Претензии к внешнему виду сотрудников

Обновлено: 17.05.2024

Пришел - и работодатель сразу же начал предъявлять претензию - почему я не побрился, почему не причесался и т.п.

Что можно на это ответить? И вообще - обоснованы ли подобные претензии на этапе собеседования?

К тому же (чтобы было понятнее), я ходил на собеседование, где нужно работать по холодным звонкам (холодная база клиентов). т.е. по большей части работа по телефону (а не живые встречи).

Здесь срабатывает обычный стереотип мышления.

По вашему внешнему виду работодатель старается угадать качества вашего характера и ума.

Для творческих профессий хорошо, если человек небрит и взлохмачен. Это стереотип, что творческая натура должна выделяться из стаи прилизанных манекенов.

Но ваш случай — другой.

Холодные звонки требуют усидчивости, старательности, четкости. Эти качества работдатель должен увидеть в вас.

А это означает на бытовом уровне аккуратная прическа, чистота ногтей, гладковыбритый подбородок, строгая, отглаженная одежда.

В общем, вы своим обликом должны внести в место собеседования ответственность и аккуратность.

Войдете таким, считайте, что полдела уже сделали. Некоторым мужчинам, я б посоветовал еще и брови подстригать в меру, дабы они не кустились гроздно как у Сталина. Все-таки идете на работу не начальником, а служащим.


Человек в первую очередь воспринимает информацию зрением, во вторую обонянием, а в третью на слух. Конечно здесь присутствует сексуальная зависимость. Но 100%, это не женщина. Женщина такого не скажет, но зарубит себе на носу (в уме). Человек собранный во всём, должен быть и собранный в одежде, а работа, я так понимаю, должна подразумевать собранность.

Другой коленкор, когда я пошла устраиваться АйТишницей. Я не одела импозантную юбочку и туфли с каблуками в 3 - 4 спичечных коробка. Не нанесла три слоя штукатурки. И не вылила на себя половину флакона Шато Брюньон. Обычный джинсовый костюм и кроссовки.

Работодатель воспринял это, как дама пришла работать, а не сверкать телесами. Он задал вопросы именно по профессии, и предложил практически доказать, что я могу.

Но это тоже самое. Мужчина неряшлив в одежде и имидже, может он неряшлив будет и в работе? Возможно работодатель аккуратист и претенциозен к дресс коду? Но являться расхристанным на новое место работы, не есть хорошо. Не важно в чём состоит работа, холодная или горячие закуски. Важно подать себя для зрительного и обонятельного центра работодателю в соответствии с принятыми нормами аккуратности.

Сопоставить надо с первым свиданием. Это ведь тоже первое свидание с новой пассией (читай с новой работой). А чтобы дождаться вожделенного первого поцелуя (читай "Вы приняты"), нужно соответствовать начиная с мелочей.

Вот такой мой вывод на данный вопрос, и я уверена, что права.

Ух ты! не побрился! Это, конечно, прокол!

Собеседование – это уникальный шанс показать себя. Нужно всё продумать до мелочей. Это не только грамотно составленное резюме(рассказ о достижениях и навыках), это, безусловно, внешний вид!

Опытные менеджеры по персоналу, конечно, встречают и по одёжке!

Я бы сто раз подумала, взять ли на работу небрежно одетого, небритого, дурно пахнущего, с грязной обувью человека. Конечно, провожают по уму. Это да! Но если человек не в состоянии следить за своим внешним видом, возможно, и ума у него особого нет. Если у него отличное резюме - взяла бы с коротким испытательным сроком, предупредив о приличном внешнем виде.

Конечно у нас издавна принято что встречают по одежке , а провожают по уму, но раз вам наплевать как вы выглядите , а к собеседованию надо было бы приготовится, то вам надо было доказать своим умом что вы именно тот человек который им нужен. А так работодатель посмотрел на ваш неопрятный внешний вид то у него сразу создается впечатление что и к работе вы будете так же относится. Так что к следующему собеседованию подготовьтесь по лучше , иначе вы долго еще будете искать работу.

Работодатель хочет видеть нормального сотрудника на рабочем месте. В крупных фирмах есть целый свод правил, как должен выглядеть сотрудник и во что одет. Мой брат работал компьютерщиком в обувной фирме "Ран де ву". Так вот спустя время был огромный свод правил, пример: нельзя одевать черный лифчик, а сверху белую блузку, лично для меня это понятно, но в жизни вижу что так одеваются девушки, видимо чтобы привлечь внимание мужчин. Мужчины должны стричься. а ведь есть те кто ходит с длинными волосами, как девушки. Ну и т.д.

Помню я пришла на работу, сотрудница сидела в пиджаке, он был застегнут на 2 пуговицах, кофты у неё не было. И грудь 5 размера бросалась в глаза. Вот я не считаю, что так можно приходить на работу. Как раз для таких непонятных и создан свод правил.

Про бритье и прическу вообще непонятно как вы забыли это сделать? Человек знает что идет на собеседование, хочет получить место, работу, деньги получать и что-то делать. Вы же не просто встали с кровати и пошли? Вообще мужчина должен мыться каждый день утром и вечером, чистить зубы. Нормальные мужчины бреются, расчесываются, стригут волосы.

Переверните позиции, к вам приходит такой как вы на собеседование и такой ка не вы. Кому вы отдадите предпочтение?

Простите, но если вас не берут уже полгода, хотя есть опыт работы (наверное и результаты были), тогда стоит поменять сферу и вакансию на которую вы претендуете. Никто не видит в вас менеджера по продажам. А может быть жизнь сама уводит вас от этого?! Подумайте, проведите анализ.

Место проведения опроса: Россия, все округа
Населенных пунктов: 85
Время проведения: 24 января – 4 февраля 2013 года
Исследуемая совокупность: менеджеры по персоналу и другие представители кадровых служб предприятий и организаций, ответственные за подбор персонала
Размер выборки: 1000 респондентов

Ответы респондентов распределились следующим образом:

да13%
нет81%
затрудняюсь ответить6%

Некоторые комментарии респондентов:

Место проведения опроса: Россия, все округа
Населенных пунктов: 88
Время проведения: 24-31 января 2013 года
Исследуемая совокупность: менеджеры по персоналу и другие представители кадровых служб предприятий и организаций, ответственные за подбор персонала
Размер выборки: 1000 респондентов

Ответы респондентов распределились следующим образом:

да57%
нет37%
затрудняюсь ответить6%

Некоторые комментарии респондентов:

Место проведения опроса: Россия, все округа
Населенных пунктов: 323
Время проведения: 24 января – 7 февраля 2013 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет
Размер выборки: 5000 респондентов

Ответы респондентов распределились следующим образом:

Вариант ответа Все Пол Возраст, лет
муж жен до 24 25-34 35-44 45 и старше
да, замечания от начальства 9% 11% 8% 11% 12% 8% 7%
да, замечания от коллег 5% 4% 7% 5% 7% 5% 5%
нет 81% 81% 81% 78% 78% 81% 85%
затрудняюсь ответить 6% 6% 6% 7% 5% 7% 5%

Некоторые комментарии респондентов:

Место проведения опроса: Россия, все округа
Время проведения: 24 января – 7 февраля 2013 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет, получавшее замечания от начальства, касающиеся внешнего вида, манеры одеваться
Размер выборки: 400 респондентов

Ответы респондентов распределились следующим образом:

да, учел(а) замечания55%
нет, остался(ась) при своем мнении38%
затрудняюсь ответить7%

Некоторые комментарии респондентов:

Место проведения опроса: Россия, все округа
Время проведения: 24 января – 7 февраля 2013 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет, получавшее замечания от коллег, касающиеся внешнего вида, манеры одеваться
Размер выборки: 250 респондентов

Ответы респондентов распределились следующим образом:

да, учел(а) замечания42%
нет, остался(ась) при своем мнении45%
затрудняюсь ответить13%

Некоторые комментарии респондентов:

— Нередко в компаниях устанавливаются требования носить спецодежду или форменную одежду, а также одежду, отражающую корпоративный или деловой стиль. Давайте рассмотрим, насколько законны такие требования нанимателя.

К спецодежде относятся средства индивидуальной защиты (СИЗ) — они нужны для того, чтобы предотвратить или минимизировать влияние опасных или вредных факторов (брюки, куртки, халаты, комбинезоны, рукавицы, тулупы, спецобувь и т.д.).

По Трудовому кодексу наниматель обязан обеспечить работников такой одеждой, а они — носить ее: отказ — это нарушение правил охраны труда, за что грозит отстранение от работы вплоть до увольнения.

Форменная одежда (врачей, продавцов и т.д.), в отличие от спецодежды, нужна не для защиты — она показывает принадлежность к определенной организации или сфере деятельности. Для некоторых категорий работников ношение формы и правила ее ношения продиктованы законодательно (например, для работников внутренних дел, таможни, работников транспорта, обслуживающего персонала гостиниц и т.д.).

Если сотрудник игнорирует форму, значит, он плохо выполняет трудовые обязанности и может быть привлечен к дисциплинарному взысканию.

Требования к одежде сотрудников можно разделить на две группы:

• Строгий дресс-код, допускающий одежду только определенных цветов, фасона, тканей, причем абсолютно для всех работников (банки, некоторые магазины и др.)

• Нестрогий дресс-код, регламентирующий только общий стиль одежды (например, деловой) и распространяющийся не на всех работников. Нередко вводится для тех, кто постоянно работает с клиентами, а остальные могут приходить в офис в любой одежде

Как не нарушить закон, требуя соблюдать дресс-код

Наниматель имеет право требовать от сотрудников:

  • Соблюдения внутренних документов, которые регламентируют вопросы дисциплины труда
  • Выполнения его письменных и устных приказов (распоряжений), которые не противоречат законодательству и локальным нормативным правовым актам

Поэтому требования по соблюдению дресс-кода будут законными и обязательными для сотрудников при выполнении следующих условий:

1. Требования к одежде должны быть зафиксированы в отдельном локальном нормативном правовом акте, введенном в действие приказом руководителя организации. Если дресс-код не строгий, то положения о рекомендуемом стиле одежды сотрудников могут быть включены в правила внутреннего трудового распорядка.

2. Работодатель должен обеспечить условия для выполнения требований, к примеру:

  • Доплачивать за покупку соответствующей одежды или самостоятельно приобретать и предоставлять ее сотрудникам. При этом он не вправе обязывать их покупать корпоративную одежду за основную зарплату, т.к. зарплата — это вознаграждение за выполненные трудовые функции
  • Предоставить место для хранения такой одежды и возможность переодевания в начале и в конце рабочего дня

3. Требование о соблюдении дресс-кода должно распространяться исключительно на рабочее время сотрудника и выполнение им трудовых обязанностей:

  • Приходить и уходить с работы сотрудник вправе в любой одежде
  • Наниматель не может регламентировать ношение или неношение сотрудником корпоративной одежды в нерабочее время

4. Требования дресс-кода не должны дискриминировать работников в зависимости от физических данных (цвет волос и глаз, рост, размеры частей тела, ограничение веса и т.п.), черт характера и т.д.

5. Установленный в организации дресс-код не должен подвергать здоровье сотрудников опасности. Это касается случаев:

  • Когда корпоративная одежда является слишком легкой для осенне-зимнего периода времени или слишком теплой для весенне-летнего сезона
  • Наличия аллергических реакций у работника на определенные вещества и ткани
  • Недопустимости ношения обуви на высоком каблуке при некоторых заболеваниях и т.п.

Иначе нанимателю придется отвечать за нанесенный здоровью сотрудника ущерб.

Фото с сайта citydog.by

Фото с сайта citydog.by

К какой ответственности можно привлечь сотрудника за несоблюдение дресс-кода

Можно ли привлечь работника к дисциплинарной ответственности за невыполнение дресс-кода, установленного локальным нормативным правовым актом?

Ответ однозначный: нельзя.

К дисциплинарной ответственности сотрудника можно привлекать за невыполнение его трудовых обязанностей. Наказывать можно за работу, не выполненную надлежащим образом, или за уклонение от выполнения работы — но не за ненадлежащий внешний вид.

Только в одном случае дисциплинарное наказание может считаться правомерным: когда наниматель докажет, что отступление от дресс-кода повлекло проблемы с исполнением трудовых обязанностей.

Меры дисциплинарного взыскания — это замечание, выговор, увольнение. Их нельзя применить к сотрудникам за несоблюдение требований о дресс-коде. А вот штраф — это мера гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.

Руководитель не уполномочен налагать на сотрудников меры ответственности иной отраслевой принадлежности — поэтому штраф за несоблюдение дресс-кода будет незаконным. Работник легко оспорит такие действия нанимателя в суде. Меры ответственности, которые подходят для таких случаев, немногочисленны, но они есть:

  • Можно в локальном нормативном правовом акте установить аналоги штрафов, но не называть их штрафами. Например, лишать работника бонусов, очков, баллов и т.п., что повлечет уменьшение дополнительных выплат за определенный период времени
  • Допустимо депремирование или уменьшение премии — при условии, что это закреплено в локальном нормативном правовом акте
  • В случае систематического несоблюдения правил о внешнем виде возможен перевод сотрудника, скажем, из отдела по работе с клиентами в другой отдел, где заработок ниже. Эту меру трудно назвать мерой ответственности, но определенное воздействие на работника она способна оказать

Законны ли требования руководителя, если дресс-код официально не установлен

Часто возникают споры по поводу внешнего вида работника в случаях, когда официальных требований к одежде в организации нет, но руководитель считает, что сотрудники все равно должны придерживаться определенных рамок, например, не приходить в офис в сарафанах, шортах, сандалиях на босу ногу или рваных джинсах.

Если на производственном процессе сотрудника факт, что он пришел на работу, скажем, в шортах, не отражается, то нельзя расценить это как дисциплинарный проступок. А значит, нельзя применить и дисциплинарное взыскание.

Как действовать руководителю в этом случае:

  • Можно сделать работнику устное замечание и попросить на следующий рабочий день прийти в надлежащем виде. Но, опять же, это только при условии, если внешний вид работника действительно создает дискомфорт для всех присутствующих в офисе, а не является просто расхождением мнений руководителя и подчиненного о стиле
  • Еще вариант: издать приказ о конкретных видах одежды, обуви и аксессуаров, нежелательных на рабочем месте (шорт, топов, платьев с открытой спиной или сильно декольтированных, пирсинга в носу и т.д.). Обычно такой приказ содержит не детальные описания внешнего вида, а только исключает определенные элементы

Обратите внимание!

Оголение интимных частей тела и демонстрация нижнего белья в публичном месте (а офис — это, безусловно, публичное место) может быть квалифицировано как мелкое хулиганство. И такого хулигана в данной ситуации может ждать штраф в размере от 2 до 30 БВ. Или даже административный арест.

Дресс-код – это требования к внешнему виду сотрудников организации, форме и стилю одежды. По сути, он является продолжением корпоративного стиля. Каждый работник компании должен его соблюдать, иначе возможны взыскания, вплоть до риска лишиться работы.

Модный официальный стиль

Дресс-код для компании – это возможность выделиться на фоне других игроков рынка, продиктованная высокой конкуренцией

В серьезных компаниях требования к внешнему виду могут быть очень строгими, особенно для сотрудников, которые работают с клиентами и деловыми партнерами. Чаще всего регламентируют стиль одежды банки, нотариальные и юридические фирмы, финансовые учреждения. А также заведения, где важно, чтобы персонал был узнаваем: фирменные магазины, кафе, парки развлечений, казино и т. п.

При этом отношение к внешнему виду сотрудников, которые находятся только в офисе и не пересекаются с клиентами и партнерами лично, более демократичное.

Согласно статистике, только 8 % работодателей устанавливают жесткий дресс-код, остальные – прописывают рекомендации к стилю.

Плюсы введения дресс-кода в компании

Внешний вид сотрудников может многое рассказать о компании и повлиять на атмосферу внутри коллектива. Дресс-код:

  • подчеркивает надежность, организованность и серьезность фирмы;
  • в глазах клиентов и партнеров является признаком успешности;
  • деловая одежда дисциплинирует, настраивает на рабочий лад;
  • побуждает сотрудников придерживаться других рабочих правил;
  • общий стиль одежды объединяет коллектив, стирает социальные границы, помогает сформировать команду.

Главные задачи дресс-кода – поднять авторитетность компании, дисциплинировать и сплотить сотрудников для достижения общей цели.

Почему дресс-код может вызывать отторжение у сотрудников

Руководители в один голос утверждают, что дресс-код работников формирует имидж компании. HR-специалисты уверены, что общий стиль одежды исключает неуместное обсуждение гардероба коллег на работе и формирует из представителей разных социальных групп дружный и сплоченный коллектив.

При этом сами сотрудники нередко считают, что дресс-код ограничивает их свободу, препятствует самовыражению и проявлению лидерских качеств. Поэтому возможны попытки саботажа и игнорирования правил.

Чтобы понять, как контролировать сотрудников, давайте разберемся, какие требования может и не может включать дресс-код.

В рекомендациях к внешнему виду можно прописать:

  • опрятность и деловой стиль в одежде;
  • конкретные цвета и элементы одежды (например, галстук в корпоративном цвете);
  • ношение бейджа и других атрибутов и аксессуаров, принятых в компании;
  • перечень запретов – что носить запрещено.

Нельзя требовать от работников:

  • покупать одежду конкретного бренда и ценовой категории;
  • не носить одежду больше определенного размера;
  • назначать разную форму в зависимости от типа внешности и расовой принадлежности сотрудников.

Как заставить сотрудников соблюдать дресс-код

Единственный действенный метод добиться соблюдения правил – контроль. Сотрудники должны знать, что их ждет за несоблюдение дресс-кода и быть готовыми к проверкам.

Проверку внешнего вида персонала удобнее всего проводить с помощью электронного чек листа, где отмечены все основные пункты, которые нужно зафиксировать:

  • наличие форменной одежды (одежды требуемого стиля);
  • опрятный внешний вид;
  • наличие бейджа с указанием имени и должности;
  • ухоженные руки, аккуратный маникюр;
  • чистые, уложенные волосы;
  • наличие колготок / чулок у женщин;
  • чистая обувь;
  • неброский повседневный макияж;
  • необъемные украшения классического дизайна;
  • запах парфюма не слишком резкий и т. д.

Большое преимущество электронного чек-листа в том, что его можно дополнить любыми пунктами в соответствии с принятой на предприятии политикой дресс-кода.

Все отчеты по проверкам внешнего вида сотрудников хранятся в личном кабинете CheckOffice. В любое время можно посмотреть данные за разный период по конкретному сотруднику или подразделению, сравнить несколько филиалов между собой.

Анализ позволит сделать выводы о результативности работы HR, принять решение о премировании или депремировании сотрудников, скорректировать кадровую политику.

Дресс-код – это требования к внешнему виду сотрудников организации, форме и стилю одежды. По сути, он является продолжением корпоративного стиля. Каждый работник компании должен его соблюдать, иначе возможны взыскания, вплоть до риска лишиться работы.

Модный официальный стиль

Дресс-код для компании – это возможность выделиться на фоне других игроков рынка, продиктованная высокой конкуренцией

В серьезных компаниях требования к внешнему виду могут быть очень строгими, особенно для сотрудников, которые работают с клиентами и деловыми партнерами. Чаще всего регламентируют стиль одежды банки, нотариальные и юридические фирмы, финансовые учреждения. А также заведения, где важно, чтобы персонал был узнаваем: фирменные магазины, кафе, парки развлечений, казино и т. п.

При этом отношение к внешнему виду сотрудников, которые находятся только в офисе и не пересекаются с клиентами и партнерами лично, более демократичное.

Согласно статистике, только 8 % работодателей устанавливают жесткий дресс-код, остальные – прописывают рекомендации к стилю.

Плюсы введения дресс-кода в компании

Внешний вид сотрудников может многое рассказать о компании и повлиять на атмосферу внутри коллектива. Дресс-код:

  • подчеркивает надежность, организованность и серьезность фирмы;
  • в глазах клиентов и партнеров является признаком успешности;
  • деловая одежда дисциплинирует, настраивает на рабочий лад;
  • побуждает сотрудников придерживаться других рабочих правил;
  • общий стиль одежды объединяет коллектив, стирает социальные границы, помогает сформировать команду.

Главные задачи дресс-кода – поднять авторитетность компании, дисциплинировать и сплотить сотрудников для достижения общей цели.

Почему дресс-код может вызывать отторжение у сотрудников

Руководители в один голос утверждают, что дресс-код работников формирует имидж компании. HR-специалисты уверены, что общий стиль одежды исключает неуместное обсуждение гардероба коллег на работе и формирует из представителей разных социальных групп дружный и сплоченный коллектив.

При этом сами сотрудники нередко считают, что дресс-код ограничивает их свободу, препятствует самовыражению и проявлению лидерских качеств. Поэтому возможны попытки саботажа и игнорирования правил.

Чтобы понять, как контролировать сотрудников, давайте разберемся, какие требования может и не может включать дресс-код.

В рекомендациях к внешнему виду можно прописать:

  • опрятность и деловой стиль в одежде;
  • конкретные цвета и элементы одежды (например, галстук в корпоративном цвете);
  • ношение бейджа и других атрибутов и аксессуаров, принятых в компании;
  • перечень запретов – что носить запрещено.

Нельзя требовать от работников:

  • покупать одежду конкретного бренда и ценовой категории;
  • не носить одежду больше определенного размера;
  • назначать разную форму в зависимости от типа внешности и расовой принадлежности сотрудников.

Как заставить сотрудников соблюдать дресс-код

Единственный действенный метод добиться соблюдения правил – контроль. Сотрудники должны знать, что их ждет за несоблюдение дресс-кода и быть готовыми к проверкам.

Проверку внешнего вида персонала удобнее всего проводить с помощью электронного чек листа, где отмечены все основные пункты, которые нужно зафиксировать:

  • наличие форменной одежды (одежды требуемого стиля);
  • опрятный внешний вид;
  • наличие бейджа с указанием имени и должности;
  • ухоженные руки, аккуратный маникюр;
  • чистые, уложенные волосы;
  • наличие колготок / чулок у женщин;
  • чистая обувь;
  • неброский повседневный макияж;
  • необъемные украшения классического дизайна;
  • запах парфюма не слишком резкий и т. д.

Большое преимущество электронного чек-листа в том, что его можно дополнить любыми пунктами в соответствии с принятой на предприятии политикой дресс-кода.

Все отчеты по проверкам внешнего вида сотрудников хранятся в личном кабинете CheckOffice. В любое время можно посмотреть данные за разный период по конкретному сотруднику или подразделению, сравнить несколько филиалов между собой.

Анализ позволит сделать выводы о результативности работы HR, принять решение о премировании или депремировании сотрудников, скорректировать кадровую политику.

Читайте также: