвращает все конфликты между группами населения.

В Нравственном Государстве классы и группы населения СОТРУДНИЧАЮТ к общей цели, а не враждуют между собой.

Нравственное Государство признаёт приоритет нравственности над экономикой и правом, поэтому в Нравственном государстве экономика и право это лишь средство для достижения цели, то есть Нравственности.

В Нравственном Государстве ни изобилие, ни хорошие законы не являются самоцелью, в Нравственном Государстве прибыль и законы используются для обеспечения ТОРЖЕСТВА Нравственности над злом, пороком и нищетой.

Нравственность это цель, право и экономика – только средства.

Проведение Универсального Нравственного Принципа выражается в том, что государство должно ЛЮБИТЬ своих граждан.

Приведенная выше
КОНЦЕПЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА опубликована полностью под эгидой инициатив "Возрождение России" силами Консорциума Патриотических Сил (КПС).

А молодцы все же авторы этой Концепции Нравственного Государства! ссылка на www.ipr.3nx.ru
Похоже, что кроме них, никто другой ничего толкового и не скажет.
Хотя тезис "нравственное государство" - без сомнения - лирика, но это не помешало этому тезису стать названием для конференции в РАН 27 мая.

Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.

За сутки посетители оставили 382 записи в блогах и 5573 комментария.
Зарегистрировалось 17 новых макспаркеров. Теперь нас 5030125.

Нравственное государство как государство справедливости: штрихи к концепции

При переходе с микро- на макроуровень это понятие трансформируется в категорию социальной справедливости, обозначающей фактическое соответствие общественных отношений представлениям о должном социальном порядке, обеспечивающем свободное развитие, достойный уровень и качество жизни всех граждан. Тем самым социальная справедливость предполагает не просто некий уровень потребления, а напрямую связана с реализацией идеала всесторонне развитой личности.

Главная задача социальной справедливости — это определение совокупности явлений в различных областях жизнедеятельности человека, которые смогут способствовать прогрессу личности и общества, а также создание адекватных условий для их осуществления, исходя из существующей социальной системы.

1. отвергающее справедливость, поскольку она уравнивает людей (Ф.Ницше);

2. оправдывающее принятый государственный порядок (тоталитарные режимы);

3. сводящее идею к социальному государству[1].

Так или иначе в ходе социальной практики стало ясно, что достижение социальной справедливости немыслимо вне официальной системы социальных обязанностей государства, реального выполнения им комплекса инвестиционных (развитие социальной инфраструктуры), защитных (сбережение человека от превратностей рыночной стихии) и расходно-перераспределительных функций.

Все, кто видел миссию России в реализации модели свободной нравственной гармонии личности, общества и государства и её ненасильственном распространении в мире (славянофилы, Вл.Соловьев, Л.А.Тихомиров и др., в эмиграции — евразийцы и И.А.Ильин), сходились в представлении о том, что государство обязано улучшать не только материальные, но и духовные условия человеческого существования и содействовать свободному развитию всех человеческих сил и возможностей. При этом едины русские мыслители были и в понимании того, что правильное (справедливое, нравственное) государство — это государство сильное, в котором право подчинено морали, его надежным фундаментом выступает твердый нравственный стержень такой личности, для которой приоритет соборного целого стоит на первом месте.

Поэтому правы те, кто отмечает, что проблема социальной справедливости предполагает рассмотрение её национальной ипостаси как одной из приоритетных задач по возрождению России с учетом специфики русской традиции. Анализ трудов русских православных мыслителей и теоретиков русского революционного народничества как наиболее ярких выразителей русской традиции, показал, что, несмотря на противоположность их исходных мировоззренческих принципов, существует определённое сходство позиций верующих и атеистов, материалистов и идеалистов в решении проблемы социальной справедливости, особенно в переломные моменты развития российского общества[3].

По мнению Л.Вознесенского, социальная справедливость как национальная идея (правильнее, на наш взгляд, как часть идеологии, вытекающей из национальной идеи) несёт в себе целый ряд преимуществ:

1. является достаточно общей для выполнения объединительной функции и вместе с тем достаточно конкретной для понимания её смысла каждым человеком независимо от уровня его образованности;

2. позволяет сторонникам разных политических течений сблизить их идейные позиции;

3. даёт обществу представление о генеральном направлении его развития, высшей цели исторического движения;

4. является критерием, позволяющим объективно оценить темп общественного развития и уровень достигнутого;

5. выводит Россию на позицию морального лидера мира;

6. практически неуязвима для сколько-нибудь принципиальной критики, несет только конструктивное начало[4].

Выделив и раскрыв некоторое время назад 7 концептуальных положений идеологии нравственного государства[5], автор 3-м из них определил социальную справедливость, не сводящуюся к примитивной уравнительности.

В постсоветской России рассмотрением вопросов, связанных с тематикой справедливости как в идеале имманентного качества государства (в основном — анализом проблемы в истории мировой и русской мысли, а также представлениями о ней в общественном сознании) занимались В.И.Хайруллин, С.Ф.Мазурин, В.Л.Римский, М.Ю.Пахалов и др. Стоит специально выделить ранее приведенную статью Д.Н.Миронова, а также материал С.С.Иванова.

В демократическом исполнении доверие (faith, confidence) является актом консенсуса, согласованным мнением дифференцированных общественных сил, коллективов, индивидов и общества. Система отношений, связанных с доверием к государству, базируется на интеллектуальной, морально-волевой, политико-правовой, эмоционально-поведенческой характеристиках индивида, коллектива и общества. Справедливое государство, выступая как часть механизма предупреждения отчуждения власти от общества, призвано защищать ее от зарождения и развития процесса, обозначаемого в науке как захват государства (State capture)[7].

Средством обеспечения этического характера государства может стать формирование системы органов этической власти, сформированных на основе представительства научного сообщества, верующих и атеистов. Особенно важной представляется мысль Иванова о том, что немаловажную роль в процессе нравственного преобразования сущности государства может сыграть выработка направлений государственной политики, ориентированной на морально-политическую консолидацию общества посредством содействия формированию общенациональной идеи как своеобразного способа идеологической легитимации государственной власти, разновидности интегративной правовой идеологии, который представляет собой единство определённых духовно-нравственных и социальных ценностей, признанных обществом и положенных в основу права.

К сожалению, конкретных представлений о том, как должно выглядеть устроение страны, в которой реализована справедливость в современных условиях и в перспективе — на языке устройства всех институтов, функций, процедур, механизмов государства — пока не разработано.

По мнению С.С.Сулакшина, ясности нет, по крайней мере, по трем причинам:

1. Нераскрытость базовых понятий в конкретном контексте (при том, что у гуманитарных категорий есть свойство релятивизма: их смысл зависит от контекста приложения);

— Официальное закрепление в Конституции и других правовых нормах приоритета классического перечня этических добродетелей и национальной идеи и придание им статуса главного источника правотворческой деятельности и государственного стратегического планирования.

— Законодательное утверждение полного баланса прав и обязанностей (каждое новое право порождает обязанность и самоограничение). Жесткая правовая ответственность представителей госаппарата за должностные преступления, в т.ч. посредством детально прописанной процедуры общественного суда.

— Обеспечение реального равенства возможностей участия граждан в занятии выборных должностей посредством строгого ограничения и фиксации размера средств, потраченных на это участие.

— Активная роль государства как экономического субъекта в перераспределении на основе дифференцированного подхода к налогообложению, субсидиарных схем поддержки различных групп населения.

— Способствование всестороннему — нравственному, интеллектуальному и физическому — развитию каждого гражданина. Власть должна сознательно формировать личность как субъекта политики и в какой-то степени судьи над политическим режимом. Формирование идеала гармонично развитой личности принципиально невозможно без комплексной систематической поддержки государством таких фундаментальных институтов, как семья, образование, литература и искусство в их традиционном/классическом виде.

В конституционном законодательств всех государств при регулировании основ организации и деятельности судебной власти гуманные идеи нормативных актов мирового сообщества, отражающие общечеловеческие нравственно-правовые ценности, находят более или менее полное воплощение. Именно конституционное законодательство, как правило, формулирует принципы правосудия и правоохранительной деятельности. Конституция Российской Федерации 1993 г. содержит развернутую систему норм, создающих гарантии прав личности, включая гарантии справедливого правосудия, которые отражают общечеловеческие правовые и нравственные ценности.63

Конституция РФ закрепила основные положения, которые обуславливают и определяют построение всей правовой системы в соответствии с новыми приоритетными началами. На первый план выдвигается личность, ее права, свободы и законные интересы. Именно обеспечение прав и свобод личности определяет направление содержания отраслевых законодательных систем.

Ст.2 Конституции РФ устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина – обязанность государства. Признание высшей ценности прав и свобод человека означает их приоритет в деятельности всех органов государства, ориентацию государственных органов на эти права и свободы, что является одним из основных признаков правового государства.64 Особенно важно это признание для органов, осуществляющих уголовно-процессуальную деятельность, поскольку нарушение прав и свобод личности в этой сфере может иметь необратимые последствия.

Нравственные основы уголовно-процессуального законодательства просматриваются через призму многих конституционных постулатов. Так, ч.1 ст.19 Конституции РФ устанавливает, что все равны перед законом и судом. Правило основано на положениях Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта о гражданских и политических правах. Ст.21 Конституции РФ закрепляет, что достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Правила, определяющие достоинство личности как объект охраны государства, нашли отражение и в нормах уголовно-процессуального законодательства, о чем еще будет сказано в рамках работы.

Уголовно-процессуальным принципом является и положение Конституции РФ устанавливающее право каждого на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ст.22). Под правом личной неприкосновенности следует понимать гарантированную государством личную безопасность и свободу человека, состоящую в недопущении, пресечении и наказуемости посягательств на: 1) жизнь, здоровье, телесную неприкосновенность и половую свободу (физическая неприкосновенность); 2) честь, достоинство, нравственную свободу (нравственная неприкосновенность); 3) нормальное течение психических процессов (психическая неприкосновенность); 4) индивидуальную свободу человека, выражающуюся в предоставленной ему возможности располагать собой, своим свободным временем, по своему усмотрению определять место пребывания, не находиться под наблюдением или охраной (личная безопасность).66 Важнейшей гарантией неприкосновенности личности в уголовном судопроизводстве является предоставление права ограничения гражданина только суду. Лишь для кратковременного задержания не требуется судебное решение.

В соответствии со статьей 52 Конституции Российской Федерации, предусматривающей обязанность государства обеспечить потерпевшему компенсацию причиненного ущерба, оно должно взять на себя компенсацию вреда, причиненного преступлением, когда она не может быть получена из других источников (за счет виновного лица, страховых организаций).

В Конституции РФ получили закрепление и такие нравственные процессуальные категории как презумпция невиновности, гласность судебного разбирательства, свидетельский иммунитет и т.д.

Конституция России 1993 г., расширив круг прав и свобод человека, восприняв важнейшие положения международно-правовых актов, воплощающих общепризнанные нравственно-правовые ценности, и усилив судебные гарантии личности, основных человеческих благ, существенно усовершенствовала основы российского права, его нравственный потенциал.68

Правовое государство - это… Понятие: какое государство является правовым? Признаки и основы гражданско-правового государства. Общество в правовом государстве. Правовое государство и гражданское общество. Функции правового государства. Россия - правовое государство? Ответы на вопросы ЕГЭ.

Фото Правовое государство. Понятие, принципы и признаки правового государства

Что такое правовое государство

Правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях законом, подчиненное воле суверенного народа и призванное обеспечить права и свободы личности. Вся деятельность такого государства подчинена нормам права. Английский термин - legal state.

Говоря простыми словами, правовое государство - это государство, которое само неукоснительно соблюдает нормы права: законы и решения судов. Главная задача власти при этом - защита прав и свобод граждан. Органы и институты такого государства (особенно суды и полиция) строго исполняют законы.

Важнейшие принципы правового государства - верховенство закона, то есть его обязательность для всех субъектов права; судебная защита прав граждан; взаимная ответственность государства и личности.

Гражданские права - это неотъемлемые, защищенные законом права, которые даны всем членам общества и которые не могут быть отменены ни индивидами, ни государством.

К гражданским правам относятся право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на достоинство личности, на неприкосновенность частной жизни etc. В основе прав граждан лежат представления о естественном праве и моральном равенстве.

Права могут быть обеспечены только в гражданском обществе, которое имеет собственную независимую от государства сферу самоорганизации и свободы.

Правовое государств и демократия

Правовое государство - признак демократии. Оно не может существовать при тоталитарном или авторитарном политическом режиме, где неизбежно нарушаются права человека и гражданина.

Правовое государство - обязательное, но не единственное условие демократии. Для демократического режима также необходимы свободные конкурентные выборы, многопартийность, политический плюрализм, смешанная экономика, разделение властей.

Идею правового государства выдвигали еще античные мыслители (Аристотель, Цицерон). Над ней размышляли гуманисты эпохи Возрождения, ее философскую основу разрабатывал Иммануил Кант. Но окончательно представления о демократическом правовом государстве оформились и стали общепризнанными лишь во второй половине XX века.

В Конституции РФ подчеркивается, что Россия - правовое демократическое государство.

Признаки и принципы правового государства

Основными элементами правового государства считают: верховенство закона; гарантию основных прав граждан; разделение властей; независимость судей; правовую защиту граждан и правовой контроль.

Все признаки правового государства тесно связаны друг с другом - без одного невозможно другое. Если хотя бы один из этих принципов нарушается, государство не может быть правовым.

Верховенство права - подчинение закону государства, всех его органов и должностных лиц, всех граждан и социальных институтов.

Гарантированность прав и свобод человека - права и свободы признаются высшей ценностью и реально обеспечиваются, есть механизмы, гарантирующие и защищающие их.

Всеобщее равенство перед законом - все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона, нарушители подлежат соразмерному наказанию, независимо от их политического, социального или экономического положения.

Эффективная система контроля за соблюдением закона - контроль за соблюдением закона осуществляют специально созданные независимые суды, арбитражи и т.д.

Эффективные и беспристрастные правоохранительные органы: полиция, независимые суды и другие правоохранительные органы доступны для граждан и соблюдают закон.

Назначение наказаний согласно правовым нормам, опубликованным и четко определенным заранее. Закон не имеет обратной силы.

Взаимная ответственность государства и личности - государство и граждане принимают на себя обязательства по отношению друг к другу, за их неисполнение наступает ответственность.

Единство права и закона - все нормативно-правовые акты соответствуют естественно-правовым началам и международным нормам о правах человека.

Функции правового государства

Правовое государство, как и любое другое государство, выполняет политическую, экономическую, социальную и культурную функцию. Кроме того, оно защищает права граждан.

Политическая функция. Правовое государство создает условия для равноправного участия граждан в государственных и общественных делах, гарантирует права гражданина и права человека, способствует формированию многопартийности, развитию местного самоуправления.

Экономическая функция. Государство регулирует рыночные отношения, поддерживая многоукладность экономики и честную конкуренцию, способствует повышению качества жизни, минимизирует последствия негативных макроэкономических явлений (инфляция, безработица).

Социальная функция. Правовое государство регулирует социальные отношения, обеспечивает право на образование и охрану здоровья.

Правоохранительная функция. Правовое государство вместе с институтами гражданского общества защищает и гарантирует права и свободы личности, поддерживает общественный порядок.

Культурная функция. Правовое государство создает для граждан равные условия и возможности для пользования и обмена культурными и духовными ценностями, гарантирует культурную свободу, плюрализм мнений.

Предпосылки создания правового государства

Правовое государство возникает не одномоментно и не на пустом месте. Для его появления нужны экономические, политические, социальные и культурные предпосылки:

Многообразие форм собственности, свобода предпринимательства, экономическая независимость индивида.

Внутренне единая и непротиворечивая система законов.

Высокий уровень правового сознания, политической культуры.

Россия - правовое государство?

Впервые о необходимости создания в России правового государства было сказано в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года. В 1993 году Конституция провозгласила Россию правовым государством.

Сегодняшнюю Россию рано называть правовым государством, полагают многие правозащитники и международные организации. По их словам, верховенство закона так и не установилось, разделение властей в стране нарушается, суду не хватает независимости, а права и свободы граждан не защищаются в полной мере.

Правовое государство. Правильные ответы на задания из ЕГЭ

Задание 1
Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке возрастания, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Правовое го­су­дар­ство от­ли­ча­ет от не­пра­во­во­го вер­хо­вен­ство за­ко­на и права.
2) В пра­во­вом го­су­дар­стве уста­нав­ли­ва­ет­ся от­сут­ство­вав­шее ранее от­де­ле­ние пуб­лич­ной вла­сти от общества.
3) Власть в пра­во­вом государстве, так же, как и в неправовом, имеет мо­но­по­лию на ле­галь­ное при­ме­не­ние силы.
4) Правовое го­су­дар­ство обес­пе­чи­ва­ет пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство.
5) Ветви вла­сти в пра­во­вом го­су­дар­стве не­за­ви­си­мы друг от друга.
Правильный ответ: 1345

Задание 2
Выберите вер­ные суж­де­ния о пра­во­вом го­су­дар­стве и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.
1) Пра­во­вое го­су­дар­ство - это государство, спо­соб­ное обес­пе­чить пра­во­вые от­но­ше­ния в обществе, пра­во­вое равенство, за­щи­тить права граждан.
2) Необходимым усло­ви­ем су­ще­ство­ва­ния пра­во­во­го го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся раз­де­ле­ние властей.
3) В пра­во­вом го­су­дар­стве от­вет­ствен­ность вла­сти перед об­ще­ством выше от­вет­ствен­но­сти гражданина.
4) Для пра­во­во­го го­су­дар­ства не­об­хо­ди­ма вза­им­ная от­вет­ствен­ность го­су­дар­ства и гражданина.
5) Любое государство, в ко­то­ром есть пра­во­вая си­сте­ма и законодательство, можно счи­тать правовым.
Правильный ответ: 124

Задание 3
Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и ти­па­ми государства: к каж­дой позиции, дан­ной в пер­вом столбце, под­бе­ри­те соответствующую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

A) суверенитет и не­за­ви­си­мость государственной вла­сти внутри стра­ны и за еt пре­де­ла­ми

Б) не­за­ви­си­мость судов от ис­пол­ни­тель­ной власти

B) си­сте­ма законодательства, вклю­ча­ю­щая в себя раз­лич­ные отрасли и ин­сти­ту­ты права

Г) вза­им­ная ответственность го­су­дар­ства и граж­да­ни­на

Д) вер­хо­вен­ство права (закона) в об­ще­стве

1) только пра­во­вое государство

2) государство лю­бо­го типа

Правильный ответ: 21211

Читайте также: