Журналистика это вторая древнейшая профессия кто сказал

Обновлено: 28.04.2024

— Елена Леонидовна, во времена моей учебы на журфаке главным требованием было прочесть за семестр десятки книг по русской и зарубежной литературе…

— Без фундаментальных знаний, особенно в области словесности и мировой культуры, журналист не может существовать. Списки книг по-прежнему длинные, хотя литература только часть необходимого интеллектуального багажа.

— Какие новые тенденции в обучении на журфаке развиваются сегодня? Как учебный процесс связан с практикой?

— В обществе существует колоссальная потребность в социально-гуманитарном знании, поэтому в учебном плане появились современное естествознание, право, политология, социология, экономика.

Мы нацеливаем студентов на создание материалов для разных платформ: начинающие журналисты, которые учатся на газетном отделении, сопровождают материалы видео- и аудиодорожками, а те, кто работает для аудиовизуальных средств, создают печатный продукт. Я считаю это важным достижением факультета.

Декан журфака МГУ Елена Вартанова

— Факультет ищет новые формы отношений с индустрией медиа, мы должны с университетской скамьи представлять студентов будущим работодателям. Для этого мы избрали стратегию укрепления связей, прежде всего с крупными медиаорганизациями. Раз в год проводим экспертный совет, предоставляем работодателям наши программы, спрашиваем, в том ли направлении идет формирование навыков. В последние три года активно используем, как нам кажется, многообещающий формат творческих мастерских и мастер-классов. Зовем журналистов-звезд делиться опытом.

Творческие мастерские всегда красиво начинаются: на первое занятие приходит 150 студентов. К концу курса остается 30–40, но из них почти все уже готовы к работе. Благодаря такому способу взаимодействия работодатель может выбрать будущие кадры, на уровне университетского курса сформировать у них необходимые навыки.

— За последние 30 лет рынок СМИ в нашей стране претерпевал многочисленные изменения, вызванные меняющейся экономической и политической ситуацией. На каком этапе, на ваш взгляд, он находится сегодня?

— Мы говорим о революционном переходе от традиционных СМИ к новым. Медиа на бумаге, в аналоговом эфире постепенно уступают место интерактивным, экранным и цифровым. Социальные сети стали средой коммуникации и формой доставки медиа. Мы видим, что медиа ищут и новые формы — динамичные, короткие, и новые способы взаимодействия с аудиторией. К этому надо готовить выпускников.

— Как бы вы охарактеризовали нынешний этап — застой, переход?

— Часть цифровой трансформации, о которой говорят экономисты. В каждой стране она приобретает свой характер.

— Какой вы видите журналистику 30-х и даже 50-х годов XXI века, что изменится?

— Отличный вопрос. Мне кажется, базовые характеристики, основные черты журналистики сохранятся. Изменятся формы доставки. Технологии развиваются так быстро, что предсказать форму подачи интервью через 10 лет уже сложно, а через 20–30, наверное, невозможно.

— Молодое поколение отличается от предыдущего клиповым мышлением. Для чего им будут нужны аналитические тексты?

— Чтобы жить в мире, который усложняется. Объяснить его одним клипом невозможно.

Журналист, конечно, помогает разобраться в современном мире, но задача дать базовые знания лежит на сфере образования. Уже в детском саду надо думать, как мы формируем грамотность наших детей.

— Современные абитуриенты, сдававшие ЕГЭ, менее образованны, чем студенты, скажем, начала 1990-х?

Студенты в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова

В редакциях журналистские знания были не так востребованы в 1990-е годы, как сегодня. Российские медиа развиваются, превращаясь в значимый сегмент национальной экономики, восстанавливая утраченные функции важного социального института, поэтому предъявляются и более жесткие требования к выпускникам журфаков. Современное поколение технологически более свободно.

— А интеллектуально?

— Тоже однозначно ответить непросто. Они мотивированы, им нравится журналистика. Им труднее читать классическую литературу. Зависимость от социальных медиа, клиповое сознание и привычка читать твиты отражаются на умении воспринимать длинные тексты или лекции. Молодым людям сложнее в течение полутора часов слушать монотонную речь преподавателя, нам тоже необходимо искать новые формы взаимодействия с аудиторией.

Иной раз кажется: да, они совсем другие. Но их так же волнует судьба Анны Карениной и правила правописания.

— Каким вы видите дальнейшее развитие соцсетей в медийном пространстве? Разделяете позицию ряда медиаэкспертов, которые считают, что соцсети и Telegram-каналы вытеснят или сильно подвинут СМИ?

— Они их интегрируют. Для значительной части аудитории СМИ станут аккаунтами в лентах социальных сетей. Telegram-каналы сегодня часто ведут профессиональные журналисты, которые предоставляют информацию точно так же, как классическое СМИ.

— Учитывая ваш прогноз, планируется ли на журфаке введение дополнительных направлений по обучению журналистов, ведущих Telegram-каналы, или блогеров?

— Как вы оцениваете степень доверия массовой аудитории к журналистам?

— Люди доверяют традиционным СМИ, превратившимся в медийные бренды, но начали доверять и блогерам. Думаю, что доверие небольших аудиторий к СМИ, которые они выбирают, очень высокое.

— СМИ остались четвертой властью?

— Да, хотя такого влияния на массовую аудиторию, как раньше, уже нет.

— Как вы относитесь к характеристике журналистики как второй древнейшей профессии?

— В этом кроме иронично-негативного смысла есть одна важная вещь: если она вторая древнейшая, значит, была нужна обществу уже много лет назад. И значит, наша профессия вечная.

— Вам бывает стыдно за своих студентов?

— А гордитесь ими?

— Гордимся. В профессиональных качествах, которые получают наши выпускники, сомневаться не стоит. Журналистика — политизированная профессия, но если нам не нравятся взгляды журналиста или СМИ, которое он представляет, это не значит, что мы должны их стыдиться. Мы за плюрализм.

— Журфак часто обвиняют в либерализме.

— Это говорят наши конкуренты, которые не хотят, чтобы мы процветали. Журналистика предполагает свободомыслие и свободолюбие, но это не равняется антигосударственной деятельности. Журналисты должны действовать в рамках свободы слова и социальной ответственности.

— Работник редакции, которого отличает особый социальный темперамент, ответственность, любознательность и любовь к людям.

— Есть вопрос, который я вам не задала, но вы хотели бы на него ответить?

— Верим ли мы в то, что журналистика будет по-прежнему оказывать влияние на молодые умы и останется привлекательной профессией? Верим, потому что журналист — проводник в мире информации. Работать на общество — прекрасная задача.

x1000

44610399-352-k763715

Кажется, что эти эвфемизмы были всегда. Ощущение это настолько устойчивое, что писатель Евгений Габуния в своей книге "По обе стороны Днестра" (1990 г.) заставил врагов Советской власти, окопавшихся в довоенном Париже, вести следующий диалог:

– Видите ли, господин Клюзо, профессия журналиста весьма сложная. Иногда приходится во имя большой правды прибегать к гиперболизации отдельных фактов. Отсюда и пошло – вторая древнейшая профессия. Нет ничего нелепее этого сравнения, которое выдумали враги свободного слова. Те, кому правда глаза колет.
– Уж не большевиков ли вы, уважаемый Владимир Павлович, имеете в виду? Насколько я понимаю, это определение родилось задолго до того, как вообще появились большевики. – Клюзо весело улыбался, и эта издевательская улыбка задела за живое Федоровского.
– Позвольте вам напомнить, господин Клюзо, что у свободной демократической прессы и без большевиков хватает врагов. Вы сами это прекрасно знаете.
– Что верно, то верно, – философски ответил собеседник. – Кстати, а какая первая древнейшая профессия? Просветите.
– Если вы действительно не знаете, – обиженно парировал Федоровский, – пойдите сегодня вечером на пляс Пигаль и все поймете.

cover1

На самом деле известный автор советских детективов ошибается - большевики появились более чем на полвека раньше, чем выражение "вторая древнейшая профессия". Они, собственно, и "первой древнейшей" всего на девять лет младше.

16-9

Выражение оказалось столь удачным, что быстро распространилось во всех англоязычных странах, а оттуда - по всему миру.

Это что касается проституток. Что же до журналистов, то в русском языке выражение "вторая древнейшая профессия" появилось следующим образом.

Газетное дело – не искусство, а ремесло. Это профессия почти столь же древняя, как… словом, это вторая древнейшая профессия.

545

Роман стал культовым, а выражение "вторая древнейшая профессия" - довольно популярным среди советской творческой интеллигенции. Но если вы употребите это определение в общении с иностранцами, вас, скорее всего, просто не поймут.

Дело в том, что это только в Союзе книга Роберта Сильвестра читалась из поколения в поколение и выдержала пять изданий. На родине автора роман прошел абсолютно незамеченным, ни разу не переиздавался и сегодня о нем, как правило, не слышали даже специалисты.

Поэтому в англоязычном мире "второй древнейшей" считается не журналистика, а политика. Можно вспомнить, к примеру, шутку Рональда Рейгана на совещании с бизнесменами в Лос-Анджелесе 2 марта 1977 года:

Говорят, что политика – вторая древнейшая профессия. Но я пришел к выводу, что у нее гораздо больше общего с первой.

Рейган

И последнее, на что я хочу обратить внимание. Популярность романа Сильвестра в советское время все-таки ограничивалась кругом творческой интеллигенции, а в массовом сознании выражений "первая и вторая древнейшие профессии" практически не существовало. Их не использовали ни писатели, ни журналисты - ни "вторую", ни тем более "первую", хотя Киплинг был переведен еще в 1935 году.

В "Национальном корпусе русского языка" эти выражения фиксируются только в критических статьях, посвященных книге. В целом же, "древнейшую профессию" в застой если и вспоминали, то совсем по другому поводу, как Виктор Конецкий во "Вчерашних заботах": "Любое мореплавание ― и парусное, и нынешнее ― древнейшая профессия и древнейшее искусство.

333

Возникает закономерный вопрос - когда же в русском языке широко распространяются эти выражения?

444

Ответ простой - в конце 80-х - начале 90-х годов. Примерно та же история, что и с давно существующим региональным словечком "путана", которое в те же годы вошло в массовый русский язык.

Особенно активно усердствовали во внедрении "древнейших профессий" в массовый лексикон средства массовой информации, сотрудников которых почему-то чрезвычайно радовало и веселило сравнение их профессии с проституцией.

Но мазохистичность отечественной творческой интеллигенции - это уже другой вопрос, который мы оставим за скобками.

Читайте также: