Засчитывается ли стаж работы в киргизии в россии

Обновлено: 28.04.2024

Мне приходит много просьб рассчитать пенсию и помочь советом от людей, которые приобретали свой стаж до 2002 года, да и после него, в бывших республиках СССР.

Что хочется отметить в первую очередь? Стаж в бывших союзных республиках до 2002 года и после этой даты, по моему мнению, не может весь считаться стажем в другом государстве. Это моё личное мнение, основанное на самом простом постулате: До определенной даты каждое из ныне независимых государств было частью единой страны. Поэтому предлагаю для начала вспомнить, в какие даты, и в каком порядке выходили наши союзники из состава нашей бывшей чудной огромной Родины.

Обратила внимание, что наши "знайки" из ПФР стаж до даты выхода республики из состава СССР считают почему-то стажем иностранного государства, и пытаются применить к нему соглашения и договоры между РФ и каждого из перечисленных государств.

Согласна, сегодня это иностранные государства. Но государствами-то они стали только с даты выхода из состава СССР. Поэтому думаю, что без всяких обиняков, стаж, заработанный до даты отсоединения любой из республик не может считаться стажем иностранного государства.

Любой, кто зарабатывал свой стаж до 2002 года на территории любой из республик, должен обязательно помнить и знать такую вещь, что он имеет право отказаться от применения норм договора между РФ и страной нынешнего проживания, выбирая для себя более выгодный вариант расчета стажа, заработка, и, соответственно, пенсии.

Но важно понимать и такой момент: практически везде встречается фраза, что если человек отказался от расчета пенсии с применением норм такого международного договора, это решение окончательное, и отмене не подлежит. Поэтому, господа, СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬТЕ.

Однако часто встречаются ситуации, когда даже и не знаешь, смеяться или плакать.

Одной из обратившихся ко мне девушке стаж на территории Эстонской СССР 1984-1987 годов посчитали, как стаж другой страны. И начали под этим соусом подтягивать договор с Эстонией, хотя она с 1993 года живет в России. Казалось бы чего проще, не брать в расчет стаж (тем более, что там был период ухода за детьми) с 20.08.1991 до момента переезда в Россию. Так они его и не взяли, мотивировав, что дети-двойняшки родились на территории уже суверенной Эстонии. Однако при расчете пенсии работники пенсионного фонда ухитрились не только уменьшить её ПК в РФ из-за стажа менее 20 лет до 2002 года, но потом ещё второй раз уменьшили ПК, применив понижающий коэффициент, так как на территории Эстонии (а по факту - СССР, преемницей которого является Россия) у неё, естественно, не было полных двадцати лет. Народ, ну вот это уже, по-моему, полный маразм. Это однозначно, совершенное непонимание работниками ПФР законодательства, как на уровне РФ, так и на международном уровне.

Второй случай, который разбирала сегодня, тоже очень непрост. Девушка работала на территории Молдовы, потом в РФ, а сейчас с 2015 года живет в Беларуси. Пенсию назначили в 2017 году по возрасту. Эти два года до пенсии человек не работал на территории бацьки. У меня сразу возник вопрос, договор с какой страной должен быть применен при расчете её пенсии. На территории Беларуси она только проживает, а работала-то в Молдове. То есть для расчета её пенсии учитывается стаж в России и в Молдове. Работники же пенсионного фонда всучивают человеку условия договора с Белоруссией. Ну при чем тут Белоруссия, если гражданин туда просто уехал на ПМЖ. Работал-то он в России и в Молдове. Значит и применяться должен договор с Молдовой. Мы этот вопрос попробуем разрешить в пользу подписчицы. Придётся побороться, мне так кажется.

Вывод, который я сделала из всех этих ситуаций: прежде, чем Вам назначат пенсию, если Вы работали на территории бывшей союзной республики, попросите рассчитать пенсию по всем возможным вариантам, выберите вариант, который будет давать большую пенсию. чем все остальные, и только потом либо отказывайтесь от применения международного договора, либо соглашайтесь. Но не торопитесь!

На сегодняшний день пенсионная система Киргизской Республики пребывает в весьма плачевном состоянии из-за дефицита государственного бюджета. В 2022 году базовая пенсия резидентов Киргизской Республики составляет 1500 сом (сом – национальная валюта Киргизии).

Деньги Киргизии

Напомним, что прожиточный минимум в этом государстве был установлен на отметке около 5 840 сом в месяц. Это значит, что минимальное пенсионное пособие ниже утверждённой потребительской корзины.

Люди уезжают из Киргизии с целью трудоустройства и заработка денег. Соответственно, только малая толика таких личностей перечисляет налоговые платежи. Основная же часть работающих мигрантов получает зарплату в конвертах, соответственно никаких налогов не отчисляет. Россияне тоже не спешат помочь поднять экономику страны, хотя виза для въезда в Киргизию не нужна

Самые высокие пенсионные пособия достигают 900-1000 долларов. Это примерно 75 тысяч сом. Такие пенсии получают работники прокуратуры и военные.

Пенсионный возраст

Классификация пенсионных пособий

Согласно действующему законодательству в этой стране различают такие способы накопления пенсионных пособий:

Выплата пенсии

  1. Солидарно-распределительная схема. Данный способ подразумевает выплату пособий из тех отчислений, которые вносят трудоспособные граждане Республики. Проще говоря, это тот же самый Пенсионный Фонд.
  2. Условно-накопительная схема. Эта схема подразумевает накопления в негосударственных фондах. Имеется в виду, что резидент Киргизии может на протяжении минимум 7 лет отчислять собственные средства на свой накопительный счёт. Когда он выйдет на пенсию, то ранее уплаченные платежи ему возвращаются вместе с государственной пенсией.

Из чего состоит пенсионное пособие

Стоит заметить, что каждое пенсионное пособие в КР состоит из 3 частей:

  • 1 часть – базовая. Она начисляется исходя из трудового стажа. При выходе на заслуженный отдых гражданин получает 1500 сом (20 долларов).
  • 2 часть – первая страховая. На эту часть пособия могут рассчитывать лишь лица, которые имеют трудовой стаж до 1996 года. Эта часть пособия не имеет фиксированной суммы. Она исчисляется по следующей формуле:

Паспорт Киргизии

Среднемесячный оклад за любые 5 лет умножается на количество отработанных лет. Полученная сумма умножается на 1 процент. Результат и является прибавкой к пособию.

  • 3 часть – вторая страховая. Эта часть пособия начисляется лишь в том случае, если гражданин Киргизской Республики вносил налоговые платежи в государственный бюджет в период с 1996 года.

Размер налогового платежа в социальный фонд рассчитывается так: из ежемесячного оклада высчитывается 17,5 процента; из получившейся суммы вычитается ещё 15 процентов. Сумма, которая получилась в итоге, и является взносом в Социальный фонд страхования.

Другие виды пенсий

Помимо пенсии по возрасту, граждане Киргизской Республики могут получать некоторые пособия:

Надбавки к пособию

Все надбавки к основному пенсионному пособию начисляются Социальным фондом страхования. На получение надбавки могут рассчитывать:

  1. Участники ВОВ, имеющие от 1 до 3 группы инвалидности.
  2. Личности, возраст которых старше 80 лет.
  3. Почётные доноры.
  4. Пенсионеры, не имеющие детей и родственников.
  5. Люди, которые побывали в концлагерях в несовершеннолетнем возрасте.
  6. Лица, которые проживали в Ленинграде во время Блокады.

Размер надбавок колеблется от 200 до 470 сом.

Негосударственное пенсионное страхование

Под негосударственными фондами пенсионного страхования подразумеваются фонды, куда граждане Киргизии отчислят собственные денежные средства для получения в дальнейшем прибавки к государственному пособию.

Негосударственный пенсионный фонд КР впервые был создан в 1998 году. На сегодняшний день он активно работает, более 2 тысяч лиц являются его участниками. Пособия же получают около 500 человек.

Ежемесячно в такой фонд стоит вносить не меньше 100 сом. Минимальный период для вкладов составляет 7 лет. Существуют программы, рассчитанные на разное количество времени: 10, 15, 20 и 25 лет.

Трудовые мигранты и предприниматели

Те, кто трудится за пределами Республики, согласно закону не могут осуществлять платежи в социальный фонд. Поэтому оформить пенсионное пособие для таких граждан будет весьма сложно. Но для таких категорий лиц существует выход. Они должны перечислить средства на накопительный счёт. Переводимые средства будут служить в дальнейшем пенсионным пособием.

Частные предприниматели также обязаны вносить ежемесячный налоговый платёж в государственный бюджет. Сумма платежа варьируется от 2 до 4 процентов.

Прогнозы

Если в скором времени правительство Киргизский Республики не примет меры и не введёт новые реформы относительно обязательного пенсионного страхования, то уже через 10 лет государство будет не в состоянии выплачивать пособия своим гражданам. Цены в Киргизии по сравнению с доходами несоизмеримо высокие.

В будущем правительство планирует провести реформу, направленную на отдаление Республики из пенсионной системы. Планы чиновников направлены на создание негосударственной пенсионной системы – пенсии будут выплачиваться не из государственного бюджета, а из негосударственных пенсионных фондов. При этом стоит понимать, что все средства в этот фонд будут поступать только от человека, который в будущем и будет получать пособие.

В 2021 году вступило в силу новое Соглашение по вопросам выплаты пенсий гражданам государств, входящих в Евразийский экономический союз. Оно решит проблемы многих граждан, которые платят страховые взносы в другой стране, но не могут претендовать на пенсию оттуда. Мы разобрались в ситуации и рассказываем главное о новом документе.

Пенсии по территориальному и пропорциональному принципу

Согласно законодательству России, право на пенсию и ее сумма определяются страховым стажем и взносами на пенсионное страхование. Но это касается только периодов после 2002 года, а за более ранние периоды пенсионные права рассчитываются по более сложной схеме (с учетом стажа и средней зарплаты).

Но есть еще один важный момент: до и после распада СССР у многих россиян был трудовой стаж в других союзных республиках, а потом – странах СНГ. Чтобы как-то упорядочить пенсионные права, в 1992 году на уровне СНГ было подписано специальное Соглашение касательно начисления пенсий. Его общие положения касательно россиян такие:

  • за периоды до 1991 года стаж работы в любой республике СССР включается в трудовой (страховой) стаж для начисления пенсий;
  • за периоды с 1992 по 2001 годы учитывается стаж, полученный в государствах, подписавших Соглашение;
  • с 2002 года в стаж учитываются только те периоды, когда за будущего пенсионера шли отчисления в Пенсионный фонд России.

Проблема была в том, что это Соглашение подписали не все постсоветские страны – среди подписантов были Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина.

С другими бывшими союзными республиками позже были подписаны отдельные соглашения:

  • Молдавия – в 1995 году;
  • Грузия – в 1997 году;
  • Литва – в 1999 году;
  • Латвия – в 2007 году;
  • Эстония – в 2011 году.

Как можно увидеть, до сих пор не заключено соглашение с Азербайджаном, но со всеми остальными бывшими республиками СССР такие договоренности существуют.

С Белоруссией в 2006 году было подписано новое Соглашение по принципу пропорциональности – по нему для граждан обеих стран гарантируется выплата пенсии, заработанной в обеих странах, а за советский период пенсионные права рассчитываются, исходя из государства проживания.

Новое соглашение ЕАЭС

Поскольку действующие соглашения (за исключением Белоруссии) лишали граждан права на пенсию в случае работы после 2002 года в другом государстве, это было серьезной проблемой. И только в декабре 2019 года стало ясно, что проблема будет решена.

В Санкт-Петербурге было подписано соглашение между странами-членами Евразийского экономического союза, куда кроме России входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения. Это соглашение в течение 2020 года ратифицировали парламенты всех стран-участниц, и с января 2021 года оно вступило в силу.

Если говорить кратко, новое соглашение распространяет принцип пропорциональности на все страны ЕАЭС. По сути, теперь в любом государстве из этих пяти можно оформить пенсию, заработанную в любом другом государстве ЕАЭС, причем если стаж был в двух или более государствах, каждое будет платить свою долю пенсии.

Итак, общие черты нового соглашения таковы:

  • в России оно касается страховой пенсии (включая фиксированную выплату) и накопительной пенсии. Социальные пенсии в Соглашение не входят;
  • оформлять пенсию, заработанную в другой стране, можно в Пенсионном фонде России (и дата обращения в ПФР считается датой обращения в зарубежный фонд);
  • выдавать пенсию может как Пенсионный фонд страны проживания, так и страны, которая назначает эту пенсию;
  • иностранцы, за которых перечисляются страховые взносы, имеют равные права на пенсию с гражданами страны;
  • в России фиксированная выплата полагается только тем, кто проживает на территории РФ (то есть, за границей российская пенсия будет выплачиваться только за пенсионные баллы);
  • при назначении пенсии учитывается стаж в стране проживания, а если его недостаточно – то во всех остальных странах (но только если он не учитывается при назначении другой пенсии).

То есть, для оформления пенсии в другой стране не придется выезжать со своего места жительства – заявление можно подать в Пенсионный фонд по месту проживания. Но придется собирать справки о стаже из другой страны (в соответствии с законодательством страны проживания).

Однако касательно стажа и суммы пенсии есть достаточно много разных особенностей, которые нужно знать.

Особенности расчета стажа и суммы

Новое Соглашение частично решает этот вопрос. Так, пенсию будет начислять та страна, в которой получен стаж, причем по своим собственным правилам. То есть, если гражданин Белоруссии заработал пенсию и в России, и в Белоруссии, то получать ее он будет от обоих государств. Правда, фиксированную выплату (базовую часть, и т.д.) ему будет платить только та страна, где он живет.

Что касается стажа и пенсионных прав, то будут работать следующие положения:

  • если стажа для назначения пенсии в конкретной стране, то можно зачесть и стаж из других стран . Главное – чтобы те же периоды не учитывались при назначении пенсии в других странах;
  • при назначении российской пенсии будет учитываться стаж , полученный на территории СССР и РФ;
  • пенсионные баллы (коэффициенты) в России будут рассчитываться по существующим правилам. Но если их не будет хватать, пенсионеру начислят по 1 баллу за каждый год работы в любой из других 4 стран ЕАЭС. Причем рассчитываться они будут вплоть до месяцев (1/12 балла) и дней (1/360 балла);
  • льготный стаж , полученный в одной стране, в другой льготным не считается (но засчитывается в общий стаж);
  • чтобы оформить пенсию по законодательствую конкретной страны , нужно иметь в ней не менее 12 месяцев трудового стажа (кроме накопительных пенсий, пенсий по инвалидности и потере кормильца);
  • если для назначения пенсии по инвалидности нужно пройти освидетельствование, это можно сделать по месту жительства бесплатно, или даже заочно.

Правда, не все так идеально – каждая страна будет платить свою часть пенсии за стаж, сформированный после вступления в силу соглашения (то есть, с 2021 года). А за периоды до этого будут действовать прежние правила – в том числе соглашения СНГ и с другими странами.

Еще важный пункт – признание документов, необходимых для назначения пенсии. Так, Соглашение предполагает, что документы каждой из 5 стран будут признаваться в остальных странах без дополнительных процедур. Но при этом Пенсионный фонд конкретной страны может попросить заявителя предоставить нотариально заверенный перевод документов на государственный язык.

Таким образом, новое Соглашение позволяет решить проблему, когда иностранные работники делают страховые взносы, которые затем никак не влияют на их пенсии. Теперь, вероятно, у них будет больше стимулов к легальной работе – например, проработав в России год, такой иностранец сможет претендовать на какую-то часть российской пенсии.

Граждане РФ ранее постоянно проживали на территориях государств, входивших в СССР (в частности Туркменистана и Грузии), и работали там по трудовым договорам, заключенным с местными работодателями. Включаются ли периоды работы в странах бывшего СССР в страховой стаж для пособия по временной нетрудоспособности (как в период существования СССР, так и после приобретения бывшими союзными республиками статуса независимых государств)? Засчитываются ли периоды работы в Туркмении и Грузии в страховой стаж для пособия по временной нетрудоспособности?

Исчисление страхового стажа для определения размера пособия по временной нетрудоспособности производится в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) и Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (далее - Правила), утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91.

Согласно п. 2 Правил в страховой стаж включаются, в частности, периоды работы по трудовому договору, периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. При этом периоды работы на территории бывших республик Советского Союза до 01.01.1991 включаются в страховой стаж на основании пп. "в" п. 2, пп. "а" п. 3 Правил, поскольку в это время действовала единая система государственного социального страхования СССР (Основные условия обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденные постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23.02.1984 N 191, Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденное постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.1984 N 13-6).

Как следует из п.п. 2, 3 Правил, с 01.01.1991 периоды работы по трудовым договорам на территории стран бывшего СССР включаются в страховой стаж только в тех случаях, когда работодатель обязан был уплачивать страховые взносы или налоги, предназначенные для обеспечения страховых выплат. Однако п. 6 Правил предусмотрено, что международным договором Российской Федерации могут быть установлены иные правила подсчета и подтверждения страхового стажа. В таком случае применяются правила международного договора.

Согласно п. 3 ст. 98 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) (далее - Договор о ЕАЭС) социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. Трудовой (страховой) стаж трудящихся государств-членов засчитывается в общий трудовой (страховой) стаж для целей социального обеспечения (социального страхования), кроме пенсионного, в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Пунктом 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС предусмотрено, что социальное обеспечение (социальное страхование) включает в себя в том числе обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Однако под трудящимися государств-членов в Договоре о ЕАЭС понимаются лица, которые являются гражданами государства-члена, законно находящимися и на законном основании осуществляющими трудовую деятельность на территории государства трудоустройства, гражданами которого они не являются и в котором постоянно не проживают (п. 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС). То есть этот Договор не распространяется на граждан РФ, постоянно проживающих на территории России, которые ранее проживали на территории других государств - членов ЕАЭС и осуществляли там трудовую деятельность.

Также заметим, что сторонами указанного Договора являются Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация (смотрите преамбулу к Договору о ЕАЭС). Кроме того, к этому договору присоединились Республика Армения (со 02.01.2015) и Кыргызская Республика (с 12.08.2015) (Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (Минск, 10 октября 2014 г.), Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (Москва, 23 декабря 2014 г.)). Ни Туркменистан, ни Грузия не входят в состав членов Евразийского экономического союза. Следовательно, на периоды трудовой деятельности в Грузии и Туркменистане правила Договора о ЕАЭС о трудовой миграции не распространяется уже в силу отсутствия у данных государств статуса членов этого Союза.

Отметим, что 15 апреля 1994 г. в Москве было подписано Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов (далее - Соглашение), в соответствии с частью второй ст. 4 которого трудовой стаж, включая стаж на льготных основаниях и по специальности, взаимно признается сторонами Соглашения. Представители ФСС России считают, что ст. 4 Соглашения позволяет включать в страховой стаж периоды работы по трудовому договору на территории стран, для которых этот документ вступил в силу (смотрите интервью с руководителем правового департамента ФСС России О.В. Терещенко, опубликованное в журнале "Нормативные акты для бухгалтера", N 15, август 2008 г.; "Горячая линия: пособия за счет средств ФСС России", "Зарплата", N 5, 6, май, июнь 2009 г.; Четыре нестандартные ситуации по расчету страхового стажа (Е.А. Бреева, "Российский налоговый курьер", N 8, апрель 2012 г.)). Туркменистан и Грузия подписали упомянутое Соглашение, однако для этих государств Соглашение в силу не вступило (смотрите статус Соглашения). Иного международного договора между Россией и Туркменистаном, Россией и Грузией о взаимном признании трудового или страхового стажа не заключено.

Кроме того, обоснованность изложенной позиции ФСС России применительно ко всем случаям работы на территориях бывших союзных республик СССР вызывает сомнения. В рамках отношений по обязательному социальному страхованию под страховым стажем понимается суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов (ст. 3 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"). Трудовой стаж как совокупность периодов трудовой деятельности работника и страховой стаж не являются равнозначными понятиями. Между тем Соглашение не упоминает о страховом стаже, указывая лишь, что трудящиеся-мигранты пользуются социальным страхованием и социальным обеспечением (кроме пенсионного) в соответствии с действующим на территории Стороны трудоустройства законодательством, если иное не предусмотрено специальным соглашением (ст. 10 Соглашения). Из этой формулировки не следует, что в связи с предоставлением обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности трудовой стаж этих лиц, приобретенный в государствах - сторонах Соглашения (кроме России), засчитывается в страховой стаж, учитываемый при определении размера пособия по временной нетрудоспособности в РФ.

Наконец, необходимо обратить внимание, что Соглашение распространяется на трудящихся-мигрантов (работников), то есть лиц, постоянно проживающих на территории страны выезда, которые на законном основании занимаются оплачиваемой деятельностью в стране трудоустройства (ст. 2 Соглашения). Таким образом, под работниками в Соглашении понимаются лица, постоянно проживающие в одном из государств - сторон Соглашения и при этом осуществляющие трудовую деятельность на территории другого государства. Следовательно, Соглашение не распространяется на лиц, осуществляющих трудовую деятельность в государстве, на территории которого они постоянно проживают. То есть Соглашение не применимо, например, к гражданам РФ, состоящим в трудовых отношениях с российским работодателем, которые ранее постоянно проживали на территории другого государства - стороны Соглашения и трудились по договорам, заключенным с местными работодателями.

Поэтому, на наш взгляд, в рассматриваемой ситуации периоды работы сотрудников после 01.01.1991 на территории Туркменистана и Грузии засчитываются в их страховой стаж при исчислении пособия по временной нетрудоспособности только при условии, что работодатели, с которыми такие сотрудники состояли в трудовых отношениях при осуществлении трудовой деятельности на территории этих государств, обязаны были уплачивать страховые взносы (налоги) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в РФ. То же касается осуществления трудовой деятельности в иных государствах - бывших союзных республиках Союза ССР по трудовым договорам, заключенным с местными работодателями, гражданами РФ, которые в настоящее время постоянно проживают на территории России и трудятся у российского работодателя, кроме случаев, когда возможность учета трудового стажа, приобретенного в таких государствах, при исчислении страхового стажа в РФ предусмотрена международным договором Российской Федерации, заключенным с соответствующим государством. В противном случае учитывать время работы в этих государствах при определении продолжительности страхового стажа у работодателя оснований не имеется.

Отдельно следует отметить, что в соответствии со ст. 7 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения (Санкт-Петербург, 24 января 2006 г.) для установления права на пособия по временной нетрудоспособности и материнству, а также определения их размера полностью учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный в связи с трудовой деятельностью на территориях обеих сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Таким образом, периоды работы в Беларуси в полном объеме учитываются при определении страхового стажа для целей исчисления пособия по временной нетрудоспособности в РФ.

Читайте также: