Значение философии права для профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел

Обновлено: 18.05.2024

Профессионально-правовая культура – это глубокие, объемные и формализованные знания законов и подзаконных актов, источников права, правильное понимание принципов права и задач правового регулирования, профессиональное отношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами законности, т.е. высокая степень владения правом в предметно-практической деятельности. Соответственно для каждого юриста это степень овладения профессией, уровень специальной подготовки.

Рассмотрим содержание и особенности формирования правовой культуры сотрудника органов внутренних дел.

Усложнение характера оперативно-служебных задач, решаемых органами внутренних дел, профессиональная деформация сотрудников, реформирование структуры органов внутренних дел актуализируют проблему нравственной устойчивости, надежности и морально-психологической подготовленности сотрудников. В то же время, демократизация общественной жизни, ее отражение на характере отношений внутри служебных коллективов и взаимоотношениях с населением, требуют квалифицированной и юридически грамотной работы по укреплению нравственно-правового авторитета кадров отделов, служб, подразделений органов внутренних дел.

Вышеперечисленные особенности правоприменительной деятельности органов внутренних дел на современном этапе обосновывают значение нравственно-правовой культуры, как одного из важнейших факторов этой деятельности.

Целью воспитания у сотрудника нравственно-правовой культуры, является достижение соответствия интересов, моральных мотивов, помыслов, поступков, поведения сотрудника требованиям, предъявляемым к сотруднику ОВД в процессе повседневной практической деятельности по укреплению правопорядка и борьбе с преступностью.

В современных условиях по мере усложнения общественных отношений, развития плюрализма в духовной сфере, снижения идеологической и организационно-управленческой регламентации жизни, объективно возрастает роль нравственно-правовых начал во всех отраслях деятельности и, прежде всего, в сфере правопорядка. Поэтому социальная потребность в нравственно-правовой культуре сотрудника органов внутренних дел значительно возрастает.

Специфика оперативно-служебной деятельности и моральная нагрузка на сознание сотрудников различных служб системы МВД всегда требовали от работников этих сфер высокой юридической грамотности, моральной стойкости, чистоты и устойчивости к отрицательным влияниям среды, а также нравственной зрелости и надежности.

Обстановка возросшей социальной напряженности, использование преступными элементами ситуаций межнациональных и региональных конфликтов, массовых беспорядков и других явлений, ослабляющих в ряде регионов государственное управление, обусловливает предъявление к кадрам органов внутренних дел, высочайших требований, особенно в сфере их профессиональной подготовки и морального облика.

Очевидны основные требования нравственно-правового характера, предъявляемые к сотруднику органов внутренних дел в процессе его правоприменительной деятельности:

- отношение к человеку как к высшей ценности, уважение и защита прав, свобод и человеческого достоинства в соответствии с международными правовыми нормами, общечеловеческими принципами морали;

- глубокое понимание социальной значимости своей роли и высокого профессионального мастерства, своей ответственности как сотрудника правоохранительной системы, от действий которого в решающей степени зависит общественная безопасность, охрана жизни, здоровья, правовой защищенности больших масс людей;

- использование предоставленных законом сотруднику прав разумно, гуманно, в соответствии с принципами социальной справедливости, гражданского, служебного и нравственного долга;




- принципиальность, бескомпромиссность в борьбе с преступностью, объективность и непредвзятость в принятии решений;

- безупречность личного поведения на службе и в быту, честность, неподкупность, забота о профессиональной чести, общественной репутации сотрудника органов внутренних дел;

- сознательная дисциплина, исполнительность и разумная объективно обоснованная инициатива, профессиональная солидарность, взаимопомощь, поддержка, морально-психологическая готовность к действиям в экстремальных ситуациях, самоотверженность, смелость и способность к разумному риску в ходе выполнения служебных задач;

- постоянное совершенствование профессиональных умений и навыков, знаний в области служебной этики, расширение интеллектуального кругозора, творческое освоение необходимого в службе отечественного и зарубежного опыта.

Вместе с тем, следует отметить, что эти требования останутся благими пожеланиями, если их необходимость для общества не станет осознанной необходимостью для кадров ОВД в процессе осуществляемой ими правоприменительной деятельности.

Исходя из вышесказанного, представляется, что воспитание нравственно-правовой культуры сотрудника ОВД отнюдь не сводится к информированию его о том, как следует (или не следует) вести себя в той или иной жизненной ситуации. Сущность формируемой нравственно-правовой культурой регуляции состоит в том, что она преобразует внешние требования к правомерному поведению во внутренние побуждения к нему. В этом смысле нравственно-правовая культура выступает как фактор, воздействие которого так закрепляет в сознании личности моральные и правовые требования и представления, что превращает их во внутренние потребности, убеждения и намерения, подкрепленные нравственными чувствами, привычками, устоявшимися моральными качествами, а так же профессиональными умениями и навыками данной личности.

Задачи нравственно-правового воспитания успешно решаются там, где в служебных коллективах существует здоровый нравственный климат, где каждый опытный сотрудник сам выполняет порученное ему дело с высокой мерой ответственности и всегда готов оказать практическую помощь своим начинающим коллегам.

Нравственно-правовая культура как фактор усиления эффективности правоприменительной деятельности органов внутренних дел находит свое отражение в следующих направлениях:

1. В процессе повседневной деятельности органов внутренних дел;

2. При организации служебной подготовки личного состава;

3. При проведении специальных воспитательных мероприятий.

Предполагается, что, участвуя в качестве организующей, регулирующей и направляющей силы в деятельности органов внутренних дел на всех вышеназванных направлениях, нравственно-правовая культура вместе с тем выступает как управляемый процесс, основанный на общем для всех сфер человеческой деятельности механизме управления, предполагающем:

- научное осмысление задач, форм и методов, с помощью которых руководители призваны решать проблемы нравственно-правового воспитания личного состава;

- создание условий для осуществления целей нравственно-правового воспитания, обеспечения нравственного влияния на каждого сотрудника со стороны служебного коллектива;

- анализ и оценку руководителями морального состояния коллектива, укрепление юридических основ защищенности сотрудников, а так же придание им моральной убежденности и духовной стойкости перед лицом деструктивных влияний обстановки и прочих деморализующих факторов;

- способность прогнозировать колебания уровня нравственно-правовой культуры (изменение оперативно-служебной обстановки, смена поколений и т. д.), увязывать психологическую готовность кадров к действиям в сложных условиях и критически оценивать результаты нравственно-правового воспитания, а так же планировать и координировать эту работу.

Целенаправленный процесс организации воспитания нравственно-правовой культуры (прежде всего молодых кадров органов внутренних дел) предполагает наличие четких программ (вплоть до индивидуальных), продуманных с учетом строгой последовательности этапов в воспитательной работе от простого к сложному, от нравственно-правового просвещения, разъяснения сущности морали и права, освещения их роли в человеческом обществе, до выработки самостоятельных нравственно-правовых оценок действий и поступков и закрепления норм права и нравственных убеждений в повседневном поведении и в служебной деятельности каждого сотрудника.

Влияние нравственно-правовой культуры на правоприменительную деятельность сотрудника органов внутренних дел в значительной степени отражается на формирование морального облика, который характеризуется системой как собственно юридических знаний и навыков, так и нравственных качеств и чувств сотрудника, его моральных потребностей, убеждений, привычек, соответствующих нравственно-правовым требованиям общества.

Выступающие как элементы структуры нравственно-правовой культуры, нравственно-правовые требования носят всеобщий, универсальный характер. Отметим, что в собственно нравственные отношения все люди вступают как равные индивиды. Но, включаясь в иные (в том числе и правовые) отношения, человек выступает носителем не только общего, но и особенного (в частности служебного правомочия). То есть речь здесь идет об известной специфике проявления общих нравственно-правовых требований. Несмотря на то, что нравственно-правовые качества характеризуются действиями и поступками независимо от того, кем они совершаются, важно выяснить специфику проявления этих качеств в деятельности людей различного служебного положения, различных профессий и, в первую очередь (поскольку это непосредственно касается темы работы), правоприменительной деятельности сотрудника органов внутренних дел.

Характерно, что некоторые моральные качества, такие, как честность, добросовестность, трудолюбие, скромность, вежливость, необходимы людям любых профессий, любого служебного положения. Но в то же время есть моральные качества, которые как бы специально предназначены для руководителя. К данным качествам, с полным на то основанием, можно отнести: а) требовательность к себе и подчиненным; б) справедливость к подчиненным; в) доверие к подчиненным; г) уважение личного достоинства подчиненного; д) чувство ответственности за коллектив; е) умение владеть собой, тактичность; ж) заботу о подчиненных, внимание к ним; з) уверенность в себе, настойчивость, твердость; и) чуткость, отзывчивость; к) верность слову, обязательность; л) общительность, простоту в общении; м) самокритичность, скромность; н) жизнерадостность, оптимизм, чувство юмора.

Естественно, моральный облик сотрудника – образование динамичное, сложно фиксируемое традиционными социально-правовыми средствами, тонко реагирующее на самый широкий спектр объективных и субъективных факторов, а потому и подверженное как посредственному, так и опосредованному влиянию различных социально-правовых условий.

Контрольные вопросы к главе 3:

3. Какие факторы воздействуют на формирование правового сознания личности?

4. Дайте общую характеристику феномена правовой культуры.

5. Дайте понятие, выделите основные признаки и структурные элементы правовой культуры общества

6. Сформулируйте определение правовой культуры личности и охарактеризуйте ее виды.

7. Охарактеризуйте особенности профессиональной правовой культуры сотрудника ОВД.

10. Дайте характеристику правовому нигилизму.

Рекомендуемая литература к главе 3:

Байниязов Р.С. Правосознание и правовой менталитет в России / Р.С. Байниязов ; под ред. засл. деят. науки РФ, д.ю.н., проф. Н.И. Матузова ; Сарат. юрид. ин-т МВД России. - [2-е изд., изм. и перераб.]. - Саратов : СЮИ МВД России, 2008. - 211 с.

Безруков А.В. Правосознание как фактор мотивации правомерного поведения. - Мурманск : МГТУ, 2009. - 195 с.

Балаклеец И.И. Правовая культура современной России в условиях становления гражданского общества и правового государства//Вестник Калининградского юридического института МВД России. - 2009. - № 2. - С. 134-139.

Галиев Ф.У. Поведение людей и правовая культура//Право и образование. - 2009. - № 10. - С. 99-104.

Денисенко К.В. Правовая культура в системе социально-правового контроля над преступностью//Вестник Московского университета МВД России. - 2008. - № 3. - С. 66-67.

Жиданов А.И. Правовое сознание современного российского общества: проблемы и перспективы//Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2010. - № 4. - С. 219-226.

Зубова Я.В. Правовое образование и правовая культура : монография / Зубова Я.В. ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение. - Ухта : УГТУ, 2010. - 191 с.

Зубова Я.В. Правовая культура как фактор формирования гражданского общества в современной России//Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2010. - № 4. - С. 22-28.

Иванников И.А. Правовая культура российских государственных служащих: состояние и пути повышения//Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2008. - № 3. - С. 5-8.

Калинин А.Ю. Правовое сознание и правовая культура как факторы правообразования//Юридическая мысль. - 2009. - № 6. - С. 42-50.

Карташов В.Н. Правовая культура: понятие, структура, функции: монография. - Ярославль : Ярославский государственный университет, 2008. - 200 с.

Кушхова А.Ф. Политическое и правовое сознание как подсистемы духовной жизни общества//Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2009. - № 6 (1). - С. 102-107.

Латыпов Ф.Т .Правовая культура в системе социальной деятельности//Право и государство: теория и практика. - 2008. - № 6. - С. 50-53.

Лопатина И.А. Правовая культура российской федерации//Вестник алтайской науки. - 2008. - № 3. - С. 105-109.

Мурунова А.В. Правовая культура и правовая ментальность: проблема соотношения//Пробелы в Российском законодательстве. - 2009. - № 3. - С. 194-197.

Навальный С.В.Правовая культура общества в процессе легитимации государственной власти : (философско- правовой аспект). - Красноярск : Изд-во Красноярского гос. аграрного ун-та, 2009. - 412 с.

Правовая культура и проблемы предупреждения проявлений экстремизма в молодежной среде : сборник статей. - Улан-Удэ : Изд-во Бурятского госуниверситета, 2009. - 123 с.

Репина О.Н. Правовая культура личности: к определению понятия//Инновации в образовании. - 2008. - № 11. - С. 43-50.

Сафронов В. В. Правосознание гражданина : монография. - Красноярск : Редакционно-издательский отдел СИБУП, 2008. - 196 с.

Синюков В.Н. Юридическое образование и правовая культура. Правовая культура. 2008. № 2. С.13-30

Синюкова Т.В. Правовая культура: понятие, структура, соотношение национального и общечеловеческого//Правовая культура. - 2009. - № 2. - С. 6-17.

Соколов А.Н. Правовая культура в условиях модернизации России: учебное пособие. - Калининград : Калининградский юридический институт, 2010. - 66 с.

Смоленский М.Б. Правовая культура и идея государственности//Государство и право. - 2009. - № 4. - С. 15-21.

Толпыкин В.Е. Правовая культура общества и личности как комплексная, системообразующая проблема философии права//Философия права. - 2009. - № 4. - С. 35-37.

Хачинский К.Б. Правосознание граждан и правовая культура в условиях мировой интеграции//Мир экономики и права. - 2009. - № 1. - С. 27-31.

Чекмачев Д .Правовая культура и демократические ценности в современном российском обществе//Закон и право. - 2009. - № 7. - С. 57-59.

Яшин А.В. Роль правосознания личности в формировании механизма постпреступного поведения. Правовая культура. 2009. №2. С. 107-113

Профессиональное правосознание сотрудника органов внутренних дел включает в себя структурные элементы, свойственные всем гражданам (правовую психологию, правовую идеологию, правовое поведение), и так же функционирует в единстве и взаимодействии с политическим, эстетическим, этическим и Другими видами сознания общества. Однако специфика выполняемых задач, прав и обязанностей накладывает своеобразный отпечаток на правосознание и правовую культуру сотрудника ОВД в целом. Качество и эффективность выполнения сотрудником ОВД своей работы создает имидж отраслевой подсистемы государственного управления и влияет на правосознание и правовую культуру общества. В свою очередь, от уровня его профессионального сознания и профессиональной культуры зависит поведение населения в соответствии с правом и обеспечение личной безопасности каждого человека.

Правосознание сотрудника органов внутренних дел отражает правовую реальность сквозь призму должного, с позиций сложившихся в обществе принципов и норм права. Делается это в понятиях прав и обязанностей в соответствии с должностным

положением. Его правосознание — оценочное, причем оценке подвергается не столько само право, сколько правовые поступки на предмет их соответствия законопослушности, правомерности.

Особенности правосознания сотрудника ОВД формируются в период обучения и представляют собой разностороннюю подготовку.

1) общая правовая подготовка — получение фундаментальных правовых знаний;

2) специальная правовая подготовка — обучение будущей профессии — (оперативно-розыскная подготовка, подготовка следователя и др.);

3) общая физическая подготовка;

4) боевая подготовка, в том числе владение табельным оружием;

5) овладение средствами связи;

6) умение управлять транспортными средствами и др. Для правосознания сотрудника ОВД особое значение приобретает отношение к преступности и мерам борьбы с ней. К особенностям правосознания сотрудника ОВД в этой сфере следует отнести:

1) осуждение посягательств на охраняемые законом ценности и понимание объективной необходимости вести с ними борьбу;

2) строгое и неуклонное соблюдение законности, недопустимость нарушения правовых норм и принципов;

3) более высокий уровень оценки права и обеспечиваемого им правопорядка и законности, чем у иных законопослушных граждан;

4) отрицательная реакция на преступность, неприятие её, убеждённость в необходимости активной борьбы с ней;

5) совпадение его оценки зла и добра с общегосударственными правовыми ценностями; превалирование интересов, ведущих к цели в соответствии с действующим законодательством;

6) более высокий уровень требований к санкциям за правонарушения по сравнению с иными законопослушными гражданами: ориентация на ужесточение наказания;

7) более высокая оценка собственной деятельности и деятельности своего ведомства, чем других;

8) недооценка процессуальных гарантий по сравнению с иными, в том числе материальными;

Раздел IV. Теория нрава

9) наличие элементов правового нигилизма, что влечёт за собой избрание варианта правомерного поведения не по убеждению, а вследствие страха наказания, боязни наступления нежелательных последствий и др.

Как видим, правосознание сотрудника ОВД сочетает положительные и отрицательные тенденции при превалировании первых.

В обобщенном виде должное правосознание сотрудника ОВД можно представить так:

1) убежден в необходимости обеспечивать права и свободы граждан;

2) осуждает противоправное поведение;

3) осознаёт объективную необходимость вести борьбу с правонарушениями и соблюдать правопорядок;

4) убежден в необходимости соблюдать законность при исполнении служебных обязанностей.

Все эти качества правосознания дают возможность сотруднику ОВД правильно ориентироваться в сложной ситуации и оперативно выбирать вариант действий.

Профессионально-правовая культура сотрудника ОВД предполагает глубокое знание системы права и законодательства, убеждённость в необходимости их соблюдения, умение пользоваться всей совокупностью правовых средств при исполнении служебных обязанностей в рамках компетенции, установленной законом и иными правовыми актами. Правовая культура сотрудника ОВД усматривается также в критическом творческом осмыслении правовых норм, законов, правовых явлений с точки зрения их гуманистического, демократического и морального содержания.

Сотрудник ОВД — личность, которая призвана стать выше своих привычек, желаний: он должен делать свое дело так, как этого требуют высшие интересы общества. Правонарушители — часто личности сильные, целенаправленные, вести поединок с которыми не просто.

Человек формируется как личность в процессе социальной практики. Юридическое образование — первый шаг к утверждению себя как личности в области реализации права. Юридическое образование должно обеспечить знание и понимание речи

Глава 25. Правосознание. Правовая культура

и технического мастерства, необходимых для практикующего сотрудника ОВД, включая понимание правовых и этических обязанностей, прав и основных свобод человека, признанных законодательством страны и международным правом.

Следует обратить внимание на систему деонтологических требований (гр. деон — должное), которые предъявляются к выпускнику — будущему сотруднику ОВД в области культуры:

— морально-этическое (усвоение гуманистических принципов морали, умение ими руководствоваться на практике);

— политическое (знание политической стратегии и тактики государства, ведущих политических партий и движений, умение пользоваться инструментарием политической деятельности и быть политически активным);

— психологическое (знание психического состава личности, умение пользоваться психодиагностикой в ходе решения юридического дела);

— эстетическое (выражается в служебном этикете, языке общения, внешнем облике юриста, эстетическом виде оформляемых им документов и др.).

Они дополняют его правовую культуру и создают кодекс его профессионального поведения, стержнем которого является внутреннее веление служебного долга.

Правовая культура сотрудника ОВД определяется не только научными знаниями о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, механизме правового регулирования, правовом поле государства, его отдельных направлений. Она включает критическое творческое осмысление правовых норм, законов, правовых явлений с точки зрения их гуманистического, демократического и морального содержания.

В культуру сотрудника ОВД входит знание государственного языка Украины, особенностей этической культуры и национальных традиций того региона, где он осуществляет профессиональную деятельность.

Исключительное значение имеет проблема преодоления правового нигилизма сотрудника ОВД, его некомпетентности, низкого профессионализма, неумения разобраться в конкретных жизненных ситуациях, дать им правильную юридическую оценку, в результате чего появляются незаконные и необоснованные

Профессионально-правовая культура сотрудника ОВД должна быть более высокой, чем правовая культура других граждан.

Читайте также: