Занятие можно ли сделать хобби профессией знакомит участников со вторым шагом осознанного выбора

Обновлено: 28.06.2024

Как помочь ребенку определиться с профессией еще в детстве

Причем не так, чтобы навязать чаду то, что не удалось в свое время воплотить самому, чтобы неосознанно закрыть собственный гештальт. А так, чтобы помочь ребенку в нужное время почувствовать и понять, в какую сторону зовет его душа.

Для начала давайте разберемся с тем, что значит помочь. Родительская помощь, конечно, очень важна и является неотъемлемым элементом при формировании фундамента из уверенности, силы и воли ребенка. Важна та помощь, которая является поддержкой.

По-настоящему помочь ребенку можно за несколько лет до выбора вуза и поступления. А лучше озадачиться этим с самого детства. Так, чтобы наверняка. Тогда велик шанс не превратить выбор профессии в выматывающее соревнование со временем жизни, а раскрыть для ребенка поиск себя как стиль жизни в целом.

С чего начать? 2 важных шага к осознанному выбору профессии

1-й шаг. Сфокусируйте свое внимание на ребенке

Задача родителя – создать продуманную и качественно выстроенную развивающую среду для ребенка. Да такую, в которой имелись бы возможности для раскрытия всех сфер его развития, а их ни много ни мало восемь:

  • мышление,
  • речь,
  • мелкая моторика,
  • музыкальное развитие,
  • творческое и эстетическое развитие,
  • эмоционально-личностное и социальное развитие,
  • развитие навыков самообслуживания,
  • физическое развитие.

Этот этап достаточно пассивен, но очень важен. Вы создаете условия в своем пространстве и осознанно начинаете наблюдать за своим ребенком и изучать его внутри этих условий.

2-й шаг. Экспериментируйте

Заметив, к каким занятиям у ребенка проявляется интерес, можно попробовать познакомить его с профессиональной средой, где он мог бы свой интерес удовлетворять, а способности применять.

Для того чтобы хобби или увлечение естественным образом переросло в профессию, необходимо выполнение трех условий:

  1. Способности, таланты, данные от рождения.
  2. Возможности эти способности реализовать.
  3. И – непременно! – желание ребенка. Без него ничего не выйдет.

Наша, родительская, зона ответственности – это пункт 2. Целиком и полностью. Ведь мы несем ответственность за тех, кого родили. Терпение и внимательное отношение к детям – вот наши неотъемлемые спутники на пути к успеху.

Когда лучше начинать?

Когда угодно. Можно прямо с раннего детства. Специалисты выделяют четыре возрастных этапа на пути, который способен привести ребенка к по-настоящему любимой профессии.

До 3 лет

Этап, когда заливается фундамент для всего последующего процесса. Этап, когда создается та самая развивающая среда для ребенка, в которой родитель просто за ним наблюдает. На этом этапе можно отмечать реакцию на занятия, которые предлагаются ребенку. Видеть, что у него получается в большей, а что в меньшей степени. Замечать, что вызывает интерес, а что – протест или игнорирование. Все это можно записывать в дневник, а потом анализировать. На данном этапе уже можно выделить направления, которые больше нравятся ребенку.

От 3 до 10 лет

Подобная профориентация в столь раннем возрасте – это абсолютная дозволенность делать большое количество проб без страха допустить ошибку. Можно потренировать свои способности и силы в разных профессиях. Можно посещать самые разные невообразимые занятия и тем самым не только раскрывать и тренировать свои таланты-способности, но и сам навык выбирать.

Этот период захватывает немаловажный этап подготовки к школе, поэтому ее выбор и период успешной адаптации уже сами по себе позволяют оценить сильные и слабые стороны ребенка и подобрать необходимые программы для дальнейшего развития.

От 10 до 14 лет

К этому моменту ребенок успел многое увидеть и попробовать, выявить свои интересы и даже завести увлечения. Но трудный подростковый период способен нарушить доверие между ним и родителем. Поскольку чаще всего в это время подросток отвергает родителя, одновременно с этим он нуждается в сильном взрослом наставнике.

От 14 до 18 лет

Если предыдущие три этапа пройдены верно, то на данном этапе ребенок – тот, который уже и не ребенок вовсе, а подросток, – уже уверенно определился в своем выборе.

На данном этапе могут быть подключены карьерные консультанты или специалисты по подростковой профориентации.

Активная позиция взрослого здесь сводится к тому, чтобы искать и находить достойных репетиторов и мудрых учителей, которые помогут чаду подготовиться и поступить в лучшее учебное заведение по выбранному направлению.

А если время упущено?

Так не бывает. Раскрывать потенциал никогда не поздно. Может быть сложнее. Начните с восстановления доверия между вами и ребенком. Хорошо было бы понять, о чем он думает в отношении своего места в жизни, каким его видит. И если не видит или видит смутно, то помочь ему этот туман рассеять. Это в силах родителя. Думающего и осознанного родителя.

И помните, что бесталанных детей не бывает. Каждый человек с самого рождения наделен дарами свыше. Теми самыми талантами. Вопрос в том, удалось ли их раскрыть, или они все еще пока пребывают в летаргическом сне. Если способности еще не раскрыты, то это не проблема, а всего лишь задача, цель которой – помочь пробудить дары своему уже, возможно, взрослому чаду.

Подробнее об этом: Суздалева М. Дома с мамой : система развития ребенка от А до Я. Ростов-на-Дону : Феникс, 2016.

Большинство людей занимаются нелюбимым делом, а профессиональная неудовлетворенность делает человека несчастным. Ежедневное выполнение обязанностей, не приносящее никакой радости, вызывает стресс и страх за свое будущее. Помимо этого, у человека, не реализованного в работе, формируется заниженная самооценка и комплекс неудачника.

Читайте также: