1 какой принцип гражданский или сословный был положен в основу комплектования армии

Обновлено: 12.05.2024


Стрельцы являлись первым на Руси постоянным, но еще не регулярным войском.

Стрельцы являлись первым на Руси постоянным, но еще не регулярным войском.

Армия – это выражение силы, величия,
возвышенности и сути Государства

В структуре социально-политических отношений древневосточных государств со временем все большую роль начинала играть верховная власть во главе с царем. Концентрация власти в руках одного человека оказывала свое влияние на систему управления вооруженными силами государства. Верховный правитель единогласно решал все вопросы военного строительства и зачастую сам становился во главе войска.

По мере развития армий Древнего Востока в их комплектовании прослеживалась устойчивая тенденция к профессионализации. Так, например, на раннем этапе развития Египетского государства (период Древнего царства) большинство войска составляли ополчения свободных общинников, собиравшихся по областям страны.

Деление свободного населения на 4 имущественных разряда легло в основу комплектования личным составом войск в древней Греции. Первоначально армии комплектовались по милиционной, или ополченской, системе: каждый свободный мужчина в возрасте от 18 до 60 лет считался военнообязанным и должен был по требованию государства (правителей) являться на военную службу. Вооружение и снаряжение он обязан был приобретать за свой счет. Граждане первых двух наиболее богатых разрядов служили в коннице. Из людей среднего достатка комплектовалась тяжелая пехота. Бедняки служили в легкой пехоте или во флоте.

В комплектовании войска древнеримское государство, как и Древняя Греция, осуществляло переход от милиционной к наемной системе. В VII–II вв. до н. э. армия комплектовалась на основе милиционной системы. Все полноправные мужчины в возрасте от 17 до 45 лет считались военнообязанными. Граждане старших возрастов несли гарнизонную службу. От воинской повинности освобождались лица, участвовавшие в качестве пехотинцев в 20 походах, а в качестве кавалеристов – в 10 походах.

Во второй половине II в. до н. э. римская армия начала постепенно комплектоваться добровольцами из бедных классов, образуя, таким образом, армию профессиональных солдат вместо прежней милиции.

Во второй половине II в. до н. э. римская армия начала постепенно комплектоваться добровольцами из бедных классов, образуя, таким образом, армию профессиональных солдат вместо прежней милиции.

Во второй половине II в. до н. э. римская армия начала постепенно комплектоваться добровольцами из бедных классов, образуя, таким образом, армию профессиональных солдат вместо прежней милиции. Поступивший в армию должен был оставаться в ее рядах 16 лет, получая за службу оплату.

Командный состав делился на высший и низший. Высший командный состав имел шесть военных трибунов, которых выбирало народное собрание. Низший командный состав (центурионы) назначался из простых воинов за боевые заслуги. Центурион имел дисциплинарную власть и пользовался большим авторитетом. Юлий Цезарь ввел систему подготовки высших командиров при штабе полководца и впервые применил их назначение.

В Древнерусском государстве, где основная масса населения состояла из зависимых крестьян и свободных общинников, постепенно закрепощаемых в процессе феодализации, войско составляло уже не весь народ, а только часть его. Постоянным ядром Киевской Руси была дружина князя. При серьезной военной угрозе князь созывал из сельских и городских жителей народное ополчение (вой). Наряду с княжеской властью в Древней Руси не потеряло своего значения народное вече. Оно собиралось, как правило, когда шла речь о защите своей территории от иноземного нашествия.

Вооруженные силы Новгородской земли. В составе новгородского войска большое значение имело городское и сельское народное ополчение, формируемое в основном из ремесленников и крестьян, являвшееся главной ударной силой новгородцев.

Войско делилось на полки, численный состав которых не был постоянным. Всего новгородцы могли выставить 20 тыс. воинов. Во главе войска стояли князь и посадник. Ополчение города имело стройную структуру, соответствующую административному делению Новгорода.

Касаясь проблемы изменения в системе комплектования и организации русского войска в XVI в., следует отметить, что возникшая в XV в. поместная система комплектования войска сложилась окончательно и была закреплена указами Ивана Грозного.

За службу давался земельный надел размером от 150 до 3 тыс. га. Кроме земельного надела, полагалось денежное содержание в зависимости от разряда – от 4 руб. до 1200 руб., которое выдавалось им при выступлении в поход или через два года на третий.

Поместное войско являлось основой русского войска и составляло основной род войск – конницу. Введение поместной системы позволило значительно увеличить численность войск. В случае необходимости московский государь мог мобилизовать от 80 до 100 тыс. конников. Лучшей частью поместной конницы был царский полк (до 20 тыс. чел.).

Второй составной частью русского войска XVI в. была пехота, ее составляли пешие городовые казаки, посошные люди (посоха), стрельцы.

Посошная рать (посошные люди) собирались в определенном количестве от сохи – так называлась единица податного обложения. Зачастую в посошную рать включали по одному человеку от 50, 20, 10 и даже 5 или 3 дворов. Выставлялись посошные люди конными и пешими в возрасте от 25 до 40 лет. Они отличались крепким здоровьем, умели хорошо стрелять из луков и пищалей и ходить на лыжах. Силами посошных людей выполнялись военно-инженерные работы по устройству дорог и мостов, осуществлялся подвоз боеприпасов и продовольствия, перевозились артиллерийские орудия, и производилась их установка.

Стрельцы являлись первым на Руси постоянным, но еще не регулярным войском.

Стрельцы являлись первым на Руси постоянным, но еще не регулярным войском.

Стрельцы являлись первым на Руси постоянным, но еще не регулярным войском. Имея хорошую боевую выучку, вооруженные огнестрельным и холодным оружием, они представляли собой наиболее подготовленную часть вооруженных сил Русского государства. Стрелецкое войско было ядром пехоты во внешних войнах, их также использовали внутри государства.

Изменение системы комплектования войск.

Вся тяжесть наборов падала главным образом на крестьянство. Население страны протестовало против рекрутских наборов. Обычной формой протеста явились массовые побег во время следования на сборные пункты и в полки.

Таким образом, система комплектования войск и флота солдатами и офицерами разрешила вопрос создания классовой армии, способной решать внутренние и внешние задачи государства.

Опыт Крымской войны был использован при проведении военных реформ 60–70-х гг. XIX века в России, имевших целью ликвидацию её военной отсталости. Эти реформы проводились под руководством военного министра Д.А. Милютина. Рекрутская повинность была заменена всесословной воинской повинностью, по которой к службе в армии привлекалось мужское население по достижении 21 года. Срок военной службы с 20–25 лет сокращался в сухопутных войсках до 6 лет на действительной службе и до 9 лет в запасе, на флоте соответственно до 7 и 3 лет. Было образовано 15 военных округов. Все войска и военные учреждение находившиеся на территории военного округа, подчинялись командующему войсками округа. В результате военных реформ русская армия стала более современной, а её боеспособность значительно повысилась. Эти положительные изменения отчётливо проявились в русско-турецкой войне 1877–1878 гг.

В 1905—1912 годах в России была проведена очередная военная реформа. В основу системы комплектования войск в ходе этой реформы был положен прин­цип всеобщей воинской повинности, закрепленный еще в законе Д.А. Милютина 1874 года. От военной службы освобождались духовенство, некоторые категории населения и инородцы. Одной из важных мер явился переход к территориальной системе комплектования и отказ от экстерриториальной. Однако уже в 1913 году военное ведомство приостановило ее реализацию, опасаясь вооружения местного населения, которое в случае волнений могло бы быть ненадежным. Офицерские кадры готовились через систему военно-профессионального образования. Она включала несколько звеньев военных школ: низшие специальные, средние общеобразовательные, средние специальные и высшие. Низшие школы были предназначены для подготовки унтер-офицерских кадров. Средние и высшие школы готовили офицерские кадры.

Война с Японией выявила острую нехватку хорошо подготовленных офицеров. По новой военной реформе сохранялись кадетские корпуса как закрытый тип учебных заведений для дворянских детей. В системе средних военно-учебных заведений, куда поступали выпускники кадетских корпусов, гимназий, наблюдалась тенденция перевода юнкер­ских училищ в военные училища. К 1911 году практически все десять юнкерских училищ были переведены в разряд военных. Таким образом, основные задачи военного реформирования решить удалось.

В современных условиях преобразование Вооружённых Сил Российской федерации происходит в сложных исторических условиях. Основным содержанием жизнедеятельности армии и флота является проводимая военная реформа, которая должна привести к созданию достаточной и надёжной обороны страны, качественно новых, меньших по численности Вооружённых Сил, оснащённых современной боевой техникой и обладающих высокой профессиональной выучкой.

1.История военного искусства: Учебник. — М. Воениздат, 2006.

2.Гавгамелы // Военная энциклопедия.- М.1994. Т. 2.

3.Канны // Военная энциклопедия.- М. 1995. Т. 3.

4.Советская Военная Энциклопедия: В 8 т.- М. Воениздат, 1976–1960.

5.Энгельс Ф. Пехота // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 14.

6.Борисов В. С. Русские полководцы XIII–XVI вв.- М. 1993 .

7.Амельченко В. Дружины Древней Руси.- М. Воениздат,1992.

8.Анисимов Е.В. Время петровских реформ.- М. 1989.

9.История русско-японской войны. 1904–1905 гг.- М.1977.

10.Керсновский А.А. История русской армии: В 4 т.- М. 1992. Т. 3.

11.Военные реформы и преобразования в истории СССР.- М. ВПА, 1991.

12.Вопросы тактики в советских военных трудах (1917–1940) М. Воениздат, 1970.

Под комплектованием в свою очередь понимается установленная государством и при этом регулируемая законодательными документами система обеспечения потребности какой-либо соответствующей организации в составе личного характера, а также в оружии, военной и, что самое главное специальной технике, и каких-либо средствах материального типа. В данной теме под комплектованием будет пониматься только комплектование органа власти личным составом.

Виды комплектования войск

Также стоит отметить, что в исторической литературе отмечают сразу несколько видов комплектования вооруженных сил.

Армия наемного характера – это специальные войска, которые состоят из профессиональных воинов нанимавшихся государствами, а также различными городами и определенными отдельными феодалами. Они существовали с древности, в 15-18 веке это была основа вооруженных сил в Западной Европе.

Ополчение – это конкретная категория военнообязанных в России в 1874–1917 году (не служившие на действительной службе и старше возраста запасников), которые в военное время призываются для выполнения различных задач вспомогательного типа.

Вербовкой называется процесс в ходе которого осуществляется наем людей на службу военного характера. В России такой процесс применялся ограниченно до 18 века. Во многих государствах капиталистического порядка вооруженные силы комплектуются полностью или же частично по найму.

Повинность воинской направленности называется установленная тем или иным законом обязанность населения нести службу военного характера в вооруженных силах своей страны.

В России повинность воинской направленности сначала осуществлялась в форме определенных ополчений, с 1705 года – рекрутской повинности, с 1874 года – всеобщей воинской повинности, а с 1924 года по настоящее время – в форме обязанности воинского порядка.

Цель комплектования – по большей части заключается именно в обеспечении военной организации государства военнослужащими, поступающими в добровольном порядке на службу военной направленности на контрактной основе в количестве, которое требуется для укомплектования тех или иных вакантных должностей замещаемых солдатами, а также сержантами (старшинами), прапорщиками (мичманами) и офицерами.

На данный момент задачами комплектования военной организации государства составом личного характера являются:

  • в то время, которое является мирным – пополнение определенных воинских частей (кораблей), различных соединений, каких-либо учреждений, а также заведений личным составом до установленных штатами норм и накопление военно-обученного запаса (то есть резерва) личного состава;
  • во время войны – восполнение потерь и, что самое главное обеспечение людскими ресурсами новых воинских формирований.
  • призыва граждан Российской Федерации на службу военного характера по какому-либо экстерриториальному принципу;
  • добровольного поступления граждан (зарубежных граждан) на службу военной направленности.

17 статьей частью 3 отмеченного Федерального закона предусмотрено, что комплектование иных войск, каких-либо воинских формирований и, что самое главное органов осуществляется на конкретных принципах, и в порядке, который в свою очередь установлен для Вооруженных Сил Российской Федерации.

Система комплектования организации

Специальная система комплектования организации военной направленности государства военнослужащими – это ее внутренняя структура, совокупность определенных элементов определяющих признаки основного характера в соответствии с которыми осуществляется процесс по поступлению граждан (военнослужащих) на военную службу и состояние граждан в запасе.

Одними из самых главных элементов системы комплектования являются:

  • источники комплектования;
  • различные требования, которые предъявляются к конкретным лицам, которые поступают на военную службу по контракту;
  • определенные способы комплектования;
  • специальные принципы комплектования;
  • какие-либо особенности подготовки офицеров, прапорщиков, сержантов, а также старшин.

Стоит рассмотреть каждый элемент по отдельности.

Под конкретным источником комплектования военнослужащими подразумевают именно тех граждан, которые в свое время подлежат призыву или поступают на службу военной направленности с соблюдением конкретных установленных законом требований: возраст, состояние здоровья, отношение к гражданству, подготовка профессионально-психологического характера и др. Такие требования по большей части устанавливаются именно законодательством федеральной направленности и при этом конкретизируются руководителем федерального органа власти исполнительного порядка, в котором предусмотрена военная служба.

Также важно, что различают такие виды источников комплектования:

  • граждане, которые уже достигли возраста совершеннолетия и призываемые на военную службу;
  • граждане, которые достигли возраста совершеннолетия и поступающие на службу военного характера по определенному контракту;
  • граждане, которые поступают в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования;
  • граждане, окончившие учреждения высшего профессионального образования и при этом поступающие на службу военной направленности по призыву, и по контракту на должности какого-либо офицерского состава.

К требованиям общего характера имеют отношение:

  • владение государственным языком Российской Федерации;
  • возраст: так как процесс призыва осуществляется в рамках конкретного возраста, а именно от 18 до 27 лет, что касается первого контракта, то он подлежит процессу заключения в возрасте от 18 до 40 лет (с достаточно высококвалифицированными специалистами в отдельных органах власти – до 65 лет);
  • требования медицинской направленности;
  • прохождение определенных мероприятий по профессиональному психологическому отбору;
  • уровень профессионального образования и, что не менее важно профессиональной подготовки.

Особый характер службы военной направленности в каких-либо иных органах федеральной направленности исполнительной власти подразумевает и наличие определенных требований к гражданам, которые решили поступить на военную службу.

Например, для конкретных органов федеральной службы безопасности в качестве специальных требований выступают:

Способ комплектования – это конкретный установленный законом порядок определения граждан на службу военного характера.

Специальные принципы комплектования, как и иные элементы системы комплектования осуществляют необходимые действия по характеризации порядка достижения основной цели комплектования – обеспечить ту или иную потребность вооруженных формирований в личном составе. Удовлетворение конкретных потребностей армии в личном составе осуществляется в том числе принадлежностью определенного источника комплектования к территории. Основываясь на этом выделяют такие принципы комплектования: территориальный, экстерриториальный, а также смешанный.

Законодательство Российской Федерации в свое время указывает на то, что комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими осуществляется именно на основе призыва граждан Российской Федерации на службу военной направленности по экстерриториальному принципу. Принцип комплектования для граждан, которые поступили на военную службу по контракту, законодательством не указывается.

Особенности подготовки сержантов, старшин, а также прапорщиков и офицеров как определенный элемент системы комплектования – это процесс в ходе которого осуществляются необходимые действия по обучению командного состава различных категорий порядку и, что самое главное специальным способам руководства личным составом. Подготовка прапорщиков (которых также еще называют мичманами) осуществляется именно в военных образовательных учреждениях среднего и, конечно, высшего образования профессионального характера, в которые зачисляются именно те лица, которые желают проходить военную службу по контракту и прошедшие установленные испытания. Что касается воинского звания прапорщика (мичмана), то важно заметить, что оно присваивается военнослужащему, который успешно завершил обучение в данном учебном учреждении по установленной программе подготовки.

Подготовка офицеров осуществляется в специальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Присвоение определенного воинского звания лейтенанта осуществляется после окончания военного образовательного учреждения высшего профессионального образования. Гражданам, которые в свое время окончили образовательные учреждения высшего профессионального образования, воинское звание офицера присваивается в тоже время, когда происходит и назначение на воинскую должность офицера.

Основываясь на вышеперечисленных вопросах можно подвести итог и сделать следующие выводы.

Сегодня наш собеседник Оленев Максим Борисович, Историк-генеалог, краевед, исследователь. Говорим мы с ним о русской армии. Но не об армии в глобальном политическом смысле, а в большей степени о русском солдате Империи. Кем он был, чем жил, как служил.

- В XIX веке Россия имела две армии: до 1874 года – профессиональную, рекрутскую, а после – фактически вооруженную нацию (то есть армию, набранную по всеобщей воинской повинности). Впервые слово рекрут появилось в названии царского указа от 20 февраля 1705 года. Считается, что первый рекрутский набор в России был проведен Петром I в 1699 году, когда перед войной со Швецией повелено было произвести набор 32 тысяч солдат на новых началах. Стрелецкий бунт 1698 года во многом повлиял на решение Петра коренным образом изменить основы комплектования армии.

До Николая I российская армия укомплектовывалась на 90% великорусским крестьянством. При этом по национальному признаку (полностью или частично) освобождались от службы ряд народностей Сибири, жители Кавказа, Башкирии (последним было дано право денежной замены), Бессарабии, крымские татары, а также армяне и татары Астраханской губернии.

По территориальному признаку освобождались все жители отдаленных районов Сибири, жители Архангельской губернии (дано право денежной замены) и др. Сюда же относились изъятия по правам переселения. Этим правом пользовались переселенцы из Западной Европы – немцы в Поволжье, на Украине и на Кавказе, а также многочисленные переселенцы с Балкан (сербы, болгары, греки).

Во 2-й четверти XIX века Император Николай I немного изменил сословный состав рекрут. Так, к сословиям, подлежавшим рекрутской повинности, были причислены: евреи, жители Царства Польского – с 1834 года, граждане и однодворцы Западных губерний – с 1834 года, малороссийские казаки – с 1834 года, военные поселяне кавалерии – с 1835 года.

- А в каком возрасте призывали?

Начиная с 1862 года, когда наборы возобновились, верхняя планка возраста была установлена в 30 лет. Говорилось, что «старее 30-ти лет от роду никого в рекруты не принимать, за некоторыми исключениями.

- Сколько длилась служба?

- При Петре I срок службы в армии был пожизненный. Причем это касалось всех – и рядового состава из крестьян, и дворян. Несмотря на то, что срок службы был пожизненный, встречалось немало отставников. Каким же образом люди получали отставку в XVIII веке?

В дальнейшем процесс получения полной отставки был усложнен - необходимо было пройти медосмотр и показаться генералам.

- И какая судьба их ждала?

- В 1-й половине XVIII века наиболее популярной мерой призрения увечных воинов было определение их на пропитание в монастыри. Отсылка инвалидов в монастыри были прекращена Екатериной II. Монастыри лишались колоссальных земельных владений и, соответственно, дохода. Императрица постановила военных инвалидов впредь водворять на жительство в специально указанные города и начислять им жалованье по особым окладам.

- Как же в последующие годы менялся срок службы?

Эти 25 лет до полной отставки так в результате и продержались как предельно возможный срок нахождения на действительной военной службе для нижних чинов вплоть до введения всеобщей воинской повинности в 1874 году. Последующие правители, Александр I и Николай I, не отменяя этой цифры, прибегали к разного рода послаблениям, которые по сути были лишь временными освобождениями от занятий для отдыха.

Таким образом, первоначально в бессрочный отпуск указано было увольнять нижних чинов за 2 года (в гвардии) или за 5 лет (в армии) до чистой отставки. В дальнейшем нижних чинов могли увольнять в бессрочный отпуск за примерное поведение и усердную службу намного ранее (например, в 1851 году были уволены некоторые военнослужащие, прослужившие в войсках 15 лет).

- Почему такие изменения понадобились?

- Огромная по тем временам армия требовала сокращения личного состава и власти решились на коренное сокращение сроков службы. В 60-е годы увольняли людей, прослуживших 13, 12 и 11 лет (а иногда и 10). Также были отправлены нижние чины во временные отпуска.

В 70-е годы, в преддверии введения Закона о всеобщей воинской повинности, уже увольняли людей, прослуживших 8 и 7 лет. Таким образом, к 1 января 1874 года из 738194 личного состава армии, прослуживших в войсках 7 лет и более, насчитывалось всего 11%, 5 и 6 лет – по 10.5%. Более всего (37% личного состава) насчитывалось солдат 1-го и 2-го годов службы. В 1874 году был установлен срок службы в пехоте 6 лет, а во флоте – 7 лет. Этот срок просуществовал 14 лет.

1) для принятых в части пехоты и пешей артиллерии – в 3 года,

2) для принятых в части войск всех прочих родов оружия – в 4 года.

3) Срок службы во флоте – 5 лет.

Cлужба в запасе армии отныне подразделялась на 2 разряда, из которых первый, т.е. более молодой контингент (от 24 до 31 года), назначался в полевые войска, а второй, т.е. более старый контингент (от 32 до 39 лет), предназначался преимущественно для укомплектования резервных войск и тыловых учреждений.

Читайте также: