Бывают ли у священников отпуска

Обновлено: 03.05.2024

Три бывших священника Русской православной церкви из России и Беларуси, уволенные из РПЦ или покинувшие ее по собственному желанию, рассказали The Insider о том, как оказались лишними в церковной системе: о профанации вместо церковного образования, самодурстве, отстроенной патриархом Кириллом вертикали церковной власти, страхах священнослужителей перед епископами, вымогательстве церковных налогов, игнорировании пандемии и многом другом.

Протоиерей Владимир Дробышевский

бывший священник Гомельской и Жлобинской епархии

Я родом из Гомеля, по первому образованию инженер-системотехник. В 2000-м году, закончив Гомельский университет имени Франциска Скорины, я был рукоположен в диаконский чин. За 20 лет я послужил на разных приходах: и в кафедральном соборе Гомеля, и в деревнях, и в Гомельском мужском монастыре, и в женском. Меня долго гоняли с прихода на приход – возможно, я сразу получил в епархии какой-то негативный ярлык-характеристику.

В 2000-м я решил поступить в Петербургскую семинарию. Главная семинария Беларуси в Жировицком монастыре тогда активно отстраивалась, и студенты там использовались как бесплатная рабочая сила – на стройке, в свинарниках, на ремонте келий. А я хотел настоящей учебы. Епископ написал мне рекомендацию. Я поехал и невольно застрял в Питере: ректор был в отъезде, а без него мне не могли разрешить сдавать экзамены. Но когда, поступив в семинарию, я вернулся, меня обвинили в том, что я нарочно там задержался. А когда еще вдобавок выяснилось, что мне нужно будет регулярно уезжать в Питер на полноценные экзаменационные сессии, то мне сразу сказали: никто меня отпускать не будет, дескать, в соборе мало дьяконов для службы. Пришлось от учебы тогда отказаться.

Корочка вместо образования

Стефан тогда не принял решение, а перевел стрелки на нового митрополита Павла. А тот издал указание, чтобы белорусские священнослужители учились только на территории Беларуси. Но тем, кто уже поступил, разрешалось доучиться. Мне было непонятно: если человек хочет учиться и нашел в себе силы, смелость и финансы учиться в Париже, как это может плохо отразиться на церкви? Разве это не поднимает ее престиж?

Но все-таки я нелегально, в свой отпуск два года ездил учиться в Париж благодаря знакомым, которые меня поддержали материально. Я ехал с чудовищными комплексами, что ничего не знаю, а еду учиться туда, где преподавали отец Сергий Булгаков, Николай Лосский, игумен Кассиан (Безобразов) и многие другие. Думал: хоть приложусь к этим перилам, пройдусь по этим ступенькам, как в музее, опозорюсь со своими знаниями и уеду.

Но я поступил и в первую же сессию сдал пять экзаменов. Интересно, что я попал в волну тех, кто приезжал из Питера и Москвы учиться в Сан-Серж. Я спрашивал их: зачем вы приехали, у вас же есть свои лавры. А они дружно отвечали: хочется глотка свежего воздуха. А в Париже была совершенно другая атмосфера: скромно, бедно, но с преподавателями можно было общаться и дискутировать на равных.

Страхи перед архиереем

У нас все зависит от настроения архиерея. Когда я служил в кафедральном соборе в Гомеле, самая напряженка начиналась на праздниках и выходных, когда служил епископ. Я даже задавался вопросом: зачем я тут? Кому служу – епископу или Богу? Кого я больше боюсь – епископа или Бога? Это только потом уже приходил в голову вопрос, должен ли я бояться Бога вообще. И в чем смысл богослужения – в нужный момент оказаться в нужной точке в храме и произнести правильное слово? А если я замешкался и не успел подать кадило, то надо устраивать истерику и кричать?

Когда приезжал архиерей, все ждали, когда появится его иподиакон. Он входит с коробками и с посохами и сходу посылает старшим отцам сигнал или прямо так и говорит: архиерей в хорошем настроении. Тогда старшие отцы расслаблялись, что им не прилетит. А если иподиакон делал квадратные глаза и качал головой, что, дескать, начальник не в духе, то все становились бледными от перепуга. Напряжение в алтаре прямо физически ощущалось. Там и сейчас так. Отчасти поэтому я всячески избегал общих служб духовенства, которые очень любит проводить епископ Стефан. Хорошее явление опять испорчено официозом. Епископ сгоняет такую массу попов на памятные даты, что отцы занимают весь алтарь и большую часть самого храма, там и маются в облачении пока идет служба. Зато фоточки на сайте внушительно выглядят, можно приложить в отчет для патриархии. Летом же тяжелее, отцы часами могут стоять прямо на солнцепеке (например, ожидая приезда митрополита), вне зависимости от своего часто почтенного возраста. Поэтому я и хотел уйти из собора, что не мучиться постоянно.

Одно время служил в деревне Старая Белица под Гомелем. Думал, поеду в деревню, а там вдали от царей – голова целей, сам себе хозяин, архиерей будет приезжать редко, а я буду ближе к людям. Но там оказался весьма своеобразный приход, масса неожиданных трудностей и особенностей.

Ладанки в долг

Один или два раза в год я как настоятель получал письма от архиепископа Гомельского Аристарха (Станкевича), сколько я должен заплатить церковного налога. А у меня уже даже не возникало беспокойства, где я возьму эти деньги. Их просто не было. В тот период деньги в основном зарабатывал тем, что крестил детей в городской детской больнице, где лежали мамы с новорожденными детьми.

Пандемия

Тогда даже Московская патриархия выпустила распоряжение, как должен быть снаряжен священник, если он идет к больному с признаками коронавируса. Я написал в епархию рапорт с просьбой объяснить, как вести себя священникам в Беларуси, распечатал и приложил многостраничную инструкцию от патриархии. Официального ответа я не получил, но настоятель на словах передал, что мой рапорт несостоятелен, потом что в инструкции патриархии упоминается Роспотребнадзор, а это, мол, не белорусское ведомство.

Наконец, появился епископ. Я тоже подошел и поздоровался, а он мне что-то буркнул в ответ. Я быстро удалился в пономарку , но слышал, что он продолжал бубнить мне вслед. Позже мне передали, что он возмущался: если в маске, то и нечего служить, нечего в церкви делать. А они по ходу службы целовались, никак не соблюдая уже обнародованных патриархией и минской митрополией мер предосторожности. Лжицу протирали водкой, хотя в рекомендациях – спирт 60%. Потом пришло время проповеди. Я вышел в маске и стал говорить. А вокруг бегали фотографы – как положено, чтобы архиерей потом мог отчитаться о визите. Я потом посмотрел – ни на одну фотку, выложенную на сайт, я, в маске, так и не попал.

Вдогонку мне стал звонить секретарь. Я сказал, чтобы всю информацию мне прислали на почту. Звонил настоятель, но я ответил то же самое. Поехал на приход, забрал все свои вещи и отвез их домой. А вечером приехал в церковь, потому что должен был отслужить вечернюю службу. Но тут заявляются викарный епископ, мой настоятель, благочинный, и вручают мне приказ, что я уволен за прогул с правом перехода в другую епархию (если другой барин меня возьмет!), и трудовую книжку. Дослужить мне не дали. Я подписал все бумаги, сел на велосипед и уехал домой…

Политика

5. Обзор действующих правил и циркуляров священноначалия

Начиная обзор действующих правил и циркуляров, хочется обратить особое внимание на необходимость искреннего послушания духовенства священноначалию. Основываться наше послушание должно не на рабском страхе наказания, что недостойно священнослужителя, и не на фантазиях о непогрешимости начальства, что не соответствует православному вероучению, а на глубоком сознании того, что через архипастырей, когда они действуют в пределах Богом данной им компетенции, подчинённым возвещается воля Божья.

Воля священноначалия сообщается духовенству иногда устно, а чаще через различные документы: указы, циркуляры и т. п. Вообще, таких документов издаётся по нескольку тысяч в год, однако подавляющее большинство из них решают отдельные конкретные вопросы. Мы же подробно остановимся только на том, что имеет значение для всех или многих приходов и для многих священнослужителей.

Следует отметить, что некоторые церковные правила уже рассмотрены нами при обзоре Устава Русской Православной Церкви и гражданского Устава прихода и что очень многие официальные материалы размещены и регулярно обновляются на официальном сайте Московской епархии по адресу www.mepar.ru.
5.1.1. Получение мира и антиминса
В памятке Московского епархиального управления, обращённой к отцам благочинным и настоятелям, сказано следующее.

Святое миро получают дли своих храмов именно настоятели (а не, например, благочинные сразу для всех приходов или рядовые клирики), которые прибывают в Епархиальное управление в рясе, епитрахили и поручах с достойным сосудом (желательно с притёртой пробкой), находящемся в нагрудном мешочке по подобию мешочка для дароносицы.

Для получения святого антиминса и мощей, настоятелю следует предварительно связаться по телефону с экономом Московского епархиального управления для согласования даты и времени прибытия в Епархиальное управление.

Получающий святой антиминс настоятель должен иметь при себе илитон и соразмерный ему нагрудный мешочек, получающий святые мощи – коробочку для мощей и прибыть в Епархиальное управление в рясе, епитрахили и поручах.
5.1.2. Ежегодная исповедь духовенства
Для оказания помощи священнослужителям в их духовной жизни в Московской епархии установлена ежегодная исповедь духовенства. Епархиальное управление устанавливает сроки исповеди (обычно одна из седмиц Великого поста) и сообщает их благочинным, те – клирикам. В эти дни все священнослужители Московской епархии могут исповедоваться у епархиальных духовников в Новодевичьем монастыре.

Священнослужитель может иметь духовника и не из числа назначенных. В таком случае он представляет благочинному справку о прохождении им ежегодной исповеди в течение Великого поста. По окончании Великого поста благочинный сообщает рапортом в Епархиальное управление о том, что все клирики вверенного ему округа исповедовались в течение Великого поста текущего года.

5.1.3. Отпуска духовенства
Права на отпуск священнослужители не имеют, но существует обычай предоставлять отпуска духовенству по прошению. Трудовое законодательство здесь ни при чём, так как приходские священнослужители не работают по договору, а совершают своё служение по Указу правящего архиерея.

На том же Епархиальном совещании, отвечая на вопросы его участников митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий подчеркнул следующее.

Отпуск для священнослужителя не обязанность, а возможность, поэтому приветствуется и заслуживает поощрения, когда клирик не пользуется отпуском или пользуется не в полном размере.

Можно взять отпуск одновременно на все 28 календарных дней, как это записано в Трудовом кодексе РФ, а можно разбить отпуск на части. Для настоятелей одноштатных приходов второе предпочтительнее.

При необходимости во время отпуска настоятеля одноштатного прихода можно устраивать в его храме службы не по воскресеньям, а по субботам.

Сохраняется правило, что настоятели многоштатных приходов подают прошение на отпуск с графиком отпусков всего клира.

Все рапорты об отпусках перед подачей в Епархиальное управление визируются благочинным. При этом, ставится подпись и число без каких-либо резолюций (об этом есть официальное письмо секретаря Московского епархиального управления от 30.01.07). Без визы благочинного прошения на отпуск в канцелярию Московского епархиального управления не принимаются. Благочинные обязаны вести у себя базу данных отпусков подведомственного им духовенства.

Паломнические поездки совершаются исключительно в счёт отпуска. Священнослужителю, намеревающемся во время отпуска посетить какой-нибудь храм или монастырь с целью паломничества, следует обратить внимание на то, что там у него могут попросить справку о том, что он не находится под запрещением. Такую справку вместе с удостоверением об отпуске ему может выдать благочинный на основании соответствующей резолюции Епархиального архиерея.

Существует практика, что краткосрочную (до 3 дней) поездку, в том числе в Белоруссию, в случае нужды можно устно согласовать с благочинным. Но официально на любой отъезд за пределы епархии нужно брать благословение правящего архиерея.
5.1.4. Межприходская помощь
20 марта 2000 г. был выпущен циркуляр митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия от № 658:

«В связи с продолжающимся ростом количества открывающихся приходов в Московской Епархии, и необходимостью обеспечения должного попечения о восстановлении храмов, совершении богослужений и организации приходской жизни, многие священнослужители получают дополнительно послушание и назначаются настоятелями по совместительству. В обязанность благочинного вменяется постоянный контроль и помощь таким священнослужителям.

На Епархиальном собрании 20 декабря 2010 г. владыка митрополит рассказал об опыте межприходской помощи Видновского благочиния, где предпринимаются общие усилия по строительству храма в Троицке:

Постановлением Священного Синода от 4 октября 2012 г. (текст можно найти в Приложениях) духовенству запрещено участие в выборных органах государственного или муниципального управления на постоянной основе.

Участие религиозных организаций и духовенства в предвыборной агитации запрещается 57 ст. Федерального Закона от 20.12.2002 г. № 175-ФЗ, на что было обращено особенное внимание благочинных циркуляром № 1215 от 8 мая 2003 г. Указанную статью закона, в которой подробно перечислены все виды агитационной деятельности, можно найти в Приложениях.

В библиотеке каждого прихода и монастыря должны быть по возможности полные подборки Журнала Московской Патриархии и Московских Епархиальных Ведомостей.

«Настоящим вменяю в обязанность благочинных наблюдение за неукоснительным соблюдением канонического порядка при совершении таинства браковенчания в подведомственных им храмах.

Ввиду того, что заключение брака должно иметь имущественные и гражданские последствия, категорически недопустимо совершать венчание лиц не зарегистрировавшихся в органах ЗАГСа. Следует иметь в виду, что несоблюдение этого порядка может привести к нарушению правил 6 Вселенского Собора 87 и Св. Василия Великого 77, и противоречит 13 правилу Феофила Ар­хиепископа Александрийского.

Многие люди относятся в гражданской регистрации с пренебрежением, считая её пустой формальностью. Но не так смотрит на это Церковь. Конечно, верующие православные люди не должны начинать супружескую жизнь без церковного благословения, которое преподаётся в таинстве венчания. Но и невенчанный брак, если он совершён по законам государства, является законным. А для неверующих только такой брак и возможен.

То есть и в тот период священноначалие указывало духовенству во всех сомнительных случаях отказываться от венчания брака без документа о его регистрации, но в принципе венчание без регистрации не было предосудительным.

Был случай, когда сотрудники храма уговорили настоятеля обвенчать их до регистрации, а потом поссорились и тоже написали в Епархиальное управление, что хотят теперь церковного развода.

Иногда венчанием пытаются пользоваться аферисты. Известен случай, когда человек был расписан с одной женщиной, а обвенчан с другой. Был случай, когда замужняя женщина просила обвенчать её с любовником, не имея, кстати, намерения разводиться с законным мужем.

5.1.8. Использование церковной недвижимости
Во избежание недоразумений и конфликтов, а, тем более, необоснованного отчуждения церковной недвижимости митрополитом Крутицким и Коломенским был издан циркуляр № 1028 от 6 сентября 1996 г., в котором указывается:

«Строительство на церковной территории личных домов, как для настоятелей, так и для других лиц, а равно отчуждение церковных земель под личное строительство недопустимо.

1. при визитах Святейшего Патриарха;

2. при визитах Правящего или Викарного Архиерея;

3. на Епархиальных собраниях;


  1. Фамилия, имя и отчество.

  2. Год рождения.

  3. Место работы и занимаемая должность. Если представляемый к награде трудится в церковной организации – указать стаж работы.

  4. Какие имеет заслуги на поприще церковного, миротворческого, общественного служения или иные заслуги.

  5. Представлялся ли ранее к общецерковным наградам. Указать последние две уже имеющиеся общецерковные или епархиальные награды и дату награждения.

На собраниях благочинных Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий не раз устно благословлял, чтобы благочинные церковных округов и настоятели приходов награждали клириков и мирян окружными и приходскими грамотами.

При этом следует помнить, что награждать может только старший по положению младшего, а не наоборот. Например, ни настоятель, ни благочинный не может награждать секретаря Епархиального управления. Благочинный может награждать клириков и мирян своего округа, настоятель храма – клириков и мирян своего прихода.

Попутно заметим, что не только Церковь или органы государственной и муниципальной власти, но и любой гражданин, и любая организация, в принципе, имеют право заводить свои награды и пытаться вручать их по своему желанию. Но мы отнюдь не всегда обязаны их принимать. Принимая награду, человек этим самым признаёт положительную значимость для него награждающей личности или организации и то, что эта личность или организация в некотором отношении занимает относительного него более высокое положение. Если возникают сомнения, следует ли принимать награду от какого-то человека или организации, то лучше посоветоваться с благочинным или с Епархиальным управлением.
5.1.10. О дорожно-транспортных происшествиях

Всякий участник дорожного движения – и водитель, и пассажир, и пешеход – в какой-то мере подвержены риску. Но для священнослужителя, управляющего автомобилем, есть дополнительная опасность. Если он, управляя автомобилем, окажется участником дорожно-транспортного происшествия, в котором погибли люди, то в соответствии с 5-м правилом свт. Григория Нисского они следующие.

До выяснения обстоятельств катастрофы священнослужитель запрещается в священнослужении. Если выяснится, что его вины нет, то запрещение снимается (должность, надо сказать, восстанавливается не обязательно); если окажется, что есть хотя бы небольшая вина, то священнослужитель признаётся виновным в невольном убийстве и извергается из сана.

Высокопреосвященнейший митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий неоднократно напоминал об этом на собраниях благочинных и говорил, что духовенству не следует самому управлять автомобилями. Письменных циркулярных указаний не было. Однако есть в своё время опубликованная в Интернете на сайте Московской епархии резолюция митрополита Ювеналия на рапорте благочинного Клинского округа протоиерея Бориса Балашова.

Если уж некоторые священники и диаконы не следуют указаниям правящего архиерея и сами водят автомобили, то они, по крайней мере, должны стараться не нарушать правил дорожного движения, тогда вероятность того, что по их вине кто-то погибнет, будет минимальной.

На тему дорожно-транспортных происшествий имеется ещё один важный циркуляр №994 от 23.03.07 г.:

Впрочем, о необходимости срочно прибыть или прислать курьера Епархиальное управление обычно сообщает благочинным по телефону.

Курьеру следует иметь при себе удостоверение личности и доверенность. У курьеров, которых сотрудники Епархиального управления знают в лицо, обычно этих документов не спрашивают.

Важнейшие документы выдаются на руки только благочинным или тем лицам, которых они непосредственно касаются, под расписку.

Указы выдаются под расписку и только тем лицам, относительно которых они изданы.

Ставленые грамоты выдаются исключительно самим новорукоположенным священникам и диаконам под расписку.
5.1.12. Ещё раз о назначении на приходское служение
Хотя в разделе 2.2.3., комментируя положение Устава Русской Православной Церкви о том, что правящий архиерей назначает настоятелей, приходских священников и иных клириков, мы уже цитировали циркуляры митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на эту тему, здесь мы приведём их тексты полностью:
Циркуляр № 2796 от 27 августа 2007г.

БЛАГОЧИННЫМ МОСКОВСКОЙ ЕПАРХИИ

В качестве напоминания считаю необходимым вновь повторить, что в соответствии с каноническим правом ни настоятель, ни благочинный не имеют права без моего Указа принимать в качестве сверхштатных или помогающих священнослужителей заштатных клириков или клириков других епархий.


Обязан ли он быть не таким, как все? Какие запреты налагает священный сан? Позволительно ли духовенству быть богатым и откуда в Церкви мерседесы? Открывается ли священнику воля Божия о человеке и допустимо ли испрашивать его благословения на каждый шаг в своей жизни? О богатых и бедных среди священников, занятиях, совместимых и несовместимых с саном и подлинном предназначении вступившего на этот путь.

Откуда у священников мерседесы?

Теперь о марках автомобилей. Некоторые советуют священникам передвигаться чуть ли не на самокате или велосипеде, либо на автомобиле, которому тридцать или больше лет и который дольше чинится, чем ездит. Это тоже неправильно. Я служу в довольно небедном городе (особенно до войны). Однако среди нашего духовенства нет ни одного священника на мерседесе. Я не вижу таких священников, которых показывают по телевизору — что вот, у кого-то мерседес, у кого-то гелендваген, кто-то носит гуччи или армани. У нас таких нет.

Бывают такие священники, которые, получив от спонсоров или богатых родственников в подарок дорогое авто бизнес-класса, кичатся этим и не собираются пересаживаться в автомобиль поскромнее. Это вызывает негодование у людей: они не понимают, почему, не имея соответствующего собственного дохода, он ездит на таком дорогом авто. Как правило, такие люди — случайны в Церкви. Их немного, они выделяются из среды остальных священников, на них обращают внимание телерепортёры, каждый такой случай раздувается максимально сильно и широко освещается в прессе. Я тоже категорически против этого выступаю. Мне кажется, машина должна быть хорошей, надёжной, но недорогой. Я бы призвал таких священников подумать о том, что они вводят людей в смущение.

У большинства же священников автомобиль — просто его рабочая лошадка. Ланосы, шевроле, рено — самые обычные и скромные авто, которые на улицах города не вызывают никакого удивления. На таких ездят врачи, учителя, рабочие заводов. Посмотрите на авто вашего священника: как правило, оно среднего ценового сегмента.

Бывает, что человек приезжает в Святогорскую лавру и видит там множество дорогих авто. Он думает, что это всё машины духовенства. На самом деле на большие праздники в лавру съезжаются и очень богатые гости, и депутаты всех уровней. У лавры стоят их автомобили.

Многие смотрят, на каких машинах ездят архиереи и патриарх, которым авто бизнес-класса положено по статусу — для того, чтобы их воспринимали в высших кругах власти, где им приходится решать важные для Церкви вопросы, — и думают, что все абсолютно священники богаты. Но это не так. Поедьте в Озеряновский храм и посмотрите, в каких условиях там служит священник, в Никитовку, на Гольму, в Кондратьевку, на Бессарабку. Поверьте мне, ни о каких мерседесах там речи не идёт. Кто желает, приходите ко мне в гости. Я живу в самой обычной квартире, езжу на самой обычной машине и у меня нет никаких миллионов.

Представьте, если патриарх или митрополит приедет на таврии или на жигулях на встречу с президентом. Это вызовет только смех и непонимание. Патриарх — глава Церкви. По нему судят о всей Церкви — собрание ли это только каких-то малограмотных крестьян, бедняков, или же к ней почитают за честь принадлежать люди влиятельные, высоко эрудированные и успешные.

В Церковь всегда стремились приносить всё самое лучшее. Посмотрите на лампады в Храме Гроба Господня, на украшения киотов многих икон. Раньше киоты и лампады наших храмов украшали драгоценными каменьями и золотом, сегодня стараются покрыть даже дешёвый металл позолотой. Не допускалось, чтобы лицо Церкви выглядело нищим и убогим. Такие люди, как патриарх Сербский Павел, который ездил на троллейбусах — это исключение из правил. Подобные явления осуждают и обсуждают, пытаются принять или относятся с откровенным непониманием.

Теперь об одежде и богослужебных принадлежностях. Как и любая качественная вещь, они стоят определённых денег. Подрясники, например, стоят недёшево. У меня и многих других священников их два. Я их ношу по нескольку лет.

По интернету ходит фотография, где очень полный священник благословляет худенькую женщину. Все смеются и комментируют, но мало кто знает, что у этого священника очень тяжёлая болезнь — сахарный диабет, — из-за которой у него полнота. Людям это неинтересно, им нужно посмеяться. У многих священников нарушен обмен веществ: они проводят много времени на ногах. У кого-то сахарный диабет, у кого-то язва желудка. Большинство священников в нашей епархии — худые, а если у кого-то проблемы с весом, то, как правило, у него проблемы со здоровьем.

Толстых священников обвиняют в том, что они много едят, а прихожанам велят строго поститься. Это тоже надуманно. Никогда не позволю себе наложить на кого-то строгий пост. Наоборот, перед началом каждого поста я объясняю своим прихожанам, что поститься мы должны по силам. Я знаю, что точно так же поступают и все остальные священники, с которыми я общаюсь. Я также знаю, что все мои знакомые священники сами неукоснительно соблюдают посты. Они также строго соблюдают евхаристический пост перед каждой литургией.

Богатство — не порок?

Может ли вообще священник быть заметно богаче своих прихожан? Каждый священник, прежде всего, — человек. У кого-то есть талант к ораторству, и он становится популярным проповедником. Кто-то прекрасный строитель, кто-то организатор, и у него на приходе всевозможные кружки и разнообразные формы досуга. У кого-то есть предпринимательский талант, и он открывает на своём приходе производство иван-чая, натуральных восковых свечей или ещё чего-то. Если благодаря своим талантам священник смог заработать какие-то средства, его долг — тратить их, прежде всего, на нужды своего прихода. Если он будет тратить их только на свою семью, при этом его храм остаётся в плачевном состоянии, я это осуждаю.

Замечательно, если священник может заработать средства своим трудом. Главное — чтобы при этом на его приходе всё было отлично и там собиралась дружная община. Но если храм требует ремонта, не работает воскресная школа, нет библиотеки, а священник купит себе дорогое авто — на такого священника, в первую очередь, обратит внимание священноначалие и сделает ему строгий выговор.

Быть священником — легко?

С одной стороны, у городского священника при соборе больше обязанностей, послушаний и больше постных дней, чем у сельского. С другой стороны, священник в селе думает о том, как отопить храм, где взять средства на жалование сотрудникам из скудного храмового дохода. Говорить, что какому-то священнику легко служить, я бы не стал. Я служил и в соборе города Славянска, и на сельском приходе, могу сравнивать и утверждать, что лёгкого служения нигде нет.

Большое заблуждение — думать, что если в сельском храме службы проходят лишь раз в неделю, в остальное время священник там сидит и скучает. Я служу в прифронтовом посёлке Зайцево. Расскажу о том, как проходит неделя обычного сельского священника. Вечер пятницы и субботы — всенощное бдение, утро субботы и воскресенья — литургия. Среди недели — молебен. Участие в общегородских богослужениях в соборах. Обязательно богослужения во все праздники. Требы. Забота о каждом члене общины. Постоянная забота о том, чтобы достойно содержать свой храм. Где найти средства на то, чтобы отопить здание? Как выплатить в срок жалование хористам, свечницам, просфорнице? А если зданию нужен ремонт?

Я бы не сказал, что это чересчур лёгкий труд. Если кто-то желает попробовать себя на этом поприще — пожалуйста, милости просим. Окончите семинарию и приезжайте служить в село. Это работа с самой скромной зарплатой и очень многими обязанностями.

У каждого священника нашей епархии есть социальная карта прихода, где отмечены детские дома, садики, школы, больницы, интернаты для престарелых людей и инвалидов, исправительные колонии и прочие учреждения, которые он обязан посещать. Не просто приезжать раз в неделю послужить, а принимать самое активное участие в их жизни и откликаться на их нужды. Многие священники ведут занятия по христианской этике в школах, выступают перед студентами иняза и других учебных заведений.

Кем может быть священник?

Зачастую священник сегодня не только не владеет мерседесами и прочими предметами роскоши, но и вынужден работать ещё кем-то для того, чтобы прокормить свою семью. При этом есть работа, совместимая с саном священника, и несовместимая с ним по моральным соображениям. Например, священнику нельзя быть актёром. Лицедейство не подобает священному сану. Такие примеры, как Иван Охлобыстин, всегда будут вызывать общественный резонанс. Я ни в коей мере не пытаюсь осуждать его жизнь, но лично для меня эти профессии несовместимы.

То же касается депутатской, судебной, прокурорской должностей. Священник не может судить и иметь властных полномочий. Это каноническое правило. Не всяким бизнесом ему можно заниматься. Бизнес, основанный на спекуляции, ростовщичестве для священника неприемлем. Мне никогда не встречались священники-полицейские или пожарные. Я думаю, что священник не сможет заниматься такой работой, которая будет отнимать практически всё его время. Как говорится, Богу Богово, а кесарю кесарево.

Некоторые думают, что священнику нельзя работать врачом, чтобы ненароком не убить человека. Но у нас на слуху прекрасный пример ведущего хирурга, по учебникам которого продолжительное время преподавалась гнойная хирургия — святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Сегодня он причислен к лику святых. Очень много прославленных Церковью святых угодников тоже были врачами.

Священник может обороняться от преступников, защищать свою или чужую жизнь. Если он видит беззаконие, угрозу жизни кому-либо, как гражданин, он обязан этому помешать. Я не вижу необходимости священнику носить оружие, но вызвать полицию и помешать преступнику — его святая обязанность. Помимо того, что он священник, он также и законопослушный гражданин.

Что будет, если, обороняясь, священник убьёт человека? Такие вещи рассматривает церковный суд. В Евангелии сказано: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15:13). Многие священники принимали участие в обороне городов и сёл в годы Великой Отечественной войны. Говорить о том, что священник не может противиться преступлению и должен подражать примеру преподобного Серафима Саровского, подчинившегося разбойникам, было бы неправильно.

Не боятся священники и водить автомобиль, хотя это тоже связано с риском для жизни. Единственное, если священник едет причащать больного, желательно посадить за руль кого-то другого, потому что он должен быть сосредоточен только на Святых Дарах, которые везёт.

Я знаю священников, которые владеют несколькими языками и занимаются переводами. Некоторые пишут статьи и даже художественные книги. Сельские священники стремятся что-то делать своими руками. Они вырезают из дерева двери, рамы, делают мебель. Священник может возглавить иконописную мастерскую, цех по производству свечей. Есть священники, которые работают в школе или даже подрабатывают в такси, чтобы выжить.

Не доисторический динозавр

Может ли священник заниматься спортом или быть болельщиком? Есть азартные виды спорта, где делают ставки, играют на деньги. Тогда человек волей-неволей впадает в грех. Болеть за любимую команду тоже можно по-разному. Если есть раздражение, гнев, злость, агрессия, это неприемлемо. К самому спорту я отношусь с большим почтением. С детства я занимался футболом, посещаю бассейн. Здесь нет запретов.

То же касается и выхода священника в интернет. Сегодня в соцсетях мы видим массу не просто священников, но и монахов, иеромонахов, архимандритов, епископов и митрополитов. Они активно несут свою миссию проповеди о Христе через интернет. Очень важны форумы, где священники могут узнать мнение других по тем или иным актуальным современным вопросам, разные точки зрения.

Сегодня весомая часть общественного служения священника приходится на интернет. Задать священнику вопрос в интернете гораздо проще, чем уделить этому время в реальной жизни, приехав в храм и дождавшись, когда у него появится свободное время.

Распространённый образ семьи священника в сознании многих верующих — супруга в длинной серой одежде до пят и куча детей. Неверно считать, что священник должен иметь много детей, осуждать его за малодетность или бездетность. Этим мы уподобляемся иудеям, которые осуждали родителей святого пророка Иоанна Предтечу и других праведников за бездетность. Всё совершается в нашей жизни по воле Божией.

Часто Господь испытывает веру людей и даёт им детей в более позднем возрасте. Семья священника не может, например, как думают некоторые, рожать каждый год по ребёнку. Не допуская и мысли об аборте, священник и его супруга заботятся о своём здоровье и знают физические силы своего организма.

Стиль священника и его семьи в обычной жизни тоже может быть достаточно современным и при этом оставаться скромным. Например, носить длинную бороду вовсе не обязательно. Это форма миссионерской проповеди: православный — не значит древний динозавр.

И не святой с иконы

В обычной жизни мы ничем не выделяемся среди остальных людей. Нам можно держать домашних животных. Например, у меня в квартире живёт маленькая собачка. На отдыхе мы ходим в футболке и шортах. Я знаю некоторых, которые купаются и ходят по пляжу только в подряснике и вызывают этим шок и недоумение у окружающих. Они заходят в воду, а подрясник плавает вокруг них таким чёрным кругом. Люди рядом не понимают, что происходит и зачем это нужно. Так делать вовсе необязательно.

Если погода жаркая и я не за рулём, я могу выпить бокал холодного пива. Зайти в ресторан, бар или кафе. При этом священник всегда остаётся священником. Если он видит в каком-то месте распутство, неподобающее поведение остальных отдыхающих, слышит непристойную музыку, он должен уйти: священнику недостойно находиться в таком месте. Но послушать хорошую музыку, посмотреть хороший фильм он может.

Нет запрета православному священнику общаться с инославными, в том числе духовными лицами, посещать с целью экскурсии инославный храм, мечеть или синагогу. Есть запрет на совершение богослужений в этих местах. Многие православные паломники посещают католические храмы, где хранятся мощи наших святых.

Конечно, многие вещи, которые разрешены мирянину, священник себе позволить не может. Это касается выбора занятий, посещения различных мест. Священник не будет танцевать у всех на виду на общественной дискотеке.

В остальном священник — такой же человек, как и все. Он может смотреть любые фильмы и читать любые книги. Здесь он руководствуется теми же нравственными законами, что и мирянин. Я, допустим, очень люблю фантастику. Апостол Павел сказал: Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6:12).

Священник — самый обычный человек, а не святой с иконы. Мы не католики и не верим в непогрешимость кого-либо. Считать православного священника прозорливцем, специалистом в любой области, требовать, чтобы он вмешивался в чужую семейную жизнь и решал за людей их вопросы, связанные с работой или воспитанием детей — абсолютная глупость. Привлекать священника буквально во все области своей жизни, спрашивать, куда поступить ребёнку и когда посеять хлеб, какой купить телевизор не стоит. Священник — не специалист во всех областях. Его задача — служить у престола Божия, совершать Божественную литургию, проповедовать Христа и нести те послушания, которые возложены Церковью.


Время священника принадлежит труду во славу Бога. Но помимо церковного служения у каждого представителя духовенства есть и своя, частная жизнь. И если канонические действия четко определены и расписаны, то поведение священников в миру порой вызывает споры и неоднозначную реакцию общества. Православная церковь строго регламентирует практически все аспекты жизни своих последователей. И помимо множества запретов, которые налагает на человека сан священника, русские попы обладают и некоторыми правами, недоступными для представителей других религиозных конфессий. Так что же батюшкам разрешено?

Жениться

В принципе, по большому счету, православные священники вправе делать все, что прямо не противоречит религиозным заповедям, хотя и с существенными оговорками. Например, в отличие от католических святых отцов наши батюшки могут жениться. Такое решение было принято иерархами церкви на Первом Никейском Вселенском соборе, который состоялся в 325 году.

Еще во время учебы в духовной семинарии или сразу после получения образования будущий священник женится, если он не принял решение постричься в монахи. Попадьей может стать лишь православная девушка, ранее не состоявшая в браке. Только женатый выпускник духовной семинарии принимает сан священника и получает направление в тот или иной приход.

Считается, что крепкая семья убережет батюшку от греховных помыслов. А кроме того, женатый поп лучше понимает проблемы и чаяния своих прихожан, связанные с отношениями в семье, рождением и воспитанием детей.

Кстати, разводиться или вступать в повторный брак православный священник не может, также как и пользоваться контрацептивами.

Пить водку

Если ислам, например, предполагает полный запрет употребления алкогольных напитков, то христианство смотрит на рюмку-другую вполне лояльно. Батюшке тоже не грех выпить, но в меру. Разумеется, делать это можно лишь в дозволенные дни (не во время поста).

Впрочем, мнения различных религиозных деятелей разнятся в данном вопросе. Одни считают, что священник, употребляющий вино или водку на глазах своих прихожан, подает тем самым дурной пример пастве. Некоторые епископы призывают нижестоящее духовенство вести трезвый образ жизни.

Но в православной церкви есть и сторонники умеренного потребления алкоголя, которые ссылаются на то, что сам Иисус Христос не отказывался от вина, а во время таинства Евхаристии принято пить кагор, символизирующий кровь Спасителя. Иоанн Златоуст и другие церковные мыслители не отрицали употребление алкогольных напитков, призывая священников лишь знать в этом меру.

А вот курить русским попам нельзя. Данный запрет был введен в ХХ веке, когда стало известно, что эта привычка очень вредна для здоровья. Интересно, что в Греции и на Ближнем Востоке многие православные священники курят, им можно дымить сигаретами.

Заниматься политикой

В 2011 году Архиерейский собор РПЦ разрешил священникам заниматься политической деятельностью. Правда, батюшки могут баллотироваться в органы представительной власти лишь для того чтобы противостоять партиям, продвигающим идеи, несовместимые с православием. Однако быть членами политических партий или занимать официальные должности в органах власти попам запрещено.

Купаться

Согласно церковному канону, батюшкам нельзя посещать общественные бани. Но никто не осудит священника, если он во время отпуска вместе с семьей придет на пляж, чтобы искупаться в море.

Правда, лучше если никто из паствы не увидит духовного отца полуголым. Считается, что нагота представителя церкви может смутить прихожан.

Ездить за границу

Поездки за границу во время отпуска тоже не возбраняются. Однако предпочтительнее, если путешествие совмещается с паломничеством по святым местам, посещением иностранных храмов, знакомством с культурой и традициями того или иного народа. При этом священник должен исполнять все обязанности, возложенные на него саном.

Участвовать в спортивных состязаниях

Несмотря на то, что профессиональный спорт запрещен служителям церкви, они вправе заниматься этим видом деятельности на любительском уровне. Исключение составляют боевые единоборства, поскольку такие поединки могут стать причиной травмы или даже смерти противника.

Играть в нарды, шашки или карты на деньги также предосудительно, поскольку эти занятия вызывают в людях азарт, побуждают их к греху. Все остальные виды спорта разрешены. Можно, например, погонять мяч с друзьями или организовать секцию настольного тенниса, или сходить в тренажерный зал.

Модно одеваться

Священники имеют право модно одеваться, находясь за пределами храма. В светском обществе, чтобы не привлекать к себе лишнего внимания, поп может позволить себе выглядеть соответственно. Разумеется, одежда священника должна быть приличествующей его духовному сану.

Если в дореволюционное время батюшка был обязан всегда носить рясу, не стричь волос и бороды, то сейчас вопрос своего внешнего вида в свободное время каждый служитель церкви решает для себя сам.

Быть богатым

Православная церковь не считает богатство грехом, таковым является жадность. Если священник получил, например, большое наследство, то он не должен от него отказываться. Напротив, считается благом, что у человека есть возможность благополучно жить, достойно содержать семью и помогать нуждающимся.

А вот заниматься стяжательством, стремиться к наживе батюшке запрещено. Предосудительно и демонстрировать прихожанам атрибуты обеспеченной жизни (ездить на дорогих иномарках, носить массивные ювелирные украшения и т.п.), чтобы не вводить людей в искушение.

Подрабатывать

В свободное время, если в этом есть нужда, священник вправе подрабатывать. При этом он не может:

  • занимать должности в органах власти и судебной системы;
  • служить в армии или других силовых структурах;
  • лечить людей;
  • быть сотрудником кредитной организации;
  • получать зарплату в казино, питейном заведении, ночном клубе;
  • стать егерем.

Все остальные виды деятельности, не противоречащие заповедям, разрешены.

И хотя русские попы не вправе заниматься бизнесом, направленным на получение прибыли, батюшка может, например, продавать изделия декоративно-прикладного творчества, сделанные своими руками.

Ходить в театры и рестораны

Разумеется, в дни строгого поста любые развлечения запрещены. Но в другое время священнику не возбраняется сходить в театр на приличное представление, несмотря на то, что христианство считает актерскую игру грехом, поскольку любое лицедейство – вид обмана.

При посещении ресторана в дни поста батюшка не может заказывать определенные блюда. А вот ходить в питейные заведения, бары, казино, ночные клубы священнослужителям запрещено в любое время. Танцевать на дискотеках и развлекаться на рок-концертах тоже нельзя.

Творить

Одним из путей самосовершенствования души является творчество. В свободное от церковной службы время русский поп может заниматься искусством, но только в качестве хобби. Например, никто не запретит батюшке фотографировать пейзажи или сочинять рассказы для детей.

В идеале талант служителя церкви должен быть направлен на богоугодное дело. Например, музыкант или певец может реализовать свои способности в церковном хоре, художник – писать картины на поучительные библейские сюжеты, декоратор – участвовать в реставрации храмов.

Но есть и ограничения. Священник не может заниматься сценическим искусством, эстрадным вокалом, танцевать.

Рыбачить

Поскольку апостолы Петр, Иоанн, Андрей, Фома были рыбаками, то этот вид досуга не запрещен для попов. Правда, ловить можно только на удочку. Использование браконьерских орудий ради наживы несовместимо с саном священника. Да, это и незаконно.

А вот охотиться батюшка не может, поскольку ему нельзя причинять вред тварям Божьим.

Пользоваться интернетом

К техническому прогрессу у религиозных людей настороженное отношение, поскольку не все изобретения приносят благо. Священникам можно заходить в интернет для того чтобы искать в сети религиозную литературу, посещать сайты приходов, вести миссионерскую деятельность, разъяснять молодежи духовные аспекты православия.

Аккаунты служителей церкви в социальных сетях могут быть использованы для общения с друзьями, родственниками и коллегами. А если в интернете ведется трансляция богослужения, то прихожане должны быть уведомлены об этом заранее.

Играть в компьютерные игры батюшкам запрещено, а заглядывать в интернет для развлечения считается делом предосудительным.

Уже не за горами новогодние каникулы. С одной стороны, если не отдыхать, можно надорваться — примеров много. Но в отпуске мы неизбежно расслабляемся. Не греховно ли такое времяпрепровождение? Может. лучше поехать на это время в монастырь? В чем смысл отпуска? Как надо отдыхать православному? С этими вопросами мы обратились к клирику храма Флора и Лавра на Зацепе (Москва), духовнику воскресной школы священнику Григорию КОВАЛЕВУ

СПРАВКА: Священник Григорий КОВАЛЕВ родился в 1959 году в Москве. В 1982 году окончил Московский лесотехнический институт. Работал охотоведом под Магаданом и в подмосковных заповедниках. В 1989 году рукоположен архиепископом Костромским и Галичским Александром. Служил в сельских храмах Костромской и Нижегородской епархий. С 1999 по 2001 год служил в храме Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском (Москва), с 2001 года — клирик храма мучеников Флора и Лавра на Зацепе (Москва). Духовник воскресной школы при храме. Мастер спорта по подводному плаванию. Отец четверых дочерей и троих сыновей.



Съездить в святые места, помолиться на монастырской службе полезно. Но лучше ехать не группой, а с семьей или одному (но только не в ущерб миру в семье)

Если есть возможность съездить посмотреть мир, почему бы нет? Это расширяет кругозор. Чего не скажешь о легком чтении. Легкая литература точно неполезна, она возбуждает в человеке дух праздности, а на отдыхе этому сама обстановка соответствует. Но если человек всегда читает такие книги, вряд ли он в отпуске изменит своей привычке. Это уже не привычка, а страсть.

Также ничего хорошего нет в современных танцах. Во-первых, они совсем не целомудренны, во-вторых, музыка, играющая на дискотеках, вредна для здоровья. Сколько децибел обрушивается там на наши уши! Это небезопасно и для нервной системы, и для слуха, развивает агрессию. Любой врач вам это скажет.


Мне кажется, не надо им себя насиловать, переделывать, лучше просто найти активное хобби; например, что-то мастерить на досуге. От свободного времени все равно не убежишь, так пусть человек, если не может без работы, меняет вид деятельности. Смена деятельности – тоже отдых, но одновременно он и без работы сидеть не будет. Мне кажется, для трудоголиков это оптимальный вариант.

— А могут ли супруги отдыхать врозь, отдельно?
— Этот вопрос супруги должны решать сами. Если по обоюдному согласию, почему бы нет? Греха я не вижу. Люди все разные, на чьих-то взаимоотношениях такая краткая разлука может сказаться благотворно. Бывают и объективные причины — время напряженное, не всегда удается мужу и жене уйти в отпуск одновременно. На Афон жену не возьмешь. Правда, там, рядом с полуостровом, есть светская зона отдыха. Причем близость монастыря сказывается — нет там курортной вольности, построже как-то все. Вот моя матушка оставалась в этой зоне со своей подругой, а я несколько дней провел в монастыре.

— Вообще отдых священника отличается от отдыха мирянина? От чего больше всего устают священники?
— Физически, безусловно, от долгого стояния. Недаром у священников так распространены венозные болезни ног. А морально, наверное, от однообразия действий. Это касается, прежде всего, исповеди, треб. Особенно в городах, где приходится исповедовать долго, на требы ездить часто. За год усталость накапливается. И, если говорить о семейных священниках, невозможность нормально отдохнуть с семьей. Для нас суббота-воскресенье — самые напряженные дни, в будни же мы иногда бываем свободны, но тогда домашние работают или учатся. Для семейного священника отпуск – едва ли не единственное время для нормального отдыха с семьей.

А чем отличается отдых священника? Я люблю съездить с семьей к морю, там много ныряю, отдаю дань прошлому — в молодости серьезно подводным плаванием занимался. Чаще всего под Анапу, есть у меня там любимое место. Приезжаем с палаткой. Но был и на цивилизованных курортах и там несколько раз невольно наблюдал, как семьи священников (видно было, что это они) по полдня искали место, где их никто не увидит, сооружали какие-то простынные ограждения, выскакивали оттуда в море и тут же обратно. Странная картина, бросающаяся в глаза. Ну можно же найти место немноголюдное, спокойно отдохнуть с семьей, искупаться, не привлекая к себе внимание.



Многие священники любят рыбалку

Знаю, что очень многие священники любят рыбалку. Это едва ли не самый популярный отдых у современных отцов. В общем, нормально отдыхаем, по-человечески!

— Вы еще раз напомнили, что у священников на неделе бывают свободные дни. У работающих на пятидневке мирян таких дней нет, и в результате возникает проблема отдыха не в отпуске, а в течение всего года. В субботу всенощная, в воскресенье литургия. Получается, что у православных нет выходных. Как быть?
— Очень сложный вопрос. Я сам часто сочувствую мирянам. Наверное, для них допустимо иногда пропустить вечернюю службу, что многие и делают. Мы не можем запрещать причащаться только из-за пропуска всенощной. Некоторые и на литургии не каждое воскресенье бывают. Формально это нарушение четвертой заповеди, но все зависит от причин. Господь видит сердце человека. Начнет человек расслабляться внутренне, говорить себе, что раз он так тяжело и много работает, ему достаточно в храм раз в месяц (два, три, полгода, год) прийти, станет ходить все реже и реже, если вообще не уйдет из Церкви. Надо стремиться к регулярному посещению храма, воскресной службы, но не как к формальному выполнению закона. В сердце должен быть Бог. Молиться не забывайте.

А не успевают отдохнуть и сделать домашние дела не только православные. Проблема современного человека в неумении остановиться, сбавить темп. Наступил вечер пятницы, надо, говоря автомобильным языком, переходить на вторую скорость. А мы не умеем, и все выходные у нас проходят на той же пятой скорости. В итоге в понедельник никакого ощущения отдыха нет, в голове кавардак, всех дел все равно не переделали, и никакой перспективы. В следующие выходные все повторяется. Единственный выход из этого тупика — учиться снижать скорость.

Читайте также: